DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.01.010
УДК [77.03+069:779](470.311)"1850/1917
ФОТОКОЛЛЕКЦИЯ ЮСУПОВЫХ В АРХАНГЕЛЬСКОМ
Тюнина Ольга Павловна Консультант — заведующий архивом, Российская академия художеств. Россия, г. Москва. [email protected]
В статье рассказывается об уникальной коллекции старых фотографий музея усадьбы «Архангельское». Представляется увлеченность семьи Юсуповых художественной фотографией, приглашение в «Архангельское» известных российских и зарубежных фотографов, выделяются жанры, сюжеты и анализируются приемы фотографирования. Коллекция имеет большое значение и по своим художественным характеристикам, и как уникальный материал для научной атрибуции.
Ключевые слова: фотография конца XIX-XX веков, музей-усадьба «Архангельское», наследие семьи Юсуповых.
Библиографическое описание для цитирования:
Тюнина О. П. Фотоколлекция Юсуповых в Архангельском / / Искусство Евразии. — 2018. - №1(8). - С. 94-105. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.01.010. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/975779/08-2018-tyunma/
В музее-усадьбе «Архангельское» хранится малоизвестное собрание старых фотографий, насчитывающее около 1200 отпечатков. Значительная их часть выполнена художниками второй половины XIX — начала ХХ вв., внесшими заметный вклад в развитие фотоискусства: Надаром, В. Ханфштанглем, А. Лиебером, X. Мендельсоном, Ш. Лали, Отто, Л. Лакруа, С. Левицким, К. Бергамаско, К. Буллой, А. Деньером, М. Скобелевой, X. Мрозовской, А. Пазетти и другими. Из 69 установленных авторов 37 работали в России, в том числе 25 представляли крупнейшие студии Петербурга и Москвы.
Архангельская коллекция — лишь часть той, которая сложилась в результате увлечения фотографией членами семьи Юсуповых. С середины XIX века в их переписке, документах канцелярии упоминаются фамильные фотопортреты, встречаются счета, визитные карточки некоторых фотографов (А. Деньера. М.Н. Скобелевой, К. Бергамаско, А. Насветевича и др.) [1]. С конца 70-х годов XIX столетия дачи в Архангельском постоянно снимали фотограф Ф. Шрадер, издатель А. Вильборг и другие [2]. Сегодня некоторые из их работ также находятся в составе коллекции [3].
В 1924 году в связи с закрытием Петербургского дворца-музея Юсуповых на Мойке часть фотоматериалов вместе с фамильным архивом была передана в ЦГАДА, другая — попала в
Аннотация
ГИМ и Архангельское. После некоторых перемещений с 1934 года коллекция музея остается неизменной.
При ее изучении определились две категории отпечатков: любительские снимки и работы профессиональных художников, которые отличались наличием на фотографиях штампов, введенных Министерством внутренних дел России в 1867 г. и являвшихся обязательными для любой студии и ателье.
В Архангельском представлены все исторически сложившиеся жанры и виды фотографии: портрет, репортаж (фиксация события в нескольких снимках), пейзажные, жанровые и этнографические съемки.
Половина фотографий — более 500 единиц хранения — это фамильные портреты нескольких поколений Юсуповых, их близких знакомых. Большая часть выполнена в ателье крупнейших европейских мастеров. Аннотации, даты, автографы встречаются редко.
Рис. 1. Х. Мендельсон. Портрет вел. княгини Елизаветы Федоровны. 1888 г. дата дарения.
Рис. 2. Архангельское. Партер регулярного парка. Рис. 3. Архангельское. Румынские музыканты у Фото Э. Прикама. 1860 г. парадного входа в Большой дом. Нач. ХХ в.
Из семейных снимков отметим портрет юной З. Юсуповой [4]. В студии К. Бергамаско княжну запечатлели в придворном платье, соответствующем ее рангу фрейлины. Такие портреты традиционно выполнялись как парадные и были очень распространены.
К 1884 году относится ее же портрет с сыном Николаем [5]. Снимок работы московского мастера И.Д. Дьяговченко сохранил облик молодой графини после тяжелейшей болезни.
Выразительным примером романтического портрета является изображение великой княгини Елизаветы Федоровны — сестры последней российской императрицы [6]. Портрет исполнен английским художником Х. Мендельсоном не позднее 1888 года. Благодаря световым эффектам, использованным мастером, создается поэтический образ «княгини милосердия». С З.Н. Юсуповой великую княгиню связывала не только активная благотворительная деятельность, но и дружеские отношения. Веселый шарж на З.Н. Юсупову, исполненный карандашом и акварелью, хранился в фамильном архиве в Архангельском.
