Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ПРИМЕНЕНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ / МАЙНДМЭППИНГ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горлова Ю. И., Алтунина О. А.

В статье определены особенности использования ментальных карт как средства обучения и способ визуальной организации учебного материала. Представлены результаты сравнительного анализа функциональных возможностей прикладных компьютерных программ, предназначенных для их проектирования и создания. Рассмотрен потенциал применения ментальных карт в условиях дистанционного обучения студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPLICATION OF MIND MAPS IN DISTANCE LEARNING OF STUDENTS AT THE UNIVERSITY

The article identifies the features of using mental maps as a teaching tool and a visual organization of educational material. The results of a comparison between applied computer programs designed for the creation of the maps, according to their functionality are presented. The potential of using the mental maps in the distance learning of students at the university is considered.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 378.147.227 ГОРЛОВА Ю.И.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра

теории и методики физической культуры и спорта,

Орловский государственный университет имени

И.С. Тургенева

E-mail: [email protected]

АЛТУНИНА О.А.

старший преподаватель, кафедра теории и методики физической культуры и спорта, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева E-mail: [email protected]

UDC 378.147.227 GORLOVA J.I.

Candidate of Рedagogy, Associate Professor, Department of Theory and Methodology of Physical Culture and Sports of

Orel State University E-mail: [email protected] ALTUNINA O.A.

Senior Lecturer, Department of Theory and Methodology of Physical Culture and Sports of Orel State University E-mail: [email protected]

ПРИМЕНЕНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА THE APPLICATION OF MIND MAPS IN DISTANCE LEARNING OF STUDENTS AT THE UNIVERSITY

В статье определены особенности использования ментальных карт как средства обучения и способ визуальной организации учебного материала. Представлены результаты сравнительного анализа функциональных возможностей прикладных компьютерных программ, предназначенных для их проектирования и создания. Рассмотрен потенциал применения ментальных карт в условиях дистанционного обучения студентов вуза.

Ключевые слова: ментальные карты, майндмэппинг, дистанционное обучение.

The article identifies the features of using mental maps as a teaching tool and a visual organization of educational material. The results of a comparison between applied computer programs designed for the creation of the maps, according to their functionality are presented. The potential of using the mental maps in the distance learning of students at the university is considered.

Keywords: mental maps, mind mapping, distance learning.

Внедрение компетентностного подхода в отечественную систему высшего образования способствовало повышению значимости навыков метакогнитивного мышления. Подтверждением этого является включение в состав компетенций как результата образовательного процесса творческих и аналитических способностей, готовности к познавательной активности.

Ментальная карта является одним из универсальных способов структурирования, визуализации и запоминания информации и все чаще рассматривается учеными в контексте активизации познавательных и творческих способностей, метапредметных и общекультурных компетенций студентов. Такая карта представляет собой ассоциативную схему, отражающую взаимосвязь между идеями, образами, связанными общим центральным понятием.

Сама идея использования иерархически упорядоченных древовидных записей для систематизации знаний в определенной предметной области не нова. Одним из ранних примеров ее применения является «Древо Порфирия» - древовидная диаграмма, иллюстрирующая последовательное дедуктивное разложения понятия от высшего к низшим и предложенная еще в III в. философом-неоплатоником Порфирием [2]. Активный интерес к использованию ментальных карт в ХХ веке обусловлен двумя обстоятельствами - ин-

формационным взрывом и развитием когнитивной психологии в 1950-1960-е годы. Был открыт и исследован феномен перцептивной готовности, который отражает процесс отнесения определенного объекта к уже известным человеку категориям, сокращает время восприятия информации, связывает каждое новое знание с предыдущим опытом человека [3]. Р. Грегори обосновал вывод о том, что субъект восприятия не является пассивным наблюдателем, его память и прочие процессы активны при восприятии стимулов. Ученый сравнивал формирование мозгом когерентного представления о внешнем мире с построением научной картины с помощью гипотетико-дедуктивного метода [6]. Достижения когнитивной психологии стимулировали развитие новых идей в педагогике.

