universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (187), pp. 64-67.
2. Guliev, R.A. and Tarbeev, N.N. (2019), "Assessment of physical fitness of students of the Volgograd State Medical University from the first to the fifth courses", Physical culture, health care and education: materials of the XIII International scientific and practical conference dedicated to the memory of VS. Pirusky, Tomsk, pp. 299-301.
3. Efremova, Yu.A. (2018), "Dynamics of technical indicators of football players of the Volgograd State Medical University team", Actual problems of experimental and clinical medicine: materials of the 76th international scientific-practical conference of young scientists and students, Volgograd, pp. 564-565.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.11.2020
УДК 799.31
ПРИМЕНЕНИЕ СПОРТИВНЫХ МЕТОДИК ПРИ ОБУЧЕНИИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОВД
Сергей Николаевич Гусев, старший преподаватель, Дмитрий Владимирович Чайчен-
ко, преподаватель, Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской
Федерации
Аннотация
В настоящий момент огневая подготовка сотрудников ОВД базируется на нормативно-правовых актах жестко устанавливающие требования к стрелковым упражнениям используемых при подготовке сотрудников полиции. Данные упражнения не позволяют реализовывать практическую направленность в ходе проведения занятий. В статье рассмотрены особенности применения в учебном процессе сотрудников ОВД методик подготовки стрелков-спортсменов «Федерации практической стрельбы России». Данные методик позволяют эффективно готовить сотрудников полиции к действиям в ситуациях с постоянно изменяющейся тактической обстановкой, а так же уменьшить факторы, отрицательно влияющие на данную подготовку. Методики подготовки стрелков-спортсменов «Федерации практической стрельбы России», использовались для проведения занятий с сотрудниками полиции, членами сборных команд по видам спорта стрельба из боевого ручного стрелкового оружия. В ходе применения данных методик обучающиеся показали высокий уровень владения оружием, а так же успешно применяли оружие в условиях повышенной психологической нагрузки. Методики подготовки стрелков-спортсменов «Федерации практической стрельбы России», показали высокую эффективность в учебном процессе сотрудников ОВД и обеспечили высокий уровень подготовки личного состава к выполнению служебных задач связанных с применением оружия.
Ключевые слова: огневая подготовка, огневой контакт, практическая стрельба, психофизиология.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p57-60
APPLICATION OF SPORTS TECHNIQUES IN TEACHING TO FIREPOWER TRAINING FOR POLICE OFFICERS
Sergey Nikolaevich Gusev, the senior teacher, Dmitry Vladimirovich Chaichenko, the teacher, Volgograd academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
Abstract
Now, fire training of police officers is based on the regulatory legal acts that strictly establish the requirements for shooting exercises used in the training of police officers. These exercises do not allow realizing a practical orientation in the course of classes. The article discusses the features of the use of training methods for shooters-athletes of the Federation of Practical Shooting of Russia in the educational process for the police officers. These techniques make it possible to effectively train police officers to act in situations with a constantly changing tactical situation, as well as reduce the factors that negatively af-
fect this training. The methods of training of the shooters-athletes of the "Federation of Practical Shooting of Russia" were used to conduct trainings with police officers, members of national teams in sports shooting from combat hand-held small arms. During the application of these techniques, the students showed a high level of weapon proficiency, and also successfully used weapons under conditions of increased psychological stress. The methods of training of the shooters-athletes of the Federation of Practical Shooting of Russia, have shown high efficiency in the educational process of police officers and ensured a high level of training of personnel to perform service tasks related to the use of weapons.
Keywords: fire training, fire contact, practical shooting, psychophysiology.
