Научная статья на тему 'Применение средств физической подготовки и спорта в формировании профессиональных компетенций и толерантного поведения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России'

Применение средств физической подготовки и спорта в формировании профессиональных компетенций и толерантного поведения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
КУРСАНТ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПОРТ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / CADET / PHYSICAL TRAINING / SPORT / COMPETENCE / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Михаил Борисович

В статье описаны некоторые моменты применения средств физической подготовки и спорта в формировании профессиональных компетенций и толерантного поведения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Михаил Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF MEANS OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS IN FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES AND TOLERANT BEHAVIOR OF CADETS AND LISTENERS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article describes some aspects of the use of physical training and sports in the formation of professional competencies and tolerant behavior of cadets and students of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Применение средств физической подготовки и спорта в формировании профессиональных компетенций и толерантного поведения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России»

УДК 796.011.3+378

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И СПОРТА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

APPLICATION OF MEANS OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS IN FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES AND TOLERANT BEHAVIOR OF CADETS AND LISTENERS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Кузнецов Михаил Борисович

преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Kuznetsov Mikhail Borisovich

Lecturer

chair of physical training and sport, Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Аннотация. В статье описаны некоторые моменты применения средств физической подготовки и спорта в формировании профессиональных компетенций и толерантного поведения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.

Abstract. The article describes some aspects of the use of physical training and sports in the formation of professional competencies and tolerant behavior of cadets and students of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia.

Ключевые слова: курсант, физическая подготовка, спорт, компетенция, толерантность.

Keywords: cadet, physical training, sport, competence, tolerance.

Занятия физической подготовкой и спортом являются оптимальным средством формирования профессиональных компетенций и толерантного поведения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Во время подвижных и спортивных игр и эстафет выстраиваются межличностные взаимоотношения, совершенствуются навыки сотрудничества.

Необходимость проявления толерантности нередко связана с наличием значительной напряженности ситуации (стресса) в отношениях между людьми.

I I VS U W U

На сегодняшний день, очевидно, что «важной стратегической задачей реформирования образования на современном этапе развития российского общества является необходимость содействия физическому, психическому здоровью молодежи, утверждение приоритетов здорового образа жизни» [1, с. 209].

В некоторых научных источниках успешность функционирования человека в напряженных условиях связывают с различными социально-психологическими особенностями личности: тревожностью, уверенностью в себе, мотивацией достижения успеха и избегания неудачи. Как отмечают специалисты, индивиды с минимальным уровнем того или иного негативного либо положительного личного качества, при прочих равных условиях более успешно выполняют экспериментальное задание, чем индивиды с высоким уровнем этого качества.

Поскольку психика молодежи еще не обладает достаточным уровнем устойчивости в силу возрастных особенностей, молодые люди «не всегда адекватно воспринимают существующие реалий жизни, необходимо четко понимать, какие формы толерантности существуют именно на уровне психологии личности».

По мнению некоторых авторов, толерантность представляет собой «структурообразующий компонент в организации общества», это не только норма гуманных человеческих отношений, но и реальная «организующая сила в развитии общества».

Данное обстоятельство означает, что за идентичными проявлениями толерантного поведения стоят совершенно различные психологические и физиологические параметры. Наличие такой неоднозначности может поставить под сомнение возможность создания строго объективно сформированной характеристики, такой как толерантное поведение человека, свидетельствуя об отсутствии на сегодняшний день стройной концепции планомерного научного поиска наиболее значимых компонентов толерантности. На сегодняшний день очевидно, что «воспитание толерантности у молодежи должно стать одной из ведущих образовательных задач нового века».

Занятия физкультурой и спортом могут быть рассмотрены в качестве социально обусловленной модели целевого поведения курсанта, значение которого связано с необходимостью гармоничного развития различных сторон личности, качеств ее тела и духовного мира. В рамках психолого-педагогической проблематики задача формирования толерантного поведения учащейся молодежи обнаруживает четкую связь задачами достижения благополучия, здоровья, высокого уровня работоспособности и профессионально значимых качеств личности. При этом установки толерантного поведения актуализируют возможности объективной оценки индивидуальных и групповых различий, позволяя выявить и охарактеризовать отдельные психологические и социальные особенности межличностного и межгруппового взаимодействия в условиях поликультурного пространства [2, с. 7].

Ускоряющиеся темпы развития социально-экономических условий в жизни современного общества обостряют конкуренцию среди будущих специалистов в борьбе за «достойное место работы». В этой связи, ведущими факторами, определяющими толерантное поведение, являются: профессиональная компетентность, профессиональное здоровье и объем практического опыта. И если практический опыт можно получить только в производственных условиях и на протяжении какого-то времени работы, то оба первых фактора - в процессе обучения.

Формирование установок толерантного поведения тесно с вязано с понятием социальной компетентности, которая включает такие составляющие,

как отношение личности к коллективу и коллектива к личности. Социальная компетенция представляет собой способность личности выполнять нормы и правила жизнедеятельности в обществе, готовность принимать на себя ответственность за собственную деятельность и возможные ее результаты, соотнося личные интересы с социально обусловленными потребностями современного общества.

