Психология
УДК 159.92
студентка Гайдаренко Светлана Максимовна
Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск); старший преподаватель кафедры психологии развития личности Мартынова Марина Александровна
Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск); студентка Ковалева Анастасия Викторовна Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск)
РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
Аннотация. В статье представлен теоретический обзор о вопросе онтогенеза чувства эмпатии. Проанализированы факторы, влияющие на развитие способности человека к эмпатийности. Раскрыты особенности формирования эмпатии на разных возрастных этапах.
Ключевые слова: эмпатия, социализация, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, старший школьный возраст.
Annotation. The article presents a theoretical review of the ontogenesis of empathy. The factors influencing the development of a person's ability to empathy are analyzed. The features of empathy formation at different age stages are revealed.
Keywords: empathy, socialization, preschool age, junior school age, adolescence, high school age.
Введение. Человек как существо социальное не может находиться вне общества и без взаимодействия с другими людьми. Эмпатия же - способность к чувствованию и сопереживанию другому, предполагает установление понимания и контакта между людьми в обществе. Способность к эмпатийности - важный механизм социализации личности. Она напрямую связана с нравственным развитием отдельного человека и характером взаимодействий между людьми. Достижение эффективности работы и ее результативности в любой сфере общественной жизни невозможно при низком уровне развития эмпатии у человека, а полное отсутствие эмпатических способностей вообще «отделяет» человека от внешнего мира, останавливая процесс социализации. Поэтому важно вовремя сформировать чувство сопереживания у ребенка.
Изложение основного материала статьи. Термин «эмпатия» происходит от греческого слова «empatheia» и означает «сопереживание». История изучения способности человека к эмпатии начинается в конце 19 века. Как психологический термин данное понятие введено в психологию Эдвардом Титченером в 1909 г. для обозначения внутренней активности человека, результатом которой становится интуитивное понимание состояния другого, идентификация чужих ощущений со своими.
Эмпатийность может быть направлена на себя или на другого человека. Как сложный и многогранный процесс эмпатия представлена на нескольких уровнях:
1. Когнитивная эмпатия - основывается на интеллектуальных процессах (сравнение, обобщение, аналогия и др.). На данном уровне человек способен различить тон голоса собеседника, понять его истинные эмоции и настроение. Она проявляется в виде понимания и осознания психического состояния другого человека, но без изменения своего.
2. Эмоциональная эмпатия - предполагает не только понимание чувств другого человека, но и сопереживание, сочувствие ему. Эмпат способен различать жесты и мимику другого человека.
3. Поведенческая эмпатия (высшая форма эмпатии) - представляет синтез поведенческого, когнитивного и эмоционального компонентов. На данном уровне происходит межличностная идентификация собеседников друг другу. Эмпат может управлять эмоциями другого человека. На данном этапе происходит установление полного понимания между собеседниками на уровне подсознания. Складывается тождественность чувств и ощущений, полное понимание и принятие позиции собеседника [3, с. 5].
Эмпатия основана на умении правильно представлять себе внутреннее состояние другого человека и способности идентифицировать себя с оппонентом. Через эмоциональный отклик люди познают внутреннее состояние других, располагают к успешному взаимодействию, эффективному пониманию друг друга. Эмпатийность по отношению к кому-то предполагает под собой безусловно положительное отношение к собеседнику.
Способность человека испытывать чувство эмпатии выступает основой любого межличностного общения. При взаимодействии с людьми в человеке развиваются и проявляются его способности к сопереживанию и пониманию.
Эмпатийные личности имеют большее количество друзей и знакомых, которые ими дорожат и ценят. Им проще общаться и, в целом, взаимодействовать с окружающими. От уровня развития эмпатийных способностей личности зависит стиль ее поведения, общения и влияния на других людей (экологичное поведение).
Понимание состояний человека посредством эмпатии происходит не с помощью интеллектуальных усилий, а благодаря процессам, происходящим в подсознании человека. Многие психологи считают, что эмпатия - это врожденное свойство личности, которое обусловлено генетически. Жизненный опыт индивида может только повысить или снизить ее уровень.
В психологии вопрос развития эмпатических способностей у детей рассматривал В. Штерн. Наблюдая за детьми, он заметил, что уже в младенческом возрасте дети проявляют признаки эмпатии. Этим объясняется плач ребенка в ответ на плач другого малыша. В ходе проведения исследований было замечено, что в таком случае у первого ребенка учащается сердцебиение в ответ на повышенный ритм сердца и возбужденное состояние плачущего.
