Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ГРАФИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ГРАФИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / МЕТОДИКА БОРТОВОГО ЖУРНАЛА / СОСТАВЛЕНИЯ КОЛЛАЖА И ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ / МЕТОД ВИЗУАЛИЗАЦИИ / EDUCATIONAL PARADIGM / HIGHER MEDICAL EDUCATION / GRAPHIC DESIGN TECHNOLOGY / LOGBOOK METHODOLOGY / COLLAGE / MIND MAPS / VISUALIZATION METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чупрова Диана Владимировна, Стародубцева Ксения Анатольевна

Изменения запросов общества к выпускникам программ высшего образования, переход на более высокий уровень развития науки, технологических процессов, социума и новые подходы к обучению и воспитанию человека привели к смене образовательных парадигм. Преподаватель высшей школы должен решать новые сложные задачи: не только добиваться образовательного результата, но вырабатывать новые подходы к его формированию и оцениванию. Именно поэтому возрастают требования к образовательным технологиям, появляется необходимость детализировать их содержание и механизмы реализации, чтобы обеспечить формирование тех компетенций выпускника, которые запланированы ФГОС ВО. В перечне ключевых задач остается и наполнение потенциала образовательных технологий в соответствии с профессиональным стандартом, определяющим специфику трудовых функций и трудовых действий, к осуществлению которых готовится будущий специалист. Таким образом, идет поиск универсальных образовательных технологий, которые способны в изменяющихся условиях современного образования быстро и эффективно помочь в формировании компетенций выпускника вуза. В статье приводится анализ методического аспекта формирования технологии графического проектирования, дана характеристика ее составляющих: методики составления коллажа, бортового журнала, интеллект-карты и метода визуализации в образовательном пространстве ФГБОУ ВО «Читинская государственная медицинская академия» Минздрава России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чупрова Диана Владимировна, Стародубцева Ксения Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF GRAPHIC DESIGN TECHNOLOGY IN THE PREPARATION OF FUTURE DOCTORS: METHODOLOGICAL ASPECT

Changes in society's demands for graduates of higher education programs, the transition to a higher level of development of science, technological processes, society and new approaches to teaching and educating a person, have led to a change in educational paradigms. A higher school teacher must solve new complex problems: not only achieve an educational result, but develop new approaches to its formation and assessment. That is why the requirements for educational technologies are increasing, there is a need to detail their content and implementation mechanisms in order to ensure the formation of those graduate competencies that are planned by the Federal State Educational Standard of Higher Education. The key tasks also include filling the potential of educational technologies in accordance with the professional standard, which determined the specifics of labor functions and labor actions, for the implementation of which the future specialist is preparing for. Thus, there is a search for universal educational technologies that can quickly and effectively help in the formation of the competencies of a university graduate in the modernizing conditions of modern education. The article provides an analysis of the methodological aspect of the formation of graphic design technology, describes the implementation of its components: the method of drawing up a collage, a logbook, an intelligence map and a visualization method in the educational space of the Chita State Medical Academy of the Ministry of Health of Russia.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ГРАФИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

УДК 378.147.34

Чупрова Диана Владимировна

кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой гуманитарных наук с курсом педагогики и психологии высшей школы Читинской государственной медицинской академии Минздрава России

Стародубцева Ксения Анатольевна

кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных наук с курсом педагогики и психологии высшей школы Читинской государственной медицинской академии Минздрава России

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ГРАФИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация:

Изменения запросов общества к выпускникам программ высшего образования, переход на более высокий уровень развития науки, технологических процессов, социума и новые подходы к обучению и воспитанию человека привели к смене образовательных парадигм. Преподаватель высшей школы должен решать новые сложные задачи: не только добиваться образовательного результата, но вырабатывать новые подходы к его формированию и оцениванию. Именно поэтому возрастают требования к образовательным технологиям, появляется необходимость детализировать их содержание и механизмы реализации, чтобы обеспечить формирование тех компетенций выпускника, которые запланированы ФГОС ВО. В перечне ключевых задач остается и наполнение потенциала образовательных технологий в соответствии с профессиональным стандартом, определяющим специфику трудовых функций и трудовых действий, к осуществлению которых готовится будущий специалист. Таким образом, идет поиск универсальных образовательных технологий, которые способны в изменяющихся условиях современного образования быстро и эффективно помочь в формировании компетенций выпускника вуза. В статье приводится анализ методического аспекта формирования технологии графического проектирования, дана характеристика ее составляющих: методики составления коллажа, бортового журнала, интеллект-карты и метода визуализации в образовательном пространстве ФГБОУ ВО «Читинская государственная медицинская академия» Минздрава России.

