ISSN 2541-8025
Том XV 5-2019
Проблемы экономики и юридической практики
УДК 347 ББК 67.404
6.5. К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
V __V ___ 1
БЛОКЧЕИН-ТЕХНОЛОГИИ: АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА1
©Середа Алексей Валерьевич, аспирант Департамента правового регулирования экономической деятельности; заместитель начальника Управления международного сотрудничества
Место работы: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
Аннотация
Задача. В настоящей статье приводится краткий анализ зарубежного опыта правового регулирования технологии блокчейн. В целях поиска наиболее оптимального нормативного определения данного понятия исследуются подходы, существующие в законодательстве зарубежных стран и научной литературе.
Выводы. Правовое регулирование блокчейн-технологии не может осуществляться в отрыве от конкретных способов ее применения. Во многом, именно практический аспект играет главную роль при решении вопроса о выборе модели правового регулирования в отношении определенного вида криптоактивов. В то же время, следует учитывать, что правовые нормы общего характера (в частности, нормы-дефиниции) будут способствовать более четкому построению всей системы правового регулирования и могут служить «отправной точкой» для правоприменительных органов при разрешении споров. Практическое значение. Исследуемый в данной статье опыт зарубежных стран может быть адаптирован и применен к российским реалиям в свете необходимости совершенствования национального законодательства для обеспечения необходимых правовых условий построения и функционирования цифровой экономики как одной из приоритетных государственных задач.
Ценность. В статье приводится обзор наиболее актуальных изменений зарубежного законодательства в исследуемой сфере, исследуется значительное количество источников по данной теме. Выводы могут быть использованы в ходе дальнейшей работы по разработке нормативно-правового регулирования имущественного оборота криптоактивов в РФ. Ключевые слова: блокчейн, распределенные реестры, зарубежный опыт, криптоактивы, криптовалюта, биткойн.
Несмотря на то, что технология «блокчейн» изначально рассматривалась преимущественно с точки зрения технического обеспечения функционирования криптовалют (в частности, биткойна), в последнее время ее роль в цифровой трансформации различных отраслей экономики (от торговли ценными бумагами до защиты интеллектуальных прав) заметно возросла. [11] По прогнозам экспертов Мирового экономического форума, к 2027 году примерно 10% мирового ВНП будет сконцентрировано в сфере использования блокчейн-технологий. [16] Среди основных преимуществ применения технологий распределенных реестров специалисты выделяют отсутствие посредников в отношениях между финансовыми организациями, быстрое развитие торговли активами и повышение надежности фиксации имущественных прав. [16] Кроме того, данная технология будет способствовать более высокому уровню транспарентности проводимых трансакций, поскольку по своей природе блокчейн является децентрализованным реестром всех совершаемых операций и может быть использован для хранения информации различного типа. Несмотря на широкие возможности использования данной технологии, её правовое регулирование носит, во многом, фрагментарный характер, что представляется серьезным препятствием на пути к ее дальнейшему развитию и внедрению. В связи с этим,
1 Научный руководитель: Ручкина Гульнара Флюровна, руководитель Департамента правового регулирования экономической деятельности, д.ю.н., профессор, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Scientific Advisor: Gulnara F. Ruchkina, Head of Department of Legal Regulation of Economic Activities, Doctor of Legal Sciences, Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation
представляется целесообразным провести краткий анализ существующих в зарубежных странах подходов к правовому регулированию данной технологии.
Несмотря на то, что некоторыми исследователями выдвигается тезис о «неурегулированности» блокчейн-технологий, данный вывод представляется не в полной мере соответствующим действительности. Данная позиция, во многом, основана на неверном понимании природы блокчейна, который, в первую очередь, является основанной на криптографических алгоритмах шифрования данных технологией и сам по себе не нуждается в специальном правовом регулировании. Представляется уместным провести определенные параллели с более известными нам явлениями, например, электричеством: его физическая природа не подвластна правовым законам, поэтому характер движения электрических зарядов не изменится при принятии соответствующего нормативного правового акта. В то же время, подобные акты требуются для установления тарифов и норм потребления электроэнергии, закрепления существенных условий договора энергоснабжения или утверждения правил по безопасному использованию электроустановок. Иными словами, правовое регулирование физических явлений или технологий становится необходимым только в случае их практического использования в экономическом обороте для обеспечения баланса и защиты прав и законных интересов участвующих в нем субъектов. По нашему мнению, применение данного подхода к технологии блокчейн должно подразумевать разработку специальных норм, регулирующих конкретные способы ее использования, что находит свое отражение в зарубежном законодательстве (в частности, в США, Японии, Великобритании и других государствах). При этом
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ БЛОКЧЕЙН-ТЕХНОЛОГИЙ: АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА
Середа А. В.
