пространство и присвоения ими тех духовных ценностей человечества, которые, с одной стороны, обеспечат им успешную адаптацию, а с другой, позволят сформироваться активными и сознательными членами современного общества.
Литература:
1. Бадиев И.В. Типология акцентуаций характера у подростков // Вестник Бурятского государственного университета. - № 5. - 2015. - с. 60-66.
2. Габасов Р.Р. Развитие ценностных ориентаций подростков // IX Международная студенческая научная конференция «Студенческий научный форум 2017» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. scienceforum. ru/2017/2460/28423
3. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальных трансформаций (поколенный подход) - Социологические исследования. 2002. №1. стр. 96-105
4. Золотова А.С. Ценностные ориентации как фактор развития мотивации персонала / Евразийский научный журнал. - 2015. - №7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://joumalpro.ru/articles/new-articleNSVskLFa2g/
5. Зырянова Н.М. Особенности образа мира у современных старших дошкольников / сб. Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения образования в условиях реализации ФГОС нового поколения. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции г. Орехово-Зуево, 2013, с. 105-111.
6. Камбарова К.У. Ценностные ориентации - важнейший компонент структуры личности // Молодой ученый. - 2016. - № 11. - с. 1808-1810. - URL https://moluch.ru/archive/115/30381/ (дата обращения: 31.03.2020)
7. Красавина Е.В. Молодежь в социокультурном пространстве современной России: имитационный механизм адаптации. - Дисс. на соискание уч. ст доктора социологических наук, Майкоп, 2013 г., 368 с.
8. Красавина Е.В. Имитация как механизм социальной адаптации российской молодежи: к постановке проблемы исследования // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - Нальчик, 2011, №6 (44).
9. Осмачко Н.В. Жизненные стратегии студенческой молодежи в социокультурном пространстве России (социологический анализ) Дисс. канд.социол.наук, Владивосток, 2005 г., 260 стр.
10. Психологический словарь / под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г., М.,1990 г., 494 с.
11. Психологические тесты для профессионалов / авт. Сост Н.Ф. Гребень. - Минск: Соврем. Шк., 2007. - 496 с.
12. Фомина Л.Ю. Технология педагогической поддержки ценностных ориентаций акцентуированных подростков // Ученые записки. - 2008. - Т.1. Сер. Психология. Педагогика. - № 3-4. - с. 44-49.
Психология
УДК 159.99
студентка 3 курса кафедры филологии и языковой коммуникации Васичева Анастасия Николаевна
Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студентка 3 курса кафедры филологии и языковой коммуникации Маринина Алина Евгеньевна Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); старший преподаватель кафедры психологии развития личности Мартынова Марина Александровна
Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПИЩЕВЫХ АДДИКЦИЙ
Аннотация. В статье проанализировано содержание понятия «пищевые аддикции». Также приведена классификация пищевых аддикций. Выявлены причины появления нарушений пищевого поведения. Представлены направления психотерапии как метода коррекции пищевого поведения и преодоления пищевых аддикций.
Ключевые слова: пищевые аддикции, нервная анорексия, нервная булимия, психотерапия, танцевальная терапия, поведенческая терапия, когнитивная терапия.
Annotation. The article analyzes the content of the concept of "food addiction". A classification of food addictions is also provided. The causes of the appearance of eating disorders have been identified. The directions of psychotherapy as a method of correcting eating behavior and overcoming food addictions are presented.
Keywords: food addictions, anorexia nervosa, bulimia nervosa, psychotherapy, dance therapy, behavioral therapy, cognitive therapy.
Введение. Проблема девиантного поведения в обществе набирает свои обороты. На сегодняшний день каждый третий житель любой развитой страны сталкивался с людьми, у которых наблюдалось девиантное поведение. Одной из его разновидностей является наличие пищевых аддикций. Это может быть ожирение из-за чрезмерного злоупотребления пищей или анорексия как следствие отказа от еды. Но мало кто задумывается, что наличие пищевых аддикций может быть результатом психологических проблем, поэтому из-за неправильного установления причины применялось неверное лечение. Часто можно заметить, что многие врачи обращают внимание только на действительные проблемы, т.е. на наличие лишнего веса или, наоборот, его недостаток и борются только с этими проблемами. Но стоит отметить, что если не искоренить
главную причину нарушения пищевого поведения, то пациент не сможет вылечиться до конца и будут наблюдаться рецидивы.