ВВЕДЕНИЕ
Практическая деятельность сотрудника тесно связана с защитой закона в самых различных ее проявлениях, пределы которой определены от словесных и психологических методов воздействия на правонарушителя до применения физической силы и огнестрельного оружия. Руководство МВД четко представляет, каким направлениям деятельности сотрудника необходимо уделить максимум внимания, произвести процесс получения профессионального, квалификационного образования, которое в будущем послужит базисом для выполнения служебных обязанностей. Именно поэтому, огневая подготовка будет являться одной из основополагающих дисциплин для обеспечения законности и правопорядка.[1] Необходимо отметить, что стрельба из табельного оружия полицейскими ведется зачастую в условиях ограниченной видимости, сами сотрудники утверждают, что сталкивались с данной ситуацией в 66 процентах случаев. Более детально можно отобразить применение сотрудниками табельного оружия на различных дистанциях: до 1 метра в 1,7 процентах случаев, до 5 метров в 31,1 процентах, до 10 метров в 29,8 процентах случаев, до 25 метров в 20,9 процентах и более 25 метров в 6,5 процентах случаев от общего количества применения оружия. Вышеуказанные сведенья актуализируют необходимость производства специальных методик обучения, которые не только формируют не только требования к повышенной безопасности с обращением оружия, но и введения определенных систем, которые позволяют производить отработку навыков и подготовку сотрудника в полном объеме.
МЕТОДИКА
Методика представляет собой алгоритм, определенный комплекс целенаправленных действий, который служит для наиболее оптимального достижения цели. Применяемо к огневой подготовке, целью будет являться достижение стрелком хороших результатов, сопряженных с соблюдением требований безопасности и формирования у обучаемого культуры обращения с оружием[2].
Методику зачастую сопоставляют с понятием тренировки, но в данном вопросе необходимо отметить, что методика является понятием более обширным, объемным. Она в некоторой степени служит планом для проведения тренировки.
Тренировка стрелка представляет собой достаточно сложный, трудоемкий, учебный процесс, который имеет своей основой улучшение физических качеств, морально-психологической подготовки, овладения техникой и тактикой стрельбы, а как следствие вышеуказанного, улучшение результатов стрелка и повышение его работоспособности. Данный процесс включает в себя комплекс различных мероприятий, начинающиеся от гигиенических мероприятий и заканчивая методическим обеспечением, и как следствие любой вид спорта, независимо от его направленности должен опираться на методические положения, которые являются основополагающими в процессе обучения и тренировочных аспектов. Непосредственно к разделам методики относят сами методы обучения, принципы тренировки и их методы, содержание, периодизация и учет как учебного, так и тренировочного процесса, проблемам которого было посвящено большое количество работ Н.В. Ковшова, С.Г. Щеголева и А.А. Хвастунова. Так, Хвастунов, на пути разработки подготовительных упражнений уделил особое внимание технике спуска курка. Данный
метод совершенствуется в концепции синтеза боевых и подготовительных упражнений. В свою очередь другим ученым - Ковшовым, было уделено особое внимание процессу прицеливания, выравнивания прицельных приспособлений и фокусировке. Проводя синтез типовых методик, выработанных учеными, и получивших наиболее широкое распространение:
1. Обучение стрельбы из двух рук. Практика показывает, что данный способ является наиболее оптимальным скоростным методом стрельбы. Характеризуется поздним введением в практическое применение на территории нашего государства. Кроме того, повышенная устойчивость, удобство положения оружия в руке оправдывают широкое распространение, которое получила данная методика.
2. Стрельба, производимая двумя выстрелами. Данная методика имеет предопределяющее значение в практической стрельбе. Опыт сотрудников показывает, что раненные одним выстрелом, преступники все еще имели возможность скрыться с места совершения преступления. При попадании двух выстрелов, непосредственно, у преступников было меньше шансов на возможность скрыться.
3. Стрельба на коротких дистанциях. В практической стрельбе актуально рассмотрение ситуации, когда преступник не расположен на относительно дальней дистанции, но есть необходимость производства выстрела.
4. Стрельба из различных положений. При необходимости производства выстрела, у сотрудника не всегда есть возможность занять специальное положение для производства стрельбы. Чаще всего в данной ситуации рассматриваются вариации стрельбы: в положении лежа, с колена, за препятствием, стрельбе с перемещениями.
Скоростная стрельба. Данная методика и вид стрельбы наиболее часто употребим при условиях ведения реального боя, когда время непосредственного боевого контакта может занять не более пяти секунд. В системе министерства внутренних дел Российской Федерации данный вид стрельбы является недооцененным.[3] Но уровень теоретических знаний в данной методике развит на хорошем уровне. Овладение приемами скоростной стрельбы из служебного оружия является ключевой целью огневой подготовки сотрудника полиции к реальному огневому контакту, который, как правило, характеризуется скоротечностью, малыми дистанциями до цели и резко изменяющимися тактическими условиями ведения огня на фоне сильного нервного напряжения. Реальный огневой контакт предусматривает стрельбу из различных положений по появляющимся и движущимся целям при встречном огне противника и при использовании им укрытий, а также наличие ложных целей, заложников или нескольких противников.
