Научная статья на тему 'К вопросу о юридической ответственности за нарушения избирательного законодательства'

К вопросу о юридической ответственности за нарушения избирательного законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1805
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мугинова Зульфия Радиковна

Представленная статья посвящена вопросам нарушения основ избирательного права, а также характеристике основных видов юридической ответственности за нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о юридической ответственности за нарушения избирательного законодательства»

УДК 342.841

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

З. Р. МУГИНОВА, преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин

Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)

Z. R. MUGINOVA, teacher ofthe Chair of Administrative-Legal Disciplines of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Ufa)

К ВОПРОСУ О ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

TO THE ISSUE OF LEGAL LIABILITY FOR ELECTION VIOLATIONS

Аннотация: Представленная статья посвящена вопросам нарушения основ избирательного права, а также характеристике основных видов юридической ответственности за нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации.

Ключевые слова и словосочетания: избирательное право, юридическая ответственность, административная ответственность, уголовная ответственность, конституционно-правовая ответственность.

>

<ч а а и

и $

Annotation. The presented article is devoted to the questions of violation of bases of suffrage, and also to the characteristic of the main types of legal responsibility for violation of electoral rights of citizens of the Russian Federation.

Key words and phrases: electoral right, legal responsibility, administrative responsibility, criminal liability, constitutional and legal responsibility.

«

a

0 «

u

¥ a -с a

1

о

^

0 «

1 £

a «

S

u

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 21) установила основополагающую норму, закрепившую право граждан на участие в жизни государства: «каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей». Следовательно, воля народа должна быть основой власти правительства современного демократического государства, и эта воля должна находить свое выражение в свободных нефальсифицированных выборах при всеобщем и равном избирательном праве.

Под избирательным правом законодательство Российской Федерации закрепляет конституционное право граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе

участвовать в выдвижении кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установлении итогов голосования и определение результатов выборов, а также в других избирательных действиях. Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. конкретизируются основы и содержание конституционных прав граждан в сфере избирательного права, а также устанавливаются гарантии их соблюдения и реализации.

Проведение свободных и демократических выборов невозможно без строгого соблюдения требований законодательства. Обеспечить же исполнение закона возможно лишь путем уста-

новления эффективных инструментов юридической ответственности.

Под юридической ответственностью в избирательном процессе следует понимать применение мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами (в судебном или административном порядке), возлагающими на правонарушителя ограничения личного или имущественного характера, определяемые в рамках конкретного вида юридической ответственности и реализуемые в соответствии с законом [1, с. 57]. Как видно из определения, с одной стороны, юридическая ответственность гарантирует исполнение законодательных предписаний всеми участниками избирательного процесса, с другой, обеспечивает применение мер государственного принуждения к лицам, совершившим избирательные правонарушения.

За нарушения законодательства о проведении выборов и референдумов предусмотрено несколько видов юридической ответственности. В зависимости от отраслевой принадлежности нормативно-правовой основы традиционно выделяют три вида ответственности: конституционно-правовую, административную и уголовную ответственность [2, с. 29]. При этом, как правило, большая часть совершаемых правонарушений относится к административным или «конституционным», соответственно виновные лица привлекаются к административной или конституционно-правовой ответственности, а случаи привлечения к уголовной ответственности за правонарушения в избирательной сфере являются единичными.

Следует ответить на вопрос, что же такое нарушение избирательного закона? Как отмечает Ю. Н. Климова, нарушение избирательного законодательства - это выразившееся в нарушении норм избирательного права, прямо закрепленное в законе деяние, влекущее меры восстановления правопорядка, а при наличии субъективных признаков

состава правонарушения - меры уголовной, административной, конституционной и другой ретроспективной юридической ответственности [3, с. 48].

Конституционно-правовая ответственность рассматривается как особый вид юридической ответственности, обладающий особенностями, обусловленными ее тесной связью с политической ответственностью и ярко выраженным публично-правовым характером. Однако конституционно-правовая ответственность, в отличие от уголовной, административной и иных видов в законодательстве прямо не признается в качестве отдельного института, тем не менее ее существование за последние годы было обосновано как в научной литературе, так и в судебной практике в решениях Конституционного Суда РФ [4, с. 34].