следует отметить, что правовое регулирование на национальном уровне зачастую основывается на противоположных подходах, в связи с чем потенциал использования технологии распределенных реестров в значительной степени уменьшается из-за правовой неопределенности или прямых запретов на осуществление отдельных видов деятельности, основанных на использовании блокчейна. [11] Так, например, в августе 2018 года Народный Банк Китая, Комиссия по банковскому регулированию, Центральная комиссия по цифровому пространству, Министерство общественной безопасности и Государственная администрация по рыночному регулированию выступили с совместным заявлением, в котором было отмечено, что «монеты и киберденьги, именуемый криптовалютой» не могут быть эмитированы официально уполномоченными на выпуск денежных средств на территории КНР субъектами, не являются законным платежным средством и не подлежат обязательному приему в качестве встречного исполнения по обязательствам, а значит, не имеют правового статуса национальной валюты. [13] Данный акт де-юре запретил деятельность по первичному размещению монет на территории Китая, поэтому организациям, выпустившим токены до принятия данного совместного заявления, было предписано обеспечить защиту прав инвесторов, в том числе, путем возврата ранее полученных денежных средств в ходе проведения ICO. В этой связи наиболее перспективным видится разработка единой модели правового регулирования использования блокчейн-технологий на наднациональном уровне, что будет способствовать дальнейшему технологическому и экономическому развитию и росту.
Отсутствие единого подхода к определению понятия «блок-чейн» во многом подтверждает высказанный ранее тезис о нецелесообразности специального правового регулирования данной технологии как таковой. Согласно научному отчету главного научного консультанта Правительства Великобритании, под блокчейном следует понимать тип базы данных, основанной на группировке имеющихся в ней записи в блоки, связанные между собой посредством использования криптографической подписи.[7] Аналогичным образом эта технология определяется в материалах Центра аналитических исследований Сбербанка России, где также указываются следующие характерные признаки технологии обмена данных:
- идентичность данных всех участников сети;
- автоматическая синхронизация данных у всех участников за счет особенностей сетевой конфигурации;
- наличие полноценной копии данных у каждого участника сети;
- равный доступ к истории трансакций у всех участников сети. [4]
В Декрете Президента Республики Беларусь «О развитии цифровой экономики» нормативное определение блокчейна отсутствует, однако, исходя из приведенной в данном нормативном правовом акте дефиниции понятия «майнинг», можно сделать вывод, что под блокчейном понимается «реестр блоков трансакций». [1] Представляется, что данный подход носит исключительно утилитарный характер и преимущественно направлен на решение задачи по введению в правовое поле данного термина, поэтому определение носит столь упрощенный характер.
Иная позиция к определению данного понятия высказывается профессором М. Свон, которая предлагает понимать под термином «блокчейн» децентрализованный журнал записи транзакций, являющийся частью более широкой вычислительной инфраструктуры, которая также должна включать в себя функции хранения, коммуникации, обслуживания файлов и
архивирования. [3] Схожий подход к определению данного понятия можно обнаружить в законодательстве штата Невада (США), согласно которому блокчейн - это электронная запись о транзакциях и иных данных, которая единообразно упорядочена, хранится и поддерживается на одном или нескольких ЭВМ для обеспечения сохранности и устойчивости записанной информации и защищена при помощи криптографии. [12] Тем не менее, более точным в силу технических особенностей блокчейна все же представляется его определение как базы данных, что находит свое отражение в отечественной научной литературе. [2]
При этом следует в очередной раз отметить, что единый подход к определению понятия «блокчейн» в настоящее время отсутствует, что свидетельствует о необходимости стандартизации в данной сфере в целях обеспечения нормативной совместимости и дальнейшего технологического прогресса в использовании технологий распределенных реестров. В настоящее время создан Международный технический комитет по вопросам разработки стандартов для технологии блокчейн, которым была разработана «дорожная карта» соответствующих мероприятий. Согласно предлагаемому в данном документе порядку проведения сертификации, наивысший приоритет планируется уделить терминологии в данной сфере. Унификация также должна коснуться требований по конфиденциальности, руководству, совместимости, безопасности, предотвращению и минимизации рисков. [14] В настоящее время подобные меры предпринимаются только на национальном уровне, что представляется возможным проиллюстрировать на примере Великобритании и Мальты.
