Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ'

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технология модерации / дистанционное обучение / дистанционные занятия / цифровизация образования / электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) / метод «SOFT» / метод мозгового штурма / метод номинальной группы / кластеринг / майндмэппинг / кластер / ментальные карты / интеллект-карты / moderation technology / distance learning / distance classes / digitalization of education / electronic information and educational environment (EIEE) / «SOFT» method / brainstorming method / nominal group method / clustering / mind mapping / cluster / mental maps / intelligence maps

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В Б. Алферьева-термсикос

В статье охарактеризованы особенности применения педагогической технологии модерации для организации дистанционных занятий. Цель данной технологии заключается в активизации и поддержании познавательной активности обучающихся, стимулировании их исследовательского интереса, что может быть реализовано посредством специальных информационных средств и педагогических методов, адаптированных к условиям электронной информационно-образовательной среды учебного заведения. Автором описаны особенности модерации дистанционных занятий с помощью следующих специальных педагогических методов: «SOFT», мозговой атаки, номинальной группы, кластеринга и майндмэппинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF MODERATION TECHNOLOGY TO ORGANIZE DISTANCE LESSONS

The article describes the features of using the pedagogical technology of moderation for organizing distance learning. The purpose of this technology is to activate and maintain the cognitive activity of students, stimulate their research interest, which can be realized through special information tools and pedagogical methods adapted to the conditions of the electronic information and educational environment of the educational institution. The author describes the features of moderating distance learning using the following special pedagogical methods: «SOFT», brainstorming, nominal group, clustering and mind mapping.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ»

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

В.Б. Алферьева-Термсикос, аспирант

Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова (Россия, г. Ульяновск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-8-1-10-14

Аннотация. В статье охарактеризованы особенности применения педагогической технологии модерации для организации дистанционных занятий. Цель данной технологии заключается в активизации и поддержании познавательной активности обучающихся, стимулировании их исследовательского интереса, что может быть реализовано посредством специальных информационных средств и педагогических методов, адаптированных к условиям электронной информационно-образовательной среды учебного заведения. Автором описаны особенности модерации дистанционных занятий с помощью следующих специальных педагогических методов: «SOFT», мозговой атаки, номинальной группы, кластеринга и майндмэппинга.

Ключевые слова: технология модерации, дистанционное обучение, дистанционные занятия, цифровизация образования, электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС), метод «SOFT», метод мозгового штурма, метод номинальной группы, класте-ринг, майндмэппинг, кластер, ментальные карты, интеллект-карты.

Дистанционные занятия, как организационная форма учебного процесса, являются тем необходимым инструментом системы образования, который способствует внедрению инновационных технологий и методик обучения. В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации [5] в учреждениях среднего, среднего профессионального и высшего образования необходимо создать информационную инфраструктуру, совокупность информационных платформ, сервисов и центров обработки данных. В Федеральных государственных стандартах образования всех уровней данная задача нашла отражение в таких требованиях к условиям реализации программ, как организация в учебном заведении электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), а также использование дистанционных образовательных технологий.

Дистанционные занятия обеспечивают взаимодействие участников образовательного процесса, их качественная организация может быть реализована посредством педагогической технологии модерации. Модерирование онлайн-обучения позволяет применять инновационные методики,

которые трудно реализовать в традиционной учебной среде. Технология модерации представляет собой совокупность педагогических и информационно-коммуникационных методов и средств, направленных на организацию и управление образовательным процессом в дистанционном формате. Она включает в себя педагогический инструментарий для планирования, мониторинга, анализа качества учебного процесса (оценки и коррекции результатов обучения), а также средства взаимодействия с обучающимися и обеспечение их поддержки. Технология моде-рации обеспечивает эффективное сотрудничество между участниками учебного процесса цифровых платформ и сервисов, тем самым создавая условия для формирования и повышения их информационной культуры, развития digital skills, т.е. навыков для интеграции в ЭИОС.