И еще на одном портрете З.Н. Юсуповой следует остановиться особо. Это изображение середины 1890-х годов работы фотостудии Надара [7]. Надар (псевдоним крупнейшего французского фотографа Г.Ф. Турнашона) — одно из самых значительных и ярких имен в истории фотографии. Он занимался литографией и карикатурой, был известен как беллетрист. Его студия в центре Парижа впоследствии стала музеем. В ней можно было встретить ведущих артистов, политических деятелей, ученых и художников.
Для поясного изображения З.Н. Юсуповой выбрана форма овала. Это изящное воспроизведение выглядит барельефом и является примером наиболее удачной портретной съемки из коллекции Архангельского.
Сохранились также семейные фото, выполненные в одном и том же интерьере, в один и тот же день, где менялись только модели. Как правило, такая серия завершалась групповым портретом. К ним следует отнести снимки, сделанные в ателье Гриллиха (Вена), выездные съемки И.Д. Дьяговченко, Д. Асикритова (Москва), фирмы Рентц и Шрадер (Петербург) и другие.
Не менее разнообразны репортажные, пейзажные и жанровые снимки. Самые ранние из них следует отнести к 1860 году. В августе владелец Архангельского давал бал в честь Александра II. Еще в апреле сюда «вместе с разной мебелью, материалом, бахромой и кистями» был отправлен из Петербурга «фотографит», а в июле — «два ящика с фотографическими препаратами» [8]. «Об осторожности приказано музыканту Михайлу Белкину», — докладывала Московская канцелярия Н.Б. Юсупову-младшему [9]. В сентябре того же года ящики с фотографитом были возвращены в Петербург. Фотографий самого события в архангельской коллекции не сохранилось. Однако можно предположить, что восемь снимков усадьбы, сделанных женевским художником Э. Прикамом, относятся к этому времени.
В конце 1850-х — начале 1860-х годов Н.Б. Юсупов-младший неоднократно привлекал для работы в своей личной канцелярии иностранных специалистов. Так, вместе с Б.М. Федоровым в подготовке издания «О роде князей Юсуповых» активное участие принимал швейцарский подданный Пейро дю Тейно, который одновременно выполнял обязанности библиографа находившегося в Петербурге и Архангельском книжного собрания Юсуповых. Переговоры об изучении фамильного архива велись также с палеографом Луи Лякуром (Франция). В это же время место капельмейстера петербургского оркестра князя занимал Л. Минкус, которого затем заменил Э. Направник. Поэтому приглашение
осуществить фотосессию Архангельского, которое князь собирался оформить в качестве майората, вписывается в его политику управления своим наследием.
В фотографиях Э. Прикама, запечатлевшего дворцово-парковый ансамбль, ярко обозначились скромные технические возможности фотомастеров того времени [10]. Напомним, что объектив А. Штейнгля, позволявший передавать пространство, появился в 1866 году, а еще более усовершенствованный анастигмат — только в 1889-м. Поэтому съемки, особенно среднерусского ландшафта, в 1860 году были технически сложной задачей и в передаче перспективы, и в плавности тональных переходов, что особенно сказалось на снимке регулярного парка. На фотографии Э. Прикама общий план с верхней террасы приблизил оранжерейные флигеля к зданию дворца настолько, что самый выразительный элемент регулярной части — партер — оказался фактически утраченным [11].
И, наконец, еще одно доказательство. На картине А. Федотова «Александр II в Архангельском в 1860 году» и на публикуемом снимке Э. Прикама, о котором идет речь, зафиксирована одна и та же панорама усадьбы и запечатлено единственное росшее на партере дерево, изображение которого отсутствует на остальных аналогичных фотографиях более позднего времени [12]. Поэтому мы относим фотоснимок регулярного парка, а вместе с ним и всю серию к 1860 году.
Фотографии Э.Прикама сохранили для нас вид дворцово-паркового ансамбля таким, каким он сформировался к середине XIX века: большой дом с внешними ставнями на окнах (затем были перенесены внутрь) и совершенно иными по сравнению с более поздним временем переплетами оконных рам, парадный двор с существовавшей тогда пейзажной живописью на стенах кулис и деревянными ажурными воротами, колоннаду и измененный впоследствии фонтан регулярного парка с большим деревом на партере, а также не существующую ныне Триумфальную арку, установленную по случаю приезда Александра II. Фотография последней в инвентарных книгах музея ошибочно названа павильоном «Мекка», что не соответствует чертежам, сохранившимся в отделе графики [13].