В первую очередь, необходимо отметить, что попытки регулирования использования блокчейн-технологий в данных государствах основаны на общем позитивном отношении к их применению в хозяйственном обороте. Так, в марте 2018 года Казначейством Великобритании в «Стратегии развития финтех-сектора» была отмечена необходимость выявления, анализа и управления рисками использования криптоактивов для исследования дальнейших перспектив и возможных положительных результатов использования технологии распределенных реестров в финансовых услугах.[10] Для решения этой задачи учреждается целевая рабочая группа по криптоактивам, в состав которой войдут представители Казначейства, Банка Англии и Управления финансового надзора. Результатам работы группы также должна была стать подготовка рекомендаций по правовому регулированию криптоактивов для соответствующих органов государственной власти, в связи с чем в октябре 2018 года был опубликован соответствующий отчет. В данном документе подчеркивается возможность эффективного применения блокчейн-технологий в различных (в т.ч., финансовой) сферах, в связи с чем вышеуказанные государственные структуры берут на себя обязательства по поддержке дальнейшего развития деятельности, связанной с использованием криптоактивов в Великобритании. В данном документа также приводится нормативное определение распределенных реестров как технологии, предоставляющей возможность децентрализованной передачи и обновления данных участникам сети, которые могут безопасно предлагать, подтверждать и записывать изменения данных в синхронизированном реестре, распределенном между всеми участниками сети.[9] Кроме того, целевая рабочая группа по законодательству Великобритании в настоящее время ведет работу по подготовке отчета о правовом регулировании криптоактивов и смарт-контрактов, кото-
ISSN 2541-8025
Том XV 5-2019
Проблемы экономики и юридической практики
рый должен определить те виды общественных отношений, регулирование которых в настоящее время является недостаточным или отсутствует в принципе. [5] Иными словами, полноценное правовое регулирование использования блокчейн-технологий в Великобритании в настоящий момент отсутствует, однако при этом ведется активная работа по выявлению наиболее значительных пробелов в национальном законодательстве в данной сфере с целью разработки и принятия специальных актов, вносящих достаточную степень правовой определенности и создающих необходимые условия для дальнейшего использования криптоактивов.
В качестве возможного ориентира следует рассматривать опыт Мальты, которую в прессе даже называют «островом блокчейна» после принятия в 2018 году ряда нормативных правовых актов, регулирующих исследуемую сферу общественных отношений: Акте о Службе по цифровым инновациям, Акте об инновационных технологических мерах и услугах и Акте о виртуальных валютах. [8] В соответствии с Актом о Службе по цифровым инновациям, технология распределенных реестров рассматривается как система баз данных, в которой информация записывается, хранится и синхронизируется через узловую сеть или ее аналог, а в качестве такого узла может выступать конкретное устройство или компьютерная подсеть. По сравнению с определением, разработанным целевой рабочей группой по криптоактивам Великобритании, данный подход представляется более точным, поскольку любой реестр технически представляет собой базу данных, а не некую абстрактную «технологию». Кроме того, в Акте об инновационных технологических мерах и услугах приводятся требования к таким продуктам, которые, помимо прочего, должны быть доступны для внешних проверок. Несмотря на то, что конкретные способы проведения таких проверок в данном законе не указаны, этот признак следует выделить в качестве важнейшего критерия признания безопасности применения конкретной технологии. В то же время, необходимо отметить, что само понятие «технология распределенных реестров» употребляется только в преамбуле Акта о Службе по цифровым инновациям, что свидетельствует о необходимости разработки и принятия дополнительного регулирования для развития заложенных в данных документах основ.
