Научная статья на тему 'Конкурентоспособность туристического сектора Азербайджана'

Конкурентоспособность туристического сектора Азербайджана Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
638
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЙ СЕКТОР РЕСПУБЛИКИ АЗЕРБАЙДЖАН / THE TOURISM SECTOR OF THE REPUBLIC OF AZERBAIJAN / СЕКТОР УСЛУГ / NON-OIL SECTOR / НЕНЕФТЯНОЙ СЕКТОР / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / SWOT-АНАЛИЗ / SWOT-ANALYSIS / SERVICE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гусейнов Шахин Рагим Оглы

В статье описано современное состояние туристического сектора Азербайджана. Определены место и роль данного сегмента в экономике страны. Рассмотрены государственные программы социально-экономического развития регионов и Государственная программа по развитию туризма на 2002-2005 и 2010-2014 гг. в Азербайджанской Республике. Также в статье уделено внимание условиям реализации концепции развития «Азербайджан 2020: взгляд в будущее». В результате изучения слабых и сильных сторон автором предложены рекомендации по повышению конкурентоспособности туристического сектора Азербайджана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPETITIVENESS OF THE TOURISM SECTOR OF AZERBAIJAN

The article describe the current state of the tourism sector. The place and role of this segment was determined in the economy of the country. Cursorily examined the state of socio-economic development of regions and the State Tourism Development Program for 2002-2005 and 2010-2014 of the Republic of Azerbaijan. The article also paid attention to the conditions of implementation of the concept of «Azerbaijan 2020: Looking to the Future». As the result of study of the major strengths and weaknesses the author offers recommendations for improving the competitiveness of the tourism sector of the country.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность туристического сектора Азербайджана»

УДК 338.1

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТУРИСТИЧЕСКОГО СЕКТОРА

АЗЕРБАЙДЖАНА

Ш.Р. оглы 1усейнов

Российский экономический университет имени ГВ. Плеханова E-mail: [email protected]

В статье описано современное состояние туристического сектора Азербайджана. Определены место и роль данного сегмента в экономике страны. Рассмотрены государственные программы социально-экономического развития регионов и Государственная программа по развитию туризма на 2002-2005 и 2010-2014 гг. в Азербайджанской Республике. Также в статье уделено внимание условиям реализации концепции развития «Азербайджан - 2020: взгляд в будущее». В результате изучения слабых и сильных сторон автором предложены рекомендации по повышению конкурентоспособности туристического сектора Азербайджана.

Ключевые слова: туристический сектор Республики Азербайджан, сектор услуг, ненефтяной сектор, конкурентоспособность, swot-анализ.

THE COMPETITIVENESS OF THE TOURISM SECTOR OF AZERBAIJAN

Guseynov Shahin

Plekhanov Russian University of Economics E-mail: [email protected]

The article describe the current state of the tourism sector. The place and role of this segment was determined in the economy of the country. Cursorily examined the state of socio-economic development of regions and the State Tourism Development Program for 2002-2005 and 2010-2014 of the Republic of Azerbaijan. The article also paid attention to the conditions of implementation of the concept of «Azerbaijan - 2020: Looking to the Future». As the result of study of the major strengths and weaknesses the author offers recommendations for improving the competitiveness of the tourism sector of the country.

Key words: the tourism sector of the Republic of Azerbaijan, service, the non-oil sector, competitiveness, swot-analysis.

После распада СССР перед руководством Азербайджана встала проблема определения нового эффективного направления развития и выбора конкурентообразующих сфер экономического роста.

Азербайджан в последние годы усиленно наращивает ненефтяной сектор. Благодаря этому страна избежала «голландского синдрома». Около 50 % ВВП формируется в ненефтяном секторе, и по прогнозам в ближайшее время зависимость от нефти значительно снизится. Туристический сектор Азербайджана находится в стадии активного развития под надзором и при поддержке со стороны государства.

Однако роль и место Азербайджанской Республики на мировом рынке услуг незначительны в условиях жесткой конкуренции со стороны стран-лидеров и в условиях трансформации экономической модели. Но Азербайджанская Республика обладает определенным потенциалом роста за счет активного развития национального рынка туристских услуг [3].

© Гусейнов Ш.Р. оглы, 2015

Доля туризма в ВВП Азербайджанской Республики составляет около 2 %. Росту туристической индустрии в стране способствовало объявление 2011 г. - Годом туризма.

