Научная статья на тему 'Специфика применения вербальных методов психологической саморегуляции сотрудниками органов внутренних дел'

Специфика применения вербальных методов психологической саморегуляции сотрудниками органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
235
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / МЕТОДЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ / САМОМОНИТОРИНГ / САМОПРИКАЗ / EMPLOYEE OF INTERNAL AFFAIRS BODIES / PSYCHOLOGICAL SELF-REGULATION / METHODS OF SELF-REGULATION / SELF-MONITORING / ORDER TO YOURSELF

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чуносов Максим Александрович

В статье значение психологической саморегуляции для деятельности сотрудников органов внутренних дел. Рассмотрены виды и методы психологической саморегуляции. Акцентируется внимание на эффективности применения вербальных методов психологической саморегуляции. Показаны особенности применения техник самомониторинга и самоприказов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чуносов Максим Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Specifics of the Use of Verbal Methods of Psychological Self-Regulation by Employees of Internal Affairs Bodies

In the article, the value of psychological self-regulation for the activities of employees of internal affairs bodies. The types and methods of psychological self-regulation are considered. Attention is focused on the effectiveness of the use of verbal methods of psychological self-regulation. The features of the application of self-monitoring techniques and order to yourself.

Текст научной работы на тему «Специфика применения вербальных методов психологической саморегуляции сотрудниками органов внутренних дел»

УДК 159.9 ББК 88.8

@ М.А. ЧУНОСОВ. 2019

СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ВЕРБАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

THE SPECIFICS OF THE USE OF VERBAL METHODS OF PSYCHOLOGICAL SELF-REGULATION BY EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

МАКСИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЧУНОСОВ,

Начальник кафедры специальных дисциплин Крымского филиала Краснодарского университета МВД России кандидат психологических наук, доцент полковник полиции Email: unkpsd@yandex.ru

MIKHAIL ALEXANDROVICH CHUNOSOV,

Head of the Department of Special Disciplines Crimean Branch of Krasnodar of the Russian Ministry of Internal Affairs Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor police colonel Email: unkpsd@yandex.ru

Научная специальность: 19.00.03 — Психология труда, инженерная психология, эргономика Для цитирования: М.А. ЧУНОСОВ. Специфика применения вербальных методов психологической саморегуляции сотрудниками органов внутренних дел. Журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 2/2019. С. 109—111.

Аннотация. В статье значение психологической саморегуляции для деятельности сотрудников органов внутренних дел. Рассмотрены виды и методы психологической саморегуляции. Акцентируется внимание на эффективности применения вербальных методов психологической саморегуляции. Показаны особенности применения техник самомониторинга и самоприказов.

Ключевые слова: сотрудник органов внутренних дел, психологическая саморегуляция, методы саморегуляции, самомониторинг, самоприказ

Annotation. In the article, the value of psychological self-regulation for the activities of employees of internal affairs bodies. The types and methods of psychological self-regulation are considered. Attention is focused on the effectiveness of the use of verbal methods of psychological self-regulation. The features of the application of self-monitoring techniques and order to yourself.

Key words: employee of internal affairs bodies, psychological self-regulation, methods of self-regulation, self-monitoring, order to yourself

Высокая социальная значимость деятельности ОВД повышает необходимость совершенствования профессионально-служебной подготовки, в ходе которой осуществляется формирование профессиональной готовности, как способности решать оперативно-служебные задачи. В процессе профессионально-служебной подготовки сотрудник полиции изучает алгоритмы выполнения оперативно-служебных задач и после обучения, сотрудник обладает достаточными внутренними ресурса-

ми (теоретическими знаниями, сформированными умениями и навыками) для осуществления практической деятельности. В современных условиях немаловажное значение подготовки сотрудников органов внутренних дел в условиях, опасных для жизни и здоровья. Одним из элементов профессиональной готовности сотрудника полиции, является эмоционально-волевой компонент, который реализуется в процессе профессионально-психологической подготовки.

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY OF SERVICE ACTIVITIES

В комплексе профессионально-психологическая подготовка направленной на формирование у сотрудников ОВД психологической готовности к эффективному выполнению оперативно-служебных задач в напряженных и экстремальных условиях. Сотрудники органов внутренних дел по характеру своей функциональной деятельности сталкиваются и взаимодействуют с различными категориями граждан. Результативность и эффективность взаимодействия зависит от умения сотрудника полиции регулировать свое собственное психическое состояние для достижения успеха в выполнении оперативно-служебных задач.

В силу особых условий деятельности, наиболее проблемным в деятельности сотрудника ОВД считается реализация эмоционально-волевого компонента. Данное обусловлено тем, что сотрудники ОВД, в процессе выполнения служебных задач сталкиваются со сложными и экстремальными ситуациями, которые оказывают непосредственное влияние на психику сотрудника ОВД, что в целом может препятствовать качественной реализации тех знаний и умений, которые усвоены сотрудниками. В результате, у сотрудника возникает потребность в дополнительных действиях, позволяющих «нивелировать» негативное внутреннее состояние, используя психологические технологии, как формирования деятельности, так и психологической саморегуляции психофизиологического состояния.

Собственно термин «саморегуляция», рассматривается различными авторами (О. Бабич, В. Бодрова, Е. Долгополова, О. Конопки-на, Е. Коноза, Л. Михайлова, В. Моросанова, Т. Панкратова, Е. Петухова, В. Пичугина, В. Пошехонова, Б. Смирнова Е. Царёва и др.). В целом, под термином «саморегуляция» понимается: непосредственное воздействие на функциональное состояние организма; целенаправленное изменение, как отдельных психофизиологических функций, так и психоэмоционального состояния в целом и др. [1].