Все восемь фотографий Э. Прикама из архангельской коллекции — это памятные снимки усадьбы, подготовленной к приезду императора, снимки, которые одновременно являются первой ее фотофиксацией. В дальнейшем фотосъемки во время пребывания в усадьбе владельцев становятся семейной традицией. Они носят жанровый характер и запечатлели эпизоды обычной жизни на даче: катание на качелях и лазанье по шесту за сувенирами, кавалькаду всадников на парадном дворе, прогулки в экипажах по усадебному парку, расположившийся у здания дворца оркестр популярных в Москве румынс ких музыкантов и пр. [14]. Таковы сохранившиеся работы И.Д. Дьяговченко 1884 года, И.С. Аксакова 1896-го, Д. Асикритова 1900—1901 гг. и другие.
Некоторые оставшиеся в Архангельском снимки связаны с кругом знакомых Н.Б. Юсупова-младшего, который был разносторонне одаренной личностью. Юрист по образованию, князь много внимания уделял философии, живописи, серьезно занимался музыкой, с интересом относился ко всему новому в литературе, искусстве, медицине и другим наукам, что появлялось в Европе, где он часто жил. Сохранившаяся обширная переписка говорит о том, что князь постоянно находился в окружении людей высокоодаренных, широко известных в литературных, музыкальных и художественных кругах. Составленная им коллекция автографов прославленных деятелей европейской культуры, с которыми общался и поддерживал дружеские отношения Н.Б. Юсупов, подтверждает высказанное им убеждение о том, что «сохранение достопамятных событий есть дань уважения прошедшему и поощрение для будущего» [15]. Альбом фотографий деятелей литературы и искусства хранится сейчас в
ТЬе Ал 0£ Ешжха №1(8) . 2018
РГАДА [16]. В Архангельском осталось лишь незначительное количество аналогичных снимков.
По приглашению Н.Б. Юсупова бельгийский педагог Шарль Берио зиму 1859-1860 гг. провел в Архангельском и Петербурге в доме на Мойке. А накануне приезда этого замечательного скрипача его портрет по приказанию Н.Б. Юсупова был перевезен из московского в петербургский дом [17].
Рис. 4. Встреча сЛ.Н. Толстым. Кореиз. 1901 г.
Рис. 5. Архангельское. В. Серов за работой над портретов Ф.Ф. Юсупова-старшего. 1898 г.
Рис. 6. Ф. Фламенг за работой над портретом З.Н. Юсуповой. Архангельское. 1894 г.
Рис. 7. Архангельское. Библиотека. Фото П. Павлова. 1910 г.
Рис. 8. Архангельское. Интерьер Нач. ХХ в.
Рис. 9. Архангельское. Надгробие на могиле Т.Н. Юсуповой.
В Архангельском также хранится большой фотопортрет с дочерью известной испанской танцовщицы Пепиты Олив, искусством которой увлекался князь [18]. Ее визитные карточки встречаются среди материалов 9-й описи фонда Юсуповых в РГАДА [19].
Ко второй половине 1850-х годов следует отнести подаренный Н.Б. Юсупову портрет И. Гаумана с автографом композитора [20]. Наиболее интенсивная переписка между ними приходится именно на это время.
Любительские кадры — это главным образом снимки, сделанные во время поездок семьи Юсуповых, которые затем часто оформлялись в специальные альбомы. Среди них встречаются фотографии, иллюстрирующие знакомства и связи членов этой семьи с художественной интеллигенцией.
В частности, в альбом 1901 года включены два фото З.Н. и Ф.Ф. Юсуповых с Л.Н. Толстым, сделанные в Крыму [21]. Снимки не вполне удачны по композиции, читаются только силуэты.
