ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ
Обобщение педагогического опыта по теме: «Развитие познавательной активности на уроках географии» Рогозина Г.Н.
Рогозина Галина Николаевна / Rogozina Galina Nikolaevna - учитель географии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа №31, г. Иркутск
Аннотация: на сегодняшний день все понимают важность проблемы усвоения знаний и развития школьников в процессе обучения, создание личностно-ориентированной образовательной среды.
Abstract: to date, all understand the importance of learning and development of pupils in the learning process, creating a learner-centred environment.
Ключевые слова: индивидуализация, образовательный процесс, познавательная активность, самообразование, сотрудничество, информационные технологии, тесты, индивидуальные задания, исследовательские проекты.
Keywords: individualization of the educational process, cognitive activity, self-education, cooperation, information technology, tests, individual assignments and research projects.
Любой учебный курс имеет свои индивидуальные проблемы, и каждый учитель ищет пути их решения. На сегодняшний день все понимают важность проблемы усвоения знаний и развития школьников в процессе обучения. Пересмотр содержания географического образования, освобождение его от стереотипов, не могли не привести к существенным изменениям в методике преподавания географии. Эти изменения затронули весь учебный процесс: цели, методы, формы и средства обучения. Продуманная работа в этом направлении должна создавать условия для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, приблизить школьника к его главной цели - формированию умения учиться, развитию познавательной и творческой активности, живому осмыслению географии, овладению содержанием предмета, развитию в себе качеств, необходимых для творческого отношения к жизни.
Современная школа страдает от перенасыщенности учебных программ. Уровень сложности материала достаточно высок, и его форсированное изучение традиционными методами препятствует действенному усвоению знаний и овладению необходимыми умениями. Одной из причин снижения эффективности образовательного процесса является и однообразие деятельности учащихся. В процессе своей работы учителем географии, я стала замечать, что из года в год познавательный интерес обучающихся заметно снижается, об этом свидетельствует:
• анализ текущих оценок, где видно отсутствие системы в учебной деятельности многих учеников;
• сравнительная характеристика протоколов школьных олимпиад и конкурсов показывает, что участие в них принимают всего 1015% учащихся;
• проблемные ситуации на уроках ставят школьников в тупик, что является показателем недостаточной ориентации в информационном пространстве;
• статистика читательских формуляров в школьной библиотеке говорит о слабом интересе детей к научно-популярной литературе, хотя на помощь «пришел» Интернет.
Проведя диагностику по изучению степени выраженности коммуникативных барьеров школьников, было выделено три наиболее типичных коммуникативных барьеров, препятствующих формированию коммуникативной компетентности школьников - это страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Нужно развивать самостоятельность детей, при оптимизации учебного процесса. Анализ школьных программ, учебников по географии и анализ многолетнего опыта работы привел меня к мысли, что двигаться вперед при выявлении и развитии способностей у учеников мешает существующее противоречие между необходимостью индивидуальной подготовки школьников и действующей сегодня системой обучения, недостаточно учитывающей индивидуальность ребенка. Я твердо убеждена, что сегодня, когда экономическое развитие государства набирает обороты, очень важным для общества является воспитание людей инициативных, творческих, смелых в принятии решений. Для этого нам, педагогам, необходимо развивать у школьников способность к самостоятельному мышлению. Необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия индивидуализации образовательного процесса по географии.
2. Разработать систему педагогических условий индивидуализации образовательного процесса по географии.
3. Определить показатели индивидуализации образовательного процесса по географии.
Теоретической основой данной работы явились идеи гуманистической педагогики Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др.
Анализ педагогической литературы позволил разобраться в сущности понятия «индивидуализация». Под индивидуализацией образовательного процесса понимают такую его организацию, при которой осуществляется учет особенностей каждого ученика. В процессе индивидуализации педагог изменяет и учебный, и воспитательный процессы, подстраивая их к особенностям ребенка. Таким образом, учитель постоянно адаптирует педагогическое воздействие к конкретному ученику, усиливая многогранность, вариативность системы образования, делая ее более гибкой. В то же время ученик представляется как активная личность, имеющая сложившуюся систему взглядов, активно действующая в современном мире. Как никогда раньше, усилилась потребность общества в самостоятельной, ответственной за свои поступки личности, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора, имеющей собственные воззрения, убеждения.