Термин «ментальная карта» был введен Т. Бьюзеном, автором книг и телепередач по популярной психологии. Он обращал внимание на то, что в условиях возрастающей учебной нагрузки традиционное конспектирование не является эффективным в контексте требований к креативности студентов, их аналитическим способностям и умению решать нестандартные задачи. В университетской библиотеке Т. Бьюзен выявил дефицит книг, содержащих в простой и доступной форме советы по оптимизации использования когнитивного потенциала, запоминанию и иной работе с большими объемами

© Горлова Ю.И., Алтунина О.А. © Gorlova J.I., Altunina O.A.

новой информации. Позднее он называл источником проблем склонность человека к применению линейных алгоритмов решения мыслительных задач, предложив заменить его на радиантный, основанный на генерировании и использовании ассоциативных связей [1].

Длительное время потенциал использования ментальных карт в образовании практически не исследовался в связи с трудоемкостью и относительной индивидуализацией в процессе их разработки и интерпретации. По временным затратам на создание они значительно уступали таким привычным методам визуализации и структурирования информации, как списки, диаграммы, таблицы, блок-схемы. Развитие информационных технологий, позволяющих сократить время на разработку ментальных карт, вести коллективную работу над их созданием, многократно тиражировать, сохранять и корректировать их, способствовали возрождению интереса к ментальным картам в педагогике высшей школы.

В отечественной литературе для обозначения данной методики используются также понятия «диаграмма связей», «интеллект-карта», «ассоциативная карта», карта мышления». Ментальные карты имеют четкие отличия от других схожих методов структуризации информации. Так, в отличие от концептуальных карт они фокусируют внимание только на одном центральном понятии и отражают преимущественно радиальные и иерархичные взаимосвязи. В сравнении со схожими видами диаграмм, например, радиального дерева, в них нет строго правильного или неправильного расположения элементов. Ментальные карты часто сопровождаются поясняющими надписями, визуальными значками для упрощения запоминания и формирования ассоциативных связей. Они соответствуют специфике ментального структурирования информации конкретного индивида, присущей ему визуальной мнемонике.

Преимущества и недостатки ментального картриро-вания в образовательном процессе вуза систематизированы в таблице 1.

Результаты современных исследований подтверждают эффективность использования ментальных карт в образовательном процессе вуза. Дж. Несбит и О. Эйдсоуп обосновывают большую результативность данного средства обучения в сравнении с чтением тематических текстов, посещением лекций и участием в обсуждении в учебной группе. Студенты подтверждают большую эффективность картрирования по сравнению с написанием резюме или пометок в свободной форме по исследуемой теме. Достоверно подтверждена большая эффективность применения ментальных карт для студентов с относительно низкими способностями к обучению в сравнении с успешными студентами [7].

По некоторым данным, применение майндмэп-пинга на 15% эффективнее в сравнении с традиционным для обучения в вузе конспектированием [5]. Систематизация опыта использования приложений для создания ментальных карт говорит о том, что усредненная модель такой карты относительно мала: состоит из 31 узлов, к каждому из которых привязано по 3-4 понятия [4].

При создании ментальных карт в целях экономии временных затрат, обеспечения возможности многократного редактирования и групповой работы используется специальное прикладное программное обеспечение. Наиболее популярными русифицированными программами являются «XMind», «MindMeister», «FreeMind», «MindManager», «MindMup». Функционал указанных программ похож: они позволяют создавать, редактировать, отправлять ментальные карты различной тематики с использованием шаблонов, экспортировать их в традиционные офисные файлы (pdf, MS Office и т.п.), работать над картами в коллективе. При этом каждой программы есть отличительные преимущества. Так, «MindManager» предоставляет возможность по созданию мультикарт с использованием ссылок. К любому пункту карты можно прикрепить список или напоминание, отметить человека в группе для проектирования конкретного направления. «FreeMind» интегрирован с

Таблица 1.

