Научная статья на тему 'Изучение особенностей психологической защиты и совладания у курсантов образовательных организаций МВД России в процессе их обучения'

Изучение особенностей психологической защиты и совладания у курсантов образовательных организаций МВД России в процессе их обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
171
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / СТРЕСС / СТРЕСС-ФАКТОРЫ / PROTECTION MECHANISMS / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / LEARNING PROCESS / STRESS / STRESS FACTORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Новосельская Светлана Рудольфовна

В данной статье рассмотрена проблема психологической защиты. Авторы изучив особенности психологической защиты предлагают делают вывод о способах совладения и способах саморегулирования в стрессовых ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Study of the Peculiarities of Psychological Protection and Concept of Cadets of Educational Organizations of the Mia of Russia in the Process of Their Training

This article addresses the issue of psychological protection. The authors, having studied the peculiarities of psychological protection, suggest that they conclude about coping methods and methods of self-regulation in stressful situations.

Текст научной работы на тему «Изучение особенностей психологической защиты и совладания у курсантов образовательных организаций МВД России в процессе их обучения»

УДК 159.9 ББК 88.8

@ C.P. НОВОСЕЛЬСКАЯ. 2019

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И СОВЛАДАНИЯ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

THE STUDY OF THE PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL PROTECTION AND CONCEPT OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MIA OF RUSSIA IN THE PROCESS OF THEIR TRAINING

СВЕТЛАНА РУДОЛЬФОВНА НОВОСЕЛЬСКАЯ,

курсант 439 учебного взвода ИПСД ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, рядовой полиции Email: unkpsd@yandex.ru

SVETLANA RUDOLFOVNA NOVOSELSKAYA,

cadet 439 training platoon IPSD ATS Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikoty, ordinary police Email: unkpsd@yandex.ru

Научный руководитель: Соловьева Анна Владимировна, доцент кафедры психологии УНК ПСД, кандидат психологических наук, доцент, подполковник полиции

Научная специальность: 19.00.03 — Психология труда, инженерная психология, эргономика Для цитирования: С.Р. НОВОСЕЛЬСКАЯ. Изучение особенностей психологической защиты и совлада ния у курсантов образовательных организаций МВД России в процессе их обучения. Журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 1/2019. С. 70—72.

Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема психологической защиты. Авторы изучив особенности психологической защиты предлагают делают вывод о способах совладения и способах саморегулирования в стрессовых ситуациях.

Ключевые слова: механизмы защиты, образовательные организации; процесс обучения; стресс; стресс-факторы

Annotation. This article addresses the issue of psychological protection. The authors, having studied the peculiarities of psychological protection, suggest that they conclude about coping methods and methods of self-regulation in stressful situations.

Key words: protection mechanisms, educational organizations; learning process; stress; stress factors

Преодолевая различные преграды и препятствия в процессе своей жизнедеятельности, психика человека зачастую испытывает негативное воздействие, проявляющееся в виде эмоционального дискомфорта, внутренней напряженности. С такого рода опасностью нарушения гармоничного функционирования личности может столкнуться любой человек. Курсанты образовательных учреждений МВД России, чье обучение сочетается с исполнением служебных обязанностей, тем более находятся в своеобразной «зоне риска». Защиту от психотравмирующих событий, как известно, обеспечивают такие процессы, как

механизмы психологической защиты и способы совладающего поведения (копинг-стратегии). Как результат, определение типичных механизмов психологической защиты и способов совладающего поведения курсантов в процессе их обучения в образовательных организациях МВД России становится актуальным и востребованным направлением психологических исследований.

Механизмы психологической защиты представляют собой бессознательные процессы психической деятельности, активизация которых наступает после воздействия какого-либо психотравмирующего события и с целью

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

защиты психики от него. В структурной модели психического аппарата З. Фрейд описывает функциональную принадлежность психологической защиты индивида. Между структурами Ид и Супер-Эго часто возникают внутриличностные конфликты. Психологическая защита, включенная в структуру Эго (собственное «Я»), помогает сглаживать данные конфликты, способствует исключению психотравмирующего влияния с их стороны. По мнению З. Фрейда, механизмы психологической защиты необходимы личности для избавления от навязчивых и невыносимых мыслей и аффектов1. Традиционные психоаналитические взгляды выделяют следующие, ставшие уже классическими, механизмы психологической защиты: отрицание, проекция, интеллектуализация, регрессия, вытеснение, компенсация, замещение, рационализация, подавление и др.

Наиболее научно-разработанным подходом к совладающему поведению принято считать концепцию Р. Лазаруса. Американский психолог истолковывал «копинг» как сознательно производимое человеком средство защиты психики от событий, травмирующих психику и оказывающих воздействие на ситуационное поведение.

Понятие «coping» происходит от английского слова «cope», которое переводится как «преодолевать». В российской психологической литературе «копинг» обычно переводят либо как «психологическое преодоление», либо как адаптивное «совладающее поведение»2.