Так, например, одним из важнейших показателей социальной компетентности является сплоченность коллектива как степень единства данного коллектива, проявляющаяся в общих убеждениях, традициях, характере межличностных отношений и единстве практической деятельности. При этом, одной из наиболее распространенных причин конфликтных ситуаций внутри учебных групп является низкий уровень сформированной коммуникативной компетентности учащихся и педагогов. В то же время, если говорить о занятиях физической подготовкой, то всякая спортивная деятельность требует координированного взаимодействия участников друг с другом. Поэтому она должна осуществляться в условиях благоприятного социально-психологического климата, а он в свою очередь выражается в коммуникативных компетенциях взаимодействующих между собой субъектов.

Ведущие ученые отмечают, что практика и научные исследования свидетельствуют о том, что подвижные игры создают благоприятные условия для формирования важных нравственных качеств: умение проникаться общими интересами, радоваться успехам товарищей, проявлять желание оказать помощь [3, с. 78].

На наш взгляд, одной из слабых сторон существующих подходов к исследованию факторов толерантности, исключающих возможность стать подлинными психологическими основаниями исследования данной проблемы, является применение в них чаще всего формальных методов к тому, что неформализуемо, рассмотрение толерантности только как некоторых отдельных абстрактных параметров, социальная и психологическая природа многих из которых совершенно не раскрыта. В научной литературе нередко преувеличивается роль биологических предпосылок в становлении эмоциональной устойчивости, толерантности, недооценивается роль социально-обусловленных факторов.

Существует мнение, что толерантный курсант и слушатель в силу особой тактики построения своего поведения по отношению к коллективу добивается большей результативности в различных сферах деятельности. Приобретенные в процессе занятия физической культуры навыки и способности позитивных межличностных взаимоотношений, служат прочной основой для проявления среди учащейся молодежи чувства товарищества, взаимовыручки, способности заботиться об общем успехе и в будущем.

В данном контексте наиболее рельефно обнаруживается свойство физической культуры как «школы воспитания», развивающей не только ловкость, меткость, быстроту, силу и т.д., но и стремление к справедливости, чести, порядочности, взаимопомощи, бескорыстию, терпимости, любви и долгу.

На занятиях физической подготовкой наиболее успешно могут быть сформированы установки межличностной на уровне коммуникативной толерантности (доброжелательность, принятие, доверие) и уровне когнитивной

толерантности (знания нормативно-ролевых моделей).

С нашей точки зрения, сопоставление толерантности той или иной категории молодых людей с различными социально-личностными особенностями может быть оправдано лишь в том случае, если последние являются постоянными характеристиками учащихся, проявляющимися в самых различных жизненных ситуациях.

Несомненноважным способом формирования в общественном мышлении стратегии толерантностиявляется система образования. При этом педагогу необходимо учитывать, что толерантное поведение в молодежнойсреде будет способствовать разрешению конфликтов и сохранению доброжелательных отношений между учащимися. И здесь в качестве формы воспитательного процесса, основой формирования стратегии толерантного поведения являются непосредственно занятия физической культурой и спортом [4, с. 106].

Известно, что особенности тех или иных видов спорта помогают курсантам и слушателям вырабатывать различные качества, необходимые в будущей профессиональной деятельности. Благодаря спортивным занятиям обучающиеся приобретают навыки взаимодействия в команде, подчиняя при необходимости собственные личные интересы интересам коллектива, становится более дисциплинированными и коммуникабельными. Тем более, что занятия физической подготовкой, прежде всего, сами игровые моменты, воспроизводят различные жизненные ситуации [5, с. 114].

Целенаправленно преодолевая трудности на спортивных тренировках, борясь с напряжением и утомлением, обучающийся воспитывает силу воли, повышает уверенность в себе и учится правильно распределять силы при различных видах деятельности. Медленное и спокойное выполнение каких-либо упражнений способствует снятию нервно-эмоциональных напряжений. Элементы случайности свойственные занятиям физической культуры, интенсивный темп сменяемости различных ситуаций, мощное и продолжительное воздействие психологической нагрузки эмоционального характера закаляет курсантов, делая их более выносливыми и приспособленными, что, несомненно, пригодится в будущем [6, с. 78].

Наиболее ценным в отношении молодежи, занимающейся спортом, является формирование таких качеств, как эмоциональное равновесие в различных ситуациях и превосходное ориентирование в быстро изменяющейся обстановке.

При групповых занятиях физической подготовкой происходит выстраивание межличностных взаимоотношений, совершенствуются навыки сотрудничества во время подвижных игр и эстафет.

Спортивные эстафеты помогают не только сделать коллектив более сплоченным, но и учат молодых людей доверию. Вследствие командной игры происходит повышение коммуникативной культуры. Следует учитывать, что как методы обучения способствуют созданию благоприятной и позитивной атмосферы коллективной работы и повышению командного духа, так и благоприятная среда способствует повышению эффективности этих методов.

