Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ВАЛЮТ И ИХ ВИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ВАЛЮТ И ИХ ВИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
185
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ВАЛЮТА / КРИПТОВАЛЮТА / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ / VIRTUAL CURRENCY / CRYPTOCURRENCY / FINANCIAL MARKET / DIGITAL FINANCIAL ASSETS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белобабченко Марина Константиновна

Предметом рассмотрения статьи является разработанный депутатами Государственной Думы и находящийся в процессе рассмотрения проект федерального закона № 419059-7«О цифровых финансовых активах». Автор анализирует нормы законопроекта с позиции возникающих гражданско-правовых отношений в процессе создания, выпуска и обращения криптовалюты. Рассматриваются вопросы правовой природы виртуальной валюты, предпринята попытка предложить свое определение виртуальной валюты, криптовалюты. Рассмотрен вопрос о сфере применения криптовалюты. Показано, что сегодня криптовалюта не может иметь статуса законного платежного средства на территории Российской Федерации и не подлежит обмену на фиатную валюту. Анализируя подготовленный законопроект, автор вносит конкретные положения, которые могут быть рассмотрены и использованы в положениях и нормах законопроекта при его доработке. В статье использованы аналитические материалы, подготовленные Банком России по криптовалютам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION AND PROSPECTS OF THE USAGE OF VIRTUAL CURRENCIES AND ITS TYPES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The subject of this article is the draft Federal law № 419059-7"on digital financial assets" developed by the deputies of the state Duma and under consideration. The author of this article analyzes the norms of this bill from the position of emerging civil relations in the process of creating, issuing and circulation of cryptocurrency. The author examines the legal nature of virtual currency, makes an attempt to offer his definition of virtual currency, cryptocurrency, and justifies his position on the issue of the scope of cryptocurrency. According to the author’s opinion, today cryptocurrency cannot have the status of legal tender in the territory of the Russian Federation and cannot be exchanged for fiat currency. Analyzing the prepared draft law, the author proposes specific provisions that can be considered and used in the provisions and norms of the draft law, in its revision. The author used analytical materials prepared by the Bank of Russia on cryptocurrencies.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ВАЛЮТ И ИХ ВИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Отдельно следует уделить внимание общественному механизму защиты прав несовершеннолетних - институту детского омбудсмена. С 2009 года в РФ Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ обеспечивает соблюдение и эффективную защиту прав и интересов несовершеннолетних в стране, имея достаточный объем полномочий для реализации возложенных функций (в субъектах - региональные детские омбудсмены).

Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать. что в современном мире международное законодательство обеспечивает должную защиту прав несовершеннолетних, используя различные правовые средства и механизмы. Однако нельзя забывать, что многие положения международных документов носят лишь рекомендательных характер, что, несомненно, вызывает сложности и трудности правоприменения и правореализации. Тем не менее, озабоченность мирового сообщества проблемами защиты прав детей позволяет надеяться на принятие новых и усовершенствование эффективности действующих международных правовых актов в области защиты прав несовершеннолетних.

Литература и источники

1. Декларация прав ребенка 1959г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юрид. литература, 1990. С.385-388.

2. Конвенция ООН о правах ребенка 1989г. // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. 1993.

3. Казакова Л.С. Соотношение международного права и внутригосударственного законодательства в сфере прав несовершеннолетних [Электронный ресурс] Режим доступа http://justicemaker.ru/view-article.php?art=2116&id=11

4. Коновалова И.А. Международные стандарты в области предупреждения правонарушений несовершеннолетних, их внедрение в российское законодательство [Электронный ресурс] Режим доступа http://alrf.msk.ru/journal/publikacii/mezhdunarodnye-standarty-v-oblasti-preduprezhdenija

5. Официальный сайт Русской Православной церкви (Московского Патриархата) http://www.patriarchia.ru/

References and Sources

1. Deklaraciya prav rebenka 1959g. // Mezhdunarodnaya zashchita prav i svobod cheloveka. Sb. dokumentov. M.: Yurid. literatura, 1990. S.385-388.

