Научная статья на тему 'Принятие управленческих решений на основе экономико-математических методов моделирования в условиях неопределенности'

Принятие управленческих решений на основе экономико-математических методов моделирования в условиях неопределенности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОПТИМАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / SWOT-АНАЛИЗ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ / STRATEGIC MANAGEMENT / OPTIMAL STRATEGY / SWOT-ANALYSIS / MANAGEMENT DECISIONS / ECONOMIC-MATHEMATICAL METHODS OF MODELING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тойменцева И. А.

В статье рассматриваются вопросы стратегического управления предприятием, разработки оптимальной стратегии развития организации, поэтапное проведение SWOT-анализа, позволяющего учесть многочисленное влияние факторов внешней и внутренней среды организации. По итогам проведенного исследования автором были предложены мероприятия, способствующие разработке оптимальной стратегии развития организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ADOPTION OF MANAGERIAL DECISIONS ON THE BASIS OF ECONOMIC-MATHEMATICAL MODELING METHODS IN CONDITIONS OF UNCERTAINTY

The article considers the issues of strategic management of enterprise, the development of optimum strategy of development of the organization, stage-by-stage SWOT-analysis that would take into account numerous factors influence the external and internal environment of the organization. According to the results of the conducted research the author has proposed measures to encourage the development of optimum strategy of development of the organization.

Текст научной работы на тему «Принятие управленческих решений на основе экономико-математических методов моделирования в условиях неопределенности»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 338.2

И.А. Тойменцева

канд. экон. наук, кафедра экономики и управления, Сызранский филиал ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет»

ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы стратегического управления предприятием, разработки оптимальной стратегии развития организации, поэтапное проведение SWOT-анализа, позволяющего учесть многочисленное влияние факторов внешней и внутренней среды организации. По итогам проведенного исследования автором были предложены мероприятия, способствующие разработке оптимальной стратегии развития организации.

Ключевые слова: стратегическое управление, оптимальная стратегия, SWOT-анализ, управленческие решения, экономико-математические методы моделирования.

I.A. ^ymentseva, Syzran’ branch the Samara state economic University

THE ADOPTION OF MANAGERIAL DECISIONS ON THE BASIS OF ECONOMIC-MATHEMATICAL MODELING METHODS IN CONDITIONS OF UNCERTAINTY

Abstract. The article considers the issues of strategic management of enterprise, the development of optimum strategy of development of the organization, stage-by-stage SWOT-analysis that would take into account numerous factors influence the external and internal environment of the organization. According to the results of the conducted research the author has proposed measures to encourage the development of optimum strategy of development of the organization.

Keywords: strategic management, the optimal strategy, SWOT-analysis, management decisions, economic-mathematical methods of modeling.

Изменения, происходящие в экономике настолько быстротечны, что принимать управленческие решения по дальнейшему развитию организации руководителям становится все сложнее. Стратегическое планирование, являясь важнейшей функцией стратегического управления, позволяет спрогнозировать рыночную ситуацию, определив будущие угрозы и возможности в работе организации, обеспечивая высшему руководству средства для разработки плана действий на длительный период времени. Стратегическое управление способствует принятию оптимальных решений, уменьшающих степень риска и величину предстоящих расходов.

К сожалению, далеко не все руководители организаций уделяют должное внимание вопросам стратегического управления, планирования и разработки оптимальной стратегии развития предприятия в условиях нестабильной экономической ситуации. Многие из них озабочены в основном решением текущих проблем, а отсутствие продуманной стратегии и маркетинговой политики приводит к снижению конкурентоспособности, утрате рыночных позиций и ухудшению и без того сложного финансового положения организаций [1].

Поэтому, с целью повышения конкурентоспособности отечественных организа-

64

№ 11 (15) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

ций и преодоления последствий экономического кризиса проблема стратегического управления организацией в условиях неопределенности является весьма актуальной в современных условиях.

