Научная статья на тему 'Деятельность князя Юсупова в Италии по коллекционированию произведений искусства'

Деятельность князя Юсупова в Италии по коллекционированию произведений искусства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
809
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНЯЗЬ ЮСУПОВ / НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / Я.Ф. ХАККЕРТ / А.Р. МЕНГС / А. КАУФМАН / PRINCE YUSUPOV / NEO-CLASSICAL ART / J.P. HACKERT / A.R. MENGS / A. KAUFFMANN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Савинская Любовь Юрьевна

Статья посвящена анализу деловых и дружеских контактов князя Н.Б. Юсупова во время трех его путешествий в Италию, которые повлияли на формирование его художественного вкуса. На основе широкого круга источников автор идентифицирует картины, поступившие в этот период в его коллекцию, а также раскрывает связи собирателя с художниками и антикварами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The activities of prince Yusupov in Italy for collecting the works of art

The article is devoted to the analysis of the business and friendly connections of prince Yusupov during his voyage round Italy, which have an influence on his art taste. Based on a wide circle of sources the author identifies paintings with ones received to his collection in this period, and also reveals the contacts of collector with painters and art dealers.

Текст научной работы на тему «Деятельность князя Юсупова в Италии по коллекционированию произведений искусства»

Л.Ю. Савинская

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КНЯЗЯ ЮСУПОВА В ИТАЛИИ ПО КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

ИСКУССТВА

Статья посвящена анализу деловых и дружеских контактов князя Н.Б. Юсупова во время трех его путешествий в Италию, которые повлияли на формирование его художественного вкуса. На основе широкого круга источников автор идентифицирует картины, поступившие в этот период в его коллекцию, а также раскрывает связи собирателя с художниками и антикварами.

Ключевые слова: князь Юсупов, неоклассическое искусство, Я.Ф. Хак-керт, А.Р. Менгс, А. Кауфман.

Князь Николай Борисович Юсупов (1750-1831) -один из выдающихся русских коллекционеров, который посвятил этой деятельности почти 60 лет жизни. Он собрал обширную библиотеку, богатейшие коллекции скульптуры, резных камней, бронзы, фарфора, рисунков, картин. Его картинная галерея была крупнейшим частным собранием западноевропейской живописи в России (около 550 произведений)1.

Частное коллекционирование во второй половине XVIII столетия активно развивалось и процветало. Рядом с императорским собранием в петербургском Эрмитаже создавались значительные художественные собрания придворных, государственных деятелей и дипломатов - И.И. Шувалова, П.Б. и Н.П. Шереметевых, И.Г. Чернышева, А.М. Голицына, К.Г. Разумовского, Г.Г. Орлова, Г.Н. Теплова, Д.М. Голицына, А.А. Безбородко, А.М. Белосельского-Белозерского, А.С. Строганова и многих других. При Екатерине II коллекционирование стало важной составной частью художественных связей России и Европы, было возведено в ранг политики государства.

© Савинская Л.Ю., 2011

Собирательство было для Юсупова своего рода творчеством. Находясь рядом с художниками, он становился не только их заказчиком и покровителем, но и интерпретатором их произведений. Постараемся хотя бы отчасти реконструировать его деятельность в период пребывания в Италии. Сделать это непросто, так как известны лишь немногие письма Н.Б. Юсупова, его дневники не обнаружены (скорее всего они не существуют). Поэтому нам придется опираться на письма и воспоминания современников, финансовые и хозяйственные документы обширного архива князей Юсуповых (РГАДА, ф. 1290). Используются также описи и альбомы-каталоги с зарисовками произведений юсуповской коллекции, созданные к 1827-1829 гг.; сейчас они хранятся в Государственном музее-усадьбе «Архангельское» под Москвой2. Другая проблема заключается в идентификации работ из коллекции Юсупова, которые были национализированы и в 1924-1925 гг. распределены по различным музеям Советского Союза. Наиболее значительные части собрания Н.Б. Юсупова хранятся сейчас в Государственном Эрмитаже (далее - ГЭ), ГМИИ им. А.С. Пушкина, в Государственном музее-усадьбе «Архангельское» (далее - ГМУА). Отдельные произведения его коллекции попали в художественные музеи Омска, Саратова, Хабаровска, Краснодара, Одессы, а также в частные собрания; следы многих работ утеряны.

