Научная статья на тему 'Применение технологии сквозного таможенного контроля при реализации таможенных услуг в пограничных пунктах пропуска'

Применение технологии сквозного таможенного контроля при реализации таможенных услуг в пограничных пунктах пропуска Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1130
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афонин Петр Николаевич, Топкова Ирина Александровна

В статье рассмотрен механизм сквозного таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. Рассмотрены преимущества данного механизма, а также мероприятия по его внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Афонин Петр Николаевич, Топкова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение технологии сквозного таможенного контроля при реализации таможенных услуг в пограничных пунктах пропуска»

Применение технологии сквозного таможенного контроля при реализации таможенных услуг в пограничных пунктах пропуска

Application of technology of through customs controls during implementation of customs services at the border check points

Афонин Петр Николаевич

доктор технических наук, профессор кафедры таможенного дела и логистики СЗИ РАНХиГС, академик международной академии прогнозирования, академик международной академии экологии и

безопасности жизнедеятельности pnafonin@yandex.ru

Afonin Petr Nikolaevich

a doctor of the technical sciences (GrandPhD), professor of the department of

customs regulations and logistics of the North-West institute of the Russian Presidential Academy of National

Economy and Public Administration, academician of international Academy of the forecasting, academician of international academy of ecology and health and safety

pnafonin@yandex.ru

Топкова Ирина Александровна

аспирант Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте

Российской Федерации topir89@mail.ru

Topkova Irina Aleksandrovna

postgraduate student of the North-West institute of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Аннотация: В статье рассмотрен механизм сквозного таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. Рассмотрены преимущества данного механизма, а также мероприятия по его внедрения.

Ключевые слова: таможенные операции, таможенный контроль, информационные таможенные технологии, государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.

Annotation: The article describes the mechanism of through customs control of goods and vehicles crossing the customs border of the Customs Union. Moreover the article shows advantages of this mechanism, as well as measures for its implementation.

Keywords: customs operations, customs control, customs information technology, government regulation of foreign economic activity.

Широкое применение информационных таможенных технологий при осуществлении регулирования внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) обусловлено необходимостью обработки и анализа большого объема разнородной информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. ФТС России, как и другие контрольные органы, ориентирована на внедрение перспективных технологий с целью повышения эффективности совершения таможенных операции и организации таможенного контроля [7]. Вопросы применения перспективных таможенных технологий в деятельности таможенных органов отражены в работах Е.Г. Анисимова,

С.В Барамзина, Черныша А.Я и др. [2,3, 4, 5]. Повсеместное использование информационных инновационных технологий на различных этапах совершения таможенных операций делает возможным развитие и создание системы сквозного таможенного контроля, позволяющей повысить качество и оперативность совершения таможенных операций и организации таможенного контроля в пунктах пропуска. Целью работы является исследование системы сквозного таможенного контроля как эффективного инструмента государственного регулирования ВЭД.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

1. Дать определение понятию «сквозной таможенный контроль» и рассмотреть преимущества реализации данного механизма.

2. Определить рекомендации по внедрению механизма сквозного таможенного контроля.

Сквозной таможенный контроль - это форма организации таможенного контроля, основными свойствами которого является высокий уровень автоматизации и информатизации, а также возможность доступа к необходимой информации на любом этапе осуществления таможенных операций (от этапа предварительного информирования до момента выдачи товара получателю). Основой данной системы должна стать межведомственная интегрированная информационная система, позволяющая агрегировать в едином информационном пространстве сведения таможенных и иных контрольных государственных органов. Формирование системы сквозного таможенного контроля можно разделить на 2 этапа:

1. Интеграция существующих комплексов программных средств (далее - КПС) в рамках каждого ведомства. Так, несмотря на то, что КПС таможенных органов созданы на базе одной единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО) многие из них

не интегрированы между собой (например, КПС «Транзитные операции», АС «Пункт пропуска», АИС «АИСТ - М»).

Создание системы сквозного таможенного контроля позволит сосредоточить в одном информационном ресурсе огромный массив данных о товарных партиях, участниках ВЭД, результатах применения форм таможенного контроля и т.д. С одной стороны, наличие полной и формализованной информации позволит осуществить качественный анализ и принять правильное решение о применении тех или иных форм таможенного контроля, с другой стороны, без соответствующих методов и методик анализа данных и отсутствия автоматизированной сверки заявленных сведений с электронными документами не обеспечит должного преимущества. В настоящее время представляемые в ходе совершения таможенных операций документы сверяются ДЛТО визуально. Даже в условиях широкой реализации технологии электронного декларирования товаров, как показывает практика, ДЛТО по-прежнему приходится распечатывать документы для визуального сопоставления данных. Данный факт негативном образом влияет на время совершения таможенных операций и эффективность проведения таможенного контроля. Подсистема автоматизированной сверки данных будет выступать одним из элементов системы поддержки принятия решения ДЛТО о наличии/отсутствии расхождений по соответствующим графам. Наличие расхождения в сведеньях является косвенным признаком возможного нарушения таможенного законодательства и требует применения соответствующих мер по минимизации данного риска.