Руководству организации постоянно приходится принимать решения по адаптации организации к различного рода воздействиям со стороны внешней и внутренней среды. Учесть эти воздействия при выработке оптимальной стратегии развития организации, поможет проведение SWOT-анализа. Методология SWOT-анализа предполагает, во-первых, выявление внутренних сильных и слабых сторон организации, внешних возможностей и угроз, и, во-вторых, установление между ними связей.

Таблица 1 - Факторы, учитываемые для проведения SWOT-анализа

Сильные стороны (s) Слабые стороны (W)

• Общий положительный имидж филиала • Компетентность профессорско-преподавательского состава (ППС) • Понимание необходимости стратегического подхода к деятельности филиала • Большой библиотечный фонд • Наличие единой компьютерной сети • Большой опыт работы на подготовительных курсах • Широкий спектр работы ППС со студентами • Наличие собственной материальнотехнической базы Активное участие кафедр филиала в выполнении НИР из бюджетных средств университета • Малый объем НИР из внешних источников • Недостаточное количество штатных докторов наук • Отсутствие навыков работы на курсах повышения квалификации • Слабая связь с руководителями предприятий • Отсутствие общежития • Нехватка денежных средств для реализации стратегии развития филиала • Недостаточное информационное обеспечение • Отсутствие научных школ • Слабая связь с Вузами региона

Благоприятные возможности (О): Угрозы (T):

• Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей • Расширение возможных направлений подготовки дополнительного и второго высшего образования • Благодушие конкурентов • Возможное понижение цен на образование • Благоприятное улучшение демографического положения • Расширение диапазона специальностей • Обслуживание дополнительных групп потребителей • Улучшение общеэкономической обстановки • Развитие дистанционного образования • Комплексное использование географического положения (максимальный охват) • Ослабление роста рынка образовательных услуг со стороны профессионально-технических учреждений • Снижение государственного финансирования • Ожесточение конкуренции • Появление новых конкурентов с образовательными услугами низкой стоимости • Усиление нестабильности в экономике • Усиление требований работодателей к выпускникам при трудоустройстве • Увеличение стоимости образования • Падение имиджа филиала • Ужесточение требований министерства образования и науки

№ 11 (15) - 2012

65

Проблемы экономики и менеджмента

Для стратегической перспективы развития организации особенно значимыми являются сильные стороны, так как они служат основой для выработки и дальнейшей реализации выбранной стратегии и на них должно строиться достижение конкурентных преимуществ. В то же время разработка оптимальной стратегии развития организации требует вмешательства в слабые стороны.

Проведение SWOT-анализа предполагает определение сильных и слабых сторон в деятельности организации, внешних угроз и благоприятных возможностей, а также расчет их бальной оценки относительно среднеотраслевых показателей или стратегически важных конкурентов. Классическим представлением информации такого анализа является составление таблиц сильных сторон в деятельности организации (S), ее слабых сторон (W), потенциальных благоприятных возможностей (О) и внешних угроз (T).

□ i3d чащ-61 !•*. J • г.I

Файл Правка Вид Вставка Формат Сервис Данные Окно Справка Y18 -г f.

▼ id > I ж к ч \ I

I Ш1Щ •/. i

Введите во

_2_ А | В 0 1 Е IfIsIhIiIjIkIlIm N lOlPl Q iRlSlTlUlU

| | I БютепрютнЕге вдемсжнсстк (0) Угр«и<1>

JS_ к* ОАО "CbnpfiHbqiyj.'iBTn" КоэФФишвдс sjhuheu 1 Ё 1| | i 1 1 1 £ М 0.5 1 1 | Е £ a I I | 1 1 е е 111 °А ОЛ § JA 02 £ 1 1 I I | 1 ^ _2А 0J3 1 1 1 1 в г а 1 If 1 * ё £ 03 02 ° Л * ijjjjf 0.9 0.8 1 1 Н £ а I i g § °А 03 В If 0 4 06 И g 5 'i III If 1 £ 5 06 3 a* | 1 £ H g || | § 1-1 о f 1 1 Ш 0J3 1 e t| s | J H Q3 06 О AA os ц l I ^ 1 JIB U 03 j s I % i . 1 II 0.4 | i 1 ^ § a f | I jj £ “ 0.8 06 I >, ДА 06 ■В1 1 I 1 1 1 в i i e*f a 1 l| > i 06

