Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ СКАЗОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ СКАЗОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1018
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / ДОШКОЛЬНИК / РАЗВИТИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / СКАЗКА / EMPATHY / PRESCHOOL / DEVELOPMENT / COMMUNICATION / FAIRY TALE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гайдаренко Светлана Максимовна, Мартынова Марина Александровна, Ковалева Анастасия Викторовна

В данной статье рассмотрен феномен эмпатии - важность его роли в жизни человека. Описаны онтогенез, факторы и некоторые особенности формирования эмпатийных проявлений у дошкольников. Изучена взаимосвязь между использованием сказки и развитием эмпатийности у ребенка дошкольного возраста.This article discusses the phenomenon of empathy - the importance of its role in human life. Ontogenesis, factors, and some features of the formation of empathic manifestations in preschool children are described. The relationship between the use of fairy tales and the development of empathy in a preschool child is studied.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гайдаренко Светлана Максимовна, Мартынова Марина Александровна, Ковалева Анастасия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ СКАЗОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

6. Понимание пищевых расстройств у подростков. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.eurolab.ua/eating-disorders/1541/14337/ (дата обращения: 18.03.2020).

7. Рациональная психотерапия: пример и техники упражнений. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fb.ru/article/416318/ratsionalnaya-psihoterapiya-primer-i-tehniki-uprajneniya (дата обращения: 20.03.2020).

8. Способ лечения пищевой аддикции, сопровождающейся ожирением. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.findpatent.ru/patent/224/2244569.html (дата обращения: 18.03.2020).

9. Танцевально-двигательная терапия — эффективный способ лечения расстройств и заболеваний. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ponervam.ru/tancevalno-dvigatelnaya-terapiya.html (дата обращения: 03.04.2020).

Психология

УДК 159.99

студентка 2 курса Гайдаренко Светлана Максимовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); старший преподаватель кафедры психологии развития личности Мартынова Марина Александровна Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студентка 4 курса Ковалева Анастасия Викторовна Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ПРИМЕНЕНИЕ СКАЗОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В данной статье рассмотрен феномен эмпатии - важность его роли в жизни человека. Описаны онтогенез, факторы и некоторые особенности формирования эмпатийных проявлений у дошкольников. Изучена взаимосвязь между использованием сказки и развитием эмпатийности у ребенка дошкольного возраста.

Ключевые слова: эмпатия, дошкольник, развитие, коммуникация, сказка.

Annotation. This article discusses the phenomenon of empathy - the importance of its role in human life. Ontogenesis, factors, and some features of the formation of empathie manifestations in preschool children are described. The relationship between the use of fairy tales and the development of empathy in a preschool child is studied.

Keywords: empathy, preschool, development, communication, fairy tale.

Введение. Способность личности к проявлению эмпатии выступает одним из важнейших умений, помогающих успешной адаптации человека в социуме, эффективности его коммуникации и возможности построения крепких социально значимых контактов. Эмпатия является основой любых межличностных взаимоотношений: с родителями, с друзьями, с представителями противоположного пола или другого поколения. Именно на проявлении эмпатийности строятся крепкие и долгие межличностные отношения.

Изложение основного материала статьи. Термин «эмпатия» происходит от греческого слова «empatheia» и означает «сопереживание». История изучения способности человека к эмпатии начинается в конце 19 века. Эмпатийность есть синтез явлений симпатии и вчувствования, которые изучались в это время в рамках этики и эстетики.

Как психологический термин данное понятие ввел в психологию Э. Титченер и определял его следующим образом: «Эмпатия - это внутренняя активность человека, результатом которой является интуитивное понимание состояния другого человека».

Эмпатия начинает формироваться у ребенка в раннем возрасте. Существует мнение, что каждый человек рождается со способностью к ее проявлению. Эмпатия у младенцев имеет только эмоциональный характер: они еще не способны отделить свое эмоциональное состояние от чужого - именно поэтому маленькие дети начинают плакать в присутствии другого плачущего ребенка [2].

В онтогенезе развития эмпатийных способностей выделяют два пиковых периода: дошкольный и подростковый возраст. При этом вторая вершина не достигается при неосуществлении перехода первой границы. Успешное преодоление первой границы развития эмпатийности у ребенка, т.е. формирование эмпатийных умений в период дошкольного возраста выступает прочной основой для развития у личности эмпатийных проявлений в будущем.

Дошкольный возраст, согласно периодизации психического развития Д.Б. Эльконина, приходится на период от 3 до 6-7 лет и сопровождается возникновением следующих новообразований:

1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения.