Изложение основного материала статьи. Обратимся к содержанию понятия «девиантное поведение». Под ним рассматривают поступки, несоответствующие нормам общества, где четко прослеживается нарушение психического состояния человека и уклонение от нравственного контроля над собственным поведением. Одной из форм девиантного поведения является нарушение пищевого поведения или, по-другому, пищевые аддикции. Проанализируем содержание понятия «пищевые аддикции». В первую очередь, данное понятие определяют нарушением пищевого поведения, которое делится на стрериотип питания в ситуации стресса и в обыденные дни, а также на сформированность собственного образа тела и деятельность по его преобразованию [4].
Пищевые аддикции наблюдаются в нескольких формах. Одной из таких форм является нервная анорексия. Основным клиническим признакос данного заболевания является отказ от еды с целью похудения в результате недовольства собственной внешностью. Нервная анорексия может развиваться в результате ограничения себя в пищи и других способов коррекции внешности, которые могут сопровождаться истощением организма до начала развития кахексии с возможностью появления длительной аменореи и летального исхода [1]. Такого рода ограничительное расстройство свойственно женскому полу, а именно для молодого поколения, где внешнее влияние играет одну из главных ролей в развитии болезни. Следующей формой пищевой аддикции является нервная булимия. Название болезни имеет греческое происхождение от словосочетания «bous limos», что означает «бычий голод». При данной болезни часто наблюдаются приступы неуправляемого аппетита, неконтролируемого поглощения пищи и ощущении отсутствия контроля над собой и процессом приема пищи. Далее, после такого приема пищи следует избавление от съеденного [5]. По-другому эту болезнь могут называть психогенным перееданием. Некоторые психиатры считают, что данное заболеванием является мягкой формой булимии. При нем больной постоянно испытывает голод из-за эмоциональных потрясений или ситуаций стресса, вследствие чего рвота может возникать самостоятельно.
Прежде, чем перейдем к рассмотрению путей преодоления пищевых аддикций, стоит углубиться в поиск причины возникновения нарушений пищевого поведения. Точной причины появления расстройства пищевого поведения никто дать не может. Это может быть мода, диктующая эталоны красоты, но чаще всего, причиной может стать неустойчивая психика, которая способствует появлению тревоги и стресса по поводу внешности, отношений с друзьями и противоположным полом. Также из-за установленных в обществе критериев красоты могут развиваться комплексы, которые являются психологическим расстройством [6]. Стоит отметить, что у человека не сразу появляются пищевые аддикции. С каждым появлением новой причины усиливается риск нарушения пищевого поведения.
Следует указать, что многие психологи разделяют причины возникновения нарушений пищевого поведения на физиологические, эмоциональные, социальные и личностные. К физиологическим причинам относят нарушения работы организма, например, нарушение метаболизма, нарушение захвата серотонина, а также отклонения в функционировании периферийных механизмов насыщения. При социальной причине действует такая гипотеза, что социум диктует идеалы внешнего вида, а так как человек - существо социальное, то ему свойственно поддаваться социальному влиянию. К личностным причинам относят акцентуации характера, личностные особенности человека. Многие страдающие нарушениями пищевого поведения описывают отношения со своими родителями негативно. Чаще замечается, что страдающие анорексией склонны к зависимости от своих родителей. Также анорексия позволяет привлечь к себе внимание, а некоторые проверяют себя на наличие силы воли и способности самому контролировать свою жизнь.
Стоит отметить, что на возникновение пищевых аддикций влияет возрастной фактор. Многие исследователи сошлись во мнении, что именно пубертатный период является благоприятным для их формирования. Этот возрастной этап представляет собой рубежную фазу развития человека, когда организм подвергается ряду изменений, способствующих наступлению его половой и физической зрелости. В подростковом возрасте большинство детей имеют нарушения восприятия собственного тела с последующим формированием высокого уровня неудовлетворенности внешностью. Из-за нарушения восприятия собственного образа у подростка развивается низкая самооценка, которая может стать причиной появления нервной анорексии или булимии. Также к возникновению пищевых аддикций, а именно к перееданию, склонны женщины зрелого возраста. На данном возрастном этапе появляется проблема убывающих физических сил, привлекательности, из-за чего происходит удар по самооценке и Я-концепции, вследствие чего у женщины может закрепиться низкая самооценка. В итоге, она начинает прибегать к попыткам похудеть, но при стрессовых ситуациях негативные эмоции и небольшие стрессоры побуждают к перееданию.
