Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ВИРТУАЛЬНЫХ ВАЛЮТ: МОДЕЛИ И ПОДХОДЫ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ВИРТУАЛЬНЫХ ВАЛЮТ: МОДЕЛИ И ПОДХОДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
331
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРИПТОВАЛЮТА / БИТКОИН / ВИРТУАЛЬНЫЕ ВАЛЮТЫ / ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / КРИПТОАКТИВЫ / БЛОКЧЕЙН / CRYPTOCURRENCY / BITCOIN / VIRTUAL CURRENCIES / CURRENCY CIRCULATION / FOREIGN EXPERIENCE / CRYPTOASSETS / BLOCKCHAIN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Середа Алексей Валерьевич

Российское законодательство в настоящее время не содержит правовых норм, разрешающих либо прямо запрещающих использование виртуальной валюты в расчетных правоотношениях. Данный пробел приводит к выведению из-под правового регулирования значительной группы общественных отношений по созданию, приобретению и использованию криптовалюты, что, как следствие, порождает правовую неопределенность и осложняет процесс правоприменения, вынуждая, тем самым, органы судебной системы создавать новые правовые нормы либо исходить при рассмотрении спорных ситуаций из уже существующих правовых норм, имеющих общий характер. В данной статье рассматриваются существующие в зарубежном законодательстве подходы к регулированию виртуальных валют, анализ которых, по мнению автора, будет способствовать окончательному формированию и закреплению правового статуса криптовалюты в российском законодательстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF CRYPTOCURRENCIES’ LEGAL REGULATION: MODELS AND APPROACHES

Russian legislation currently does not contain legal provisions that allow or expressly prohibit the use of virtual currency in settlement relations. This gap leads to the removal from the legal regulation of a significant group of public relations for the creation, acquisition and use of cryptocurrency, which, as a consequence, creates legal uncertainty and complicates the process of law enforcement, thus forcing the judicial system to create new legal norms or proceed when considering disputes from existing legal norms that have a General character. This article discusses the existing foreign legislation approaches to the regulation of virtual currencies, the analysis of which, according to the author, will contribute to the final formation and consolidation of the legal status of the cryptocurrency in the Russian legislation

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ВИРТУАЛЬНЫХ ВАЛЮТ: МОДЕЛИ И ПОДХОДЫ»

СЕРЕДА Алексей Валерьевич,

аспирант 2 курса Департамента правового регулирования экономической деятельности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»; заместитель начальника Управления международного сотрудничества ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации», Москва е-mail: alvsereda@fa.ru

Научный руководитель: РУЧКИНА Гульнара Флюровна,

руководитель Департамента правового регулирования экономической деятельности, д.ю.н., профессор, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (тел. 8-499-746-00-38)

e-mail: mail@law-books.ru

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ВИРТУАЛЬНЫХ ВАЛЮТ: МОДЕЛИ И ПОДХОДЫ

Аннотация. Российское законодательство в настоящее время не содержит правовых норм, разрешающих либо прямо запрещающих использование виртуальной валюты в расчетных правоотношениях. Данный пробел приводит к выведению из-под правового регулирования значительной группы общественных отношений по созданию, приобретению и использованию криптовалюты, что, как следствие, порождает правовую неопределенность и осложняет процесс правоприменения, вынуждая, тем самым, органы судебной системы создавать новые правовые нормы либо исходить при рассмотрении спорных ситуаций из уже существующих правовых норм, имеющих общий характер. В данной статье рассматриваются существующие в зарубежном законодательстве подходы к регулированию виртуальных валют, анализ которых, по мнению автора, будет способствовать окончательному формированию и закреплению правового статуса криптовалюты в российском законодательстве.

Ключевые слова: криптовалюта, биткоин, виртуальные валюты, денежное обращение, зарубежный опыт, криптоактивы, блокчейн.

ALEXEY V. SEREDA,

2nd-year postgraduate student, Department of Legal Regulation of Economic Activities, Financial University under the Government of the Russian Federation; Deputy Head, International Relations Department, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

е-mail: alvsereda@fa.ru

Scientific Advisor: Gulnara F. RUCHKINA, Head of Department of Legal Regulation of Economic Activities, Doctor of Legal Sciences, Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation (tel. 8-499-746-00-38);

FOREIGN EXPERIENCE OF CRYPTOCURRENCIES' LEGAL REGULATION: MODELS AND APPROACHES

Abstract. Russian legislation currently does not contain legal provisions that allow or expressly prohibit the use of virtual currency in settlement relations. This gap leads to the removal from the legal regulation of a significant group of public relations for the creation, acquisition and use of cryp-tocurrency, which, as a consequence, creates legal uncertainty and complicates the process of law enforcement, thus forcing the judicial system to create new legal norms or proceed when considering disputes from existing legal norms that have a General character. This article discusses the existing

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

УДК 347 ББК 67.404

foreign legislation approaches to the regulation of virtual currencies, the analysis of which, according to the author, will contribute to the final formation and consolidation of the legal status of the crypto-currency in the Russian legislation.