2. Возникновение первичных этических инстанций.

3. Появление соподчинения мотивов.

4. Приобретение произвольного характера поведения.

5. Возникновение личного сознания.

6. Появление внутренней позиции школьника [5, с. 69-86].

Благоприятному формированию этих новообразований у ребенка в дошкольном возрасте способствуют родители и эмоционально правильная, т.е. эмоционально положительная окружающая среда. Семейные отношения, в целом, играют огромную роль в психическом и психологическом развитии личности. В основу создания успешной коммуникативной ситуации внутри семьи может быть положена способность родителей (и детей) к проявлению эмпатии по отношению друг к другу [6].

Проявляя эмпатийность по отношению к ребенку, родители посредством собственного примера закладывают в нём фундамент эмпатийных переживаний: в первую очередь, они способствуют получению ребенком собственного положительного опыта - тем самым запускают механизм формирования эмпатии. После они знакомят и помогают распознать различные эмоции и чувства. Далее, в завершении помогают ребенку понять, приводят его к осознанию того, какие именно эмоции, переживания и чувства испытывает другой человек в определенный момент времени.

Для иллюстрации механизма эмпатии приведем пример: во время игры ребенок упал и разбил нос -плачет. Родитель, помогая встать и не паникуя в этом случае (создание положительного опыта), говорит: ты плачешь, потому что тебе больно (формирует понятие чувства боли), ты разбил нос (объясняет причину). После, когда ребенок увидит, что кто-то другой ударился, родитель может вспомнить этот случай и объяснить причину слез другого ребенка, тем самым формируя у дошкольника понимание чужих эмоций.

Если рассмотреть механизм формирования эмпатии в зависимости от возраста дошкольника, то можно отметить несколько закономерностей:

1. Первый год жизни («этап знакомства и накопления»): ребенок запоминает эмоции, которые встречает в повседневной жизни, после пробует проигрывать их самостоятельно.

2. Второй год жизни ребенка («этап сострадания»): ребенок интересуется окружающим миром, начинает различать эмоциональное состояние других людей. Печаль, грусть, меланхоличные эмоции рассматриваются им как странные, непривычные переживания, которые нужно исправить. В такие моменты ребенок старается прижаться к опечаленному человеку и пожалеть его, рассказать о своих чувствах, о том, что он любит этого человека. Переживание другими людьми положительных эмоций (радости, увлеченности, восторга, удовольствия) рассматриваются детьми как естественные и правильные. Проявление гнева, злости, злобы и ярости не всегда понятны для ребенка и выступают как пугающие (учитывая, что социальная среда ребенка благополучна).

3. Третий и четвертый годы жизни ребенка: дошкольник окончательно определяется со своим местом в окружающем мире, теперь он способен понять чувства и желания другого (спектр переживаемых эмоций постепенно увеличивается), но при этом дети не всегда способны к сопереживанию. Ребенок научается четко различать «своего» и «чужого» и степень сопереживания варьируется в зависимости от близости оппонента.

4. Возраст 4-6 лет (этап «сочувствия и отзывчивости»): у ребенка зарождается способность принимать эмоции других людей, приходить им на помощь, при этом не всегда понимая, чем и как он может помочь [1].

Так, успешное развитие эмпатии иллюстрируется способностью ребенка проявлять к окружающим людям, животным и предметам такие умения и чувства как: 1. сопереживание; 2. сочувствие; 3. содействие.

Одним из наиболее эффективных способов формирования и развития эмпатийных способностей у ребенка дошкольного возраста является погружение его в сказку. Недаром психологи сходятся во мнении, что дошкольный возраст - это возраст сказок.

В.А. Сухомлинский говорил: «Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». Она имеет огромное значение для формирования личности дошкольника. Именно в сказке заключена вся мудрость накопленная народом: ценности, идеалы, гендерные и национальные особенности людей.

Сказка, как один из основных жанров фольклора и литературы, имея преимущественно прозаическую форму, воздействует посредством выдуманного сюжета на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, открывает ему глубины народной или авторской мудрости, развивает сознание и самосознание дошкольника.

Роль сказки в формировании эмпатии у ребенка сложно переоценить. Независимо от вида сказки она формирует в ребенке способность к сочувствию и сопереживанию. Эмоционально воздействуя, сказка не только вводит ребенка в воображаемые обстоятельства, но и объединяет ребенка и героя в одно целое -позволяя дошкольнику разделить чувства второго.

Сказка, как средство воспитания, способствуя развитию воображения, речи ребенка, словарного запаса, интеллектуальных способностей, параллельно может открывать для него новые способы решения жизненных проблем.