В рамках дистанционных занятий коммуникация играет ключевую роль в поддержании мотивации обучающихся. С помощью различных средств связи преподаватели могут создавать виртуальные сообщества для обмена идеями, совместного решения учебных задач и получения обратной связи, что способствует формиро-

ванию устойчивого образовательного пространства, где каждый участник ощущает свою значимость и вовлеченность в общий процесс. К информационным средствам технологии модерации относятся платформы для организации видеоконференций (Zoom, Microsoft Teams, Google Meet); системы управления обучением (Learning Management Systems, LMS); сервисы, обеспечивающие асинхронное общение (специализированные форумы, чаты); разнообразное программное обеспечение (например, квизер Kahoot!); облачные сервисы и инструменты для совместной работы (виртуальные доски Microsoft Whiteboard, OpenBoard, BitPaper и др.) [2, с. 53]. Таким образом, интеграция данного инструментария в образовательный процесс позволяет повысить в дистанционном режиме уровень взаимодействия и сотрудничества между всеми субъектами учебного процесса.

Основным элементом технологии моде-рации является адаптация традиционных педагогических методик к цифровой среде. Преподавателям необходимо не только подбирать соответствующие инструменты, но и уметь комбинировать их таким образом, чтобы стимулировать познавательную активность обучающихся.

К методам технологии модерации относятся следующие.

1. Метод «SOFT» (от англ. Strengths, Opportunities, Faults, Threats) - способ стратегического анализа, используемый в рамках учебных исследований для формирования целостного представление об изучаемом объекте. Данный метод позволяет выявить сильные стороны, возможности, недостатки и угрозы, что, в свою очередь, способствует разработке эффективных стратегий и планов действий. Метод «SOFT» имеет чёткую структуру (алгоритм для анализа), позволяя систематично оценить следующие аспекты:

- Сильные стороны (Strengths) - внутренние преимущества объекта исследования, к которым относятся уникальные ресурсы, компетенции, репутация и другие факторы, которые дают конкурентное преимущество.

- Возможности (Opportunities) - внешние факторы, которые могут быть использованы для достижения стратегических целей.

- Недостатки (Faults) - внутренние факторы, которые могут препятствовать достижению целей. Недостатками могут быть неэффективные процессы, ограниченные ресурсы, нехватка ключевых компетенций, негативный имидж и другие аспекты, ослабляющие позицию исследуемого объекта.

- Угрозы (Threats) - внешние факторы, которые могут нанести ущерб или отрицательно повлиять на достижения целей.

Процесс применения метода «SOFT» включает следующие этапы:

1) Подготовительный этап: определение цели анализа и ключевых аспектов, которые будут включены в исследование. На данном этапе модератор используется приём вызова, суть которого заключается в формулировании проблемного вопроса, на который участникам необходимо предложить варианты его решения в режиме ограниченного времени. Все ответы сообщаются вслух (в режиме видеоконференции), модератор (преподаватель) фиксирует их, объединяет по тематике в группы, демонстрирует на виртуальной доске участникам обсуждения для фиксации и дальнейшего анализа.

2) Сбор данных: комплексный сбор информации о внутренней и внешней среде объекта исследования. На данном этапе целесообразно использовать приём точечных вопросов, который представляет собой способ активного управления дискуссией или процессом сбора информации с использованием вопросов для фокусировки внимания участников на критически важных аспектах обсуждаемой темы. Эти вопросы предназначены для провоцирования глубоких размышлений, выявления скрытых проблем и получения точной и полной информации по заданной теме. Задача модератора заключается в управлении ответами обучающихся посредством обобщения полученных от них данных, выявления ключевых закономерностей по исследуемой теме. Точечные вопросы по-

могают структурировать данные и облегчить их дальнейший анализ.

