Научная статья на тему 'Применение SWOT-анализа при стратегическом планировании деятельности департамента предприятия (на примере кафедры ВУЗа)'

Применение SWOT-анализа при стратегическом планировании деятельности департамента предприятия (на примере кафедры ВУЗа) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6014
1335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SWOTАНАЛИЗ / СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПОРТФЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ДЕПАРТАМЕНТ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / КАФЕДРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корнилов Дмитрий Анатольевич, Сахаров Александр Сергеевич

В статье дана краткая характеристика актуальности SWOTанализа в современных условиях экономики и планирования. SWOTанализ представляет собой метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, оказываемых влияние на предприятие. В своей работе авторы более подробно рассматривают SWOTанализ на примере департамента предприятия (кафедры ВУЗа). По итогам SWOTанализа была построена матрица ранжирования, на основе которой были сделаны выводы о важности того или иного фактора. В дополнение были рассмотрены способы дальнейшего ухода кафедры от появляющихся внешних угроз, а также применения сильных сторон кафедры для реализации возможностей. Исходя из анализа, было заключено, что кафедра не имеет критических факторов, способных привести департамент к негативным последствиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение SWOT-анализа при стратегическом планировании деятельности департамента предприятия (на примере кафедры ВУЗа)»

Применение SWOT-анализа при стратегическом планировании деятельности департамента предприятия (на примере кафедры ВУЗа).

Корнилов Дмитрий Анатольевич, д.э.н., профессор кафедры «Экономика, управление и финансы» Нижегородского Государственного

Технического Университета им. Р.Е.Алексеева Сахаров Александр Сергеевич, MBA, преподаватель кафедры общего и стратегического менеджмента факультета менеджмента Национального исследовательского университета Высшая Школа Экономики - филиал г.

Нижний Новгород

Аннотация:

В статье дана краткая характеристика актуальности SWOT анализа в современных условиях экономики и планирования. SWOT анализ представляет собой метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, оказываемых влияние на предприятие. В своей работе авторы более подробно рассматривают SWOT анализ на примере департамента предприятия (кафедры ВУЗа). По итогам SWOT анализа была построена матрица ранжирования, на основе которой были сделаны выводы о важности того или иного фактора. В дополнение были рассмотрены способы дальнейшего ухода кафедры от появляющихся внешних угроз, а также применения сильных сторон кафедры для реализации возможностей. Исходя из анализа, было заключено, что кафедра не имеет критических факторов, способных привести департамент к негативным последствиям.

Ключевые слова: SWOT анализ, стратегия предприятия, портфельный анализ, департамент, планирование, образовательное учреждение, кафедра

Abstract:

The article consists of short characteristics of the topicality of SWOT analysis in the contemporary conditions of economy and planning. SWOT analysis is a method of strategic planning used for assessment of factors and effects, influencing the company. In the article the organization department (University department) is studied thoroughly. As a result of the SWOT analysis the ranking matrix was built and the conclusion of the importance of the specific factors was made. Additionally the authors analysed methods of avoiding threats and using strengths for opportunities realization. According to the analysis made, the conclusion was the following: for the moment the department doesn't have any critical factors which can lead to negative consequences.

Key words: SWOT analysis, company strategy, portfolio analysis, planning, educational institution, department.

В настоящее время в Российской Федерации и в мире в целом планирование будущего во многих организациях является неотъемлемой частью бизнеса. Несмотря на то, что будущее само по себе непредсказуемо, гораздо проще строить его, имея конкретную стратегию. Планирование деятельности любого предприятия состоит не только из детального изучения внутренних процессов самой организации, но и, в частности, из изучения общей рыночной ситуации, в которой действует предприятие, анализа и оценки как сильных и слабых сторон, так и окружающих его возможностей и угроз, с которыми организация может столкнуться.

SWOT анализ является одним из самых простых, но в тоже время полезных способов понимания компании и рынка в целом. В идеальных условиях данный вид анализа должен проводиться в сочетании с другими, такими как, например, анализ пяти сил Майкла Портера, анализ матрицы BCG (Boston Consulting Group - Бостон Консалтинг Груп) или же GE/McKinsey.

