Научная статья на тему 'Применение специального инвестиционного контракта в условиях реализации политики импортозамещения'

Применение специального инвестиционного контракта в условиях реализации политики импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
442
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КОНТРАКТ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / «ДЕДУШКИНА ОГОВОРКА» / SPECIAL INVESTMENT AGREEMENT / INDUSTRIAL PRODUCTION / TAXATION / TAX INCENTIVES / LABOUR PRODUCTIVITY / IMPORT SUBSTITUTION / “GRANDFATHER PROVISION”

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихонова Анна Витальевна

Предметы исследования специальный инвестиционный контракт (СПИК) и практика его применения в условиях реализации политики импортозамещения. Цели статьи выявление проблем, препятствующих эффективному использованию СПИК для импортозамещения и повышения производительности труда, и выдвижение предложений по его совершенствованию. В результате исследования выявлено, что СПИК является перспективным инструментом государственного стимулирования промышленности и повышения производительности труда в условиях политики импортозамещения. Он способствует экономическому росту и увеличению ВВП, приводит к мультипликативному эффекту в национальной экономике. Заключение СПИК способствует конвергенции отдельных видов экономической деятельности по уровню производительности труда, что является неотъемлемым элементом экономического роста и формирует институциональные основы для развития промышленного производства. Однако в связи с неясностью законодательного урегулирования отдельных вопросов регулирования применения СПИК всеми участниками рынка его потенциал раскрыт не полностью. Степень распространения СПИК достаточно низкая, а полный перечень налоговых льгот, предоставляемых в рамках СПИК, доступен менее чем в 10% регионов России. С целью повышения эффективности СПИК выдвинут ряд предложений по его совершенствованию. Сделаны выводы, что результаты исследования могут быть использованы при разработке мер государственного регулирования промышленного производства в рамках реализации политики импортозамещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special Investment Agreement Application within the Framework of Import Substitution Policy Implementing

The subjects of the research are special investment agreement and practice in its application in the framework of import substitution policy implementing. The purpose of the article is to reveal problems impeding effective special investment agreement efficient utilization for import substitution and labour productivity growth, as well as to suggest measures of its perfection. The research has demonstrated that special investment agreement is a perspective instrument of state stimulating of industry and labour productivity growth in the framework of import substitution policy implementing. It facilitates economic growth and GDP increase, leads to multiplicative effect in the national economy. Special investment agreement encourages convergence of different economic activities against labour productivity level, which is an integral element of economic growth and forms institutional foundation for industrial production development. Nevertheless, because of vagueness of legislative regulation of some issues of implementing special investment agreement its potential is not completely uncovered. The degree of special investment agreement incidence is rather low, and the full list of tax incentives associated with it is available to less than 10% of Russian regions. To increase the efficiency of special investment agreement a number of suggestions has been proposed. It is concluded that the results of the research can be used in developing measures of national regulation of industrial production in the framework of the policy of import substitution.

Текст научной работы на тему «Применение специального инвестиционного контракта в условиях реализации политики импортозамещения»

(cc)

DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-6-144-153 УДК 336.02,336.22(045) JEL Н25, О25

Применение специального инвестиционного контракта в условиях реализации политики импортозамещения

А. В. Тихонова

Финансовый университет; Российский государственный аграрный университет - МСХА имени. К.А. Тимирязева,

Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-8295-8113

Предметы исследования - специальный инвестиционный контракт (СПИК) и практика его применения в условиях реализации политики импортозамещения. Цели статьи - выявление проблем, препятствующих эффективному использованию СПИК для импортозамещения и повышения производительности труда, и выдвижение предложений по его совершенствованию. В результате исследования выявлено, что СПИК является перспективным инструментом государственного стимулирования промышленности и повышения производительности труда в условиях политики импортозамещения. Он способствует экономическому росту и увеличению ВВП, приводит к мультипликативному эффекту в национальной экономике. Заключение СПИК способствует конвергенции отдельных видов экономической деятельности по уровню производительности труда, что является неотъемлемым элементом экономического роста и формирует институциональные основы для развития промышленного производства. Однако в связи с неясностью законодательного урегулирования отдельных вопросов регулирования применения СПИК всеми участниками рынка его потенциал раскрыт не полностью. Степень распространения СПИК достаточно низкая, а полный перечень налоговых льгот, предоставляемых в рамках СПИК, доступен менее чем в 10% регионов России. С целью повышения эффективности СПИК выдвинут ряд предложений по его совершенствованию. Сделаны выводы, что результаты исследования могут быть использованы при разработке мер государственного регулирования промышленного производства в рамках реализации политики импортозамещения.