2. Konvenciya OON o pravah rebenka 1989g. // Sbornik mezhdunarodnyh dogovorov SSSR. Vyp. XLVI. 1993.

3. Kazakova L.S. Sootnoshenie mezhdunarodnogo prava i vnutrigosudarstvennogo zakonodatel'stva v sfere prav nesovershennoletnih [EHlektronnyj resurs] Rezhim dostupa http://justicemaker.ru/view-article.php?art=2116&id=11

4. Konovalova I.A. Mezhdunarodnye standarty v oblasti preduprezhdeniya pravonarushenij nesovershennoletnih, ih vnedrenie v rossijskoe zakonodatel'stvo [EHlektronnyj resurs] Rezhim dostupa http://alrf.msk.ru/journal/publikacii/mezhdunarodnye-standarty-v-oblasti-preduprezhdenija

5. Oficial'nyj sajt Russkoj Pravoslavnoj cerkvi (Moskovskogo Patriarhata) http://www.patriarchia.ru/

СЕМЕНОВА ИННА ЮРЬЕВНА - старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова. Россия. Чебоксары (iysemenova@mail.ru).

SEMENOVA, INNA Yu. - Senior Teacher, Department of Civil Legal Disciplines, Chuvash State University, Russia, Cheboksary

УДК 347(347.1)

БЕЛОБАБЧЕНКО М.К. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ВАЛЮТ И ИХ ВИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: виртуальная валюта, криптовалюта, финансовый рынок, цифровые финансовые активы.

Предметом рассмотрения статьи является разработанный депутатами Государственной Думы и находящийся в процессе рассмотрения проект федерального закона № 419059-7«0 цифровых финансовых активах». Автор анализирует нормы законопроекта с позиции возникающих гражданско-правовых отношений в процессе создания, выпуска и обращения криптовалюты. Рассматриваются вопросы правовой природы виртуальной валюты, предпринята попытка предложить свое определение виртуальной валюты, криптовалюты. Рассмотрен вопрос о сфере применения криптовалюты. Показано, что сегодня криптовалюта не может иметь статуса законного платежного средства на территории Российской Федерации и не подлежит обмену на фиатную валюту. Анализируя подготовленный законопроект, автор вносит конкретные положения, которые могут быть рассмотрены и использованы в положениях и нормах законопроекта при его доработке. В статье использованы аналитические материалы, подготовленные Банком России по криптовалютам.

BELOBABCHENKO, M.K. LEGAL REGULATION AND PROSPECTS OF THE USAGE OF VIRTUAL CURRENCIES AND ITS TYPES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Keywords: virtual currency, cryptocurrency, financial market, digital financial assets.

The subject of this article is the draft Federal law № 419059-7"on digital financial assets" developed by the deputies of the state Duma and under consideration. The author of this article analyzes the norms of this bill from the position of emerging civil relations in the process of creating, issuing and circulation of cryptocurrency. The author examines the legal nature of virtual currency, makes an attempt to offer his definition of virtual currency, cryptocurrency, and justifies his position on the issue of the scope of cryptocurrency. According to the author's opinion, today cryptocurrency cannot have the status of legal tender in the territory of the Russian Federation and cannot be exchanged for fiat currency. Analyzing the prepared draft law, the author proposes specific

provisions that can be considered and used in the provisions and norms of the draft law, in its revision. The author used analytical materials prepared by the Bank of Russia on cryptocurrencies.

Регулирование порядка выпуска (майнинга), обращения и использования виртуальной валюты (криптовалюты) является актуальным на сегодняшний день, поскольку в мире расширяются сферы применения криптовалют и появляются все новые их виды. На сегодняшний день частичное применение криптовалют и разработка нормативных актов по регулированию обращения криптовалют осуществляется в таких странах как Япония, Южная Корея, Канада, США, Австралия, ОАЭ, Швейцария, Германия, Великобритания, Сингапур. На бывшем пространстве СССР обращение криптовалют и использование криптовалют, как средства платежа, разрешено только в Белоруссии законом от 22 декабря 2017 года «О развитии цифровой экономики». Но совершенно очевидно и то, что процесс создания и обращения криптовалют должен быть под контролем государства уже на самых ранних этапах появления и использования этого вида актива. Это обусловлено тем, что в настоящий момент невозможно однозначно определить природу данного актива и степень риска при его использовании в качестве инструмента на финансовом рынке. Кроме того, не рассматривая и не оценивая факт целесообразности или нецелесообразности дальнейшего развития данного продукта информационно-коммуникационных технологий, реагировать законодательным путем на его появление необходимо во избежание того, чтобы не получить серьезных социальных и экономических последствий.

