Научная статья на тему 'Рефлексивное обучение активному отношению к познанию'

Рефлексивное обучение активному отношению к познанию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марина Валентиновна Голубева

Одна из главных задач современного образования — формирование активной самостоятельной личности. Для системы высшего образования это тем более важно, так как вузы готовят будущих специалистов, профессионалов, которые должны не просто знать предметы учебного плана, а быть способными самостоятельно решать сложные профессиональные задачи. Сейчас стало очевидными, что студент не может быть просто объектом педагогического воздействия. Условие успешной и продуктивной учебной деятельности — постоянная работа самого студента над собой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рефлексивное обучение активному отношению к познанию»

Марина Валентиновна Голубева, доцент кафедры психологии Шуйского государственного педагогического университета, кандидат философских наук

РЕФЛЕКСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ АКТИВНОМУ ОТНОШЕНИЮ К ПОЗНАНИЮ

Одна из главных задач современного образования — формирование активной самостоятельнойличности. Для системы высшего образования это тем более важно, так как вузы готовят будущих специалистов, профессионалов, которые должны не просто знать предметыучебного плана, а быть способными самостоятельно решать сложные профессиональные задачи. Сейчас стало очевидными, что студент не может быть просто объектом педагогического воздействия. Условие успешной и продуктивной учебной деятельности — постоянная работа самого студента над собой.

Формирование осознанного, активного отношения к собственным знаниям, умение не только воспринимать информацию, но и перерабатывать, усваивать её, развитие потребности в целенаправленном поиске нужной информации следует начинать с обучения рефлексивным стратегиям.

Рефлексия (от позднелатинского. reflexю — обращение назад) — это обращение субъекта на себя самого, свою личность (ценности, интересы, мотивы, эмоции, поступки), на своё знание или на своё эмоциональное состояние. Рефлексией называют любое размышление человека, обращённое на анализ самого себя (самоанализ), собственных поступков, своих состояний и событий, которые уже произошли. При этом степень глубины рефлексии находится в зависимости от образованности субъекта, развитости нравственного чувства и уровня самоконтроля.

Рефлексия свойственна всем людям. Она лежит в основе самоконтроля и самооценки. Совершая любое действие, умственное или предметное, мы постоянно сравниваем то, что делаем, с желаемым результатом, оцениваем свои мысли и поступки, ругаем или хвалим себя. Но большей частью это спонтанный процесс, о характере которого человек не задумывается. А вот умением управлять своей рефлексией обладают немногие. Люди редко осознанно ставят перед собой задачу проанализировать свои знания, чувства и мысли.

О пользе рефлексии говорят много, в том числе педагоги и психологи. О значении и роли рефлексии в психической жизни человека говорил ещё Л.С. Выготский, считавший, что «новые типы связей и соотношений функций предполагают в качестве своей основы рефлексию, отражение собственных процес-

сов в сознании». Б.Г. Ананьев подчёркивал, что «разработка проблемы развития рефлексии в процессе самостоятельной работы учащихся имеет большое значение для правильной постановки вопросов воспитания и самовоспитания ума». Экспериментальные исследования отечественных психологов (Зак. А.З., Семёнов И.Н., Степанов СЮ. и др.) показали, что рефлексивные механизма — часть процесса овладения новой информаций, и уровень их развития влияет на успешность процесса обучения.

В.В. Пантелеева1 отмечает, что рефлексия обеспечивает такие важнейшие процессы учебной деятельности, как:

— выбор, осознание или принятие задач учебной работы через сопоставление достигнутых результатов с намеченными ранее задачами;

— соотнесение текущих задач с насущными потребностями и необходимостью для будущей деятельности;

— мотивация учебной деятельности;

— отражение, понимание и усвоение учебного материала через установление логических связей между элементами учебного материала и смысловое запоминание;

— оценка и корректировка достигнутых результатов;

— решение задач и проблем через анализ и обобщение результатов, сравнение и сопоставление условий и требований задачи с освоенными методами, схемами, приёмами деятельности;

— саморегуляция, самооценка и самоконтроль путём обеспечения обратной связи

1 Пантелеева В. К проблеме использования рефлексивных методов обучения// Научно-культурологический журнал. 2011 №6.

..............¿^У'794

в учебной деятельности (оценка достигнутых результатов, в понимание своих действий и поступков, своей мыслительной деятельности).