Keywords: cryptocurrency, bitcoin, virtual currencies, currency circulation, foreign experience, crypto-assets, blockchain.

Появление в 2009 году нового вида финансовых активов - криптовалют (виртуальных валют) [15] - бросило вызов не только мировой экономической системе, но и современному праву, поставив перед международным сообществом задачу по разработке адекватного нормативного регулирования общественных отношений по созданию, обороту и контролю за использованием цифровых активов. В России решение о принятии специального нормативного правового акта (федерального закона), вводящего виртуальные валюты в национальное правовое поле, было принято в октябре 2017 года в ходе совещания с участием Президента РФ В.В. Путина, министра финансов А.Г. Силуанова и председателя Центрального банка Российской Федерации Э.С. Набиуллиной, при этом, согласно озвученным планам, рамочный законопроект должен был быть представлен уже к концу 2017 года [5]. Данный документ был внесен на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в марте 2018 года, однако, по состоянию на 1 июня 2019 года, он по-прежнему не был принят во втором чтении ввиду возникших разногласий. При этом в ходе работы над текстом законопроекта, в частности, было принято решение об изъятии определения понятия «криптовалюты», являющегося основополагающим для данной отрасли. Следует отметить, что в марте 2019 года международной группой разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (Financial Action Task Force, FATF) России было рекомендовано принять закон, регулирующий эмиссию и оборот криптовалюты, для предотвращения возможных случаев легализации полученных преступных путём доходов с использованием виртуальной валюты [1]. Представляется, что в данных условиях особую важность приобретают анализ и обобщение зарубежного опыта правового регулирования данной сферы общественных отношений в целях выявления основных мировых тенденций по введению рассматриваемых отношений в правовое поле и гармонизации национального и международного законодательства.

Говоря о существующих в национальном законодательстве зарубежных странах подходах к правовому регулированию оборота криптова-люты, следует выделить три существующие модели: запретительную, ограничительную и дозволительную. К первой модели следует отнести национальные правовые системы тех госу-

дарств, которые прямо запретили как использование виртуальных валют для проведения расчетов, так и вывели данный вид активов из гражданского оборота. Среди таких стран - государства Северной Африки (Алжир, Египет, Марокко), а также отдельные государства других регионов (Боливия, Вьетнам, Ирак, Пакистан и другие), где криптовалюты признаны рисковыми финансовыми инструментами [20], использование которых может нанести вред существующим национальным финансовым системам. Кроме того, в странах исламской правовой семьи виртуальные валюты подпадают, в том числе, под религиозные запреты: в частности, в Египте использование данного вида цифровых финансовых активов признано харамным [21]. В то же время, количество стран, придерживающихся такой политики в отношении криптовалюты, постепенно сокращается: в частности, в 2018 году в Объединенных Арабских Эмиратах, где с 2017 года действует запрет на трансакции с виртуальной валютой, была выдана первая в данном регионе лицензия на совершение торговых операций с криптовалютой без права осуществлять ее конвертацию на фиатные деньги [8]. Эта тенденция позволяет сделать вывод о том, что данная модель правового регулирования, по всей видимости, не имеет дальнейших перспектив, поскольку она в значительной степени ограничивает технологический потенциал и инвестиционную привлекательность данных стран, и, соответственно, не может быть имплементирована в российской национальной правовой системе, несмотря на то, что первоначальные правовые позиции Банка России и контрольно-надзорных органов государственной власти имели, скорее, запретительный характер [3].

Стремление ряда государств защитить свои национальные финансовые и денежные системы от потенциальной угрозы со стороны автономно существующих виртуальных валют при сохранении необходимых правовых основ для использований технологии распределенных реестров (в частности, блокчейн-технологий) привели к возникновению второй, ограничительной модели правового регулирования. Данные ограничения могут носить различный характер: в частности, абсолютное большинство государств Персидского залива запрещает использование криптовалют финансовым (в первую очередь, банковским) организациям (Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия). При этом центральные банки