Н.Б. Юсупов впервые выехал за границу в 1774 г., и в течение двух лет он обучался в Лейденском университете. Из Голландии князь отправился в большое путешествие (Grande Tour), ставшее традиционным для русской аристократической молодежи. Посетив многие достопримечательности Англии, Португалии, Испании и Франции, Юсупов в 1777 г. прибыл в Италию. В Риме он познакомился с молодым немецким художником Якобом Филиппом Хаккертом (1737-1807) и заказал ему две картины. Законченные в 1779 г. итальянские пейзажи «Утро в окрестностях Рима» и «Вечер в окрестностях Рима» (обе - в ГМУА) стали первыми созданными специально для юсуповского собрания.

Хаккерт имел дружеские и деловые связи с Иоганном Фридрихом фон Рейфенштейном (1719-1793), советником русского и саксонского дворов, который часто выступал в роли агента-посредника и чичероне светской знати. Вероятно, именно он представил Юсупова знаменитому живописцу Антону Рафаэлю Менгсу (1728-1779), активному пропагандисту принципов неоклассического искусства. Современное искусство и античность - две страсти, которые в дальнейшем сформировали художественный вкус князя. Произведения, привезенные Юсуповым из путешествия по Европе, были размещены в его доме на Миллионной

улице в Петербурге, сделав юсуповское собрание одной из достопримечательностей города3.

Как человек, принятый при европейских дворах, Юсупов вскоре был включен в свиту великокняжеской четы Павла Петровича и Марии Федоровны, которые путешествовали по Европе под псевдонимами графа и графини Северных. Так началась вторая поездка Юсупова в Италию, которая длилась с сентября 1781 по ноябрь 1782 г.4 В феврале 1782 г. в Венеции путешественникам был устроен пышный прием - с балами и театральными представлениями. Там же состоялось их знакомство со многими знаменитыми художниками, в том числе - с Анжеликой Кауфман, у которой «граф Северный» при посредничестве Юсупова приобрел три только что законченные картины5.

Графиня Орсини писала о князе Юсупове: «Этот молодой господин сочетает в себе самые блестящие качества придворного с качествами человека ученого и хорошо образованного»6. Такой отзыв свидетельствовал о способности князя Юсупова быстро схватывать новые знания и умело сочетать свои увлечения со службой при дворе.

В Риме Н.Б. Юсупов (с помощью Хаккерта и Рейфенштейна) познакомил великого князя со знаменитым живописцем Помпео Батони (1708-1787), который прославился портретами европейских аристократов. Для подарка императрице-матери у Батони была куплена картина «Святое семейство» (ГЭ), затем ему были заказаны портреты великокняжеской четы. Сам Юсупов приобрел копии этих портретов, которые сейчас хранятся в Архангельском7.

Однако основное внимание князя Юсупова привлекали произведения А.Р. Менгса, которые в это время распродавались. Есть сведения, что Тереза Конкордиа Марон (сестра А.Р. Менгса и супруга его ученика А. фон Марона) по заказу императрицы Екатерины II написала миниатюру на сюжет аллегорической картины Менгса «Покой»; она представлена в каталоге рисунков юсуповской галереи в Москве8. На картине Менгса изображена женщина, сидящая на камне, над нею летит птица. Это полотно находилось в фамильном собрании Юсуповых до 1925 г., а после этого поступило в Эрмитаж (на сегодняшний день местонахождение картины неизвестно)9.

После короткого визита в Россию князь Юсупов в декабре 1783 г. вновь отправился в Италию. В период 1784-1789 гг. он служил чрезвычайным посланником при Сардинском дворе в Турине, исполняя также особые поручения в Риме, Неаполе и Венеции. Князь легко освоился в интернациональной среде «вечного города», заводя нужные знакомства и чутко улавливая основные направления

моды. На портрете Юсупова, написанном И.Б. Лампи и Я.Ф. Хаккертом (ГЭ), он изображен на фоне античных построек колонии, основанной Секстием Сальвием (сейчас это город Экс-ан-Прованс на юге Франции).

