Научная статья на тему 'Применение технологии проблемного обучения в формировании основ исследовательской деятельности учащихся на уроках географии'

Применение технологии проблемного обучения в формировании основ исследовательской деятельности учащихся на уроках географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ / TECHNOLOGY OF PROBLEM TEACHING / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ / LOGICAL CHAINS / ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ / ПРОБЛЕМНАЯ ЗАДАЧА / PROBLEM TASK / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITY / КүРДЕЛі ОқУ ТЕХНОЛОГИЯСЫ / УәЖДЕМЕ / ТАНУ қЫЗМЕТі / қИСЫНДЫ ТіЗ-БЕГі / КүРДЕЛі СұРАқ / КүРДЕЛі ТАЛСЫРМА / ЗЕРТТЕУ қЫЗМЕТі / ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Домничева Л. К.

В статье обобщается практический опыт работы учителя, по использованию технологии проблемного обучения, выделены основные этапы освоения технологии с учётом возрастных особенностей учащихся. Выделены методы и приёмы применяемые для успешного формировании основ исследовательской деятельности учащихся на уроках географии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of problem training technology for students’ bases of research activities formation at geography lessons

In this article the teacher summarizes the practical skills, with using the technology of problem solving teaching, considering of pupils age pecularities. The teacher chooses different methods and techniques for successful forming foundation of pupils’ recearch work at the Geography lessons.

Текст научной работы на тему «Применение технологии проблемного обучения в формировании основ исследовательской деятельности учащихся на уроках географии»

49

Домничева Л.К.

учитель географии ГУ «Средняя школа №16 отдела образования акимата города Костаная»

Нег1зг1 свздер: ку_рделг оцу технологиясы, уэждеме, тану цызметг, цисынды тгз-бегг, щрделг сурац, щрделг талсырма, зерттеу цызметг.

Ключевые слова: технология проблемного обучения, мотивация, познавательная деятельность, логические цепочки, проблемный вопрос, проблемное задание, проблемная задача, исследовательская деятельность.

Keywords: technology of problem teaching, motivation, cognitive activity, logical chains, problem task, research activity

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Ацдатпа:

Макалада м^гашмнщ iс-тэжiрибелiк ж^мысы жи-накталган. Проблемалык окыту технологиясын колда-ну бойынша технологияны игерудеп непзп кезевдер1 окушылардьщ жас ерекшелштерш ескере отыра кер-сетшген. География сабактарында окушылардыц iзде-нушшш ic - кызметшщ негiзiн калыптастырудагы эдiс - тэciлдер керcетiлген.

Аннотация:

В статье обобщается практический опыт работы учителя, по использованию технологии проблемного обучения, выделены основные этапы освоения технологии, с учётом возрастных особенностей учащихся. Выделены методы и приёмы применяемые для успешного формировании основ исследовательской деятельности учащихся на уроках географии.

Annotation:

In this article the teacher summarizes the practical skills, with using the technology of problem solving teaching , considering of pupils age pecularities. The teacher chooses different methods and techniques for successful forming foundation of pupils' recearch work at the Geography lessons.

Одной из основных задач инновационного разви- £ тия образовательной системы Казахстана поставленных ^ Президентом страны в Послании 2050 - давать не только § знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации. «Наши граждане должны быть готовы к ^ тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на Щ самом передовом оборудовании и самом современном ^ производстве» [1] §

Обществу нужна творчески мыслящая личность,

способная к самообучению и самостоятельному анализу ^

информации. Именно такая личность способна принести ^

обществу максимальную пользу. ^

Но как воспитать такую личность? Опыт работы ^ в школе демонстрирует тенденцию к снижению базо-

и

вого уровня знаний школьников. Обилие информации, в которой пребывает сейчас школьник, отнюдь не воспитывает в нем потребности к расширению и углублению своих знаний.

Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.

.«Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс...». Там, где нет проблемной ситуации, нет и мышления в строгом смысле слова. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами исследования, творчества. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. В этом случае исследовательской деятельностью могут успешно заниматься не только отличники (а может быть, даже и совсем не они): ученик выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на нее своё свободное время.[2]

Используемая в практике работы технология проблемного обучения даёт возможность каждому ребёнку «сделать своё маленькое открытие». ^ Содержание курса географии пре-

Щ доставляет большие возможности учите-§ лю для формирования исследовательских навыков используя технологию проблем-^ ного обучения. Главные особенности при-3 роды Земли, расселение и хозяйственная деятельность человека, развитие экономи-§ ки мира, регионов и стран основываются ^ на закономерностях и противоречиях. н Учитывая специфику каждого курса

5 географии, проблемное обучение выстра-£ ивается по нарастающей- от курса к курсу. м Содержание географических знаний

по начальному курсу физической географии отличается конкретностью изучаемых

явлений и объектов. В основе познавательной деятельности учащихся лежит чувственное восприятие реальных географических объектов и явлений.

Реализация проблемного обучения в начальном курсе осуществляется в основном с помощью эвристической беседы и исследовательского метода.

С помощью эвристической беседы у учащихся формируются навыки определения причин тех или иных явлений.

Одним из важнейших моментов развития практического географического мышления является формирование умения выделять причину и следствие изучаемых явлений, составлять цепочки причинно-следственных связей. Для формирования этого умения большие возможности имеет курс географии материков и океанов, где изучаются основные особенности природы и населения Земли. Имеющаяся база общеземлеведческих знаний, полученных в 6 классе, позволяет организовать проблемное обучение на более высоком уровне, при этом основное внимание уделяется установлению причинно-следственных связей между различными компонентами природных комплексов.