Ключевые слова: специальный инвестиционный контракт; промышленное производство; налогообложение; налоговые льготы; производительность труда; импортозамещение; «дедушкина оговорка»

Для цитирования: Тихонова А. В. Применение специального инвестиционного контракта в условиях реализации политики импортозамещения. Экономика. Налоги. Право. 2019;12(6):144-153. DOI: 10.26794/1999-849X^019-12-6-144-153

Special Investment Agreement Application within

the Framework of Import Substitution Policy Implementing

The subjects of the research are special investment agreement and practice in its application in the framework of import substitution policy implementing. The purpose of the article is to reveal problems impeding effective special investment agreement efficient utilization for import substitution and labour productivity growth, as well as to suggest measures of its perfection. The research has demonstrated that special investment agreement is a perspective instrument of state

АННОТАЦИЯ

A. V. Tikhonova

Financial University; Russian State Agrarian University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0001-8295-8113

ABSTRACT

А. В. Тихонова

145

stimulating of industry and Labour productivity growth in the framework of import substitution policy implementing. It facilitates economic growth and GDP increase, Leads to multiplicative effect in the national economy. Special investment agreement encourages convergence of different economic activities against Labour productivity Level, which is an integral element of economic growth and forms institutional foundation for industrial production development. Nevertheless, because of vagueness of legislative regulation of some issues of implementing special investment agreement its potential is not completely uncovered. The degree of special investment agreement incidence is rather low, and the full list of tax incentives associated with it is available to less than 10% of Russian regions. To increase the efficiency of special investment agreement a number of suggestions has been proposed. It is concluded that the results of the research can be used in developing measures of national regulation of industrial production in the framework of the policy of import substitution.

Keywords: special investment agreement; industrial production; taxation; tax incentives; labour productivity; import substitution; "grandfather provision"

For citation: Tikhonova A.V. Special investment agreement application within the framework of import substitution policy implementing. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2019;12(6):144-153. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-6-144-153

ВВЕДЕНИЕ

Специальный инвестиционный контракт (далее — СПИК) представляет собой согласно ст. 16 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее — Закон № 488-ФЗ) инструмент промышленной политики, направленный на стимулирование инвестиций в промышленное производство на территории Российской Федерации, и является соглашением, заключаемым между инвестором и государством, где устанавливаются обязательства инвестора по освоению производства промышленной продукции в предусмотренный срок и гарантии государства или его субъектов в обеспечении стабильности налоговых и регуляторных условий и предоставлении мер поддержки.

Из-за того что СПИК начал применяться относительно недавно, он еще глубоко не проанализирован в научной литературе.

Как отмечает Ю. В. Евстафьева, «СПИК обеспечивает реализацию документов стратегического планирования, в частности, путем производства высокотехнологичной промышленной продукции на территории России» [1].

Традиционно одними из наиболее существенных финансовых стимулов к применению СПИК считаются налоговые льготы [2]. В то же время в специальной литературе отмечается, что льготы имеют большую значимость в становлении и развитии СПИК, но в дальнейшем их влияние ослабевает. Более того, американские ученые James R. Hines, JongsangPark утверждают, что точечные налоговые субсидии, предоставляемые только для определенных типов инвестиций, искажают инвестиционные процессы

в экономике. При этом увеличение налоговых субсидий может даже сокращать инвестиции [3]. При адекватном же подходе к налоговому стимулированию фискальные стимулы способны оказывать воздействие на активизацию инвестирования [4, 5]. Точная настройка механизма распределения доходов в рамках более широкой системы фискального федерализма, расширение региональной налоговой базы, совершенствование систем сбора налогов и налогового администрирования и другие связанные с этим меры представляют собой основные направления расширения инвестиционных возможностей [6].

На сегодняшний день СПИК представляет собой не только меру стимулирования, но и платформу для отражения решений в отдельной отрасли промышленности [7].

К важнейшей задаче СПИК относят локализацию производства импортного товара посредством создания, модернизации и (или) освоения производства промышленной продукции в России [8].

СПИК КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Дефиниция и ключевые особенности СПИК установлены в ст. 16 Закона № 488-ФЗ, в соответствии с п. 1 которой СПИК представляет собой соглашение о предоставлении взаимных обязательств двух сторон:

1) инвестора (частной компании) — по созданию или модернизации и освоению промышленного производства (в интересах государства);

2) Российской Федерации или ее субъекта — по стимулированию промышленного производства.