Развитие пищевых аддикций у населения разного возраста чаще всего происходит из-за наличия психологических проблем. Поэтому для того, чтобы разрабатывать методы лечения больных нервной анорексией или булимией, стоит учитывать не только физическое состояние, но и психологическое.
Выше было указано, что одной из причин возникновения пищевых аддикций может стать наличие у человека неустойчивой психики, которая способствует развитию тревоги и депрессии, поэтому для устранения данной причины могут применяться антидепрессанты. Для лечения булимии могут использоваться селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (флуокситин - прозак, сертралин -золофт), снижающие аппетит [8]. Однако медикаментозное лечение имеет свои отрицательные стороны, поэтому к нему стоит обращаться на более поздних стадиях болезни.
Кроме того, для преодоления пищевых аддикций назначаются разного рода диеты, а также важное место в лечении больных с нарушением пищевого поведения занимает психотерапия, к которой относится индивидуальная и групповая рациональная психотерапия, включавшая работу в семьях и группах больных. При использовании рациональной терапии врач должен объяснить своему пациенту то, что тот не понимает и не знает, и что способно поколебать его ложные убеждения. Чаще всего лечение представляет собой диалог, который врач ведет со своим пациентом. Подобное собеседование позволяет разъяснить человеку обстоятельства, приведшие к заболеванию. При этом врач описывает характер и прогноз намеченного лечения. Психотерапевту необходимо придерживаться простоты и ясности в своей аргументации [7]. Особая роль в психотерапевтической системе, конечно, отводится семье. Ведь, трудности лечения возникают чаще всего в дисгармоничных семьях, где приходилось больше работать с больным индивидуально, а также
корректировать семейный микроклимат, чтобы больной мог быстрее вернуться к нормальной жизни [2]. Семейная психотерапия направлена на коррекцию стереотипов в отношениях между членами семьи. Зачастую причиной развития заболевания у подростка становится поведение родителей: они постоянно недовольны своим ребенком, пытаются навязать ему свое мнение, не уважают его интересы. Подросток начинает смотреть на себя негативно, что и приводит к развитию анорексии. Семейная терапия учит членов семьи с уважением относиться к мнению друг друга, помогает улучшить атмосферу в семье. Психотерапевт объяснит родителям, как им вести себя с ребенком в ходе реабилитации. Семейная психотерапия может проводиться как при участии всей семьи, так и парами (ребенок и отец, ребенок и мать, только родители).
Рассмотрим более подробно некоторые психологические методы, которые используются для преодоления пищевых аддикций. На сегодняшний день существует огромное разнообразие методов, и они доказали свою эффективность в нормализации пищевого поведения. Одним из них является танцевальная терапия. Она вызывает только положительные эмоции, которые помогают в лечении души и тела пациентов благодаря творческому самовыражению через танец. Танцевальная терапия направлена не только на лечение души, но также помогает бороться с пищевыми аддикциями. Суть этого метода заключается в борьбе с фобиями, неуверенностью в себе и низкой самооценкой. В рамках данного метода главное - научиться чувствовать и любить себя, не бояться самовыражаться при других людях. Доказано, что появление пищевых аддикций взаимосвязано с психическими проблемами человека, поэтому, в первую очередь, нужно сделать акцент в лечении на психологическое состояние человека. Танцевальная терапия опирается на ряд принципов, которые помогают добиться нужного эффекта от лечения:
1. Первый принцип - это принцип взаимосвязи, который гласит, что нужно лечить и душу, и тело, лечение по-отдельности будут безрезультатным.
2. Второй принцип - принцип целостности, согласно которому задействованы все компоненты психотерапии: «мысли-чувства-поведение».