За последние 10 лет сильно возрос объем экспортируемых туристических услуг - в 2012 г. показатель составил 57 %. Импорт туристических услуг увеличился по сравнению с 2002 г. до 34 %.

Количество приезжающих в страну туристов в 2002 г. - 834 тыс. человек, тогда как в 2012 г. этот показатель увеличился втрое, составив 2 484 тыс. человек. Около трети всех туристов, посещающих Азербайджан, приезжают из Российской Федерации - 35,75 %. Росту ключевых показателей туристической сферы способствовали проведенные в Азербайджане международные мероприятия, рост числа бренд-отелей и экономическая ситуация в целом. Число иностранных туристов в Азербайджане в 2012 г. выросло на 11 % в сравнении с предыдущим годом. Этот показатель был одним из самых высоких в Европе. Большинство приезжающих туристов составляют те, кто находится в стране в течение 3-6 дней, в результате увеличиваются доходы от соответствующего сервиса [1, с. 252-254].

Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений, и благоприятных условий для инвестиций; содействия в продвижении продукта на внутреннем и мировом рынках; обеспечения защиты прав, интересов и безопасности туристов, лицензирования, стандартизации, сертификации продукта. Государством устанавливаются правила въезда, выезда, а также пребывания на территории Азербайджанской Республики. Государство также предоставляет льготные кредиты, налоговые и таможенные льготы туроператорам и турагентам, поощряет развитие научных исследований в туристической сфере и содействует участию азербайджанских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах [5].

Особого внимания при изучении туристической отрасли Азербайджанской Республики заслуживают Государственные программы социально-экономического развития регионов на 2004-2008 и 2009-2013 гг. и Государственная программа по развитию туризма на 2002-2005 и 2010-2014 гг. В рамках реализации концепции развития «Азербайджан - 2020: взгляд в будущее» предусмотрено усовершенствование законодательства и стандартов в туристической сфере; развитие инфраструктуры; принятие необходимых мер по полноценному использованию потенциала Каспийского моря; стимулирование деятельности в регионах; расширение сферы отвечающих международным стандартам услуг, усиление информационно-пропагандистской работы путем создания соответствующих маршрутов с учетом национальных, историко-культурных, социально-экономических и природных особенностей; поощрение различных видов туризма; рост конкурентоспособности этой отрасли и повышение ее удельного веса в ВВП [4].

Несмотря на то, что международный туризм в Азербайджане специализирован в основном по выездному туризму, в Республике имеется комплекс благоприятных условий и для развития туризма внутри страны, уже создан необходимый потенциал, нуждающийся в совершенствовании форм и методов его использования [2, с. 30-33].

К сильным сторонам развития туристической отрасли в Азербайджане можно отнести:

- уникальное культурно-историческое и природное наследие страны, представляющие собой особый интерес для иностранных туристов;

- лечебную нафталанскую нефть;

- 750 км территорий побережья Каспия;

- политическую стабильность и повышение уровня безопасности в стране;

- рост доходов граждан на душу населения, стабильность национальной валюты.

Слабыми сторонами являются:

- недостаточно развитая туристская инфраструктура в большинстве регионов страны;

- высокая стоимость проживания в гостиницах, питания, транспорта и иных услуг, предлагаемых туристам, существенно превышающая среднеевропейский уровень;

- препятствия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, состоящие в отсутствии готовых инвестиционных площадок, наличии административных барьеров, невыгодных условий земельной аренды;

- в целом сохраняющийся дефицит квалифицированных кадров, что определяет невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии;

- сохранение негативных стереотипов восприятия образа Азербайджана;

- недостаточная государственная некоммерческая реклама туристских возможностей страны.

Угрозу развития туристического сектора Азербайджана представляют:

- возможное снижение стоимости туристических пакетов в соседнюю Турцию, что приведет к оттоку туристов;

- беженцы из соседних стран, имеющих убежище в связи с боевыми действиями в приграничных странах;

- не совсем благоприятная сейсмическая обстановка;

- нерешенная проблема Нагорного Карабаха;

- макроэкономические риски, связанные с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, со снижением темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности, с высокой инфляцией, кризисом банковской системы;

- финансовые риски, связанные с возникновением бюджетного дефицита и вследствие этого недостаточным уровнем бюджетного финансирования.