В рамках СПИК инвесторы берут на себя обязательства произвести определенные товары в определенный срок, уплатить налоги, локализовать производство в России в установленном контрактом объеме. Инвестор обязан также создавать определенное количество рабочих мест и обеспечивать экспорт выпускаемой продукции. Со своей стороны государство предоставляет участникам СПИК гарантии неизменности оговоренных в контракте мер господдержки, налоговые льготы на период действия СПИК, возможность участвовать в госзакупках. В число льгот могут входить облегченный доступ к госзаказу, ускоренная амортизация основных средств производства, упрощение процесса получения статуса российского производителя, ускорение процедуры получения земельных участков.

Стороной от лица государства при заключении СПИК могут выступать:

• Российская Федерация;

• Российская Федерация и субъект Российской Федерации;

• Российская Федерация и муниципальное образование;

• Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование;

• субъект Российской Федерации и муниципальное образование [9].

Оператором СПИК является Фонд развития промышленности (далее — ФРП), который был создан в 2014 г. по инициативе Минпромторга России для поддержки как российских, так и иностранных инвесторов. Важно отметить, что стимулирование иностранных инвестиций оказывает положительное влияние на экономику, создает рабочие места, улучшает социальный статус граждан, уровень жизни и покупательную способность населения. ФРП является важным элементом государственного регулирования, направленным на повышение глобальной конкурентоспособности российской промышленности, реализацию политики импортозамещения и экспорта1.

Срок действия договора СПИК не может превышать десять лет с момента его подписания. Важно отметить, что порядок заключения СПИК на региональном уровне не утвержден, в связи с чем он

1 Ключевая роль ФРП состоит не только в отслеживании СПИК, но и в предоставлении целевых займов на сумму от 5 до 750 млн руб. по ставке 1, 3 и 5% годовых на срок до семи лет на конкурсной основе, привлекая прямые инвестиции в реальный сектор экономики.

разрабатывается каждым субъектом и муниципалитетом самостоятельно с учетом порядка заключения СПИК и его типовых форм, утвержденных Правительством РФ.

Основным документом, регулирующим процесс заключения специальных инвестиционных контрактов, стало постановление Правительства РФ от 16.07.2015 № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности».

СПИК могут заключаться с предприятиями авиационной, автомобильной, легкой, медицинской, фармацевтической, химической, электротехнической промышленности, а также с организациями тяжелого, энергетического, сельскохозяйственного машиностроения и т.д.

Посредством введения СПИК обозначено стремление поддерживать выпуск не только той продукции, которая основана на использовании технологических новинок, но и уникальных товаров для российского производства. Причем речь может идти как о модернизации уже существующего производства, так и о продукции, не имеющей российских аналогов.

ИЗМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РАМКАХ СПИК (НА ПРИМЕРЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ОТРАСЛИ)

Выбор автомобильной отрасли в данном случае обусловлен статистикой предоставления СПИК, а также тем фактом, что автомобилестроение — одна из наиболее «реагирующих» на изменения в законодательстве отраслей [10, 11]. На настоящий момент заключено 45 СПИК на 807,8 млрд руб., из которых 14 — в автомобильной отрасли (см. рисунок).

До введения института СПИК условия инвестирования в автомобильную промышленность регулировались соглашениями о промышленной сборке, заключаемыми с Минэкономразвития России.

Принципиальное отличие новых правил инвестирования в рамках СПИК состоит в стремлении направить деятельность инвестора на производство продукции, которой можно присвоить статус «Сделано в России». Если до 2015 г. инвестор брал на себя обязательство организовать производство автомобилей на основе промышленной сборки, то теперь ему необходимо использовать определенное количество материалов и комплектующих,

Рис. / Fig. Структура СПИК по подотраслям промышленности / SPIC structure by industry sub-sectors

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

произведенных в России. В частности, данное положение коснулось алюминия, что свидетельствует о стремлении Правительства РФ поддержать таким образом сопутствующие сырьевые отрасли отечественного производства при помощи инвесторов.

Однако из-за отсутствия сформированной законодательной базы некоторые крупные производства, работавшие в сфере российского автопрома на основе соглашений о промышленной сборке, могут остановиться. Кроме того, в СПИК содержатся положения, которые вызывают возражения экспертного сообщества, в частности, требования к производителям по выпуску и использованию на автомобилях только российских двигателей и коробок передач, что может приводить к нерентабельности производства.

СТИМУЛИРУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ СПИК

Важно отметить, что в СПИК не прописываются меры стимулирования или государственной поддержки. Эти меры должны быть предусмотрены законодательством при подписании контракта.

СПИК как инструмент государственного регулирования импортозамещения весьма привлекателен для инвесторов в силу того, что они могут пользоваться техническими и финансовыми стимулами.

В частности, п. 5 ст. 16 Закона № 488-ФЗ установлено, что любое ретроспективное изменение законодательства в области регулирования промышленного производства в части запретов, ограничений и иных обязательных требований в рамках действия СПИК не применяется для участника контракта в течение всего периода его действия.

Кроме того, законодательством предусмотрено в отношении производимой в рамках СПИК продукции предоставление исключительного права на ее продажу в пределах границ Российской Федерации при одновременном введении строгого запрета на ее ввоз в Россию из иностранных государств. Для инвесторов СПИК установлены упрощенные процедуры получения государственных земельных участков для использования в реализации проектов не на конкурсной основе.

Другим существенным элементом стимулирования заключения СПИК являются налоговые льготы. Пунктом 5 ст. 16 Закона № 488-ФЗ установлены гарантии неповышения величины совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора, являющегося стороной СПИК, или иного лица — участника СПИК в течение всего срока действия контракта.

Для участников СПИК налоговым законодательством предусмотрен широкий перечень мер, на-

правленных на стимулирование их деятельности, которые выражаются в предоставлении инвестиционного налогового кредита, налоговых льгот, особого налогового статуса, а также в снижении налогообложения (применение нулевой налоговой ставки) для отдельных видов налога.

Согласно Федеральному закону от 23.05.2016 № 144-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» налогоплательщики, заключившие СПИК, относятся к участникам региональных инвестиционных проектов. В налоговом законодательстве налогоплательщиками — участниками СПИК признаются инвесторы, являющиеся стороной специального инвестиционного контракта, заключенного от имени Российской Федерации Правительством РФ, федеральным органом исполнительной власти в сфере промышленной политики или иным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, в соответствии с Законом № 488-ФЗ.

Налоговыми льготами для участников СПИК пользуются:

• согласно пп. 1.5-1 п. 1 ст. 284 «Налоговые ставки» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) участники региональных инвестиционных проектов (участники специальных инвестиционных контрактов), которые имеют право на применение нулевой налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащей зачислению в федеральный бюджет при соблюдении условий согласно ст. 284.3 «Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками — участниками региональных инвестиционных проектов, включенными в реестр участников региональных инвестиционных проектов» НК РФ. Размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации для участников специальных инвестиционных контрактов, может быть понижен до 0 процентов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, и до окончания срока действия специального инвестиционного контракта, но не позднее 2025 г. включительно. Таким образом, участники СПИК имеют возможность применять нулевую налоговую ставку по налогу на прибыль организаций;

• согласно пп. 6. п. 1 ст. 259.3 НК РФ налогоплательщики — участники СПИК, имеющие право применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2, в отношении амортизируемых основных средств, включенных в первую — седьмую амортизационные группы и произведенных в соответствии с условиями СПИК. Амортизируемое средство, к которому может применяться специальный коэффициент, должно иметь свидетельство о производстве согласно условиям контракта. Данное свидетельство выдается при соблюдении следующих условий:

1) амортизируемое средство является промышленной продукцией, указанной в контракте;

2) амортизируемое средство произведено в период действия контракта;

3) налогоплательщики — участники специальных контрактов применяют согласно налоговому законодательству пониженные налоговые ставки по налогу на добычу полезных ископаемых. Так, налоговые ставки, указанные в пп. 1-6, 8, 12-15 п. 2 ст. 342 «Налоговые ставки» НК РФ, умножаются на коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого. Для налогоплательщиков — участников СПИК коэффициент принимается равным 0 в течение первых двадцати четырех налоговых периодов с последовательным увеличением до единицы (со сто двадцать первого налогового периода). Таким образом, участники СПИК могут применять нулевую налоговую ставку по налогу на добычу полезных ископаемых в течение двух лет.

Кроме того, в случае установления законодательной льготы на региональном уровне участники СПИК освобождаются от уплаты налога на имущество организаций либо уплачивают его по пониженным ставкам.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ СПИК КАК ИНСТРУМЕНТА СТИМУЛИРОВАНИЯ

В рамках анализа института СПИК оценка преимуществ и недостатков данного инструмента государственного регулирования политики импор-тозамещения представлена в таблице.

