Научная статья на тему 'Применение сюжетно-ролевых игр в работе воспитателя школы-интерната v вида'

Применение сюжетно-ролевых игр в работе воспитателя школы-интерната v вида Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / ДИАЛОГ / РЕЧЬ / ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ / ROLE-PLAY GAMES / CONVERSATION / SPEECH DELAY SPEECH DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русакевич Ольга Алексеевна

актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью постоянного внимания к организации педагогической работы, более полного использования потенциальных интеллектуальных и речевых возможностей детей с задержкой речевого развития с целью повышения эффективности процесса обучения и улучшения их подготовленности к жизни. Наилучшим методом для этого являются сюжетно-ролевые игры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Русакевич Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение сюжетно-ролевых игр в работе воспитателя школы-интерната v вида»

Применение сюжетно-ролевых игр в работе воспитателя школы-интерната V вида Русакевич О.А.

Русакевич Ольга Алексеевна /Rusakevich Olga Alekseevna - воспитатель, ГКОУРО школа-интернат Vвида, г. Зерноград, Ростовская область

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью постоянного внимания к организации педагогической работы, более полного использования потенциальных интеллектуальных и речевых возможностей детей с задержкой речевого развития с целью повышения эффективности процесса обучения и улучшения их подготовленности к жизни. Наилучшим методом для этого являются сюжетно-ролевые игры.

Abstract: the relevance of the selected theme is driven by the need to constant attention to the pedagogical work, make better use of the potential of intelligent and speech features in children with delayed speech development in order to increase the efficiency of the learning process and improve their preparedness for life. The best way to do this is a role-play game.

Ключевые слова: сюжетно-ролевые игры, диалог, речь, задержка речевого развития. Keywords: role-play games, conversation, speech delay speech development.

Главной задачей, стоящей перед специальной (коррекционной) общеобразовательной школой V вида на современном этапе, является повышение эффективности обучения и воспитания учащихся. Важная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит развитию коммуникативной функции речи. Несовершенство коммуникативных умений учащихся с нарушением речевого развития, их речевая неактивность осложняет процесс свободного общения, затрудняют развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствует созданию условий для успешной социальной адаптации выпускников.

Совершенствование системы образования требует постоянного внимания к организации педагогической работы, более полного использования потенциальных интеллектуальных и речевых возможностей детей с задержкой речевого развития с целью повышения эффективности процесса обучения и улучшения их подготовленности к жизни. При этом большинство из них испытывают значительные трудности при ведении диалога. Особую трудность у старшеклассников вызывают инициирующие высказывания, требующие определенных умений управления диалогом - четко ставить вопрос, слышать ответ и быстро реагировать на него, в случае необходимости перестраивать формулировку вопроса.

Развитие диалогической речи школьников заключается в освоении следующих знаний, умений и навыков:

- системы языка как средства общения;

- лексико-грамматических возможностей диалога;

- логической организации диалогического общения;

- установления социальных контактов друг с другом и взрослыми;

- установления интерактивного взаимодействия;

- закрепления практических навыков коммуникативной деятельности.

Большое значение имеют сюжетно-ролевые игры, в процессе которых учащиеся обыгрывают жизненные ситуации и т. д.

Практика показывает, что занятия с использованием игровых ситуаций делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: ее победа зависит

от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы.

Игра - активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация. Игровые ситуации на уроках выступают как средство побуждения, стимулирования школьников к учебной деятельности. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с давних времен.

Одно из преимуществ игры - то, что она всегда требует активных действий каждого ребенка. Поэтому с ее помощью в непосредственной образовательной деятельности можно организовать не только умственную, но и моторную активность детей, поскольку выполнение игровых заданий во многих случаях связано с различными движениями.

Таким образом, дидактическая игра пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребенка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных умений, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствует самоутверждению ребенка.

При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка. Согласно принципу систематичности и последовательности обучения постепенно увеличиваю уровень сложности игры или задания, которые определяю строго индивидуально для каждого ребенка.