3. Третий принцип - это принцип социализации, поэтому благодаря танцевальной терапии можно наладить общение не только с собой, но и с другими людьми [9].
В большей степени танцевальная терапия направлена на борьбу с ожирением, но также помогает бороться со страхами, депрессией и неуверенностью в себе, которые могут быть причинами в появлении анорексии. Танцевальная терапия благотворно влияет на разум человека, проясняет мысли, помогает увидеть себя со стороны, а также помогает осознать свою внутреннюю красоту, которая ценится больше всего.
Следующей проверенным и эффективным направлением в психотерапии, которое помогает бороться с пищевыми аддикциями, является поведенческая терапия. Ее целью является выработка правильных стратегий поведения, привитие полезных навыков. В первую очередь, оценивается состояние пациента, а именно составляются паттерны, которые имеют негативное влияние. Для того чтобы выявить проблему, пациент должен сам осознать ее наличие, ведь лечение будет эффективным тогда, когда пациент сам захочет этого. Далее происходит составление плана работы, выбор техники и методов. Для поведенческой терапии характерно научение, в процессе которого пациент овладевает новыми формами поведения или ограничивает себя в определенной стратегии поведения [3]. Ученые считают, что в преодолении пищевых аддикций поможет перестройка поведения, где изменив свои привычки, человек сможет с легкостью изменить свое пищевое поведение.
Далее обратим внимание на когнитивную терапию, которая направлена на изменение мышления пациента. Считается, что наличие проблем у человека обуславливается неправильным мышлением, наличием негативных мыслей и неверных убеждений. В рамках данного направления главное осознать влияние мыслей на поведение и постараться избавиться от этого. Когнитивная терапия хорошо подходит для лечения нервной анорексии, которая берет начало из негативных убеждений о себе [3]. В такой терапии принято использовать следующие техники: дневник мыслей, выявление искажений в автоматических мыслях, когнитивная репетиция, переоценка ценностей, выявление альтернативных причин поведения, которые помогут выявить проблемы в мышлении. Пациент записывает свои мысли в определенную тетрадь, после чего анализирует их с врачом, чтобы пациент осознал, в чем он совершает ошибки. Таким образом, изменив свое мышление, избавившись от негативных убеждений, человек сможет избавиться от пищевых аддикций.
Но что свидетельствует о преодолении пищевых аддикций после прохождения всестороннего лечения? Человек, имеющий нарушения пищевого поведения, характеризуется как неспособный к контролю своих действий. Поэтому, безусловно, если у человека развиваются навыки саморегуляции, позволяющие ему управлять своим взаимодействием с внешней средой, то можно сделать вывод, что он начинает преодолевать свои пищевые аддикции и в дальнейшем сможет контролировать свое пищевое поведение, не поддаваясь своим желаниям или проблемам.
Выводы. Таким образом, можно сказать, что, в первую очередь, нужно обращать внимание на психологическое состояние человека с нарушениями пищевого поведения. Многие проблемы человека обусловлены неправильным мышлением или неверными убеждениями. Для нормализации пищевого поведения врачам следует обращать внимание не только на тело пациента, но и на внутреннее состояние, чтобы подобрать действенное лечение. Для того чтобы преодолеть пищевые аддикции, стоит, в первую очередь, обратить внимание на психологическое состояние, ведь тело и душевное состояние -взаимосвязаны.
Литература:
1. Безносюк Е.В., Филин Е.Е. Современные представления о нервной анорексии // Медицинская помощь. 2010. №2. С. 18-20.
2. Брюхин А.Е. Реабилитация больных нервной анорексией с тяжёлыми вторичными сомато-эндокринными расстройствами: автореф. дис. канд.мед.наук. Москва, 1997.
3. Залевский Г.В. Основы современной бихевиорально-когнитивной терапии и консультирования. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2006
4. Менделевич В.Д. Пищевые зависимости, аддикции - нервная анорексия, нервная булимия // Руководство по аддиктологии. Санкт-Петербург, 2007.
5. Нарушения пищевого поведения в подростковом и юношеском возрастах. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://studme.org/43159/psihologiya/narusheniya_pischevogo_povedeniya_podrostkovom_yunosheskom_vozrastah (дата обращения: 18.03.2020).
