Научная статья на тему 'Систематизация факторов развития регионального туризма'

Систематизация факторов развития регионального туризма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
170
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / REGIONAL TOURISM / ПОТЕНЦИАЛ / POTENTIAL / УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ / CONDITIONS AND FACTORS / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ / SOCIO-ECONOMIC

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Халилов Ильгар Бейляр Оглу, Султанлы Саида Исмет Гызы

В статье показана целесообразность рассмотрения туризма как сегмента региональной экономики. Показаны объемы инвестиций в сферу туризма за последние годы в Азербайджане. Систематизированные факторы развития туризма показаны со структурными элементами на примере одного из регионов страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Систематизация факторов развития регионального туризма»

ECONOMICS

Systematization of factors of the development of regional tourism

Xalilov I.1, Sultanli S.2 (Republic of Azerbaijan) Систематизация факторов развития регионального туризма Халилов И. Б.1, Султанлы С. И.2 (Азербайджанская Республика)

'Халилов Ильгар Бейляр оглу /Xalilov Ilgar - кандидат географических наук, доцент; 2Султанлы Саида Исмет гызы / Sultanli Saida - доктор философии по географии,

старший преподаватель, кафедра охраны и экономики окружающей среды, Азербайджанский государственный экономический университет, г. Баку, Азербайджанская Республика

Аннотация: в статье показана целесообразность рассмотрения туризма как сегмента региональной экономики. Показаны объемы инвестиций в сферу туризма за последние годы в Азербайджане. Систематизированные факторы развития туризма показаны со структурными элементами на примере одного из регионов страны.

Abstract: the article review the appropriateness of the analize of tourism as a segment of the regional economy. Showed the volume of investment in tourism in last years in Azerbaijan. Systematization offactors of the development of tourism are shown with the structural elements on the example of one of the regions of the country.

Ключевые слова: туризм, инвестиции, региональный туризм, потенциал, условия и факторы, социально-экономический.

Keywords: tourism, investment, regional tourism, potential, conditions and factors, socioeconomic.

Индустрия туризма - одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики во всем мире. Во многих странах от него зависят благополучие и процветание государства. Развитие туристической отрасли оздоровляет всю экономику страны и стимулирует повышение уровня жизни. Согласно расчетам Всемирного совета по путешествиям и туризму (WTTC), одно рабочее место в туристическом секторе ведет к появлению 20 вакансий в сопутствующих отраслях.

Анализ и наблюдения развития отдельных видов туристической деятельности в стране показывают, что за последние 10 лет в общем объеме изменений туристических потребностей происходит устойчивое развитие. Централизованные бюджетные, местные и муниципальные органы при использовании финансовых ресурсов для развития объектов туризма проявляют тенденцию к росту (рис. 1).

2204

1407.3 1473,2

- 949,2 ■ 1371 |

527,8

у 1 1_

2009 2010 2011 2012 2013 2014

Рис. 1. Объем инвестиций в сферу туризма в 2009-2014 гг., в млн. ман. [1]

К тому же, участие государства в развитии туризма уменьшается, и увеличивается доля частного сектора. Исключая отдельные годы, отрицательное воздействие имеет ряд субъективных, организационных и внешнеэкономических факторов на общий и частный рост объема туризма. Согласно статистическим данным, в 2015 году в Азербайджан прибыло более 2 миллионов человек. Большая часть (95 %) это туристы из России, Турции, Грузии, Ирана, граждане стран СНГ. Согласно оценкам Министерства культуры и туризма АР, число азербайджанских граждан, выехавших из страны в качестве туристов, в 2015 г. составило 3 миллиона 700 тысяч, что на 10 % меньше, чем годом ранее. Граждане Азербайджана при этом ежегодно тратили за границей порядка 1,5 миллиардов долларов США. Тенденция к снижению количества выезжающих продолжится и в 2016-м в силу известных причин экономического характера. Из страны большая часть граждан выезжает в Турцию, Россию, Иран, ОАЭ, СНГ.