В «Книге для гостей Архангельского» (памятная книга посетителей) имеются многочисленные автографы В.А. Серова, неоднократно бывавшего в усадьбе в 1896—1909 гг. [22]. Здесь им были написаны широко известные портреты членов семьи Юсуповых. На любительском снимке из Архангельского и аналогичном в РГАДА художник запечатлен за работой над этюдом к портрету Ф.Ф. Юсупова-старшего (1856—1928) [23]. По мнению В.Л. Рапопорта, изучавшего биографию В.А. Серова, связанную с его творчеством в Архангельском, над этюдом художник работал в 1898 году. Следовательно, датировку фотографии следует отнести к этому же времени. Нам хотелось бы напомнить о впечатлении, которое произвела на художника усадьба. «Архангельское со статуями и выстриженными деревьями и отличным видом на другую сторону реки Москвы — все это очень и очень великолепно», — писал он летом 1902 года [24].
С подмосковной усадьбой связан и снимок 1894 года. Тогда же известный художник рубежа ХГХ-ХХ веков Франсуа Фламенг писал два портрета З.Н. Юсуповой [25]. На фотографии запечатлен один из моментов работы над изображением З.Н. Юсуповой. Снять эту сцену во время сеанса мог близкий знакомый Юсуповых, один из первых фотолюбителей России — И.Г. Ностиц, автограф которого, наряду с автографом Ф. Фламенга, встречается в «Книге для гостей Архангельского» [26]. И.Г. Ностиц «был известен как выдающийся фотограф-любитель, художественные фотографии которого высоко ценились и составляли украшение фотографических выставок» [27].
На выставке, посвященной 50-летию открытия фотографии, его творчество представляли многочисленные жанровые сцены и пейзажи Крыма и Кавказа. Художественные достоинства этих работ были высоко оценены современниками. Являясь членом фотографической комиссии Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, И.Г. Ностиц на одном из заседаний демонстрировал диапозитивы, выполненные им за 30 лет. На этом же заседании его сын показал собственные снимки, сделанные во время своего пребывания в Индии зимой 1895—1896 гг. [28].
В сохранившейся переписке графа постоянно упоминаются работы, которые он посвящал либо дарил своим друзьям и близким знакомым. «Посылаю для вас снятую гору, — увы! неудачно, но осенью исправлю погрешность. Прилагаю при сем светопись [Ялты. — Авт.] для графини Надежды Дмитриевны». В одном из ответных писем Д.М. Милютин сообщает: «...присланные Вами гелиогравюры превосходны; я в таком восхищении и без лести скажу, что это верх совершенства» [29].
И.Г. Ностиц довольно часто дарил «удавшуюся светопись» своим друзьям и знакомым. Особенно хороши сохранившиеся в Архангельском его пейзажные, жанровые и этнографические съемки, выполненные на юге России в середине 1980-х годов [30].
Юсуповы были теми, кто ценил прикладное значение фотографии. Сохранилось более 600 позитивов, на которых зафиксированы принадлежавшие княжеской семье дворцы с их интерьерами и произведениями искусства. Уже с 60-х годов ХГХ века в их московской и петербургской канцеляриях стали активно использовать фотоснимки как дополнение к периодически составлявшимся описям, фиксировавшим движимое и недвижимое имущество Юсуповых в Петербурге, Москве, Архангельском, Красном селе, Крыму и во Франции. Эти фотографии хранились в специальных альбомах или отдельными экземплярами, составлявшими целые серии. Например, интерьеры отреставрированного Н.В. Султановым дома в Харитоньевском переулке Москвы были отсняты в 1901 году О. Ренаром [31]. Стереоскопические дагерротипы Шнайдера и Зоене запечатлели парадную часть дворца на Мойке в Петербурге [32]. Фотографии А. Лиебера и Ш. Марвиля сохранили виды дворца и парка Принцев в Булони [33]. Некоторые альбомы фотографий являются тематическими и посвящены конкретному владению: даче в Красном Селе и Архангельскому [34]. Последний содержит около 50 снимков усадьбы, включая дворцово-парковый ансамбль, хозяйственную территорию с ее службами и ближайшие окрестности. По составу и содержанию фотографий, их информативности этот документальный источник дает наиболее полное описание имения. Самое существенное заключается в том, что в отличие от ранних съемок в нем зафиксированы интерьеры парадных залов Большого дома, снятые с двух сторон анфилад, что чрезвычайно важно для научной работы музея сегодня.
Фотографии, включенные в альбом, о котором идет речь, выполнены в разное время. Поэтому датировка съемок должна определяться после дополнительных архивных исследований. Предварительно можно выделить фотографии, выполненные в первой половине 1890-х годов и после 1910 года, к которым относятся главным образом пейзажи парка и окрестности усадьбы: панорамы Москвы-реки, снятые с обрыва у церкви Михаила Архангела и с крыши оранжерейного флигеля; пруд; аллея, завершающаяся парковой беседкой, и др. [35].