Ключевые слова:

образовательная парадигма, высшее медицинское образование, технология графического проектирования, методика бортового журнала, составления коллажа и интеллект-карты, метод визуализации.

Chuprova Diana Vladimirovna

PhD in Pedagogy, Head, Humanities with a Course of Pedagogics and Psychology of the Higher School Department, Chita State Medical Academy

Starodubtseva Ksenia Anatolievna

PhD, Assosiate Professor, Humanities with a Course of Pedagogics and Psychology of the Higher School Department, Chita State Medical Academy

APPLICATION OF GRAPHIC DESIGN TECHNOLOGY IN THE PREPARATION OF FUTURE DOCTORS: METHODOLOGICAL ASPECT

Summary:

Changes in society's demands for graduates of higher education programs, the transition to a higher level of development of science, technological processes, society and new approaches to teaching and educating a person, have led to a change in educational paradigms. A higher school teacher must solve new complex problems: not only achieve an educational result, but develop new approaches to its formation and assessment. That is why the requirements for educational technologies are increasing, there is a need to detail their content and implementation mechanisms in order to ensure the formation of those graduate competencies that are planned by the Federal State Educational Standard of Higher Education. The key tasks also include filling the potential of educational technologies in accordance with the professional standard, which determined the specifics of labor functions and labor actions, for the implementation of which the future specialist is preparing for. Thus, there is a search for universal educational technologies that can quickly and effectively help in the formation of the competencies of a university graduate in the modernizing conditions of modern education. The article provides an analysis of the methodological aspect of the formation of graphic design technology, describes the implementation of its components: the method of drawing up a collage, a logbook, an intelligence map and a visualization method in the educational space of the Chita State Medical Academy of the Ministry of Health of Russia.

Keywords:

educational paradigm, higher medical education, graphic design technology, logbook methodology, collage, mind maps, visualization method.

Ставшая доминирующей компетентностно-ориентированная образовательная парадигма предъявляет новые требования не только к выпускнику вуза, но и к преподавателю. И если новое поколение специалистов характеризуется сформированным уровнем готовности к использова-

нию полученных знаний и умений, креативным мышлением, стремлением обогащать опыт профессиональной деятельности, высокой степенью ответственности за принятые решения, то преподаватель вуза должен стать «инновационным строителем» образовательного процесса, сделать это необходимо в условиях постоянно происходящих изменений современного российского общества на разных уровнях. «Разработка методики и выбора информации, развитие способов профессионально значимой деятельности отодвигают роль учебного предмета в контексте аккумуляции знаний и умений на второй план» [1, с. 37-38], вот почему растет значимость методической составляющей в построении образовательного процесса. «Центральный момент - изменение методики (методов) преподавания, которые состоят во введении и апробации таких форм, в основе которых лежит самостоятельность и ответственность за результаты самих учеников. Это смещение с односторонней активности учителя на самостоятельное учение, ответственность и активность учеников есть некий общий знаменатель всех преобразований, в том числе и направленных на развитие ключевых компетентностей» [2, с. 42].

Вопросы методики преподавания в современном вузе актуальны и востребованы в педагогике, о чем свидетельствуют многочисленные научные публикации (научные статьи, учебные и учебно-методические пособия, учебники), проводимые научно-практические конференции в вузах страны, посвященные ключевым проблемам вузовского образования. «В современных условиях деятельность преподавателя как методиста широка и многообразна. Одно из направлений его деятельности - саморазвитие методической культуры, непрерывное повышение профессионализма и мастерства» [3, с. 75].

