Научная статья на тему 'Применение технологии распределенного реестра в сфере государственного управления'

Применение технологии распределенного реестра в сфере государственного управления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
технология распределенных реестров / блокчейн / информационная безопасность / международный опыт / блокчейн-правительство / сфера государственного управление / бюрократия / distributed ledger technology / blockchain / information security / international experience / blockchain government / field public administration / bureaucracy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Владимирович Токолов

В условиях глобальной цифровизации все большее распространение получает технология распределенного реестра (distributed ledger technology, DLT) или блокчейн, обладающая более весомыми преимуществами перед стандартными системами хранения данных, позволяющая осуществлять передачу и хранение цифровых данных децентрализованным способом. В статье рассматривается использование блокчейн-технологий как способа создания более качественных государственных услуг, а в сфере государственного управления ‒ позволяющего, в первую очередь, ускорить процесс принятия решений, обеспечить снижение расходов, а также исключить фальсификацию информации и снизить коррупционную составляющую. Но новизна этого явления ставит под сомнение его применение. Обсуждается, может ли технология блокчейн стать будущим государственного управления в России. Выделяются плюсы и минусы этого предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of distributed registry technology in the field of public administration

In the context of global digitalization, distributed ledger technology (DLT) or blockchain (Distributed Ledger Technology, DLT), which has more significant advantages over standard data storage systems, is becoming increasingly widespread, allowing the transfer and storage of digital data in a decentralized manner. The article discusses the use of blockchain technologies as a way to create better public services, and in the field of public administration, which allows, first of all, to speed up the decision-making process, reduce costs, and also eliminate falsification of information and reduce the corruption component. But the novelty of this phenomenon casts doubt on its application. It is being discussed whether blockchain technology can become the future of public administration in Russia. It is necessary to highlight the pros and cons of this proposal.

Текст научной работы на тему «Применение технологии распределенного реестра в сфере государственного управления»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 343.721

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-143-148 EDN: https://elibrary.ru/fheqhh NIION: 2015-0066-2/24-967 MOSURED: 77/27-011-2024-02-166

Александр Владимирович Токолов

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, altok40@mail.ru

Аннотация. В условиях глобальной цифровизации все большее распространение получает технология распределенного реестра (distributed ledger technology, DLT) или блокчейн, обладающая более весомыми преимуществами перед стандартными системами хранения данных, позволяющая осуществлять передачу и хранение цифровых данных децентрализованным способом. В статье рассматривается использование блокчейн-технологий как способа создания более качественных государственных услуг, а в сфере государственного управления - позволяющего, в первую очередь, ускорить процесс принятия решений, обеспечить снижение расходов, а также исключить фальсификацию информации и снизить коррупционную составляющую. Но новизна этого явления ставит под сомнение его применение. Обсуждается, может ли технология блокчейн стать будущим государственного управления в России. Выделяются плюсы и минусы этого предложения.

Ключевые слова: технология распределенных реестров, блокчейн, информационная безопасность, международный опыт, блокчейн-правительство, сфера государственного управление, бюрократия

Для цитирования: Токолов А. В. Применение технологии распределенного реестра в сфере государственного управления // Вестник экономической безопасности. 2024. № 2. С. 143-148. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-143-148. EDN: FHEQHH.

Alexander V. Tokolov

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia,

altok40@mail.ru

Abstract. In the context of global digitalization, distributed ledger technology (DLT) or blockchain (Distributed Ledger Technology, DLT), which has more significant advantages over standard data storage systems, is becoming increasingly widespread, allowing the transfer and storage of digital data in a decentralized manner. The article discusses the use of blockchain technologies as a way to create better public services, and in the field of public administration, which allows, first of all, to speed up the decision-making process, reduce costs, and also eliminate falsification of information and reduce the corruption component. But the novelty of this phenomenon casts doubt on its application. It is being discussed whether blockchain technology can become the future of public administration in Russia. It is necessary to highlight the pros and cons of this proposal.

Keywords: distributed ledger technology, blockchain, information security, international experience, blockchain government, field public administration, bureaucracy

For citation: Tokolov A. V Application of distributed registry technology in the field of public administration. Bulletin of economic security. 2024;(2):143-8. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-143-148. EDN: FHEQHH.