Напомним, к примеру, о тех эксцессах, которые имели место в связи с появлением и деятельностью коллекторских агентств (до того, как они попали в поле зрения законодательного регулирования). Несвоевременное реагирование государства на появление организаций со специфическими (продиктованными сложившейся в финансовой сфере проблемами) функциями привело сначала к криминализации обстановки вокруг деятельности таких организаций, а также кредитных структур и МФО, а затем - к необходимости в законодательном порядке урегулировать возникшие проблемы и взять под контроль деятельность коллекторских агентств. Но такой подход уже обошелся очень дорого для российской экономики и, конкретно, для граждан, воспользовавшихся услугами МФО, если иметь в виду количество неправомерных, преступных действий со стороны коллекторов.

В своем аналитическом Обзоре по криптовалютам, ICO (INITIALCOINOFFERING) и подходам к их регулированию за декабрь 2017 года (далее, аналитический Обзор) [1] Банк России охарактеризовал виртуальную валюту как цифровое представление ценности, которое не имеет статуса законного платежного средства ни в одной из юрисдикций. С позиции регулятора в сфере денежного обращения, такое определение возможно. Но коль скоро применение виртуальных валют входит и в гражданский оборот, то очевидна необходимость определить правовой статус данного продукта как объекта гражданско-правовых отношений.

Например, виртуальная валюта - это иное имущество в цифровом выражении (финансовый актив), имеющее ограниченное применение в гражданском обороте, в том числе при совершении операций и сделок в информационном пространстве и на финансовых рынках, не имеющее статус законного платежного средства на территории Российской Федерации и не подлежащее обмену на фиатную валюту.

С точки зрения правовой природы, виртуальную валюту и криптовалюту, как ее разновидность, можно отнести к иному имуществу, поскольку это не вещь, которую возможно осязать или ощутить и не права требования, возникшие из обязательств и которые можно объективизировать. В основе процесса образования (выпуска) криптовалюты лежит использование высокоэффективной, мощной компьютерной вычислительной техники, которая требует большого потребления электрической энергии в процессе обработки огромного количества цифровых значений.

По мнению автора, криптовалюта - это разновидность виртуальной валюты, используемая, в том числе, в качестве финансового инструмента при совершении гражданско-правовых сделок на основе заключаемых в информационном пространстве смарт-контрактов, отображаемая посредством цифровой фиксации (или используемая в цифровом выражении) и защищенная с помощью криптографии.

Поскольку совершаемые операции (сделки) с использованием любой криптовалюты в итоге «стремятся» к легализации путем обмена на валюту, имеющую законное обращение в хозяйственном обороте, вся деятельность, связанная с совершением таких операций и сделок с виртуальной валютой должна контролироваться и регулироваться государством и соответствующим надзорным органом, обладающим указанными полномочиями в сфере денежного обращения и деятельности финансовых рынков. Таковым в нашей стране является Банк России. Такой подход, как нам представляется, в перспективе обеспечит возможность либо встроиться этому новому цифровому финансовому активу в существующую систему денежного обращения, либо выработать особый порядок выпуска и обращения данного финансового продукта в форме цифрового актива без риска спровоцировать (разогнать) инфляционные процессы.

Можно считать, что подготовленный вариант законопроекта «О цифровых финансовых активах» является первой ступенью к переходу на современное использование информационно-коммуникационных технологий в экономике в целом и, в том числе, в финансовой сфере. Учитывая это обстоятельство на наш взгляд, в данном законе должны быть максимально обозначены все базовые положения, касающиеся сферы обращения и применения нового вида финансового актива, четко прописаны границы его использования и отражены специфические требования и условия, которые должны соблюдаться участниками правоотношений при совершении сделок (операций) с цифровыми активами. Это, прежде всего, должно касаться:

- определения характера самой деятельности по созданию, выпуску цифровых финансовых активов (должна ли эта деятельность быть основной и единственной для лиц создающих (выпускающих) криптовалюту или эта деятельность будет одним из видов предпринимательской деятельности);

- определения правового режима объектов, относящихся к цифровым финансовым активам;

- установления круга участников (операторов), имеющих право проводить операции и сделки с криптовалютой (особый вид лицензий с ограниченным кругом совершаемых операций), введение жестких требований в части организации управления процессом выпуска криптовалюты, технического оснащения, наличия гарантий и расчета рисков (различного характера), контроля.

- обозначения сфер применения цифровых активов и возможных ограничений, в том числе по объемам сделок.

Представляется, что обмен криптовалюты на находящуюся в обращении реальную валюту не может быть разрешен, ввиду неконтролируемости процесса выпуска виртуальной валюты и имеющихся в связи с этим рисков для денежного-кредитного обращения.

