JURISPRUDENCE
УДК 342.841
ПРИМЕНЕНИЕ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ НОРМ ЗА СОВЕРШЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Солодовникова С. В.,
преподаватель кафедры гражданского права Санкт-Петербургского университета
МВД России.
Аннотация
В статье автор рассматривает вопросы, связанные с применением уголовно-правовых и административных норм за правонарушения, совершенные в период проведения выборов. Автор считает, что трудности возникают в силу совпадения диспозиции ст. 141 УК РФ, предусматривающей ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий с некоторыми нормами главы 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» Кодекса об Административных правонарушениях.
The author considers the issues related to the application of criminal law and administrative regulations for violations committed during the election period. The author believes that the difficulties arise because of the coincidence disposition Art. 141 of the Criminal Code, providing for ¡¡ability for interference with the exercise of electoral rights or the work of election commissions with some of the rules of Chapter 5, «Administrative offenses against the rights of citizens» of the Code of Administrative Offences.
Ключевые слова: закон, выборы, административная ответственность, уголовная ответственность, воспрепятствование.
Law, election, administrative responsibility, criminal responsibility, obstruction.
Проблема правонарушений в сфере избирательных правоотношений в последние годы приобрела для российского общества особое значение. Статистические данные позволяют сделать вывод о том, что количество претензий, связанных с различными вопросами реализации избирательного права увеличивается от выборов к выборам [1, с. 141-143]. Вместе с тем, необходимо отметить огромную разницу между общей численностью нарушений избирательных прав граждан России и количеством уголовных дел, возбужденных за них. Например, по данным Организационно-методического управления Центральной избирательной комиссии РФ в ходе избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, состоявшихся ¡9 декабря 1999 года, было возбуждено только 10 уголовных дел, по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, состоявшихся 7 декабря 2003 года - 35 уголовных дел, по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, состоявшихся декабря 2007 года - 56 уголовных дел, при том, что заявления о посягательствах на избирательные права граждан, направленные в
органы прокуратуры и избирательные комиссии различных уровней исчислялись даже не сотнями, а тысячами [2, с. 33].
Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, а также уголовных дел в сфере избирательных правоотношений являются непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного, уголовного правонарушения.
Органы внутренних дел проявляют более активное участие в процессе организации и проведения выборов и референдумов по сравнению с другими правоохранительными органами. В ходе их правоприменительной деятельности можно наблюдать разное понимание путей решения ряда ситуаций, когда одно и то же деяние одновременно считается и преступлением, и административным проступком.
Данная ситуация объясняется тем, что в настоящее время существуют трудности, связанные с толкованием диспозиции ст. 141 УК РФ [3], предусматривающей ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, возникающие по причине совпадения с некоторыми статья-
63
Современная наука №1 (1)2010
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
ми главы 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» Кодекса об Административных правонарушениях [4].
Существование недостаточно четкой определенности критериев отграничения уголовно наказуемых деяний от административных правонарушений привело к тому, что при совпадении всех элементов состава преступления и состава административного правонарушения, предусматривающих ответственность за нарушение избирательных прав граждан России, сотрудники органов внутренних дел чаще всего квалифицировали деяние как административное правонарушение.
Обращаясь к трудам современных ученых можно отметить, что у них тоже нет единого мнения этому вопросу Так с точки зрения одних любые формы воспрепятствования осуществлению избирательных прав граждан России образуют состав преступления, содержащийся в ст. 141 УК РФ [5]. Другие считают, что формы воспрепятствования осуществлению избирательных прав граждан России образующие состав преступления, содержащийся в указанной статье могут быть любыми, при условии, что на них прямо не установлена аналогичная по своему содержанию административная ответственность [6, с. 27]. Существует и другая точка зрения на эту проблему, согласно которой формальное отступление от норм избирательного законодательства образует административное правонарушение, т. е. отличие уголовно-наказуемых от административно-наказуемых деяний заключается в способах и формах нарушения [7].
Принципиальная позиция автора состоит в том, что воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий может осуществляться любыми способами. В случае совпадения в деяниях субъекта всех элементов состава преступления, а также состава административного правонарушения необходимо установить явились ли данные действия воспрепятствованием, т. е. реальным и существенным препятствием в реализации избирательных прав граждан России.
По смыслу части 1 статьи 141 УК РФ под воспрепятствованием свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав, права на участие в референдуме, а также работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо
деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей следует понимать нарушения права граждан избирать своих представителей в органы государственной власти (федеральные и субъектов Федерации) и органы местного самоуправления, права быть избранными в эти органы, права участвовать в референдуме (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, местном референдуме), права выдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации, права выдвижения кандидатов (списков кандидатов), права на участие в предвыборной агитации, права наблюдения за проведением выборов, работой избирательньЕх комиссий, права вносить добровольные пожертвования в избирательные фонды кандидатов и избирательных объединений (блоков), права работать в составе избирательной комиссии, комиссии референдума и других прав, предусмотренных законодательством, которые заключаются в совершении различных действий (бездействий), мешающим гражданам реализовать свое избирательное право. При этом совершение названных действий (бездействий) должны служить реальным и существенным препятствием в реализации избирательных прав указанными субъектами.
Так, нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума на осуществление наблюдения и на своевременное получение информации и копий избирательных документов, документов референдума, получение которых предусмотрено законом можно квалифицировать по ч. I ст. !4! УК РФ, если в результате данного нарушения названные субъекты не смогли бы реализовать свое избирательное право. Если же, несмотря на созданные помехи, реализация избирательных прав этими лицами остается возможной, то нарушение необходимо квалифицировать по ч. I ст. 5,6 Кодекса российской Федерации об административных правонарушения, предусматривающей ответственность за нарушение прав указанных субъектов.