6. Понимание пищевых расстройств у подростков. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.eurolab.ua/eating-disorders/1541/14337/ (дата обращения: 18.03.2020).
7. Рациональная психотерапия: пример и техники упражнений. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fb.ru/article/416318/ratsionalnaya-psihoterapiya-primer-i-tehniki-uprajneniya (дата обращения: 20.03.2020).
8. Способ лечения пищевой аддикции, сопровождающейся ожирением. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.findpatent.ru/patent/224/2244569.html (дата обращения: 18.03.2020).
9. Танцевально-двигательная терапия — эффективный способ лечения расстройств и заболеваний. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ponervam.ru/tancevalno-dvigatelnaya-terapiya.html (дата обращения: 03.04.2020).
Психология
УДК 159.99
студентка 2 курса Гайдаренко Светлана Максимовна
Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); старший преподаватель кафедры психологии развития личности Мартынова Марина Александровна Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студентка 4 курса Ковалева Анастасия Викторовна Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
ПРИМЕНЕНИЕ СКАЗОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В данной статье рассмотрен феномен эмпатии - важность его роли в жизни человека. Описаны онтогенез, факторы и некоторые особенности формирования эмпатийных проявлений у дошкольников. Изучена взаимосвязь между использованием сказки и развитием эмпатийности у ребенка дошкольного возраста.
Ключевые слова: эмпатия, дошкольник, развитие, коммуникация, сказка.
Annotation. This article discusses the phenomenon of empathy - the importance of its role in human life. Ontogenesis, factors, and some features of the formation of empathie manifestations in preschool children are described. The relationship between the use of fairy tales and the development of empathy in a preschool child is studied.
Keywords: empathy, preschool, development, communication, fairy tale.
Введение. Способность личности к проявлению эмпатии выступает одним из важнейших умений, помогающих успешной адаптации человека в социуме, эффективности его коммуникации и возможности построения крепких социально значимых контактов. Эмпатия является основой любых межличностных взаимоотношений: с родителями, с друзьями, с представителями противоположного пола или другого поколения. Именно на проявлении эмпатийности строятся крепкие и долгие межличностные отношения.
Изложение основного материала статьи. Термин «эмпатия» происходит от греческого слова «empatheia» и означает «сопереживание». История изучения способности человека к эмпатии начинается в конце 19 века. Эмпатийность есть синтез явлений симпатии и вчувствования, которые изучались в это время в рамках этики и эстетики.
Как психологический термин данное понятие ввел в психологию Э. Титченер и определял его следующим образом: «Эмпатия - это внутренняя активность человека, результатом которой является интуитивное понимание состояния другого человека».
Эмпатия начинает формироваться у ребенка в раннем возрасте. Существует мнение, что каждый человек рождается со способностью к ее проявлению. Эмпатия у младенцев имеет только эмоциональный характер: они еще не способны отделить свое эмоциональное состояние от чужого - именно поэтому маленькие дети начинают плакать в присутствии другого плачущего ребенка [2].
В онтогенезе развития эмпатийных способностей выделяют два пиковых периода: дошкольный и подростковый возраст. При этом вторая вершина не достигается при неосуществлении перехода первой границы. Успешное преодоление первой границы развития эмпатийности у ребенка, т.е. формирование эмпатийных умений в период дошкольного возраста выступает прочной основой для развития у личности эмпатийных проявлений в будущем.
Дошкольный возраст, согласно периодизации психического развития Д.Б. Эльконина, приходится на период от 3 до 6-7 лет и сопровождается возникновением следующих новообразований:
1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения.
2. Возникновение первичных этических инстанций.
3. Появление соподчинения мотивов.
4. Приобретение произвольного характера поведения.
5. Возникновение личного сознания.
6. Появление внутренней позиции школьника [5, с. 69-86].
Благоприятному формированию этих новообразований у ребенка в дошкольном возрасте способствуют родители и эмоционально правильная, т.е. эмоционально положительная окружающая среда. Семейные отношения, в целом, играют огромную роль в психическом и психологическом развитии личности. В основу создания успешной коммуникативной ситуации внутри семьи может быть положена способность родителей (и детей) к проявлению эмпатии по отношению друг к другу [6].