Совладающее поведение явилось сознательной альтернативой механизмам защиты психики человека как феномен, который по своей сути действует сходным функционалом, но при этом лишен негативного смысла: сбережение психики личности от чрезмерных эмоционально-мыслительных нагрузок и разрешения проблемных обстоятельств жизнедеятельности, вызывающих стрессовое состояние, через поведенческий компонент.

Р. Мус и Дж. Шэфер в 1986 г. выделили три базовых копинг-стратегии, которые затем легли в основу иных классификаций совла-дающего поведения: оценочно-фокусирован-

ный копинг, проблемно-фокусированный копинг, эмоционально-фокусированный копинг3.

Целью нашего эмпирического исследования явилось определение типичных механизмов психологической защиты и способов сов-ладающего поведения курсантов в процессе их обучения. Выборка исследования составила 42 курсанта высшего учебного заведения МВД России (средний возраст — 21 год). Исследование осуществлялось на протяжении шести месяцев.

В рамках исследования применялись следующие психодиагностические методики: опросник Р. Плутчика, Г. Келлермана, Х.Р. Конте «Индекс жизненного стиля», методика «Ко-пинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант Т.А. Крюковой), методика установления психологических барьеров Л.Б. Филонова4.

Теоретическое исследование особенностей психологической защиты и способов совла-дающего поведения курсантов образовательных организаций МВД позволяет выдвинуть следующую гипотезу исследования: установление психологического контакта курсантами характеризуется настороженностью, проявляющейся в избирательной демонстрации собственных как положительных, так и отрицательных качеств, что выражается в расширении репертуара механизмов психологической защиты, в сочетании с установкой на быстрое и эффективное решение возникающих жизненных трудностей.

Для целей эмпирического исследования были отобраны две группы курсантов общей численностью 42 человека:

1) Курсанты 4 курса, обучающиеся на факультете подготовки сотрудников полиции для подразделений по охране общественного порядка в количестве 21 человека, средний возраст которых составил 21 год.

2) Курсанты 4 курса, обучающиеся по специальности психология служебной деятельности, численностью 21 человек, их средний возраст составил 21 год.

В ходе применения выбранных нами методик: «Индекс жизненного стиля» Плутчика-

№ 1/2019

71

Келлермана-Конте, «Опросник диагностики совладающего (копинг) поведения» Т.Л. Крюковой, «Методика установления психологических барьеров при взаимодействии» Л.Б. Филонов мы получили результаты, которые впоследствии были обработаны математико-статистическим способом.

Таким образом, необходимо отметить, что у курсантов наиболее острые барьеры установления межличностных отношений наступают на более поздних стадиях глубокого общения. В случае, когда собеседник посягает на распознавание негативных качеств личности курсанта, происходит отстранение и нежелание продолжения установления контакта. А также тестируемые личности не желают терять свою индивидуальность в ходе установления коммуникативного контакта и предпринимают попытки уклониться от намерений собеседника отождествления через поиск общих интересов.

Мы выявили, что курсанты 4 курса оптимально и осознанно избирают проблемно-ориентированную стратегию совладания в значимых стрессовых ситуациях для обеспечения эффективности собственной деятельности. Это также объясняется тем, что к четвертому году обучения адаптация у обучающихся полностью сформирована и накоплен определенный опыт разрешения трудностей. Эффективное и рациональное разрешение проблем избирается курсантами, так как имеется положительный опыт подкрепления.

В ходе математико-статистической обработки полученных данных были выделены значимые корреляционные связи. В ходе установления межличностного взаимодействия курсанты предпочитают неосознанного действовать по условной модели установления психологического контакта. Согласно данной модели их межличностная деятельность направлена на активное и оперативное решение возникающих жизненных трудностей, но характеризуется при этом явной избирательностью в контексте раскрытия собственных отрицательных или опасных для взаимодействия качеств.

Список литературы

1. Муздыбаев, К.З. Стратегия совладания с жизненными трудностями / К.З. Муздыбаев // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. № 2. С. 58—67.

2. Никольская И.М. Совладающее поведение в защитной системе человека / И.М. Никольская // Психология совладающего поведения: Материалы Междунар. науч.- практ. конф. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. С. 52—54.

3. Соловьева А.В. Специфика контактного взаимодействия сотрудников полиции на начальном этапе их профессионального становления/ Соловьева А.В. // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2017. Т. 3, № 3. С. 17—19.

4. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы [Текст] / З. Фрейд. М.: Педагогика, 1993. 144 с.

5. Фрейд З. Психология бессознательного [Текст] / З. Фрейд. М.: Просвещение, 1990. 319 с.

1 Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение. 1990.

2 Никольская И.М. Совладающее поведение в защитной системе человека // Психология совладающего поведения: Материалы Междунар. науч.- практ. конф. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007.

3 Муздыбаев, К.З. Стратегия совладания с жизненными трудностями / К.З. Муздыбаев // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. № 2.

4 Соловьева А.В. Специфика контактного взаимодействия сотрудников полиции на начальном этапе их профессионального становления // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2017. Т. 3. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.