Так, народная сказка отражает всю жизненную философию, накопленную народом. Подобные сказки отличаются своей поэтичностью, остроумностью, правдивостью и мудростью. Главными героями русских народных сказок обычно бывают младший из братьев, падчерица, глупец (дурак) или животные, благодаря такому приему ребенку значительно легче идентифицировать себя с персонажем, и дошкольник без особого труда может занять позицию сказочного героя. Народные сказки прививают ребенку общепринятые идеалы, такие как: честность, доброта, отзывчивость и миролюбие.

Авторские сказки отражают репрезентацию реальности писателя (при использовании таких сказок в целях воспитания дошкольника важно обратить внимание на то, к какому историческому времени относится период творчества автора; именно те ценности и будут отражены в его произведениях, хотя общая тенденция к актуализации гуманности и общепринятых идеалов сохраняется в большинстве произведений). Этот тип сказок чаще всего способствует формированию у ребенка индивидуальных моделей поведения, смекалки, показывает контрастность окружающего мира и разные способы решения проблем.

Дети понимают смысл сказки не только из слов текста, но и из иллюстраций к произведению, это говорит о том, что книжки для детей обязательно должны быть с картинками.

Воспитание сказкой - один из самых древних методов воспитания и обучения. Каждое литературное произведение, в том числе и сказка, имеет несколько психологических механизмов воздействия: 1. механизм идентификации; 2. механизм привития морально-этических норм поведения; 3. механизм решения эмоционально-личностных проблем ребенка; 4. механизм получения нового опыта; 5. механизм снятия психоэмоционального напряжения и катарсиса; 6. механизм решения возрастных задач через сказку [4].

Находясь под влиянием этих, работающих вкупе, механизмов ребенок начинает осмысливать свою реальность через призму новых, полученных в процессе прочтения сказки знаний.

Также можно заметить, что в основе большинства этих механизмов лежит проявление ребенком эмпатии по отношению к сказочному персонажу. Умение дошкольника сопереживать литературному герою базируется на его способности проявлять эмпатию к ближнему человеку. Однако правильное прочтение сказки помогает развитию у ребенка эмпатийных навыков.

Роль взрослого в правильном прочтении сказки велика. В спектр его задач должно входить не только чтение текста ребенку, но и объяснение новых слов, показ и обсуждение иллюстраций и сюжета сказки, рассматривание поведенческих и коммуникативных особенностей героев. Полезными будут вопросы: «Кто тебе больше всех нравится? Почему?», «Как думаешь, он хорошо поступил?», «Ты бы его простил?», «Как думаешь, этому герою сейчас весело (грустно, страшно и т.д.)?», «Что бы ты сделал, чтобы помочь герою?».

Основным мотивом сказки К. Юнг выдвигал процесс индивидуализации: взрослый человек, читая сказку, возвращается назад, в детство, а ребенок при чтении сказки движется вперед. Взрослые склонны анализировать и в какой-то степени усложнять получаемую ими информацию, в то время как ребенок видит ее поверхностно, не пытаясь найти скрытый смысл. При этом за каждым сказочным персонажем или образом скрыты символы коллективного бессознательного (эти же символы встречаются в мифах, религии, снах), которые понимаются ребенком гораздо проще, чем взрослыми, происходит это за счет особенностей построения большинства сказок. Ребенок бессознательно идентифицирует себя с героем сказки, в то время как родителю это дается труднее: взрослый при идентификации принимает информацию к сведению, ребенок же переносит полученную информацию - знания, умения, навыки, модели поведения героев в собственную поведенческую копилку.

В процессе прочтения сказки дошкольник, сам того не осознавая, проводит как минимум два анализа сюжета:

1. Психологический анализ: рассматриваются поведенческие особенности героев. Ребенок понимает следующие логические цепочки: «что будет, если», «чего не будет, если». После эти логические цепочки применяются ребенком в повседневной жизни.

2. Трансакционный анализ: рассматриваются коммуникативные особенности героев, их взаимоотношения. Ребенок учится различать персонажей хороших и плохих, категории добра и зла, правды и лжи. Видит последствия различных поступков и соотносит такое поведение с моментами из своей жизни. Ребенок строит внутренние модели внешнего мира, посредством примера определенного героя сказки, приобретает качества для решения сложных жизненных ситуаций.

Также благодаря сказке ребенок снимает психическое и эмоциональное напряжение. Вместе со сказочным героем он попадает в какую-либо ситуацию, проблему, испытывает ее нарастание и усложнение, затем переживает вместе с героем кульминацию сюжета сказки, а после к концу произведения разделяет победу, решение проблемы героя произведения, чувствуя при этом собственное расслабление и удовлетворение [4].