Собственно говоря, SWOT есть акроним от слов Strengths, Weaknesses, Opportunities и Threats:

Strengths или «сильные стороны» - это свойства организации, которые позволяют компании или подразделению (департаменту) успешно работать на рынке.

Weaknesses или «слабые стороны» - это свойства компании, которые мешают ей или отдельному её подразделению успешно работать на рынке.

Opportunities или «возможности» - это тренды, силы, события или идеи, которые позволяют компании или подразделению этой компании заработать больше прибыли на рынке.

Threats или «угрозы» - это внешние силы, которые не зависят от организации и могут представлять угрозу для неё.1

SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей компании с возможностями, которые дает им рынок.2

Основные назначения SWOT (для лидера и его команды):

1. На основе синтеза SWOT-факторов осуществляется организация ответных реакций - решений субъекта в виде эффективных, резонансных воздействий на организацию на качественно новом уровне. Такой подход проводится как в рамках стратегического управления организацией, так и тактического.

2. SWOT-анализ и синтез предопределяют возможность выявления тенденций и закономерностей для разработки прогнозных сценариев.3

На практике SWOT-анализ часто составляется для каждого ведущего конкурента и для отдельных рынков. Это упражнение полезно при определении

Harvard Business Review; Strategy: Create and Implement the Best Strategy for Your Business Paperback use pre formatted date that complies with legal requirement from media matrix - July 1, 2005, p. 1

2

Симкин Л., Дибб С., Практическое руководство по сегментированию рынка, 1-е издание, ИД Питер, 2002 г.

3

Учитель Ю.Г., Терновой А.И., Терновой К.И., SWOT-анализ и синтез - основа формирования корпоративной стратегии, опубликовано в разделе «ЭКОНОМИКА, КРИЗИСЫ, РИСКИ, БЕЗОПАСНОСТЬ, САМООРГАНИЗАЦИЯ», сайт С.П.Курдюмова http://spkurdyumov.ru/economy/swot-analiz-i-sintez/

привлекательности имеющихся возможностей и оценке способностей фирмы

4

по их преследованию .

В своей книге "Стратегический менеджмент" Арутюнова Д.В. в деталях описывает примеры каждого из факторов SWOT анализа. Они обозначены в табл.15.

Таблица 1. Основные примеры факторов SWOT анализа.

Сильные стороны Слабые стороны (Щ):

Четко проявляемая компетентность Потеря компетентности

Адекватные финансовые источники Недоступность финансов

Высокое искусство конкуренции Рыночное искусство ниже среднего

Хорошее понимание потребителей Отсутствие анализа потребителей

Признанный рыночный лидер Слабый участник рынка

Четко сформулированная стратегия Отсутствие четкой стратегии

Использование экономии на масштабах Относительно высокая цена продукции

Собственная уникальная технология Устарелые технология

Проверенное надежное управление Потеря гибкости управления

Надежная сеть распределения Слабая сеть распределения

Высокое искусство НИОКР Слабые позиции в НИОКР

Эффективная реклама Слабая политика продвижения

Внешние возможности (О): Внешние угрозы (Т):

Обслуживание новых потребителей Ослабление роста рынка

Расширение диапазона товаров Увеличение заменяющих товаров

Благодушие конкурентов Ожесточение конкуренции

4 Симкин Л., Дибб С., Практическое руководство по сегментированию рынка, 1-е издание, ИД Питер, 2002 г. Арутюнова Д.В., «Стратегический менеджмент», Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010

Снижение барьеров входа на рынок Появление иностранных конкурентов

Благоприятный сдвиг в курсах валют Неблагоприятный сдвиг в курсах валют

Большая доступность ресурсов Усиление требований поставщиков

Ослабление законодательства Законодательное регулирование цены

SWOT-анализ можно разделить на несколько основных этапов6:

1. Анализ внутренней среды фирмы на рынке на предмет выявления сильных и слабых сторон. Оценку сильных и слабых сторон фирмы следует проводить на основе корпоративного профиля компании. Корпоративный профиль - это совокупность характеристик организации, описывающих ее деятельность, компетенции и прочие. При этом проводится также сравнительный анализ с основными конкурентами.

2. Исследование внешней среды, выявление возможностей и угроз.

3. Сопоставление сильных и слабых сторон компании и факторов внешней среды.