Репродукции принадлежавших Юсуповым предметов декоративно-прикладного искусства и живописи наклеены на 80 разрозненных листов альбома [36]. Кроме этих снимков, составляющих серию, имеются отдельные экземпляры, где под изображением читаются пометы на французском языке [37]. Была отснята и хранившаяся во дворце на Мойке коллекция ювелирных изделий и антиквариата. Смотритель дома мог показать эти снимки «всем желающим» [38].
Такая учетная функция фотодокумента широко использовалась Юсуповыми для пропаганды своих художественных произведений. В связи с возросшим в начале ХХ века интересом к усадебной культуре их легендарные коллекции привлекали внимание многих исследователей. Организуемые в конце ХГХ — начале ХХ вв. выставки художественных ценностей имели значительный общественный резонанс и их экспозиции не могли обойтись без раритетов, принадлежавших семье Юсуповых. С 1897-го по 1912 гг. они приняли участие в восьми крупнейших выставках, в том числе «Исторического портрета» (1905), «Старые годы» (1908), «100 лет французской живописи» (1912). В различных изданиях также публиковались репродукции демонстрировавшихся на выставках картин юсуповской галереи. Часть клише этих репродукций хранится сейчас в Архангельском. Некоторые выставки имели исключительно благотворительные цели. Так, в 1902 году З.Н. Юсупова вошла в состав
комитета по подготовке экспозиции художественных изделий Фаберже и представила на ней табакерки из своего собрания [39]. Средства, полученные от посещения этой выставки, были предназначены для содействия народному образованию.
Помимо этого Юсуповы заказывали тиражи художественных открыток. Иллюстрированные почтовые карточки самой разнообразной тематики появились в России с 1895 года и выпускались исключительно частными лицами. В коллекции Архангельского они представлены двумя типами: фотооткрытки членов семьи Юсуповых (получили широкое распространение для личной переписки) и открытки, на которых запечатлены принадлежавшие Юсуповым владения. Сохранились виды Должанского антрацитового рудника, дворца на Мойке, дач в Царском Селе, Кореизе и др. Существовала специальная серия, посвященная Архангельскому. На двадцати шести открытках, выполненных в 1910 году П. Павловым, запечатлен дворцово-парковый ансамбль, включая интерьеры Большого дома [40]. Наиболее удачны из этой серии пейзажные съемки: парковая беседка, панорама Архангельского, снятая с бельведера дворца, вид на подпорную стену нижней террасы и др. Фотографии интерьеров — Овального зала, Библиотеки, Парадной столовой — словно иллюстрируют слова одного из исследователей Архангельского, заметившего, что, несмотря на столетний облик, «в усадьбе чувствуешь себя как дома, из которого только что выехал долголетний обитатель, оставивший обильные следы своего пребывания. Такая насыщенность жизнью еще более усиливает художественную прелесть Архангельского» [41].
Завершая краткий обзор, отметим, что рассмотренное собрание является редким примером того, как в относительно небольшой коллекции отчетливо и полно отразились все основные направления и жанры, которые появились в фотографии с 1850-х до 1917 года. Большинство съемок выполнено в фотостудиях крупнейших художников-фотографов, что обеспечило высокое качество произведений. Таким образом, авторский состав коллекции имеет самостоятельную художественную и историческую ценность.
В то же время фотоснимки, в том числе любительские, обладают большими информативными возможностями и в сочетании с другими письменными источниками должны быть широко использованы при изучении истории культуры, быта, общественной и художественной жизни России и Европы, многосторонних связей между ними во второй половине XIX — начале ХХ вв. С момента своего появления «фотография стала зрительной памятью эпохи. Никакой другой памятник материальной культуры не может в таком масштабе охватить действительность... И мы, рассматривая старые снимки, вдруг, по какой-то мелочи, попавшей в поле зрения аппарата, с особой четкостью видим воздух, свет, стиль и хватку эпохи» [42]. В этом заключается особая ценность фотографии как исторического источника, так полно представленного в коллекции снимков, хранящихся в Архангельском.
1. Российская национальная библиотека, Отдел рукописей, ф. 890, д. 45, лл. 21 об., 35; д. 72; д. 85, лл. 17, 17а. Российская государственная библиотека, Отдел рукописей (далее ОР РГБ), ф. 350, папка X, д.20. Российский государственный архив древних актов (далее РГАДА), ф. 1290, оп. 2, д. 4098; оп. 9, д. 628, л. 3.