Не подлежит сомнению осознание того, что при- обходимость их выбора из широкого спектра цифрового шло время цифровой трансформации инструментов го- арсенала для использования государством. Среди тех-сударственного управления. И в этой связи назрела не- нологий, которые в нашу эру цифровизации применяет

© Токолов А. В., 2024

Применение технологии распределенного реестра в сфере государственного управления

Original article

Application of distributed registry technology in the field of public administration

современное общество для генерации, обмена и распространения потоков информации, а также для торговли и оказания услуг, можно выделить компьютерное оборудование, программное обеспечение, услуги операторов сотовой связи, электронную почту, спутниковые технологии, а также информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Успешное применение таких инновационных продуктов как искусственный интеллект и технология распределенного реестра (Distributed Ledger Technology, DLT) в бизнес-проектах, в вопросах преодоления проблем государственного управления и борьбе с коррупцией, а также задержек с принятием управленческих решений показали свою эффективность не только в России, но и за рубежом. Внедрение технологии распределенного реестра в сферу государственного управления позволит, в первую очередь, ускорить процесс принятия решений, обеспечит снижение расходов, а также исключит фальсификацию информации и снизит коррупционную составляющую.

Технология распределенного реестра или технология блокчейн - это инновационный подход к созданию распределенных баз данных хранящейся информации. Она уникальна тем, что основана на принципе подтверждения каждым участником операции перед окончательным принятием решения, а данные о совершении операции структурируются в своеобразную цепочку, состоящую из блоков информации, связанных между собой, и исключающую в дальнейшей работе подмену или устранение этих блоков благодаря криптографическим методам защиты.

Введение технологии распределенных реестров (блокчейн) в работу административных и управленческих структур оказывает серьезное влияние на их эффективность, скорость и безопасность. В современных реалиях сформировались три наиболее важнейших компонента этой технологии, которыми являются смарт-контракты (смарт-договоры), криптовалюты, цифровые платформы и экосистемы.

Криптовалюты. Цифровая валюта, в основе функционирования которой лежит технология распределенного реестра (блокчейн), способна формироваться, передаваться и храниться вне юрисдикции любого государства или финансового органа, но, несмотря на это, каждая транзакция фиксируется в цепочку блоков (блокчейн) и имеют публичный доступ. При использовании криптовалют в финансовом обороте появляется возможность удешевления, упрощения расчетов, при исключении из участия в них традиционных государственных финансовых систем и всевозможных посредников. Одним из важных преимуществ криптовалют можно выделить защищенность от инфляции. По данным CoinMarketCap [1] известно, что на октябрь 2023 г. в мире зарегистрировано более 22 000 криптовалют, их общая капитализация составляла более 1,1 трлн долларов США. Лидером в мире криптовалют является Бит-коин (BTC), капитализация которого составляет более

54 % от общей суммы и превышает 457 миллиардов долларов США. На втором месте, с большим отрывом, эфириум с долей в 13 %.

Цифровые платформы и экосистемы. Цифровыми платформами называются информационные системы, которые представляют собой совокупность технологий, товаров и предоставляемых услуг, поддерживающие и обеспечивающие работу всех пользователей в сети Интернет в рамках заранее установленного алгоритмом основного числа пользователей. Такое взаимодействие приводит к минимизации трансакционных расходов и формированию добавленной стоимости для участников. «Цифровая экосистема» [2] - это клиенто-центричная бизнес-модель, объединяющая две и более группы продуктов, услуг, информации для удовлетворения конечных потребностей заказчиков. Понятия цифровых платформ и экосистем появились эволюционно из мира офлайн, например человек получал комплекс товаров и услуг в торговых центрах, вокзалах и аэропортах и т. д. С появлением технологий офлайн-платформы и экосистемы начали трансформироваться в цифровые. Примеры российских экосистем - Яндекс, Сбер, VK. зарубежных экосистем - Google, Amazon, Alibaba, Baidu. Они охватывают поле деятельности в области государственного управления, добывающей и обрабатывающей промышленности, точного машиностроения, здравоохранения и медицины, науки, культуры, образования и искусства и пр.