Сравнительный анализ преимуществ и недостатков института СПИК позволяет прийти к выводу об его высоком потенциале в рамках реализации политики импортозамещения в России. СПИК способен создавать стабильные условия для инвестора на российском рынке и защищать его

Таблица / Table

Сравнительная характеристика института СПИК / Comparative characteristics of the institute SPIC

Критерий / Criterion Преимущества / Advantages Недостатки / Disadvantages

Точечный инструмент стимулирования / Point stimulation tool Выделение в качестве объекта поддержки наиболее «восприимчивых» к стимулированию инвесторов; инвестирование активов в реальный сектор экономики, способствуя экономическому росту и увеличению ВВП, что приводит к мультипликативному эффекту Существенное влияние при принятии управленческих решений оказывает антропогенный фактор

Законодательное регулирование / Legislative regulation Отсутствие жестких требований к СПИК в законодательных актах, позволяющее учитывать отдельные особенности инвестиционной деятельности конкретного инвестора, что чрезвычайно важно в условиях «точечного» воздействия СПИК Неопределенность законодательства в части процедуры заключения СПИК и льготных условий для инвестора

Заключение СПИК / Conclusion SPIC Получение сертификата «Сделано в России», который, с точки зрения инвестора, является наиболее важным преимуществом СПИК. Сертификат важен в связи с политикой Правительства РФ по импортозамещению и позволяет инвестору участвовать в госзакупках, а также в закупках, осуществляемых государственными компаниями в тех случаях, когда продукция российского производства будет иметь привилегированный статус «Закрытость процесса», при котором участникам рынка неизвестно, на каких именно условиях заключен тот или иной контракт другими участниками рынка. Сложность процедуры заключения, предполагающей, как минимум, шесть этапов согласно постановлению Правительства РФ от 16.07.2015 № 708

Минимальный объем инвестиций - 750 млн руб. (без НДС) / The minimum volume of investments - 750 million rubles (exclusive of VAT) Контракт может предусматривать инвестиции, осуществляемые поэтапно При потенциальной возможности участия в СПИК субъектов малого бизнеса установление данного критерия делает это практически невозможным. Сумма инвестиций, направленных на реализацию проекта до подписания СПИК, учитывается в ограниченном порядке

Локализация производства в рамках СПИК / The localization of production in SPIC Для получения определенной степени локализации производства должны быть соблюдены требования к местному контенту и передаче технологий в установленные сроки, которые, как правило, не соблюдаются без предоставления льготного периода. В настоящее время этот льготный период может быть предусмотрен только в рамках СПИК. СПИК дает инвестору возможность начать производство и немедленно получить сертификат «Сделано в России» в течение первых трех лет. После льготного периода необходимая степень локализации должна быть достигнута

Стимулирование инвестора / Investor incentives Возможность построения индивидуального пакета преференций. В результате переговоров каждый инвестор имеет возможность получать те преференции, которые будут наиболее эффективны в рамках своего проекта. Освобождение от ответственности доказывать свое право на налоговые льготы в течение всего периода действия СПИК СПИК не предполагает предоставление льгот, не закрепленных в законодательстве, не предусматривает предоставление бюджетных инвестиций и передачу инвестору имущества в собственность. Последнее отличает СПИК от ГЧП [12]

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

от изменяющихся политических и экономических условий. Именно благодаря этому СПИК способствует экономическому росту и увеличению ВВП, приводит к мультипликативному эффекту в национальной экономике. Он может применяться ко всему спектру деятельности инвестора и служить основой для успешного сотрудничества бизнеса и государства. В то же время наличие ряда недостатков препятствует эффективной реализации механизма применения СПИК в России. В первую очередь это вызвано неясностью законодательного урегулирования отдельных вопросов (условий заключения контракта всеми участниками рынка, процедур его заключения, предоставления льготных условий). На настоящий момент в ряде субъектов Российской Федерации отсутствует региональная нормативно-правовая база по СПИК.

ВЛИЯНИЕ СПИК НА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА

Одним из важнейших вопросов в процессе развития отечественной промышленности является формирование институциональных основ. В данном аспекте важнейшим фактором, оказывающим непосредственное отрицательное влияние на развитие промышленности в России в условиях санкционных ограничений, является низкий уровень производительности труда. При этом СПИК как инструмент стимулирования закладывает основы для роста производительности труда в промышленном производстве. Как было доказано M. Irlacher и F. Unge, фирмы с низкой производительностью труда относительно более чутко реагируют на налоговую политику, чем фирмы с высокой производительностью труда [13].

