Научная статья на тему 'Применение "ситуационного метода" при обучении сотрудников оперативных подразделений боевым приемам борьбы'

Применение "ситуационного метода" при обучении сотрудников оперативных подразделений боевым приемам борьбы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
140
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БОРЬБЫ / "СИТУАЦИОННЫЙ МЕТОД" МОДЕЛИРОВАНИЯ / EMPLOYEE / PHYSICAL TRAINING / MENTAL STABILITY / FORMATION OF STRUGGLE SKILLS / "SITUATIONAL METHOD" OF MODELING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Слесарева Екатерина Александровна, Мирзахмедов Дониер Шухратович, Бадриддинов Дониер Фаррух Угли

В статье рассмотрено становление самоконтроля сотрудника ОВД; умение правомерно и тактически грамотно применять боевые приемы борьбы в неординарных ситуациях при непосредственном применении «ситуационного метода».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Слесарева Екатерина Александровна, Мирзахмедов Дониер Шухратович, Бадриддинов Дониер Фаррух Угли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of the "Situational Method" While Training Employees Operational Units Fighting Combats

The article discusses the establishment of self-control employee ATS; the ability to correctly and tactically correctly apply combat techniques of combat in unusual situations with the direct application of the «situational method».

Текст научной работы на тему «Применение "ситуационного метода" при обучении сотрудников оперативных подразделений боевым приемам борьбы»

УДК 159.9 ББК: 88.8

@ E.A. СЛЕСАРЕВА, Д.Ш. МИРЗАХМЕДОВ, Д.Ф.У. БАДРИДДИНОВ. 2019

ПРИМЕНЕНИЕ «СИТУАЦИОННОГО МЕТОДА» ПРИ ОБУЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ

APPLICATION OF THE «SITUATIONAL METHOD» WHILE TRAINING EMPLOYEES OPERATIONAL UNITS FIGHTING COMBATS

ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА СЛЕСАРЕВА,

Доцент кафедры информатики и математики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук, майор полиции Email: unkpsd@yandex.ru

ДОНИЕР ШУХРАТОВИЧ МИРЗАХМЕДОВ,

Старший инспектор-психолог УКД ОВД, Яшнабадского района г. Ташкента, лейтенант органов внутренних дел, Республика Узбекистан Email: unkpsd@yandex.ru

ДОНИЕР ФАРРУХ УГЛИ БАДРИДДИНОВ,

слушатель 236 учебного взвода факультета подготовки иностранных специалистов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, рядовой органов внутренних дел Республики Узбекистан Email: unkpsd@yandex.ru

EKATERINA ALEKSANDROVNA SLESAREVA,

Associate Professor of the Department of Informatics and Mathematics, Moscow University named after V.Ya. Kikotya, Candidate of Psychology, Major Police Email: unkpsd@yandex.ru

DONIYOR SHUKHRATOVICH MIRZAKHMEDOV,

Senior Inspector-psychologist, Department of Internal Affairs, Yashnabad district, Tashkent city, lieutenant of internal affairs, Republic of Uzbekistan Email: unkpsd@yandex.ru DONIYOR FARRUKH BADRIDDINOV, coals Listener of 236 educational platoons of the faculty of training foreign specialists of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, private police of the Republic of Uzbekistan Email: unkpsd@yandex.ru

Научная специальность: 19.00.03 — Психология труда, инженерная психология, эргономика Для цитирования: Е.А. СЛЕСАРЕВА, Д.Ш. МИРЗАХМЕДОВ, Д.Ф.У. БАДРИДДИНОВ. Применение «ситуационного метода» при обучении сотрудников оперативных подразделений боевым приемам борьбы. Журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 1/2019. С. 80—82.

Аннотация. В статье рассмотрено становление самоконтроля сотрудника ОВД; умение правомерно и тактически грамотно применять боевые приемы борьбы в неординарных ситуациях при непосредственном применении «ситуационного метода».

