Научная статья на тему 'Преимущества и достоинства технологии учебного сквозного проектирования для формирования профессиональных компетенций выпускников вуза'

Преимущества и достоинства технологии учебного сквозного проектирования для формирования профессиональных компетенций выпускников вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
463
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УЧЕБНОЕ СКВОЗНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авадэни Юлия Ивановна, Витушкин Александр Николаевич, Жигадло Александр Петрович, Цветкова Елена Викторовна

В статье представлен обобщённый взгляд на современную систему высшего профессионального образования, выявлены особенности системы образования инновационного типа, обосновано расширение традиционно применяемых в вузе технологий проектирования за счет внедрения новой технологии обучения сквозного учебного проектирования, которое создаёт условия для формирования общекультурных и профессиональных компетенций выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Авадэни Юлия Ивановна, Витушкин Александр Николаевич, Жигадло Александр Петрович, Цветкова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Advantages and virtues of the technology of the educational open-ended engineering for forming professional competencies of university’s graduates

The paper presents the generalized view at the modern system of higher professional education, revealed peculiarities of the system of innovative type’s education, justified widening of traditionally applying technologies of engineering in the university due to introduction of the new technology of education open-ended educational engineering, which creates the conditions for forming common cultural and professional competencies of graduates

Текст научной работы на тему «Преимущества и достоинства технологии учебного сквозного проектирования для формирования профессиональных компетенций выпускников вуза»

РАЗДЕЛ VI

ВУЗОВСКОЕ И ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37.072

ПРЕИМУЩЕСТВА И ДОСТОИНСТВА ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО СКВОЗНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА

Ю. И. Авадэни, А. Н. Витушкин, А. П. Жигадло, Е. В. Цветкова

Аннотация. В статье представлен обобщённый взгляд на современную систему высшего профессионального образования, выявлены особенности системы образования инновационного типа, обосновано расширение традиционно применяемых в вузе технологий проектирования за счет внедрения новой технологии обучения - сквозного учебного проектирования, которое создаёт условия для формирования общекультурных и профессиональных компетенций выпускников.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, учебное сквозное проектирование, инновационные технологии обучения, компетентностный подход, педагогическая стратегия.

Введение

Актуальным на современном этапе развития образования представляется разработка и применение новых педагогических технологий, которые позволяют преподавателям и студентам благодаря совместной деятельности достигнуть желаемого результата -успешного формирования общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с федеральными

государственными стандартами[1].

Компетентностный определяет сегодня

образовательными

подход, который систему подготовки кадров в высшей школе, предполагает новую образовательную парадигму, меняющую цели, методы, формы, содержание образования и выходит за пределы знаниевого подхода к обучению. По мнению И. А. Зимней [2], он включает в себя когнитивную, операционально-

технологическую, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие, которые не могут быть переданы в виде набора определённых знаний, умений и навыков. Отсюда следует, что система организации учебной деятельности должна быть сформирована таким образом, чтобы студент постоянно находился в ситуациях, требующих от него реализации тех или иных компетенций, регламентированных

соответствующим образовательным

стандартом.

Во ФГОС под компетенцией понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Компетентность - свойство личности, способность к реализации соответствующей компетенции, готовность человека к действиям в какой-либо области.

В условиях подготовки, основанной на формировании компетенций, ведущими характеристиками образовательного

процесса становятся: системность, формирование научного мышления и творческой активности студента,

самопознание, самоидентификация, создание личностно-ориентированного образовательного пространства, субъект-субъектный характер деятельности преподавателя и студентов,

компетентностный подход. В связи с этим возникает необходимость проектирования современного организационно-методического сопровождения учебного процесса, предполагающего применение методик и технологий, обеспечивающих эффективность и качество образовательного процесса.