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

большинства данных государств выразили намерения по созданию «цифровых валют», которые будут обеспечены национальной валютой и, соответственно, будут признаваться законным платежным средством [4]. В некоторых государствах (например, в Китае) ограничения касаются не только участников операций с виртуальными валютами, но и конкретных видов таких операций. Так, в сентябре 2017 года Народный Банк Китая выпустил информационное письмо «О предотвращении рисков, связанных с первичным размещением токенов», охарактеризовав деятельность национальных криптовалютных трейдинговых платформ и саму деятельность по ICO в целом как противозаконную [23]. В августе 2018 года Народный Банк Китая, Комиссия по банковскому регулированию, Центральная комиссия по цифровому пространству, Министерство общественной безопасности и Государственная администрация по рыночному регулированию выступили с совместным заявлением, в котором было отмечено, что «монеты и киберденьги, именуемый криптовалютой» не могут быть эмитированы официально уполномоченными на выпуск денежных средств на территории КНР субъектами, не являются законным платежным средством и не подлежат обязательному приему в качестве встречного исполнения по обязательствам, а значит, не имеют правового статуса национальной валюты [17]. Данный акт де-юре запретил деятельность по первичному размещению монет на территории Китая, поэтому организациям, выпустившим токены до принятия данного совместного заявления, было предписано обеспечить защиту прав инвесторов, в том числе, путем возврата ранее полученных денежных средств в ходе проведения ICO. Кроме того, в апреле 2019 года Национальная комиссия по реформам развития включила деятельность по созданию новых единиц крипто-валюты (т.н. «майнинг») в список видов деятельности, которые подлежат запрету в связи с их вредоносным характером для национальной экономики и окружающей среды [9]. Если данное решение будет принято на законодательном уровне, единственным правом в отношении криптовалюты на территории КНР останется правомочие владения, носящее исключительно вещный характер и не позволяющее реальное использование виртуальных валют в имущественном обороте. Иными словами, несмотря на отсутствие формального запрета оборота криптовалюты на территории Китая, фактически КНР служит едва ли не единственным крупным примером постепенного перехода от ограничительной модели правового регулирования к запретительной.

Несмотря на то, что большинство государств, придерживающихся ограничительной

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

модели правового регулирования, относятся к азиатском региону (Бангладеш, Индонезия, Иран, Тайланд и др.), примеры «сдержанного» отношения к использованию криптовалюты встречаются и в Европе. Так, Банк Литвы в 2014 году выпустил предостережение, согласно которому виртуальные валюты не являются законным средством платежа, а их использование носит заведомо рисковый характер [15]. В октябре 2017 года этим же регулятором было сделано заявление, согласно которому предоставление финансовых услуг не может быть сопряжено с использованием виртуальных валют, что, в частности, означает запрет на продажу криптовалюты, создание технических условий для использования криптова-люты при проведении расчетов, а также осуществление операций по обмену криптовалюты на реальные деньги [19]. Основные отличия литовского подхода к регулированию деятельности с криптовалютой по сравнению с подходом, применимым в странах Персидского залива, заключаются в регулировании деятельности по ICO, которое осуществляется специальными нормативными правовыми актами в зависимости от конкретной цели первичного размещения токенов: привлечение инвестиций, оказание услуг по инвестиционной деятельности, краудфандинг и т.п., что фактически рассредоточивает правовые нормы по нескольким источникам и не предполагает принятия единого правового акта [18]. Данный подход в определенной степени контрастирует и с российской практикой: принятие федерального закона «О привлечении инвестиций» свидетельствует о стремлении законодателя подчеркнуть отличия в правовой природе возникающих в ходе данной деятельности отношений [6].

Большинство национальных правовых систем стран Европы и Северной Америки придерживаются третьей, дозволительной модели, стремясь не устанавливать законодательных ограничений на использование криптовалюты в имущественном обороте, ограничивая при этом ее платежеспособность в целях поддержания устойчивости национальных платежных систем. В целях настоящего исследования рассмотрение национальных подходов в рамках дозволительной модели правового регулирования представляется возможным осуществить на примере конкретных государств, относящихся к различным правовым семьям: Великобритании, Франции и Японии.

В действующем законодательстве Великобритании нормативное определение криптова-люты по-прежнему отсутствует, однако, согласно заявлениям правительства страны, национальная позиция об использовании криптовалюты будет отражена в поправках к четвертой Директиве о