4. Определение основных действий направленных на использование тех или иных факторов для общего улучшения ситуации. Например, каким образом следует использовать сильные стороны компании для формирования и использования возможностей. Как можно использовать внешние возможности для снижения отрицательных факторов слабых сторон. Или же как можно использовать сильные стороны компании для избегания или погашения угроз.

5. Управление прибылью организации на основе результатов вышеуказанных этапов.

В данной статье нами был проведен SWOT анализ департамента учебного

6 Богомолова Е.В., Концептуальный подход к применению методики SWOT-анализа в организациях торговли для оценки эффективности функционирования организации, Аудит и финансовый анализ, №2, 2007

заведения (ВУЗа).

Образование, как услуга, показывает хороший рост в текущее время. Если в 2000-2001 году численность студентов, принятых по программам высшего профессионального образования составила 4 741 400 человек, то в 2011-2012 году - это уже 6 490 000 человек . В то же время объём платных услуг также заметно растёт: в 2000 году объём составлял 41,53 миллиардов рублей, в 2011 цифра достигла уже 347,35 миллиардов.8 Это говорит об актуальности анализа предприятий (департаментов) современной системы образования.

При проведении SWOT анализа ВУЗа следует выделить его основные подразделения: кафедры, департаменты, факультеты, институты и т.д. В нашем случае речь пойдет о кафедре.

Был составлен перечень параметров, по которым были оценены направления деятельности кафедры и проведена оценка сильных и слабых сторон (таблица 2)

Таблица 2 - Оценка сильных и слабых сторон

Параметры оценки Сильные стороны Слабые стороны

1. Кадры - Лояльность сотрудников. - Отсутствие системы

- Профессионализм контроля эффективности и

административно- качества труда персонала.

управленческого - Отсутствие четкой

персонала. системы обучения и

- Четкость и повышения квалификации

оптимальность персонала в сторонних

распределения функций организациях.

между заместителями. - Наличие элементов низкой

- Сложившийся, дисциплины (задержки

7

Гохберг Л.М., Забатурина И.Ю., Ковалева Г.Г., Ковалева Н.В., Кузнецова В.И., Озерова О.К., Шувалова О.Р., Образование в цифрах: 2013, НИУ ВШЭ, 2013 г., с.41

О

О там же, с.21

сплоченный коллектив выполнения поручений,

- Наличие опоздания на занятия,

квалифицированных прогулы).

кадров. - Отсутствие четкого

- Наличие внутренней распределения функций

системы подготовки между сотрудниками

кадров (магистратура, кафедры.

аспирантура, диссовет).

2. - Широкий ассортимент (2 - Задержки выполнения

Профессиональная направления, множество заданий.

деятельность профилей, множество - Наличие диспропорций в

форм подготовки, степени участия

олимпиады, конкурсы, сотрудников при

конференции, НИР и т.д.). выполнении заданий.

- Относительно высокое

качество предлагаемой

продукции и услуг.

3. Финансы - Сформированная система - Отсутствие

заинтересованности сформированной системы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сотрудников при заинтересованности

организации сотрудников при

внебюджетной организации коммерческой

деятельности по деятельности (консалтинг,

подготовке студентов. хоз.договора, гранты).

4. Маркетинг - Политика низких и - Слабое реагирование на

средних цен. рыночные изменения.

- Сложившаяся - Отсутствие

положительная репутация инновационных процессов.

фирмы.

- Наличие маркетинговой

деятельности на уровне

факультета (очное) и на

уровне отдельных

внебюджетных форм

(заочное).

Отдельно можно провести SWOT анализ по основным направлениям деятельности кафедры: учебно-методической, научной, внешней деятельности и др. Однако в данной работе мы не планируем рассматривать это детально.

Аналогичным образом были определены возможности и угрозы: составился перечень параметров, по которому была оценена рыночная ситуация, и по каждому параметру было определено, что было угрозой, а что возможностью для кафедры. Данные об угрозах и возможностях приведены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3 - Определение рыночных угроз и возможностей

Параметры оценки Возможности Угрозы

1. Спрос 1. Увеличение спроса в связи с изменением демографической ситуации. 1. Снижение спроса в связи с введением ЕГЭ для заочного отделения.

