- 49 с.
4. Айрапетьянц Л.Р. Педагогические основы планирования и контроля учебно-тренировочной и соревновательной деятельности в спортивных играх: Автореф. дисс. ... доктора пед. наук. - М.: 1992. - 41 с.
5. Дорошенко Е.Ю., Корж Н.Л., Іванова Н.Б., Чечель М.М., Барська Н.Л. Вправи базової та степ-аеробіки в навчально-тренувальному процесі кваліфікованих баскетболісток у підготовчому періоді підготовки // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: наукова монографія за ред. Єрма-кова С.С. - Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2006. - № 1. - С. 34 - 3l.
6. Дорошенко Е.Ю., Корж Н.Л., Іванова Н.Б., Чечель М.М., Барська Н.Л. Застосування вправ базової та степ-аеро-біки в навчально-тренувальному процесі кваліфікованих баскетболісток: Актуальні проблеми фізичної культури та спорту в сучасних соціально-економічних і екологічних умовах: матеріали другої міжнародної науково-практичної конференції (частина 2). - Запоріжжя: ЗНУ, 2005. - С. 32 - 39.
Надійшла до редакції 22.05.2001р.
ПРИМЕНЕНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ГИМНАСТИКЕ
Корнилова Н.Ю.
Гуманитарный университет „ЗИГМУ”
Аннотация. Статья посвящена изучению эффективных методов учебно-тренировочного процесса по гимнастике в группах начальной подготовки. Применение соревновательного метода обучения в группах начальной подготовки по гимнастике является более эффективным в разновозрастной группе детей 3-го, 4-го, 5-го годов жизни в сравнении с одновозрастной группой 3-го, 4-го годов жизни. Выбор организации и комплектации группы детей на занятиях также зависит от задач, содержания и количества детей в группе.
Ключевые слова: соревновательный метод тренировки, физическая подготовленность, одновозрастная группа, разновозрастная группа.
Анотація. Корнилова Н.Ю. Застосування змагального методу навчання у групах початкової підготовки з гімнастики. Стаття присвячена вивченню ефективних методів навчально-тренувального процесу з гімнастики в групах початкової підготовки. Застосування змагального методу навчання в групах початкової підготовки по гімнастиці є більш ефективним у різновіковій групі дітей 3-го, 4-го, 5-го років життя в порівнянні з одновіковою групою 3-го, 4-го років життя. Вибір організації й комплектації групи дітей на заняттях також залежить від завдань, змісту й кількості дітей у групі.
Ключові слова: змагальний метод тренування, фізична підготовленість, одновікова група, різновікова група.
Annotation. Cornilova N.Y. Application of competitions method of study in the groups of initial preparation from gymnastics. The article studies the effective methods of study-training process on gymnastics in the groups of initial preparation. Application of a competitive method of learning in bunches of initial preparation on gymnastics is more effective in uneven-age bunch of children of 3-rd, 4-th, 5-th years of life in comparison with even-aged bunch of 3-rd, 4-th years of life. The choice of organization and a complete set of bunch of children on occupations also depends on problems, the contents and quantity of children in bunch.
Keywords: competition method of training, physical preparedness, one age group, different age group.
Введение.
Учет индивидуальных особенностей детей в обучении и воспитании в сфере физической культуры - это не приспособление цели и содержания обучения и действий воспитателя к отдельному ребенку, а приспособление приемов, методов, форм педагогического влияния к ее индивидуальным особенностям с целью обеспечения запрограммированного уровня развития личности. Индивидуальный подход создает хорошие возможности относительно развития познавательных сил, активности, склонности и способностей ребенка [3]. Деятельность специалис-тов-дошкольников по физическому воспитанию, как и любая другая профессиональная деятельность, направлена на решение жизненно важных задач, сложность которых определяется уровнем квалификации специалиста [6]. Таким образом, в современной научной и научно-методической литературе уделяется недостаточно внимания изучению эффективных методов учебно-тренировочного процесса по гимнастике в группах начальной подготовки [1-6].
Работа выполнена по плану НИР Гуманитарного университета „ЗИГМУ”.
Формулирование целей работы.
Целью исследования было определить эффективность соревновательного метода обучения в группах начальной подготовки по гимнастике детей 3-го, 4-го и 5-го годов жизни.
Задача исследования заключалась в определении эффективности соревновательного метода тренировочного процесса в одновозрастной и разновозрастной группах детей, занимающихся гимнастикой на начальном этапе обучения, и выявлении аспектов влияния этого метода на детей, участвующих в исследовании.
Методы исследования: анализ литературных источников и методической литературы, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, метод математической статистики.
Благодаря движению повышается жизненный тонус ребенка, возрастают работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням. Движение оказывает существенное влияние на развитие интеллекта ребенка.
Результаты исследования.
Соревновательный метод, используемый в исследовании, - это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня физической подготовленности занимающихся.
Как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку, соревновательный метод позволяет:
- стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять их уровень развития;
- обеспечивать максимальную физическую подготовленность;
- содействовать воспитанию волевых качеств.