В. Штерн пришел к выводу: это происходит, так как в младенческом возрасте ребенок еще не способен отделить свое эмоциональное состояние от эмоционального состояния другого ребенка, поэтому эмпатичные проявления, которые он демонстрирует, носят только эмоциональный характер.
Чувство эмпатии с раннего детства развивается в ребенке. Так, в дошкольном возрасте наибольшее влияние на формирование, укрепление и значение уровня эмпатийности ребенка оказывает семья, родители, воспитатели и дети, с которыми взаимодействует сам ребенок.
Обычно именно в семье формируются социальные ценности, потребности и интересы ребенка. Семейный круг и круг общения малыша осуществляет формирование нравственности и гуманности взглядов подрастающей личности. В первую очередь родители закладывают в ребенке основу для развития чувства эмпатии, а потом способствуют его росту.
Нарушение эмоционального контакта между родителями и детьми приводит к психологической травме последних и, как следствие, отрицательно влияет на целостное развитие личности подрастающего поколения.
Эмпатийность в ребенке формируется на основе взаимоотношений в семье. Эмпатия между детьми и родителями может быть только в том случае, если сами родители чутки к пониманию чувств ребенка и способны к проявлению эмпатии, а также если они активно участвуют в решении жизненных проблем ребенка, при этом оставляя для него некий процент самостоятельности в принятии собственных решений.
Способность ребенка к сопереживанию возникает благодаря примерам проявления эмпатии родителями за счет развития следующих факторов:
1. Получение собственного положительного опыта.
2. Понимание и осознание своих эмоций и чувств.
3. Осознание того, что предположительно чувствует другой человек.
Первые осознанные проявления чувства эмпатии демонстрируются ребенком в раннем возрасте, и обычно оппонентом ребенка становится родитель, близкий родственник или домашнее животное. Стоит отметить, что наличие в доме животного, за которым ребенок сможет ухаживать и заботиться, способствует повышению уровня эмпатии у дошкольников.
При правильном развитии чувства эмпатии у ребенка формируется ряд жизненно важных умений, которые способствуют его успешной социализации.
Так, уже на втором году жизни малыш вступает в «ситуацию симпатии», где идентифицирует себя с конкретной ситуацией и партнером, чьи чувства разделяет, обычно этот партнер - родитель или близкий родственник [5, с. 15].
Позже, к 4-5 годам, ребенок переходит в «ситуацию альтруизма», где уже научается сопоставлять свое состояние с состоянием другого индивида, понимает чувства других людей, а также становится способен предвидеть результаты собственного поведения. Эмпатия на стадии альтруизма предполагает сочувствие ребенка к окружающим его субъектам, проявление чуткости, понимания и гуманности поведения.
Уровень эмпатии влияет на характер взаимоотношений личности не только с внешним миром, но и с самим собой. Посещая детский сад, ребенок не только социализируется, но и развивает свои способности к эмпатии.
К концу дошкольного возраста при нормальном развитии у ребенка должны сформироваться три формы проявления эмпатийности:
1. Сопереживание.
2. Сочувствие.
3. Содействие.
Новообразованиями младшего школьного возраста выступают: личностная и интеллектуальная рефлексия. Младшие школьники вступают на новый уровень межличностного общения. У них появляется больше контактов и ситуаций выбора, в которых можно проявить эмпатийность. Это связано с возрастными изменениями, изменением социальной среды ребенка, а также с его эмоциональной возбудимостью.
Имеющиеся у ребенка способности к эмпатии постепенно перерастают в свойства личности, которые впоследствии влияют на характер его взаимодействий. Развивая свои способности, ребенок учится лучше понимать другого человека и осознавать его ценность, значимость.
На основе результатов проведенных исследований Л. Мерфи отметил, что проявление эмпатии ребенком зависит от степени его близости с другим человеком (близкий или чужой), частоты общения между ними (знакомый или нет), характера реакции в процессе общения (плач, боль, смех и др.) и уже имеющегося у ребенка опыта (различные ассоциации, виды, сложившиеся стереотипы).