2. Конкуренция 2. Захват рыночной доли в связи с повышением эффективности маркетинговой деятельности. 2. Количественный и качественный рост конкурентов в ряде сегментов.

3. Сбыт 3. Увеличение объема студентов в связи с политикой удержания клиентов (политика низких и 3. Потеря студентов в связи со снижением качества услуги (техническое обеспечение, использование новых

средних цен). технологий обучения, снижение качества подготовки).

4. 4. Увеличение студентов в 4. Рост цен в связи с ростом

Экономические связи с ростом доходов темпов инфляции.

факторы населения и желанием 5. Реформирование (Кризис)

получения двух или трёх образования.

высших образований. 6. Снижение лояльности

5. Снижение издержек за счет студентов (слушателей).

эффекта масштаба. 7. Потеря финансовой

6. Создание оптимальной устойчивости

системы финансового (заинтересованности) в связи с

планирования, контроля и невысокой долей кафедры в

стимулирования. доходах.

5. Научно- 7. Повышение 8. Потеря доли рынка из-за

технич. эффективности внутренних неэффективных рекламных

факторы бизнес процессов за счет акций и отсутствия

создания четких сфер маркетинговой деятельности.

ответственности и

направлений

стимулирования.

8. Рост количества студентов

в связи с внедрением в

интернет ресурсы (сайт

кафедры, факультета,

личные странички 1ШС,

социальные сети).

9. Повышение

эффективности деятельности

в связи с повышением

квалификации персонала во внешних организациях.

Таблица 4. Альтернативный вариант оценки возможностей и угроз

Параметры Возможности Угрозы

оценки

Потребители 1. Расширение целевой 1. Снижение спроса на хоз.

аудитории по субъектам договора (на НИР в области

(министерства, администрация экономики).

Нижегородской области, 2. Уменьшение объемов

организации Нижегородской государственного финансирования

Области, организации РФ, грантов из-за кризиса.

международные организации). 3. Усложнение получения и

2. Расширение целевой выполнения государственных

аудитории по направлениям заказов.

(подготовка научных кадров, 4. Снижение имиджа (при

подготовка печатной продукции оказании услуг низкого качества

для продажи, НИР, консалтинг, или при срывах установленных

разработка бизнес-планов и др.). сроков).

3. Подготовка научных кадров 5. Разовые и непостоянные

для сторонних организаций. клиенты при работе с хоз.

4. Подготовка научных кадров договорами.

для факультета. 6. Сокращение количества

бюджетных мест в магистратуре,

аспирантуре, докторантуре.

Конкуренты 5. Захват рыночной доли в 7. Потеря научных позиций в

области хоз. договоров и регионе при стремлении увеличить

консалтинга в связи с НИР и хоз.договора.

повышением эффективности 8. Конкуренция между кафедрами

маркетинговой деятельности и факультета, кафедрами

перераспределением кадров. (факультетами, институтами) ВУЗа

6. Захват рыночной доли в и другими ВУЗами.

области грантов в связи с 9. Количественный и

повышением эффективности качественный рост конкурентов в

маркетинговой деятельности и области оказания бизнес

перераспределением кадров. консультирования (наличие трёх

7. Участие в грантах с другими бизнес инкубаторов в

кафедрами (факультетами, Нижегородской области, наличие

институтами, университетами). множества консалтинговых

компаний).

10. Количественный и

качественный рост конкурентов в

области подготовки кадров

(наличие ВУЗов, ведущих

подготовку магистрантов,

аспирантов по направлению

кафедры).

11. Количественный и

качественный рост конкурентов в

области подготовки кадров

высшей квалификации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(диссертационных советов по

специальностям).

12. Ужесточение контроля к

авторским правам.

13. Тренд на сокращение

количества диссертационных

советов и создание объединенных

диссертационных советов.

Поставщики 8. Развитие технологической 14. Ухудшение демографической

базы (закупка программных ситуации, снижение культурного

продуктов, использование уровня населения, снижение

современного оборудования, уровня образования.

статистики, обновляемых баз

данных с научной литературой).

9. Доступ в интернет, wi-fi.

Референтные 10. Создание новых 15. Ужесточение контроля ВАК и

группы направлений на частичном Министерства образования

финансировании (№/о гос. (Сокращение количества

финансирование, М% за счет диссертационных советов).