противодействии отмыванию доходов, вступление в силу которых запланировано на начало 2020 года [10, с. 410]. В соответствии с данными поправками, вводится законодательное определение понятия «виртуальных валют», под которыми будет пониматься «цифровое представление стоимости, которое не выпущено и не гарантировано центральным банком или органом государственной власти, может быть не связано с законной валютой государства, но при этом принимается физическими и юридическими лицами как средство обмена, которое хранится и передается в электронном виде» [11]. Особенностью данного определения является отсутствие указания на использование технологий криптографического шифрования, что позволяет использовать термин «виртуальные валюты» как в отношении крипто-валюты, основанной на блокчейне, так и в отношении иных видов виртуальных валют. Данный подход представляется весьма перспективным, поскольку учитывает возможность создания и применения иных технологий для обеспечения безопасности в ходе осуществления безналичных расчетов при помощи частных финансовых инструментов [10]. В то же время, законодатель использует термин «валюта» ("currency"), что не совсем точно отражает природу криптоактивов, которые, в отличие от традиционных денег, не эмитируются государством или иным публичным субъектом. Кроме того, в 2014 году Банком Англии был издан информационный бюллетень, согласно которому криптовалюты не следует рассматривать в качестве полноценных денег ввиду их высокой волатильности и вызванной этим невозможности использования в качестве меры стоимости [24]. Несмотря на значительный рост количества операций с криптовалютой за последние 5 лет, данный подход по-прежнему остается доминирующим на национальном уровне правового регулирования, что свидетельствует о необходимости разработки новых категорий для полноценного описания виртуальных денег с экономической, правовой и технологической точек зрения. Следует отметить, что использованный при разработке определения понятия «криптовалюты» для законопроекта «О цифровых финансовых активах» подход носит схожий характер, однако содержит указание на наличие правил ведения реестра цифровых трансакций, в соответствии с которыми осуществляется создание и отражение в реестре сделок по передаче единиц данного вида активов [2]. При этом природа таких «правил» не уточнялась, что не могло способствовать обеспечению достаточного уровня правовой определенности и, в конечном итоге, привело к исключению данного определения из текущей редакции проекта федерального закона.

Позиция органов государственной власти Франции в научной литературе часто характеризуется как «благоприятствующая», будучи основанной на мягком регулировании инновационных проектов и стартапов в сфере цифровой экономики [10]. Кроме того, согласно позиции Центрального банка Франции, криптовалюта не может быть признана полноценными деньгами, в связи с чем использование термина «криптоактивы» является более предпочтительным. Это свидетельствует о стремлении государственного регулятора оказать направляющее влияние на законодательную власть, чтобы обеспечить более высокий уровень юридической техники [13]. Кроме того, в апреле 2019 года во Франции был принят имеющий силу закона План действий по развитию и трансформации бизнеса (PACTE), который вводит необходимые правовые нормы, регулирующие отношения по предоставлению финансовых услуг с криптоак-тивами, а также легализует возможность первичного размещения токенов. В целях обеспечения должного уровня контроля и надзора в данной сфере для субъектов, желающих осуществлять такую деятельность (за исключением ICO), было введено требование по обязательному лицензированию, а также значительно расширены полномочия Службы по финансовому надзору [12]. Таким образом, французским правительством были предприняты важные и своевременные шаги по пути к полноценной легализации использования криптовалюты в коммерческой деятельности, однако реальная эффективность данных мер может быть оценена только по прошествии времени. В то же время, платежная функция криптоактивов остается значительно ограниченной, поскольку за ними, как и Великобритании, не только не признается статус законного средства платежа, но и отмечается возможность по их противоправному использованию в целях отмывания денег и финансирования терроризма. Данный дуализм в подходах к гражданско-правовому и финансово-правовому регулированию использования виртуальных валют является типичным для стран континентальной Европы, однако при этом не может быть признан максимально эффективным, поскольку запрет на совершение расчетов при помощи криптовалюты при условиях возможности ее использования для совершения сделок по обмену на фиатные деньги с большой вероятностью будет нарушаться, а соответствующие сделки окажутся выведенными в теневой сегмент экономики.

Настоящим «пионером» в области разработки и принятия полноценного специального нормативного правового регулирования оборота криптовалют является Япония, принявшая соответствующие поправки к национальному Закону о

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

платежных сервисах еще в 2017 году. В частности, в новой редакции данного акта было отражено нормативное определение «виртуальной валюты» как имущественной ценности, что подчеркивает имущественный характер данного актива, а также требование по обязательной регистрации лиц, осуществляющих деятельность по обмену виртуальной валюты на фиатные деньги [10, c. 349]. Осуществление данной деятельности без получения соответствующей лицензии квалифицируется как преступление [10, c. 351].

Принятие данных поправок положило конец спорам о природе виртуальных денег в Японии, поскольку в законе было прямо указано на отсутствие о виртуальных валют признаков ценных бумаг, что, в свою очередь, свидетельствует о невозможности применения к отношениям по ее использованию законодательства о финансовых инструментах. Дальнейшее совершенствование национального законодательства Японии привело к принятию нового пакета поправок в мае 2019 года, который должен вступить в силу в апреле следующего года. Среди наиболее заметных нововведений следует, безусловно отметить замену понятия «виртуальной валюты» более точным понятием «криптографического актива», а также ужесточение государственного контроля за деятельностью с криптоактивами: так, требование по обязательному лицензированию теперь распространяется и на лиц, осуществляющих хранение криптовалюты, даже если при этом такие субъекты правоотношений не осуществляют операций по ее обмену. Кроме того, был установлены лимиты по максимально допустимым маржинальным сделкам с криптовалютой [7].