Мастера немецкой колонии в Риме оказали тогда значительное влияние на художественный вкус Юсупова и выбор произведений для его коллекции. В то же время круг художников, с которыми он общался, зависел во многом также от интересов русского двора. Тогда князь состоял в постоянной переписке с императрицей Екатериной II и великим князем Павлом Петровичем, следя за выполнением и доставкой их заказов, финансовыми расчетами. Для царского двора и для себя самого Юсупов приобрел множество картин, скульптур, камей, копий с произведений великих мастеров.

Многие расчеты с художниками Юсупов осуществлял через англичанина Томаса Дженкинса (1722-1798), живописца, антиквара и банкира. Он прославился тем, что вместе с Гэвином Гамильтоном вел раскопки на вилле Адриана в Риме и был посредником при продаже обнаруженных ценностей10 (именно через него князь приобретал античную скульптуру11). Юсупов пользовался также услугами антиквара и банкира Гаспаре Сантини (1781-1794), назначенного русским консулом в Риме и Чивитавеккиа. Как было установлено С.О. Андросовым, именно Сантини, объединивший свои усилия с Рейфенштейном, сыграл решающую роль в приобретении пяти картин А.Р. Менгса для Екатерины II12.

Великий князь Павел писал в Италию Юсупову, поручая ему «заказать работы Верне и Роберу, несмотря на цену»13. Павел желал украсить пейзажами этих знаменитых живописцев залы Ка-менноостровского дворца. В письме Юсупову от 6 января 1784 г. К.Ж. Верне замечает:

Г-н Робер полагал, что подобно ему я должен выполнить четыре картины для салона, поскольку он уверил меня, что вы ему говорили, будто во дворце Его Имп. Высочества будут три салона, украшенные картинами - один пейзажами г-на Хаккерта, один архитектурой г-на Ро-бера и другой моими маринами, - что я должен сделать четыре времени суток, представив ночь с лунным освещением, тогда как г-н Робер, чтобы не повторять тот же сюжет, сделает ночь с пожаром...14

Павел, однако, вскоре отказался от этого замысла, хотя Юбер Робер успел написать по его заказу две картины - «Пожар в городе Риме» и «Собрание самых знаменитых античных памятников Франции», а Верне - «Бурю»; все эти картины находятся в Музее-дворце в Павловске. Желая возместить ущерб, который художники

понесли из-за изменения намерений великого князя, Юсупов заказал им небольшие пейзажи для своего собрания: Верне изобразил бурю и кораблекрушение (1784, ГМУА), Робер создал вариант композиции ночного пожара Рима (1787, ГЭ), надписав на изображении портала посвящение заказчику - YOUSSUPOV. Позднее декоративный ансамбль, сформированный полотнами знаменитых пейзажистов XVIII в., был создан князем Юсуповым в его дворце в Архангельском, где в одном зале были соединены пейзажи Робера и Хаккерта15.

Следя за исполнением заказов русского двора во Франции, Юсупов состоял в переписке с К.Ж. Верне, Ю. Робером, Ж.Б. Гре-зом, через которого он получал информацию о работах О. Фрагонара, Э. Виже-Лебрен, А. Венсана. Через Робера в 1787 г. князь обращался с заказами к молодым, но уже известным живописцам Л. Давиду и А. Венсану. Однако они отказали Юсупову, сославшись на то, что «они перегружены работой как для короля, так и для частных лиц»16.