средств факультета и 16. Ужесточение требований к

заинтересованных сторон). кандидатским и докторским

11. Повышение уровня диссертациям.

квалификации научных 17. Рост цен в связи с ростом

руководителей для более темпов инфляции;

легкого прохождения 18. Реформирование (Кризис)

аттестационных комиссий. образования.

Самыми серьезными угрозами для деятельности кафедры, над которыми кафедра всё ещё может работать в целях их избежания, являются:

• Потеря студентов в связи со снижением качества услуги (техническое обеспечение, использование новых технологий обучения, снижение качества подготовки);

• Потеря доли рынка из-за неэффективных рекламных акций и отсутствия маркетинговой деятельности;

• Конкуренция между кафедрами факультета и кафедрами (факультетами, институтами) ВУЗа.

Чтобы устранить эти угрозы, кафедре прежде всего необходимо улучшить финансовое положение для освоения новых технологий, тщательно отбирать и анализировать все рекламные кампании. Кафедра в меньшей степени должна конкурировать с другими смежными с ней кафедрами факультета и кафедрами ВУЗа в целом. Вместо этого необходимо построить чёткую систему взаимодействия, при помощи которой можно установить общие цели и разработать совместную стратегию построения пути к этим целям. При этом, если внутренняя конкуренция всё же существует (например, кафедры разных факультетов могут конкурировать в целях привлечения студентов), то она не должна нарушать целостность основной организации, отрицательно влиять на её рейтинг или наносить общий финансовый ущерб.

Что же касается возможностей кафедры, то среди них можно выделить несколько основных:

• Увеличение спроса в связи с изменением демографической ситуации;

• Повышение эффективности внутренних бизнес процессов за счет создания четких сфер ответственности и направлений стимулирования;

• Расширение целевой аудитории по направлениям (подготовка научных кадров, подготовка печатной продукции для продажи, НИР, консалтинг, разработка бизнес-планов и др.);

• Участие в грантах с другими кафедрами (факультетами, институтами, университетами);

При этом стоит отметить, что первая из вышеперечисленных возможностей является общей для всех кафедр, то есть может быть реализована в такой же степени и конкурентами.

Возможности создаются рынком для их скорейшего использования. Гораздо быстрее реагируют те организации (департаменты), которые имеют достаточно сильных сторон для реализации возможностей. Перечислим ряд сильных сторон рассматриваемой нами кафедры, а также отразим их влияние на работу с данными возможностями:

• Лояльность сотрудников. Может использоваться для того, чтобы добиться успехов в участии в грантах с другими кафедрами.

• Наличие квалифицированных кадров. Поможет в расширении целевой аудитории по направлениям, а также позволит качественно реализовать возможность притока учащихся в связи с изменением демографической ситуации. Данная сильная сторона может быть также применима к возможностям подготовки научных кадров для собственного факультета и для сторонних организаций.

• Широкий ассортимент (Два направления, множество профилей, множество форм подготовки, олимпиады, конкурсы, конференции, НИР и т.д.), относительно высокое качество предлагаемых продукции и услуг, а также политика низких и средних цен могут быть успешно использованы кафедрой для достижения следующих возможностей: расширение целевой аудитории по субъектам; увеличение объёма студентов (низкие цены, относительно высокое качество услуг, возможность выбора направлений и профилей)

Исходя из вышеуказанного анализа были построены матрицы ранжирования (табл.5, табл.6, табл.7 ), и сделаны выводы касательно силы того или иного фактора.

Таблица 5. Матрица внутренних факторов сильных/слабых сторон

Влияние сильных/слабых сторон Сильное влияние (6 баллов за каждый пункт) Заметное влияние(4 балла за каждый пункт) Умеренное влияние(2 балла за каждый пункт) Незначительное влияние(1 балл за каждый пункт)

Сильные стороны 1. Наличие квалифицированных кадров. 2. Наличие внутренней системы подготовки кадров. 3. Широкий ассортимент (Два направления, множество профилей, олимпиады, конкурсы, конференции, НИР и т.д.). 1. Относительно высокое качество предлагаемой продукции и услуг. 2. Сложившаяся положительная репутация фирмы. 3. Политика низких и средних цен. 1. Наличие маркетинговой деятельности на уровне факультета (очное) и на уровне отдельных внебюджетных форм (заочное). 2. Сформированн ая система заинтересованност и сотрудников при организации внебюджетной деятельности по подготовке студентов. 3. Профессионал изм административно- управленческого персонала. 4. Лояльность сотрудников. 1. Сложившийся, сплоченный коллектив. 2. Четкость и оптимальность распределения функций между заместителями.