Конституционно-правовая ответственность подразумевает применение к правонарушителю уполномоченными органами и должностными лицами мер государственного принуждения. Как ^ правило, мерой конституционной ответ- ^ ственности является ограничение до- 3 пустивших правонарушение участников а избирательного процесса в правах в у рамках конкретной избирательной кам- с^ пании. Таким образом, следует заме- ¡^ тить, что такая ответственность насту- ¡а пает за уже совершенные действия и | направлена на то, чтобы исправить об- ^ разовавшуюся ситуацию, ее также на- Ц зывают в литературе ретроспективной ^ ответственностью [5, с. 46]. ^

Анализируя меры конституцион- § но-правовой ответственности за нару- | шения избирательного законодательства, следует выделить следующие объе- ^ диняющие особенности: |

1. Основания для применения | мер конституционно-правовой ответст- ^ венности установлены только на феде- ^ ральном уровне. ^

2. Меры конституционно- « правовой ответственности применяются | только судом, внесудебный порядок ед

щ >

<ч а а

и

и $

В"

и «

а

о

^

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

и

1 £

а «

и

В

привлечения к ответственности отсутствует.

3. Наличие специально указанных в законе субъектов права, по инициативе которых может быть начато рассмотрение дела судом.

4. Наличие специального, усложненного порядка применения конституционно-правовой ответственности.

5. Ограниченный срок действия санкций.

Институт административной ответственности выступает основным элементом обеспечения соблюдения норм избирательного законодательства, в связи с чем именно административная ответственность является одним из широко и часто применяемых видов юридической ответственности в политической сфере. Административная ответственность призвана воздействовать на различных правонарушителей не только из числа граждан-избирателей, но и из числа специальных субъектов - должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, председателей и членов избирательных комиссий и других уполномоченных лиц, в той или иной форме участвующих в избирательной кампании [2, с. 32].

Юридическим основанием для привлечения лица к административной ответственности является наличие состава правонарушения, под которым понимается совокупность элементов и признаков, образующих деяние, рассматриваемое законом как административное правонарушение. Мерами административной ответственности обеспечено соблюдение большинства норм избирательного законодательства. Кодекс об административном правонарушении содержит тридцать три нормы, непосредственно связанные с выборами, и еще ряд статей, косвенно касающихся избирательного права.

Так, согласно нормам Кодекса об административном правонарушении ус-

тановлена ответственность за такие правонарушения как: нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей; неисполнение решения избирательной комиссии; непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии; нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов; нарушение прав члена избирательной комиссии; отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах; нарушение порядка и условий проведения предвыборной агитации; проведение предвыборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах; изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства; умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам и референдуму; подкуп избирателей либо осуществление в период избирательной кампании благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах; непредставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума; незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума; незаконное финансирование избирательной кампании; нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов; непредставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов; нарушение порядка и сроков представления и хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума.

В соответствии с административным законодательством за указан-

ные правонарушения виновное лицо может быть привлечено к ответственности в виде административного штрафа, размер которого для физических лиц составляет от 500 до 5000 руб., для юридических лиц и избирательных объединений может достигать 100 000 руб.

Проводя анализ института административной ответственности за нарушения избирательного законодательства, следует выделить ряд ее особенностей: привлечение к административной ответственности лица, обладающего специальным статусом (определяется круг специальных субъектов); штраф, как основная санкция за правонарушения в области избирательного права; -отсутствие упрощенной формы производства и обязательность составления протокола об административном правонарушении; круг лиц, обладающих правом на составление протокола об административном правонарушении; привлечение к административной ответственности только в судебном порядке; особые сокращенные сроки для рассмотрения дел; наличие связи административной ответственности с иными ограничениями права.

Применительно к вопросу содержания административной ответственности важнейшим элементом её реализации за нарушения законодательства о выборах и референдумах является возбуждение дела об административном правонарушении.