Опыт государственного регулирования технологии распределенного реестра в зарубежных странах

Сектор государственного управления состоит из институциональных единиц, и представляет собой сложный и инертный механизм, оставаясь при этом централизованной системой в каждом из вышеперечисленных направлений. Зачастую регуляторы большинства государств, которые изучают вопросы выпуска, оборота и применения криптовалют, остаются в тени государственного регулирования и занимают выжидательную позицию стороннего наблюдателя. В своем исследовательском отчете «Обзор по криптовалютам, ICO (Intel Coin Offering) и подходам к их регулированию» [3] Центральный банк России знакомит с материалами аналитической проверки состояния правового регулирования в сфере оборота криптовалют в различных странах мира.

Правительства различных стран считают, что технология распределенного реестра способна оказать им неоценимую помощь в построении более эффективного аппарата государственного управления. Главная задача - интеграция технологии распределенного реестра в систему федеральных налогов и сборов, выдача различных электронных документов, оформление патентов и получение различных социальных выплат. Например, правительства стран Америки, Европы и Азии прилагают усилия для внедрения новых блокчейн-технологий в вопросах облегчения государственной

регистрации бизнеса, предоставления торговых услуг и операции в банковском секторе. Платежи на рынках криптовалют приобрели широкое развитие и огромную популярность в странах этих континентов.

Если в Японии, с 1 апреля 2017 года, криптовалюта легализована, и является законным средством платежа, а в Германии криптовалютами можно рассчитываться как обычной денежной единицей, то в Китае все операции в банковском секторе и майнинг запрещены, но допускаются к использованию физическими лицами.

Регуляторы таких стран как Боливия, Алжир, Вьетнам, Киргизия, Индонезия, Ливан, Марокко считают, что цифровые валюты не могут приниматься в виде законного средства платежа и исключают любые возможности для осуществления каких-либо манипуляции с ними. Вопросы данного направления в Российской Федерации пока тоже находятся в состоянии глубокого изучения. Но, несмотря на это, усилия направленные на определение законодательной базы в отношении распределенного хранения информации и обработки данных, особенно в различных отраслях производственной сферы экономики и институтах гражданского общества, нашли свое отражение за рубежом. Особое внимание хотелось бы обратить на страны, в которых вопросы правового регулирования технологии распределенного реестра включены в перечень основных и приоритетных задач государственного уровня, - это Китай, Великобритания,США и Россия.

Существует два вида регулирования распределенного реестра (блокчейн) в государственном и частном секторах:

1) регулирование технологии распределенного реестра осуществляется на основе необходимых юридических норм, принимаются нужные нормативные правовые акты. Создание специальных законодательных норм помогает максимально эффективно использовать эту технологию на всех уровнях управления;

2) процедура правового регулирования технологии распределенного реестра встраивается в современный список нормативных правовых актов, имеющих конкретно ориентированное направление.

Хочется отметить, что сервисы, использующие технологию распределенного реестра, можно разделить на 3 категории:

- обмен и передача данных;

- их совместная обработка;

- хранение лицензий и сертификатов.

В первую очередь, хочется выделить стратегию властей Китая, которые с февраля 2022 г, анонсировали «Программу интеграции технологии распределенного реестра (блокчейн) в национальную экономику» [4]. Руководство государства запланировало создать 15 пилотных зон на более глубокое изучение и тестирование современных технологий, а также внедрение их в повседневную жизнь. По их мнению, использование технологии распределенного реестра способно сократить расходы на 40 % во всех областях государ-

ственной, хозяйственной, общественно-политической и культурной жизни, и является прорывом, которого не возможно было достичь, используя классические системы. В Национальном плане информационного развития, принятом в 2020 году Государственным советом Китая (13-й пятилетний план), бтокчейн-индустрии и технологии распределенного реестра было уделено особое внимание. Реализация плана происходит среди правительств и министерств, т. е. на федеральном уровне (макроуровень) и органов управления правительств провинций Китая. Как заявляют власти Поднебесной, технология распределенного реестра уже прошла внедрение в более 140 государственных сервисах.