Читать сказки в дошкольном возрасте очень полезно не только дома, но и в детском саду. Многие воспитатели используют в своей практике прочтение сказок не только как общий способ развития ребенка, но и как метод формирования эмпатийности у дошкольников. В современной педагогической науке существует множество приемов использования сказки (рассмотрим некоторые из них):

1. «Спасательная ситуация в сказке». Ребенку предлагается сочинить различные сюжеты уже знакомых ему сказок. Или придумать различные концовки этих сказок в зависимости от определенных условий. Условия должны предполагать выбор между «добром» и «злом». Решение должно быть связано с помощью главному герою в выходе из проблемы. Ребенка нужно направить к проявлению отзывчивости и доброжелательности.

2. «Любимые герои». Дошкольника просят выбрать определенного персонажа и описать его, рассказать о своем отношении к нему, объяснить его поведение и причины тех или иных поступков, аргументировать доброжелательный ли этот персонаж по отношению к другим героям или нет.

3. «Книга сказок». Герои сказок попадают в мир рисунков ребенка. Вместе с взрослым дошкольник составляет историю, описывает персонажа, придумывает сюжет.

4. «Нарисуй свою сказку». Ребенку предлагают сочинить собственную сказку. Обсуждая, прорабатывают ее до мелочей, проговаривая каждый поступок героя, уточняя «хороший» он или «плохой».

5. «Путешествие». На воображаемом транспорте ребенок вместе со взрослым отправляется в волшебное путешествие. По дороге они встречают разных сказочных героев, которые нуждаются в помощи. Ребенку предлагается найти выход из сложившейся ситуации и помочь герою [3, с. 3-4].

Для развития эмпатийных способностей ребенка рекомендуется брать ту литературу, которая четко разграничивает положительных и отрицательных героев (например, «Красная шапочка» Ш. Перо, «Три поросенка» С. Михалкова) или ту, где перед главным героем стоит вопрос нравственного выбора между собственным удовлетворением и помощью другому человеку (например, «Цветик-семицветик» В. Катаева, «Аленький цветочек» С. Аксакова, «Дюймовочка» Г.Х. Андерсена). Существуют сказки, объединяющие оба параметра, например, «Снежная королева» Г.Х. Андерсена.

Воспитывая у детей сочувствие и сопереживание полезно будет обратиться к сказкам о животных («Заюшкина избушка», «Лиса и журавль»). Непревзойденными мастерами литературного дела, чьи произведения наиболее эффективно развивают в ребенке вчувствование, являются Л.Н. Толстой («Лев и собачка»), В. Драгунский («Друг детства»), А. Барто («Мишка», «Бычок»), Н. Некрасов («Дед Мазай и зайцы»), В. Катаев (Цветик-семицветик), С. Михалков («Мой щенок»), К. Чуковсий («Айболит»), В. Осеева («До первого дождя», «Синие листья», «Три товарища»), Э. Цюрюпа («Олешек»).

Что касается современной литературы, издательство МИФ рекомендует: «Лучший подарок для мамы» М. Кадье - история о том, как маленький кабанчик Хьюго ищет в лесу подарок на день рождение для своей мамы - это история об искренней любви и заботе; Ж. Лагранж «А кота спросить забыли?» - это история, написанная от лица кота Аристотеля, чья хозяйка вдруг неожиданно захотела иметь собаку - история, которая покажет ребенку, как дружить с человеком, который совсем не похож на тебя, и как много зависит от того, под каким углом смотреть на определенную ситуацию; А. Херцог и М. Иваса «Искренне ваш, Жираф» -детская история, поднимающая темы дружбы, одиночества, поиска своего места в жизни.

Самое важное в работе со сказкой вместе с ребенком: позволить ему представить историю в своем воображении. Как говорил С. Маршак: «Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель. Автор должен дать возможность читателю и зрителю быть полноправным участником той реальности, которую создает художник. Читатель становится участником всего, что пережил и перечувствовал поэт...».

Выводы. Эмпатия - умение чувствовать состояние другого человека, разделять с ним его радости и переживания, эмоции и ощущения. Она является важным умением для каждой личности, так как выступает

основой успешного развития ребенка, в особенности его коммуникативных умений. Очень важно заложить основы эмпатийных умений в дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет) так как именно этот этап выступает первым сензитивным периодом в процессе формирования эмпатии у ребенка. Для развития эмпатийности у дошкольника особенно важна способность родителей, воспитателей и других окружающих его людей к проявлению этого чувства. Одним из способов увеличения уровня показателя эмпатийности ребенка выступает сказка. Правильное прочтение литературного произведения: объяснение, иллюстрация, обсуждение - способствует более эффективным изменениям эмпатийных умений дошкольника.

