Научная статья на тему 'Исследовательская деятельность учащихся при изучении туристско-рекреационного потенциала г. Тараз'

Исследовательская деятельность учащихся при изучении туристско-рекреационного потенциала г. Тараз Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИАЛОГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / ГРУППОВАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бердыгулова Г.Е., Дербисбекова М.Н.

В статье рассмотрена исследовательская деятельность учащихся на уроках географии. Авторы раскрыли методику организации исследовательской деятельности учеников при изучении туристско-рекреационного потенциала г. Тараз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследовательская деятельность учащихся при изучении туристско-рекреационного потенциала г. Тараз»

студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Центр социально-экономических исследований.- Пермь.- 2016. - № С. 149-151.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://минобрнауки.рф/documents/938 (дата обращения 09.12.2016)

© Бегашева И.С., Степанова Т.Н., 2016

УДК 372.891

Бердыгулова Г.Е. к.г.н., доцент КазНПУ им. Абая., Дербисбекова М.Н., магистрант 2 курса, КазНПУ им. Абая.

г.Алматы, Казахстан

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТУРИСТСКО-

РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА г. ТАР АЗ

Аннотация

В статье рассмотрена исследовательская деятельность учащихся на уроках географии. Авторы раскрыли методику организации исследовательской деятельности учеников при изучении туристско-рекреационного потенциала г. Тараз.

Ключевые слова

Исследовательская деятельность, диалоговое обучение, проблемная ситуация, групповая работа.

В современной практике школ вопросы организации исследовательской работы школьников занимают одно из ведущих мест, так как данный вид деятельности предусматривает развитие творческих способностей и исследовательских навыков учащихся, формирование аналитического мышления в процессе творческого поиска.

География является одним из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.

Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.

В мировой образовательной практике понятие «исследовательской деятельности» подразумевает творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога.

Занимаясь развитием исследовательской деятельности, мы стараемся решать в школьной практике следующие задачи:

1. Обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни.

2. Учить приемам осмысленной географической мыследеятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения.

3. Помогать использовать разные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа.

4. Подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации [1].

Применяя исследовательский метод обучения, мы развиваем навыки исследовательской деятельности и формируем положительную мотивацию к географии.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

Уроки можно построить так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе уроков положен деятельностный подход в обучении, т.е. личностное включение школьника в процесс. Его используют при изучении таких фундаментальных тем как "Оболочки Земли", "Глобальные проблемы человечества", "Народы и страны". В данном случае мы предлагаем изучить туристско-рекреационный потенциал г.Тараз (Казахстан). В любой науке, при исследовании какого-либо предположения, необходимы различные методы.

К поисковым методам относятся учебный диалог, решение проблемных или исследовательских задач.

Учебный диалог представляет собой систему вопросов поисковой направленности.

Примерная схема диалога на уроках выглядит следующим образом:

1. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемной задачи (Например, «По какому принципу выделяются исторические объекты, применяемые в туризме г.Тараз?»).

2. Система вопросов и заданий, выполнение которых обеспечивает решение поставленной задачи.

3. Вывод, подводящий результат беседы. Он может сопровождаться формулированием правил логики исследования.

На количество вопросов в диалоге влияет сложность задачи и подготовленность класса, уровень развития учащихся.

Предлагаемые вопросы имеют различную трудность. Анализ ситуации обычно предлагается начать с исторических событий. Это могут быть былины, сказания, легенды или конкретные исторические факты региона. При определении причины можно напоминать, что современное состояние любого объекта зависит от двух основных факторов: истории развития и современных условий. Выяснить их - правило любого исследования. Поэтому, решая исследовательскую задачу, устанавливаем, что влияло на объект на прошлых этапах его развития, а затем переходить к анализу современных причин.

Решение исследовательской задачи, как и проблемной, проходит те же стадии:

• Анализ ситуации и постановка проблемы (Что известно, что неизвестно и что нужно узнать).

• Попытка решения проблемы известным способом или поиск нового способа решения путем выдвижения гипотезы или нахождение нового способа решения путем догадки.

• Проверка правильности найденного объяснения (чаще всего это поиск аналогии).