В то же самое время, позиция государственных органов Японии в отношении к первичному размещению токенов является значительно более осторожной. Так, национальное Агентство по финансовым услугам в октябре 2017 года выступило с предостережением по осуществлению деятельности в форме ICO, мотивируя это рисковой природой токенов, которые, помимо прочего, могут выступать в качестве инструмента по совершению мошеннических действий. В данном акте также отмечается необходимость соблюдения требований Закона о финансовых инструментах и биржах в отношении первичного размещения, имеющего инвестиционный характер. Иными словами, правовое регулирование ICO должно полностью соответствовать регулированию аналогичной деятельности с использованием фиатных денежных средств, что означает обязанность эмитентов токенов по полному и своевременному исполнению своих обязательств в соответствии с действующим законодательством, включая и требование по обязательной государственной реги-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

страции [10, а 355]. Таким образом, можно сделать вывод, что основной задачей японского правительства является обеспечение безопасного и правомерного функционирования большого количества криптовалютных бирж, зарегистрированных в этой стране и осуществляющих операции с большим объемом цифровых активов. Тем не менее, регулярно поступающие сообщения о попытках хакерских атак на данные биржи ставит под вопрос возможность достижения данной цели правовыми, а не техническими средствами [14].

Подводя итоги, наиболее интересной и перспективной с точки зрения возможности заимствования успешного опыта правового регулирования оборота цифровых активов в российских реалиях является третья, дозволительная модель. При этом ее полноценное отражение в рамках существующей редакции законопроекта «О цифровых финансовых активах» не представляется возможной: данный документ не содержит норм, непосредственно регулирующих имущественный оборот виртуальных валют. Поскольку использованный в данном законопроекте подход ближе к подходу законодателя в Великобритании и Франции и не предполагает возможности использования криптовалюты в качестве средства платежа, заимствование японского опыта на первом этапе создания системы источников специального правового регулирования видится маловероятным. В то же время, нельзя не учитывать опасность подобных «полумер»: неминуемое увеличение количества трансакций с криптовалютой будет иметь скрытый характер, что будет лишать государство возможности получения доходов от налогообложения совершаемых сделок, и, в конечном итоге, снова поставит законодателя перед необходимостью повторного обновления нормативной правовой базы. По нашему мнению, существующий законопроект не сможет стать эффективным инструментом по введению виртуальных активов в правовое поле уже на концептуальном уровне, поэтому его существенная доработка (вне зависимости от фактических сроков) является неотъемлемым условием предания фактически существующим общественным отношениям действительно полноценного правового обрамления.

Список литературы:

[1] Берлизеева А. Закон об использовании криптовалют в России должны принять до конца года [Электронный ресурс] // Сайт «РБК». Режим доступа: https://www.rbc.ru/crypto/ news/5c908a509a7947119e76825d (дата обращения: 20.09.2019).

[2] Законопроект № 419059-7 «О цифровых финансовых активах» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ГД РФ. Режим доступа: https://

sozd.duma.gov.ru/bill/419059-7 (дата обращения: 20.09.2019).

[3] Информационное сообщение Росфинмо-ниторинга от 6 февраля 2014 г. «Об использовании криптовалют». [Электронный ресурс] // Официальный сайт Росфинмониторинга. Режим доступа: http://www.fedsfm.ru/news/957 (дата обращения: 18.01.2017)

[4] Информация пресс-службы ЦБ РФ «Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, Биткойн» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ЦБ РФ. Режим доступа: http://www.cbr.ru/press/PR. aspx?file=27012014_1825052.htm (дата обращения: 10.05.2017)

[5] Минфин и ЦБ до конца года подготовят законопроект по регулированию криптовалют [Электронный ресурс] // Сайт «Интерфакс». Режим доступа: https://www.interfax.ru/business/582772 (цата обращения: 20.09.2019).

[6] О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон от 02.08. 2019 г. N 259-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 05.08.2019 г. - N 31. - Ст. 4418

[7] Biggs J. Japan Hardens Rules for Cryptocurrency Storage and Trading [Электронный ресурс] // Сайт CoinDeck. Режим доступа: https:// www.coindesk.com/japan-hardens-rules-for-cryptocurrency-storage-and-trading (дата обращения: 20.09.2019).