2. Создание интегрированных межведомственных информационно-программных систем.

Для реализации межведомственного электронного документооборота в рамках единой системы необходимо:

- расширить типы спецификаций взаимодействия (включить государственные органы, ведомства; определить права и обязанности должностных лиц; обеспечить нормативно-правовую регламентацию осуществления межведомственного взаимодействия и взаимодействия с декларантами, перевозчиками, владельцами складов временного хранения, стивидорами, экспедиторами);

- дополнить альбомы форматов документами, предоставление которых предусмотрено нормативными актами на определенных этапах совершения таможенных операций;

- проанализировать и конкретизировать в КПС графы, по которым может осуществлять автоматизированная сверка;

- организация документооборота с декларантами, перевозчиками, владельцами складов временного хранения, стивидорами, экспедиторами.

Стоит отметить, что механизм сквозного таможенного контроля имеет много общего с технологией «Единого окна». «Единое окно» определяется как система, позволяющая всем участникам ВЭД подавать информацию, требуемую контрольными органами для совершения необходимых таможенных операций при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, однократно в одному агентству и в дальнейшем многократно ее использовать на всех этапах перемещения товаров и транспортных средств. Данная технология решает ключевую проблему для упрощения процедур торговли — подачу множества документов с повторяющимися данными только один раз, в одно место и в стандартном формате [1]. Также в работе [6] авторы подчеркивают, что при применении технологии «Единого окна» наблюдается качественно иной уровень функционирования системы управления рисками, оперативное осуществление участникам ВЭД уплаты таможенных пошлин и налогов, экономия людских и финансовых ресурсов, что позволяет контрольным государственным органам

направлять ресурсы на решение более актуальных и важных задач. Реализация данной технологии связано с созданием единых информационных ресурсов и систем, с переходом на электронный документооборот между контрольными органами, однако данная технология является скорее принципом организации таможенного и иных видов государственного контроля в пунктах пропуска, в то время как механизм сквозного таможенного контроля выступает формой и характеристикой организации таможенного контроля.

Создание единой информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры для обработки сведений о товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза позволит в дальнейшем обеспечить широкое внедрение информационно-аналитических систем управления рисками. Данный фактор значительно повысит качество и оперативность выбора объекта и соответствующих форм таможенного контроля на каждом этапе совершения таможенных операций. Также реализация интеграции программных средств позволит в режиме реального времени информировать должностных лиц о наличии в товарных партиях подконтрольных товаров (в настоящий момент необходимо внести соответствующие данные о товаре в КПС Россельхознадзора), о помещении товаров на склад временного хранения, о выпуске ДТ для выдачи товаров получателю, о начале/завершении процедуры таможенного транзита товаров и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной целью создания системы сквозного таможенного контроля является упрощение и ускорение осуществления таможенных операций и таможенного контроля при обеспечении соблюдения экономических интересов и национальной безопасности Российской Федерации. При успешной реализации информационного взаимодействия программных средств возможно

осуществить интеграцию КПС для железнодорожного, морского, автомобильного и авиационного видов транспорта.

Список литературы

1. Апостолов. М. «Единое окно»: ключевой инструмент упрощения процедур торговли и надлежащего управления //Материалы международного семинара «Вопросы государственно-частного сотрудничества в сфере упрощения процедур торговли и их правового регулирования» 8 октября 2010 года. Женева. - Санкт-Петербург, 2011. - с. 39 - 59.

2. Черныш А.Я., Барамзин С.В., Симахин О.Г. Концепция освоения в таможенных органах международных стандартов ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества» // Вестник Российской таможенной академии. - 2010. - № 4. - С. 5-10.

3. Черныш А.Я. Концепция построения теории таможенного дела / А.Я. Черныш, Е.Г. Анисимов // Вестник Российской таможенной академии. 2009. № 3. С. 5—10.

4. Топкова И.А. Зарубежный опыт управления рисками и возможности его использования при таможенном контроле в России // Таможенные чтения - 2011. Инновационная Россия: вызовы образованию и науке: Сборник материалов молодежной научно - практической конференции с международным участием. - СПб.: Санкт - Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2010 г. - С.145-150.

5. Топкова И.А. Зарубежный опыт применения информационных технологий при представлении таможенным органам сведений о товарах, прибывающих морским транспортом, в электронном виде//Актуальные вопросы современной экономической науки [Текст]: Сборник докладов XI-й Международной научной конференции (Липецк, 23 февраля 2013 г.). / Отв. ред. А.В. Горбенко. - Липецк: Издательский центр «Гравис». - 2013. -

С.72 - 95.

6. Набиев О.М., Саидов А.А. Концепция единое окно: нейронечеткий подход при проектировании информационных систем таможни//Журнал «Проблемы информатики». - 2011. - С. 46-52.

7. Приказ ФТС России от 24 января 2008 г. № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет» [Электрон. ресурс]: Официальный сайт компании «Консультант Плюс». М.: consultant.ru, 1994-2014. Режим доступа: World Wide Web. URL: www.consultant.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.