2. РГАДА, ф. 1290, оп. 5, д. 2940, л. 6; д. 2942, л. 15 об.
3. Государственный музей-усадьба «Архангельское» (далее Архангельское), фотофонд, инв. №№ 193мфф, 911мфф, 584мфф, 585мфф.
4. Там же, инв. № 621мфф.
Литература
5. Там же, инв. №833мфф.
6. Там же, инв. № 1136мфф.
7. Там же, инв. № 760мфф.
8. РГАДА, ф. 1290, оп. 2, д. 1694, л. 86 об.
9. Там же, л. 87
10. Архангельское, фотофонд, инв. №№ 4мфф, 9мфф, 20мфф-23мфф, 25мфф, 26мфф
11. Там же, инв. № 20мфф.
12. Там же, инв. № 21мфф.
13. Там же, инв. № 25мфф.
14. Там же, инв. №№ 3мфф, 56мфф, 957мфф, 959мфф, 963мфф, 967мфф, 988мфф и др.
15. О роде князей Юсуповых. СПб., 1866. Ч. 1, с. 3.
16. РГАДА, ф. 1290, оп. 10, дд. 25, 29, 30.
17. Там же, оп. 3, д. 2175, л. 80 об.; оп. 4, д. 513, л. 4об.
18. Архангельское, фотофонд, инв. № 1138мфф.
19. РГАДА, ф. 1290, оп. 9, д. 628 лл. 147, 148.
20. Архангельское, фотофонд, инв. № 1179мфф.
21. Там же, инв. №321мфф.
22. Там же, архив Голицыных, Юсуповых, инв. № 230. РГАДА, ф. 1290, оп. 2, д. 4408.
23. Архангельское, фотофонд, инв. № 944а мфф.
24. Серов В. Переписка 1884-1911. - Л.-М., 1937. - С.145.
25. Архангельское, фотофонд, инв. № 945мфф.
26. Там же, архив Голицыных, Юсуповых, д.230. Портрет самого И.Г. Ностица в парадном мундире, гравированный Блехингером, хранится в отделе ИЗО, инв. № 6гф.
27. РГАЛИ, ф .637 Языковых, оп. 1, д. 46, л. 26, 29.
28. ОР РГБ, ф. 350, папка XVIII, д. 1, л. 82.
29. Там же, ф. 169, папка 53, д. 113, л. 2; папка 71, д. 56, л. 11
30. Там же, фотофонд, инв. №№ 272мфф, 273мфф.
31. Там же, инв. № 218мфф-249мфф.
32. Там же, инв. №№ 1162мфф-1173мфф, 1178мфф.
33. Там же, инв. №№ 362мфф-389мфф, 417мфф-423мфф.
34. Там же, инв. №№ 131мфф, 324мфф, 325мфф.
35. Там же, инв. № 131 мфф.
36. Там же, инв. № 1186мфф.
37. Там же, инв. №№ 1062мфф-1074мфф и др.
38. ОР ГБЛ, ф. 350, папка XXII, д. 6, л. 29.
39. Там же, папка ХХ, № 13, лл. 1-4.
40. Архангельское, фотофонд, инв. №№ 98мфф-124мфф.
41. Шамурин Ю. Подмосковные. - М., 1912. - С. 43.
42. Цит. по: «Советское фото». - 1969. - № 8. - С.12.
Статья поступила в редакцию 12.02.2018 г. Received: February 12, 2018
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.01.010
YUSUPOV'S FOTOCOLLECTION IN THE ARCHANGELSKOYE
MEMORIAL ESTATE
Tyunina Olga
Academic Adviser, Archive manager, the Russian Academy of Arts (Moscow). [email protected]
Abstract
The article tells about the unique collection of old photographs of the Arkhangelskoye State Museum Estate. The enthusiasm of the Yusupov family with artistic photography is presented here, an invitation to famous Russian and foreign photographers to the Arkhangelskoye, the genres, plots, and photography techniques are analyzed. The collection is of great importance both in its artistic characteristics and as a unique material for scientific attribution.
Keywords: photography of the late 19th — 20th century, the Arkhangelskoye State Museum Estate, the heritage of the Yusupov family.
