ш
JI.E. Жаналина,
старший преподаватель
кафедры ППСОП, ФАО
«НЦПК «врлеу» И ПК ПР по Костанайской области»
Нег1зг1 свздер: цузыремтг-лж, кэстцойлыц; оцытудыц инновациялъщ ddicmepi; жоба цызметг; мэселелг жагдай, зерттеу цызметг.
Ключевые слова: компетентность, профессионализм; инновационные методы обучения; проектная деятельность; проблемная ситуация, исследовательская деятельность.
Keywords: competence, professionalism; innovative methods of teaching; project activity; problem situation, research activity.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Ацдатпа
Ел1м1здеп жацгырту урдш бшм беру жуйесше езгер-тулер енпзуд1 талап етед1, ол педагогтщ ащару цызмет! ©згеру мэселесш езекп к;ылады. K^a3ipri кезецде м^гал1м дайын бшм, бшк жэне дагдылардыц жай гана трансляторы релш ащаруга багытталмаган, шыгармашыл, сыни ойлайтын жеке т^лганы дамытуга ьщпал ететш, бшм беру жуйесшщ Heri3ri тулгасы болып табылады, бул унин педагог цызметше оцытудыц инновацияльщ фор-малары мен эдю-тэсшдерш, зерттеу жэне жоба цызметш енпзу цажет.
Аннотация
Модернизационные процессы в стране требуют изменений в системе образования, что актуализирует проблему изменения функций педагога. На современном этапе учитель является ключевой фигурой в системе образования, призванная выступать не просто в роли транслятора готовых знаний, умений и навыков, но и способствовать развитию творческой, критически мыслящей личности, для чего педагогу необходимо внедрять инновационные формы и методы обучения, исследовательскую и проектную деятельность.
Annotation
Modernization processes in the country require changes in the education system, that actualizes the problem of changing the teacher's functions. At the present stage, a teacher is a key figure in the education system, who acts as a translator of ready-made knowledge and skills, but also promotes the =
development of a creative, critical-minded person, for which <
■—
the teacher needs to use innovative forms and methods of с
m
teaching and learning, research and project activities.
Ум заключается не только в знании, 3 но и в умении применять знания на деле, й
Аристотель 5
Lz
Казахстан, выражая свои намерения интегрировать- ±
ся в мировое образовательное пространство, проводит Е
обновление содержания среднего образования. Обнов- С
ление структуры образования заключается в преодоле- ^
нии традиционного стиля обучения и переход к новой ~
модели образования, обеспечивающей познавательную =
активность и самостоятельность мышления школьников. ЕЕ «Одна из главных задач школьного образования сегодня
- подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объёмов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру» [1].
Качественные изменения невозможны без формирования нового взгляда учителя в учебном процессе. Современной школе нужен такой учитель, который может научить ученика учиться; ученика, который может брать на себя ответственность. Школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, умело использовать их в жизненных ситуациях, развивая необходимые в дальнейшем ключевые компетентности, уровень которых, прежде всего, зависит и от компетентности учителя.
Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Постоянное внедрение инновационных форм и методов обучения ставит учителя перед необходимостью повышать личностную и профессиональную компетентность, на что и направлены экспериментальные программы ФАО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Коста-найской области». «Филиал ориентирован на реализацию экспериментальных программ совершенствования профессионализма учителя, его мастерства взаимодействия с обучающимися, которые отличаются тем, что о- фокусируют внимание учителя на развитии Е личности ученика, способного к саморегу-£ лированию, размышлению, анализу и крити-
5 ческому осмыслению своих знаний в рамках с
о. опыта взаимодеиствия с окружающим миром.
0 В институте таких обновленных программ разработано более 120 и свою квалификацию
2 по ним повысили около двух тысяч учителей»
В [2]-
Сегодня учитель управляет процессом обуй чения, направляет ученика, в процессе обрат-
1 ной связи, отмечает прогресс каждого ребён-О ка. Разными приёмами, средствами учителя п стимулируют мыслительную деятельность т учащихся, развивают критическое мышление, пс «Исследовательский разговор, аргументация 5 и диалог способствуют развитию высокого
уровня мышления, интеллектуальному разви-
тию через вовлечение учителей и учеников в совместные действия по достижению поставленных целей. Роль учителя в современное время изменилась. Учитель должен направлять учащихся для того, чтобы они самостоятельно добывали знания» [3].