Рациональное использование времени занятия во многом зависит от способов организации детей для выполнения упражнений. Основными из них являются: фронтальный, групповой и индивидуальный.
Объектом исследований был уровень физической подготовленности в группах начальной подготовки по гимнастике 3-го, 4-го и 5-го годов жизни.
Предметом исследований являлось определение эффективности применения соревновательного метода обучения физическим упражнениям детей 3-го, 4-го и 5-го годов жизни.
Организация исследования. Исследование проводилось в детском саду № 55 г. Запорожья с 10.10.2005 г. по 10.04.2006 г. В исследовании были задействованы дети 3-го, 4-го и 5-го годов жизни в количестве 30 человек (8 девочек и 22 мальчика). Занятия гимнастикой проводились 2 раза в неделю продолжительностью 30-35 минут. С целью повышения эффективности тренировочного процесса через 2 месяца занятий группа была разделена на 2 подгруппы. Для реализации поставленной цели было апробировано два варианта комплектации групп: одновозрастная (дети 3-го и 4-го годов жизни) и разновозрастная (дети 3-го, 4-го и 5-го годов жизни) с использованием соревновательного метода обучения.
Занятия в одновозрастной группе детей 3го, 4-го годов жизни проводились фронтальным способом. В разновозрастной группе (дети 3-го, 4-го, 5го годов жизни) использовался смешанный способ: фронтальный и групповой. Групповой способ требует высокой самостоятельности, сознательного и ответственного выполнения заданий, хорошей дисциплины в коллективе.
Ссылаясь на данные литературы, развитие двигательных качеств и физической подготовленности у дошкольников происходит под влиянием 2-х факторов: возрастных изменений организма (морфологическая и функциональная перестройка) и режимов двигательной активности, к которым относится весь комплекс организационных форм физического воспитания и самостоятельная двигательная деятельность.
В учебно-тренировочном процессе во время исследования были использованы следующие средства:
- упражнения на развитие и формирование правильной осанки;
- строевые упражнения на месте;
- общеразвивающие упражнения в движении, а также разновидности ходьбы, бега и прыжков;
- общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (гимнастические палки, мячи средние, обручи малые, гантели пластмассовые;
- разновидности лазания в различных упорах;
- упражнения на развитие силы мышц туло-
вища, рук и ног;
- упражнения на развитие гибкости в тазобедренных суставах и позвоночнике;
- подвижные игры и эстафеты, а также полоса препятствий;
- элементы акробатики («корзиночка», «жабка», «рыбка», шпагат, полушпагат);
- элементы йоги;
- упражнения на внимание и развитие координационных способностей;
- упражнения на восстановление дыхания и релаксация.
Программа тренировок в обеих группах была аналогичной, исходя из уровня физической подготовленности детей. Соревновательный метод использовался в течение всей тренировки.
Тестирование исследуемых групп проводилось на основе стандартных тестов по физической подготовленности для дошкольников (бег - 10 м/с, прыжок в длину с места, метание малого мяча на дальность - левой и правой рукой). По результатам оценочной таблицы, уровень физической подготовленности детей 3-го и 4-го годов жизни в 2-х группах был приблизительно одинаковый: 3,5 и 3,6 балла соответственно.
Исследование длилось 3 месяца. Повторное тестирование было проведено 10.04.2006 г. по тем же тестам.
В ходе исследования было выявлено, что показатели физической подготовленности детей групп начальной подготовки по гимнастике одновозрастной группы детей 3-го, 4-го годов жизни и разновозрастной группы детей 3-го, 4-го и 5-го годов жизни улучшились в обеих группах: 4,2 и 4,7 балла, что составляет в процентном соотношении 20% и 27% соответственно.
Также были выявлены психологический и воспитательный аспекты.
Психологический аспект: в разновозрастной группе у малышей значительно вырос уровень самооценки, однако явных лидеров не наблюдалось; в одновозрастной группе у детей явно прослеживались лидеры.
Воспитательный аспект: у детей разновозрастной группы наблюдались организованность, собранность, целеустремленность, дисциплинированность; у детей одновозрастной группы проявления данных качеств не наблюдалось (все зависело от настроения и поведения явных лидеров).
Выводы.
Таким образом, опыт работы, педагогические наблюдения и результаты исследований позволяют сделать вывод, что применение соревновательного метода обучения в группах начальной подготовки по гимнастике является более эффективным в разновозрастной группе детей 3-го, 4-го, 5-го годов жизни в сравнении с одновозрастной группой 3-го, 4-го годов жизни.
Выбор той или иной организации и комплектации группы детей на занятиях также зависит от
задач, содержания и количества детей в группе, что требует дополнительных исследований.
Дальнейшие исследования предполагается проводить в направлении изучения других проблем применения соревновательного метода обучения в группах начальной подготовки по гимнастике.
Литература
1. Буцинская П.П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду: Книга для воспитателей детского сада / П.П. Буцинская, В.И. Васюкова, Г.П. Лескова. - М.: Просвещение, 1990. - 115с.
2. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 191В. - 212с.