При этом авторы рассматривают биологическую, рефлекторную, и психологическую саморегуляцию. При этом рефлекторная регуляции осуществляется без осознанного контроля со стороны человека, тогда как психологическая саморегуляция в своей основе предполагает на-

личие осознанного воздействия человека на деструктивные психологические изменения.

В целом в контексте служебной деятельности сотрудника ОВД, термин «психологическая саморегуляция» мы будем рассматривать как: обусловленную оперативной обстановкой, целенаправленную деятельность сотрудника правоохранительных органов, направленную на приведение своего внутреннего психофизиологического и психоэмоционального состояния в соответствии с условиями реализации (внутренними, внешними) усвоенных ранее, в процессе профессионально-служебной подготовки и жизнедеятельности, программ (моделей, алгоритмов) выполнения оперативно-служебных задач [2].

Психологическая саморегуляция может осуществляться посредством «слоу» (от англ. «slow» — длительный, долговременный) и «экспресс» (от лат. «expressus» — усиленный, быстрый) методов. Выбор метода саморегуляции зависит от различных условий, также индивидуального стиль саморегуляции который проявляется: в степени осознания особенностей предстоящей деятельности; в специфике планирования и программирования деятельности; в особенностях учета значимых внешних и внутренних условий; в особенностях оценки результатов деятельности; в специфике коррекции уровня индивидуальной активности в процессе достижения поставленной цели и др.[3].

Мы полагаем, что для деятельности сотрудников органов внутренних дел, наиболее оптимальными будет использование «экспресс» методов саморегуляции. Данное обусловлено тем, что «экспресс» методы: во-первых, просты в изучении и реализации; во-вторых, для данных методов допустима минимизация ограничений к характеристикам места проведения; в-третьих, результат после их реализации обнаруживается уже в процессе выполнения приемов саморегуляции.

Различают следующие группы «Экспресс» — методов саморегуляции: дыхательные и иде-омоторные техники, техники произвольной мышечной мобилизации и релаксации а также психотехники вербальной саморегуляции. В нашей статье мы акцентируем внимание на психотехниках вербальной саморегуляции,

110

№ 2/2019

которые основаны на стимулирующем воздействии слова. К психотехнике вербальной с саморегуляции мы относим техники «самомониторинга» и «самоприказа».

«Самомониторинг» (англ. «monitoring» — постоянное наблюдение) является одной из базисных техник, позволяющих эффективно регулировать психоэмоциональное состояние. Техника самомониторинга реализуется посредством постановки, перед самим собой вопросов, стимулирующих мышление, концентрации внимания как на переживаниях, так и на физическом состоянии. При реализации техники самомониторинга необходимо мысленно «пройтись» по всему телу, пространству, снаряжению и др., задавая себе вопросы (например): «Моя Задача?»; «Что меня беспокоит?»; «Что меня тревожит?»; «Какова моя мимика?»; «Мой пульс, почему так быстро?»; «Что-то не так. ЧТО именно не так?»; «Если ли опасность? Где опасность?» и др. Некоторые фразы самомониторинга целесообразно сопровождать: визуальным контролем (осматриванием) местности; проверкой оружия, спецсредств, связи; налаживание визуального контакта с напарником (группой) и др.). Выявление в результате самомониторинга негативных признаков — излишней нервозности, осознание неудобства пространственной позиции, излишней напряженности, вялости мышц (эффект «ватные ноги», «руки опустились» и др.), отвлеченность, сбивчивость внимания, состояния паники, ступора и др. детерминирует переход к психологической саморегуляции экспресс-методами (дыхательными, идеомотор-ными и др.), направленными на оптимизацию наличного (психофизиологического, пространственного) состояния,

Техника самоприказов обеспечивает решительность действий в условиях осознания цели и ограниченного времени для раздумий. Техника самоприказов реализуются посредством подачи волевых команд, данных самому себе и рассматривается как «пусковой сигнал» к реализации практических действий.

Использование самоприказов позволяет: оперативно акцентировать внимание на предстоящей деятельности; контролировать и регулировать эмоциональное состояние и избегать импульсивных действий; создавать психологические условия для реализации экспресс методов саморегуляции, осуществлять волевой «запуск» программ деятельности; осуществлять волевое «прерывание» практической реализации программ деятельности. ТЕхники саомприказов условно можно дифференцировать, в зависимости от поставленной задачи и оперативной обстановки: 1) Самоприказы для детерминации поисковой активности — «Внимание!»; «Стой, опасность!»; «Думай!»; «Готовность!»; «Замри!» и др. 2) Самоприказы для «запуска», «прерывания» программ деятельности — «Дышать!»; «Вдох — пауза — выдох»; «Удар!»; «Работай!»; «Догнать!»; «Прыгнуть!», «Вперед!» и др.; 3) Самоприказы для блокирования деструктивных эмоциональных проявлений — «Спокойно!»; «Замри!»; «Молчи!»; «Держать паузу!»; «Ждать»; «Стой!» и др.

Список литературы

1. Панкратова Т.М. Саморегуляция в социальном поведении. Ярославль, 2011. 112 с.

2. Чуносов М.А., Царёва Е.С. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников ОВД. Симферополь. 2017. 108 с.

3. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 118—127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.