Аспекты современной дидактики в высшей школе рассматриваются в работах М.Г. Гару-нова, В.И. Андреева, И.М. Швец, И.Ю. Тархановой, Р.Н. Зарипова, И.Р. Зариповой, Л.В. Байбо-родовой, Е.О. Ивановой, И.М. Осмоловской, Т.М. Ковалёвой, А.И. Уман, В.Э. Штейнберг и др. Ключевое место в трудах указанных авторов занимают теоретико-методологические основания реализации образовательных технологий. «Образовательные технологии в дидактике высшей школы рассматриваются как средство достижения запланированных результатов освоения образовательной программы... Отбор образовательных технологий и последующее их использование в рамках реализации программ учебных дисциплин (модулей) и практик должны носить целенаправленный, системный и комплексный характер» [4, с. 47-48].

Осознавая роль новых методов преподавания в формировании конкурентоспособного студента медицинского вуза, в контексте данного исследования авторы предлагают анализ методического наполнения технологии графического проектирования, реализуемой в ФГБОУ ВО «Читинская государственная медицинская академия» Минздрава России (далее - ЧГМА) на кафедре гуманитарных наук с курсом педагогики и психологии высшей школы (далее - кафедра). Технология графического проектирования рассматривается авторами как совокупность методов (схематизация, аналогия, когнитивная визуализация, ассоциация, мозговой штурм) и методик (бортовой журнал, составление коллажа и интеллектуальной карты, создание кластера), которые направлены на активизацию работы левого и правого полушарий обучающихся, а как следствие - на совершенствование абстрактно-логического и образного мышления, являющихся фундаментом креативного и клинического мышления [5].

Рассмотрим применение методов и методик технологии графического проектирования, используемых на кафедре, с учетом формируемых компетенций и их связи с soft skills.

Одной из методик в рамках указанной технологии является методика создания коллажа. Ее цель заключается в развитии самостоятельной творческой активности обучающихся, умения структурировать, систематизировать и визуализировать учебный материал, излагать его в сжатом, схематичном виде. Среди задач рассматриваемой методики можно выделить: формирование навыков четко и грамотно формулировать мысли; овладение опытом структурирования информации, использования основных понятий, выявления причинно-следственных связей. Подобная методика успешно применяется в рамках преподавания дисциплины «История Отечества», а именно при изучении одной из самых информационно насыщенных ее тем - «Россия и революции в первой четверти XX века».

Приемы организации методики заключаются в том, что преподавателем создается проблемное поле, которое обучающимся необходимо проанализировать в ходе обсуждения в малых группах и отразить в виде творческой идеи (коллажа), а тем самым обеспечить причинно-следственные связи, доказать или опровергнуть предлагаемые выводы. Студенты, основываясь на прежнем опыте и знаниях, формулируют предположения о путях решения, обобщают, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение. В рамках рассматриваемой темы предлагается изложить: понятие революции, ее признаки, движущие силы данного общественного явления в России (на выбор, чаще всего, предлагаются для разработки революционные события 1905-1907 гг.), ход, последствия и причинно-следственные связи с последующими ключевыми моментами истории.

В таблице 1 приведены планируемые результаты обучения после проведения подобного занятия (специальность 31.05.01 Лечебное дело).

Таблица 1 - Планируемые результаты обучения после проведения занятия по теме «Россия и революции в первой четверти XX века» (специальность 31.05.01 Лечебное дело) с использованием методики создания коллажа_

Индекс компетенции Знать Уметь Владеть

ОК-1 1. Определение, признаки понятия «революция». 2. Причины, движущие силы революционных событий. 3. Последствия революции 1905-1907 гг. 1. Анализировать движущие силы и закономерности революционных процессов. 2. Систематизировать исторические факты, относящиеся к рассматриваемому периоду. 3. Отличать причины от предпосылок рассматриваемого исторического периода 1. Навыками аргументации научной информации. 2. Опытом анализа исторических фактов, явлений, событий. 3. Методами интерпретации взаимосвязи между причиной и следствием исторических событий