Реализация технологии учебного сквозного проектирования

В связи с актуализацией задачи обеспечения качественного

профессионального образования за последнее десятилетие было проведено достаточно большое количество

педагогических исследований, направленных

на поиск наиболее эффективных методик, обеспечивающих высокие образовательные результаты. Наиболее часто применяемыми педагогическими технологиями в разное время становились: развивающее обучение, культурологическая модель обучения, теория решения изобретательских задач, организационно-деятельностные игры,

теория и практика школы «диалога культур», проектный метод обучения и другие.

По нашему мнению также заслуживает внимания такая технология обучения, как сквозное учебное проектирование, которая создаёт условия для формирования ключевых, базовых и профессиональных компетенций при выполнении единого сквозного задания [3], содержательно направленное на исследование некоторого объекта (или проблемы), который студент изучает на протяжении всего периода обучения.

Тематику единых сквозных заданий формирует и утверждает выпускающая кафедра. Они ориентированы на выполнение различных видов деятельности: проектно-аналитической, экспертно-

исследовательской, организационно-

управленческой, экономической, инженерно-эксплуатационной, предпринимательской. Выпускающая кафедра обеспечивает координацию действий всех участников проектной деятельности, создаёт

необходимые условия для успешного выполнения студентами всех заданий по дисциплинам, включенным в единое сквозное проектирование.

В качестве заданий на сквозное учебное проектирование целесообразно предлагать общие предметные области исследования, рассматриваемые в контексте изучения различных дисциплин учебного плана, с целью обеспечить необходимую широту и разнообразие аналитических подходов в их рассмотрении, а также избежать одностороннего, ограниченного анализа заявленной проблемы.

Каждая кафедра в рамках срока, установленного графиком учебного процесса, организует работу студентов по единому заданию, целенаправленно выполняя функцию формирования ключевых компетенций, требуемых знаний, умений, навыков, обеспечивая творческий подход в решении студентами поставленных задач, проводит индивидуальные и групповые консультации, контролирует объём и качество выполняемой работы.

Принципиальное отличие технологии учебного сквозного проектирования, в частности, от проектного метода, применяемого в рамках отдельной дисциплины, заключается в том, что студенты исследуют реальный объект (проблему), используя расширенный поиск в условиях проблемно-ориентированного характера обучения, требующего творческого подхода и всестороннего анализа предмета исследования, в то время, как проектному методу обучения по одной из дисциплин учебного плана в большей степени присущ рефлексивный подход, автономия обучающихся и односторонний взгляд на исследуемый объект.

Выполнение студентами сквозных проектных заданий обеспечивает более углублённое всестороннее изучение предмета исследования, позволяющее расширить число рассматриваемых альтернатив, провести их всестороннюю оценку и сравнение, выбрать лучший вариант решения проблемы и предложить соответствующую схему реализации проекта. В результате осуществляется ориентация студентов на исследование конкретных объектов управления и диагностику их проблем.

В учебном сквозном проектировании получают дальнейшее развитие принципы комплексного проектирования (согласование технических заданий на курсовое проектирование по ряду изучаемых дисциплин на старших курсах) на весь период обучения. Новизна состоит в расширении границ рассматриваемой системы, выборе элементов системы, и обеспечении эффективного их взаимодействия. Проектирование

осуществляется в последовательности, определённой учебным планом.

При выполнении задания в рамках крупного и сложного проекта в учебном сквозном проектировании возможно коллективное и комплексное проектирование, когда каждый студент, имея свое индивидуальное задание на разработку курсовой (дипломной) работы, в качестве которого может рассматриваться одна из возможных альтернатив решения проблемы, одновременно ставится в условия коллективной деятельности. Это

способствует повышению персональной ответственности за точность своего расчета (обоснования), за соблюдение сроков выполнения каждого этапа работы и за общий результат.

В результате учебное сквозное проектирование:

1) заставляет по-новому взглянуть на содержание учебных дисциплин и установить межпредметные связи;

2) формирует целостное представление о процессе проектирования: целях, задачах и методах выполняемой работы; логической последовательности и непрерывности построения ее отдельных разделов; комплексном анализе различных технических, технологических, организационных, экономических задач;

3) мотивирует к более глубокому изучению проблемы и обеспечивает

повышенную учебную активность студентов.

