Научная статья на тему 'Применение SWOT-анализа при исследовании территории'

Применение SWOT-анализа при исследовании территории Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1466
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / TOURIST POTENTIAL / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / TOURIST ATTRACTIVENESS / SWOT-АНАЛИЗ / SWOT ANALYSIS / ИССЛЕДОВАНИЕ / RESEARCH / ТЕРРИТОРИЯ / TERRITORY / ФАКТОРЫ / FACTORS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Султанлы Саида Исмет Гызы

В статье даются определения понятия туристического потенциала и туристической привлекательности территории. На основе различных источников исследуются ресурсы и состояние туристической отрасли в Азербайджане. Нами проведен SWOT-анализ туристической привлекательности Азербайджана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение SWOT-анализа при исследовании территории»

5. Gardiner С. Means. The Modem Economy in Action.

6. Мотылев В. В. Экономические программы президентов США. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economicarggu.ru/2005_1/motilev.pdf.

7. Словарь терминов HR, Минз Гардинер Койт (1896-1988), Minz Gardiner Coit. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hrm.ru/db/hrm/Mins_Gardiner_Coit/glossary.html.

8. Теория «Коллективного капитализма». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.1pixel.ru/view_bur.php?id=75.

9. Ценообразование на новую продукцию. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economics-lib.ru/books/item/f00/s00/z0000014/st036. shtml.

10. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М. «Прогресс». 1968. Гуннар Мюрдаль: оценочные суждения и теория. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gallery.economicus.ru/cgibin/frame_rightn.pl?type=in&links=./in/myrdal/lectures/myrdal_l2.txt&im g=lectures_small.jpg&name=myrdal.

To apply to a SWOT analysis for research of territory Sultanli S.

Применение SWOT-анализа при исследовании территории

Султанлы С. И.

Султанлы Саида Исмет гызы / Sultanli Saida - доктор философии по географии,

старший преподаватель, кафедра охраны и экономики окружающей среды, Азербайджанский государственный экономический университет, г. Баку, Азербайджанская Республика

Аннотация: в статье даются определения понятия туристического потенциала и туристической привлекательности территории. На основе различных источников исследуются ресурсы и состояние туристической отрасли в Азербайджане. Нами проведен SWOT-анализ туристической привлекательности Азербайджана.

Abstract: in the article contains a definition of the tourist potential and tourist attractiveness of the territory. The research was based on various resources and the state of the tourism industry in Azerbaijan. Our spend SWOT analysis of tourist attractiveness ofAzerbaijan.

Ключевые слова: туристический потенциал, туристическая привлекательность, SWOT-анализ, исследование, территория, факторы.

Keywords: tourist potential, tourist attractiveness, SWOT analysis, research, territory, factors.

УДК 379.85

Исследования туристического потенциала отдельно взятых территорий часто проводятся в географическом аспекте и рассматривают данные по наличию ресурсов, инфраструктуры и услуг. При этом анализ степени их корреляции или значимости не проводится, что ограничивает оценку действия этих показателей и территориальных элементов туристической сферы на экономику региона. В связи с этим возникает необходимость в новых исследованиях, которые дадут иной подход в отношении между существующими и возможными элементами предложения, с одной стороны и туристическим спросом, с другой стороны.

Определение туристического потенциала и туристической привлекательности при оценке той или иной территории является трудоемкой исследовательской задачей. На сегодня в определении понятия туристический потенциал выделяют две основные тенденции. Одна включает в данное понятие нематериальные факторы. Как «сумму возможностей, которые природная и социальная среда предоставляет в распоряжение туристической деятельности» трактует ее В. Глэван. Вторая под туристическим потенциалом понимает «базовые условия развития» К.М. Халла, а И. Мунтеле и К. Яцу определяют его как «сумму объективных или субъективных условий». То есть туристический потенциал согласно этому подходу подчеркивает нематериальную природу понятия, утверждая также о необходимости активизации его роли [2].

Концепция И. Мунтеле и К. Яцу рассматривает туристический потенциал как сумму природных, социальных, культурных и исторических ресурсов, поддерживающих потенциальное туристическое предложение территории. С. Формика определяет взаимодействие между спросом и предложением как

туристическую привлекательность, которая «зависит от отношении между доступностью существующих привлекательных объектов и воспринятой важностью таких объектов» [2].

Для оценки туристической привлекательности территории Азербайджана (АР) нами применен SWOT-анализ. Известно, что этот метод используют для стратегического планирования и применяют для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие. В 1963 г. профессор К. Эндрюс ввел аббревиатуру SWOT, а в 1965 г. он и его коллеги предложили использование SWOT-модели при разработке стратегии поведения фирмы. Поскольку SWOT-анализ, в общем виде, не включает в себя экономические категории, то его можно использовать для построения стратегий в самых различных областях деятельности.

