Научная статья на тему 'Применение сервисов Google при проведении опросов'

Применение сервисов Google при проведении опросов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2283
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение сервисов Google при проведении опросов»

Список литературы

1. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (от 31.01.2005 г., № 662 пед/сп).

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю., Словарь по педагогике. - М.: МарТ; Ростов н/Д.: МарТ, 2005. - 448 с.

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (от 17.01.2011 г. № 46).

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г., № 273-ФЗ).

7. ФГОС. Настольная книга учителя: учеб.-метод. пособие / В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева. - Саратов, 2013. - 120 с.

8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.

И. А. Лебедева Применение сервисов Google при проведении опросов

Высоких качественных показателей результата процесса обучения можно добиться при использовании тщательно спланированной системы контроля знаний обучающихся.

В соответствии со ст. 28 Закона «Об образовании в Российской Федерации» [2] к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения.

Таким образом, педагог сталкивается с проблемой не только отбора, но и самостоятельной разработки средств контроля. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют создавать такие средства для использования как в бумажном, так и в электронном виде.

Контроль практически любого вида (предварительный, текущий, тематический, периодический, итоговый) допускает проведение индивидуальных опросов, при осуществлении которых с использованием компьютера требуется разработка электронных анкет или опросных листов [3], а также создание и применение средств их обработки.

При всем разнообразии онлайновых сервисов создания опросных листов особого внимания заслуживает сервисы Google. поскольку однократная регистрация в одном из них, в почтовом сервисе Gmail, дает доступ к широкому спектру мощных инструментов [1; 5; 6].

Прежде всего, необходимо назвать Google Диск, облачное хранилище с совместным доступом [4] и веб-приложениями для совместного создания и редактирования документов различных форматов, это могут быть рисунки, тексты, таблицы, презентации и формы.

При работе с Google Формами разработчику предоставляется конструктор форм (опросов), которые сохраняются на Google Диске.

В форме используются следующие типы вопросов:

- Текст. Респонденту предлагается вписать короткий ответ.

- Текст (абзац). Респондент добавляет развернутый ответ.

- Один из списка. Респондент должен выбрать один вариант ответа из нескольких.

- Несколько из списка. Респондент может указать несколько вариантов ответа.

- Выпадающий список. Респондент выбирает один вариант из раскрывающегося меню.

- Шкала. Респондент должен поставить оценку, используя числовую шкалу (например, от 1 до 5).

- Сетка. Респондент выбирает определенные точки в сетке, состоящей из столбцов и строк.

- Дата. Респондент указывает дату, используя календарь.

- Время. Респондент выбирает точное время или временной промежуток.

Чтобы респондент не пропустил обязательные вопросы и не отправил бы форму без ответа на них, следует отметить их соответствующим флажком. Возможна установка запрета на повторное заполнение форм.

При создании вопросов со свободно конструируемым ответом доступна функция проверки данных, позволяющая уже на этапе заполнения формы отсечь ответы, имеющие неверный формат, составленные не по правилам.

Форма, содержащая много вопросов, будет более удобной для чтения и заполнения, если разбить ее на разделы.

Персонализировать форму или адаптировать ее внешний вид под целевую аудиторию можно с помощью библиотечной или собственной темы оформления.

Отправка готовой формы респондентам осуществляется по электронной почте, в письмо включается сама форма и ссылка на нее или только ссылка. При этом возможно использование почтового сервиса Gmail, хотя этот выбор и не является принципиальным.

Другой способ доставки формы респондентам - это публикация ссылки или встраивание ее в страницу сайта путем добавления соответствующего HTML-кода. Построение сайта на базе Сайтов Google дает возможность простого размещения на его страницах не только форм, но и объектов, хранящихся на Google Диске разработчика, Google Карт,

видеороликов с видеохостинга YouTube, а это позволяет не ограничивать спектр вопросов только текстовыми формулировками.

Вместе с отправкой формы или ссылки на нее разработчик извещает респондентов о сроках проведения опроса, о времени его окончания, после наступления которого сбор ответов прекращается изменением настроек в конструкторе.