Кроме того, уместно упомянуть некоторые государства, успешно использующие блокчейн в общественных целях без принятия специальных нормативных правовых актов для его регулирования. Например, электронная платформа правительства Эстонии, которая предоставляет информацию о национальных системах законодательства, судопроизводства и здравоохранения, функционирует на основе технологии распределенных реестров, которая гарантирует возможность круглосуточного доступа к системе для заявителей. [11] Кроме того, в швейцарском регионе Цуг был начат выпуск цифровых документов, идентифицирующих личность, реестр которых также основан на блокчейне. Наиболее амбициозные инициативы запланированы правительством ОАЭ, которое объявила о том, что вся деятельность городской администрации Дубая будет основана на использовании данной технологии. [6] Соответствующая стратегия должна не только способствовать привлечению инвестиций в национальную экономику, но и служить общественным и экологическим целям, упрощая процессы коммуникации между частными и публично-правовыми субъектами, а также сокращая количество используемой бумаги. [15]
Таким образом, блокчейн-технологии и криптоактивы в настоящее время приобретают все большее распространение в разных странах мира. Несмотря на то, что с момента запуска первого продукта, основанного на блокчейне, прошло более 10 лет, полноценная система нормативно-правового регулирования на данный момент не создана не только на международном, но и на национальном уровне. Тем не менее, существующие тенденции свидетельствуют о том, что в скором времени будут приняты специальные акты, устанавливающие пределы использования конкретных продуктов и сервисов, основанных на блокчейне, а значит, будет сделан важный шаг на пути к упорядочению общественных отношений в данной сфере [17]. Исследование опыта Великобритании представляется весьма перспективным для российского законодателя, однако его полноценная имплементация может быть невозможна в связи с существующими ограничениями по использованию криптоактивов в финансовой сфере.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 92,43%.
Список литературы:
1. Декрет Президента Республики Беларусь № 8 «О развитии цифровой экономики» [Электронный ресурс] // Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь. Режим доступа: http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/dekret-8-ot-21-dekabrja-2017-g-17716 (дата последнего обращения: 13.10.2019)
2. Новоселова Л.А. Открытый диалог на тему «Актуальные проблемы права информационных технологий и интеллектуальной собственности» [Электронный ресурс] // Сайт LF Academy. Режим доступа: https://lfacademy.ru/course/1333095 (дата последнего обращения: 13.10.2019)
3. Свон М. Блокчейн. Схема новой экономики. [Электронный ресурс] / М. Свон.— М. : Олимп-Бизнес, 2017
4. Центр аналитических исследований Сбербанка, апрель 2017. Презентация «Зачем Сбербанку Блокчейн». [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://files.runet-id.com/2017/rif/presentations/ 19apr.rif17-1.2--bulichkov.pdf (дата последнего обращения: 13.10.2019)
5. 'Cryptoassets, DLT and Smart Contracts - UK Jurisdiction Taskforce Consultation -The Law Society' [Электронный ресурс] // Сайт LawSociety. Режим доступа: https://www.lawsociety.org.uk/news/stories /cryptoassets-dlt-and-smart-contracts-ukjt-consultation/ (дата последнего обращения: 13.10.2019)
6. 'UPort Announces Zug Digital Ethereum ID Pilot' [Электронный ресурс] // Сайт ETHNews.com. Режим доступа: https://www.ethnews.com/uport-announces-zug-digital-ethereum-id-pilot (дата последнего обращения: 13.10.2019)
7. A report by the UK Government Chief Scientific Adviser "Distributed Ledger Technology: beyond block chain". [Электронный ресурс] // Сайт UK Government. Режим доступа: https://www.gov.uk/government /uploads/system/uploads/attachment_data/file/492972/gs-16-1-distributed-ledger-technology.pdf (дата последнего обращения: 13.10.2019)
8. Block Stuffs, Top 10 Countries to Adopt Blockchain Technology' [Электронный ресурс] // Сайт blockstuffs.com. Режим доступа: https://www.blockstuffs.com /blog/countries-adopting-blockchain (дата последнего обращения: 13.10.2019)
9. Cryptoassets Taskforce, 'Cryptoassets Taskforce: Final Report' [Электронный ресурс] // Сайт UK Government. Режим доступа: https://www.gov.uk/government /publications/cryptoassets-taskforce (дата последнего обращения: 13.10.2019)
10. HM Treasury, 'Fintech Sector Strategy' [Электронный ресурс] // Сайт UK Government. Режим доступа: https://www.gov.uk/government /publications/fintech-sector-strategy (дата последнего обращения: 13.10.2019)
11. Josias N Dewey, Global Legal Insights : Blockchain & Cryptocurrency Regulation (First edition, London, UK : Global Legal Group Ltd 2019) [Электронный ресурс] // Сайт Global Legal Insights. Режим доступа: https://www.globallegalinsights.com /practice-areas/blockchain-laws-and-regulations (дата последнего обращения: 13.10.2019)
12. Nevada Senate Bill 398 https://www.leg.state.nv.us/App/NELIS/REL /79th2017/Bill/5463/0verview (дата последнего обращения: 13.10.2019)
13. Notice adopted by the People's Bank of the PRC, Ministry of Industry and Information Technologies of the PRC, PRC's Banking Regulatory Commission, PRC's Commission Regulating Securities and PRC's Commission Regulating Insurance [Электронный ресурс] // The People's Bank of China. Режим доступа: http://www.pbc.gov.cn/publish/goutongjiaoliu
/524/2013/20131205153156832222251/20131205153156832222251_.html (дата последнего обращения: 13.10.2019)
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ БЛОКЧЕИН-ТЕХНОЛОГИИ:
АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА Середа А. В.