Постоянным корреспондентом Юсупова с конца 1770-х гг. был упомянутый в начале статьи пейзажист Я.Ф. Хаккерт, который был посредником в приобретении князем скульптуры, столешниц, каминов из мрамора, алебастра и порфира17. В письмах 17841786 гг. Хаккерта к Юсупову приводятся названия еще пяти картин, выполненных им по заказу великого князя: «Большие каскады в Тиволи», «Малые каскады в Тиволи», «Вид Казерты с Бельведера неаполитанского короля», «Вид побережья Байи» (хранятся в Эрмитаже); «Вид Рима со стороны виллы Конти во Фраскати» (во дворце в Павловске); неизвестно местонахождение картин «Вид Сольфатаро в Поццуоло» и «Вид Кампаньи Феличе из окна королевского дворца в Казерте»18.

В собрании князя Юсупова находилось 25 картин Я.Ф. Хаккер-та: это была самая большая частная коллекция работ художника в России, включавшая, в том числе, повторения двух ключевых для творчества немецкого живописца серий - Чесменской, исполненной для Екатерины II, и виллы Боргезе в Риме, созданной для Мар-кантонио IV Боргезе. Но в январе 1820 г. во время пожара во дворце в Архангельском сгорели многие работы художника, упомянутые в «Описи картин, находящихся в имении Архангельское» за 1815 г. Среди сгоревших - полотна Чесменской серии и пять большого формата пейзажей Хаккерта: «Ландшафт и женщины купаются» (№ 192), «Мост и дорога» (№ 193), «Сад и гульбище» (№ 194), «Каскад и разный скот» (№ 195), «Ландшафт и при дороге фонтан» (№ 196)19, которые идентифицируются с серией виллы Боргезе20. Композиция уцелевшего полотна «Итальянский пейзаж» из ГМУ

«Архангельское»21 почти полностью совпадает с картиной «Вид на долину Тибра», выполненной Хаккертом для виллы Боргезе.

Благодаря рисункам из альбома-каталога 1827 г.22 восстанавливается группа морских пейзажей из римской серии Хаккерта в таком составе: «Казино Боргезе у Пратико ди Маре», «Порт в Чи-витавеккиа», «Шторм», «Ночь, луна и свет костра» (возможный вариант - «Морской пейзаж с рыбаками»). Они, возможно, были повторены художником для Юсупова на полотнах одинакового небольшого размера (38 на 53 см); в отдельных деталях эти полотна отличаются от перечисленных выше работ. Не исключено, что художник мог продать моделло. Сейчас известно местонахождение только одной картины этой серии из собрания Юсупова -«Порт в Чивитавеккиа» (Омск, Музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля).

Длительные отношения связывали Юсупова и с другими членами немецкой колонии в Риме. В сентябре 1782 г. он был постоянным посетителем мастерской Анжелики Кауфман на Via Sistina, 72 23. Там бывали также И.В. фон Гёте, Я.Ф. Хаккерт, И.Ф. фон Рей-фенштейн, А. фон Марон, И.Х.В. Тишбейн и другие. Среди заказчиков художницы были и русские аристократы - П.М. Скаврон-ский, А.К. Разумовский, А.Л. Нарышкин, И.Г. Чернышев, Е.П. Барятинская. Князь Юсупов с 1784 по 1790 г. был постоянным заказчиком Кауфман, которая написала для него 10 картин. Юсуповская коллекция ее картин была самой большой в России. К этому времени относятся четыре письма художницы к Юсупову24.

В своих памятных записках Кауфман упоминает о том, что в августе 1784 г. она написала для Юсупова две картины овальной формы - «Диана и Прокрида» и «Кефал, вынимающий копье из груди Прокриды» (местонахождение неизвестно). В феврале 1785 г. ею был создан «Женский портрет» (местонахождение неизвестно); в марте того же года - «Сидящий Амур» (Саратов, Государственный художественный музей им. А.Н. Радищева); в мае - овальный «Портрет графини Веки» (местонахождение неизвестно). В конце 1785 г. в Неаполе были написаны «Смерть Овидия» (до 1941 -Минск, Государственный художественный музей Белоруссии) и маленькая картина, изображающая Гименея, ласкающего голубей (местонахождение неизвестно). В 1790 г. был завершен последний заказ Юсупова - картина «Венера уговаривает Елену любить Париса» (ГЭ)25. Вероятно, тогда же Юсупов стал обладателем автопортрета художницы (ГЭ).