По мнению автора, для того, чтобы повысить привлекательность туристического сектора Азербайджана:

1. Необходимо повысить конкурентоспособность туристского продукта посредством выделения государственных бюджетных средств, достаточных для некоммерческого продвижения туристского продукта на внутреннем и мировом рынках. При этом следует отметить, что для сферы туризма характерен кумулятивный эффект, когда эффективность от вложенных средств в продвижение туристского продукта и туристскую инфраструктуру проявляется через несколько лет постоянных вложений этих средств.

2. Рекомендуется создать эффективные механизмы государственного регулирования и управления в сфере туризма с использованием передового международного опыта. Сегодня в ряде зарубежных стран туристическая деятельность подразделяется на категории. Таким образом, в турбизнесе необходимо определить различия между операторской деятельностью и спецификой турагентства, а для повышения конкурентоспособности туризма страны на мировом рынке туристических услуг найти приемлемый компромисс в коллегиальной деятельности компаний-новичков и опытных туроператоров.

3. Необходимо создать положительный образ Азербайджана как безопасной страны для посещения туристами на информационных туристических сайтах. Широкая рекламная кампания туристских возможностей страны способствует росту количества иностранных и отечественных туристов, а следовательно, и росту поступлений в экономику страны.

4. Нужно повысить инвестиционную привлекательность. Азербайджан обладает огромным потенциалом в развитии таких отраслей туризма, как лечебно-оздоровительный, охотничий, горный, зимний, пляжный, экологический, а предприятий в стране мало, поэтому эта сфера в скором времени будет наиболее благоприятна для инвестирования.

5. Следует продвигать Азербайджан как туристское направление на международном и внутреннем туристских рынках: организация единой национальной экспозиции на крупнейших международных туристских выставках, проведение некоммерческой рекламы туристских возможностей Азербайджана; изготовление рекламно-информационной имиджевой продукции; проведение международных событийных мероприятий.

6. Требуется усовершенствовать систему кредитования и субсидирования, предпринимателей, занятых в сфере туризма, предоставление долгосрочных кредитов из Фонда развития предпринимательства министерства экономического развития и создание аналогичного фонда в составе министерства культуры и туризма создаст благоприятные условия для увеличения числа компаний в стране.

7 Необходимо модернизировать инфраструктуру. Наибольший удельный вес туристического потока приходится на долю автомобильного транспорта. Для международных туристических перевозок Азербайджан может играть транзитную роль. Основной возможностью развития туристического сектора может стать строительство морского порта и аэропорта вблизи Набрана - перспективной туристической зоны, ежегодно привлекающей десятки тысяч отдыхающих.

8. Рекомендуется развивать производственный сектор. Среди различных аспектов влияния туризма на экономику Республики следует выделить производство товаров для туристов (национальная одежда, различные сувениры, товары с национальным колоритом). Производство продукции и услуг можно построить на основе заказов туристической отрасли.

9. Следует увеличить количество фирм туристической отрасли. Развитие малого бизнеса в туристской сфере будет способствовать созданию сети ресторанов, кемпингов, отелей, пансионатов, системы развлекательных центров; производству сувениров, занятости населения, увеличению вложенных инвестиций и развитию социальной инфраструктуры.

10. Необходимо распространить информацию - создание сети, объединяющей всех действующих лиц на рынке культурного туризма. Сеть должна быть соединена с международной линией, которая может помочь распространять информацию относительно страны и развивать новые рынки туризма. Этнические группы за границей, которые имеют связи со страной, к примеру, азербайджанская диаспора в США, могут быть использованы для того, чтобы развить интерес к Азербайджану и турам «Возвращение к своим корням».

11. Важно сохранение наследия. Один из наиболее эффективных путей охраны культурного наследия - использование старых зданий под гостиницы. В стране имеется большой потенциал для начала процесса перестройки зданий, что в свою очередь положит начало восстановлению зданий по всей стране. Например, существует возможность развития караван-сараев, некоторые здания которых уже используются под рестораны. Представляется возможность связать эту деятельность с программой Шелкового пути и на его основании обеспечить развитие туристического отпуска.

12. Нужно создать новые культурные маршруты. Развитие новых культурных маршрутов, связывающих главные культурные достопримечательности в пределах страны, может перераспределить существующий туристический поток и расширить его внутри страны. Эти маршруты могут охватывать широкий диапазон тематик, хотя, вероятнее всего, начинать надо с тех, которые уже имеют степень признания, например Шелковый путь.