Более тщательное изучение нынешней обстановки блокчейн-индустрии Поднебесной, описывается в «Белой книге» (2018 White Paper on China>s Blockchain Industry) [5], которая была издана министерством промышленности и информационных технологий. В книге приводятся прогнозы перспективного развития, а также рассматриваются стандарты применения прорывных технологий, связанных с технологией распределенного реестра (блокчейн). Органы государственного управления региональных провинций Китая подготовили и приняли к исполнению важный пакет документов, имеющих тесную взаимосвязь со стремительным развитием технологии распределенного реестра (блок-чейн-технологий) в стране. Руководства таких провинций, как Чжэцзян, Цзянсу, Гуйчжоу, Фуцзянь, Гуандун, Цзянси, Шаньдун, Внутренняя Монголия и Чунцин подготовили и внедрили рекомендации и инструкции о блокчейне, а в остальных провинциях было принято решение о включении в перечень основных пунктов 13-го пятилетнего плана стратегического развития региона вопроса, направленного на развитие технологии распределенного реестра. На сегодняшний день руководство правительств таких провинций Шэньчжэнь, Ханчжоу, Гуанчжоу, Гуйянь и Ганьчжоу направляют огромные усилия на создание индустриальных парков, представляющих собой зоны развития технологий блокчейн, имеющих поддержку в виде специальных программ.

В сентябре 2022 года политическое руководство Китая заявило, что в КНР оформлено самое большое количество патентов в системе блокчейн в мире (84 % от общего количества). Несмотря на то, что в КНР продолжается жесткий запрет и ограничение на оборот криптовалюты, это заявление стало подтверждением того, что Пекин сохраняет приверженность в названной технологии.

В первых числах февраля 2023 года в средствах массовой информации появилось сообщение, что в Поднебесной введен в эксплуатацию крупнейший в мире блокчейн-кластер, который в состоянии производить обработку 240 млн. операций в секунду в рамках совершения умных контрактов. А уже на июль следующего года политическое руководство КНР анонсировало комплексную программу развития цифровой экономики.

В связи с этим решением крупнейший индустриальный и финансовый центр - Шанхай планирует адаптировать всю свою инфраструктуру в систему распределенного реестра.

В январе 2016 года, в государственных кругах Туманного альбиона был представлен отчет Государственного управления науки о результатах углубленного исследования «Технология распределенного реестра: за рамками Блокчена», которое выполнил Ричард Касти-ляйен (Richard Kasteleiеn), занимающий должность главного научного советника в Английском правительстве. В своем отчете главный научный сотрудник обращает свое внимание на то, что разработка предельно ясной концепции положительного влияния технологии распределенного реестра, которая сможет внести прорывные решения в вопросах оказания государственных и коммерческих услуг для местного населения и процессы деловой активности органов государственного управления Великобритании, является основной и приоритетной задачей Английского правительства. В качестве технологичного заказчика, заинтересованного во внедрении этой передовой технологии, выступает государство. Двигаясь в этом направлении, государственный аппарат может интенсивно влиять на экономическую активность в этом секторе путем его дополнительной поддержки. В одной из своих обзорных статей, господин Кастеляйн пишет, что у государства есть возможность способствовать наступлению будущего, в котором предоставление государственных услуг является более персональным, последовательным, немедленным и эффективным во всех сферах государственного механизма управления.

В Соединенных Штатах Америки федеральное правительство занимается вопросами государственного регулирования технологии распределенного реестра (блокчейн), на макроуровне - федеральные агентства, а, в свою очередь, на региональном уровне правительственные органы штатов. В 2017 году штат Делавер презентовал инициативу автоматизировать юридическую и операционную деятельность компаний. Новая система должна будет, отслеживая движение акций и управляя коммуникацией клиентов-владельцев акций, переводить процесс регистрации компаний в цифровую среду. На сегодняшний момент Федеральное правительство пока еще не занималось принятием единых локальных документов и наставлений, регламентирующих применение технологии распределенного реестра на всей территории США. Госрегулирование реализуется на уровне федеральных агентств США в рамках их компетенций. В 2018 году Конгрессом США был опубликован отчет экономической деятельности, в котором государственное регулирование технологии блокчейн запланировано адаптировать в систему нормативного регулирования банковского сектора - рынка ценных бумаг, системы денежного оборота, а также сбора, начисления, расчета налогов и сборов на всей территории государства.

