Научная статья на тему 'Роль проблемного обучения в свете новых целей и ценностей образования на примере преподавания географии. Как организовать познавательную деятельность, способствующую развитию творческого мышления?'

Роль проблемного обучения в свете новых целей и ценностей образования на примере преподавания географии. Как организовать познавательную деятельность, способствующую развитию творческого мышления? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
870
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаткарь Галина Александровна

В статье рассматриваются особенности организации проблемного обучения, приемы обучения детей выявлению проблемы, обнаружению противоречия, выдвижению гипотезы и ее доказательству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль проблемного обучения в свете новых целей и ценностей образования на примере преподавания географии. Как организовать познавательную деятельность, способствующую развитию творческого мышления?»

.-ИННОВАЦИОННЫеИИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИе]ПРОЕКТЫ,ДРОГРАММЫ^ПОДХОДЫ_

Шаткарь Галина Александровна

заместитель директора по социальной защите учитель географии ГБОУ СОШ № 1302

г.Москва

J ^

РОЛЬ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

В СВЕТЕ НОВЫХ ЦЕЛЕЙ И ЦЕННОСТЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ

на примере преподавания географии

Как организовать познавательную деятельность, способствующую развитию творческого мышления?

Л_________________________________________________________Г

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации проблемного обучения, приемы обучения детей выявлению проблемы, обнаружению противоречия, выдвижению гипотезы и ее доказательству.

Ключевые слова: познавательный процесс, познавательная деятельность, творческое мышление, самообразование, проблемное обучение.

«Самая страшная опасность -безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы...»

В.А. Сухомлинский

Школа сегодня стремительно меняется, как меняется и общество, в котором мы живем. Современное образование требует от школы подрастающего поколения, способного самостоятельно решать многие жизненно важные вопросы, проявлять социальную активность, критически мыслить, ориентироваться в потоке информации, применять на практике полученные знания, умения, навыки, творчески решать возникающие проблемы. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.

Восточная мудрость гласит: «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься». Среди существующих методических подходов в образовании особое значение для решения этой задачи является проблемное обучение или проблемный подход в обучении географии в средней школе.

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним сложные и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей действительности есть еще много неизвестного, секретного. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем

все более новых процессов, свойств, взаимодействий между всеми его компонентами. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиям времени, ни проникали в школу, как бы не менялись программы и учебники, формирование культуры проблемной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Проблемное обучение - важнейшая сторона подготовки подрастающего поколения.

Успех проблемного обучения школьников достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими учениками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, то есть их развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.

Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников невозможно без проблемного обучения. Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления, выдвинутая С. Л. Рубинштейном. Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развитие умственных сил и способностей учащихся.

Одним из важнейших элементов нового педагогического мышления, нового взгляда на урок и весь учебный процесс является изменение взгляда на ученика как на субъект воспитания и обучения. Личность

40

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Рис. 1. Основные понятия проблемного обучения.

ученика ставится в настоящее время в центр учебного процесса, что требует от учителя переосмысления целей и задач урока опять же с позиции ученика. Отсюда все чаще возникает необходимость ставить ученика в позицию исследователя, учить его наблюдать и анализировать окружающие явления и события, уметь их обосновать, пробуждать у него интерес к еще не решенным задачам, с которыми он может столкнуться в будущем и которые ему предстоит решать.

Несмотря на разные точки зрения на проблемное обучение, общим для всех исследователей является следующее: основными элементами проблемного обучения является создание проблемных ситуаций и решение проблем. Психологами доказано, что мышление возникает в проблемной ситуации и направлено на её разрешение. Проблемная ситуация означает, что в процессе деятельности человек натолкнулся на что-то непонятное, неизвестное, то, что должно быть открыто для правильного выполнения нужного действия.

Но не всякая проблемная ситуация неизбежно пробуждает мышление,- мышление не возникает, если у субъекта нет потребности в разрешении проблемной ситуации, а также отсутствуют исходные знания, необходимые для начала поиска.

В учебном процессе проблема может быть выражена в форме проблемного вопроса или задания. И проблемное задание, и проблемный вопрос имеют одно общее: в их содержании заложены потенциальные возможности для возникновения проблемных ситуаций в процессе их выполнения. Соподчиненность основных понятий проблемного обучения можно представить в виде структурной схемы, из которой видно, что сущность проблемного обучения составляют два понятия: «проблемная ситуация» и «проблема». Характерным признаком проблемного подхода является самостоятельная познавательная деятельность уча-

щихся. Взаимосвязь между понятиями, характеризующими проблемное обучение, представлена на рис. 1.

