Научная статья на тему 'Применение семиотического метода при атрибуции музейной коллекции фотографий'

Применение семиотического метода при атрибуции музейной коллекции фотографий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
395
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ПРОЧТЕНИЕ" ФОТОГРАФИИ / СЕМИОТИЧЕСКИЙ МЕТОД / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Добарская Валерия Александровна

В работе рассматриваются фотографии в качестве предмета исследования, как визуальные свидетельства, созданные с целью зафиксировать значимые моменты, позволяют изучать не только внешние характеристики образа общества, но образцы поведения и идеалы, различные в каждой эпохе. В профессиональном смысле фотографию стоит воспринимать как инструмент исследования, как первоисточник, сопоставляя исторические события и культурный текст, так появляется возможность извлечь из снимков информацию о каком-либо объекте, событии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Semiotic Method in Attribution of Museum Photo Collections

The paper deals with photographs as visual evidences of significant moments. They allow to study both human appearance and his or her behavior and ideals in different historical times.

Текст научной работы на тему «Применение семиотического метода при атрибуции музейной коллекции фотографий»

Список использованных источников

1. Сохраним Музей под открытым небом // Библиотека сибирского краеведения [Электронный ресурс]. — URL: http://bsk.nios.ru/content/sohranim-muzey-pod-otkrytym-nebom.

2. Гнедовский Б.В., Добровольская Э.Д. Музеи под открытым небом в СССР: развитие принципов формирования структуры // ГБЛ. Музейное дело и охрана памятников. Сводная информация.

— М., 1987.

3. Тихонов В.В. Перспективы работы этнографических музеев под открытым небом в России зимой // Научно-популярный журнал Журнал «Тальцы». — 2005. — №1 (24) [Электронный ресурс].

— URL: http://www.pribaikal.ru/1600/article/2186.html.

4. Шургин И.Н. Роль музеев под открытым небом в решении современных задач сохранения традиционной деревянной архитектуры [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ard-center.ru/ home/publ/ts_4_2013/role_musee/.

5. Czajkowski Jerzy. Muzea na wolnym powietrzu w Europie. - Rzeszow: Sanok, 1984. — P. 165-170, 201-209.

УДК 7.08

ББК 79.3

В.А. Добарская, г. Новосибирск

Применение семиотического метода при атрибуции музейной

коллекции фотографий

Аннотация

В работе рассматриваются фотографии в качестве предмета исследования, как визуальные свидетельства, созданные с целью зафиксировать значимые моменты, позволяют изучать не только внешние характеристики образа общества, но образцы поведения и идеалы, различные в каждой эпохе. В профессиональном смысле фотографию стоит воспринимать как инструмент исследования, как первоисточник, сопоставляя исторические события и культурный текст, так появляется возможность извлечь из снимков информацию о каком-либо объекте, событии.

Ключевые слова: «прочтение» фотографии, семиотический метод, анализ.

Когда мы смотрим на фотоснимок, то неизбежно задаемся вопросом: что за люди на нем изображены, как они тут оказались и куда отправятся потом? Кроме самой фотографии, оказываются важны «границы» снимка — за ними изображение кончается и образ выходит за пределы фотографии. Зритель имеет возможность додумать опущенное. За 175 лет существования фотография радовала людей, возмущала, служила им, но чаще всего привлекала именно тем, что за видимым на снимке миром таятся секреты, которые и создают дух фотографии.

В данной работе в качестве предмета исследования рассматривается фотография как визуальное свидетельство, созданное с целью зафиксировать значимый момент. Такие снимки позволяют изучать не только внешние характеристики образа общества, но образцы поведения и идеалы, различные в каждой эпохе, что очень актуально в музейной исследовательской практике. За внешним изображением стоит образ жизни запечатленных людей, их стиль мышления, повседневные дела. Снимаемые объекты могут быть узнаваемы для исследователя или нет, понятны или нет. Сопоставляя исторические данные и культурный текст снимка, можно извлечь информацию об объекте или событии. Порой письменный источник не может рассказать то, что может показать фотография.

Ориентируясь на детали изображения, можно получить сведения о социальном положении, профессии людей, запечатленных на снимке. Если сопоставлять известную информацию и данные, «считываемые» со старой фотографии, картина будет более полной.