[8] Central Bank of the United Arab Emirates, Regulatory Framework for Stored Values and an Electronic Payment System art. D.7.3 (Jan. 1, 2017) [Электронный ресурс] // Central Bank of the United Arab Emirates. Режим доступа: https://www. centralbank.ae/en/pdf/notices/Regulatory-Framework-For-StoredValues-And-Electronic-Payment-Systems-En.pdf (дата обращения: 20.09.2019).

[9] Chan E. China Plans to Ban Cryptocurrency Mining in Renewed Clampdown [Электронный ресурс] // Сайт Bloomberg. Режим доступа: https:// www.bloomberg.com/news/articles/2019-04-09/ china-plans-to-ban-cryptocurrency-mining-in-renewed-clampdown (дата обращения: 20.09.2019)

[10] Dewey J., Global Legal Insights: Blockchain & Cryptocurrency Regulation [Электронный ресурс] // Global Legal Insights Group. 2019. Ed. 1. Режим доступа: https://www.acc.com/sites/default/files/ resources/vl/membersonly/Article/1489775_1.pdf (дата обращения: 20.09.2019).

[11] Directive (EU) 2018/843 of the European Parliament and of the Council of 30 May 2018 amending Directive (EU) 2015/849 on the prevention of the use of the financial system for the purposes of

money laundering or terrorist financing, and amending Directives 2009/138/EC and 2013/36/EU OJ L 156 [Электронный ресурс] // Official Journal of the European Union. Режим доступа: https://eur-lex. europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX :32018L0843&from=EN (дата обращения: 20.09.2019).

[12] France Adopts New Crypto Regulation' [Электронный ресурс] // Сайт BitcoinNews. Режим доступа: https://news.bitcoin.com/france-cryptocurrency-regulation (дата обращения: 20.09.2019).

[13] France's Central Bank: Keep Financial Institutions Out of Crypto [Электронный ресурс] // Сайт CoinDeck. Режим доступа: https://www. coindesk.com/frances-central-bank-keep-financial-institutions-crypto (дата обращения: 20.09.2019).

[14] Japanese Crypto Exchange Loses $32 Million of Virtual Money [Электронный ресурс] // Сайт журнала Time. Режим доступа: https://time. com/5625194/japan-cryptocurrency-remixpoint-hack (дата обращения: 20.09.2019).

[15] Lietuvos bankas apsisprende del bitkoinq [Электронный ресурс] // Verslo Zinios. Режим доступа: https://www.vz.lt/archive/article/2014/1/31/ lietuvos-bankas-perspeja-del-bitkoinu (дата обращения: 20.09.2019)

[16] Nakamoto S. Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic Cash System [Электронный ресурс] // Сайт «Bitcoin.org». Режим доступа: https://bitcoin. org/bitcoin.pdf (дата обращения 20.09.2019).

[17] Notice adopted by the People's Bank of the PRC, Ministry of Industry and Information Technologies of the PRC, PRC's Banking Regulatory Commission, PRC's Commission Regulating Securities and PRC's Commission Regulating Insurance [Электронный ресурс] // The People's Bank of China. Режим доступа: http://www.pbc.gov. cn/publish/goutongjiao

liu/524/2013/20131205153156832222251/20131205 153156832222251_.html (дата обращения: 11.09.2019)

[18] Position of the Bank of Lithuania on Virtual Currencies and Initial Coin Offering, Approved by the Board of the Bank of Lithuania on Oct. 10, 2017 [Электронный ресурс] // Bank of Lithuania. Режим доступа: https://www.lb.lt/uploads/documents/files/ Pozicijos del virtualiu valiutu ir VV zetonu platinimo EN.pdf (дата обращения: 20.09.2019)

[19] Press Release, Bank of Lithuania, Bank of Lithuania Announces Its Position on Virtual Currencies and ICO (Oct. 11, 2017) [Электронный ресурс] // Bank of Lithuania. Режим доступа: https://www.lb.lt/ en/news/bank-of-lithuania-announces-its-position-on-virtual-currencies-and-ico (дата обращения: 20.09.2019)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

[20] Press Release. Central Bank of Egypt. A Warning Statement (Jan. 10, 2018) [Электронный ресурс] // Central Bank of Egypt. Режим доступа: http://www.cbe.org.eg/en/Pages/HighlightsPages/ Bitcoin%20Press%20Release.aspx (дата обращения: 20.09.2019).

[21] Religious Decree No. 4205, The Status of Transactions in Bitcoins and other Cryptocurrencies under Islamic Law, EGYPT'S DAR AL-IFTA (Dec. 28, 2017) [Электронный ресурс] // Сайт «Dar-alifta. org». Режим доступа: http://www.dar-alifta.org/ar/ ViewFatwa.aspx?sec=fatwa&ID=14139 (дата обращения: 20.09.2019).