Административное правонарушение имеет определенные общие черты с преступлением, поскольку нередко объекты посягательства у них совпадают и, по сути дела, различаются по тяжести последствий. Сравнение многих составов уголовных преступлений и административных правонарушений подтверждает этот вывод.

Так, уголовная ответственность

является наиболее острой формой государственного принуждения, поэтому прибегать к ней следует только в тех случаях, когда достаточная защита общества от данного вида деяний не может быть обеспечена более мягкими, не уголовно-правовыми мерами.

Как отмечает А. А. Вешняков, уголовные дела по ст. ст. 141 и 142 УК РФ, по фактам нарушения избирательных прав все же редки в нашей судебной практике, до судебного решения доходили лишь единицы. Уголовная ответственность рассматривается как крайняя мера борьбы с правонарушениями в сфере организации и проведения выборов, которые причиняют наибольший вред общественным отношениям, возникающим при реализации избирательных прав граждан Российской Федерации [6, а 38].

В соответствии с ч. 1 ст. 141 УК РФ уголовно наказуемым является воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума.

С учетом сказанного следует сделать вывод о том, что реализация конституционно-правовой, административной, уголовной ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах является одним из действенных средств защиты избирательных прав граждан Российской Федерации. Совершенствование законодательства в данной области позволит создать необходимый механизм для предотвращения противоправных деяний в избирательной сфере, что, в свою очередь, приведет к защищенности граждан, наделенных конституционными политическими избирательными правами.

>

<ч а а

и

и $

Д В

и «

а

о

^

о «

и

¥ а -с

а £

о

^

о «

и ?

а £

а «

и

X « X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КРИМИНАЛИСТИКА. СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЛИТЕРАТУРА

1. Овчинников В. А., Антонов Я. В. Юридическая ответственность в системах «традиционного» и «электронного» голосования // Российская юстиция. 2013. № 4.

2. Воробьев Н. И. Административная ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 4.

3. Климова Ю. Н. Понятие избирательного правонарушения и комплексный подход к анализу мер ответственности, установленных избирательным законодательством // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 2.

4. Собачевская Ю. А. Типы и особенности конституционно-правовой ответственности за нарушения избирательного законодательства // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 7.

5. Игнатенко В. В., Ищенко Е. П. Административная ответственность за нарушение российского законодательства о выборах и референдумах. М., 2000. 211 с.

6. Вешняков А. А. Уголовная ответственность за нарушение порядка проведения выборов с использованием ГАС «Выборы» // Российский следователь. 2007. № 2.

© Мугинова З. Р.

КРИМИНАЛИСТИКА. СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

\гттт/- 1Л1 по п^о Г. З. АДИГАМОВА, доцент кафедры

УДК 343.98.Uoo , .

криминалистики Уфимского юридического

института МВД России, кандидат юридических наук, доцент (г. Уфа)

G. Z. ADIGAMOVA, associate professor of the Chair of Criminalistics of Ufa Law Institute of > the Ministry of Internal Affairs of Russia,

2 Candidate of Law, docent (Ufa)

a a

u

| КОНВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ В СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

CONVERGENT THINKING IN INVESTIGATION

R

Л Аннотация. В научной статье рассматриваются сущность и содержание

Ц следственной деятельности, основанной на конвергентном мышлении. Наличие кон-^ вергентного мышления позволяет осуществлять собирание и исследование сведений и ® фактов, на основании которых реконструируется преступное событие, произошед-| шее в прошлом, устанавливать закономерности формирования причинно-следственных связей между событием преступления и лицом, его совершившим.

а Ключевые слова и словосочетания: следственная деятельность, конвергент-

а

t

о

§ Annotation. In the scientific article discusses the nature and content of investigative

a

ное продуцирование, конвергентное мышление, интеллектуальное моделирование.

activities based on convergent thinking. The presence of convergent thinking allows for the collection and study of information and facts on which the reconstructed criminal event that ^ happened in the past, to establish laws governing the formation of causality between the event a of the crime and the person who committed it.

g Key words and phrases: investigative activity, convergent production, convergent

thinking, intelligent simulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.