При атрибуции музейных фотоколлекций как исторического документа важную роль играет семиотический подход. Он ориентирован на изучение мира, культуры и социума как знаковых систем, с помощью которых осуществляется производство, хранение и передача информации. Через знаковое пространство культура моделирует сознание человека и представление его о мире [1].

С появлением фотографии возник новый способ передачи сведений о реальности, при котором объективность или субъективность информации зависит от фотографа. Одно событие, снятое двумя фотографами, мы увидим с разных сторон, то есть фотографии свидетельствуют не только о том, что происходило, но и о том, как это видит индивидуум. Фальшивая фотография (ретушированная, или подвергнутая манипуляциям, или снабженная ложной подписью) фальсифицирует реальность [2]. Фотография, стертая временем, плохо сохранившаяся, на котором не просматриваются детали изображения, вряд ли может быть верно понята. Таким образом, фотография состоит из нескольких смысловых уровней, и чтобы ее «читать», необходимо знать, к какой цели стремился автор, и чем выбранный способ ее достижения отличается от других фотографов. Полезно иметь подробное представление о реальных обстоятельствах и времени съемки. Но последнее, как правило, нам неизвестно.

На наш взгляд, на первом этапе при атрибуции снимков из фотоколлекции необходимо определить:

1) что фотограф принес с собой в ситуацию: замысел, жанр, стиль;

2) обстоятельства, в которых сделан снимок, — от общеисторического контекста до событий в момент съемки.

Для этого следует ответить на ряд вопросов:

К какому жанру относится фотография?

Определение жанра и стиля фотографа помогает установить авторство. Выделяются следующие жанры (согласно предмету изображения и целевому назначению фотосъемки):

1. Событийная съемка

1.1. фотохроника текущих событий,

1.2. фоторепортаж.

2. Портрет (одиночный, парный, групповой)

2.1. станковый (павильонный, постановочный),

2.2. репортажный,

2.3. бытовой.

3. Видовая (пейзажная) съемка

3.1. городская,

3.2. индустриальная,

3.3. сельская,

3.4. фрагменты (картины) природы, ландшафта, парка и т.п.

4. Бытовая съемка (камерные снимки повседневной жизни) [3].

Для чего была предназначена фотография?Можно выделить три основных вида использования фотографии: репортажная (иллюстрация к тексту), рекламный снимок, художественный снимок. Каждой группе присущ свой образ, своя динамика: например, репортажную фотографию делают с совершенно конкретными целями и в определенных обстоятельствах, художественные фотографии чаще делали в подарок или на память.

Была ли съемка запланирована или нет?Ответ на этот вопрос позволит различить репортажный и постановочный снимок, а также оценить, насколько фотография объективно показывает события.

В какой ситуации был сделан снимок? В каком историческом контексте сделан снимок? Для расшифровки старых снимков важно иметь представление о воинских званиях (чинах), форменной одежде военных и гражданских лиц, медалях и знаках отличия. Помогают и знания о стилях прически, одежды, интерьера.

При описании следует также обратить внимание на информацию, которую несет фотоотпечаток

и фотобумага. Литографические бланки47, паспарту со штампами ателье содержат информацию о месте, времени и авторе съемки. При датировке снимка следует иметь в виду, что нанесенная в виде тиснения или штампа дата может быть днем печати карточки, а не выполнения самого снимка. Штамп с датой могли просто не успеть сменить с прошлого года. Фотографии принято было подписывать и дарить, в таком случае, указанная дата может быть датой подарка, а не съемки. Однако уже можно утверждать, что снимок сделан не позднее этой даты.