Одновременно Кауфман работала над заказом для Екатерины II - большим полотном «Улисс узнает Ахилла, скрывающегося среди дочерей Лекомеда» (Санкт-Петербург, Научно-исследователь-

ский музей Российской академии художеств). В письме из Рима от 5 апреля 1788 г. художница сообщала:

Картина для Ее Величества императрицы уже занимает много времени в моих мыслях, и я надеюсь в течение короткого времени приложить к ней руку с максимальным старанием; таким же образом для меня будет очень приятным занятие картиной «Елена и Парис» для Вашего сиятельства. Среди многих, взятых на себя вещей, этой картине я отдаю наибольшее предпочтение26.

В письме к Юсупову от 14 января 1788 г. императрица отметила: «Картина Анжелики Кауфман, та, что у меня... доставляет большое удовольствие ее рассматривать; я не сомневаюсь, что и вторая будет также хороша»27. Обе картины - «Спящий младенец Сервий Туллий», написанная в 1785 г., и «Узнанный Ахиллес» - до 1850-х хранились в Эрмитаже, затем в Таврическом и Гатчинском дворцах, а после 1926 г. поступили в Музей Академии художеств.

Юсупов проявлял большой интерес и к творчеству А.Р. Менгса, которое также пользовалось особым вниманием русской императрицы. В описи юсуповской галереи 1801 г. числятся семь эскизов работы Менгса. По альбомам-каталогам 1827 г. идентифицируются семь произведений, приписывавшихся Менгсу. Кроме упомянутой выше картины «Покой», это «Мадонна в кресле» (копия картины Рафаэля), «Голова Венеры, или Нимфа в венке из цветов», «Мадонна»28 и «Спаситель», «Аллегория рисования» и «Аллегория истории». Последняя картина - это копия, выполненная Людвигом Гуттенбрунном с моделло плафона Комнаты рукописей в Ватикане (Саратовский художественный музей имени А.Н. Ради-щева)29. Вообще половина произведений Менгса в коллекции Юсупова представлена в копиях, но они казались князю, как и многим людям той эпохи, вполне достойной заменой оригиналов знаменитого мастера.

В собрании князя находились также картины учеников Менгса: «Леда с лебедем» (1785) и «Женский портрет» австрийца Антона фон Марона, а также «Геба» (1784) и «Ганимед» испанца Франсис-ко Рамоса-и-Альбертоса. Последние две картины были созданы во время пребывания князя в Италии.

В итальянский период Юсупов с большим вниманием следил за творчеством современных ему художников. В середине 1780-х гг. он значительно пополнил свою коллекцию работами мастеров интернационального неоклассического стиля. В 1784 г. французский живописец Лоран Пешё (1729-1821), пользовавшийся большой популярностью, написал для русского посланника полотно

«Пигмалион и Галатея» (1784, ГЭ). В 1784-1785 гг. Помпео Батони работал для Юсупова над парными картинами «Венера с голубями» (Одесса, Музей западного и восточного искусства) и «Воспитание Амура» (1785, ГМУА). Сюжеты этих картин были вдохновлены любовью Юсупова к графине Веккиа де Сиена30. Тем же 1785 годом, что картины Батони, датированы парные работы римского художника Марианно Росси (1731-1807) «Аллегория поэзии (Вдохновение поэтессы)» и «Аллегория поэзии (Вдохновение поэта)» (обе - в ГМУА).