В младшем школьном возрасте у ребенка присутствуют два вида эмпатии: гуманистическая и эгоцентрическая. Гуманистическая эмпатия предполагает отклик на чужие чувства: сопереживание, понимание, сочувствие другому человеку. Эгоцентрическая эмпатия рассматривает собственные переживания. Она проявляется в ощущении грусти, страха, зависти и др.
До 9 лет у ребенка преобладает эгоцентрическая эмпатия. Однако с достижением этого возраста чужие состояния уже способны влиять и изменять собственные ощущения ребенка, несмотря на то, что в основном он еще ориентируется на внутренние переживания.
Младший школьный возраст - сензитивный период для развития эмпатийности. Именно поэтому очень важно уделить должное внимание зарождению этой способности, так как в более старшем возрасте возможна только корректировка уровня эмпатии. Завершение периода интенсивного формирования чувства эмпатии выступает одним из основных критериев успешной социализации, развития личности ребенка и приходится на конец младшего школьного возраста. К этому времени ребенок уже способен идентифицировать себя с другими людьми и входить в состояние взаимопонимания.
В школьный период наибольшее влияние на изменение уровня эмпатии оказывает учитель и одноклассники. В процессе обучения и взаимодействия ребенок развивает умение лучше понимать свои чувства, приходит к их осознанию. Благодаря некоторым школьным дисциплинам у детей закрепляются и учащаются проявления нравственности и гуманности по отношению к одноклассникам и знакомым, что выступает показателем повышения уровня эмпатии. К таким дисциплинам можно отнести следующие:
1. Литература. Посредством литературных персонажей и персоналий этот предмет наглядно демонстрирует разные ситуации, мнения и жизненные случаи, которые способствуют тому, что ученик начинает анализировать ситуацию и рассматривать ее с разных сторон.
2. Гражданское воспитание, реорганизованное в 2019 году в образование для общества. Данный предмет вводится в учебный план с 5 класса и продолжается до окончания ребенком школы. Его цель - формирование чувства патриотизма, уважения к традициям и культуре своего народа и чужого, раскрытие важности
сознательной гражданственности и, следовательно, научение быть толерантным, терпимым, более эмпатичиным по отношению к другим.
3. Недавно введенная в обязательную программу дисциплина «Личное развитие». Изучение данного предмета протекает на протяжении всего процесса обучения, с 1 по 11 класс. Школьники учатся понимать себя, свое место в обществе и жизни, место другого человека, значимость окружающих людей, взаимосвязь и способы эффективного взаимодействия с другими.
4. Культурные нормативы для школьников. Данная дисциплина реализует знакомство школьников с культурным наследием страны и региона, формирует у обучающихся высокий уровень культурного воспитания. В рамках данной дисциплины предполагается посещение различных музеев, выставок, концертов классической музыки и премьер документальных, исторических фильмов. В конце урока рекомендуется проводить рефлексию и обсуждать с учениками проведенное занятие. Пока данная дисциплина введена в качестве пилотной программы только в некоторых регионах Российской Федерации (Республика Коми, республика Татарстан, Ставропольский край, Новосибирская область, Ярославская область и др.).
Более классические дисциплины - «Светская этика», «Основы религиозных культур», также способствуют формированию у ученика высокого уровня сопереживания и понимания.
В современном российском образовании можно выделить тенденцию к развитию гуманитарной сферы обучения, свидетельство тому: во-первых, введенные в обязательную образовательную программу второй иностранный язык, родной русский язык и родная литература, во-вторых, рассмотрение и планирование введения в перечень обязательных ЕГЭ таких предметов, как история и иностранный язык.
Также государственная политика спонсирует, одобряет и крупно поощряет различные флагманские программы гуманитарного направления. Так, в последние годы очень ярко проявляют себя «Ассоциация военно-патриотических клубов», «Волонтеры Победы», «Добровольчество», «КВН», «Юнармия», «Волонтерство» и др. Все эти направления нацелены на взаимодействие подрастающего поколения с людьми разных возрастов, возможностей и ценностей, организацию мероприятий и сохранение истории нашего государства. Общение членов флагманских программ развивает их коммуникативные способности и, как следствие, повышает уровень эмпатии каждого участника взаимодействия.
Замечено, что дети с высоким уровнем сопереживания легче адаптируются к социуму, свободнее контактируют со сверстниками, умеют избегать конфликтных ситуаций и, как следствие, более предпочитаемы в коллективе. Также эмпаты показывают более высокие результаты в учебе.