Полученные через форму ответы можно просматривать четырьмя способами: в виде сводки; в виде ответов отдельных пользователей; в таблице; в CSV-файле.

Хранятся полученные ответы либо в самой форме, либо в таблице. Таблица создается в той же папке Google Диска, где располагается форма.

Анализ ответов респондентов может быть осуществлен с помощью Google Таблиц, веб-редактора электронных таблиц, интегрированного с Google Диском.

Проще всего оценивать результаты, если форма содержит только вопросы с выбором ответа из списка. В этом случае после завершения опроса следует разорвать связь таблицы ответов с формой, создать в ней «эталонную» строку и произвести вычисления. В вычислениях применяются формулы на основе функций IF(), SUM(), COUNT(), SUMIF(), COUNTIF(), шкала оценок и условное форматирование.

Сложнее дело обстоит с вопросами типа «Текст». В этом случае рекомендуется задействовать предварительную проверку на стадии ввода ответов.

Свободно конструируемые ответы, состоящие из двух и более слов целесообразно проверять вручную.

Проверяющий оповещает участников опроса по электронной почте или путем публикации на сайте. Для этого необходимо еще на этапе проектирования формы включить в нее поля «Имя» и «Адрес электронной почты», так как сбор адресов возможен только при использовании Google Apps for Work или Google Apps for Education.

Автоматическая проверка ответов и рассылка результатов может быть реализована с помощью скриптов Google или сторонних дополнений для проверки тестов, например, Flubaroo.

Вывод. Сервисы Google дают возможность создания, проведения и анализа результатов опросов в рамках единой инструментальной среды, поэтому представляется целесообразным включить их в подготовку будущих учителей в области информационно-коммуникационных технологий.

Список литературы

1. Балуев Д. Секреты приложений Google. - М.: Альпина-Паблишерз, 2010. -287 с.

2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ в ред. на 01.09.2015 г. - М.: ТЦ СФЕРА, 2016. - 192 с. - (Правовая библиотека образования).

3. Лебедева И.А. Средства обучения будущих учителей информатики созданию электронных анкет // XVIII Царскосельские чт.: материалы междунар. науч. конф. 2324 апр. 2013 г. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина,

2013. - Т. III. - С. 125-128.

4. Лебедева И.А. Обучение будущих учителей информатики применению облачных сервисов // XVIII Царскосельские чт.: материалы междунар. науч. конф. 2223 апр. 2014 г. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина,

2014. - Т.Ш. - С.142-145.

5. Леонов В. П. Google Docs, Windows Live и другие облачные технологии. - М.: Эксмо, 2012. - 304 с. - (Компьютер на 100 %).

6. Сидорова Е.В. Используем сервисы Google: электронный кабинет преподавателя. - СПб.: BHV, 2010. - 288 с. - (Информатика и ИКТ).

Е. Л. Лебединец

Методы мониторинга учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий

Закон об образовании ставит перед современной школой задачу доступности качественного образования каждому ребенку не зависимо от жизненных обстоятельств. Это не только требование закона, это отражение вызова времени. Глобализация общества, единый государственный экзамен, уровень высокотехнологичных процессов, использующихся в обучении, вызывают у современного школьника необходимость получения уровня подготовки не зависящего от возможности или невозможности конкретной школы обеспечить изучения предмета учебной программы на углубленном или профильном уровнях, возможности или невозможности самого ребенка регулярно посещать школу, наличие или отсутствие в школе педагога высокого уровня по требуемому предмету и т. д.

Конечно, не все школы сегодня готовы к обеспечению указанных потребностей любому из своих учеников, опираясь лишь на внутренние резервы. Кадровые проблемы в школах нарастают с каждым годом: недостаток учителей-предметников, перегрузка работающих педагогов не дают возможностей для действительного повышения качества образования. В то же время современные школы имеют некоторый уровень обеспечения компьютерной техникой, позволяющий использовать её для попытки решения возникших проблем.

Виртуальные лаборатории и практикумы, интерактивные доски и учебники, ресурсы сети Интернет могли бы стать существенным подспорьем. Однако перечисленные формы должны быть выстроены в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.