Участвуя в сквозном учебном проектировании, действуя по описанной технологии подготовки очередной курсовой работы, проектант собирает, анализирует, накапливает и обобщает учебно-исследовательские материалы, которые послужат затем основой для разработки последующей работы.

В графическом виде весь процесс сквозного учебного проектирования можно представить в виде диаграммы - условной спирали, которую пересекают некоторое число раз лучи-позиции (рис. 1).

1- Прикладная экономика; 2 - общая профессиональная педагогика; 3 - психология профессионального образования; 4 - методика профессионального обучения; 5 - проектирование и организация модульных технологий обучения; 6 - методика преподавания профильных дисциплин; 7 - транспортная эконометрия; 8 - педагогические технологии; 9 - педагогическое проектирование; 10 - менеджмент и маркетинг профессионального образования; 11 - информационные и коммуникационные технологии в науке и образовании; 12 - проектирование учебно-методических комплексов; 13 - контрольно -аналитическая деятельность учреждений профессионального образования; 14 - проектирование образовательной среды; 15 - автомобильные перевозки и транспортная логистика; 16 - организация и безопасность дорожного движения_

Рис. 1. Диаграмма процесса учебного сквозного проектирования

Точки пересечения соответствуют заданиям на курсовое проектирование по отдельным дисциплинам учебного плана. На рис. 1 выделено 16 точек, что означает выдачу за весь период обучения соответствующего числа заданий на курсовое проектирование при подготовке бакалавра (8 точек) и магистра (16 точек) по направлению 44.03.04 и 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) - с квалификацией бакалавр и магистр.

Стрелками на диаграмме показаны возможные направления последующего использования выполненной работы. При этом существует вероятность того, что студент может «перейти» через ряд позиций (дисциплин) и завершить проект с меньшим числом междисциплинарных курсовых связей. Исключить такое положение можно благодаря формированию оптимального учебного плана (с точки зрения объема и содержания курсового проектирования), а также полноценному творческому руководству курсовым проектированием по дисциплинам всех циклов.

Идеальным результатом сквозного учебного проектирования следует считать успешное выполнение взаимосвязанных курсовых проектов по отдельным дисциплинам с ориентацией на дипломный

проект (работу). Это может оказаться под силу лишь наиболее подготовленным и успешным студентам. При этом другим студентам могут быть предложены на выбор различные варианты сквозного учебного проектирования, отличающиеся числом взаимосвязанных дисциплин учебного плана.

Выпускающей кафедрой определяется полный и минимальный набор дисциплин для включения в сквозное учебное проектирование. Полный набор будет включать все дисциплины, по которым выполняется курсовое проектирование. В результате будет достигнуто всестороннее, комплексное исследование изучаемой проблемы. По курсовой работе в рамках изучения каждой дисциплины определены свои требования, поэтому в выпускную работу может включаться одна из нескольких логически связанных частей, незначительная по объему, но позволяющая, тем не менее, сделать соответствующие выводы в отношении роли, места и влияния изучаемого курса на эффективность разрабатываемого задания.

Ниже приведены некоторые

отличительные особенности традиционного и сквозного проектирования, при выполнении курсовых и дипломных работ (таблица 1).

Выделяемые признаки Технология

Традиционное проектирование Сквозное проектирование

При выполнении курсовых работ

Объект изучения Тема (проблема) изучаемой дисциплины Аспект (проблема) педагогической системы

Междисциплинарные связи Практически отсутствуют, так как проектирование является автономным и независимым от других дисциплин Активно проявляются, так как проектирование является взаимосвязанным и зависимым от других дисциплин

Итоги проектирования Завершение изучения (исследования) одной из важных тем (проблем) дисциплины Начало (продолжение) изучения (исследования) влияния средств и методов дисциплины на развитие и поведение системы

Место хранения работ На кафедре с последующим уничтожением через 2 года У студента с последующим использованием до окончания обучения