Принципы подбора:

- реальность сюжета;

- случаи из жизни;

- охват разных сфер жизни;

- доступность для понимания;

- постепенное повышение сложности сюжетов;

- направленность на закрепление и приобретение новых знаний и умений.

Сюжетно-ролевые игры применяются при изучении различных разделов программы:

«Семья», «Культура поведения», «Транспорт», «Средства связи», «Медицинская помощь», «Торговля», «Учреждения и организации», «Экономика домашнего хозяйства», «Трудоустройство». По каждому разделу программы подбирается большое количество сюжетов. Моделирование реальных ситуаций позволяет закреплять и расширять знания учащихся о различных сферах жизни и быта людей, Например, о продовольственных и промтоварных магазинах, правилах покупки товаров в них, о приемных пунктах прачечных, о различных видах городского транспорта, правилах поведения в транспорте, условиях покупки железнодорожных и авиабилетов и т. д., накапливать практический опыт их использования.

Таким образом, можно сказать, что проведение сюжетно-ролевой игры дает ребенку важные знания и навыки, которые пригодятся ему в будущей жизни.

Преимущество игры состоит в том, что ситуацию возможно проиграть несколько раз, увидев при этом отрицательные и положительные стороны того или иного разыгранного поступка. Повторение ситуации позволяет отработать ее по возможности в совершенстве. В ходе игры возможна постоянная активизация детей системой поручений и указаний, требующих речевой коммуникации: «Скажи...», «Спроси...», «Ответь...», «Узнай...». Игра способствует развитию речи, познавательной деятельности, социально-бытовой адаптации и ориентировочной деятельности.

Примерные сюжетно-игровые ситуации:

«В магазине игрушек»

Цели: активизация и закрепление в речи учащихся слов — названий игрушек, тренировка в правильном употреблении выражений «сколько стоит?», «покажите, пожалуйста», «помогите мне выбрать игрушку для друга», «заверните, пожалуйста»;

воспитание навыков культурного общения и поведения в обществе.

Оборудование: разнообразные игрушки с ценниками, чеки, деньги, «прилавок», «касса», таблички (магазин, режим работы, касса). Воспитатель:

- Сегодня у нас будет игра «В Магазине игрушек». Вы будете учиться выбирать понравившиеся игрушки, платить в кассу деньги, получать чеки и многое другое. Давайте вспомним, что мы видели на экскурсии в магазине? Какие вы видели игрушки? Кто их продает? Что можно спросить у продавца?

Помочь выбрать игрушку в подарок: маленькому ребенку, другу, подруге; продемонстрировать качество товара, наличие комплектности игрового набора; выбрать игрушку на определенную сумму. Обучение диалогу

(обустраивается прилавок магазина, товар, касса) Выбираем продавца, кассира.

- У нас открылся магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек. Вы сможете их купить. Но чтобы вам их продали, надо правильно спрашивать и отвечать на вопросы.

Во время «продажи» и «покупки» происходит разговор, например: Покупатель:

- Я хочу купить мяч. Скажите, пожалуйста, сколько он стоит? Продавец:

- 150 рублей.

Покупатель идет в кассу, оплачивает покупку. Покупатель:

- Возьмите деньги за мяч. Продавец:

- Возьмите чек.

Если кассир молча подает чек, учитель поправляет: «Скажи: возьмите чек!» Покупатель возвращается к продавцу, отдает ему чек и говорит:

- Дайте, пожалуйста, мяч! Продавец:

- Пожалуйста, возьмите.

Далее предлагается всем учащимся выступить в роли покупателя и продавца, остальные учащиеся наблюдают за правильностью диалога между участниками игры, вносят коррективы. Учащиеся учатся строить полные предложения.

Литература

1. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе V вида: пособие для учителя. М., 2006.

2. Шипицына Л.М. Уроки общения для детей с нарушением интеллекта. Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2006 г.

3. «Энциклопедия этикета». Составитель Л. П. Тарасова, составитель серии Ю. В. Смирнов. Санкт-Петербург. «МиМ-ЭКСПРЕСС». 1996.

4. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Психологическая наука школе-М. Просвещение 1997.

5. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Флинта, 1999.

6. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Наука, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.