Гнтг иапатомвиЯ

Общий положительный имщга Фишам 3 4 3 4 5 0 5 5 2 3 5 4 2 5 5 4 5 4 0 2

Компетентность ППС 3 5 5 5 5 0 5 5 4 1 4 4 1 5 5 4 5 1 4 4

Понимание необходимости стратегического подхода к деятельности Фитина 3 2 2 •3 4 0 4 4 4 2 4 2 2 3 5 4 4 1 3 4

Ни Ьольшой библиотечный фонд 2 1 0 •2 0 4 3 0 -2 5 4 3 2 4 и 4

11 Наличие единой компьютерной сети 2 3 2 0 1 2 3 4 2 5 4 5 5 3 1 3 4 0 4 4

12 Бсльшой опыт работы на подготоьительньк курсах 1 3 0 4 2 2 4 3 1 1 4 0 0 4 0 0 0 0 2 2

12 Широкий спектр работы 1U1U со студентами 1 2 .4 5 3 2 2 1 4 3 2 0 .0 2 и 4 3

14 Наличие собственной материально-технической базы 3 4 3 , 2 0 2 2 3 1 + 2 o 5 3 0 3 3 3 5

16 Активное участие кафедр филиала в выполнении НИР из бюджетных средств университета 1 2 3 3 2 0 1 1 0 0 2 0 5 3 0 3 2 0 5 ,

1* Гтга

17 Малый объем НИР из внешних источников •5 0 0 •3 •3 •2 0 -4 .4 •2 .2 0 •3 •3 0 •3 .4 0 •4 •5

1S Недостаточное количество штатных докторов наук •S •5 0 •5 0 •2 ■5 -4 •3 •4 .2 •3 •3 .4 •4 .4 •3 .4 •5 •5

10 Отсутствие навыков работы на курсах повышения квалификянки -3 -3 •3 ,4 0 0 -4 -4 0 -4 -3 -2 o .4 -3 -2 -3 -2 -4 .4

20 Слабая связь с руководителями предприятий л • 3 • 5 .4 0 0 ■4 -4 • 2 •2 .4 .4 .2 .4 •3 •3 ■s •2 ■5 • 3

21 Отсутствие общежития •2 •1 0 •1 о •3 •1 -3 •3 0 •3 0 •2 •2 •1 0 о •1 •2 •1

22 Нехватка денежных средств шн реализации стратегии развития Филиала -2 -2 •1 •3 -3 -3 -2 -2 -4 4 -2 4 4 -3 -5 л -4 ,

23 Недостаточное информационное обеспечение -1 -1 •3 •3 4 -3 -3 -1 •5 -5 -4 -1 -3 -3 -1 -2 -3 -1 -3 3

24 Отсутствие научных школ •1 •2 •3 •2 •3 •1 •2 -1 •3 •1 •3 0 •2 • 1 • 1 •2 •1 •1 •4 •3

26 Слабая связь с Вузами региона -2 -4 •2 •1 0 0 -4 -2 •1 -4 -S 0 -1 -1 -2 -2 0 0 -2 -2

и ;\Исходные данные/Промежуточный / Итоговый /

Рисунок 1 - Исходные данные для расчета

В ряде научных работ [2], [3], [4], [5] и др. излагается методика осуществления SWОТ-анализа, основной акцент в которой сделан не на методы определения S, W, О и Т и их оценку, а на выработку конкретных стратегий и мероприятий на основе S, W, с учетом О и Т. Так, например, предлагается после определения S, W, О, Т перейти к составлению матрицы стратегий:

SO - мероприятия, которые необходимо провести, чтобы увеличить возможности организации, использовав ее сильные стороны;

WО - мероприятия, которые следует осуществить используя представленные возможности, преодолевая слабые стороны организации;

SТ - мероприятия, в основе которых лежит использование сильных сторон организации во избежание угроз;

WT - мероприятия, разработка которых способна минимизировать слабые сто-

66

№ 11 (15) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

роны организации во избежание наметившихся угроз.