В учебном исследовании, как и в научном, велика роль гипотезы. Выдвижению гипотез нужно учить с помощью познавательных вопросов, обучая их постановке. Надо объяснять, что такое познавательный вопрос и зачем он необходим. Опыт показывает, что простого требования ставить вопросы по карте или тексту учебника недостаточно. Оно стимулирует лишь выяснение фактического материала, иногда особенностей изучаемого. Нужны вопросы "Почему...", "Чем объяснить...", свидетельствующие о понимании самого главного в теме.

Например, мы зачитываем небольшой текст о г. Таразе: «Тараз — музей под открытым небом. В 2002 году городу исполнилось 2000 лет. Сегодня Тараз, некогда известный как "город купцов", является одним из древнейших городов Казахстана. На протяжении веков он был зеленым и прекрасным городом Средней Азии, который восхваляли многие поэты и писатели Востока». А затем задаем вопрос: Почему г.Тараз был городом купцов? Именно этот вопрос должен быть ключевым для дальнейшей исследовательской деятельности учащихся на уроках.

Исследовательскую деятельность можно организовать, разделив учащихся на микрогруппы. Задания для каждой группы могут быть дифференцированными: исторические объекты, такие как мавзолеи Карахана, Айша-Биби и Бабаджи-Хатун, восточная баня, полностью украшенную изразцами, мечеть Абдыкадыра (начало 19 века), мавзолей Даутбека, мавзолей Ша-Мансур, памятник Джамбулу Джабаеву, памятник Мухаммеду Хайдару Дулати и др. [2]

При этом каждая группа должна составить путеводитель по историческому объекту, который они исследовали.

Данные методы научного исследования очень эффективны и в дальнейшем позволяют учащимся выходить с работами на более высокий интеллектуальный уровень.

Таким образом, идея усиления исследовательского, поискового характера обучения соответствует не только сущности многих современных образовательных технологий, основанных на организации активной познавательной деятельности учащихся, но и идее о модели учебного процесса как системы решения познавательных обучающих задач. А сама исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. За основу берется поисково-исследовательская краеведческая деятельность.

Список использованной литературы: 1.Чилдибаев Д.Б., Избасарова Р.Ш., Жумагулова К.А. Компетентностные подходы в подготовке будущих учителей биологии в условиях 12-летней школы - учебно-методическое пособие / Алматы, 2012, 75 с. 2.Ердавлетов С.Р. География туризма Казахстана // Алма-Ата: Гылым. 1992.192с.

© Бердыгулова Г.Е. 2016

УДК 378.018:46

Е.Ю. Бондырева, к.п.н. НХТИ ФГБОУ ВО «КНИТУ», г. Нижнекамск, Российская Федерация Т.Р. Сафиуллина, к.х.н., доцент НХТИ ФГБОУ ВО «КНИТУ», г. Нижнекамск, Российская Федерация Э.Н. Нуриева, к.п.н., доцент НХТИ ФГБОУ ВО «КНИТУ», г. Нижнекамск, Российская Федерация

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА У СОВРЕМЕННОГО

ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация

Проанализированы акмеологические аспекты профессионализма педагога высшей школы. Сформулированы условия, на основе которых возможно дальнейшее развитие профессионализма. Показано, что оптимальное соединение в практической деятельности способностей и потенциальных возможностей создает акмеологический резерв личностно-профессионального развития. Акмеологический аспект в образовании помогает по-новому взглянуть на развитие видов профессиональных способностей, необходимых для осуществления педагогической деятельности в высшей школе.

Ключевые слова

Акмеологический подход, профессиональное мышление, компетенции

Рост требований к качеству подготовки бакалавров и магистров, выпускаемых высшей школой, и к самим преподавателям высшей школы, необходимость междисциплинарного подхода к решению неоднозначных вопросов, осознание масштабности проблем и их глубины при ограниченности в сроках и ресурсах, отводимых на их решение, - все это очень значительные моменты, которые приводят к тому, что многие начинают искать ресурсы в смежных дисциплинах. Для педагогической науки высшей школы это -системный анализ, акмеология, психология [1].

Рассматривая человека как сложную систему, мы видим, что и на простые, и более сложные образования в человеке как личности и субъекта, влияют множество причин, как способствующих развитию, так и затрудняющих и даже исключающих его. Человек - это целостная система, внутри её постоянно идут взаимосвязанные процессы. Эти процессы могут носить как положительный, так и отрицательный характер,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.