В Российской Федерации деятельность органов государственного управления, направленная на регулиро-

вание технологии распределенного реестра (блокчейна), наряду с остальными цифровыми технологиями проходит стадию становления. Правительством Российской Федерации принято большое количество нормативных и правовых актов, таких как «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг», которая была утверждена указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203. Также в 2017 г. Правительством РФ была одобрена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», в Положении о системе управления реализацией которой раскрывается функциональная структура системы управления выполнением национальной программы, порядок разработки, мониторинга и контроля выполнения федеральных проектов, входящих в ее состав. Также в целях развития информационного общества Правительством были разработаны и проходят стадию согласования и принятия проекты федеральных законов: «О цифровых финансовых активах», «О системе распределенного национального майнинга», «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)», «О внесении изменений в части первую, вторую и четверную Гражданского кодекса Российской Федерации». Постановление Правительства РФ от 2 марта 2019 г. № 234 «Об управлении системой реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Первоочередные цели и задачи, направленные непосредственно на выполнение пунктов программы «Цифровая экономика Российской Федерации», носят комплексный, взаимосвязанный характер и проходят апробацию в шести направлениях деятельности Правительства РФ:

1) создание нормативной базы для цифровой среды;

2) обеспечение информационной безопасности;

3) создание условий для цифровой трансформации экономики;

4) развитие цифровой инфраструктуры;

5) развитие цифровых технологий и инноваций;

6) цифровое государственное управление;

7) улучшение качества жизни граждан.

В списке цифровых технологий особо выделяется технология хранения информации о транзакциях (блокчейн). Кроме того, ведется работа по реализации стратегического плана, направленного на внедрение и развитие технологии распределенного реестра в Российской Федерации. Эксперты в области цифровой экономики приводят аналитический отчет, подтверждающий, что положительный эффект от внедрения данной технологии к 2024 г. может превысить 165 млрд долларов США.

Так, федеральный закон «О цифровых финансовых активах» дает более полное определение ICO, «токе-нам» и «цифровой валюте». Закон определяет оператора обмена цифровых финансовых активов и реестр пользователей информационной системы. В случае обмена

токенов на рубли и иностранную валюту необходимо обращаться к операторам, получившим соответствующую лицензию на указанную деятельность от регулятора. Определен статус уполномоченного банка, в перечне обязанностей которого находятся не только денежные переводы средств, но и совершение различных транзакций под контролем лицензированного оператора, ведение и контроль реестра уполномоченных банков обеспечивает Банк России. В Федеральном законе № 34 «О внесении изменений в часть первую, вторую и четверную Гражданского кодекса Российской Федерации» определены понятия «самоисполняемых сделок» и «цифровых прав», предусмотрена их судебная защита и отвечающая установленным законом признакам децентрализованной информационная система, к которой относятся технологии распределенного реестра.

В Российской Федерации государственное регулирование внедрение технологии распределенного реестра может иметь два пути развития - путем принятия нормативного правового акта применения технологии распределенного реестра или наполнением действующих нормативных актов дополнениями, направленными для использования данной технологией в границах ответственности министерств и ведомств.

В ноябре Всемирный банк опубликовал международный рейтинг цифровизации правительства и госуслуг GovTech Maturity Index (GTMI), в котором Россия заняла 10 место и является одним из мировых лидеров по цифровым технологиям в области государственного управления. Это не только электронный документооборот. Стало нормой оплачивать налоги через портал «Госуслуги» или записаться на прием к врачу через телекоммуникационную сеть «Интернет». Всего в исследовании участвовало 198 стран с различным уровнем развития информационных технологий.

Вполне возможно, что блокчейн-правительство будет больше похоже на бизнес-структуру, чем на монополию в предоставлении государственных услуг. Это означает, что будет более важно выстраивать отношения с гражданами как потребителями услуг, предоставляя им качественные услуги и выгодные условия.