ОК-3 1. Характерные черты рассматриваемого периода. 2. Особенности экономического, политического и социального развития страны. 3. Программы преобразований. 4. Важнейшие исторические события, имена политических деятелей, определивших дальнейшее развитие государства. 5. Содержание дискуссионных аспектов изучаемого периода 1. Охарактеризовать исторические процессы. 2. Выражать и обосновывать историческими фактами свою позицию по отношению к динамике социально-политических и экономических процессов в рассматриваемый период. 3. Выявлять и описывать причинно-следственные связи 1. Навыками устного и письменного изложения исторических процессов в рассматриваемый период. 2. Опытом формулирования собственной позиции в отношении рассматриваемых процессов, фактов, явлений. 3. Навыками критического восприятия исторических фактов, событий, явлений в рассматриваемый период

ОК-5 1. Правила и способы самостоятельной работы с учебной информацией. 2. Способы и средства реализации творческого потенциала 1. Применять исторические знания для повышения собственного интеллектуального уровня и расширения своих познавательных возможностей. 2. Уметь выполнять работу самостоятельно 1. Навыками адекватного оценивания результатов своей учебной деятельности

ОПК-2 1. Виды источников: письменных, исторических и пр. 2. Правила и способы работы с информационными ресурсами, историографией. 3. Правила, виды и способы коммуникации. 4. Требования к публичной и письменной коммуникации 1. Работать с источниками и литературой, позволяющей ориентироваться в современной отечественной и зарубежной историографии. 2. Находить информацию в печатных и электронных информационных источниках, перерабатывать ее и воспроизводить в устной и письменной речи 1. Навыками работы с историческими и информационными источниками. 2. Навыками письменной аргументации, публичных выступлений, ведением дискуссий. 3. Опытом анализа исторических источников и текстов

Процесс составления коллажа направлен на преобразование имеющейся информации. Обучающиеся выполняют определенную последовательность действий: производится фиксация исходных данных, дается описание фактической стороны дела (что, где, когда происходит, кто включен в ситуацию, каковы внешние условия) - формулируются гипотезы о причинах - определяются механизмы детерминации (выявляются причинно-следственные связи, осуществляется проверка и выделение наиболее существенных гипотез) - оформление творческого замысла, идеи.

Главными преимуществами рассматриваемой методики является качественное усвоение знаний, быстрое запоминание и систематизация материала, одновременное развитие абстрактно-логического, ассоциативного и критического мышления.

Приведенный пример отражает возможность использования обучающимися междисциплинарных знаний. Так, рассматриваемые революционные события в России в первой четверти XX в. были спроецированы студентами первого курса на анатомию и физиологию глаза (рис. 1). Чтобы воспроизвести механизмы зрительного восприятия, студенты представили на коллаже солнце, лучи которого - это причины революционных событий. Световые лучи попадают на поверхность

глаза, проникают через зрачок, фокусируясь в хрусталике (на коллаже функция хрусталика показана двумя самыми значимыми результатами революции: свержение самодержавия и установление демократии). Чтобы обеспечить механизм зрительного восприятия, одного глазного яблока недостаточно: анатомия глаза включает еще и проводники, которые передают полученную информацию в головной мозг для расшифровки и анализа. Эту функцию выполняют нервные волокна. Процесс передачи информации от глазного яблока к нервным волокнам на коллаже сопоставлен с этапами революционных событий в России в первой четверти XX века. Например, падение света на роговицу - это I этап (9 января 1905 г. - осень 1905 г.), преломление света - II этап (осень 1905 г.), прохождение лучей через стекловидное тело на сетчатку - III этап (декабрь 1905 г.), передача информации по нервам - IV этап (1906 г. - первая половина 1907 г.). При этом студенты указали основные события каждого этапа. Зрительные нервы и глазодвигательные мышцы на коллаже отражают последствия революционных событий изучаемого периода. Отдельно на коллаже показана функция сетчатки - важнейшей и сложной функциональной структуры глазного яблока, которая преобразует энергию от поверхностных слоев в электрическую и передает импульсы по нервным волокнам в мозговой отдел зрения. Этот процесс обеспечивается за счет работы фоторецепторов (палочек и колбочек). На коллаже данные фоторецепторы представлены участниками революции, ее движущими силами (социал-демократы, социал-революционеры, Союз русского народа, Русское собрание, Русский народный союз им. Архангела Михаила).