Итак, одной из приоритетных задач обновленного содержания образования является переход от получения сведений из разных областей знаний к формированию критического мышления. Необходимо готовить на уроке творчески активную личность, заинтересованную в самостоятельном познании через активные и интерактивные методы обучения. Очень важным направлением является обучение общению, а естественным общение может стать в совместной деятельности. Как же это воплотить практически? Такой работой может стать исследовательская деятельность. И.А. Бодуэн де Куртенэ подчеркивал, что только исследовательский подход даст «запас полезных в практическом отношении и интересных сведений и умений», приучит «к самостоятельному мышлению, развивая ум как в дедуктивном, так и в индуктивном направлении» [4].
Метод исследования строится на основе принципа проблемности. Наличие различных проблем обеспечивает поисковую деятельность при выполнении теоретических и практических самостоятельных работ. Данный метод заинтересовывает обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности, исключая активную деятельность учителя по изложению учебного материала и его объяснению. Исследовательский метод обучения -это организация поисковой деятельности учащихся через практические задачи, требующие самостоятельного творческого решения. Обучающимся нужно будет научиться работать с имеющейся информацией, уметь добывать необходимый материал, грамотно систематизировать, логически распределять данные, уметь выделить в изучаемых текстах важную информацию, сокращать ее путем исключения лишнего или путем обобщения фактов, уметь переформулировать мысль.
Конечно, исследование обучающихся не может быть приравнено к исследованию ученого, которое имеет своим результатом науч-
ное открытие. Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой, и новые только для школьников. Учитель не только ставит ряд вопросов или проблем, но и разъясняет пути их решения, учит собирать материал, анализировать, систематизировать его, показывает и разъясняет условия и приемы работы и ход решения. Учитель стимулирует учащихся к творческой деятельности, которые они смогут проявить в ходе решения проблем. Таким образом, ученики совершают восхождение к уже открытым наукой вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений.
Также в обновленном содержании образования уделяется большое внимание формированию у учащихся навыков работы над проектом. Проектная деятельность -технология, ориентированная на применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Данная работа дает простор для инициативы обучающихся, подразумевает дружеское сотрудничество, создает положительную мотивацию. Тема, выбранная учителем, должна быть интересна, доступна, но вместе с тем познавательна. Проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Такая работа, как и всякое творчество, эффективна только на добровольной основе, тема, навязанная ребенку, не даст необходимого эффекта. По мнению исследователей, учебные проекты могут быть разных видов:
• Практико-ориентированный - такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности исследования, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов.
• Информационный - этот тип проекта направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, его анализ и сопоставление с известными фактами. Источниками информации могут являться средства СМИ, электронные базы данных, анкетирование. Такой тип проекта можно приметать для подготовки выступлений учащихся на научно-практических конференциях.
• Творческий - такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной струк-
туры совместной деятельности участников. Она только намечается и дальше развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. Это могут быть проблемы, связанные с каким-то произведением, статьей, фильмом, жизненной ситуацией. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.д.
Очень важен этап защиты проекта. Без него исследование не может считаться завершенным. О выполненной работе надо не только рассказать, но, как и всякое настоящее исследование, надо грамотно защитить. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, приходить к компромиссу.
Все вышесказанное говорит о том, что развитие профессиональной компетентности педагогов способствует изменению взглядов на достижение качества образования. Внедрение инновационных методов обучения, умелое сочетание видов исследовательской и проектной деятельности научит учащихся самостоятельно мыслить, анализировать не только учебные, но и жизненные ситуации, а значит, подготовит к взрослой жизни.
ЛИТЕРАТУРА _
¡.Государственная программа развития ^
образования и науки Республики Казахстан <
на 2016-2019 годы. - [Электронный ресурс] О
http://control.edu.gov.kz/ru/gosudarstvennaya- 2:
programma-razvitiya-obrazovaniya-i-nauki- о гезриЬНкькага1181ап-па-2016-2019-gody»
2.Слесарь М.В. Образованная страна - об- Н разованная нация / М.В. Слесарь // Бшм-Ин- -фо.-2013.-№4.-С.2-4. |
3.Хамитова О.Т. Обновление содержания = образования в реалиях современного Казах- ас стана / О.Т. Хамитова // Бшмд1 ел=Образо- о ванная страна. - 2017. - 20 июня.
4.Бодуэн де Куртенэ И. А. Общее языкозна- ш ние. Избранные труды / И. А. Бодуэн де Кур- § тенэ. — М.: Юрайт, 2017. — 343 с.