Для более эффективного применения передовых технологий разумно рассмотреть стратегический план развития технологии распределенного реестра на всей территории нашей страны, имеющий более масштабные цели и являющийся ключевой частью в едином механизме внедрения национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Российская Федерация решила изменить модель управления экономикой и добиться полного охвата циф-ровизацией всего государственного сектора. Технологии распределенного реестра в Российской Федерации стремительно развиваются. Особенно это заметно на уровне внедрения на предприятиях различных секторов экономики. Правительство в настоящий момент работает над созданием законодательного фундамента для эффектив-

ного регулирования цифровизации. Но криптовалюты, являющиеся имуществом в нашей стране, представляют из себя одну из основных составляющих технологии распределенного реестра и имеют определенные ограничения. Их нельзя использовать в качестве платежного средства, но при этом их можно приобретать, майнить и обменивать на традиционные валюты. Отношение к цифровым активам со стороны правительства пока неоднозначное. В 2021 году председатель правления Сбербанка Г. Греф говорил: «Криптовалюта - это отходы технологии блокчейна!» [6]. В феврале 2023 года были приняты несколько законов, которые вводят ограничения в области цифровых технологий. Они не охватывают все сферы деятельности государства и не предоставляют ответы на вопросы, волнующие современное общество. Существующие законодательные нормы не достаточно четко определяют различные термины и понятия. Участники криптосферы активно ищут возможности вступить в диалог с правительством, чтобы совместно разработать более понятные и выгодные правила взаимодействия. Они ищут пути сотрудничества, рассматривая основы правового регулирования с законодательным органом государственной власти для достижения общих целей.

Блокчейн-технологии обладают достаточным потенциалом для улучшения предоставления электронных услуг и, что еще важнее, для повышения доверия к государственному сектору. Живость дискуссий и разнообразие высказанных идей и подходов к внедрению технологии распределенного реестра в разных странах доказывают, что эта технология способна стать будущей основой государственного управления.

В заключении хотелось бы отметить, что блокчейн-технологии представляют собой инновационную парадигму для сбора, хранения и обработки данных, что является крайне актуальной потребностью в нашем информационном обществе.

Список источников

1. Все криптовалюты // https://coinmarketcap.com/

2. Цифровые экосистемы России, 2022 // https:// www.iep.ru/files/news/Issledovanie_jekosistem_Otchet. pdf.

3. Обзор по криптовалютам, ICO (Initial Coin Offering) и подходам к их регулированию / Банк России, декабрь 2017 // http://www.cbr.ru/Content/Document/ File/36009/rev_ICO.pdf.

4. КНР запускает проект глобальной интеграции блокчейна // https://incrypted.com/china-launches-blockchain-integration/.

5. Опубликована Белая книга по блокчейн-индустрии Китая // https://translated.turbopages. org/proxy_u/en-ru.ru.8a5f4fdd-658968a6-25a18472-74722d776562/https/pandaily.com/white-paper-on-chinas-blockchain-industry-published/.

6. Герман Греф. Криптовалюта это // https:// cryptorussia.ru/video/kriptovalyuta-eto-othody-tehnologii-

blokcheyn-german-gref-na-vstreche-s-klientami-sberbank? ysclid=lqkvq1tcgh84437535.

References

1. All Cryptocurrencies // https://coinmarketcap.com/

2. Digital ecosystems of Russia, 2022 // https://www. iep.ru/files/news/Issledovanie_jekosistem_Otchet.pdf.

3. Review on Cryptocurrencies, IPOs (Initial Coin Offering) and approaches to their regulation / Bank of Russia, December 2017 // http://www.cbr.ru/Content/ Document/File/36009/rev_ICO.pdf.

4. China launches a global blockchain integration project // https://incrypted.com/china-launches-blockchain-integration/.

5. A White paper on the blockchain industry in China has been published // https://translated.turbopages. org/proxy_u/en-ru.ru.8a5f4fdd-658968a6-25a18472-74722d776562/https/pandaily.com/white-paper-on-chinas-blockchain-industry-published/.