Преподавателю необходимо следить за тем, чтобы общая атмосфера на занятиях физической подготовкой была дружественной и эмоционально наполненной, не только мотивируя к совершению необходимых действий, но и

содействуя сплоченности команды.

Наиболее эмоционально насыщенные моменты, яркие впечатления, позитивный настрой и стремление к общению может дать совместная, коллективная тренировка или подготовка и выступление в различных соревнованиях. Вместе пережитые положительные моменты и полученные эмоции подпитывают спортивный процесс, в ходе которого обучающийся ощущает поддержку со стороны, что побуждает его совершать действия, на которые он сам изначально бы не решился. Физическая культура и спорт могут сплотить людей, невзирая на границы культуры и религии, помогают возобновлять диалоги и находить каналы коммуникации, делают молодых людей более терпимыми и примиряют [7, с. 70].

Следует учитывать, что физическая культура, как и культура в целом является одним из наиболее цивилизованных способов взаимоотношений людей в обществе. Влияние спорта в современном мире достаточно велико.

Физическаякультура, способна воспитывать в человеке способность адекватно реагировать на внешнее воздействие, максимально активизируя организм и психику при полном эмоциональном равновесии, помогая интуитивно действовать в экстремальной ситуации вынужденного переселения и даже управлять ею. С дальнейшим развитием физической культуры и спорта и его продвижением в обществе толерантность должна все больше укреплять свои позиции [1, с. 210, 2, с. 6].

Резюмируя, следует отметить, что физическая подготовка является одним из важных средств обучения и воспитания курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. В целях разрешения межличностных конфликтов, основные задачи формирования учебного процесса на занятиях физической подготовкой заключается в следующем: повышение уровня морально-волевых качеств и умений, являющихся средством решения разногласий как факторов, снижающих риск возникновения конфликтных ситуаций; формирование и развитие навыков решения межличностных конфликтов, необходимых для успешногорешения совместно выполняемых задач; повышение конфликтологической грамотности в овладении стратегиями эффективного взаимодействия, способами разрешения и предупреждения конфликтов.

Литература

1. Алдошин А. В., Алдошина Е. А., Демина А. В., Иванина Л. И. Регулирование процессов самопознания и самоуправления психофизическим состоянием обучающихся вузов в образовательном пространстве физической культуры // Ученые записки Орловского государственного университета. 2018. № 2 (79). С. 209-213.

2. Баркалов С. Н. Основные направления взаимосвязи физкультурной и профессиональной деятельности // Наука-2020. 2018. № 8 (24). С. 5-9.

3. Баркалов С. Н. Актуальные аспекты оптимизации образовательного процесса по физической подготовке в вузах МВД России // Наука-2020. 2018. № 1-2 (17). С. 7780.

4. Моськин С. А. Роль физической подготовки в профессиональном обучении курсантов и слушателей для практической деятельности в ОВД // Наука-2020. 2018.

№ 1-1 (17). С. 104-109.

5. Еремин Р. В. Роль физического воспитания в профессиональной подготовленности курсантов вузов МВД России, обучающихся по профилю ГИБДД // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2017. № 3 772). С. 113-116.

6. Панферов Р. Г. Физическая подготовка как неотъемлемый элемент оперативно-боевой подготовки сотрудников органов внутренних дел // Наука-2020. 2018. № 8 (24). С. 76-79.

7. Герасимов И. В. Физическая культура и профессиональная физическая активность // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2018. С. 70-72.

References

1. Aldoshin A. V., aldoshina E. A., Demina A. V., Ivanina L. I Regulation of the processes of self-knowledge and self-management by the psychophysical state of students in the educational space of physical culture// Scientific notes of Orel state University. 2018. № 2 (79). P. 209-213.

2. Barkalov S. N. The main directions of interrelation of physical culture and professional activity//Nauka-2020. 2018. № 8 (24). P.5-9.

3. Barkalov S. N. Actual aspects of optimization of educational process on physical training in universities of the Ministry of internal Affairs of Russia// Nauka-2020. 2018. № 1-2 (17). P. 77-80.

4. Moskin S. A. the Role of physical training in professional training of cadets and trainees for practical activities in ATS// Nauka-2020. 2018. № 1-1 (17). P. 104-109.

5. Eremin R. V. the Role of physical education in the professional training of cadets of the Ministry of internal Affairs of Russia, studying on the profile of the traffic police// Scientific Bulletin of the Orel law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V V Lukyanov. 2017. № 3 (72). P. 113-116.

6. Panferov R. G. Physical training as an integral element of operational and combat training of employees of internal Affairs// Nauka-2020. 2018. № 8 (24). P. 76-79.

7. Gerasimov I V. Physical culture and professional physical activity// Improvement of physical training of law enforcement officers: collection of articles. Eagle: Orui Affairs of Russia named after V V Lukyanov, 2018. P. 70-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.