Таким образом, анализ педагогической литературы позволил сформулировать направления индивидуализации образовательного процесса по географии, которые направлены на улучшение качества знаний обучающихся, на повышение их интереса к предмету.
Первое - это освоение и использование технологии развивающего обучения. Его сущность состоит в создании системы учебных задач, решаемых самими учащимися в процессе учебной деятельности. Здесь важно не просто выделить главное и придать ему форму проблемы, но и «загрузить» каждого ученика работой, отслеживая ход решения географической проблемы. В процессе такой деятельности учащиеся развивают познавательную активность, творческое мышление, приобщаются к решению проблемных вопросов, используя различные источники, находят связь между прошлыми и настоящими событиями. Теоретическая база данного опыта опирается на работы ряда ученых и авторов, работающих над технологией развивающего обучения. Достаточно подробно теория
проблемного обучения рассмотрена в работе Л.М. Фридмана и В.И. Маху «Проблемная организация учебного процесса» и в книге Г.А. Понуровой «Проблемный подход в обучении географии в средней школе». Организуя деятельность школьников в системе развивающего обучения, меняется и форма общения учителя с учениками. Обучение становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьников, взаимодействие с учебным материалом и друг с другом - все это позволяет научить учиться. Проблема активности обучающихся на уроках географии, их интереса к предмету давно стала актуальной. Метод проблемного обучения - творческий, оригинальный подход к обучению, требующий активной, поисковой, исследовательской работы школьников. Учащиеся в ходе урока получают не готовые объяснения нового материала, а работают с ним самостоятельно.
Существуют два варианта проблемной организации образовательного процесса. Первый вариант предполагает, что процесс следует организовывать и проводить так, чтобы учащиеся всегда испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей, чтобы у них возникала постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. В этом случае образовательный процесс нужно строить следующим образом: при изучении нового материала создать проблемную ситуацию; включать обучающихся в решение проблемы, в ходе чего осуществляется сотрудничество учителя с учениками. Изучение учебного материала производится путем развертывания исходной проблемной задачи в систему более частных проблемных, исследовательских и учебных задач. Постановка и решение осуществляется фронтальным, индивидуальным и коллективными способами работы.
При организации образовательного процесса по второму варианту все учебные занятия пронизаны коллективной учебной деятельностью обучающихся, широким участием каждого в организации и проведении занятий, т.к. выполненную работу представляют группе и несут ответственность за результаты своего труда. При этом они должны точно знать, какую учебную или проблемную задачу должны решить, каких результатов добиться.
Психологические исследования показывают, что для полноценного обучения необходимо сотрудничество, без прямого вмешательства учителя. Необходимо сочетать индивидуальные и коллективные формы организации учебной работы потому, что усвоение знаний происходит лишь в собственной деятельности ученика. Практическое использование методики проблемного обучения в курсе географии включает в себя несколько этапов.
1. Разработка проблемных вопросов, при этом проблемный вопрос должен быть:
- сложным, сопряженным с противоречиями;
- увлекательным, но соответствующим логике науки;
- емким, способным охватить широкий круг вопросов;
- создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации.
2. Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию осуществляется:
- через углубление проблемного вопроса;
- через поиск разных граней его решения;
- через сопоставление разных вариантов ответов.
3. Формы решения проблемных ситуаций:
- дискуссия;
- научный спор;
- проблемная лекция;
- проблемные задачи и задания;
- задачи исследовательского характера.
4. Определение факторов создания проблемных ситуаций:
- уровень развития обучающихся;
- характер географического материала;
- педагогические цели;
- творческие и познавательные способности обучающихся, их интересы и потребности;
- стимуляция личной заинтересованности в разрешении проблемной ситуации.
5. Создание блоков проблемных уроков.
6. Разработка проблемного дидактического и контрольного материала.
7. Подготовка проблемных домашних заданий. Домашняя работа учит ребят индивидуальному труду и представляет возможности для самостоятельной работы, способствует воспитанию самостоятельности и служит подготовкой для самообразования, формирует не только сознательное и прочное усвоение знаний, умений и навыков, но и воспитывает такие ценностные качества личности как самостоятельность, организованность, настойчивость в достижении целей, ответственность за выполнение порученного дела.