При выполнении выпускных квалификационных работ

Основа выполнения Задание-тема (проблема), разрабатываемая в соответствии с утвержденной типовой структурой Задание-тема (система), разрабатываемая в соответствии с утвержденным единым заданием на сквозное проектирование

Таблица 1 - Сравнительный анализ отличительных особенностей технологий проектирования

Продолжение Таблицы 1

Продолжительность проектирования От 10 до 14 недель (по разным учебным планам) Весь период обучения в вузе

Требования консультантов Реализуются в заключительный период проектирования Реализуются в период изучения конкретной дисциплины

Количество консультантов Ограничено типовой структурой проекта (работы), утвержденной выпускающей кафедрой. Их мало Ограничено учебным планом, утвержденным ректором вуза. Их много

Средства и методы Преимущественно одной из профилирующих (специальных) дисциплин Многих дисциплин, равнозначно используемых для повышения эффективности проекта (работы)

Выпускающая кафедра Разрабатывает тематику и методические указания (рекомендации) по выполнению выпускной аттестационной работы Разрабатывает единые задания и координирует усилия (выполняя интегрирующую функцию) преподавателей всех кафедр, консультирующих студентов по выполнению выпускной аттестационной работы

Определение Особый процесс, в ходе которого студенты обязаны в полной мере использовать и показать остаточные (полученные за весь период предшествующего обучения) знания и навыки, позволяющие выпускникам вуза осуществлять их профессиональную деятельность Особый процесс, в ходе которого студенты обязаны в полной мере использовать и показать синергетические (полученные за весь период предшествующего обучения) знания и навыки, позволяющие выпускникам вуза осуществлять их профессиональную деятельность

Разрабатывая далее технологию сквозного проектирования, необходимо сознавать, что имеются определенные трудности, которые следует преодолеть.

Это, прежде всего:

- отсутствие единства во взглядах преподавателей на рассматриваемую проблему;

- разнообразие тематики и отсутствие типовых схем проектирования;

- сложность и многообразие методов решения производственных и управленческих задач;

- комплексность реальной задачи, не укладывающейся в рамки одной учебной дисциплины;

- недостаточная разработанность или отсутствие соответствующих организационных, методических и мотивационных механизмов;

- высокая инерционность и нежелание изменять сложившуюся практику подготовки выпускников;

- повышение требований к уровню образования (широте и кругозору знаний) преподавателей дисциплин сквозного проектирования.

Однако эти трудности будут постепенно преодолеваться, если видеть реальные преимущества новой технологии:

- возрастает творческая активность студентов, их заинтересованность в

фундаментальной подготовке;

- улучшается профессиональная ориентация студентов, проверяется правильность сделанного студентом выбора делового жизненного пути;

- задание (проблема-система) на выпускную работу формируется на младших курсах и разрабатывается последовательно на всех других;

- повышается уровень конкурентоспособности студенческих научных работ, курсовых и выпускных работ;

- увеличивается число инноваций учебного процесса;

- сокращается продолжительность обучения студентов (на период дипломного проектирования);

- изменяются условия разработки учебных планов (в них более тщательно отбираются дисциплины с обязательным учебным проектированием);

- суммарный бюджет времени на проектирование используется с большей отдачей и эффективностью, так как не требуется времени на «вхождение» в проблему;

- повышается общий уровень преподавания учебных дисциплин на основе обмена опытом учебно-методической работы;

- корректируются взаимосвязи изучаемых дисциплин по каждому направлению подготовки с рассматриваемыми заданиями

сквозного учебного проектирования

(математическое, информационное,

организационное, экономическое, экологическое, гуманитарное, управленческое,

рационалистическое и др.);

- повышается деловая ответственность студентов, развивается общественная активность, отрабатываются принципы и элементы реально существующей

производственно-технологической и

организационно-управленческой сторон

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

будущей деятельности выпускников при использовании всех форм учебного проектирования: индивидуальное

(инициативное, кафедральное,

производственное), бригадное, коллективное, комплексное (междисциплинарное,

межкафедральное, межфакультетское).