Подростковый возраст считается критическим периодом в развитии личности ребенка и установлении его социальных связей. Новообразованием этого периода выступает развитие «Я»-концепции ребенка. У подростка возникает ярко выраженная потребность в интимно-личностном общении, результативность которого зависит от проявления чувства эмпатии.
Иногда на этом этапе у подростков на некоторое время наблюдается спад проявления эмпатийности. Это связано с переходным возрастом ребенка и особенностями протекания этого периода. Так, часто подросток уходит в себя, замыкается на собственных переживаниях, у него появляется склонность к самоанализу и самопознанию, что уменьшает количество связей и контактов в обществе. Ребенок старается проявить свою независимость, взрослость и способность справляться со всем самому. Данный период на некоторое время отделяет ребенка от социума, где бы он мог проявлять гуманистическую эмпатию. Но по его завершении подросток снова вливается в активное социальное взаимодействие. Переосмыслив свое «Я», подросток устанавливает более прочные контакты. Теперь они основываются не только на эмоциональной составляющей, они характеризуются проявлением внимательности, чуткости и поддержки по отношению к другому человеку, что символизирует переход от эгоцентрической эмпатии к гуманистической. Эмпатия выступает одним из механизмов для образования таких контактов (также очень важна симпатия, интеллектуальная и деятельностная совместимость товарищей). Она помогает найти взаимопонимание не только в подростковом коллективе, но и установить контакт школьника с другими, более взрослыми объектами социального взаимодействия (с учителем, родителем).
Для подростков, в отличие от дошкольников и младших школьников, в большей степени характерно проявление сочувствия по отношению к другим, нежели сопереживания. Это обусловлено развитием их когнитивной сферы.
Эмпатия как способность к чувствованию и пониманию достигает пика своего развития в период пубертата. В зарубежных исследованиях есть мнение: «Если будучи ребенком и подростком человек имел с родителями эмпатийное взаимопонимание, то в период взрослости эмпатийное реагирование на окружение не вызывает отрицательных переживаний, и наоборот: если кое-кто не имел связи с родителями в детстве, то в течение всей жизни переносит на других людей ненависть к своим родителям» [6, с. 151.
В старших классах эмпатия выступает источником нравственного развития школьника. В это время сильно проявляется связь эмпатийности и гуманности характера поведения ученика. Через сравнение себя с другими старшеклассник определяет свое положение в обществе, через ощущения единства чувствует себя неотъемлемой частью цельного коллектива. Уровень эмпатийности свидетельствует о завершении периода становления личности. Определяет нормы и границы допустимого, формирует характер и стиль общения и взаимодействия индивида в обществе.
В зрелом возрасте человеку сложно, практически невозможно, зародить в себе чувство сопереживания -эмпатию. Личность может только управлять и изменять уже имеющийся уровень эмпатийных проявлений. В зависимости от степени развития чувства эмпатии личность обладает разными возможностями. Так, при высоком уровне развития эмпатических способностей возможно искусственное вхождение в данное состояние - раппорт (техника НЛП, которая заключается в идентификации своих чувств и чувств оппонента, достижение взаимопонимания, эмоционального и интеллектуального единства).
Для тренировки эмпатических способностей существует множество упражнений. Одно из немногих требований для них - компания или собеседник. Их главная цель: искусственно создать ситуацию взаимодействия, в которой эмпат сможет войти в положение собеседника, прочувствовать его состояние на себе (обсуждая, участники определяют достоверность своих ощущений), постараться идентифицировать себя с другим человеком, расположить его к себе и войти в зону доверия.
Уровень эмпатии изменяется не только с помощью специальных упражнений, но и в ходе повседневной жизни человека. Каждый раз, делая выбор в пользу определенного действия, человек выбирает, проявить ли
ему сострадание или нет, войти в чужое пространство, пустить ли в свое или остаться закрытым. Систематическая отдача, доверие, рефлексия своих действий и действий окружающих повышают уровень эмпатии человека, располагают его к более чуткому пониманию и ощущению эмоций другого человека. Проявление отчужденности, незаинтересованности, уход в себя, способствуют снижению уровня эмпатии и влекут за собой отрицательные последствия (депрессивные состояния, непринятие в коллективе и др.).