Bibliographic description for citation:
Tyunina O. P. Yusupov's Fotocollection in the Archangelskoye Memorial Estate. Iskusstvo Evrazji — The Art of Eurasia, 2018, no 1(8), pp. 94-105. Available at: https://readymag.com/u50070366/975779/08-2018-tyunina/ DOI: 10.25712/ASTU.2518-
7767.2018.01.010. (In Russian).
References
1. Rossiiskaya natsional'naya biblioteka, Otdel rukopisei [Russian national library, Department of manuscripts]. F. 890. D. 45. L. 21. VOL. 35; D. 72; D. 85. L. 17. 17A. Rossiiskaya gosudarstvennaya biblioteka, Otdel rukopisei [Russian state library, Department of manuscripts]. F. 350. Flder X., 20. Rossiiskiigosudarstvennyi arkhiv drevnikh aktov [Russian state archive of ancient acts]. F. 1290. Op. 2. D. 4098; Op. 9, D. 628, L. 3.
2. Rossiiskii gosudarstvennyi arkhiv drevnikh aktov [Russian state archive of ancient acts]. F. 1290. Op. 5. D. 2940. L. 6; D. 2942, L. 15.
3. Gosudarstvennyi muzei-usad'ba «Arkhangel'skoe» [The State Museum-Estate "Arkhangelskoye"]. Photofund, Inv. No. 193mff, 911mff, 584mff, 585mff.
4. Gosudarstvennyi muzei-usad'ba «Arkhangel'skoe» [The State Museum-Estate "Arkhangelskoye"]. Photofund, Inv. No. 621mff.
5. Gosudarstvennyi muzei-usad'ba «Arkhangel'skoe» [The State Museum-Estate "Arkhangelskoye"]. Photofund, Inv. No. 833mff.
6. Gosudarstvennyi muzei-usad'ba «Arkhangel'skoe» [The State Museum-Estate "Arkhangelskoye"]. Photofund, Inv. No. 1136mff.
7. Gosudarstvennyi muzei-usad'ba «Arkhangel'skoe» [The State Museum-Estate "Arkhangelskoye"]. Photofund, Inv. No. 760mff.
8. Rossiiskii gosudarstvennyi arkhiv drevnikh aktov [Russian state archive of ancient acts]. F. 1290. Op. 2. D. 1694. L. 86.
9. Rossiiskii gosudarstvennyi arkhiv drevnikh aktov [Russian state archive of ancient acts]. F. 1290. Op. 2. D. 1694. L. 87.
10. Gosudarstvennyi muzei-usad'ba «Arkhangel'skoe» [The State Museum-Estate "Arkhangelskoye"]. Photofund, Inv. No. 4mff, 9mff, 20mff-23mff, 25mff, 26mff.
11. Gosudarstvennyi muzei-usad'ba «Arkhangel'skoe» [The State Museum-Estate "Arkhangelskoye"]. Photofund, Inv. No. 20mff.
12. Gosudarstvennyi muzei-usad'ba «Arkhangel'skoe» [The State Museum-Estate "Arkhangelskoye"]. Photofund, Inv. No. 21mff.
13. Gosudarstvennyi muzei-usad'ba «Arkhangel'skoe» [The State Museum-Estate "Arkhangelskoye"]. Photofund, Inv. No. 25mff.
14. Gosudarstvennyi muzei-usad'ba «Arkhangel'skoe» [The State Museum-Estate "Arkhangelskoye"]. Photofund, Inv. No. 3mff, 56mff, 957mff, 959mff, 963mff, 967mff, 988mff etc.
15. O rode knyazei Yusupovykh [About the Yusupov family]. Saint-Petersburg, 1866. Ch. 1. P. 3.
16. Rossiiskii gosudarstvennyi arkhiv drevnikh aktov [Russian state archive of ancient acts]. F. 1290. Op. 10. D. 25, 29, 30.
17. Rossiiskii gosudarstvennyi arkhiv drevnikh aktov [Russian state archive of ancient acts]. Op. 3. D. 2175. L. 80rev; Op. 4. D. 513. L. 4rev.
18. Gosudarstvennyi muzei-usad'ba «Arkhangel'skoe» [The State Museum-Estate "Arkhangelskoye"]. Photofund, Inv. No. 1138mff.
19. Rossiiskii gosudarstvennyi arkhiv drevnikh aktov [Russian state archive of ancient acts]. F. 1290. Op. 9. D.628 L. 147, 148.
20. Gosudarstvennyi muzei-usad'ba «Arkhangel'skoe» [The State Museum-Estate "Arkhangelskoye"]. Photofund, Inv. No. 1179mff.