Процесс выполнения проблемных задач и решения проблемных вопросов является наиболее сложным в теории проблемного обучения. Как правило, всякий проблемный вопрос является познавательным, но не всякий познавательный вопрос проблемным. Познавательный вопрос можно считать проблемным, если на его основе учителем на уроке будет создана проблемная ситуация, разрешение которой приведет к получению новых знаний. В решении проблемы учащимися можно выделить следующие этапы:

1. осознание проблемы;

2. обнаружение скрытого противоречия;

3. формулирование гипотезы исходя из данных условий;

4. доказательство гипотезы;

5. общий вывод.

Для решения проблемы ученики пользуются такими приемами учебной деятельности:

1. нахождения разрыва в ранее сформулированных причинно-следственных связях;

2. выдвижение гипотезы; переформулировка требований вопроса;

3. применение общего положения гипотезы к отдельным примерам;

4. установление комплекса причинно-следственных связей.

Постепенное овладение учащимися этими приемами ведет к формированию умения решать проблемы. Проследим эти этапы на примере решения следующей проблемы: - Установить причины малого содержания соли в бессточном африканском озере Чад.

На первом этапе осознания проблемы ученики вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. Учащиеся знают, что пресными могут быть только сточные озера, отсутствие стока, да еще

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012

41

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

в пределах жаркого пустынного климата, ведет к засолению озера.

Схематично противоречие может быть выражено следующим образом:

Причина Следствие

Отсутствие поверхностно- _ наличие соленой воды

го стока в озерах

Наличие поверхностного _ наличие пресной воды стока в озерах

Отсутствие поверхностно- _ наличие почти пресной

го стока в озере Чад воды в озере Чад

Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы, т.е. если при отсутствии поверхностного стока в озере Чад не произошло его засоление, значит, сток все-таки существует, формулирование гипотезы составляет второй этап решения проблемы.

Третий этап решения проблемы - доказательство гипотезы. Поиски путей доказательства гипотезы требуют от учащихся переформулировки требований вопроса, т.е. вопрос должен звучать следующим образом: как осуществляется сток в озере Чад? Чтобы ответить на этот вопрос, учащиеся должны использовать знания, полученные ранее, и вспомнить, как может осуществляться сток в озерах, каким он может быть. Учащиеся знают, что сток бывает постоянный и временный, поверхностный и подземный. Постоянный поверхностный сток в озере Чад отсутствует. Значит, может быть или временный поверхностный сток, или подземный, или и то и другое вместе.

Учащиеся сопоставляют общее положение гипотезы о том, что сток в озере Чад все же существует, с конкретными предложениями: 1) сток в озере Чад осуществляется под землей; 2) сток осуществляется по временным водотокам в период дождей.

В зависимости от сложности вопроса само доказательство может быть дано или учителем, или учащимися. В данном примере доказательства учащихся должны быть дополнены учителем, так как у школьников недостаточно знаний для полного ответа на вопрос, который и в науке носит еще вероятностный характер. Учитель говорит, что многие ученые предполагают подземный сток в озере Чад, который направлен, по-видимому, или на северо-восток, где находиться впадина Боделе, или на юг, в сторону разлома, пересекающего бассейн Нигера. Затем рассматривается возможность стока по временным водотокам и во время разлива.

Заканчивается решение проблемы общими выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекты или явления. Это четвертый этап решения проблемы.

«Удивление - мать открытия» писал французский физик Луи де Бройль. Что в обучении чаще всего вызывает удивление? Задания или вопросы, содержащие в себе новизну информации, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. Это повышает познавательный ин-

терес к предмету. Есть такая шутка: однажды австралийскому фермеру упали на лоб капли дождя, и он от удивления упал в обморок. Родственники пытались привести его в чувства, брызгая в лицо холодную воду, но безуспешно. И наконец, один человек догадался -высыпал в лицо несчастному два ведра пыли. И фермер пришел в себя. Какие особенности климата отмечены в этой австралийской шутке?

Сегодня в связи с новыми задачами школы в педагогике и психологии усилилось внимание к теоретическим основам проблемного обучения и к практическому применению его в школе.

Среди многих потребностей, присущих человеку, имеется очень важная «потребность в эмоциональном насыщении». Человек нуждается в переживании эмоций,- если такого насыщения эмоциями не происходит, то наступает эмоциональный голод. Он переживается в форме скуки и тоски. Одним из существующих средств и путей эмоционального насыщения является интерес. Одним из методов обучения, направленных в первую очередь на «возбуждение интереса» является метод проблемного обучения. Обучение заключается в создании проблемной ситуации, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности учителя и учащихся, при оптимальной самостоятельности учащихся. Функции учителя состоят в том, чтобы координировать деятельность учащихся, помогать им, но не давать жестких указаний. Познавательная деятельность учащихся принимает творческо-исследовательский характер, направленный на разрешение как основной, так и её частных проблем.