В 2018 г. в Российской Федерации на федеральном уровне был разработан и утвержден национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости», который конкретизировал направления, указанные в приоритетной программе «Повышение производительности труда и поддержка занятости». Национальный проект, рассчитанный на 2018-2024 гг., предусматривает ряд системных мер, направленных на стимулирование роста производительности труда. В качестве одной из мер по стимулированию предприятий к повышению производительности труда использован налоговый инструментарий. В частности, он предполагает стимулирование создания высокопроизводительных рабочих мест посредством снижения налоговой нагрузки.

Таким образом, развитие СПИК с характерными для него существенными налоговыми льготами будет способствовать конвергенции отдельных видов экономической деятельности по уровню производительности труда. В рамках настоящего исследования под конвергенцией производительности труда понимается опережающий темп роста показателя в развивающихся экономических субъектах по сравнению с развитыми субъектами. В проведенных в данной области отечественных исследованиях делается вывод об отсутствии конвергенции труда в российской экономике (за исключение сельского хозяйства с его существенными объемами финансирования). Западные же исследования показывают, что для «запуска» процесса конвергенции существенную роль играют технологическое развитие производства и рост энергообеспеченности, которые могут быть реализованы путем применения механизма СПИК.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс разработки СПИК еще полностью не завершен. Сегодня полный спектр налоговых льгот для СПИК доступен менее чем в 10% регионов России [14]. В апреле 2019 г. Правительством РФ подготовлено несколько поправок в законодательство Российской Федерации, направленных на усовершенствование механизма СПИК (эти изменения условно получили название СПИК 2.0) в целях привлечения долгосрочных негосударственных инвестиций в высокотехнологичные проекты. В редакции СПИК 2.0 такие контракты можно будет заключать до 31 декабря 2030 г.

Данные поправки были приняты Федеральным законом от 02.08.2019 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» в части регулирования специальных инвестиционных контрактов» и Федеральным законом от 02.08.2019 № 269-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Следует отметить, что данные изменения достаточно сильно могут повлиять на эффективность СПИК, так как они затрагивают следующие аспекты:

• порядок заключения СПИК. Предполагается заключение СПИК с несколькими уровнями власти в обязательном порядке. Принципиальное изменение в порядке заключения СПИК состоит в переходе от заявительного способа на проведе-

ние открытого или закрытого конкурсного отбора. При этом закрытый конкурсный отбор предлагается проводить в случае выполнения заказа для обеспечения обороны страны и безопасности государства. В качестве положительных изменений для субъектов бизнеса следует отметить и то, что закон предусматривает законодательное утверждение критериев для участия в отборе. Без отбора заключение контрактов возможно только по решению Президента РФ или если была подана одна заявка. Полагаем, что данное изменение положительно скажется на популярности СПИК и его прозрачности, а также отчасти позволит нивелировать влияние человеческого фактора при принятии управленческих решений о заключении/незаключении СПИК;

• сроки СПИК. Изменен срок действия СПИК до 15 лет для проектов, объем инвестиций по которым составляет до 50 млрд руб. включительно (без учета НДС), или до 20 лет для проектов, объем инвестиций по которым превышает 50 млрд руб. (без учета НДС);

• предмет СПИК. Предмет СПИК распространен на разработку технологий (утверждаемых Правительством РФ) в целях освоения серийного производства промышленной продукции на основе указанных технологий;

• льготы для инвесторов в рамках СПИК. Закон содержит положения об отмене ограничения срока предоставления налоговых льгот — до 2025 г. Инвесторы получат возможность вести раздельный учет доходов (расходов) в рамках СПИК, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности, для целей получения льготы по налогу на прибыль организаций.

В частности, для применения нулевой ставки по налогу на прибыль для участников СПИК введен критерий 90%-й доли выручки от деятельности в рамках СПИК в общих доходах компании. Таким образом, если компания не может выполнить данный критерий, она сможет воспользоваться условием о раздельном учете доходов (расходов) и претендовать на льготу по налогу на прибыль только в соответствующей части. Согласно действующему законодательству применение СПИК при недостижении критерия 90% невозможно.

Выше перечислены условия, которые, по нашему мнению, улучшают положение участников СПИК и способствуют активизации инвестиционных процессов. Однако законодательство о «СПИК 2.0» содержит и ряд положений, которые негативно отразятся на финансовом состоянии и деятельности инвесторов СПИК.

