Научная статья на тему 'Методы мониторинга учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий'

Методы мониторинга учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2030
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебединец Е. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы мониторинга учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий»

2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ в ред. на 01.09.2015 г. - М.: ТЦ СФЕРА, 2016. - 192 с. - (Правовая библиотека образования).

3. Лебедева И.А. Средства обучения будущих учителей информатики созданию электронных анкет // XVIII Царскосельские чт.: материалы междунар. науч. конф. 2324 апр. 2013 г. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина,

2013. - Т. III. - С. 125-128.

4. Лебедева И.А. Обучение будущих учителей информатики применению облачных сервисов // XVIII Царскосельские чт.: материалы междунар. науч. конф. 2223 апр. 2014 г. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина,

2014. - Т.Ш. - С.142-145.

5. Леонов В. П. Google Docs, Windows Live и другие облачные технологии. - М.: Эксмо, 2012. - 304 с. - (Компьютер на 100 %).

6. Сидорова Е.В. Используем сервисы Google: электронный кабинет преподавателя. - СПб.: BHV, 2010. - 288 с. - (Информатика и ИКТ).

Е. Л. Лебединец

Методы мониторинга учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий

Закон об образовании ставит перед современной школой задачу доступности качественного образования каждому ребенку не зависимо от жизненных обстоятельств. Это не только требование закона, это отражение вызова времени. Глобализация общества, единый государственный экзамен, уровень высокотехнологичных процессов, использующихся в обучении, вызывают у современного школьника необходимость получения уровня подготовки не зависящего от возможности или невозможности конкретной школы обеспечить изучения предмета учебной программы на углубленном или профильном уровнях, возможности или невозможности самого ребенка регулярно посещать школу, наличие или отсутствие в школе педагога высокого уровня по требуемому предмету и т. д.

Конечно, не все школы сегодня готовы к обеспечению указанных потребностей любому из своих учеников, опираясь лишь на внутренние резервы. Кадровые проблемы в школах нарастают с каждым годом: недостаток учителей-предметников, перегрузка работающих педагогов не дают возможностей для действительного повышения качества образования. В то же время современные школы имеют некоторый уровень обеспечения компьютерной техникой, позволяющий использовать её для попытки решения возникших проблем.

Виртуальные лаборатории и практикумы, интерактивные доски и учебники, ресурсы сети Интернет могли бы стать существенным подспорьем. Однако перечисленные формы должны быть выстроены в

определенную систему для осмысленного использования с ориентиром на результат.

Именно сформированную и готовую для использования в учебном процессе систему и представляют собой ресурсы дистанционного обучения (ДО), доступные с любого компьютера, подключенного к Интернет в любое время. Их содержание - это различные учебные курсы, разработанные специалистами-педагогами и прошедшие экспертизу. Каждый курс состоит из учебных материалов, материалов для проверки и контроля, которые имеют возможности дополнения и расширения, механизмы для взаимодействия участников курса.

Использование таких ресурсов становится великолепной возможностью для школ в стремлении предоставить своим обучающимся возможности получения качественного образования, которое возможно в современной школе только с учетом индивидуализации обучения в зависимости от конкретных педагогических ситуаций.

Таким образом, существует ресурс для реализации задачи обеспечения качественного обучения даже в специфических педагогических ситуациях.

Почему же мы сегодня не можем заявить о широком использовании технологии дистанционного обучения в средней школе? Ответ прост. Участники образовательного процесса не готовы пока к использованию ДО. Учащиеся и их родители не готовы взять на себя большую ответственность, чем при традиционной форме обучения. А педагогические коллективы и администрация школ чаще всего не имеют достаточного для применения дистанционного обучения уровня подготовки и понимания его возможностей.

Можно говорить о противоречии между наличием целиком разработанного и актуального ресурса дистанционного обучения и неготовностью участников образовательного процесса к его использованию.

Поиск механизмов преодоления выявленного противоречия в обозначенной ситуации, бесспорно, актуален и лежит в плоскости методологии использования ДО.

Теоретические основы и методы использования дистанционного обучения описаны в работах Е.С Полат, П. И. Пидкасистого, А. В. Хуторского. Авторы анализируют дистанционное обучение с точки зрения формы и метода, сравнивают с широко распространёнными формами, например, заочным обучением. А.П. Ершов, В.В. Кузнецов, В.С. Леднев, Е.И. Машбиц, И.В. Роберт и другие рассматривают влияние информационных технологий на содержание обучения; применение информационных технологий для измерения и оценки результатов обучения рассматривается в трудах В.И. Андреева, Б.С. Гершунского.

Однако наименее разработана проблема использования ДО в средней школе с точки зрения использования его для индивидуализации обучения в зависимости от конкретных педагогических ситуаций.

Данную проблему необходимо рассматривать на основе экспериментальной деятельности, ведь именно в этом случае у нас появляется возможность делать выводы о степени эффективности предложенной технологии обучения.