Литература:

1. Васютина Е.В., Гончарова З.С., Черемисинова А.В. Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста посредством сказки. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://mirdoshkolyat.ru/mir_doshkolyat/razvitie-jempatii-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-skazki

2. Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия. Монография / В.И. Долгова, Е.В. Мельник. - Москва: Издательство «Перо», 2014. - 185 с.

3. Кондрашова Н.В., Турбаева А.А. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок / Концепт. - 2014. - No03 (март).-ARTl4057. - 0,3п.л. - URL: http://koncept.ru/2014/14057.htm. - Гос. рег. Эл. № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

4. Психологический анализ сказок. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://spravochnick.ru/psihologiya/psihologicheskiy_analiz/psihologicheskiy_analiz_skazok/

5. Хилько, М.Е. Возрастная психология. Конспект лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - Москва: Юрайт, 2010. - 145 с.

6. Юсупов, И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты). Автореф. дисс. д-ра психол. наук. / И.М. Юсупов. - Санкт-Петербург, 1995. - 30 с.

Психология

УДК 159.9.072

кандидат педагогических наук, доцент Дедюкина Марфа Ивановна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Иванова Мария Кимовна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИЗУЧЕНИЯ КОГНИТИВНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ

СФЕР РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Аннотация. Большинство современных психологов, в сферу интересов которых попадает дошкольный возраст, указывают развитие когнитивной и эмоциональной сферы развития детей как одно из важнейших новообразований этого периода. В данной статье мы рассматривали методы диагностики детей дошкольного возраста, адаптированных А.Н. Веракса, Д.А. Бухаленковой, О.В. Алмазовой. Большую часть использованных в исследовании методов составляют субтесты нейропсихологического диагностического комплекса NEPSY-II (Korkman, 1999; Korkmanetal., 2007). Данные методики будут использованы в лонгитюдном исследовании в системе дошкольного образования Республики Саха (Якутия) - проект «Растем в Якутии».

Ключевые слова: когнитивная и эмоциональная сфера, дети 5-6 лет, проект «Растем в России», лонгитюдное исследование.

Annotation. Most modern psychologists whose interests fall in the preschool age indicate the development of the cognitive and emotional sphere of development of children as one of the most important neoplasms of this period. In this article, we examined diagnostic methods for preschool children adapted by A.N. Veraksa, D.A. Bukhalenkova, O.V. Almasova. Most of the methods used in the study are subtests of the neuropsychological diagnostic complex NEPSY-II (Korkman, 1999; Korkmanetal., 2007). These methods will be used in a longitudinal study in the system of preschool education in the Republic of Sakha (Yakutia) - the project "Growing in Yakutia".

Keywords: cognitive and emotional sphere, children 5-6 years old, the project "Growing in Russia", longitudinal research.

Введение. В целях реализации Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2018 г. № 190 «О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)»[2], научно-методического сопровождения, оценки эффективности реализации проектов в области дошкольного образования, а также в рамках Федерального проекта «Растем в России» кафедра дошкольного образования педагогического института СВФУ совместно с Министерством образования РС(Я) и Академией наук РС(Я) начали лонгитюдное исследование в системе дошкольного образования Республики Саха (Якутия) - проект «Растем в Якутии».

На встрече в Омском государственном педагогическом университете с председателями комитетов образования муниципальных районов Омской области Юрий Петрович Зинченко, президент Российской академии образования, рассказал о проекте «Растем с Россией» «Проект направлен на изучение уровня развития детей дошкольного возраста и призван найти ответ на актуальный вопрос «Кто такой современный российский ребенок?»: «Основной задачей проекта «Растем с Россией» является развитие психологической службы в системе общего и профессионального образования. Данная служба предусматривает профессиональную переподготовку и повышение квалификации педагогических работников в целях получения ими компетенций, необходимых для сохранения и укрепления психологического и психического здоровья и развития обучающихся. Служба предназначена для содействия в трудной жизненной ситуации, позитивной социализации, а также для организации психологического консультирования родителей. Результаты научной и практической деятельности учителей, оказывающих психологическую помощь детям, будут объединены в общую базу и систематизированы. Анализ результатов позволит выявить направления, которые заслуживают дальнейшего, более глубокого изучения учеными. На основе этих исследований будут

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.