Действующая в настоящий момент «дедушкина оговорка» не распространяется на НДС и акцизы. Следовательно, при увеличении ставок данных налогов, порядка их исчисления и уплаты новые правила придется применять и инвесторам по СПИК. В Законе № 269-ФЗ этот перечень дополнен взносами на обязательное социальное страхование.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, законодательство содержит положение, согласно которому предоставление мер стимулирования будет прекращено, если объем расходов бюджетов всех уровней в отношении проекта превысит 50% объема капитальных вложений в инвестиционный проект, размер которых предусмотрен специальным инвестиционным контрактом.

Не решает новое законодательство вопроса использования СПИК субъектами малого и среднего предпринимательства, в связи с чем предлагается сократить минимальный объем финансирования инвестиций в рамках СПИК. Например, снижение критерия объема инвестиций с 750 до 250 млн руб. (при условии неполного предоставления налоговых льгот), по оценкам ученых, способно увеличить количество компаний, которые смогут воспользоваться СПИК на 30% [15]. При этом считаем целесообразным установление нескольких пороговых значений объема инвестиций с постепенным сокращением количества применяемых преференций, что позволит вовлечь в инвестиционные процессы субъекты малого и среднего бизнеса.

Еще одними из не менее важных направлений совершенствования института СПИК являются детальное законодательное утверждение процедуры подачи заявок, заключения СПИК, полная регламентация всех прилагающихся форм отчетности и установление единых методик расчета финансовых и производственных показателей на всех уровнях власти.

БЛАГОДАРНОСТЬ

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету в 2019 г.

ACKNOWLEGEMENT

The paper was prepared following the research results within the framework of the government research task for Financial University in 2019.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Евстафьева Ю. В. Инструменты реализации государственного стратегического планирования. Специальный инвестиционный контракт // Государственное управление. Электронный вестник. — 2017.— Т. 65.— С. 104-122.— ISSN 2070-1381.

2. Герман А. А. Перспективы использования механизма специальных инвестиционных контрактов для стимулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации // Финансы и кредит. — 2016. — Т. 40.— № 12.— С. 42-54. - ISSN 2071-4688.

3. Hines J. R., Park J. Investment ramifications of distortionary tax subsidies. Journal of Public Economics. 2019;172:36-51. DOI: 10.1016/j.jpubeco.2018.11.002

4. Goncharenko L. I., Mandroschenko O. V. Tax instruments for attracting investments. in: the tourism industry of Russia. Financial and economic tools used in the world hospitality industry proceedings of the 5th international conference on management and technology in knowledge, service, tourism and hospitality. 2018:111-114.

5. Steshenko Ju.A., Tikhonova A. V. An integral approach to evaluating the effectiveness of tax incentives. Journal of Tax Reform. 2018;2(4):157-173. DOI: 10.15826/jtr.2018.4.2.050

6. Belov A. V. Tax Revenues, public investments and economic growth rates: evidence from Russia. Journal of Tax Reform. 2018;1(4):45-56. DOI: 10.15826/jtr.2018.4.1.044

7. Комлева М. И. Преимущества и недостатки специальных инвестиционных контрактов, их сравнение с иными специальными режимами // Экономика и предпринимательство.— 2018.— Т. 91.— № 2.— С 641-643.— ISSN 1999-2300.

8. Pinskaya M., Goncharenko L., Donchenko V. Harmonization of allocation of financial resources in a federal state. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences International Conference. National Research Tomsk Polytechnic University. 2017:(96):745-751.

9. Наумова М. А., Кондратов М. В. Классификация специальных инвестиционных контрактов. Наука через призму времени.— 2019. — Т. 27.— № 6.— С. 104-106.— ISSN 2541-0250.

10. Nicolini M., Scarpa C., Valbonesi P. Determinants of state aid to firms: the case of the european automotive industry. Industrial and corporate change. 2017;3(26):399-420. DOI: 10.1093/icc/dtw023

11. Van Tuijl E., Carvalho L., Dittrich K. Beyond The joint-venture: knowledge sourcing in chinese automotive events. Industry & innovation. 2018;4(25):389-407. DOI: 10.1080/13662716 .2017.1295364

12. Dahaj A. S., Cozzarin B. P. Government venture capital and cross-border investment. Global Finance Journal. 2019;41:113-127. DOI: 10.1016/j.gfj.2019.03.001

13. Irlacher M., Unger F. Effective tax rates, endogenous mark-ups and heterogeneous firms. Economics Letters. 2018;173:51-54. DOI: 10.5282/ubm/epub.49717

14. Гереев Р. А. Специальный инвестиционный контракт и его значение для промышленного развития Российской Федерации // Инновационное развитие экономики. — 2016. — Т. 34.— № 4.— С. 39-43.

