УДК 37.01
A.M. Данилина*
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ СРЕДСТВАМИ
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассмотрены проблемы формирования экологической культуры школьников в процессе выполнения краеведческого учебно-исследовательского практикума ландшафтно-экологического содержания как одного из видов инновационного обучения, имеющего природный характер. Результатом творческой работы школьников является социально- и экологически значимый проект функционального зонирования двух природных парков Москвы для разных видов рекреационной деятельности и научных наблюдений.
Ключевые слова: геоэкологическое краеведение, природно-антропогенные комплексы, ландшафтно-экологический подход, краеведческий практикум как один из видов модернизации педагогического образования, социализация личности, экоцентрический тип экологического сознания, проектная деятельность, рекреация.
В настоящее время в педагогическом сообществе идет напряженная работа по поиску оптимальных путей экологического образования школьников, осмыслению экологических проблем через содержание школьных предметов, прежде всего естественно-гуманитарного профиля, так как сформировать экологическую культуру абстрактно невозможно.
География — единственный из классических школьных предметов, который объединяет в своем содержании естественнонаучный и обществоведческий блоки, формирует в сознании учащихся комплексное представление о целостности Земли как планеты, и одновременно о ее разнообразии, взаимосвязи природных и социально-экономических систем. Присущая только географии пространственная функция (известно, что история «владеет» временем, а география — пространством) дает возможность учителям знакомить школьников со специфическими глобальными, региональными и локальными экологическими проблемами и делает ее незаменимым фактором экологического прогноза. Формируя научный взгляд на мир, его свойства, проблемы и перспективы развития, а также место в нем человека, география является мировоззренческой наукой и базисной учебной дисциплиной для развития экологического мышления и становления экологической культуры школьников — одной из важнейших составляющих общей культуры человека. Недаром в материалах ЮНЕСКО об образовании в XXI веке география названа в составе четырех областей знаний, наряду с философией, историей и иностранными языками, которые необходимы каждому образованному человеку.
В современном образовании сформировалось правильное представление о том, что нельзя ограничиваться информативным вербальным характером обучения школьни-
* © Данилина A.M., 2010
Данилина Анна Михайловна (denichka87@mail.ru), кафедра педагогики и психологии Российской Международной академии туризма, 141420, Россия, Московская область, г. Химки, ул. Октябрьская, 10.
ков, получением ими готовой информации на уроках в виде суммы знаний, фактов, цифр и их пассивным воспроизведением. Это противоречит психологическому складу и темпераменту детей, которые хотят познавать природное окружение на основе личного опыта, методом поиска, проб и ошибок. Не случайно в последние годы все активнее происходит общение школьников с миром природы, благодаря в значительной степени различным формам туристско-краеведческой деятельности. Взаимодействие с природой формирует у ребят познавательные и практические умения и навыки, что особенно важно в подростковом возрасте, так как «радость познания и открытия» повышает их самооценку и способствует самореализации внутреннего потенциала [3].
Современная школа переходит от знаниевой модели к системно-деятельностной с усилением практико-ориентированного подхода. Утверждение в системе образования личностно-ориентированного обучения, повышение его доступности, качества и эффективности, раскрытие потенциальных возможностей учащихся в понимании окружающего мира — все эти цели и задачи нашли отражение в нормативной документации о модернизации общего российского образования.
В Государственном стандарте общего образования (2004 г.) в содержании географии усилена краеведческая составляющая за счет переноса половины часов в 6 классе из федерального компонента в региональный (национально-региональный) компонент. Эти часы рекомендуется использовать для проведения практических работ по темам курса географии с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности для формирования умений и навыков прикладного характера. Реализована концепция интегрированного курса физической и социально-экономической географии России в основной школе (8 — 9 классы) с целью формирования целостного представления об особенностях природы, хозяйства и населения отдельных регионов страны. В старшей профильной школе главное внимание обращается на изучение основных отраслей географической науки, осознание ее роли и места в различных сферах жизни общества, в том числе на решение геоэкологических проблем и способов рационального природопользования.
Опыт работы со школьниками показывает, что доступность любой информации через Интернет диктует необходимость пересмотра не только содержания предметов, но и перехода к новым формам образования. Задача школы сегодня заключается не только в том, чтобы дать ученикам определенный объем знаний по общетеоретическим и естественнонаучным предметам, но и закрепить их на практике. Назрела необходимость расширить образовательную деятельность за рамки традиционного урока в окружающую среду, осознать необходимость практической помощи природе родного края, осмыслить единство системы «природа — общество», что лежит в основе социализации личности [3].