Преимущества и недостатки использования ментальных карт в образовательном процессе вуза

Преимущества Недостатки

Универсальность методики для различных предметных областей «Упрощение» учебного материала и потеря знаний в результате субъективной фильтрации их значимости

Повышение эффективности в запоминании и структурировании больших объемов учебного материала

Повышение концентрации и фиксации внимания на ключевых понятиях и идеях Субъективность в трактовке используемых визуальных образов и ассоциаций, ведущая к диссонансу восприятия у разных пользователей

Активизация познавательного интереса

Активизация творческих и аналитических способностей

Возможность использования новых технологий в обучении Работа с относительно небольшими объемами учебного материала

Возможность как индивидуальной, так и групповой работы

Возможность инициативного углубления знаний по учебной дисциплине Трудоемкость метода составления ментальных карт вручную

Возможность использования как средства оптимизации других методов активного обучения (мозговой штурм, проектирование и т.д.)

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

проектами Википедии, что позволяет оптимизировать поиск информации по исследуемой теме. «MmdMeister» совместим с большинством проектов из других программ по созданию ментальных карт, позволяет выводить результаты работы в режим презентации, создавать общие карты при работе в коллективе.

В условиях дистанционного обучения студентов вузов, предопределенных неблагоприятной эпидемиологической ситуацией, потенциал применения современных информационных технологий в сочетании с инновациями в педагогике высшей школы используется недостаточно. Представляется, что недооценен и потенциал использования ментальных карт в образовательном процессе. Совместная работа педагога со студентами или группы студентов над ментальными картами частично снимает проблему коммуникационных ограничений дистанционного обучения в образовательном процессе, повышает мотивацию к саморазвитию и познавательный интерес, формирует навыки и умения, необходимые для успешного самообразования. Перед подготовкой к занятию, контрольной работе, экзамену повторный просмотр подготовленных студентами ментальных карт способствует осознанию целостности знаний, наличию взаимосвязей между темами и понятиями, обращает внимание студента на ключевые понятия и сложные места в изучении материала, упрощает процесс повторения и вспоминания.

В рамках организации дистанционного обучения по дисциплине «Спортивная подготовка в избранном виде спорта» студентам третьего курса, обучающимся в ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева», в качестве домашнего задания было предложено составить ментальную карту, посвященную методике физической подготовки с учетом их спортивной специализации. Работа осуществлялась в доступной онлайн-версии любой русифицированной программы для ментального картрирования. Это позволило студентам выбрать подходящие средства для

разработки карты в соответствии с их способностями по использованию информационных технологий в обучении. Перед началом работы была выслана краткая памятка. Содержащиеся в ней рекомендации по составлению ментальных карт включали в себя следующую последовательность действий:

- регистрация на официальном сайте программы для получения доступа к бесплатной онлайн-версии;

- выбор шаблона для визуализации ментальной карты

- определение центральной идеи, понятия ментальной карты;

- поиск понятий и идей, логически или ассоциативно связанных с центральным;

- повторение предыдущего этапа необходимое число раз для каждого следующего элемента ментальной карты;

- иллюстрирование и форматирование каждой ветви ментальной карты в специфичном стиле, акцент на наиболее важных связях и ассоциациях;

- добавление комментариев к фрагментам и элементам карты, в том числе с указанием возможностей практического использования информации;

- анализ полученного результата, поиск путей оптимизации карты;

- проведение мозгового штурма, разбора и анализа карты в группе.

В качестве примера для разработки карты было рекомендовано использовать следующую цепочку логических связей: «методика физической подготовки в избранном виде спорта» - «этапы физической подготовки» - «задачи физической подготовки» - «виды физической подготовки». Жестких рамок по оформлению, структуре и глубине детализации карты не задавалось.

82% студентов вовремя справились с заданием. Пример разработанных студентами ментальных карт по теме «Методика физической подготовки спортсменов в избранном виде спорта» представлен на рис. 1.

Рис. 1. Пример ментальной карты, разработанной студентом по теме «Методика физической подготовки спортсменов в избранном виде спорта».