3) Идентификация факторов: выявление ключевых сильных сторон, возможностей, недостатков и угроз на основе собранных данных. На данном этапе могут быть привлечены внешние консультанты для более глубокого анализа и подтверждения выявленных факторов; целесообразно сотрудничество с учреждения дополнительного образования или специалистами культур-но-досуговых организаций (например, библиотекарями, музейными работниками). Эксперты могут предоставить дополнительные данные и оценить риск и потенциал указанных факторов.

4) Анализ и интерпретация: оценка значимости выявленных факторов и их потенциального влияния на объект исследования. На данном этапе модератор может применить приём смыслового поля, концепция которого заключается в дроблении сложных понятий на более мелкие и осмысленные элементы. Данный приём используется для выделения ключевых факторов, их детального анализа и дальнейшей интерпретации, что позволяет глубже понять содержание каждого элемента и оценить их влияние и значимость в рамках общего контекста исследования.

2. Метод мозговой атаки (метод мозгового штурма) представляет собой способ коллективного генерирования идей, основанного на стимулировании исследовательской активности обучающихся посредством свободного выражения ими своих мыслей и предложений. В контексте дистанционных занятий данный метод адаптируется с использованием информационно-коммуникационных технологий, что позволяет модератору организовывать и управлять процессом обсуждения в виртуальной среде. Ключевыми компонентами метода являются построение доверительной атмосферы, отсутствие критики на этапе генерирования идей, а также последующий этап систематизации и анализа предложенных решений для выработки оптимального итогового концепта [3, с. 37]. Инструменты для реализации метода мозговой атаки в дистанционном формате: платформы для организации ви-

деоконференций и виртуальные доски, обеспечивающие синхронное и асинхронное взаимодействие участников.

3. Метод номинальной группы - это структурированная техника группового принятия решений, предназначенная для генерации идей и определения приоритетов при решении сложных исследовательских задач. Данный метод предполагает стимулирование как индивидуальной, так и коллективной роботы в дистанционном режиме обучения. Процедура его использования группы состоит из следующих последовательных этапов:

1) Генерация идей: участники записывают свои мысли и предложения по заданной теме без взаимодействия с другими членами группы.

2) Презентация идей: идеи поочередно представляются всеми участниками в формате виртуального «круглого стола», без критики и обсуждения со стороны других участников.

3) Группировка идей: модератор структурирует и группирует предложенные идеи для дальнейшего коллективного анализа.

4) Предложенные идеи обсуждаются в ходе совместного обсуждения, что позволяет уточнить каждый предложенный вариант.

5) Оценка и ранжирование: каждый участник анонимно оценивает идеи на основе определённых критериев. Результаты используются для выявления приоритетных направлений и выработки окончательного решения.

Технология модерации дистанционных занятий посредством метода номинальной группы предполагает применение инструментов для анонимного опроса, что обеспечивает прозрачность процесса, уменьшает влияние доминирующих участников и позволяет сфокусироваться на качественном контенте обсуждения [1, с. 158].

4. Метод с1иСегп (кластеринга) является одной из технологий модерации, направленной на эффективную организацию дистанционных занятий. Данный способ мо-дерации дистанционных занятий основан на обучении группировке и систематизации информации, идей или задач в опре-

делённые тематические или логические блоки (кластеры), что способствует формированию навыков структурированного и последовательного анализа [4, с. 62]. Кла-стеринг позволяет выделить ключевые элементы учебного материала, облегчает его освоение за счёт визуализации связей между концептами, а также способствует активному взаимодействию между обучающимися посредством создания дискуссионных групп и обмена идеями. Результатом применения данного метода является создание интерактивных кластеров в он-лайн-режиме.

Преподавателю необходимо выбрать тему (понятие) для анализа и создать на интерактивной доске начальный блок, от которого обозначить проблемные подтемы с тезисами. Затем в процессе мозгового штурма обучающиеся добавляют свои блоки, соединяя их между собой логическими цепочками в виде комментариев-пояснений. В Zoom могут быть организованы виртуальные комнаты для обсуждения конкретных аспектов исследуемой темы и совместного редактирования интерактивного кластера. Таким образом, применение метода кластеринга с использованием современных программных продуктов делает процесс обучения более динамичным и увлекательным.