Рисунок 1 - Фото коллажа, выполненного студентами 1 курса лечебного факультета ЧГМА к занятию по дисциплине «История Отечества», тема - «Россия и революции

в первой четверти XX века»

Следующая методика, входящая в технологию графического проектирования, - бортовой журнал, она предназначена для активной работы студентов на лекции и имеет существенные ограничения в реализации (рис. 2, 3). В условиях образовательного процесса в ЧГМА лекционные занятия проводятся сразу для большого количества студентов (в зависимости от специальности поток может включать от 100 до 300 человек), что может негативно сказываться на дисциплине в аудитории и организационных моментах. Однако предлагаемая нами методика успешно применяется на кафедре в рамках реализации программ высшего образования и ординатуры в ходе работы по дисциплине «Педагогика и психология», включенной в учебный план всех специальностей. Обучающиеся получают задание для самостоятельной работы - написать лекцию с использованием данной методики в рамках своей клинической специальности. В таблице 2 приве-

дены планируемые результаты обучения после проведения занятия «Формы организации учебного процесса» (программы подготовки кадров высшей квалификации и ординатуры, все специальности) с использованием методики бортового журнала.

Таблица 2 - Планируемые результаты обучения после проведения занятия «Формы организации учебного процесса» с использованием методики бортового журнала_

Индекс компетенции Знать Уметь Владеть

УК-1 Готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу 1. Предмет, методологию, современные концепции, категории и понятия педагогики и психологии. 2. Психолого-педагогические закономерности развития личности через образование 1. Обосновать и охарактеризовать взаимосвязь современных концепций развития личности, содержания образования, особенностей обучения и воспитания 1. Опытом интерпретации актуальных проблем обучения и воспитания с учетом современных подходов к организации образовательного процесса в системе высшего медицинского образования

УК-3 Готовность к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования 1. Современные методики, принципы и технологии организации и реализации образовательного процесса. 2. Нормативно-правовые основы организации высшего образования 1. Использовать современные технологии организации, диагностики качества образовательного процесса; 2. Формировать образовательную среду. 3. Реализовать задачи по воспитанию и обучению в учебном процессе образовательных организаций среднего и высшего образования 1. Навыками разработки и реализации методик, технологий и приемов обучения 2. Опытом анализа результатов образовательного процесса, их использования в дальнейшей работе. 3. Навыком проектирования образовательного процесса на уровне высшего образования

Рисунок 2 - Фото бортового журнала для занятия «Формы организации учебного процесса», который выполнен ординаторами ЧГМА второго года обучения

Безусловными преимуществами методики является совершенствование навыков фиксации информации с использованием графических органайзеров. Формы визуального отображения информации способствуют наглядности процесса познания. Схема заполнения журнала удобна для обучающихся с развитым как абстрактно-логическим, так и ассоциативным типом мышления и позволяет активно перерабатывать учебный материал во время лекции. Обсуждение результатов в завершении процесса способствует развитию навыков анализа и рефлексии учебной деятельности

у студентов. Аналитическая часть журнала позволяет обучающимся четко ответить на вопросы: что они смогли усвоить, что требует более детальной проработки. Кроме того, всегда остается возможность вернуться к результатам, чтобы актуализировать их для применения в клинической практике.