3. Курок О.І. Структура і зміст підготовки фахівців з фізичного виховання дошкільників у сучасних соціокультур-них умовах //Педагогіка, психологія та медико-біо-логічні проблеми фізичного виховання і спорту / зб.наук.праць за редакцією проф. Єрмакова С.С. - Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2001. - №4. - С. - С. В1-В1.
4. Лескова ГА. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду: Пособие для воспитателя / ГП. Лескова, П.П. Буцинская, В.И. Васюкова; под. ред. Г.П. Лесковой. -М.: Просвещение, 19В1. - 160с.
5. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ВУЗов физического воспитания и спорта /Под. ред. Т.Ю. Круцевич. - Киев, 2003. - 391с.
6. Чічігіна О.В. Етапи формування рухово-творчих здібностей у дітей старшого дошкільного віку в системі фізичного виховання. //Педагогіка, психологія та ме-дико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту /зб.наук.праць за редакцією проф. Єрмакова С.С. -Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2006. - №10. - С. 16-1В.
Поступила в редакцию 04.05.2001г.
ВАРІАБЕЛЬНІСТЬ СЕРЦЕВОГО РИТМУ У ЮНИХ БОРЦІВ З РІЗНИМ ФУНКЦІОНАЛЬНИМ СТАНОМ НЕРВОВОЇ СИСТЕМИ
Коробейніков Г.В., Дуднік О.К., Радченко Ю. А. Державний науково-дослідний інститут фізичної культури і спорту
Анотація. У статті представлені дані особливостей варіабельності ритму серця у юних борців з різним функціональним станом нервової системи. Розподіл юних спортсменів за рівнем функціонального стану нервової системи дає можливість підвисити якість диференційованої діагностики варіабельності серцевого ритму. Дослідження виявили, що кращі можливості сенсомоторних функцій у юних борців з високим рівнем функціонального стану нервової системи. Ключові слова: функціональний стан, спортсмени, серцево-судинна система, нервова система. Аннотация. Коробейников Г.В., Дудник О.К., Радченко Ю.А. Вариабельность сердечного ритма у юных борцов с разным функциональным состоянием нервной системы. В статье представлены данные особенностей вариабельности ритма сердца юных борцов с разным функциональным состоянием нервной системы. Распределение юных спортсменов по уровню функционального состояния нервной системы дает возможность повысить качество дифференцированной диагностики вариабельности сердечного ритма. Установлено, что лучшие возможности сен-сомоторних функций у юных борцов с высоким уровнем функционального состояния нервной системы. Ключевые слова: функциональное состояние, спортсмены, сердечно-сосудистая система, нервная система.
Annotation. Korobeynikov G.V., Dudnik O.K.,
Radchenko Y.A. Variations cardiac rhythm at young fighters with a different functional being of the nervous system. Data of features of variations rhythm of heart of young fighters with a different functional being of the nervous system are represented in the article. Allocation of juvenile sportsmen on a level of the functional state of a nervous system enables to raise quality of differentiated diagnostic of variability of cardiac pace. sensomotor functions juvenile fighters with a high level of the functional state of a nervous system have the best possibilities.
Keywords: functional being, sportsmen, heart-vessels system, nervous system.
Вступ.
Вивчення функціонального стану спортсмена який перебуває в умовах напружених фізичних та психоемоційних навантажень є актуальним питанням сучасного етапу розвитку спортивної фізіології [1,2]. Стани організму спортсмена які виникають в процесі спортивної діяльності відображають інтегральний комплекс елементів функціональної системи, відповідальної за її ефективність. Враховуючи, що зміни властивостей психічних реакцій, які виникають у спортсменів в умовах тренувальної і змагальної діяльності обумовлені, насамперед, різними станами нервової системи, доцільним виявляється постановка проблеми, яка пов’язана із розробкою критеріїв діагностики функціональних станів нервової системи спортсменів високої кваліфікації. Загальновідомо, що реакція ритму серця є чутливим індикатором нервово-емоційних реакцій людини є зміни варіабельності серцевого ритму [3,4]. Однак недостатньо вивченим залишається зв’язок функціонального стану нервової системи спортсмена із варіабельністю ритму серця.
Робота виконана за планом НДР Державного науково-дослідного інституту фізичної культури і спорту.
Формулювання цілей роботи.
Метою роботи було дослідження особливостей варіабельності ритму серця у юних борців з різним функціональним станом нервової системи.
Результати дослідження.
Було обстежено 18 юних спортсменів які спеціалізуються у греко-римській боротьбі, вихованців спеціалізованого спортивного ліцею м. Біла Церква.
Характер сенсомоторного реагування (ней-родинамічні функції) спортсменів досліджувалися за допомогою комп’ютерної системи „Діагност -1” [5]. Система має три режими тестування: оптимальний, режим зворотного зв’язку і нав’язаного ритму. Використовувався оптимальний режим, який дозволяє визначати латентні періоди простої і складної зорово-моторної реакції.
Варіабельність ритму серця оцінювалась за результатами статистичного аналізу вегетативної регуляції за допомогою комп’ютерної системи «Кар-діо+». Реєструвалися параметри вегетативної регуляції та результати спектрального аналізу серцевого ритму у юних борців.