Для осуществления проблемного подхода учитель должен иметь систему проблемных вопросов и заданий, которые можно считать проблемными лишь при соблюдении следующих условий:

• если вопрос связан с ведущими идеями, понятиями и закономерностями самой науки;

• если возможна группировка учебного материала, в том числе и фактического, вокруг вычисленных проблем;

• если возможно раскрытие путей научного поиска решения проблемы, в том числе и возникших в истории науки, с целью приобщения учащихся к методам научного познания;

• если на основе поставленного вопроса возможно создание проблемной ситуации.

В табл. 1 приведены примеры проблемных заданий и вопросов по курсу географии материков и океанов, где теоретические знания позволяют организовать изучение особенностей природы и населения отдельных материков и океаном на качественно более высоком уровне: при этом основное внимание уделяется установлению причинно-следственных связей между различными компонентами природных комплексов.

Выбор проблемы для исследования - это отправной момент в осуществлении проблемного подхода в обучении географии.

Географические проблемы бывают разных типов. Есть проблемы, касающиеся главным образом про-

42

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Таблица 1

Проблемные вопросы и задания Деятельность учащихся

Почему в Южной Африке в пределах тропического климатического пояса выделяются две климатические области, а в Северной - одна? Самостоятельно отвечают на вопрос учителя, работая с картами и диаграммами

Почему в Пустыне Намиб, находящейся на побережье океана, выпадает осадков меньше, чем в самых сухих районах Сахары? Выполняют все этапы решения проблемы: осознание проблемы, выявление противоречия; формулировка гипотезы; доказательство гипотезы; общий вывод

На причины происхождения Саванн существуют две точки зрения: согласно первой, саванны образовались на месте сведенных лесов; согласно второй, образование саванн объясняется общими географическими закономерностями. Какова Ваша точка зрения? Высказывают свои точки зрения, пытаются их обосновать, готовятся к осознанному восприятию нового материала

Почему в Африке зона экваториальных лесов не доходит до побережья Индийского океана? Высказывают предположения, сравнивают их с объяснением учителя

Пользуясь картами, объясните, почему в Евразии и Северной Америке на одних и тех же широтах формируются различные типы климата? Применяют ранее полученные знания в новой ситуации, закрепляют умение решать проблемы, выявлять противоречие, формулировать гипотезу, доказывать ее, делать обобщающий вывод

цессов, действующих в рамках какого-либо явления. Такие проблемы обычно приводят к вопроса типа «Почему...?»: «Почему один сельский район привлекает мигрантов из другого сельского района? Почему населенные пункты Северной Сибири и Поволжья отличаются по численности населения, типу жилищ?». Есть и такие проблемы, которые требуют исследования динамики явлений, связанной с потерей или притоком энергии. При этом могут ставиться вопросы такого типа: «С какой скоростью будет происходить сокращение лесных ресурсов под влиянием соответствующих факторов или процессов?». К таким проблемам можно прийти в работе с географическими картами, при чтении соответствующих публикаций, при просмотре учебных фильмов.

Создание проблемной ситуации происходит с помощью активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчеркивающих противоречия, важность и другие отличительные качества изучаемого объекта. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, при его закреплении и обобщении, при контроле.

К методическим приемам создания проблемной ситуации относятся, когда учитель:

• подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ разрешения;

• излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

• побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог);

• определяет проблемные теоретические и практические задания;

• формулирует проблемные задания (например, с недостаточными или избыточными исходными данными);

• дает задание с неопределенностью в постановке вопросов, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения на преодоление.

Для успешной реализации технологии проблемного обучения необходимы:

• построение оптимальной системы проблемных ситуаций и средств их создания (устного, письменного слова, мультимедиа средств);

• отбор и использование самых существенных задач (проблем);

• учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы.

География - уникальная, естественно-обществоведческая наука и учебный предмет, позволяющий преподать школьникам широкий спектр связей общественных и природных явлений и процессов, происходящих в географической сфере. Поэтому на проблемном уроке обсуждаются такие актуальные процессы и явления современной жизни как демографические, этнические, социально-культурные, экологические, экономические. Например:

• Миграция - зло или добро?

• Где на Руси жить хорошо?

• Россия - это Европа или Азия?

• Населения России: вчера, сегодня, завтра.

• Природа - строитель?