Для исследования эффективности технологии ДО будем использовать эксперимент, реализующийся в системе образования Гатчинского муниципального района Ленинградской области с 2006 г.

Дистанционное обучение строится здесь на сетевой системе использования интернет-технологий - образовательной системе специального программного и аппаратного обеспечения, обеспечивающей целостность учебного процесса, преемственность всех этапов обучения, расположенной на серверах ЛГУ им. А.С. Пушкина на платформе В!аскВоаг^

Образовательные учреждения используют систему ДО, осуществляя сетевое взаимодействие с базовой школой - центром дистанционного обучения, где осуществляется методическая поддержка процесса.

Для определения эффективности, результативности, целесообразности использования ДО необходимо обладать сведениями о его применении на практике. Иначе говоря, необходимо собрать и обработать показатели состояния педагогического процесса, обеспечивающие прогнозирование и коррекцию его развития - провести педагогический мониторинг [3].

А.С. Белкин перечисляет следующие виды педагогического мониторинга:

•дидактический - слежение за различными сторонами учебного процесса;

• воспитательный - слежение за различными сторонами воспитательного процесса, которое учитывает систему связи отношений, характер взаимодействия участников образовательного процесса;

• управленческий - слежение за характером взаимодействия на различных управленческих уровнях в системах;

• социально-психологический - слежение за системой коллективно-групповых, личностных отношений, за характером психологической атмосферы коллектива, групп [1].

В ситуации использования технологии дистанционного обучения некоторые выводы об эффективности использования выбранной педагогической технологии, а значит о её актуальности в современной школе, поможет сделать дидактический и управленческий мониторинг.

Как отмечает В. Г. Быкова, «целью мониторинга в образовательном учреждении является обеспечение эффективного информационного отражения состояния образования, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза ее обеспечения и развития» [2].

Дидактический мониторинг (Д.М.) - это слежение за различными сторонами процесса обучения, т. е. за действиями учителя и руководи-

173

мых им учащихся, направленными на сознательное и прочное овладение содержанием образования, в ходе чего осуществляется развитие познавательных сил, овладение культурой умственного и физического труда, формирование основ мировоззрения [1], таким образом, Д.М. -это отслеживание реализации образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения.

Необходимо иметь в виду, что в процессе обучения различают две его стороны: внешнюю и внутреннюю [4]. Обе стороны взаимосвязаны. Ведущим элементом является внутренняя сторона, что, безусловно, осложняет проведение мониторинга, но в то же время делает его ещё более значимым.

Дидактический мониторинг направлен на анализ внутренней стороны процесса обучения по его внешним проявлениям.

Дидактический мониторинг процесса обучения с использованием дистанционных образовательных технологий выстраивается по той же логике.

Изложение знаний учителем в данном случае реализовано через дистанционный ресурс. Значит, на этом этапе объектом дидактического мониторинга становятся различные материалы электронных учебных пособий и расписание занятий, составленное тьютором для регламентации дистанционных занятий, в том числе получения информации обучающимися.

Степень и качество восприятия и усвоения знаний учеником можно оценить по их воспроизведению. В системе ДО воспроизведение знаний реализуется через письменные развернутые ответы, заполнение и формирование таблиц и диаграмм, тестирование и т. д. Эти работы обучающихся оцениваются тьютором. На данном этапе происходит самоанализ и анализ работы, делаются выводы и корректируется содержание дальнейшей деятельности.

Управленческий мониторинг - слежение за характером взаимодействия участников образовательного процесса с использованием ДОТ на различных управленческих уровнях в системах [1]. Цель такого мониторинга - сбор материала для осуществления оценки и принятия управленческих решений по эффективности использования технологии ДО с точки зрения обеспечения качества образования. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

• организация наблюдений и измерений для получения информации об организации процесса использования ДО;

•систематизация информации по указанному направлению

• сравнительный анализ информации за определенный промежуток времени.

Направлениями управленческого мониторинга в этом случае будут являться:

•качество выполнения участниками образовательного процесса -тьютор, куратор, координатор - своих функций в части документации, обеспечения друг друга информацией, соблюдения регламента действий;

• содержание необходимых организационных мероприятий по обеспечению ДО;

• уровень образовательных результатов обучающихся.

Функции такого мониторинга - информационная и проблемная. Информационная - накопление и распространение информации. Проблемная - выявление причин неудач [5].

В процессе применения ДО для управленческого мониторинга требуются следующие данные:

• своевременность и регулярность входов в систему ДО участников образовательного процесса;

•наличие и качество организации в ОУ мероприятий по обеспечению возможности обучающихся своевременного получения данных для входа в дистанционный ресурс, а также получения доступа к ПК, подключенных к Интернет;

•организация учета учебных достижений обучающихся в системе

ДО;

•своевременность загрузки расписания занятий и при необходимости дополнительных учебных материалов, тьюторами;

• соблюдение регламента взаимодействия участников ДО.