Подготовленный законопроект «О цифровых финансовых активах» состоит из пяти статей, две из которых относятся к основным положениям, две статьи посвящены особенностям выпуска и обращения токинов (один из видов цифрового финансового актива (криптовалюты)) и статья о порядке и времени вступления закона в силу. Конечно, в таком виде и с такой содержательной частью Закона, ни о каком регулировании и контроле возникновения обращения виртуальных валют говорить не приходится.

В статье 1 подготовленного и внесенного в Государственную Думу законопроекта разработчики попытались сформулировать предмет регулирования и сферу действия закона. Согласно данному в законопроекте определению предметом регулирования данного закона являются отношения, возникающие при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов, а также осуществлении прав и исполнении обязанностей по смарт-контрактам. Исходя из формулировки названия 1 статьи законопроекта, ее содержание, как минимум, должно состоять из двух частей: первая давать определение предмета регулирования, а вторая - сферы применения данного законодательного акта. Между тем, определение содержит положение, относящееся к предмету регулирования, и никак не затрагивает сферу применения (регулирования) данного закона.

Предлагаемая формулировка не совсем точна как по предмету регулирования, так и по сфере регулирования, в связи с чем требуется корректировка, поскольку предлагаемое определение несет слишком узкую смысловую нагрузку. Из названия законопроекта и его

содержания следует, что речь идет о применении данного закона в финансовой сфере, а точнее в сделках, совершаемых на финансовом рынке. Логично поэтому отразить это в статье 1 законопроекта. При чем, учитывая тенденцию дальнейшего развития и расширения применения цифровых технологий, в том числе и появление новых видов финансовых активов, представляется, что можно говорить не только о правах и обязанностях относящихся к смарт-контрактам, а о сделках с цифровыми финансовыми активами в широком смысле.

Предлагается следующее определение: «Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие в связи с созданием, выпуском, хранением и обращением цифровых финансовых активов, а также порядок совершения сделок с ними, в том числе с использованием смарт-контрактов. Сферой применения норм настоящего закона является рынок финансовых услуг». Целесообразность более широкой формулировки обусловлена тем, что объектом регулирования возникающих отношений в дальнейшем могут являться не только отношения в рамках смарт-контрактов и в связи с созданием, выпуском и обращением только одного цифрового финансового актива - токена, но и появления иных цифровых финансовых активов, которые реально могут быть созданы в будущем и применяться, в том числе, и в качестве платежного средства.

Поскольку обращение цифровых финансовых активов и совершение сделок с ними предполагается осуществлять на финансовом, а возможно и на товарном рынке, а это связано как с получением доходов от обращения цифровых финансовых активов, так и со всеми возможными рыночными рисками, то со всей очевидностью следует, что данную деятельность можно отнести к предпринимательской. При этом возникает необходимость определить в законе основные признаки и условия деятельности лица, осуществляющего майнинг. Как представляется, такая деятельность должна рассматриваться как предпринимательская.

Кроме определения вида деятельности, требуется разграничить характер деятельности, на профессиональную, или не являющуюся таковой (основной) деятельностью.

По мере совершенствования и понимания значения и места данного продукта как объекта гражданских прав, расширения сферы его применения в гражданском обороте с гарантированно минимальным риском повлиять на некоторые сферы экономики, (финансовую, инвестиционную), соответственно, будет изменяться и совершенствоваться законодательство. В большей степени, базовые вопросы регулирования условий и порядка создания, обращения, а также совершения сделок с цифровыми финансовыми активами должны быть отражены в настоящем законе, а не в подзаконных (локальных) актах Правительства Российской Федерации, Банка России или иных актах министерств и ведомств. Прежде всего, это касается запрета, как минимум на ближайший период времени (1-2 года), обменивать цифровые финансовые активы на любую, законно находящуюся в обращении валюту. Также необходимо четкое указание на то, что цифровые финансовые активы не признаются и не являются законным платежным средством на территории Российской Федерации и имеют ограниченное применение в соответствии с действующим законодательством.

Требует существенной проработки вопрос, касающийся объемов выпуска цифровых финансовых активов и осуществления регулирования и контроля в отношении этой части процесса создания и выпуска криптовалюты. В связи с этим актуален вопрос лицензирования деятельности, связанной с созданием, выпуском цифровых финансовых активов. А это, соответственно, требует определиться в отношении того, кто может заниматься майнингом, каковы должны быть требования к техническому оснащению так называемых «майнинговых ферм».