[22] SAMA to Launch Digital Riyals for Banks (Oct. 5, 2017) [Электронный ресурс] // Сайт «Arabnews». Режим доступа: http://www.arabnews. com/node/1172906/ business-economy (дата обращения: 20.09.2019)

[23] The Bank of Russia, Notification of the People's Bank of the People's Republic of China «About the Measures to Prevent Risks Related to Cryptocurrency Issuing to Arrange Financing» [Электронный ресурс] // The People's Bank of China. Режим доступа: http://www.pbc.gov.cn/goutongjiao liu/113456/113469/3374222/index.html (дата обращения: 11.09.2019)

[24] The Economics of Digital Currencies (Quarterly Bulletin 2014 Q3) [Электронный ресурс] // Bank of England. Режим доступа: https://www. bankofengland.co.uk/-/media/boe/files/digital-currencies/the-economics-of-digital-currencies (дата обращения: 20.09.2019).

Spisok literatury:

[1] Berlizeeva A. Zakon ob ispol'zovanii kriptovaliut v Rossii dolzhny priniat' do kontsa goda [Elektronnyi resurs] // Sait «RBK». Rezhim dostupa: https://www.rbc.ru/crypto/

news/5c908a509a7947119e76825d (data

obrashcheniia: 20.09.2019).

[2] Zakonoproekt № 419059-7 «O tsifrovykh finansovykh aktivakh» [Elektronnyi resurs] // Ofitsial'nyi sait GD RF. Rezhim dostupa: https://sozd. duma.gov.ru/bill/419059-7 (data obrashcheniia: 20.09.2019).

[3] Informatsionnoe soobshchenie Rosfinmonitoringa ot 6 fevralia 2014 g. "Ob ispol'zovanii kriptovaliut". [Elektronnyi resurs] // Ofitsial'nyi sait Rosfinmonitoringa. Rezhim dostupa: http://www.fedsfm.ru/news/957 (data obrashcheniia: 18.01.2017)

[4] Informatsiia press-sluzhby TsB RF «Ob ispol'zovanii pri sovershenii sdelok «virtual'nykh valiut», v chastnosti, Bitkoin» [Elektronnyi resurs] // Ofitsial'nyi sait TsB RF. Rezhim dostupa: http://www. cbr.ru/press/PR.aspx?file=27012014_1825052.htm (data obrashcheniia: 10.05.2017)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

[5] Minfin i TsB do kontsa goda podgotoviat zakonoproekt po regulirovaniiu kriptovaliut [Elektronnyi resurs] // Sait «Interfaks». Rezhim dostupa: https://www.interfax .ru/business/582772 (data obrashcheniia: 20.09.2019).

[6] O privlechenii investitsii s ispol'zovaniem investitsionnykh platform i o vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii: Feder.zakon ot 02.08. 2019 g. N 259-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 05.08.2019 g. - N 31. - St. 4418

[7] Biggs J. Japan Hardens Rules for Cryptocurrency Storage and Trading [Elektronnyi resurs] // Sait CoinDeck. Rezhim dostupa: https:// www.coindesk.com/japan-hardens-rules-for-cryptocurrency-storage-and-trading (data obrashcheniia: 20.09.2019).

[8] Central Bank of the United Arab Emirates, Regulatory Framework for Stored Values and an Electronic Payment System art. D.7.3 (Jan. 1, 2017) [Elektronnyi resurs] // Central Bank of the United Arab Emirates. Rezhim dostupa: https://www.centralbank. ae/en/pdf/noti ces/Regulatory-F ramework-For-StoredValues-And-Electronic-Payment-Systems-En. pdf (data obrashcheniia: 20.09.2019).

[9] Chan E. China Plans to Ban Cryptocurrency Mining in Renewed Clampdown [Elektronnyi resurs] // Sait Bloomberg. Rezhim dostupa: https://www. bloomberg.com/news/articles/2019-04-09/china-plans-to-ban-cryptocurrency-mining-in-renewed-clampdown (data obrashcheniia: 20.09.2019)

[10] Dewey J., Global Legal Insights: Blockchain & Cryptocurrency Regulation [Elektronnyi resurs] // Global Legal Insights Group. 2019. Ed. 1. Rezhim dostupa: https://www.acc.com/sites/default/files/ resources/vl/membersonly/Article/1489775_1 .pdf (data obrashcheniia: 20.09.2019).

[11] Directive (EU) 2018/843 of the European Parliament and of the Council of 30 May 2018 amending Directive (EU) 2015/849 on the prevention of the use of the financial system for the purposes of money laundering or terrorist financing, and amending Directives 2009/138/EC and 2013/36/EU OJ L 156 [Elektronnyi resurs] // Official Journal of the European Union. Rezhim dostupa: https://eur-lex.europa.eu/ legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:32018L08 43&from=EN (data obrashcheniia: 20.09.2019).