Ключевые слова: сотрудник, физическая подготовка, психическая устойчивость, формирование навыков борьбы, «ситуационный метод» моделирования

Annotation. The article discusses the establishment of self-control employee ATS; the ability to correctly and tactically correctly apply combat techniques of combat in unusual situations with the direct application of the «situational method».

Key words: employee, physical training, mental stability, formation of struggle skills, «situational method» of modeling

Актуальность данной темы для органов внутренних дел обусловлена тем, что, несмотря на постоянное усложнение оперативно-служебных задач, роста преступности и обострение криминогенной ситуации в стра-

не, проблема использования наиболее эффективных, научно обоснованных психологических средств и способов для успешной деятельности сотрудников органов внутренних дел, не решена. Значение выработки самокон-

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

троля в деятельности оперативных подразделений и ее роль при решении профессионально-служебных задач уже стало классикой особенностей психического функционирования человека. Это связано с необходимостью определения степени важности самоконтроля для самоорганизации жизни как необходимом компоненте процесса самоуправления и саморегуляции, условии сознания и самосознания человека, способностей человека находить новые пути решений задачи в экстремальных ситуациях.

Специфика работы сотрудников ОВД отличается особой сложностью, связанной с охраной общественного порядка и пресечением правонарушений, участием в задержании правонарушителей и т.д. В связи с этим, в процессе общения с такими людьми сотруднику ОВД необходимо быть готовым к возникновению критических ситуаций, связанных с риском и опасностью для его жизни и здоровья [1].

В становление самоконтроля сотрудника ОВД немаловажную роль играет физическая подготовка, а именно умение правомерно и тактически грамотно применять боевые приемы борьбы в неординарных ситуациях.

Анализ профессиональной деятельности позволяет сделать предположение о наличии затруднений у сотрудников оперативных подразделений, проявляющихся в комплексе психологических факторов трудных ситуаций, осложняющих эффективное решение поставленных задач. Деятельность данной категории сотрудников требует высокого уровня подготовленности. Им требуется обладать хорошими физическими данными, чтобы соответствовать по уровню физической подготовки квалификационным требованиям к замещаемой должности в органах внутренних дел. Физическая подготовка оказывает значительное влияние на формирование профессионально-служебных качеств у сотрудников оперативных подразделений. К таким качествам можно отнести дисциплинированность, ответственность, чувство долга, физическое развитие и навыки оперативного реагирования на изменения задач и условий профессиональной деятельности. Физическая подготовка являясь одной из составляющих подготовки сотрудников оперативных подразделений призвана подготавливать высококвалифици-

рованных специалистов для органов внутренних дел, готовых к тяжелому труду и защите законности и правопорядка. В связи с этим необходимо периодически пересматривать организацию профессиональной подготовки сотрудников и перерабатывать программу, целью которой будет являться развитие необходимых физических и психологических качеств, обеспечивающих эффективное выполнение служебных задач без негативных последствий на психическое состояние. Необходимо отслеживать и активно применять наиболее эффективные средства и методы, используемые в спортивной практике для целенаправленного развития специальных физических качеств и формирования устойчивых навыков боевых приемов борьбы у сотрудников.

Приобретение знаний по отражению нападения и применения навыков контрнападения направлено на пресечение и задержание лиц совершивших правонарушения, помогает уверенно и быстро действовать в условиях экстремальных оперативно-служебных ситуаций с применением не только физической силы, но и с использованием специальных, подручных средств и огнестрельного оружия.

Также немаловажной является психологическая подготовка, которая включает в себя подготовленность к пониманию и преодолению психологических трудностей, которые возникают в процессе осуществления профессиональных обязанностей. [2].

Основная задача обучения, состоит не только в усвоении специальных знаний, умений и навыков, но и в психологической подготовке при решении оперативно-служебных задач. Поэтому в процессе обучения рекомендуется практиковать различные упражнения, имитирующая отдельные классы типичных рабочих ситуаций и направленные на формирование психической устойчивости во время непосредственного контакта с элементами неожиданности.