В соответствии со ст. 2 законопроекта, деятельность, направленная на создание криптовалюты и/или валидацию с целью получения вознаграждения в виде криптовалюты, определяется как майнинг. Майнинг признается предпринимательской деятельностью в случае, когда лицо, которое его осуществляет, в течение трех месяцев подряд превышает лимиты энергопотребления, установленные Правительством Российской Федерации. Однако представляется существенным не только предоставление специальной лицензии на осуществление деятельности по созданию и выпуску криптовалюты, но и осуществление, с учетом современных возможностей энергетических компаний, контроля за действующими и вновь создаваемыми «майнинговыми фермами» путем ведения Банком России специального

реестра зарегистрированных и действующих «майнинговых ферм». Принимая во внимание тот факт, что создание криптовалют связано с большим потреблением электроэнергии, появление новых точек-«майнинговых ферм» вполне реально отследить. Например, если скачек потребления электроэнергии происходит на территории, где нет производства, больших торговых центров и иных объектов, где такой скачек электроэнергии был бы возможен.

В соответствии с законопроектом и определением, которое предлагается разработчиками, транзакции с цифровыми активами осуществляются на основании смарт-контрактов. Смарт-контракт определяется в законопроекте как договор в электронной форме, исполнение прав и обязательств, по которому осуществляется путем совершения в автоматическом порядке цифровых транзакций в распределенном реестре цифровых транзакций в строго определенной таким договором последовательности и при наступлении определенных им обстоятельств.

Однако содержание приведенного определения смарт-контракта вызывает ряд вопросов, которые должны быть конкретизированы в нормах настоящего закона. В том числе нужно определить, будут ли смарт-контракты индивидуальными или это будет договор присоединения; что понимается под «определенными» обстоятельствами, при наступлении которых будут совершаться цифровые транзакции и каким образом эти обстоятельства будут фиксироваться; какой момент можно считать исполнением прав и обязательств по контракту и что является неисполнением или ненадлежащим исполнением прав и обязательств.

Вопрос совершения сделок с цифровыми активами с помощью электронных форм фиксации требует, по мнению автора, отдельного разъяснения и отражения, путем внесения изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Действующая норма - статья 158 ГК РФ определяет, что сделки могут совершаться в устной или письменной форме. В свою очередь, письменная форма может быть простой или нотариальной, т.е. в определенных случаях имеются особые требования к заключаемым сделкам при соблюдении письменной формы. Применительно к сделкам, совершаемым с цифровыми активами, наверное можно говорить об отнесении этих сделок к письменной форме. Однако, учитывая особую форму фиксации указанных сделок в электронной форме с использованием криптографии и, возможно, применения иных информационно-коммуникационных технологий, оставление содержания статьи 158 ГК РФ в существующей редакции не будет отвечать современным требованиям развития правоотношений. Все более расширяющееся осуществление транзакций с применением цифровых технологий должно быть отражено в гражданском законодательстве. В связи с этим, автор считает обоснованным и отвечающим современным требованиям гражданского оборота внести дополнение статью 158 ГК РФ после слов «в письменной форме» словами «а также с помощью электронных форм фиксации». К слову, следует отметить, что сделки, например, купли-продажи по Интернету уже давно совершаются в электронной форме.

Такие авторы как, например, И.И. Кучеров, Е.В. Воскресенская в своих работах применяют к криптовалютам термин «средство платежа». Так, И. И. Кучиров считает, что «эти платежные средства существуют исключительно в электронной форме и фактически представляют собой зафиксированную на электронном носителе информацию, которая зашифрована средствами криптографии» [2; 3]. Е.В. Воскресенская полагает, что «виртуальные валюты (по крайней мере, те из них, которые основаны на алгоритмической эмиссии) будут иметь свое регулирование, параллельное регулированию электронных денежных средств в Федеральном законе «О национальной платежной системе», поскольку без существенной ломки последнего в него невозможно втиснуть виртуальные валюты. В дефиницию следует включить указание на основной функциональный признак виртуальной валюты - способность служить средством платежа в определенном масштабе, но при этом отнесение данного объекта к категории имущества позволяет не только не ограничивать его функцию исключительно функцией средства платежа, но и признавать за виртуальной валютой возможную инвестиционную составляющую [4]. Вопросы надлежащего или ненадлежащего исполнения условий договоров в отношении цифровых финансовых активов, в том числе в форме смарт-контрактов, вообще остались за рамками данного законопроекта.