В настоящее время в работах, посвящён-ных проблемам самоанализа познавательной деятельности, понятие «рефлексия» заменяют на более узкое и конкретное — «метапозна-ние». Термин «метапознание» (metacognition) в 1976 году ввёл Джон Флейвёл, понимая его как способность анализировать собственные мыслительные стратегии и управлять своей познавательной деятельностью. Этот термин также обозначает особую форму образования, в процессе которого ученик не усваивает лишь сухие цифры и факты, а целостно развивается как личность в течение всего образовательного процесса. Метапознание включает в себя несколько умений, такие как способность размышлять о мыслях, формировать познавательные стратегии и планировать.

«Чтобы развить базовые мыслительные навыки, необходимо сосредоточить внимание на процессе и результатах собственного мышления. Вы должны сознавать то, как протекают ваши мыслительные операции, и выработать привычку оценивать их конечные результаты — решения, к которым вы пришли, выводы, которые представляются вам правильными, суждения, которые вы сформулировали. Короче говоря, вам необходимо осознавать то, как вы мыслите и к чему это приводит. Метакогнитивное наблюдение за собственными мыслительными процессами включает в себя определение приоритетных задач для решения, оценку времени и усилий, необходимых для решения этих задач и их составных частей, а также контроль за тем, как вы продвигаетесь к намеченной цели. Осо-

Ч 80

знание предполагает самоосознание мыслительного процесса.

Но большую тревогу здесь вызывает не то, что учащемуся не хватает знаний, а то, что он об этом и не подозревает»2.

Опыт использования технологий развития навыков рефлексивной деятельности студентов

Методы рефлексивного обучения, с которыми мы предлагаем вам ознакомиться, можно разделить на четыре группы: диагностико-аналитические; нарративные; графические; интерактивные.

Диагностико-аналитические

Главная цель этих методов — диагностика и анализ знаний по определённой теме,

проблеме, разделу курса. Наиболее оптимальная форма этих методов — аналитическая таблица, содержащая различные графы и разделы в соответствии с особенностями курса и уровнем подготовки студентов. В каждую графу заносится соответствующая информация по теме (разделу).

Например, для первого-второго курса подойдёт ставшая классической таблица: «Знаю — Узнал — Хочу узнать» (автор Донна Огл, 1984) или таблица, содержащая графы: «Понял — Не понял — Интересно». Для студентов старших курсов, более ориентированных на выбранную профессию, можно в таблицу ввести графу: «Связь с будущей профессией». Это особенно полезно для дисциплин общегуманитарного цикла, которые студентами нередко оцениваются как ненужные.

Примеры таблиц:

Таблица 1

Связь с будущей профессией Связь с материалом других дисциплин Просто интересно

Таблица 2

Основная проблема Пути решения Собственная точка зрения

Резюме:

Таблица 3

Легко Сложно Важно

Резюме:

«Таблица -синтез»(Загашев И.О.)

Ключевые моменты текста (сообщения) На чём остановилось внимание? Почему именно на этом остановилось внимание именно у меня? (анализ)

2 Холперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. С.163.

Ф

..............^Уви

Приём «Плюс — Минус — Интересно» (ПМИ). (Автор Эдвард деБоно, 19б8)\^}

Плюс

Минус

Интересно

Этот метод помогает учащимся научиться рассматривать явления с точки зрения сильных и слабых, положительных и отрицательных сторон. Кроме того, таблица ПМИ включает третью графу «Интересно». Она предназначена для целенаправленного поиска творческих, неоднозначных аспектов информации. Графа «Интересно» побуждает выйти за границы «хорошо-плохо», «опасно-комфортно» и так далее и сформулировать вопрос, направленный на дальнейшее развитие темы, на более углублённое знакомство с ней.

Приём ПМИ часто используют для того, чтобы «набрать» первичный аналитический материал, позволяющий расширить представления о предмете изучения. Эта таблица также хорошо работает и в качестве обратной связи.

Эффективной формой проработки материала лекций может стать «Лекционный дневник», который заполняется в виде таблиц аналогичных приведённым выше по каждой пройденной теме.