А В 1 2 3 | ! | D eIfIgIhIiIj к L м EnarMqnKmueBoriHiitHeciK (0) N OP Q R _S_ T U V УгрСЯ! (I)

|j h и ijh j||! ! 5 1 1 j i з | о ffl i s Is ii s* J | |1 jj § i и ев1? Г к В S _ i lit , Я r Si " 1 ill Ug ы i я 1 ; 1;jjj . I" I iiill IS! j в ’ll ■s i g | i * 11

4 Pi 1вего.яностыю.шпенкя 0» °3 c 03 02 os оз 0.4 0.4 03 03 i 02 02 03 03 0.7 03

5 IS iKteifottmeKr влияния 03 0JS c 0J8 C3 0.7 0.7 03 03 03 03 03 i 03 0.4 03 02 03 02

б Снга-шм порти (S)

Ч Общий положительный нтндак филиала 3 4J3 23 1 6 0.42 8.4 13 2.16 33 738 13 10 135 3,84 324 0 436

8 Кошетеншссгь ППС 3 1 6 0.42 8.4 3 0.72 738 02 10 135 334 031 6.7 9.72

9 Понимание необходимости пратегнческсгс подхода*: деятельности фшшала 3 2 A 1J8 •1 4Б 736 6.72 3 1.44 2J38 3,84 1J8 6 135 334 43 031 6 9.72

10 Большой библиотечный фонд 2 м 03 •c 0 534 336 0 •026 122 6.4 2.4 4 036 236 32 0 43 6.48

11 Наличие единой Ешпььиернок ели 2 2 A 13 c СБ 036 3.78 4.48 1 2.4 122 6.4 3 4 0.18 122 32 0 42 6.48

12 Большой опыграбогы на псдтстоенппьных курсах 1 U 0$ c 0.18 232 138 035 034 026 0 C 3 0 0 0 1.1 132

13 Шерман агалр работы ППС со мудеючмк 1 О 03 c 0 027 126 1.12 025 026 0.48 122 C 1 0 0 03 0 22 2.43

14 Наличие собственней материально-технической базы 3 *3 1 2,4 3.78 ззб 235 0.72 238 334 0 10 031 0 23 2.43 6 12.15

15 Аынвное участие кафегр филиала * Еыпслненин НИР из бюджетных средах университета 1 OS 03 c 03 033 036 0 С 0.48 0 13 2 0 026 03 0 23 324

16 Сгабне порти №)

17 Шлыксбьег НИР из пшикисктавков •5 c 1 6 02 C 112 2 2.4 2.4 0 43 10 0 43 0 11 2025

18 Недостаточное количество шмшых докторов жук •5 1C 73 2 0 02 12.72 112 3.72 43 2.4 93 43 13 13 6.4 10 5.4 14 2025

19 Отсутствие навыков работы на курсах псвышеннгналнфнкаБнк •3 23 2.7 1 0 736 6.72 0 238 2.16 334 0 8 031 122 13 13-2 6.7 9.72

20 Слабая связь с рутмводтепнмихрегдфБшнк 4 4Л 23 1 0 10 J08 826 2 122 334 1034 2.4 10 138 334 2.16 11 9.72

21 Огсутиже ебхцехяив •2 03 03 c 0 024 126 336 13 С 1.44 0 12 3 0.18 0 024 22 132