Рассматривая туризм как сегмент региональной экономики, важно учитывать характер взаимодействия туризма и региона. Такой подход к туризму на данной территории дает определенные преимущества, и регион рассматривается как [2]:

- пространственно-определенная территория, где размещаются объекты туристического интереса и инфраструктура обслуживания;

- как социально-экономический комплекс, в котором предоставляются квалифицированные кадры, ведется формирование и управление туристическим регионом.

По своей природе туризм связан с конкретными ресурсами, географическими факторами, особенностями региона и другими факторами. В АР, обладающей территориями, различающимися по природным, социальным и экономическим факторам, целесообразен подход на основе анализа развития туризма по регионам. При этом развитие туризма в регионах, ведет к повышению туристической привлекательности страны в целом. Известно, что под региональным туризмом определяют туристическую деятельность, характерную для конкретного региона, совокупности стран или территорий с однотипными условиями развития туризма и схожим уровнем туристической освоенности [3, с. 31-34]. В АР несколько регионов имеют большой потенциал для формирования и развития туризма: Исмаиллы-Гебеле-Шеки-Гах-Балакен, Губа-Девечи-Гусар-Хачмаз и другие. Недостаточно эффективное управление в этой сфере является препятствием для реализации этого потенциала. Становление и развитие туризма в каждом перспективном регионе реализуется при наличии следующих факторов: рекреационные ресурсы, инфраструктура, кадры, капитал, система управления.

Был проведен анализ региона Шемаха-Гянджа-Гёйгель-Газах (один из туристических маршрутов страны). Сгруппированные условия его развития показаны в трех системных

блоках со структурными элементами, аналогично показанным в работе [2] основным блокам (табл. 1).

Таблица 1.Основные условия развития туризма в регионах АР

№ Системные блоки Структурные элементы

1. Территориально -ресурсный - Территория региона (как направление и маршрут туристических потоков). - Природно-географические, историко-культурные особенности и ресурсы территории.

2. Социально-экономический - Удовлетворение туристических потребностей. - Обеспеченность местными трудовыми ресурсами. - Доступность информации о видах туризма.

3. Организационно-управленческий - Организация туристической деятельности в регионе и ее финансовое обеспечение. - Развитие туристической инфраструктуры и транспортная доступность региона. - Планирование и управление развитием туризма региона. - Безопасность туристов в регионе.

На наш взгляд, показанные выше условия развития применимы для формирования эффективной региональной политики, состоящей из комплекса мер, программ, методов и направлений для функционирования сферы туризма региона. При этом природно -географические, историко-культурные особенности и ресурсы территории являются основой развития туризма в регионе. Так, комплексный анализ 1-го блока (территориально -ресурсного) позволит определить эффективность использования рекреационного и ресурсного потенциала, не задействованных в сфере регионального туризма, и выявить новые перспективные виды туризма. Рассмотренный нами регион Шемаха-Гянджа-Гёйгель-Газах обладает потенциалом для экологического и аграрного туризма. 2-й блок (социально-экономический) позволяет оценить обеспеченность региона трудовыми ресурсами в сфере туризма, проанализировать эффективность занятости местного населения. Анализ же 3-го блока (организационно-управленческого) помогает в объективной оценке имеющейся материально-технической базы региона определить управленческую систему по координации туризма в регионе.

Концепция реформирования и использования туристического потенциала регионов Азербайджана играет важную роль в реализации государственных социально-экономических программ. При этом привлечение в экономический оборот природно -географического и экономического потенциала остается приоритетным направлением. Системное использование вышеназванных факторов неизменно приведет к изменению структуры и динамики регионального туризма в стране.

Литература

1. Государственный комитет по статистке Азербайджанской Республики. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.stat.gov.az/source/tourism. (дата обращения: 14.04.2016).

2. Зализняк Е. А. Региональный туризм: основные признаки и условия развития. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/zaliznyak.htm. (дата обращения: 14.04.2016).

3. Зорин И. В., Квартальное В. А., Ирисова Т. А. и др. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: учебник. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 272.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.