В отличие от известного метода «Бортовой журнал», «Лекционный дневник» заполняется студентами после завершения темы самостоятельно, и в нём могут быть использованы различные варианты таблиц, предусматривающие, например, вопросы преподавателю, собственную оценку значимости полученной информации и т.д. Заполнение «Лекционного дневника», во-первых, побуждает студентов к работе над текстом лекции,

чем они занимаются крайне редко, во-вторых, заставляет осмыслить полученную информацию, в-третьих, позволяет преподавателю провести анализ процесса усвоения содержания лекции. Преимущество «Лекционного дневника» перед «Бортовым журналом» в том, что на его заполнение не тратится время на лекции.

Одна из модификаций лекционных дневников — трёхчастный дневник (автор Черил Форбс). Заполнение этого дневника позволяет учащимся взаимодействовать не только с учебным материалом, но и с преподавателем. Три раздела дневника выполняют разные функции. В первом студенты записывают свою реакцию на прочитанное или на прошедшую дискуссию. Для этого раздела часто используется форма таблицы из двух граф: в одной записываются цитаты, а в другой — комментарии к ним.

Второй раздел трёхчастного дневника отводится для собственных размышлений студентов и ассоциаций, которые возникают у них в связи с той или иной темой. Фиксировать можно всё, что угодно: свои мысли, выписки из прочитанных вне программы книг, отрывки из разговоров — короче всё, что может углубить и продвинуть их понимание и оценку изучаемой темы. Позже записи из этого раздела послужат основой для написания творческих работ.

Третий раздел дневника отводится для «писем к преподавателю». Не реже раза в месяц студентов просят написать преподавателю

S82?w

письмо, в котором они комментируют занятия по данной дисциплине и своё в них участие, задают накопившиеся вопросы; признаются, что ещё хотели бы узнать. Дневники используется на протяжении всего курса и полезны для ежедневной организации и фиксирования исследовательского процесса, предпринятого студентами. С одной стороны, они помогают в самом процессе, с другой — связывают этот процесс с реальной жизнью студентов и, наконец, служат формой для более длинных творческих письменных работ.

Преимущества диагностико-аналитиче-ских методов:

— гибкость; их можно адаптировать практически к любой дисциплине;

— возможность ориентировать на нужный преподавателю круг вопросов и проблем;

— простота заполнения и проверки;

— позволяют диагностировать уровень и характер усвоения студентами пройденного материала.

Недостатки:

— излишняя схематичность побуждает студентов записывать информацию кратко, и нередко они ограничиваются цитированием лекции или учебника;

— самостоятельное творчество учащихся сводится к минимуму, так как они работают по схеме, заданной преподавателем;

— затруднён индивидуально ориентированный подход.

Нарративные (повествовательные) методы. Это свободные сочинения, эссе, аналитические записки, в которых студенты оценивают свои знания по теме, разделу или курсу в целом. Свободные письменные зада-

ния могут разными по форме и содержанию, от эссе на 5-10 минут, в которых студенты просто записывают все мысли, связанные, с определённой темой (проблемой), пришедшие им в голову, до больших творческих работ, которые являются результатом осмысления материала и характера его усвоения.

Подобное аналитическое сочинение предполагает ответ на следующие вопросы:

Насколько хорошо я понял и усвоил данную тему?

Какую информацию было проще понять и запомнить?

Какой из вопросов темы усвоен хуже других?

Почему мне было сложно разобраться именно в этом вопросе? Каковы причины непонимания, незнания?

Что показалось наиболее интересным, значимым в теме?

Как материал темы связан с моей будущей профессиональной деятельностью?

С какими другими областями знаний (учебными дисциплинами) связана данная тема? В чём проявляется эта связь?

Как показывает практика, с этим заданием в той или иной степени справляются даже студенты-первокурсники, серьёзные затруднения вызывает только вопрос о причинах собственного непонимания, незнания.

Проблемное сочинение. Особенность проблемного сочинения состоит в том, что учащимся предлагается в материале темы найти наиболее, с их точки зрения, интересную и значимую проблему и доказать её актуальность. Цель этого вида работ в том, чтобы развить у студентов навыки научного аналитического мышления и умение аргументированно излагать свою позицию

$

Эссе. Это сочинение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее ту или иную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с ней связанные.

Эссе — метод обучения, предполагающий активность и креативность студента в выполнении поставленной преподавателем задачи. Эссе позволяет включить студента в процесс самооценки, рефлексии достигнутых результатов. Как правило, эссе бывает посвящено какому-то спорному, дискуссионному положению, явлению, событию. Текст его — персонифицированный способ реагирования на заявленную проблему, и на первый план выступает личное отношение автора к исследуемой проблеме.