21. Gosudarstvennyi muzei-usad'ba «Arkhangel'skoe» [The State Museum-Estate "Arkhangelskoye"]. Photofund, Inv. No. 321mff.
22. Gosudarstvennyi muzei-usad'ba «Arkhangel'skoe» [The State Museum-Estate "Arkhangelskoye"]. Archive of Golitsyns, Yusupovs, Inv. No. 230. Rossiiskii gosudarstvennyi arkhiv drevnikh aktov [Russian state archive of ancient acts]. F. 1290. Op. 2. D. 4408.
23. Gosudarstvennyi muzei-usad'ba «Arkhangel'skoe» [The State Museum-Estate "Arkhangelskoye"]. Photofund, Inv. No. 944a mff.
24. Serov V. Perepiska 1884—1911 [Correspondence 1884-1911]. Leningrad-Moscow, 1937. P. 145.
25. Gosudarstvennyi muzei-usad'ba «Arkhangel'skoe» [The State Museum-Estate "Arkhangelskoye"]. Photofund, Inv. No. 945mff.
26. Gosudarstvennyi muzei-usad'ba «Arkhangel'skoe» [The State Museum-Estate "Arkhangelskoye"]. Archives of Golitsyns, Yusupovs. D. 230. Portrait of I.G. Nostitz in the dress uniform, engraved by Blechinger, is kept in the Department of Fine Arts, inv. No 6gf.
27. Rossiiskii gosudarstvennyi arkhiv literatury i iskusstva [Russian state archive of literature and art]. F .637 Yazykovy. Op. 1. D. 46. L. 26, 29.
28. Rossiiskaya gosudarstvennaya biblioteka, Otdel rukopisei [Russian state library, Department of manuscripts]. F. 350. Folder XVIII. D. 1. L. 82.
29. Rossiiskaya gosudarstvennaya biblioteka, Otdel rukopisei [Russian state library, Department of manuscripts]. F. 169. Folder 53. D. 113. L. 2; Folder 71. D. 56. L. 11.
30. Gosudarstvennyi muzei-usad'ba «Arkhangel'skoe» [The State Museum-Estate "Arkhangelskoye"]. Photofund, Inv. No. 272mff, 273mff.
31. Gosudarstvennyi muzei-usad'ba «Arkhangel'skoe» [The State Museum-Estate "Arkhangelskoye"]. Photofund, Inv. No. 218mff-249mff.
32. Gosudarstvennyi muzei-usad'ba «Arkhangel'skoe» [The State Museum-Estate "Arkhangelskoye"]. Photofund, Inv. No. 1162mff-1173mff, 1178mff.
33. Gosudarstvennyi muzei-usad'ba «Arkhangel'skoe» [The State Museum-Estate "Arkhangelskoye"]. Photofund, Inv. No. 362mff-389mff. 417mff-423mff.
34. Gosudarstvennyi muzei-usad'ba «Arkhangel'skoe» [The State Museum-Estate "Arkhangelskoye"]. Photofund, Inv. No. 131mff, 324mff, 325mff.
35. Gosudarstvennyi muzei-usad'ba «Arkhangel'skoe» [The State Museum-Estate "Arkhangelskoye"]. Photofund, Inv. No. 131mff.
36. Gosudarstvennyi muzei-usad'ba «Arkhangel'skoe» [The State Museum-Estate "Arkhangelskoye"]. Photofund, Inv. No. 1186mff.
37. Gosudarstvennyi muzei-usad'ba «Arkhangel'skoe» [The State Museum-Estate "Arkhangelskoye"]. Photofund, Inv. No. 1062mff-1074mff, etc.
38. Rossiiskaya gosudarstvennaya biblioteka, Otdel rukopisei [Russian state library, Department of manuscripts]. F. 350. Folder XXII. D. 6, l. 29.
39. Rossiiskaya gosudarstvennaya biblioteka, Otdel rukopisei [Russian state library, Department of manuscripts]. F. 350. Folder XX. No. 13. L. 1-4.
40. Gosudarstvennyi muzei-usad'ba «Arkhangel'skoe» [The State Museum-Estate "Arkhangelskoye"]. Photofund, Inv. No. 98mff-124mff.
41. Shamurin Yu. Podmoskovnye [Near Moscows]. Moscow, 1912. P. 43.
42. Cit. ex: Sovetskoe foto [Soviet photo]. 1969. No. 8. P. 12.