Такой подход в организации образовательного процесса позволяет осуществить интерактивное включение в работу, не принимать ничего на веру, а обосновывать каждое суждение и решение. Для подготовки к конкурсам и предметным олимпиадам, а также при поступлении в ВУЗы особо значимым является наличие у школьников навыков самостоятельной работы.
Второе направление - в современных условиях возможно применение информационных технологий на уроках географии. Информационная поддержка предмета выражается в использовании программного обеспечения по географии. Начиная с 5 класса можно внедрять в процесс обучения электронные учебники: «Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия», Медиатека по географии: «Уроки географии» 6-9 классы, «Социальная и экономическая география мира» 10 класс и многочисленные интерактивные пособия по отдельным темам и блокам, а также интерактивные карты - все это является хорошим пособием для преподавания уроков географии и подготовки к олимпиадам, конкурсам. Внедряя новые информационные технологии, ставим следующие задачи: научить ребенка самостоятельно находить нужную информацию, обрабатывать ее и грамотно использовать, важно применять компьютерные технологии на всех этапах урока: при изложении нового материала, закреплении и контроле знаний, проверке домашних заданий. При объяснении нового материала можно использовать цветные рисунки и фотографии, видеофрагменты, справочные таблицы, анимацию. При закреплении знаний для быстрого повторения наиболее значимых вопросов применять рисунки, схемы, анимации через мультимедиа-проектор. Удобно для учителя и для ученика использование компьютера для контроля знаний. Обучающимся предлагаем задания: ответить на вопросы теста, расшифровать схему, проанализировать таблицу и т.д. и сразу можно проверить правильность выполнения заданий, дети видят свои ошибки. Получается очень интересно, удобно и быстро. Для тех, кто интересуются географией, можно использовать занимательную форму выполнения домашнего задания в виде составления презентации и публикации по изученной теме.
Использование информационных технологий обеспечивает возможность проведения компьютерных практикумов - занятий, в ходе которых ученики с помощью персонального компьютера решают учебные задачи по определенной теме курса или при
подготовке к ЕГЭ, ЕМЭ. Использование информационных технологий и персонального компьютера, повышает интерес учащихся к предмету, стремление к самостоятельности, создает благоприятные условия для раскрытия их склонностей и способностей.
Третье направление - использование тестов. В своей работе я использую различные тесты, что обусловлено необходимостью -прежде всего, тем, что задания олимпиад разного уровня по географии составлены в форме тестов, поэтому, используя эту форму в качестве промежуточного контроля знаний учащихся на уроках и в системе индивидуальных занятий с одаренными школьниками, можно хорошо подготовить детей. Применение тестов обусловливается вторым фактором - ЕГЭ, что требует от каждого учащегося умения справляться с заданиями в тестовой форме, а подготовку к ЕГЭ мы начинаем с 6 класса.
Четвертое направление - создание в школе системы индивидуальных занятий по географии. Это является одним из самых важных условий для работы по углубленному и расширенному изучению материала школьниками, увлеченными географией. Именно на этих занятиях происходит практическая отработка теоретических знаний в процессе наблюдений и экспериментов, совершенствуются навыки работы с дополнительной литературой, компьютерными программами, школьники приобретают навыки выполнения исследовательских проектов. Такие занятия способствуют осознанному выбору школьниками будущей профессии.
Осуществление гибкого управления процессом самообразования школьников, для развития активности и самостоятельности необходимо учителю создавать личностно-ориентированную образовательную среду, в которой будет создаваться субъектная позиция обучающегося. В создании такой среды я и вижу главную цель гибкого управления процессом самообразования.
Таким образом, предложенная система позволила повысить интерес школьников к изучению географии и сделать следующие выводы:
1. Выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия индивидуализации образовательного процесса по географии для стимулирования познавательной активности к предмету.
2. Определены показатели индивидуализации образовательного процесса по географии для повышения познавательной активности к предмету - это качество знаний учащихся, участие обучающихся в предметных олимпиадах и конкурсах, развитие интереса к географии.
3. Разработанная система позволяет повысить качество знаний, увеличить количество детей увлекающихся географией, создать положительную устойчивую мотивацию к географии.
4. Работу по индивидуализации обучения необходимо начинать с 5 класса.
Литература
1. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987, 223с.
2. ПонуроваГ.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. М.: Просвещение, 1991, 191с.