Анализ составленных студентами ментальных карт позволяет сделать вывод о том, что чаще всего для их разработки использовались программы «MindMeister» и «MindManager». В 68% работ к центральному понятию было в среднем составлено 3 подуровня. 18% обучающихся группы использовали только 2, 9 % - более 3 уровней. В половине всех представленных на проверку ментальных карт для каждого понятия в подуровне было в среднем более 3 узлов, в 36 % заданий в среднем использовалось по 3 узла. Полученные результаты косвенно свидетельствуют о различиях в образовательных потребностях студентов. В этой связи дальнейшее использование в обучении ментального картирования как средства, не ограничивающего познавательный интерес обучающегося формальными рамками, представляется актуальным.

Для изучения отношения студентов к использованию ментальных карт был проведен мини-опрос, целью которого являлось изучение отношения студентов к данному инструменту визуализации и структурирования информации. Каждый четвертый студент указал на определенные затруднения в разработке ментальных карт, что косвенно свидетельствует о недостаточном уровне развития навыков использования современных информационных технологий для поиска и обработки информации. Таких обучающихся рекомендуется включать в мини-группы для совместной работы, уделять

большее внимание формированию у них базовых навыков владения методикой разработки ментальных карт и работы в прикладных программах для их создания и редактирования. 77% студентов считают ментальные карты удобным средством для повышения эффективности учебной деятельности. 68% отмечают их эффективность для запоминания учебного материала. Показательно, что более половины обучающихся (55%) отмечают потенциал применения ментальных карт для решения различных задач.

Таким образом, преподаватель в процессе обучения с использованием ментальных карт задает примерную вербальнообразную логико-смысловую модель организации учебного материала. Каждый студент по своему желанию может увеличить количество уровней ментальной карты, расширить ассоциативный ряд, сделать пометки на карте с учетом собственных потребностей и особенностей работы с информацией, договориться с одногруппниками о совместной работе. В этом случае исходный шаблон, заданный преподавателем, трансформируется в индивидуальные и индивидуально-групповые модели знаний обучающихся. Обобщение личного практического опыта использования ментальных карт в организации дистанционного обучения студентов свидетельствует о перспективности их применения в процессе обучения.

Библиографический список

1. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Супермышление. Мн.: Попурри, 2003. 304 с.

2. ПавлиновИ.Я. Номенклатура в систематике. История, теория, практика. М.: ТНИ КМК, 2015. 439 с.

3. Холодная М.А. Когнитивная психология. Когнитивные стили. М.: ИЦ Юрайт, 2020. 310 с.

4. Beel J., Langer S. An Exploratory Analysis of Mind Maps: Proceedings of the 11th ACM Symposium on Document Engineering. Mountain View, California, 2011. Pp. 81-84.

5. Farrand P., Hussain F., Hennessy E. The efficacy of the mind map study technique // Medical Education. 2002. №36 (5). Pp. 426-431.

6. GregoryR.L. Perception as hypotheses // Oxford Companion to the Mind. Oxford, 1987. Pp. 608-609.

7. Nesbit J.C., Adesope O.O. Learning with concept and knowledge maps: A meta-analysis // Review of Educational Research. 2006. № 76 (3). P. 413-448.

References

1. Buzan T., Buzan B. Superthinking. Minsk: Potpurri, 2003.304 p.

2. Pavlinov I.Y. Nomenclature in taxonomy. History, theory, practice. Moscow: TNI KMK, 2015.439 p.

3. Kholodnaya M.A. Cognitive Psychology. Cognitive Styles. Moscow: PC Juwrite, 2020. 310 p.

4. Beel J., Langer S. An Exploratory Analysis of Mind Maps: Proceedings of the 11th ACM Symposium on Document Engineering. Mountain View, California, 2011. Pp. 81-84.

5. Farrand P., Hussain F., Hennessy E. The efficacy of the mind map study technique // Medical Education. 2002. №36 (5). Pp. 426-431.

6. GregoryR.L. Perception as hypotheses // Oxford Companion to the Mind. Oxford, 1987. P. 608-609.

7. Nesbit J.C., Adesope O.O. Learning with concept and knowledge maps: A meta-analysis // Review of Educational Research. 2006. № 76 (3). Pp. 413-448.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.