Рассмотрим предложенную последовательность анализа на примере конкретных фотоснимков из фонда Музея города Новосибирска. Чаще всего это портретные снимки. Одной из первых функций фотографии вообще было запечатлеть достижения индивида в роли члена семьи (или иной группы) [2, с. 19]. Фотография №1 черно-белая, групповой портрет (рис. 1). На снимке изображена семья: Василий Иванович Вахрушев, мужчина в военной форме: на нем надеты гимнастерка, шаровары, кавалерийские сапоги, фуражка с кавалерийской кокардой. Перед ним стоит Валентина, девочка в костюме: кофточка светлого цвета с галстуком и юбка темного цвета со светлым кантом. Слева, в плетеном кресле, сидит Татьяна Ермиловна Вахрушева, у нее на коленях Александр, полугодовалый ребенок в рубашечке. На заднем плане декорация с изображением колонного зала. Фотография наклеена на литографический бланк, который на оборотной стороне декорирован растительным и геометрическим орнаментом (рис. 2). В верхнем левом углу оборотной стороны бланка — стилизованный герб с инициалами фотографа «С. Р.», ниже приведены его медали за участие в выставках: в двойных кругах фамилии первых в мире фотографов TALBOT (Уильям Тальбот) и DAGUERRE (Луи Дагер) и их изображения в профиль. Ниже, там же на обороте бланка, отпечатан текст: «Художественная фотографiя Atelier Photograrhique». В левом нижнем углу «Спещальность увеличеые портретовъ». В верхнем правом углу еще один двойной круг - «медаль» и фамилия NEPCE (Жозеф Ньепс) с изображением фотографа в профиль. По нижнему краю текст «Для повтореыя заказовъ негативы хранятся». Левее, в контуре в виде палитры, и в центре расположена печать литографической мастерской, где был изготовлен бланк «И. ГЕКЪ Москва» В прямоугольном штампе в фигурной рамке, нанесенном на бланк поверх отпечатанной информации, значится название и адрес ателье - «Балтмская фотографiя, г. Ново-Николаевскъ» (в будущем - Новосибирск).

Замысел: мы видим, что перед нами студийная, портретная фотография.

Стиль: декорации, которые изображены на заднем плане снимка, позволяют нам атрибутировать имя автора, если нам встречаются другие его работы, нанесенные на бумагу для открыток, как снимок на рис. 3, или на литографический бланк без информации.

Жанр: групповой портрет.

Контекст: место съемки — фотомастерская автора, город — Ново-Николаевск, дата — 1918 г. Установить точную дату нам дают основание следующие факты: печать на литографическом бланке Гека Ивана Карловича, который работал в г. Москве с 1902 по 1918 г., то, что на снимке изображен младший сын Вахрушевых Александр. На другом портрете этой же семьи, выполненном в 1917 г., видно, что Татьяна Вахрушева еще ждет ребенка (рис. 4).

Для чего предназначена фотография?Это художественный снимок, сделанный семьей на память.

В какой ситуации сделан снимок? Фотография сделана после рождения младшего сына — Александра.

Таким образом, мы показали, что культурные коды, содержащиеся в фотографии, меняют и расширяют наши представления об исторических событиях и повседневности. Снимок может подтвердить или опровергнуть факты и события, в которых мы сомневаемся. Но при атрибуции фотографии всегда следует помнить, что порой фотограф решал, как должен выглядеть снимок, и что он должен отображать, навязывая свои образы объекту.

47 Картонный бланк для наклеивания фотоснимка в ателье, изготовлялся литографическим способом. Обычно содержал рекламную информацию: наименование и адрес фотографического заведения, виды исполняемых работ, полученные награды и т.п.

Рис. 1. Вахрушевы Василий Иванович, Татьяна Ермиловна, их дети Валентина и Александр, г. Ново-Николаевск. 1918 г.

-

ЯВь. . . ' -л. «За ■ аЯ&ШЯвлЛьжЛ' як ■ янйе» й Кка ^

Рис. 2. Оборотная сторона снимка на рис. 1. 290

Рис. 3. Вахрушев Василий Иванович, Рис. 4. Вахрушевы Василий Иванович,

г. Ново-Николаевск. 1917 г. Татьяна Ермиловна и дочь Валентина,

г. Ново-Николаевск. 1917 г.

Список использованных источников

1. Осипова Н.О. Структурно-семиотический подход как аспект методологии гуманитарного знания // Культурологический журнал: электронное периодическое рецензируемое научное издание 10.05.2011. — URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/79.html&j_id=7 (дата обращения 1.05.2014).

2. Сонтаг С. О фотографии. — М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013. — 272 с. — С. 116.

3. Кучеренко М.Е. Атрибуция фотоисточников в музее. — М.: ГЦМСИР, 2004. — 31 с. — С. 6.

УДК 39 ББК 70.79

В.А. Каплунов, г. Кемерово Л.А. Скрябина, г. Москва

К вопросу о создании архитектурно-этнографического комплекса «Русские Притомья» в музее-заповеднике «Томская Писаница»

Аннотация

Статья посвящена проекту создания на территории Историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская Писаница» архитектурного и историко-этнографического комплекса «Русские Притомья».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.