Вместе с тем, учитывая специфику указанного объекта гражданских правоотношений, общие правила и (или) порядок фиксации момента исполнения обязательств по договорам и смарт-контрактам, должен определяться непосредственно в самом законе. Это важно, поскольку,

как уже отмечалось выше, разработанный закон должен регулировать не только создание, выпуск, хранение и обращение токенов, но и учитывать перспективу появления других цифровых финансовых активов и расширения сферы их использования. В этой связи представляется, что статью 3 законопроекта необходимо формулировать с позиции общих требований к созданию и выпуску цифровых финансовых активов, оговорив особые требования к выпуску токенов, существующие на данный момент. Сделки, совершаемые с цифровыми финансовыми активами, подлежат фиксации и дальнейшему учету с помощью формирования особого вида реестра. В законопроекте используется понятия «реестр цифровых транзакций» и «распределенный реестр цифровых транзакций». В уже упомянутом выше аналитическом Обзоре Банка России указывается на возможность использования системы блокчейн - «как варианта реализации сети распределенных реестров, в котором данные о совершенных транзакциях структурируются в виде цепи (последовательности) связанных блоков транзакций» и приобретают статус учетной единицы совершенных транзакций с цифровыми финансовыми активами. Представляется, что данное применение системы блокчейн очень перспективно в свете обозначенной государством стратегии на цифровизацию экономики. Этот способ учета транзакций с цифровыми финансовыми активами также должен найти отражение и быть сформулирован в положениях рассматриваемого законопроекта.

Считая нецелесообразным возможность в ближайшее время использовать криптовалюту в качестве средства платежа, представляется вполне реальным ее использование в качестве инвестиционной составляющей. Так, в правоприменительной практике схемы с применением криптовалюты в качестве расчетной единицы, например при реализации инвестиционных проектов внутри крупных холдингов и иных корпоративных структур (в том числе, с применением криптовалюты (токенов) как средств для осуществления внутренних расчетов), для оптимизации и эффективности реализации инвестиционных программ, в том числе, используя участие в пулах (по майнингу). В этом случае только конечный результат производимых расчетов мог бы быть выражен в законных платежных средствах (натуральной валюте).

Таким образом, можно сделать вывод, что перспектива развития и расширения сфер использования виртуальной валюты (криптовалют), несомненно, имеется. Законодательная работа в этом направлении в Российской Федерации находится в самом начале. Опыт применения криптовалют в зарубежных странах, и практика, хотя и не регулируемая, использования криптовалют частными лицами на территории Российской Федерации, дает основания говорить о том, что вопрос правового регулирования применения криптовалют является приоритетным и должен быть решен.

Литература и источники

1. Информационно-аналитические материалы Банка России «Обзор по криптовалютам, ICO (INITIALCOINOFFERING) и подходам к их регулированию, декабрь 2017 г.// wwwcbr.ru

2. Кучеров И.И. Криптовалюта как платежное средство // Финансовое право. 2018. №7. С. 5-8.;

3. Кучеров И.И. Криптовалюта как правовая категория // Финансовое право. 2018. №5. С. 3-8.

4. Воскресенская Е.В. О необходимости правового регулирования виртуальных валют // Вестник Омской юридической академии. 2018. №2. С. 148-151.

References and Sources

1. Informacionno-analiticheskie materialy Banka Rossii «Obzor po kriptovalyutam, ICO (INITIALCOINOFFERING) i podhodam k ih regulirovaniyu, dekabr' 2017 g.// wwwcbr.ru

2. Kucherov I.I. Kriptovalyuta kak platezhnoe sredstvo // Finansovoe pravo. 2018. №7. S. 5-8.;

3. Kucherov I.I. Kriptovalyuta kak pravovaya kategoriya // Finansovoe pravo. 2018. №5. S. 3-8.

4. Voskresenskaya E.V. O neobhodimosti pravovogo regulirovaniya virtual'nyh valyut // Vestnik Omskoj yuridicheskoj akademii. 2018. №2. S. 148151.

БЕЛОБАБЧЕНКО МАРИНА КОНСТАНТИНОВНА - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. BELOBABCHENKO, MARINA K. - Ph.D. in Law, Leading Researcher, Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation (mbelobabchenko@mail.ru).

УДК 347.6:336.763.2

ВОРОЖЕЙКИНА Ю.В. НАСЛЕДОВАНИЕ АКЦИЙ В РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

Ключевые слова: наследование акций, ценная бумага, реестр, акционерные общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.