Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общее недоразвитие речи / развитие связной речи / сюжетно-ролевые игры / диалогическая речь / пересказ текста

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киракосян Армине Арменовна, Джилавян Грачуи Месроповна

в статье рассматривается применение сюжетно-ролевых игр в логопедической работе по развитию связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня. Представлены и проанализированы результаты проведенного нами социологического опроса логопедов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киракосян Армине Арменовна, Джилавян Грачуи Месроповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ»

ПРИМЕНЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ Киракосян А.А.1, Джилавян Г.М.2

1Киракосян Армине Арменовна - кандидат педагогических наук, доцент, 2Джилавян Грачуи Месроповна - магистрант, кафедра логопедии и восстановительной терапии, Армянский государственный педагогический университет имени Хачатура Абовяна, г. Ереван, Республика Армения

Аннотация: в статье рассматривается применение сюжетно-ролевых игр в логопедической работе по развитию связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня. Представлены и проанализированы результаты проведенного нами социологического опроса логопедов.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, развитие связной речи, сюжетно-ролевые игры, диалогическая речь, пересказ текста.

Общее недоразвитие речи - это такое нарушение речевого развития, при котором наблюдается недостаточный уровень сформированности всех компонентов языковой системы: словарного запаса, грамматического оформления, фонетико-фонематических процессов.

Общее недоразвитие речи проявляется разными нарушениями и степенями тяжести: от полного отсутствия речевых средств общения до единичных нарушений в лексико-грамматическом строе устной речи [2; 7-15, 3; 5-10, 125-142, 5, 10-18, 9].

Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развернутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений.

Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

Своеобразие связной речи проявляется в нарушении логической последовательности, «застревании» на второстепенных деталях, повторе отдельных эпизодов, сложности в составлении творческих рассказов [3; 2538, 5, 56-85, 8, 10].

В логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи развитие связной речи проводится применением разных методических приемов.

Анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что с детьми с общим недоразвитием речи используются различные игры, направленные на развитие лексико-грамматической стороны речи, связной речи, фонетико-фонематических процессов, а также на развитие высших психических функций, тонкой моторики рук и т.д. [1; 12-44, 3; 151-178, 4; 256-298, 6: 31-35, 7,9].

В рамках проведенного исследования нас в частности интересовало применение логопедами сюжетно -ролевых игр в процессе логопедической работы по развитию связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня. С этой целью нами проводился опрос, в котором приняли участие 56 логопедов.

Нами был составлен специальный опросник, в котором было 20 вопросов, направленные на выявление подходов логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи III уровня, в частности подходов применения сюжетно -ролевых игр.

Результаты нашего исследования подтверждают, что 92.8 % опрошенных нами логопедов имели высшее образование, квалификацию логопеда, 3.5% опрошенных имели квалификацию сурдопедагога, 3.7% опрошенных проходили только частные логопедические курсы.

Анализируя результаты исследования, можно констатировать, что 55.3% имели стаж работы 20-30 лет, 19.6 % имели 10-19 лет стаж работы, 25.1%- до 9 лет стажа работы.

В результате, можно отметить, что большинство опрошенных нами специалистов имели большой стаж работы по специальности. Все опрошенные нами логопеды констатировали, что по статистике очень часто они работают с детьми с общим недоразвитием речи. Описывая логопедическую работу по развитию связной речи, все логопеды отмечали, что в основном трудности возникают в работе над пересказом текста, а также над самостоятельным составлением рассказа по заданной теме.

83.9% опрошенных логопедов подчеркивали также важность систематической логопедической работы над развитием диалогической речи.

Анализируя подходы логопедической работы, все логопеды отметили, что применяются разнообразные методы, приемы по развитию связной речи, а что касается применения игр, то все логопеды подчеркивали важность их применения.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что в логопедической работе по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня 58.9% опрошенных применяли сюжетно-ролевые игры, а 41.1% предпочитали разный дидактический материал: сюжетные картинки, лото, настольные дидактические игры и т.д. 83.9% логопедов подчеркивали, что нет соответствующей методической

литературы, научно-методических пособий на родном языке. Анализируя результаты социологического опроса, также можно констатировать, что 78.5% логопедов редко их применяют по следующим причинам: •редко организируют групповые занятия,

•трудно подобрать детей с равным уровнем речевого развития, •трудно организовать данный вид игры (кабинетные условия и т.д.).

Проведенный нами опрос позволяет сделать вывод, что сюжетно-ролевые игры недостаточно применяются в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи III уровня.

Разработка сюжетно-ролевых игр и методических рекомендаций по их применению на армянском языке, на наш взгляд, будут способствовать повышению эффективности логопедической работы по развитию связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня.

Список литературы

1. Белошистая А. Развиваем связную речь: для работы со старшими дошкольниками [Текст] / А. Белошистая // Дошкольное воспитание. 2009. № 7, С. 20-25.

2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. - М.: АСТ, Планета знаний, Астрель, Хранитель, 2018. - 160 c.

3. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Учебное пособие / В.П. Глухов. - М.: Секачев В. Ю., 2014. - 232 c.

4. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. — 320 с. (Серия «Учимся играя»).

5. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи (комплексный подход): учебное пособие для дефектологических фак. пед. вузов /С. Н. Сазонова. - М.: Академия, 2007. 144 с.

6. Соколова С.Е. Формирование связной речи дошкольников [Текст] / С.Е. Соколова // Дошкольная педагогика. 2014. № 3. С. 31-35.

7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://logopedistskype.com/logopedi-defektologi/logoped/rechevye_narusheniya/1-obshhee-nedorazvitie-rechi-onr-1-2-3-4-uroven-rebjonok-ploho-govorit/ (Дата обращения: 01.02.2024).

8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://logoportal.ru/formirovanie-gotovnosti-roditeley-doshkolnikov-k-uchastiyu-v-korrektsionnoy-rabote.html / (Дата обращения: 31.01.2024).

9. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://logoped-isanina.ru/%D0%BE%D0%BD%D1%80 (Дата обращения: 31.01.2024).

10. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://e-koncept.ru/2016/56594.htm (Дата обращения: 01.02.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.