22 Неомка денежютх средах дпяреалгеацнн страхегниразЕтнв филиала •2 us U c 4 024 232 224 2 122 122 236 2.4 3 034 32 03 2.16 43 6.48

23 Недостаточное информационное обеспечение • 1 0.4 c 13 037 Ш 036 132 13 026 034 02 2 030 034 12 027 1.7 2.43

24 Огсугсшсе неточных школ • 1 M W c u 039 126 036 0.72 024 0.72 0 03 1 030 034 0.4 027 22 2.43

25 Слабая связь с Вузами региона •2 2.4 c 0 Ж 224 SLL 122 2.4 0 03 1 036 128 0 11 m

Рисунок 2 - Лист оценки уровня конкурентоспособности организации

Далее происходит отбор и ранжирование мероприятий по степени важности. Исследование проводилось в Сызранском филиале ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет».

A В 1 2 _С_ D Е F G Н 1 J К L М Елагтрктаньогмжкопн^О) NOPQRSTUV yipoai(T)

Сортировать!!! 3 Р I I а 11 11 | ю о ill * 1 ш || ffi t 1 |j i s 1? 1 a lb Pj ill jft Щ III n 1i i Si| 1 j 13 * iS1 ° s a j i Ы | 1 I 1! $ s 5 P \ Г& i 1 0 I H 1 gif Щ *s a li |s a 5 I ^ II 0 J I | ^ It ll h | l 101 S || g § | fl'l 1 jj * ef 8 »

4 43,47 38.88 24 21,6 18 18 1125 7,68 2,2 881 76.14 56 51,8 32 27 22,72 17,1 12,4 4.25

5 Сильные шрены (S)

6 1 Кампетоаность ППС 41,85

7 | 5 Общи положительный имидж филиала 4(1,23

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 3 Понимание необходимое™ стратегичеооогс подхода*: деятельности филиала 38,06

9 4 Наличие собстЕеькоктшертльно-техннчеасок базы 24,51

10 5 Наличие единой компьютерной сеж 18,24

11 6 Большой библиотечный фонд 18,52

12 7 Большой опыт работы на подготовительных курсах 8,27

13 s Шврокий amp работы ППС со студентами 5,22

9 14 Апилнсе участие кафедр филиала ь выполнении НИР из бюджетных средах университета 4,85

15 Слабые (iopoheiIWI

16 1 Недостаточное количество шганых дскгороЕ наук 84,75

17 2 Слабая сьхзь с руководителями грегетрвшнй 58,88

18 3 Малый объем НИР из внешних источников 58,35

19 4 Отсутствие нахывооь работы на курсах повышения квалификации 35,21

20 5 Нехвазка денежных средств дляреалнзаыии стратегии развития филиала 27,74

21 6 Недостаточное нкфсргшисянсе обеатеченне 2,77

22 7 Слабая сьявь с Вузами региона 2

23 8 Отсутствие общежгаия 8,34

24 9 Отсутствие нсучных школ 7,81

Рисунок 3 - Итоговая матрица SWOT-анализа

Основные этапы проведения SWОТ-анализа:

1. Подбор экспертов и формирование экспертных групп.

2. Определение экспертами сильных и слабых сторон, благоприятных воз-

№ 11 (15) - 2012

67

Проблемы экономики и менеджмента

можностей и угроз.

3. Оценка, данная экспертами по каждому критерию.

4. Обработка полученных оценок на основе применения экономикоматематических методов моделирования.

5. Анализ результатов и разработка мероприятий для формирования оптимальной стратегии развития организации.