Слабые стороны 1. Наличие элементов низкой дисциплины (задержки выполнения поручений, опоздания на занятия, прогулы). 2. Слабое реагирование на рыночные изменения. 3. Отсутствие сформированной системы заинтересованности сотрудников при организации коммерческой деятельности (консалтинг, хоз.договора, гранты). 1. Отсутствие инновационных процессов. 2. Наличие диспропорций в степени участия сотрудников при выполнении заданий. 1. Наличие элементов низкой дисциплины (задержки выполнения поручений, опоздания на занятия, прогулы). 2. Отсутствие четкого распределения функций между сотрудниками кафедры. 1. Наличие элементов низкой дисциплины (задержки выполнения поручений, опоздания на занятия, прогулы). 2. Отсутствие четкой системы обучения и повышения квалификации персонала в сторонних организациях.

Таблица 6. Матрица внешних факторов возможностей.

Вероятность использовани я Сильное влияние Заметное влияние Умеренное влияние Незначительн ое влияние

возможностей

Высокая 6 баллов за 5 баллов за каждый 4 балла за каждый 3 балла за

вероятность каждый пункт пункт пункт каждый пункт

1. Увеличение 1.Рост количества 1. Подготовка научных

спроса в связи с студентов в связи с кадров для факультета.

изменением внедрением в 2. Доступ в интернет,

демографической интернет ресурсы Ш-А.

ситуации. (сайт кафедры, 3. Повышение уровня

2. Увеличение факультета, личные квалификации научных

объема студентов в странички 1II 1С. руководителей для

связи с политикой социальные сети). более легкого

удержания прохождения

клиентов(политика аттестационных

низких и средних комиссий.

цен).

3. Участие в

грантах с другими

кафедрами

(факультетами,

институтами,

университетами).

Средняя 5 баллов за 4 балла за каждый 3 балла за каждый 2 балла за

вероятность каждый пункт пункт пункт каждый пункт

1. Снижение 1. Захват рыночной 1. Увеличение

издержек за счет доли в связи с студентов в связи с

эффекта масштаба. повышением ростом доходов

2. Создание эффективности населения и желанием

оптимальной маркетинговой получения двух или

системы деятельности. трёх высших

финансового 2. Повышение образований.

планирования, эффективности

контроля и внутренних бизнес

стимулирования. процессов за счет

3. Захват создания четких сфер

рыночной доли в ответственности и

области грантов в направлений

связи с стимулирования.

повышением 3. Развитие

эффективности технологической

маркетинговой базы (закупка

деятельности и программных

перераспределени продуктов,

ем кадров. использование

современного

оборудования,

статистики,

обновляемых баз

данных с научной

литературой).

4. Создание новых

направлений на

частичном

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

финансировании

(№% гос.

финансирование,

М% за счет средств

факультета и

заинтересованных

сторон)

Низкая 4 балла за каждый 3 балла за каждый 2 балла за каждый 1 балл за

вероятность пункт пункт пункт каждый пункт

1. Повышение 1. Расширение

эффективности целевой аудитории

деятельности в по субъектам

связи с (министерства,

повышением администрация

квалификации Нижегородской

персонала во области,

внешних организации

организациях. Нижегородской

2. Подготовка обл., организации

научных кадров РФ,

для сторонних международные

организаций. организации).

3. Захват 2. Расширение

рыночной доли в целевой аудитории

области хоз. по направлениям

договоров и (подготовка

консалтинга в научных кадров,

связи с подготовка печатной

повышением продукции для

эффективности продажи, НИР,

маркетинговой консалтинг,

деятельности и разработка бизнес-

перераспределени планов и др.).

ем кадров.

Таблица 7. Матрица внешних факторов угроз.