Поэтому целесообразно научить учащихся представлять причинно-следственные связи в виде цепочки, предлагать задания по построению цепочки из имеющихся звеньев.

Для последовательного усвоения этого приёма системы заданий делю на пять этапов:

1.Этап - Накопление звеньев при изучении темы. Причина^-Следствие

2.Этап. Построение цепей, где каждое звено является следствием предыдущего и причиной следующего. Причи-на^Следствие^Причина^Следствие и т. д.

З.Этап. Используя первое и последнее звенья, достроить промежуточные.

Причина^?^?^Следствие

4.Этап. Восстановить цепочку по одному звену. Чаще использую последнее

Ш

звено.

?<———?<— Следствие. 5. Этап. Прогнозирование последствий изменений.

(Использую разработанную систему заданий по курсу 6-8 классов).

Овладение умением представлять причинно-следственные связи в виде логических цепочек развивает практическое географическое мышление, логику научного познания, позволяет отвечать на проблемные вопросы, решать проблемные задачи. При этом важно, чтобы учащиеся сами сформулировали проблему, выдвинули гипотезы и доказали свою правоту, т.е. овладели главным правилом развития мышления: постепенный переход от одного звена цепи рассуждений к другому.

Сформированные умения и навыки решения проблемных ситуаций в предыдущих курсах позволяет проводить проблемные уроки, на которых ребята самостоятельно поставят познавательную задачу, составят план действий, реализуют его, сделают вывод. Таким уроком может быть урок модульного типа. Например, по теме «Главные типы почв Казахстана и их распространение», «Влияние урбанизации на природные комплексы».

Решение исследовательской задачи, как и проблемной, проходит те же стадии: -Анализ ситуации и постановка проблемы (Что известно, что неизвестно и что нужно узнать)

-Попытка решения проблемы известным способом или поиск нового способа решения путем выдвижения гипотезы или нахождение нового способа решения путем догадки

-Проверка правильности найденного объяснения (чаще всего-поиск аналогии).

В учебном исследовании, как и в научном, велика роль гипотезы. Выдвижению гипотез помогают познавательные вопросы. Ребёнок должен знать, что такое познавательный вопрос и зачем он необходим. Опыт показывает, что простого требования ставить вопросы по карте или тексту

учебника недостаточно. Оно стимулирует лишь выяснение фактического материала, иногда особенностей изучаемого. Нужны вопросы "Почему...", "Чем объяснить...", свидетельствующие о понимании самого главного в теме.

Данные методы учебного исследования очень эффективны, в дальнейшем позволяют учащимся выходить на более высокий уровень - научного исследования.

.Виды проблемных заданий, применяемые на уроках географии:

-Задания, в основе содержания которых, лежит научная гипотеза. Например. Гипотезы о происхождении многолетней мерзлоты, об изменении климатов на Земле;

-Проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованиями задачи.

Например. При сопоставлении летних и зимних температур экваториального и тропического поясов Африки школьники должны определить, почему в более удаленном от экватора тропическом поясе температура июля выше, чем в экваториальном.

-На установление многозначных причинно-следственных связей, требующие понимания диалектических противоречий, умения оперировать противоположными суждениями. Пример (экономика 11класс): «Если бы приватизация в Казахстане пошла по Китайскому варианту, то какие результаты в экономике Казахстана £ можно было ожидать сегодня?» ^

Выделим структурные компоненты § проблемного урока и способы активизации мышления учащихся. §

1.Содержательную основу проблем- § ного урока составляет проблемный вопрос о (противоречие). Главным признаком про- О блемного вопроса является «возбуждение интереса».

2. Включение учащихся в формулирование проблемы. ^

2.Выдвижение гипотез по ее реше- ^

нию.

З.Организационный самостоятельный процесс познания, открытия истины:

факт —> гипотеза —> теория ->знание (истина).

Задача учителя - направить изучения учебного материала путём ухода от прямого, однозначного ответа на вопросы учеников, от подмены их познавательного опыта своим.

В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание воля, творческое воображение появляется интерес к исследованию. [3]

В практике своей работы использую инструктивные карты, как средство исследования и разрешения проблемных задач. Использую разработанные инструктивные карты по курсу География Казахстана.

Ценными результатами использования технологии проблемного обучения считаю:

-осознание детьми характера своей умственной деятельности;

-формирование умений творчески мыслить, выдвигать и проверять гипотезы;

-активное вовлечение большинства учащихся в процесс решения проблем.

-формирование основ исследовательской деятельности.[2]

На основании анализа сущности проблемного обучения и в практике работы, были определены следующие его воз-§ можности в формировании научно-исследовательской деятельности: го 1.Целенаправленное ее формиро-

^ вание происходит в процессе поисковом ^ учебно-познавательной деятельности, яв-К ляющейся, в свою очередь, ведущим видом ° деятельности проблемного обучения. ^ 2.Основанная функция проблемного

м обучения - развитие процессов теоретиче-53 ского мышления (анализ, синтез, обобще-§ ние, сравнение, аналогия), а эти процессы

О составляют основу умений научно-иссле-

м

н довательской деятельности.

3. Проблемная ситуация стимулиру-

ет познавательную активность и повышает интерес к процессу обучения, формирует мотивационный компонент готовности учащихся к научно-исследовательской деятельности.

Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех.[4]

В этом случае образование будет давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации и как следствие, поможет нашим детям стать независимыми, самостоятельными, увлечёнными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением и наши маленькие граждане в будущем будут готовы «.. .постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве». (Послание -2050).

ЛИТЕРАТУРА

1.Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»

2. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, 1999.

3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.

4. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. Ростов-на-Дону, 1970.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.