4

иии^л г

'цЬшЬ-Ч-С-С Д

ОЛЛ^Аи^

1 сЫ^цлгшЛ-и*/

ч^хт

¡и

V , 1§ЧТ АыАГНСС-ГиЧЕСШО

щ алгоритм п/и

ПВРЪиЧИО к СГ г^о/^&Х ■ з-.р^ ^-рч

I г \ ¡л»^*«^ \

ССьчдемм «р" /1 .у \

лс Ламл^)

Рисунок 3 - Фото бортового журнала для занятия «Формы организации учебного процесса», который выполнен ординаторами ЧГМА второго года обучения

Одной из характеристик профессионализма будущего врача является умение зрительно представлять и систематизировать информацию. Технологии визуализации в медицине широко применяются в диагностировании заболеваний (ультразвуковые, томографические технологии, прижизненная оксиметрия, флуоресцентная визуализация и др.). В основе большинства из них лежит четкое визуальное представление внутренних структур тела для клинического анализа и медицинского вмешательства, а также понимание функций некоторых органов или тканей.

В педагогике же метод визуализации обеспечивает синтез знаний, позволяет опосредованно и наглядно представить изучаемые явления в тех областях, в которых непосредственно наглядное восприятие затруднено или вообще невозможно. Использование метода визуализации в образовательном пространстве медицинского вуза заключено в более детальной обработке информации, активизации всех видов мышления, преобразовании и переосмыслении предмета обучения. Такой вид визуализации получил название когнитивной. Именно когнитивная визуализация применятся при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» студентами ЧГМА. Студентам предлагается стать участниками конкурса «Фотослово», целью которого является не только привлечение внимания к красоте, выразительности и духовному наследию русского языка, но и развитие умения воссоздать и сконструировать объект изучения. Обучающиеся выбирают текст. Это могут быть пословицы, поговорки, афоризмы русского народа, народов мира о языке, о слове, речи, о здоровье человека. Выбранную языковую единицу необходимо представить в виде образа, т. е. студент согласно теоретическим основам дидактики должен проявить наивысший эвристический уровень визуализации, активно используя самые сложные эвристики: дедукцию, аналогию, индукцию, симметрию, инверсию. Особое внимание студенты и преподаватели обращают на те работы, где воспроизведены языковые единицы, по содержанию связанные с деятельностью врача или с обучением студентов-медиков (рис. 4, 5). Такие проекты отражают не только навыки применения графических организаторов и визуальных средств, но и предоставляют возможность комплексного развития различных форм мышления, показывают ассоциативные связи с другими дисциплинами: нормальной физиологии и анатомии, патологической физиологии и анатомии.

Рисунок 4 - Конкурсное фото, иллюстрирующее пословицу «Держать язык за зубами», выполнено студентами 1 курса лечебного факультета ЧГМА

г --1

Рисунок 5 - Конкурсное фото, иллюстрирующее пословицу «Острое словечко колет сердечко», выполнено студентами 1 курса лечебного факультета ЧГМА

Методика составления интеллект-карт активно используется на занятиях по дисциплине «Философия». Как известно, эта методика включает в работу оба полушария, тем самым открываются возможности для реализации логических и креативных способностей обучающихся. Этот синтез и есть основа для формирования клинического мышления. Существующие в науке подходы к принципам развития этого типа мышления лежат в основе составления интеллект-карт [6]. Именно в этом мы видим особую значимость этой методики для студентов медицинского вуза. Рассмотрим эти подходы, сопоставляя их с процессом работы студентов над интеллект-картой по теме «Научное мировоззрение» (рис. 6).

Первый подход к формированию клинического мышления - гипотетико-дедуктивное мышление (студент собирает информацию по предложенной теме: понятие «научное мировоззрение», его признаки, функции, понятие «научный метод», «научная картина мира», формирование научного мировоззрения, затем формирует схему карты, основой которой является центральный образ (согласно теме - это научное мировоззрение), после этого убирается ненужный материал, остается тот, который подходит к выбранной схеме). Этот подход обычно используют

в клинической практике начинающие врачи, например, «после выяснения представляемых пациентом проблем на первых минутах консультации врач формирует несколько диагностических гипотез, которые подтверждаются или отбрасываются путем избирательного расспроса, осмотра, обследования» [7, с. 123].