[12] France Adopts New Crypto Regulation' [Elektronnyi resurs] // Sait BitcoinNews. Rezhim dostupa: https://news.bitcoin.com/france-cryptocurrency-regulation (data obrashcheniia: 20.09.2019).

[13] France's Central Bank: Keep Financial Institutions Out of Crypto [Elektronnyi resurs] // Sait CoinDeck. Rezhim dostupa: https://www.coindesk. com/frances-central-bank-keep-financial-institutions-crypto (data obrashcheniia: 20.09.2019).

[14] Japanese Crypto Exchange Loses $32 Million of Virtual Money [Elektronnyi resurs] // Sait zhurnala Time. Rezhim dostupa: https://time. com/5625194/japan-cryptocurrency-remixpoint-hack (data obrashcheniia: 20.09.2019).

[15] Lietuvos bankas apsisprendé del bitkoinq [Elektronnyi resurs] // Verslo Zinios. Rezhim dostupa: https://www.vz.lt/archive/article/2014/1/31/lietuvos-bankas-perspeja-del-bitkoinu (data obrashcheniia: 20.09.2019)

[16] Nakamoto S. Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic Cash System [Elektronnyi resurs] // Sait «Bitcoin.org». Rezhim dostupa: https://bitcoin.org/ bitcoin.pdf (data obrashcheniia 20.09.2019).

[17] Notice adopted by the People's Bank of the PRC, Ministry of Industry and Information Technologies of the PRC, PRC's Banking Regulatory Commission, PRC's Commission Regulating Securities and PRC's Commission Regulating Insurance [Elektronnyi resurs] // The People's Bank of China. Rezhim dostupa: http://www.pbc.gov.cn/ publish/goutongjiao

liu/524/2013/20131205153156832222251/20131205 153156832222251_.html (data obrashcheniia: 11.09.2019)

[18] Position of the Bank of Lithuania on Virtual Currencies and Initial Coin Offering, Approved by the Board of the Bank of Lithuania on Oct. 10, 2017 [Elektronnyi resurs] // Bank of Lithuania. Rezhim dostupa: https://www.lb.lt/uploads/documents/files/ Pozicijos del virtualiu valiutu ir VV zetonu platinimo EN.pdf (data obrashcheniia: 20.09.2019)

[19] Press Release, Bank of Lithuania, Bank of Lithuania Announces Its Position on Virtual Currencies and ICO (Oct. 11, 2017) [Elektronnyi resurs] // Bank of Lithuania. Rezhim dostupa: https://www.lb.lt/en/

news/bank-of-lithuania-announces-its-position-on-virtual-currencies-and-ico (data obrashcheniia: 20.09.2019)

[20] Press Release. Central Bank of Egypt. A Warning Statement (Jan. 10, 2018) [Elektronnyi resurs] // Central Bank of Egypt. Rezhim dostupa: http://www.cbe.org.eg/en/Pages/HighlightsPages/ Bitcoin%20Press%20Release.aspx (data obrashcheniia: 20.09.2019).

[21] Religious Decree No. 4205, The Status of Transactions in Bitcoins and other Cryptocurrencies under Islamic Law, EGYPT'S DAR AL-IFTA (Dec. 28, 2017) [Elektronnyi resurs] // Sait «Dar-alifta.org». Rezhim dostupa: http://www.dar-alifta.org/ar/ ViewFatwa.aspx?sec=fatwa&ID=14139 (data obrashcheniia: 20.09.2019).

[22] SAMA to Launch Digital Riyals for Banks (Oct. 5, 2017) [Elektronnyi resurs] // Sait «Arabnews». Rezhim dostupa: http://www.arabnews.com/ node/1172906/ business-economy (data obrashcheniia: 20.09.2019)

[23] The Bank of Russia, Notification of the People's Bank of the People's Republic of China «About the Measures to Prevent Risks Related to Cryptocurrency Issuing to Arrange Financing» [Elektronnyi resurs] // The People's Bank of China. Rezhim dostupa: http://www.pbc.gov.cn/goutongjiao liu/113456/113469/3374222/index.html (data obrashcheniia: 11.09.2019)

[24] The Economics of Digital Currencies (Quarterly Bulletin 2014 Q3) [Elektronnyi resurs] // Bank of England. Rezhim dostupa: https://www. bankofengland.co.uk/-/media/boe/files/digital-currencies/the-economics-of-digital-currencies (data obrashcheniia: 20.09.2019).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.