15. Гереев Р. А. Особенности налогового стимулирования промышленного производства // Налоги и налогообложение.— 2018.— № 3.— С. 1-10.— ISSN: 2454-065X.— DOI: 10.7256/2454-065X.2018

REFERENCES

1. Evstafieva Yu. V. Tools for the implementation of state strategic planning. Special investment contract. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik = Public administration. Electronic messenger. 2017;65:104-122. (In Russ.).

2. German A. A. Prospects for using the mechanism of special investment contracts to stimulate investment activity in the Russian Federation. Finansy i kredit = Finance and credit. 2016;40(712):42-54. (In Russ.).

3. Hines J. R., Park J. Investment ramifications of distortionary tax subsidies. Journal of Public Economics. 2019;172:36-51. DOI: 10.1016/j.jpubeco.2018.11.002

4. Goncharenko L. I., Mandroschenko O. V. Tax instruments for attracting investments. in: the tourism industry of Russia. Financial and economic tools used in the world hospitality industry proceedings of the 5th international conference on management and technology in knowledge, service, tourism and hospitality. 2018:111-114.

5. Steshenko Ju.A., Tikhonova A. V. an integral approach to evaluating the effectiveness of tax incentives. Journal of Tax Reform. 2018;2(4):157-173. DOI: 10.15826/jtr.2018.4.2.050

6. Belov A. V. Tax revenues, public investments and economic growth rates: evidence from Russia. Journal of Tax Reform. 2018;1(4):45-56. DOI: 10.15826/jtr.2018.4.1.044

7. Komleva M. I. Advantages and disadvantages of special investment contracts, their comparison with other special modes. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economy and entrepreneurship. 2018;91(2):641-643. (In Russ.).

8. Pinskaya M., Goncharenko L., Donchenko V. Harmonization of allocation of financial resources in a federal state. The european proceedings of social & behavioural sciences international conference. National research Tomsk polytechnic university. 2017:(96):745-751.

9. Naumova M. A., Kondratov M. V. Classification of special investment contracts. Nauka cherez prizmu vremeni = Science through the prism of time. 2019;27(6):104-106. (In Russ.).

10. Nicolini M., Scarpa C., Valbonesi P. Determinants of state aid to firms: the case of the european automotive industry. Industrial and corporate change. 2017;3(26):399-420. DOI: 10.1093/icc/dtw023

11. Van Tuijl E., Carvalho L., Dittrich K. Beyond. The joint-venture: knowledge sourcing in chinese automotive events. Industry & innovation. 2018;254(25):389-407. DOI: 10.1080/13662716 .2017.1295364

12. Dahaj A. S., Cozzarin B. P. Government venture capital and cross-border investment. Global Finance Journal. 2019;41:113-127. DOI: 10.1016/j.gfj.2019.03.001

13. Irlacher M., Unger F. Effective tax rates, endogenous mark-ups and heterogeneous firms. Economics Letters. 2018;173:51-54. DOI: 10.5282/ubm/epub.49717

14. Gereev R. A. Special investment contract and its importance for the industrial development of the Russian Federation. Innovacionnoe razvitie ekonomiki = Innovative development of the economy. 2016;34(4):39-43. (In Russ.).

15. Gereev R. A. Features of tax incentives for industrial production. Nalogi i nalogooblozheniye = Taxes and taxation. 2018;3:1-10. (In Russ.). DOI: 10.7256/2454-065X.2018

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Анна Витальевна Тихонова — кандидат экономических наук, доцент Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования, Финансовый университет, Москва, Россия; доцент кафедры статистики и эконометрии, Российский государственный аграрный университет — МСХА имени. К. А. Тимирязева, Москва, Россия [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Anna V. Tikhonova — Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Department of Tax Policy and Customs Tariff Regulations, Financial University, Moscow, Russia; Assoc. Prof. of the Chair of Statistics and Econometrics, Russian State Agrarian University — Moscow Timiryazev Agricultural Acadimy, Moscow, Russia [email protected]

Статья поступила 10.08.2019; принята к публикации 21.10.2019. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received 10.08.2019; accepted for publication 21.10.2019. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.