6. German Gref. Cryptocurrency is // https:// cryptorussia.ru/video/kriptovalyuta-eto-othody-tehnologii-blokcheyn-german-gref-na-vstreche-s-klientami-sberbank? ysclid=lqkvq1tcgh84437535.

Библиографический список

1. Тапскотт Д., Тапскотт А. Блокчейн-революция. Как технология, стоящая за биткойном, меняет деньги, бизнес и мир. М. : Эксмо, 2017. 210 с.

2. Свон М. Блокчейн. Схема новой экономики. М. : Олимп-Бизнес, 2017. 240 с.

3. Генкин А., Михеев А. Блокчейн. Как это работает и что ждет нас завтра. М. : Альпина Паблишер, 2018. 592 с.

4. Арянова Т. Комиссия по ценным бумагам и биржам США решила приравнять ICO к выпуску ценных бумаг // Insider PRO. https://ru.insider.pro/ (дата обращения: 28.05.2023).

5. ЦБ Китая запретил банкам операции с Bitcoin // Ведомости. https://www.vedomosti.ru/ (дата обращения: 29.09.2022).

6. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»// «Российская газета», № 165, 29.07.2006.

7. Зачем России криптовалюта // АГИТ ПОЛК. http://agitpolk.ru/ (дата обращения: 29.10.2022).

8. Коречков Ю. В., Целищев П. Б. Экономическая эффективность использования криптовалюты в российской экономике // Интернет-журнал «Науковедение». 2018. Т. 8. № 6. http://naukovedenie.ru/ PDF/14EVN616.pdf.

9. Объем рынка технологии блокчейна достигнет $7.7 миллиардов к 2024 году // https://coinspot.io/news/ breaking-news/obem-rynka-tehnologii-blokchejna-dostig-net-7-7-milliardov-k-2024-godu/.

10. Для чего нужна технология блокчейн? // https://blockchamwiki. ru/dlya-chego-nuzhna-tehnologiya-blokchejn/.

Bibliographic list

1. Tapscott D., Tapscott A. The blockchain Revolution. How the technology behind bitcoin is changing money, business and the world. M. : Eksmo, 2017. 210 p.

2. Swan M. Blockchain. Scheme of the new economy. M. : Olympus-Business, 2017. 240 p.

3. Genkin A., Mikheev A. Blockchain. How it works and what awaits us tomorrow. M. : Alpina Publisher, 2018. 592 p.

4. Aryanova T. The U.S. Securities and Exchange Commission decided to equate ICO to the issue of securities // Insider PRO. https://ru.insider.pro/ (accessed: 28.05.2023).

5. The Central Bank of China has banned banks from transactions with Bitcoin // Vedomosti. https://www.vedo-mosti.ru/ (accessed: 29.09.2022).

6. Federal Law № 149-FZ dated 27.07.2006 «On Information, Information Technologies and Information Protection» // Rossiyskaya Gazeta, № 165, 29.07.2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Why does Russia need cryptocurrency // AGIT POLK. http://agitpolk.ru/ (accessed: 29.10.2022).

8. Korechkov Yu. V, Tselishchev P. B. Economic efficiency of using crypto currency in the Russian economy // Online journal «Science Studies». 2018. Vol. 8. № 6. http:// naukovedenie.ru/PDF/14EVN616.pdf.

9. The market volume of blockchain technology will reach $7.7 billion by 2024 // https://coinspot.io/news/break-ing-news/obem-rynka-tehnologii-blokchejna-dostignet-7-7-milliardov-k-2024-godu/.

10. What is blockchain technology for? // https://block-chamwiki.ru/dlya-chego-nuzhna-tehnologiya-blokchejn/.

Информация об авторе

А. В. Токолов - доцент кафедры международного и публичного права Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук.

Information about the author A .V. Tokolov - Associate Professor of the Department of International and Public Law of the Faculty of Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences.

Статья поступила в редакцию 16.01.2024; одобрена после рецензирования 22.02.2024; принята к публикации 18.03.2024.

The article was submitted 16.01.2024; approved after reviewing 22.02.2024; accepted for publication 18.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.