Студентам предлагается самостоятельно изучить и расширить предложенные литературные источники, посвящённые любой проблеме и проанализировать материал, оперируя различными понятиями, терминами. Логика изложения материала должна отражать видение автором специфики исследуемой проблемы.

Как правило, эссе состоит из четырёх частей, отвечающих следующим требованиям:

Краткое содержание, в котором:

— определяется тема и предмет исследования или приводятся основные тезисы;

— даётся краткое описание структуры и логики развития материала;

— формулируются основные выводы.

2. Основная часть. Эта часть эссе содержит основные положения и аргументацию.

3. Заключение. В заключение представляются результаты исследования и получен-

..............кнУ'зк

ные выводы, могут быть обозначены вопросы, которые не были решены, и новые вопросы, появившиеся в процессе исследования.

4. Библиография.

Рекомендуемый объём для расширенного эссе 4000-5000 слов.

Преимущества нарративных методов:

— учат студентов самостоятельно думать и анализировать информацию;

— развивают творческое мышление;

— способствуют развитию навыков письменной речи;

— отражают индивидуальность студента и помогают развить свой познавательный стиль;

— дают возможность личностно-эмоци-ональной оценки изученного материала.

Недостатки:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— подобный вид работ, как и любые свободные творческие задания, сложно оценивать;

— нередко у студентов возникает отторжение из-за опасения, что преподаватель получит информацию об их незнании, поэтому данные работы предполагают доверие к преподавателю;

— требуют хорошего владения письменной речью; литературная форма вызывает у некоторых студентов затруднение.

Графические методы

Они представляют собой разнообразные схемы с использование рисунков и коллажей.

Главная цель графических методов — актуализировать интеллектуальный потенциал учащихся. Интеграция вербальных и невербальных средств позволяет активизировать правое полушарие, отвечающее за творческое мышление.

S84?w

Самый известный и, пожалуй, самый интересный метод — метод интеллект-карт (mind map), автором которого является Т. Бьюзен. Студенты всегда с большим интересом составляют интеллект-карты по различным темам и проблемам. Но существуют и менее известные методы, хотя во многом похожие на интеллект-карты.

Составление опорной схемы-коллажа по учебным материалам

Коллаж — это схематически фиксированное отображение некоторой части предметного содержания, объединённое ключевым понятием или проблемой. Существуют различные типы коллажей:

— «солнечная система», в центре которой — «ядро» с ключевым понятием и «лучами» — дополнительной информацией;

— «слепое пятно», где часть информации заполнена, а часть — нет;

— «вспышка», где заполняется как ядро, так и лучи.

«Дерево предсказаний»

(Дж. Белланс)

Этот приём целесообразно использовать при изучении происходящих в настоящее время событий, чтобы глубже вникать в актуальные общественные и профессиональные проблемы, разносторонне их проанализировать. Схема дерева включает в себя:

— «ствол дерева» — тема, которая осмысливается, анализируется;

— «ветви» — предположения, которые ведутся по двум основным направлениям: «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено);

— «листья» — обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Метод «Сталкер»

Цель метода — рефлексивный анализ уровня усвоения конкретной темы, раздела или курса в целом. Этот метод может быть также использован для планирования путей самостоятельного изучения отдельных вопросов темы, которые оцениваются как непонятые или неусвоенные. Форма «Сталкера» позволяет соотнести область знания и область незнания в рамках определёенной темы и сделать вывод о качестве своих знаний. Работая с графической схемой, учащиеся могут постепенно заполнять «зону понимания», перенося в неё изученные вопросы из «зоны непонимания».

СТАЛКЕР

Зона непонимания

Зона понимания

Путь

i

Ф

Преимущества графических

методов:

— оригинальны, способствуют формированию интереса к самостоятельной работе;

— готовая схема облегчает рефлексию;

— включение графических элементов способствует активизации правого полушария и, соответственно, творческого мышления;

— побуждают учащихся не только припоминать и анализировать усвоенную информацию, но и планировать пути самостоятельного изучения темы.

Недостатки:

— не гибки, особенно, когда используются жёстко фиксированные схемы;

— подходят не для всех курсов и тем; их следует использовать избирательно и не слишком часто;

— разработка новых методов или адаптация уже имеющихся к целям и задачам курса требует творческого подхода от преподавателя.