На основании результатов управленческого мониторинга по указанным направлениям происходит корректировка требований к участникам ДО, дорабатывается регламент взаимодействия.

Таким образом, дидактический и управленческий мониторинги являются взаимодополняющими видами сбора и анализа информации по использованию ДО. Управленческий мониторинг описывает организацию, дидактический мониторинг - содержание процесса использования дистанционных образовательных технологий.

Для получения перечисленного содержания наиболее оптимальными видятся следующие методы сбора информации: наблюдение; анализ документов - заявок на ДО от образовательных учреждений с указанием причин выбора обучающимися дистанционного курса; анкетирование.

Подробнее хотелось бы остановиться на анкетировании как средстве проведения мониторинга.

Анкетирование представляет собой достаточно непростой процесс. Это связано с тем, что в анкетировании определяющую роль играет человеческий фактор и проводить его необходимо в определенные промежутки времени или по окончании изучения определенных дисциплин

[6]. Поэтому очень важно определить цель, способ, время проведения анкеты, а также способ её обработки.

В нашем случае, а именно в определении степени актуальности использования дистанционного обучения для современных школьников, был выбран способ заочного анкетирования с рядом вопросов открытого и полузакрытого типа. Время проведения опроса выбрано с точки зрения определения респондентов в личной позиции относительно использования ДО - окончание первого полугодия обучения - когда у обучающихся уже появился опыт в дистанционных занятиях и определились некоторые их результаты. Анкета для опроса была сформирована на основе опросных форм Google, которые предоставляют возможность:

• автоматического сбора данных в таблицы, дающие возможность их обработки;

• аналитики, встроенной в программу;

• закрытия сбора ответов для четкой организации опроса во времени;

• при необходимости - автоматической рассылки результатов;

• использования Flubaroo - бесплатного инструмента, позволяющего быстро провести первичный анализ результатов по образцу.

Содержание вопросов анкетирования касалось следующих параметров:

•выбор предмета ДО, что позволяет сделать вывод о личностных склонностях и способностях обучающихся, их выборе продолжения образования в вузах и ссузах;

•причины обращения к дополнительным занятиям на фоне получения образования в школе, а также указание других способов дополнительных занятий, дающих, по мнению респондентов, аналогичный результат, что даёт возможность оценить степень востребованности и мотивации обучающихся;

• степень понимания обучающимися учебного материала, изложенного в дистанционном курсе, его интерес и комфортность занятий, что даёт возможность делать выводы о готовности обучающихся к восприятию учебного материала, поданного с помощью новых технологических возможностей;

• степень удовлетворенности процессом обучения относительно ожидаемых результатов, личные достижения в этой области и желание использовать эту технологию в дальнейшем, что говорит о жизнеспособности технологии с точки зрения обучающихся.

Данное исследование при привлечении достаточного количества респондентов, имеющих опыт использования дистанционного обучения и соответствующей обработке результатов, фактически может относиться к методу экспертных оценок, позволяющему получить информацию в направлении поставленных задач достоверно и в короткий срок.

Вопрос определения степени актуальности использования дистанционного обучения должен, безусловно, рассматриваться и с точки зрения других участников процесса его использования. Метод экспертных оценок необходимо применить в отношении групп тьюторов и кураторов ДО. Необходимо также описать процесс и результат управленческого мониторинга использования дистанционного обучения. На этих и других методах исследования использования ДО в современной школе остановимся в дальнейших публикациях.

Список литературы

1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 192 с.

2. Быкова В. Г. Мониторинг в образовательном учреждении // Завуч. - 2004. -№ 6-8.

3. Карпова Г. А., Силина С.Н. Педагогический потенциал психолого-педагогического мониторинга в образовательном учреждении // Психолого-педагогические проблемы социализации личности. - Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 1997. - С. 197-201.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

5. Попова Г. П. Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование. - Волгоград, Учитель, 2014.

6. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М., 1997. - 137 с.

А. В. Кайсина

Формирование профессиональных компетенций бакалавров

по направлению подготовки «Землеустройство и кадастры» в курсе «Основы землеустройства»

На сегодняшний день изменения социально-экономических условий государства определяют необходимость повышения качества профессиональной подготовки студентов высших и средних учебных заведений, а важным положением содержания образования является обеспечение качества подготовки специалистов. В связи с этим обществу необходим компетентный специалист, который умеет самостоятельно добывать и применять знания, умения и навыки на практике, может решить любые профессиональные задачи, стоящие перед ним, готовый к профессиональному росту.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата по направлению «Землеустройство и кадастры», включает: земельно-имущественные отношения; систему управления земельными ресурсами и объектами недвижимости; организацию территории землепользований; прогнозирование, планирование и проектирование землепользования, рационального использования и охраны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.