Заключение

Как показывает практика, профессорско-преподавательский состав вузов постоянно уделяют пристальное внимание

инновационным методам обучения [4, 5, 6]. На научно-методических конференциях, посвященных междисциплинарной

организации учебного процесса, говорится об усилении интеграции различных дисциплин на основе взаимосогласованной работы многих кафедр. Отмечается, что кафедрам общей и специальной подготовки необходимо знать конкретные цели и задачи, решаемые выпускающей кафедрой, ориентируясь на социальную профессиональную подготовку, чтобы у студентов складывалось целостное представление об изучаемом направлении подготовки. Комплексная практическая работа, подготавливающая студента к принятию и экономическому обоснованию решений, способна серьезно повысить уровень выпускных квалификационных работ и вузовской подготовки в целом. Процесс интеграции вследствие возрастания сложности проблем становится в современных условиях доминирующей тенденцией. Фактически речь идет о согласованном учебном процессе, подобном изложенному в технологии учебного сквозного проектирования.

Предлагаемая система полностью отвечает идее непрерывности профессионального образования. При этом содержание непрерывного профессионального образования является эффективным, если будут соблюдены основные критерии его функционирования и развития: проектируемость, возможность конструирования образовательной системы [8].

При переходе на учебное сквозное проектирование существенно возрастает роль факультета, как объединения преподавателей разных дисциплин, ответственного за качество подготовки выпускников широкого профиля. На факультете могут быть созданы межотраслевые комитеты преподавателей, исследовательские отделы, проблемные лаборатории, экономические и

консультационные центры и другие подразделения, а также введены должности заместителей декана (назовем их координаторами-маркетологами, назначенными по одному на каждое направление), которые будут наделены соответствующими полномочиями на подготовку, выпуск и трудоустройство выпускников. Такие изменения в структуре управления помогут снять многие противоречия:

— между разделением труда по кафедрам и необходимостью его координирования;

— административной обособленностью кафедр и требованием их координации с другими подразделениями вуза;

— традиционной специализацией отдельной кафедры и изменяющимся содержанием модели бакалавра, специалиста и магистра, выпускаемого данным вузом; увеличением численности персонала кафедр и менее четкой определенной ответственностью каждой из них за качество «конечного продукта» -выпускника вуза;

— усиливающейся замкнутостью кафедр на своих внутренних проблемах и трудностями установления межкафедральных связей в учебных и научных целях;

— всемерным укреплением выпускающей кафедрой собственной позиции в учебном плане и снижением бюрократических элементов в её деятельности.

Вуз как сложная социально-экономическая система в своем развитии ориентируется на оптимальное использование ограниченных материальных, трудовых, финансовых, информационных, социальных, корпоративных и интеллектуальных ресурсов, что, в свою очередь, достигается на базе стратегического программно-целевого планирования и управления [7]. При таком подходе организационная структура формируется под разработанную программу. Именно она определяет распределение функций, круг

обязанностей аппарата управления, состав функциональных подразделений (отделов, факультетов, кафедр) и количество работающих. Изложенная технология и организация учебного проектирования может оказать благотворное влияние на усиление и расширение взаимосвязей между дисциплинами и кафедрами при подготовке выпускников вузов.

Библиографический список

1. Цветкова, Е. В. Учебное сквозное проектирование как новая педагогическая технология / Е. В. Цветкова, А. Н. Витушкин // Экономика и управление в современных условиях: материалы международной (заочной) научно-практической конференции. - Красноярск, НОУ ВПО СИБУП, 2012. - С.349-352

2. Зимняя, И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2006, № 8. - С. 20-26.

3. Витушкин, А. Н. Учебное сквозное проектирование: учебное пособие / А. Н. Витушкин. - Омск: Издательство СибАДИ, 2005. - 225 с.