Интерактивные (групповые

методы)

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» — «взаимный», «act» — «действовать»). Интерактивные методы, основанные на взаимодействии студентов (групповые дискуссии, ролевые и деловые игры и т.д.), хорошо известны, но в рефлексивном обучении они используются нечасто. Однако они довольно эффективны, ибо позволяют учащимся не только оценить уровень своих знаний, но и обсудить это с товарищами, поделиться своим опытом изучения сложных вопросов и познакомиться с опытом других. Обсуждения повышают объектив-

..............^У 85'

ность оценки и стимулируют познавательный интерес, желание повысить свой образовательный и профессиональный уровень.

В качестве примера остановимся на использовании в рефлексивном обучении метода фокус-группы — фокусированное групповое интервью. Этот метод, разработанный Р. Мертоном, используется преимущественно для социологических и социально-психологических исследований и представляет собой групповое интервью, проводимое модератором в форме дискуссии по заранее разработанному сценарию с небольшой группой.

В рефлексивном обучении метод фокус-групп может быть использован для обсуждения процесса изучения той или иной темы. Он позволяет студентам обсудить все «подводные камни» пройденной темы, высказать своё мнение о сложных и простых вопросах, а преподавателю получить интересную и нужную информацию о характере и качестве усвоения курса.

Обсуждение темы может быть построено по принципу «воронки», когда педагог ставит сначала общие вопросы, а затем конкретные, или по принципу «пирамиды», начиная с более узких, конкретных вопросов, а затем, переходя к вопросам более общего плана.

Задача преподавателя — с помощью правильно поставленных вопросов «запустить» обсуждение темы и планомерно поддерживать его активность, не позволяя студентам отклониться от заранее намеченного плана. Следует так же помнить, что студенты должны обсуждать не столько содержание темы, сколько свои пути и методы её изучения, а также качество своих знаний по разным вопросам.

S86?w

Преимущества интерактивных методов:

— позволяют студентам обсудить результаты своей рефлексии;

— дают ценный материал для осмысления и анализа;

— позволяют студентам познакомиться с опытом своих товарищей по изучению предмета;

— повышают объективность оценки своих знаний;

— развивают коммуникативные навыки и умение работать в группе.

Недостатки:

— организация и проведение этих ме-тодов требует от преподавателя специальной подготовки и хорошего контакта с аудиторией;

— они связаны с затратой значительного времени, поэтому их нерационально применять в рамках небольших курсов;

— всегда существует опасность ухода в процессе обсуждения от «нужных» вопросов.

В заключение отметим, что образовательный процесс современном вузе предоставляет возможности использования самых разнообразных методик, которые помогают студентам овладеть профессиональными знаниями и научиться думать. Стратегии мета-познания или метакогнитивные стратегии дают возможность не только лучше усвоить материал, осознать связь теоретической информации с целями и задачами профессиональной деятельности, но и ощутить себя не объектом педагогического воздействия, а самостоятельной, активной личностью, субъектом познания.

Умение переосмыслить опыт своей деятельности — одна из главных предпосылок

дальнейшего саморазвития человека. Развивая рефлексивные способности человека, мы тем самым обеспечиваем обновление мышления, мировоззрения, системы ценностных ориен-таций.

Литература

Ананьев Б. Г . Избранные психологические труды. М., 1979, т. 2.

Вазина КЯ. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека. М.: Изд-во М. гос. ун-т печати, 2002.

Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка. — В кн.: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1982. С. 138-142.

Загашев И.О., Заир-Бек СИ. Критическое мышление: технология развития. СПб., 2003.

Кулюткин, ЮН. Муштавинская ИВ. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб, 2002. С.13-14.

Муштавинская И.В. Рефлексивные технологии в обучении взрослых. СПб АППО, 2008.

Пантелеева В. К проблеме использования рефлексивных методов обучения// Научно-культурологический журнал. 2011. № 6.

Пинегина Н.М. Психолого-акмеологиче-ские закономерности, условия и факторы развития рефлексивной культуры психолога// http://www.phipsy.vsu.ru/struct/psychology/ pinegina.htm

Семёнов ИН, Степанов СЮ. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности//Вопросы психологии 1982. №2 .С.35.

Холперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.