Выводы. Можно сказать, что эмпатия - умение ощущать и разделять с другим человеком его переживания и радости, его эмоции и чувства - очень важное умение человека. Именно на его проявлении базируется успешное существование человека в мире и его взаимодействие с другими людьми. Иными словами, эмпатия - основа правильной социализации личности. Развивать эмпатические способности необходимо с младенчества. Так как основу формирования этого чувства в ребенке закладывает родитель, важно чтобы он сам был способен и открыт для ребенка в проявлении эмпатических реакций: больше разговаривал с ребенком, проявлял сострадание и сочувствие (вместо грубости, недовольства, раздраженности, агрессии), объяснял свои чувства и ощущения, а также реакции и ощущения ребенка. Особое внимание стоит уделить младшему школьному и подростковому возрасту, когда развитие эмпатии протекает более результативно. Для комфортного существования личности в коллективе на протяжении всей ее жизни важно посредством родительского примера заложить в ребенке базу эмпатийных ощущений, а после постоянно способствовать развитию уровня проявления данных ощущений.
Литература:
1. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. -1975. - № 2. - С. 147-158.
2. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 1974. - № 5. - С. 107-114.
3. Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия. Монография / В.И. Долгова, Е.В. Мельник. - Москва: Издательство «Перо», 2014. - 185 с.
4. Карягина, Т.Д. Проблема формирования эмпатии / Т.Д. Карягина // Консультативная психология и психотерапия. - 2010. - № 1. - С. 38-54.
5. Прохорова А.А. Психолого-педагогические условия развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста / А.А. Прохорова. - Челябинск, 2018. - 69 с.
6. Юсупов И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты). Автореф. дис. д-ра психол. наук. / И.М. Юсупов. - Санкт-Петербург: 1995. - 30 с.
Психология
УДК:159.9.072
кандидат психологических наук, доцент Калашникова Ольга Владиславовна
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)
ОБРАЗ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы определения содержания и структуры образа преподавателя в сознании студентов различных курсов в вузе. В работе актуализируется необходимость анализа образа преподавателя высшей школы с целью повышения качества образования.
Ключевые слова: педагог, образ преподавателя, сознание студентов, типы образа преподавателя, содержание образа преподавателя.
Annоtation. This study is devoted to the study of the problem of determining the content and structure of the image of the teacher in the minds of students of various courses at the University. The paper actualizes the need to analyze the image of a higher school teacher in order to improve the quality of education.
Keywords: teacher, image of teacher, the consciousness of the students, the types of the image of the teacher, the content of the image of the teacher.
Введение. В условиях современной системы образования в высшем учебном заведении успешность профессионально-педагогической деятельности может быть определена не только имеющимися общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, но наблюдается явная зависимость результата деятельности от особенностей отражения друг другом участников образовательного процесса, к которым относятся студенты и преподаватели. Адекватное восприятие и понимание педагога студентами во многом определяет успешность обучения и развития студентов в высшей школе.
Понятие образа преподавателя достаточно активно изучается в современной психолого-педагогической литературе. Наиболее полно это представлено в работах Ж.В. Ваганова, А.И. Зимняя, А.К. Маркова, Г.И. Михалевская, Т.М. Николаева, Е.А. Петрова, А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, А.А. Стуканов, Н.В. Федорова, О.В. Фролушкина, В.М. Шепель, и др. Существует большое количество работ, посвященных личности педагога, его профессиональным качествам, педагогическому общению. Имеются модели эталонного (идеального), педагога, преподавателей с различным уровнем профессионального мастерства. Вместе с тем, можно утверждать о недостаточной изученности такого феномена как образ преподавателя в сознании студентов вуза. Эта проблема не стала предметом специальных исследований содержания и структуры образов преподавателей в сознании студентов педагогических вузов, где она имеет особое значение. Изучение образа педагога в сознании студентов даст понимание механизма регулирования и коррекции педагогического взаимодействия, т.к. образ является главным регулятором деятельности и отношений личности.
Актуальность исследования определяется степенью практической значимости образа преподавателя, формирующегося у студентов для адекватного педагогического общения и успешной педагогической деятельности. Представляется очевидным, что понимание особенностей содержания, сущности структуры и закономерностей функционирования представлений студентов о преподавателях позволит более точно и