5. Метод mind-mapping (майндмэппин-га) - это когнитивная и визуализационная техника, систематизирующая и структурирующая информацию посредством создания ментальных карт (интеллект-карт) и ассоциативных схем. Применение метода майндмэппинга в контексте модерации дистанционных занятий представляет собой процесс организации и оптимизации мыслительного процесса участников с использованием специализированных программных инструментов, позволяющих отобразить ключевые идеи, понятия и взаимосвязи между ними.

Дистанционная модерация с использованием ментальных карт включает в себя следующие этапы:

1) Формулирование темы или проблемы: определение центрального концепта или вопроса, который будет детализироваться в ходе занятия.

2) Генерация идей: участникам предлагается попеременно или параллельно добавлять свои идеи вокруг центральной темы, формируя ветки и подветки на ментальной карте.

3) Структурирование информации: модератор помогает обучающимся сформулировать логические связи между предложенными идеями, а также уточнить иерархии и блоки данных. Специализированные программные средства, используемые для майндмэппинга могут включать такие платформы, как MindMeister, XMind, Miro и аналогичные инструменты, позволяющие создать интерактивную среду для совместной работы.

4) Обсуждение и уточнение содержания ментальной карты, выявление дополнительных связей и устранение идентичных информационных блоков.

5) Визуализация итоговой структуры ментальной карты: демонстрация (презентация) древовидной схемы, созданной в процессе коллективной работы в дистанционном режиме.

Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что технология модерации объединяет педагогические инновации и информационно-коммуникационные средства в единый процесс, направленный на создание эффективного и поддерживающего образовательного пространства в дистанционном режиме. Использование данного эффективного средства для организации дистанционных занятий предполагает, что преподаватель не только обладает высоким уровнем профессионализма и технологической грамотности, но и такими личностными характеристиками, как гибкость в подходе к организации учебного процесса, чтобы максимально удовлетворить образовательные потребности всех его участников.

Библиографический список

1. Диков А.В. Цифровые образовательные ресурсы и социальные сети: монография. -М.: Ай Пи Ар Медиа, 2022. - 256 с.

2. Баранова И.В., Ким О.В. Применение информационных технологий при организации дистанционного обучения // Образование и общество. - 2021. - № 2(127). - С. 50-54.

3. Ерохина Е.В. Методика разработки эффективных онлайн-курсов с использованием инновационных подходов к обучению / Е.В. Ерохина, А.И. Гретченко // Научно-аналитический журнал Наука и практика Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2021. - Т. 13, № 2(42). - С. 34-46.

4. Кручинина С.А. Внедрение интеллектуальных технологий как основа совершенствования методической составляющей образовательного процесса // Двойные технологии. -2022. - № 2(99). - С. 61-63.

5. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы (Утв. Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.rU/71670570/#block_1000 (дата обращения 20.08.2024 г.)

APPLICATION OF MODERATION TECHNOLOGY TO ORGANIZE DISTANCE

LESSONS

V.B. Alfer'yeva-Termsikos, Postgraduate Student

Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov

(Russia, Ulyanovsk)

Abstract. The article describes the features of using the pedagogical technology of moderation for organizing distance learning. The purpose of this technology is to activate and maintain the cognitive activity of students, stimulate their research interest, which can be realized through special information tools and pedagogical methods adapted to the conditions of the electronic information and educational environment of the educational institution. The author describes the features of moderating distance learning using the following special pedagogical methods: «SOFT.», brainstorming, nominal group, clustering and mind mapping.

Keywords: moderation technology, distance learning, distance classes, digitalization of education, electronic information and educational environment (EIEE), «SOFT» method, brainstorming method, nominal group method, clustering, mind mapping, cluster, mental maps, intelligence maps.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.