При SWOT-анализе все факторы делятся на категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы). При этом Strengths и Weaknesses относятся к внутренним факторам, а два других показателя - к внешним. S и O относят к положительным факторам, а к отрицательным - W и T.

При использовании SWOT-модели для оценки международной туристической привлекательности Азербайджана нами проанализированы данные Госкомстата АР [3], оценки туристической конкурентоспособности Всемирного экономического форума (WEF) [4], ресурсы [1], [2]. Мы выделили следующие внутренние и внешние факторы (рис. 1).

Рис. 1. БШОТ-анализ туристической привлекательности Азербайджана

Поясним вышеназванные внутренние и внешние факторы (см. рис 1). Сильными сторонами туристического сектора АР является то, что:

- Наряду с богатой природой (здесь 9 из 11 климатических зон планеты - от субтропиков до альпийских лугов) отличается и большим биоразнообразием - около 380 видов птиц, 109 видов млекопитающих, 4300 видов высших растений. Всего насчитывается 13 природных заповедников и 18 заказников. На территории страны имеются все виды рельефа - горы (около половины территории), низменности, равнины и др.

Имеются месторождения лечебной нефти в Нафталане, соляные шахты в Нахчыване, минеральные источники, грязевые вулканы на Апшероне, песчаное побережье Каспийского моря (750 км.);

- О богатом культурно-историческом наследии говорит то, что в стране находятся два объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО: Крепостной город в Баку с дворцом Ширваншахов и Девичьей башней и Гобустанский культурный ландшафт с наскальными рисунками. На территории страны были обнаружены более 6000 различных (природных, археологических и др.) памятников, в том числе мечети и мавзолеи;

- Политическая стабильность в стране и удовлетворительный уровень безопасности туристов;

- Рост доходов граждан и ВВП на душу населения.

Стоит обратить внимание на ряд слабых сторон, которые могут стать преградой для более активного развития туризма в стране:

- Высокая стоимость проживания в отелях связана с преобладанием 4* и 5* и недостатком 2* и 3* отелей, хостелов. Цены же на объектах питания и на транспорте находятся на уровне выше среднеевропейского.

- Недостаточно развитая инфраструктура для туристов в регионах;

- Существующие препятствия для привлечения прямых инвестиций в туристическую инфраструктуру сопряжены с невыгодными условиями земельной аренды, наличием административных и визовых барьеров для бизнесменов из других стран;

- Недостаточное количество квалифицированных кадров приводит к тому, что часто качество обслуживания туристов является невысоким;

- Определенные стереотипы восприятия образа АР, сформировавшиеся в конце прошлого века, и недостаточное количество информации о стране и ее туристических возможностях.

К возможностям можно отнести такие факторы:

- Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере туризма;

- Развитие и совершенствование туристической инфраструктуры, включая сопутствующие: транспорт, объекты питания и развлечений;

- Повышение качества туристических и иных услуг, увеличение человеческих ресурсов связано с возможностями трудового рынка страны;

- Создание новых региональных туристических центров и форм туризма;

- Информационное и имиджевое продвижение страны.

Среди возможных угроз (рисков), которые могут снизить туристический поток в Азербайджан, отметим:

- Макроэкономические риски связаны с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности, кризисом банковской системы (уменьшилось количество банков и их активы), девальвацией национальной валюты;

- Финансовые риски могут быть связаны с падением цен на нефть, то есть возникновением бюджетного дефицита и вследствие этого снижением уровня бюджетного финансирования этой сферы. Однако здесь надо отметить наличие немалых валютных резервов в стране;

- Внешние (международные) и геополитические риски связаны с ситуацией на международных биржах и рынках, изменениями курсов валют, с военными и террористическими действиями в странах Ближнего Востока или в регионе, а также действиями сепаратистского характера внутри самого Азербайджана;

- Техногенные и экологические риски, то есть изменение природно-климатических условий, форс-мажорные обстоятельства. Среди них опасность засухи в центральной зоне, затопления некоторых низменностей и территорий из-за повышения уровня Каспийского моря или селей.

Результаты нашего исследования подтвердили и то, что элементы системы предложения не приносят выгод территории, если оно не коррелирует с хорошо адаптированной инфраструктурой и услугами, необходимыми для обеспечения доступности территории.

Литература

1. Гусейнов Ш. Р. Факторы, определяющие туристический потенциал Азербайджана. Электронный научный журнал Управление экономическими системами. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uecs.ru/uecs66-662014/item/2936-2014-06-10-05-15-57. (дата обращения: 23.04.2016).

2. Кривов С. В. Определение туристической привлекательности региона Нижегородская область: методики анализа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.unn.ru/pages/e-library/methodmaterial/files/162.pdf. (дата обращения: 23.04.2016).

3. The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.stat.gov.az/indexen.php. (дата обращения: 23.04.2016).

4. World Economic Forum. The Travel& Tourism Competitiveness Report 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/TT15/WEF_Global_Travel&Tourism_Report_2015.pdf. (дата обращения: 23.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.