Задания на установления многозначных причинно-следственных связей наиболее широко распространены в обучении географии, поскольку особенности объектов и процессов, изучаемых географией обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий. Если при этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний, в том числе и из других учебных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012

43

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

предметов, задание приобретает проблемный характер. Например:

• Какие изменения наступают в природе в средней полосе России после рубки леса? (назовите не менее 8-9 следствий)

• Какие факторы способствуют тому, что США стали ведущей капиталистической державой мира? (назовите не менее 5 причин)

К проблемной ситуации приводят задания, требующие понимания диалектических противоречий, умение оперировать ими. В логике такие ситуации называются антиномиями или ситуациями противоположных суждений. Например:

• Используя знания по географии России и других стран, объяснить какое влияние оказывает большая территория на экономику страны - благоприятствует или затрудняет развитие хозяйства?

• Увеличивается или уменьшается в условиях НТР влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?

Особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно» (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба.

Метод постановки проблемы или создание проблемной ситуации активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся, дискуссия и метод создания креативного поля. Этот метод близок к методу творческих заданий, т.е. такое задание, для решения которого школьнику необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в школе не применяемые, но сразу же создают у учащихся сильную мотивацию. Дети по своей сути любознательны и поэтому любая ясно и доступно представленная проблема сразу «зажигает» их. Они готовы преодолеть любые трудности лишь бы увидеть, узнать, разгадать встретившуюся на их пути тайну.

Метод создания креативного поля выступает ключевым при создании творческой атмосферы в классе. Его смысл заключается в том, что учащимся предоставляется возможность, всячески стимулируемая учителем, на основе основной учебной деятельности развернуть другую, более интересную - креативную деятельность. Вокруг выполняемых заданий существует поле возможных иных, креативных решений, и каждый из учащихся может «шагнуть» туда и найти какие-то из вариантов, либо закономерностей.

Особенностью данного метода является его постоянное влияние на учащихся. Однажды, разрешив им найти «свой» способ решения, рассказать о нем и доказать его правильность, учитель включает механизм постоянного поиска у учащихся. Теперь, обсуждая проблемы, учащиеся будут искать другие способы решения, пытаться рассмотреть новые закономерности. Каждая новая находка ученика, его рассказ или объяснение будет «подхлестывать» других, актуализировать задачу поиска. Например, на уроке экономической географии мира в 10 классе при изучении глобальных проблем человечества и путей их решений,

можно предложить учащимся выдвинуть свои пути нестандартного решения этих проблем.

География самая романтичная область наших знаний, так как изучает нашу планету - такую близкую и многообразную, таящую множество неразгаданных тайн. А все неизвестное издавна манило людей, заставляло отправляться в далекие путешествия через пустыни, леса, моря и океаны. В наш век практически не осталось белых пятен на карте. Но, тем не менее, открытия можно совершать и на школьных уроках, при прочтении книг, пользуясь, интернет ресурсами. А неизвестность -главная мотивация учебного процесса. Познавательный процесс ведет к развитию способностей. У кого больше интерес, у того больше развиваются способности.

Без географических знаний современный и будущий гражданин России не способен ориентироваться в быстро развивающимся мире, определить свое место в нем, быть сознательным патриотом своей земли. Без географических знаний невозможно воспринимать информацию со страниц газет, из телепередач. Следуя требованиям времени, география как наука находит новые формы и методы влияния на процесс мирового развития.

Наступивший XXI век требует от учителя географии не столько «наполнения» головы школьника разнообразной информацией, сколько обучения умению самостоятельно получать нужные знания, анализировать их. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию.

Ключевой проблемой в решении задач, повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения.

Я считаю, что школьников нельзя успешно учить, если они относятся к учениям и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интерес учащихся надо формировать и развивать, активизировать их познавательную деятельность. На самом высоком уровне активизация познавательной деятельности учащихся, при котором развивается творческое мышление, я считаю, возможна при проблемном обучении в синтезе с другими методиками обучения.

Литература

1. Андреева Е. Ю. Проблемное обучение в географии. Е. Ю. Андреева // География в школе.- 1999.- № 7.

2. Ксенозова Г. Ю. Перспективные школьные технологии.-М.: Педагогическое общество России.- 2000.- 224 с.

3. Лазарев В. С. Концепция новой модели развивающего школьного образования // Эксперимент и инновации в школе. - 2009.- № 2.

4. Лернер И. Я. Проблемное обучение // Педагогика и психология. 1974.- № 7.

5. Понурова Г. А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе.- М.: Просвещение.- 1991.

6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.- М.: Народное образование.- 1998.

7. Сиденко А. С. От опытно-поисковой деятельности -к исследованию. // Эксперимент и инновации в школе.-2011.- № 2.

44

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.