При проведении занятий по отработки боевых приемов борьбы применяется «ситуационный метод», основанный на моделировании экстремальных ситуаций и выработке умений и навыков решения тех или иных профессиональных задач в условиях, максимально приближенных к реальным. [3]. Применение «ситуационного метода» на занятиях

№ 1/2019

81

является основой наработки эффективных практических умений и навыков. Он смоделирован с целью отработки способов действий при воспроизведении имевших место профессиональных случаев и позволяет хорошо закрепить именно те качества участника, которые должны подвергнуться анализу и обсуждению. Главным содержанием этих занятий являются упражнения выполняемые в разных ролях, к примеру, выполнение сюжетного упражнения по отражению нападения противника с оружием, с специальными и техническими средствами, при работе с имитацией штурма 1-этажного здания (создается имитация фасада). После окончания деловой игры наблюдатели, ими могут выступать и отлично выполняющие данные упражнения сотрудники, обсуждают каждого участника и выводят вместе с преподавателем или экспертами интегрированные оценки по каждой компетенции. Элементы воздействия с каждым занятием необходимо усложнять, совершенствовать и постоянно изменять их последовательность. Важно отметить, что практически все действия грамотного молниеносного выполнения упражнений зависят от психических качеств, и умения подчинить их своей воле. Для преодоления отрицательных эмоций, необходимо при проведении занятий вносить, в тактическую обстановку элементы психического воздействия.

По каждому участнику формируется профиль степени развития навыков при отработки приемовотражения и применения контрнападения при имитации стрельбы, имитации нападения из разных укрытий в неопределенных ситуациях. Эксперт, преподаватель боевой и физической подготовки, психолог подробно рассказывают о том, как сотрудник проявил себя при отражении нападения в сложных и нестандартных ситуациях, какие у него сильные и слабые стороны принятии решений при: 1) в ситуации новизны, неожиданности; 2) при тренировках в состоянии усталости; 3) при введении в сюжетную линию непредвиденных нестандартных условий.

Приоритетной задачей применения «ситуационного метода» при проведении занятий по физической подготовке является развитие способности у сотрудников быстро анализировать различные ситуации и принимать оптимальные решения. Чтобы полученные на занятиях навыки совершенствовались постоянно и не были утрачены необходимо использовать постоянный самоконтроль и контроль со стороны экспертов, которыми обычно выступают представители служебно-боевой подготовки или же практики-инструктора имеющие боевые выезды. Обратная связь с экспертами при обсуждении результатов повышает мотивацию сотрудников оперативных подразделений, способствует профессиональному саморазвитию.

Для повышения качества обратной связи рекомендуется обоснованное выделение экспертами ригидных и пластичных психических подсистем для дифференциации задач у сотрудников оперативных подразделений.

Применение «ситуационного метода» при обучении сотрудников оперативных подразделений боевым приемам борьбы повышает психическую готовность и устойчивость сотрудников в трудных ситуациях профессиональной деятельности профессиональное долголетие.

Список литературы

1. Кикоть В.Я., Маилян С.С., Грядовой Д.И. Наука управления. Основы организации управления в правоохранительной деятельности. М.: Юнити-Дана, 2010.

2. Михайлова С.Ю., Слесарева ЕА., Ревенко Е.П., Особенности обучения в высших образовательных организациях МВД России // Вестник Московского университета МВД России. № 3. С. 264—267, 2017.

3. Федотов А.Ю. Принципы и основные технологии психологического обеспечения профессиональной надежности сотрудников силовых структур.// Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. С 216—219, 2017.

4. Хрусталева Т.А., Цветков В.Л. Актуальные проблемы использования технологии массового профайлинга при проведении спортивных мероприятий // Вестник Московского университета МВД России. № 3. С. 57—58. 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.