Вероятность Разрушение Критическое Тяжелое состояние «Легкие ушибы»

возникновения состояние

угроз

Высокая 6 баллов за каждый 5 баллов за каждый 4 балла за каждый 3 балла за каждый

вероятность пункт пункт пункт пункт

1. Снижение 1. Количественный и 1. Реформирование 1. Рост цен в связи с

лояльности качественный рост (Кризис) образования. ростом темпов

студентов конкурентов в ряде 2. Сокращение инфляции.

(слушателей). сегментов. количества бюджетных 2. Ужесточение

2. Потеря студентов в мест в магистратуре, контроля к

связи со снижением аспирантуре, авторским правам.

качества услуги докторантуре.

(техническое 3. Конкуренция м/ду

обеспечение, кафедрам факультета,

использование новых кафедрами

технологий обучения, (факультетами,

снижение качества институтами) ВУЗа и

подготовки). другими ВУЗами.

3. Потеря доли рынка

из-за неэффективных

рекламных акций и

отсутствия

маркетинговой

деятельности.

4. Уменьшение

объемов гос.

финансирования грантов из-за кризиса. 5. Снижение имиджа (при оказании услуг низкого качества или при срывах установленных сроков).

Средняя 5 баллов за каждый 4 балла за каждый 3 балла за каждый 2 балла за каждый

вероятность пункт пункт пункт пункт

1. Ужесточение 1. Потеря финансовой 1. Снижение спроса в

контроля ВАК и устойчивости связи с введением ЕГЭ

Минобр (заинтересованности) в для заочного отделения.

(Сокращение связи с невысокой 2. Снижение спроса на

количества долей кафедры в хоз.договора (на НИР в

диссоветов). доходах. области экономики).

2. Ужесточение 2. Тренд на 3. Усложнение

требований к сокращение количества получения и

кандидатским и диссертационных выполнения

докторским советов и создание государственных

диссертациям. объединенных дис заказов.

советов. 4. Разовые и

3. Ухудшение непостоянные клиенты

демографической при работе с хоз.

ситуации. договорами

4. Ухудшение 5. Потеря научных

демографической позиций в регионе при

ситуации. стремлении увеличить

5. Снижение НИР и хоз. договора

культурного уровня

населения.

6. Снижение уровня

образования.

Низкая вероятность 4 балла за каждый пункт 1. Количественны й и качественный рост конкурентов в области подготовки кадров (наличие _ ВУЗов ведущих подготовку магистрантов, аспирантов по направлению кафедры). 2. Количественны й и качественный рост конкурентов в области подготовки кадров высшей квалификации (диссертационных 3 балла за каждый пункт 1. Количественный и качественный рост конкурентов в области оказания бизнес консультирования (наличие 3 бизнес инкубаторов в Н.обл., наличие множества консалтинговых компаний). 2 балла за каждый пункт 1 балл за каждый пункт

советов по специальностям).

Таким образом путём ранжирования были рассчитаны и присвоены следующие баллы:

Сильные стороны - 40 баллов; Слабые стороны - 32 балла; Возможности - 87 баллов; Угрозы - 109 баллов.

Исходя из этого, сравнивая показатели внутри собственных квадрантов (сильные стороны со слабыми сторонами, возможности с угрозами), можно заключить, что сильные стороны более влиятельны, чем слабые. Однако угрозы весомее в данном случае, чем возможности.

Несмотря на это, стоит отметить, что угрозы далеко не всегда оказывают негативное влияние на компанию. Иногда ряд угроз можно перевести в возможности, стоит только повнимательнее к ним присмотреться.

Возьмём за пример ряд угроз, которые можно перевести в нейтральные или даже благоприятные факторы:

• Снижение спроса в связи с введением ЕГЭ для заочного подразделения. Данная угроза характерна для всего рынка образования. Положительным моментом данной угрозы может быть то, что в связи с ЕГЭ поток поступаемых студентов заочного отделения станет качественней, что, соответственно, станет плюсом к репутации кафедры.

• Количественный и качественный рост конкурентов в ряде сегментов. Эта угроза не может быть нейтрализована, а компенсирована может быть только путём перехода на другой рынок или диверсификацией предлагаемых услуг.