Рисунок 6 - Интеллект-карта к занятию по дисциплине «Философия», тема «Научное мировоззрение», выполнена студентами 2 курса педиатрического факультета ЧГМА

Второй подход получил название «подход, основанный на схеме». Студент сначала продумывает схему, по которой будет создаваться интеллект-карта, только потом подбирает материал. При этом подходе не приходится отбрасывать лишнюю, не относящуюся к схеме информацию. «В клинической практике врач также может обратиться к заранее сформированной схеме или диаграмме мыслительного процесса. Этот подход возможен только при повышенном уровне компетентности и знаний в своей области. Схема приводит в действие индуктивное мышление - высокоизбирательный и дифференциальный расспрос позволит принять или исключить по очереди большие диагностические области и затем быстро проанализировать проблемную» [8, с. 123].

Третий подход - распознавание моделей. Студент вспоминает уже готовую схему, которую он заложит в основание интеллект-карты. Это может быть используемая в жизни схема или чертеж (например, план местности, план эвакуации, схема движения транспорта и др.). Безусловно, этот подход является самым сложным - необходим опыт для его реализации. «По ходу своей карьеры врачи накапливают практические знания, запоминают детали и ключевые свойства, которые образуют некие модели или структуры памяти, часто их "прикрепляют" к конкретным пациентам. ...Такое распознавание - важнейший навык, приобретаемый в результате многолетней работы» [9, с. 124].

Методический анализ образовательных технологий востребован в современном образовательном пространстве вуза, он позволяет определить и описать инструменты, используемые в построении учебной деятельности. Как видно, предлагаемые методы и методики в рамках технологии графического проектирования способствуют развитию абстрактно-логического, ассоциативного, критического и клинического видов мышления. Описанные графические органайзеры и способы визуализации информации активизируют междисциплинарные и наддисциплинарные связи, развивают навыки анализа и рефлексии учебной деятельности. В процессе реализации технологии графического проектирования осуществляется важнейшая задача современного педагога - планирование и моделирование действий обучающихся, совершенствование механизмов взаимосвязи с ними для достижения цели и задач, определенных рабочими программами дисциплин. Методический анализ описываемой технологии показал, что она является значимым визуальным дидактическим инструментом, «.дополняет природные механизмы мышления человека, ответственные за учебную деятельность, помогая воспринимать, перерабатывать, усваивать и применять знания» [10, с. 47].

Планируемые результаты обучения в условиях применения в преподавании дисциплин, закрепленных за кафедрой, описанных методов и методик способствуют развитию квалификационных навыков, эмоционального интеллекта и soft skills [11].

Таким образом, рассмотренные авторами теоретико-методологический, практический и методический аспекты технологии графического проектирования говорят о ее целостности, оптимальности, результативности и универсальности. Именно эти свойства делают анализируемую технологию востребованной в образовательном пространстве медицинского вуза.

Ссылки:

1. Дегтерев В.А., Трибунская В.А. Компетентностный подход - новая парадигма образования // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2014. № 4. С. 35-47.

2. Там же. С. 42.

3. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс. Казань, 2013. 500 с.

4. Тарханова И.Ю. Современные регуляторы становления новой дидактики высшего образования // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 2 (107). С. 45-52. https://doi.org/10.24411/1813-145X-2019-10350.

5. Чупрова Д.В., Стародубцева К.А. Применение технологии графического проектирования в процессе подготовки будущих врачей: теоретический и методологический аспекты // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 2 (70). С. 114-119. https://doi.Org/10.24158/spp.2020.2.20.

6. Elstein A.S., Schwartz A. Clinical Problem Solving and Diagnostic Decision-making: Selective Review of the Cognitive Literature // British Medical Journal. 23 March 2002. Vol. 324, iss. 7339. Р. 729-732. https://doi.org/10.1136/bmj.324.7339.729.

7. Сильверман Дж., Кёрц С., Дрейпер Дж. Навыки общения с пациентами. М., 2018. 304 с.

8. Там же. С. 123.

9. Там же. С. 124.

10. Тарханова И.Ю. Указ. соч. С. 47.

11. Чупрова Д.В., Стародубцева К.А. Применение технологии графического проектирования в процессе подготовки будущих врачей: практический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 6 (74). С. 168-173.

Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.