ЛПШРЯиОЕР^СЕ
Вместе с тем нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, а также выдачу председателем, заместителем председателя, секретарем члену избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателю, доверенному лицу или уполномоченному представителю кандидата, избирательного объединения, члену или уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума заверенной копии протокола избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосовании, о результатах выборов или референдума, содержащей данные, которые не соответствуют данным, содержащимся в первом экземпляре соответствующего протокола нельзя рассматривать как воспрепятствование осуществлению избирательных прав, т. к. в отмеченных действиях отсутствует реальная возможность препятствовать реализации избирательных прав граждан России. За совершения указанных нарушений наступает административная ответственность, предусмотренная ст. 5.1 и ч. 2 ст. 5.6 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.
Особого внимания заслуживают случаи, когда деяния, заключающиеся в:
- представление недостоверных сведений об избирателях, участниках референдума соответствующим избирательным комиссиям,
- отказе работодателя предоставить предусмотренный законом отпуск зарегистрированному кандидату, доверенному лицу зарегистрированного кандидата, избирательного объединения для проведения агитационной и иной предусмотренной законом деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, а также отказе работодателя освободить от работы в установленном законом порядке члена избирательной комиссии, комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдумов;
- несвоевременном перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума;
- использовании преимуществ должностного или служебного положения в целях выдвижения
и (или) избрания кандидата, списка кандидатов, выдвижения и (или) поддержки инициативы проведения референдума, получения того или иного ответа на вопрос референдума,
- невыполнении лицом требований об обеспечении зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий в случаях, когда обеспечение таких условий предусмотрено законом, либо иное нарушение предусмотренных законодательством о выборах прав зарегистрированного кандидата, избирательного объединения при проведении ими указанных мероприятий, совершены должностными лицами. В таких ситуациях действия названных субъектов, создавшие реальное препятствие для реализации избирательных прав граждан России, необходимо квалифицировать по п, «б» ч. 2 ст. 141 УК РФ, при отсутствии существенных препятствий - пост. ст. 5.4, 5.7, 5.21, 5.45, 5.52 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях соответственно
Не могут быть расценены как квалифицированный состав воспрепятствования осуществлению избирательных прав такие бездействия должностных лиц как непредоставление до окончания срока предвыборной агитации возможности обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения в случае обнародования (опубликования) в средствах массовой информации материалов, способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения, если в соответствии с федеральным законом предоставление такой возможности является обязательным, по той причине, что указанные бездействия не могут служить реальным и существенным препятствием в реализации избирательных прав названных субъектов. За их совершение наказание предусмотрено ст. 5.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отдельного внимания требует рассмотрение применения уголовно-правовой и административной норм за действия, направленные на подкуп избирателей, участников референдума. В данном
65
Современная наука №1 (1) 2010
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
случае целесообразно исходить из предполагаемых последствий совершения подкупа избирателей, участников референдума. Отдельные факты подкупа единичных избирателей, участников референдума не могут повлиять на итоги голосования в целом, соответственно нарушить избирательные права граждан, и должны расцениваться как административное правонарушение. В случае прямого подкупа большого круга избирателей, участников референдума, способного повлиять на
итоги голосования выборов, референдумов должна наступать уголовная ответственность.
Таким образом, различия в диспозиции ст. 141 Уголовного Кодекса Российской Федерации и статей главы 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лежат в понятии термина «воспрепятствование» свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав.
Библиография
1. Правовое управление Аппарата ЦИК России. О практике привлечения к уголовной ответственности за преступления, связанные с выборами и референдумами в 2000 - 2002 годах // Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 2002. № 12. С. 14 I -143; Официальные статистические данные ГИАЦ МВД РФ за 1999, 2003, 2007 гг.
2. Князев С.Д. Уголовная ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. - 2000. - № 20. - С. 33-40.
3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.И. Скуратова, В,М. Лебедева. -М.: Норма, 2001.-896 с.
4. Фомина С,В. Административная ответственность за нарушение законодательства РФ в сфере избирательных отношений // Гражданин и право. - 2002. - № 3. - С, 3-6.
5. Александров А.Н., Антонов Ю.И., Боровиков В.Б., и др. Уголовный закон в практике мирового судьи. Научно-практическое пособие / под ред.: Галахова А,В. - М.: Норма, 2005. - 576 с.
Bibliography
1. Legal Department of the CEC of Russia, On the practice of criminal responsibility for crimes relating to elections and referendums in 2000 - 2002 years// Bulletin of the Central Election Commission of Russia. -2002. - № [2. - P. 141-143. Official statistics Ml AC Interior Ministry in 1999, 2003, 2007.
2. Knyazev S.J. Criminal responsibility for violation of the law on elections and referendums // Bulletin of the Central Election Commission of the Russian Federation. - 2000 - № 20. - P. 33-40.
3. Commentary to the Penal Code of the Russian Federation, Ed. Y.I. Skuratov, V.M. Lebedev. -Moscow: Norma, 2001. - 896 p.
4. Fomin S.V, The administrative responsibility for violation of the laws of Russia in the election relations // Citizen and the law, - 2002, - № 3, - P. 3-6.
5. Alexandrov A.N., Antonov Yu.l,, Borovikov V.B., etc. Criminal law in the practice of the Magistrate. Scientific and practical guide / ed.: Galakhova A.V. - Moscow: Norma, 2005. - 576 p.