13. Рекомендуется развивать религиозный туризм. Существующие в стране религиозные объекты, места посещения, проживания и могилы известных людей в исламской религии также являются местом посещения туристов.

14. Следует развить лечебный туризм. В республике целесообразно строительство курортно-оздоровительных центров (спа-центров). Наиболее перспективными регионами являются Загатала (Джар), Огуз (Хал-Хал), Габала (Бум), Исмаиллы (Бадо), 1уба (Халтан, Джимми, Хаши), Масаллы (Янарбаба), Гедабек (Славянка), Гёйгёль (Тогана, Чайкенд), Нахичевань (Бадамлы, Сираб, Вайхыр, Дарыдаг) [6].

15. Важно развитие зимнего туризма. Таким образом, туризм будет развиваться не только летом, но и в течение всего года, что означает приток туристов и валюты в Гусарский район Азербайджана.

16. Необходимо обратить внимание на развитие делового туризма, который охватывает так называемую индустрию MICE (Meetings Incentives Conventions Exhibition) - деловые встречи, событийные мероприятия, конференции, выставки, входит в четверку самых перспективных видов туризма в мире и имеет большое значение для развития региональных и национальных экономик. Влияние MICE-индустрии проявляется в существенном приросте регионального и национального доходов за счет организации и проведения различных деловых мероприятий. Одна из особенностей делового туризма - устойчивость - делает особо привлекательным развитие этого направления в Азербайджанской Республике

17 Рекомендуется стимулирование развития агротуризма и экологического туризма. Наличие природных пейзажей, экзотических ландшафтов,

природных памятников, а также разнообразность климата на территории страны имеют большое значение в развитии данного сегмента экономики.

В настоящее время туризм в Азербайджане развивается по восходящей линии. Реализация государственных программ по развитию туризма приносит свои плоды в виде стремительного развития этой сферы в Азербайджане. В республике уже созданы строительные комплексы и предприятия бытового обслуживания, которые по мере их роста позволят принять достаточное количество туристов.

Таким образом, развитие туризма как ненефтяного сектора, приносящего большую прибыль, способно решить задачи социально-экономического развития, что в целом отразится на преобразовании туризма в одну из основных опор развития экономики страны.

Литература

1. Алирзаев А., Мамедов Е. Актуальные проблемы развития туризма в Азербайджане // Общество и экономика. 2008. № 3-4.

2. Рагимов С.Г. Факторы, сдерживающие развитие туризма в Азербайджане // Туризм и рекреация: проблемы и перспективы: материалы 2-й научно-практической конференции. Баку: Мутарджим, 2008.

3. Главные факторы развития туризма. URL: http://tourfaq.net/ travel-business/ glavnye-faktory-vliyayushhie-na-razvitiya-turizma/

4. Концепция развития «Азербайджан - 2020: взгляд в будущее». URL: http://www. president.az/files/future_ru.pdf.

5. Мусаева Н. Развитие туризма в рамках государственной политики Азербайджана. URL: http://www.du.lv/files/000/008/328/Musajeva.pdf?1381265842.

6. Туризм в Азербайджане. URL: http://azerbaijan.tourism.az/ ru/pages/17

Bibliography

1. Alirzaev A., Mamedov E. Aktual'nye problemy razvitija turizma v Azerbajdzhane // Obshhestvo i jekonomika. 2008. № 3-4.

2. Ragimov S.G. Faktory, sderzhivajushhie razvitie turizma v Azerbajdzhane // Turizm i rekreacija: problemy i perspektivy: materialy 2-j nauchno-prakticheskoj konferencii. Baku: Mutardzhim, 2008.

3. Glavnye faktory razvitija turizma. URL: http://tourfaq.net/ travel-business/glavnye-faktory-vliyayushhie-na-razvitiya-turizma/

4. Koncepcija razvitija «Azerbajdzhan - 2020: vzgljad v budushhee». URL: http://www. president.az/files/future_ru.pdf.

5. Musaeva N. Razvitie turizma v ramkah gosudarstvennoj politiki Azerbajdzhana. URL: http://www.du.lv/files/000/008/328/Musajeva.pdf?1381265842.

6. Turizm v Azerbajdzhane. URL: http://azerbaijan.tourism.az/ ru/pages/17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.