Основное отличие скоростной стрельбы от медленной заключается в том, что все составляющие элементы необходимые для производства меткого выстрела (принятие изготовки, прицеливание, спуск курка на задержке дыхания) выполняются в очень короткий промежуток времени. Все эти действия, возможно, выполнить быстро и слаженно только при соблюдении одного ключевого условия, доведения всех приемов скоростной стрельбы до автоматизма на подсознательном уровне, что достигается только путем многократных и системных тренировок, большая часть которых должна акцентироваться на повторение приемов «в холостую»[4].
Инстинктивная стрельба. Является одной из самых первых методик обучения производства выстрела. При непосредственном боевом контакте, при быстрой смене условий стрельбы, положения стреляющих, у стрелка не всегда есть возможность вести прицельный огонь. Наиболее частый вариант производства выстрела в данной методике получил вариант «от бедра».
Интуитивная стрельба позволяет поразить как одиночную мишень, так и групповые цели в самое кратчайшее время с очень большой вероятностью. Результатом стрельбы является не количество выбитых очков, а наличие пробоин в силуэте и минимальное время на поражение всех целей.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На занятиях по изучению приемов интуитивной стрельбы при создании мишенной обстановки дополнительно выставляются ложные цели (посторонние люди, свои сотрудники, заложники и т.п.), поражение которых автоматически приводит к выставлению неудовлетворительной оценки. Стрельба с фокусировкой зрения на целях позволяет видеть окружающую обстановку и исключить поражение "своих". Данные результаты показывают, что при применении базовых методик огневой подготовки не всегда можно эффективно выполнять служебные задачи.
ВЫВОД
Применения методик «Федерации практической стрельбы России» в подготовке сотрудников всегда будут вызывать неоднозначные мнения и подходы к данному вопросу. Плюрализм мнений в отрицательных аспектах представлен большой тратой боеприпасов, направленность на иностранную систему организации данного вида спорта, но занимательным в данном плане является то, что, не смотря на некоторые отрицательные характеристики, стрелки различных ведомств Российской Федерации активно применяют данные методики при подготовке сотрудников. Несомненно, именно практическая стрельба, единственная в состоянии объединить в своей компетенции три различных вида оружия, пистолет, ружье и карабин. Данное вносит аспект профессионализма стрелка, занимающего практической стрельбой, что свидетельствует о наиболее эффективном, высоком уровне возможности выполнения служебных задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вайнштейн Л.М. Путь на Олимп / Л.М. Вайнштейн. - Москва, 2005. -URL: www.shootingua.com/dop_arhiv/dop_2/books/Put_na_Olymp.pdf (дата обращения: 15.11.2020).
2. Воробьева С.М. Изучение влияния некоторых качеств, использующихся при первичном отборе, на спортивные результаты в пулевой стрельбе / С.М. Воробьева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 52-56.
3. Губа В.П. Спортивный отбор как учебная дисциплина / В.П. Губа // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 2. - С. 62-64.
4. Иткис М.А. Специальная подготовка стрелка-спортсмена / М.А. Иткис. - Москва : Изд-во ДОСААФ, 1982. - 245 с.
REFERENCES
1. Weinstein, L.M. (2005), The road to the top, Moscow, available at: www.shooting-ua.com/dop_arhiv/dop_2/books/Put_na_Olymp.pdf (date accessed: 15.11.2020).
2. Vorobyova, S. M. (2018), "Study of the effect of some of the qualities used during the initial selection at sports performance shooting", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 4 (158), pp. 52-56.
3. Guba, V.P. (2008), "Sports selection as an educational discipline", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 62-64.
4. Itkis, M.A. (1982), Special training of a shooter-athlete, DOSAAF Publishing House, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.12.2020
УДК 796.332
ПАРАМЕТРЫ БЕГОВОГО ШАГА В СТАРТОВОМ РАЗБЕГЕ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 10-11 ЛЕТ
Геннадий Васильевич Дубинин, кандидат педагогических наук, доцент, Виктор Григорьевич Семенов, доктор педагогических наук, профессор, Смоленская государственная