В свете этого особую актуальность приобретает геоэкологическое краеведение — изучение проблем взаимоотношения в системе «природа — общество» на региональном и локальном уровне. Оно способствует единству познавательной, ценностной и практически ориентированной деятельности школьников. Наш опыт свидетельствует, что геоэкологическое краеведение эффективно в виде особо организованной педагогической системы, взаимосвязанными звеньями которой являются:
во-первых, включение в содержание школьных уроков по географии экологической проблематики и иллюстрацией общенаучных понятий на примерах местного краеведческого материала. Это особенно важно в начальном курсе физической географии (6 класс), где даются основные теоретические физико-географические понятия и формируются картографические и другие умения на уровне, доступном возрасту детей (13 лет). В следующих классах расширяются и углубляются экологические
знания, в особенности в интегрированном курсе географии России (8—9 классы). В нем в комплексе рассматриваются вопросы физической и социально-экономической географии, естественный геоэкологический потенциал страны и регионов, антропогенные изменения природы, принципы рационального природопользования, формы и способы охраны природы, даются опорные понятия геоэкологии. По экологической направленности, числу и глубине раскрытия общегосударственных и региональных экологических проблем он превосходит все другие школьные предметы;
во-вторых, активное использование различных видов детско-юношеской турист-ско-краеведческой деятельности (ТКД): в 6—7 классах преимущественно в виде учебно-познавательных экскурсий и походов по родному краю, оказывающих комплексное воздействие на «ум, душу и тело» детей, а в 8—9 классах — это посильная учебно-исследовательская геоэкологическая деятельность, имеющая прикладной характер.
Опыт показывает, что в процессе полевых натурных исследований у учащихся развивается наблюдательность, на основе впечатлений и наблюдений совершенствуется аналитическое мышление, пробуждается любовь к природе своего края, формируется экологическая этика как элемент нравственной культуры. ТКД важна сейчас еще и потому, что мультимедийные и телекоммуникационные ресурсы, негативно действующие на здоровье детей, все больше вытесняют из обучения «живую природу», а ведь двигательная активность — мощный стимулятор всех жизненных функций организма. Природное окружение выполняет также важную психофизиологическую функцию, снимая стресс и усталость, а творческий подъем от общения с природой способствует повышению качества учебы.
Одной из малоосвоенных форм туристско-краеведческой деятельности в общеобразовательной школе является учебно-исследовательский практикум с учащимися краеведческого кружка как одного из видов инновационного обучения, конечным практическим результатом работы которого могут стать различные проекты. Исследовательская деятельность учащихся имеет, конечно в определенной степени, учебный характер. Но это своеобразная «школа природолюбия», способствующая расширению природоведческих знаний и желанию оказывать практическую помощь природе путем личного вклада.
При выполнении проектной деятельности экологического характера весьма важен комплексный ландшафтно-экологический подход, позволяющий видеть причинно- следственные связи между разнородными и разнокачественными компонентами в пределах природных и природно-антропогенных комплексов, познавать законы их функционирования, вскрывать причины и сущность экологических проблем и определять стратегию их решения.
Внедрению проблемного обучения в процессы экологического образования и воспитания способствуют вопросы и задания экологической направленности непосредственно в процессе полевых исследований. У подростков пробуждается личностный смысл изучения, интерес к изучению конкретных экологических вопросов, экологически целесообразная активность, формируется мотивация к их решению, которая выражается в интеллектуально-познавательном поиске, появляется чувство удовлетворения от причастности к полезной практической работе, пониманию значимости экологического состояния окружающей среды для здоровья — основного показателя качества жизни.
Весьма важно, что учебно-исследовательская деятельность — коллективная работа. Во время совместной полевой творческой работы педагог и учащиеся объединены общими целями и задачами, у них больше коммуникативных возможностей для живого сотрудничества, поэтому педагогу легче разглядеть интересы детей, инициировать их и поддержать. Взаимное уважение и доверие учителя и учеников сближают замыслы педагога и ожидания школьников и стимулируют их интерес и мотивацию
к учению. Так что коллективная работа не противоречит личностно-деятельностному подходу к детям, каждый из них может проявить свои индивидуальные природные особенности и творческие задатки и из объекта обучения на первых порах стать в результате творческой личностью.
В процессе полевой работы у детей задействованы все каналы восприятия информации — зрительный, слуховой, чувственный и четко проявляются индивидуальные различия в типах мышления. У одних детей преобладает практически действенное мышление, у других — наглядно-образное, у третьих — словесно-логическое. Важно все три вида мышления учитывать и развивать.