4. Междисциплинарная организация учебного процесса в условиях реализации современных государственных образовательных стандартов: Сборник тезисов докладов регион. науч.-техн. конф. профессорско-преподавательского состава (12-13 марта 2002 г.). - Новосибирск. - 2002.

5. Белых, В.И. Организационно-педагогические аспекты подготовки менеджеров по инновационной технологии обучения / В. И. Белых, А. Н. Витушкин, Н. А. Мальцева, А. В. Терентьев // Проблемы и перспективы образования инновационного типа в современных условиях: материалы межвузовской конференции. - Омск:, 4-5 февраля, 2003 г. -Омск: Изд-во СибАДИ, 2003.

6. Катунина, И. В. Система управления человеческими ресурсами в организации, ориентированной на развитие: монография / И. В. Катунина. - М: Информ-Знание, 2010 - 368 с.

7. Бирюков, В. В. Формирование бренда бенчмаркетинга системы высшего профессионального образования / В. В. Бирюков, А. Н. Витушкин // Вестник СибАДИ. -

2013 - №3. - С.128-133.

8. Жигадло А. П., Хохлова Т. П. Сетевое взаимодействие вуза и профильных колледжей в реализации программ прикладного бакалавриата/ А. П. Жигадло, Т. П. Хохлова // Вестник СибАДИ.

2014 - №1(35) - С.169-173.

ADVANTAGES AND VIRTUES OF THE TECHNOLOGY OF THE EDUCATIONAL OPEN-ENDED ENGINEERING FOR FORMING PROFESSIONAL COMPETENCIES OF UNIVERSITY'S GRADUATES

Y. I. Avadeni, A. N. Vitushkin, A. P. Zhigadlo, E. V. Tsvetkova

Abstract. The paper presents the generalized view at the modern system of higher professional education, revealed peculiarities of the system of innovative type's education, justified widening of traditionally applying technologies of engineering in the university due to introduction of the new technology of education - open-ended educational engineering, which creates the conditions for forming common cultural and professional competencies of graduates.

Keywords: professional competencies, educational open-ended engineering, innovative technologies of education, competence building approach, pedagogical strategy.

Bibliographic list

1. Tsvetkova, Е. V. The academic point-to-point design as a new pedagogical technology / Е. V. Tsvetkova, А. N. Vitushkin // Economy and management nowadays: materials of International Workshop. - Krasnoyarsk, SIBUP, 2012. pp. 349-352.

2. Zimnyaya, I. A. Competence approach. Its place in the system of approaches to the problems of higher education // Higher education nowadays. The book 8, 2006. pp. 20-26.

3. Vitushkin, А. N. The academic point-to-point design: training publication / А. N. Vitushkin. - Omsk: SibADI, 2005. 225 p.

4. Interdisciplinary organization of education process in conditions of the State educational standards realization: Collection of reports theses of regional scientific and technical conference. -Novosibirsk, 2002.

5. Belyh V. I. Educational perspectives in training managers by innovative technque of education / V. I. Belyh, А. N. Vitushkin, N. А. Maltseva, А. V. Terentev // Problems and perspectives of innovative technque of education nowadays: materials of higher education institution conference. -Omsk: Publishing house of SibADI, 2003.

6. Katunina I. V. The human resource management system of development-oriented organization: monograph / I. V. Katunina. - М: Inform-Znanie, 2010. 368 p.

7. Biryukov V. V. The forming of benchmarking brand in the system of higher education / V.V. Biryukov, A.N. Vitushkin // Vestnik SibADI, 2013. pp. 128-133.

8. Zhigadlo A. P., Khokhlova T. P. Networking of university and professional colleges of applied undergraduate programmes / A. P. Zhigadlo, T. P. Khokhlova // Vestnik SibADI, 2014. - № 1 (35). - pp. 169-173.

Авадэни Юлия Ивановна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление качеством и сервис» Сибирской государственной автомобильно-дорожной

академии (СибАДИ) г. Омск. Основные направления научной деятельности: системное феноменологическое исследование формирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.