14. Roadmap for Blockchain Standards Report - March 2017 Australia. [Электрон- обращения: 13.10.2019)
ный ресурс] // Сайт Standards Australia. Режим доступа: 16. World Economic Forum, 'Deep Shift: Technology Tipping Points and Societal Im-
http://www.standards.org.au/OurOrganisation/News/Documents/Roadmap_for_Bl pact' [Электронный ресурс] // Сайт World Economic Forum. Режим доступа:
ockchain_Standards_report.pdf (дата последнего обращения: 13.10.2019) http://wef.ch/1mvqY1Y (дата последнего обращения: 13.10.2019).
15. Smartdubai, 'BLOCKCHAIN' [Электронный ресурс] // Сайт Smart Dubai. Режим 17. Ручкина Г.Ф. и др. Развитие предпринимательства: концепции, цифровые доступа: https://www.smartdubai.ae/initiatives /blockchain (дата последнего технологии, эффективная система: М. Дашков и К. - 2019. - 605 с.
REVISITING THE BLOCKCHAIN TECHNOLOGY LEGAL REGULATIONS: FOREIGN EXPERIENCE ANALYSIS
©Sereda Alexey V., postgraduate student, Department of Legal Regulation of Economic Activities; Deputy Head, International Relations Department Work place: Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow
alvsereda@fa. ru
Annotation
Purpose. This article provides a brief analysis of foreign experience in the legal regulation of blockchain technology. In order to find the most optimal regulatory definition of this concept, the author examines the approaches existing in the legislation of foreign countries and scientific literature. Design. The legal regulation of blockchain technology cannot be carried out isolated from particular means of its application. In many ways, the practical aspect plays the main role in the choice of the most appropriate legal regulation model in relation to a certain type of cryptoassets. At the same time, it should be borne in mind that general legal norms (in particular, definitions providing rules) will contribute to a clearer construction of the entire system of legal regulation and can serve as a "starting point" for law enforcement agencies in resolving disputes.
Findings. The experience of foreign countries studied in this article can be adapted and applied to Russian realities in the light of the need to improve national legislation to ensure the necessary legal conditions for the construction and functioning of the digital economy as one of the state priorities. Originality/value. The article provides an overview of the most relevant changes in foreign legislation in the investigated field and explores a significant number of sources on this topic. Conclusions can be used in the course of further work on the development of legal regulation of the economic turnover of cryptoassets in the Russian Federation.
Keywords: blockchain, distributed ledgers, foreign experience, cryptoassets, cryptocurrency, bitcoin.