• Потеря студентов в связи со снижением качества услуги (техническое обеспечение, использование новых технологий обучения, снижение качества подготовки). Имея в сильных сторонах квалифицированный персонал, кафедра может использовать данный фактор для компенсации этой угрозы - то есть внедрение более качественного подхода в условиях меньшего количества студентов (индивидуальный подход).

• Рост цен в связи с ростом темпов инфляции, реформирование (Кризис) образования. Данные угрозы существуют для рынка в целом. Соответственно в рамках конкурентной борьбы в данном случае все организации будут оставаться примерно в одинаковом положении.

• Снижение лояльности студентов (слушателей) можно компенсировать акцентом на широкий ассортимент (Два направления, множество профилей, множество форм подготовки, олимпиады, конкурсы, конференции, НИР и т.д.), который может привести к дальнейшему повышению лояльности. Для нейтрализации данной угрозы возможно также ввести в действие корпоративную культуру внутри кафедры -лояльность персонала позволит упростить эту процедуру.

• Потеря финансовой устойчивости (заинтересованности) в связи с невысокой долей кафедры в доходах. Возможно компенсировать данную угрозу можно путём повышения цен на услуги и/или путём участия кафедры в получении грантов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Потеря доли рынка из-за неэффективных рекламных акций и отсутствия маркетинговой деятельности. Одной из важнейших составляющих в маркетинге учебных заведений является его репутация, а также так называемое «сарафанное радио». Таким образом, даже несмотря на слабую эффективность рекламных кампаний, компенсировать данную угрозу можно путём улучшения имиджа кафедры при помощи реализации следующей сильной

стороны: наличие внутренней системы подготовки кадров (магистратура, аспирантура, диссертационный совет), наличие квалифицированных кадров. Также возможно допустить небольшое повышение цен на обучение (в пределах допустимой нормы для чувствительных к цене потребителей) и всю дополнительную разницу перенаправить на улучшение маркетинговой стороны кафедры. Исходя из общего SWOT анализа кафедры, а также построения матрицы ранжирования, можно сделать следующие выводы:

• Кафедра имеет много сильных сторон, которые могут использоваться для реализации возможностей, а также, что не менее важно, для компенсации или нейтрализации угроз.

• Слабые стороны компании не являются критичными, и многие могут быть исправлены в относительно краткосрочный период времени.

• Большое количество возможностей, при имеющихся сильных сторонах кафедры, предполагает достаточно перспективное развитие при правильном использовании сильных факторов.

• Несмотря на количество угроз, многие из них могут быть компенсированы, а часть из них вовсе нейтрализованы.

Всё это позволяет нам сделать вывод, что текущее состояние кафедры не является критичным. Были выявлены перспективы развития, обозначены ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание при дальнейшем построении стратегии. Однако стоит не забывать, что для более точного анализа и более детального планирования не следует обходиться одним SWOT анализом. В более расширенном исследовании могут быть использованы матрицы GE/McKinsey, BCG, а также анализ пяти сил М.Портера.

Список литературы:

1. Harvard Business Review; Strategy: Create and Implement the Best Strategy for Your Business Paperback use pre formatted date that complies with legal requirement from media matrix - July 1, 2005

2. Арутюнова Д.В., «Стратегический менеджмент», Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010

3. Богомолова Е.В., Концептуальный подход к применению методики SWOT-анализа в организациях торговли для оценки эффективности функционирования организации, Аудит и финансовый анализ, №2, 2007

4. Гохберг Л.М., Забатурина И.Ю., Ковалева Г.Г., Ковалева Н.В., Кузнецова В.И., Озерова О.К., Шувалова О.Р., Образование в цифрах: 2013, НИУ ВШЭ, 2013 г.

5. Симкин Л., Дибб С., Практическое руководство по сегментированию рынка, 1-е издание, ИД Питер, 2002 г.

6. Корнилов Д.А., Яшин С.Н. Использование методов портфельного анализа при стратегическом планировании на предприятии // Экономический анализ: теория и практика. 2005. №16. С.2-8.

7. Корнилов Д.А. Разработка классификации видов планирования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Экономика и финансы. 2005. №1 . С.91-97.

8. Яшин С.Н., Корнилов Д.А. Некоторые аспекты методологии портфельного анализа // Финансы и кредит. 2006. №2. С.64-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.