Таблица 2 - Мероприятия по совершенствованию работы филиала

Мероприятия, которые необходимо провести, чтобы использовать сильные стороны для увеличения возможностей Мероприятия, которые используют сильные стороны во избежание угроз

1. Привлечение работодателей к формированию принципов подготовки конкурентоспособных специалистов. 2. Формирование системы качественной и всесторонней оценки эффективности повышения квалификации ППС. 3. Расширение и укрепление связи науки и производства. 4. Развитие сети библиотечно-информационных услуг. 5. Увеличение пропускной способности канала связи в сеть Интернет. 6. Улучшение условий для самостоятельного доступа обучающихся к учебным ресурсам и технологиям самообразования. 1. Развитие стратегического планирования. 2. Развитие системы нематериального стимулирования. 3. Совершенствование процесса трудоустройства, создание системы мониторинга потребностей рынка труда. 4. Повышение эффективности в учебном процессе существующих материальнотехнических средств. 5. Расширение номенклатуры основных и дополнительных образовательных программ и услуг. 6. Усиление взаимосвязи «Филиал-Университет» в учебно-методическом и кадровом обеспечении учебного процесса и научноисследовательской работы.

Мероприятия, которые необходимо провести, преодолевая слабые стороны и используя предоставленные возможности Мероприятия, которые минимизируют слабые стороны во избежание угроз

1. Рост кадрового потенциала как за счет привлечения специалистов со стороны, так и за счет повышения квалификации персонала. 2. Оптимизация материальных, финансовых и информационных потоков. 3. Внедрение системы электронного документооборота. 4. Совершенствование языковой подготовки. 5. Формирование устойчивой внутри вузовской системы обеспечения качества образования. 1. Формирование адаптивной корпоративной культуры. 2. Расширение форм и методов профориентационной работы и подготовки абитуриентов 3. Обеспечение прозрачности деятельности организации

В таблице 1 представлены примеры основных факторов, которые целесообразно учитывать в SWOT-анализе.

Проведение SWOT-анализа осуществлялось с помощью табличного процессора Microsoft Excel на основе экономико-математических методов моделирования.

В начале, экспертам был предложен лист с исходными данными согласно выше перечисленных факторов, затем экспертами были выставлены балльные оценки по каждому критерию. Результаты заполнения таблицы представлены на рис. 1.

68

№ 11 (15) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

Далее был сформирован оценочный лист сильных и слабых сторон организации, их благоприятных возможностей и наметившихся угроз, с учетом интенсивности влияния факторов, вероятности их появления и коэффициента влияния. Результаты представлены на рис. 2.

Итоговая матрица (рис. 3) содержит суммы взвешенных оценок экспертов. Ранжирование факторов по степени важности осуществлялось с помощью меню «Дан-ные»/«Сортировка». Результаты представлены на рис. 3.

По итогам проведенного исследования были предложены мероприятия, способствующие разработке оптимальной стратегии развития организации.

Таким образом, следует сделать вывод о насущной необходимости проведения SWOT-анализа, являющегося основополагающим этапом в принятии управленческих решений организации для повышения конкурентоспособности на рынке предоставляемых услуг.

Список литературы:

1. Тойменцева И. А. Экономико-математические методы выбора оптимальной стратегии управления предприятиями сферы услуг / И. А. Тойменцева, Л. А. Сосунова // Экономические науки. - 2011. - № 4(77). - С. 259-264.

2. Акулич И. Л. Маркетинг взаимоотношений. - М.: Высш. шк., 2010.

3. Ансофф И. Стратегический менеджмент. - СПб.: Питер, 2009.

4. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики. - М.: КНОРУС, 2007.

5. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 2006.

List of the references:

1. ^ymentseva I.A. Economic-mathematical methods of optimal management strategies of enterprises in the sphere of services / I.A. Тоymentseva, L.A. Sosunova // The Economic science. - 2011. - № 4(77). - P. 259-264.

2. Akulich I.L. Relationship marketing. - M.: SHKOLA, 2010.

3. Ansoff I. Strategic management. - SPb.: Peter, 2009.

4. Belyaev V.I. Marketing: fundamentals of theory and practice. - M.: KNORUS, 2007.

5. Kotler F. Fundamentals of marketing. - M.: Progress, 2006.

№ 11 (15) - 2012

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.