Reference list:
1. Dekret Prezidenta Respubliki Belarus N 8 «O razvitii tsifrovoy ekonomiki» [El-ektronnyy resurs] // Ofitsialnyy Internet-portal Prezidenta Respubliki Belarus. Rezhim dostupa: http://president.gov.by/ru /official_documents_ru/view/dekret-8-ot-21-dekabrja-2017-g-17716 (data poslednego obrashcheniya: 13.10.2019)
2. Novoselova L.A. Otkrytyy dialog na temu «Aktualnyye problemy prava infor-matsionnykh tekhnologiy i intellektualnoy sobstvennosti» [Elektronnyy resurs] // Sayt LF Academy. Rezhim dostupa: https://lfacademy.ru/course/1333095 (data posledne-go obrashcheniya: 13.10.2019)
3. Svon M. Blokcheyn. Skhema novoy ekonomiki. [Elektronnyy resurs] / M. Svon .— M. : Olimp-Biznes. 2017
4. Tsentr analiticheskikh issledovaniy Sberbanka. aprel 2017. Prezentatsiya «Zachem Sberbanku Blokcheyn». [Elektronnyy resurs] // Rezhim dostupa: http://files.runet-id.com/2017/rif/presentations/19apr.rif17-1.2--bulichkov.pdf (data poslednego obrashcheniya: 13.10.2019)
5. 'Cryptoassets. DLT and Smart Contracts - UK Jurisdiction Taskforce Consultation -The Law Society' [Elektronnyy resurs] // Sayt LawSociety. Rezhim dostupa: https://www.lawsociety.org.uk/news/stories /cryptoassets-dlt-and-smart-contracts-ukjt-consultation/ (data poslednego obrashcheniya: 13.10.2019)
6. 'UPort Announces Zug Digital Ethereum ID Pilot' [Elektronnyy resurs] // Sayt ETH-News.com. Rezhim dostupa: https://www.ethnews.com/uport-announces-zug-digital-ethereum-id-pilot (data poslednego obrashcheniya: 13.10.2019)
7. A report by the UK Government Chief Scientific Adviser «Distributed Ledger Technology: beyond block chain». [Elektronnyy resurs] // Sayt UK Government. Rezhim dostupa: https://www.gov.uk/government /uploads/system/uploads/ attach-ment_data/file/492972/gs-16- 1-distributed-ledger-technology.pdf (data poslednego obrashcheniya: 13.10.2019)
8. Block Stuffs. 'Top 10 Countries to Adopt Blockchain Technology' [Elektronnyy resurs] // Sayt blockstuffs.com. Rezhim dostupa: https://www.blockstuffs.com/blog
/countries-adopting-blockchain (data poslednego obrashcheniya: 13.10.2019)
9. Cryptoassets Taskforce. 'Cryptoassets Taskforce: Final Report' [Elektronnyy resurs] // Sayt UK Government. Rezhim dostupa: https://www.gov.uk/government /publications/cryptoassets-taskforce (data poslednego obrashcheniya: 13.10.2019)
10. HM Treasury. 'Fintech Sector Strategy' [Elektronnyy resurs] // Sayt UK Government. Rezhim dostupa: https://www.gov.uk/government /publications/fintech-sector-strategy (data poslednego obrashcheniya: 13.10.2019)
11. Josias N Dewey. Global Legal Insights?: Blockchain & Cryptocurrency Regulation (First edition. London. UK?: Global Legal Group Ltd 2019) [Elektronnyy resurs] // Sayt Global Legal Insights. Rezhim dostupa: https://www.globallegalinsights.com/practice-areas/blockchain-laws-and-regulations (data poslednego obrashcheniya: 13.10.2019)
12. Nevada Senate Bill 398 https://www.leg.state.nv.us/App /NELIS/REL /79th2017/Bill/5463/0verview (data poslednego obrashcheniya: 13.10.2019)
13. Notice adopted by the People's Bank of the PRC. Ministry of Industry and Information Technologies of the PRC. PRC's Banking Regulatory Commission. PRC's Commission Regulating Securities and PRC's Commission Regulating Insurance [El-ektronnyy resurs] // The People's Bank of China. Rezhim dostupa: http://www.pbc.gov.cn/publish /goutong|'iaoliu/524/2013/2013120515315683 2222251/20131205153156832222251_.html (data poslednego obrashcheniya: 13.10.2019)
14. Roadmap for Blockchain Standards Report - March 2017 Australia. [Elektronnyy resurs] // Sayt Standards Australia. Rezhim dostupa: http://www.standards.org.au /OurOrganisation/News/Documents/Roadmap_for_Blockchain_Standards_report.p df (data poslednego obrashcheniya: 13.10.2019)
15. Smartdubai. 'BLOCKCHAIN' [Elektronnyy resurs] // Sayt Smart Dubai. Rezhim dostupa: https://www.smartdubai.ae/initiatives/blockchain (data poslednego obrashcheniya: 13.10.2019)
16. World Economic Forum. 'Deep Shift: Technology Tipping Points and Societal Impact' [Elektronnyy resurs] // Sayt World Economic Forum. Rezhim dostupa: http://wef.ch/1mvqY1Y (data poslednego obrashcheniya: 13.10.2019)