Таким образом, полевой учебно-исследовательский практикум по форме и ланд-шафтно-экологический по содержанию способствует всестороннему развитию и совершенствованию личности — интеллектуальному, духовно-нравственному, физическому и практически деятельностному. Он содействует переосмыслению взаимоотношений человека и природы, дает систему знаний об экологическом состоянии, допустимом использовании и мерах охраны конкретных природно-антропогенных комплексов, воспитывает эмоционально-эстетическое и нравственное восприятие природы и чувство патриотизма, формирует экологически ориентированный стиль мышления, экологическую культуру и умение жить в окружающем мире по законам экологической целесообразности. Практикум прививает навыки самостоятельной научной работы: правильного сбора и грамотной обработки природного материала, умения анализировать, обобщать и систематизировать полевой материал и делать посильные практические выводы, а также прививает интеллектуальное умение выступать и отвечать на вопросы на конференциях и олимпиадах. Включение в школьный образовательный процесс учебно-исследовательского практикума, а в нем такой инновационной формы, как проектная деятельность, усиливает практическую значимость географического образования.
В крупных городах базами для проведения краеведческого учебно-исследовательского практикума со школьниками могут служить природные и природно-историче-ские парки. Они обладают богатым природным потенциалом и уникальными культурно-историческими объектами и являются по существу культурными ландшафтами с особой формой ведения хозяйства, исключающей любое прямое антропогенное вмешательство, кроме рекреационного. Многие парки расположены недалеко от школ и мест проживания детей, поэтому вполне комфортны в организационном отношении: безопасны для их жизни и здоровья и удобны с точки зрения транспортной доступности. В парках можно регулярно проводить сезонные фенологические наблюдения и впоследствии удобно осуществлять мониторинг окружающей среды, что отвечает его сущности как системы непрерывных наблюдений. Для многих ребят школа и ее окружение — это их «малая родина», где они живут, отдыхают и, возможно, будут трудиться, поэтому важно еще в детские годы сформировать у них привлекательный образ родного края.
Программа учебно-исследовательского практикума ландшафтно-экологического содержания «Юные ландшафтоведы-экологи» для школьного краеведческого кружка была разработана и апробирована в 2005—2010 гг. на территории двух парков СевероЗападного округа Москвы [1, 2].
Основная цель программы — формирование экоцентрического типа экологического сознаия и стиля мышления и экологической культуры школьников в процессе туристско-краеведческой деятельности геоэкологической направленности путем раскрытия потенциальных творческих способностей детей на основе личностно-деятель-ностного подхода и восприятия мира природы с этико-эстетической позиции.
Основные этапы программы: информационно-познавательный ( 7 класс), поисково-практический (8 класс), конструктивно-обобщающий (9 класс).
Конечная практическая цель программы — проект функционального зонирования парков. Он исполнен в виде карты-схемы1, на которой показаны зоны для разныгх видов рекреационного использования, а также заповедные участки для научной работы и депрессивная полоса (вдоль МКАД). При ее создании учшывалась подробная ландшафтная карта-основа. Текстовая часть проекта составлена в виде таблицы, где даются оценка экологического состояния природныгх комплексов и предложения по их улучшению.
В результате краеведческой учебно-исследовательской деятельности и конкретной практической работы у школьников выфабатывается экоцентрический тип экологического сознания, экологическое мышление и формируется экологическая культура личности.
Библиографический список
1. Данилина А.М. Рекреационный потенциал городских природных парков (на примере Тушинского природно-исторического парка Москвы) // География и экология в школе XXI века. 2010. № 1.
2. Данилина А.М. Городские парки как объекты рекреационной деятельности и ланшафтно-экологических экскурсий со школьниками (на примере Москвы) // Рекреационная деятельность в регионе: современные проблемы развития, территориальной организации и управления: материалы Всероссийской межведомственной научно-практической конференции. Воронеж, 2009.
3. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм: учебно-методическое пособие. М.: ФЦДЮТиК, 2006.
A.M. Danilina*
CHILDREN'S ECOLOGICAL EDUCATION WHILE TEACHING GEOGRAPHY USING DIFFERENT APPROACHES OF TOURIST AND RESEARCH ACTIVITY
In this article we observed problems of forming children's ecological culture when performing study-research practical training session in local history with ecological landscapes content as one of the types of innovative study that has natural character. The result of children's creative work is socially and ecologically important research of functional differentiation of two Moscow's nature reserves for different types of recreation activity and scientific observation.
Key words: geoecological local history, naturoanthropogenic complex, the approach of ecological landscapes, practical training session in local history, personal socialization, ecocentral type of ecological awareness, research activity, reacreation.
* Danilina Anna Michailovna (denichka87@mail.ru), the Dept. of Pedagogy and Psychology, Russian International Academy of Tourism, 141420, 10, Oktyabrskaya Street, Shodnya, Moscow Region, Russia.