Сюжет «Амур и Психея» у Юсупова был одним из любимых, он неоднократно повторяется в заказанных им произведениях. Римский журнал «Giornale delle Belle Arti» от 7 августа 1784 г. с восторгом писал о картине Доменико Корви (1721-1803) «Амур и Психея» (ГЭ), «блестяще исполненной в лунном свете». Автор статьи отмечал, что картина «принадлежит его превосходительству князю Юсупову, русскому послу при Туринском дворе»31. В следующем году французский живописец Огюстен Бернар, работавший в Риме, исполнил другую композицию на этот же сюжет (1785, ГМУА). В феврале 1786 г. Юсупову принадлежали две картины этого автора, сейчас малоизвестного. Полотно «Амур показывает Эрато медаль, сделанную в честь Сафо» сгорело во время пожара в Архангельском в 1820 г.32 Художники, известные сейчас узкому кругу специалистов, в 1780-е гг. находились в зените успеха и привлекали внимание ценителей искусства. Их произведения придавали особую ценность юсуповскому собранию, демонстрируя широту интересов князя. В поле его внимания попадали не только признанные знаменитости, но и многие мастера, входившие в их окружение.

Н.Б. Юсупов посещал Италию и в 1770-1780 гг. Это был период наивысшего интереса к памятникам античности и зрелого неоклассицизма. Во всех приобретениях князя этого времени проявился его тонкий художественный вкус: он предпочитал сюжеты, в которых античность предстает грациозной и поэтичной, лишенной героической патетики. Особый интерес у него вызывали произведения «малых» жанров: пейзажи, портреты, мифологические и исторические композиции галантного толка. Такой выбор красноречиво характеризует натуру князя как гедониста, но Юсупов был в числе тех немногих, кто влиял на вкусы Екатерины II и наследника престола. Князь стал заметным активным участником художественной жизни Европы, представляя интересы России в Италии.

В 1789 г. Н.Б. Юсупов вернулся в Россию. Его последнее путешествие в Италию стало важным этапом в создании собственной коллекции живописи. С этого времени князь вошел в число самых

влиятельных коллекционеров, а его собрание стало соперничать с лучшими картинными галереями Петербурга, принадлежавшими А.А. Безбородко и А.С. Строганову.

Примечания

1 О коллекции Н.Б. Юсупова см.: «Ученая прихоть». Коллекция князя Николая

Борисовича Юсупова: В 2 т. М.: Художник и книга, 2001.

2 Galerie d'Archangelski. Т. 1-2. 1827, инв. № 1013-гф, 1014-гф; Galerie du palais

de Moscou. 1827, инв. № 1017-гф; Мраморы. 1828, инв. № 1016-гф; Statues. 1829, инв. № 1015-гф. Все - ГМУ «Архангельское».

3 Bernoulli J. Reisen durch Brandenburg, Pommern, Prussen, Curland, Russland und

Pohlen 1777 und 1778. Leipzig, 1780. Bd. 5. S. 82-86, 170.

4 [Плещеев С.И.] Начертание путешествия их императорских высочеств Государя

Великого князя Павла Петровича и государыни Великой княгини Марии Федоровны под именем графа и графини Северных <...>. Печатано в Санктпетер-бурге иждевением сочинителя, при императорской Академии Наук, 1783.

5 Были приобретены следующие картины Анжелики Кауфман: «Смерть Леонар-

до да Винчи на руках Франциска I», «Отравленная Элеонора» (1781), «Исцеленная Элеонора» (1782). Все - в ГМЗ «Павловск».

6 Del Soggiorno dei Conti del Nord a Venezia in Gennaro del MDCCLXXXII. Lettera

della contessa Giustiniana degli Orsini, e Rosenberg a Riecardo Wynne, suo Fratello, a Londra. S. p., 1782. Р. 62.

7 Ein Potsdamer Maler in Rom. Briefe des Batoni - Schulers Johann Gottlib Puhlmann

1774-1787. Berlin, 1979. S. 169-177. ГМУ «Архангельское». Инв. № Ж-7, Ж-8.

8 Galerie du palais de Moscou, 1827. Р. 65.

9 Эта картина не упоминается в полном каталоге произведений А.Р. Менгса. См.:

Roettgen. St. Anton Raphael Mengs: 1728-1779. 2 Bd. München, 1999-2003.

10 Ford B. Thomas Jenkins. Banker, Dealer and Unofficial English Agent // Apollo.

1974. June. Р. 416-425.

11 Савинская ЛЮ. Письма Я.Ф. Хаккерта князю Н.Б. Юсупову // Памятники

культуры. Новые открытия. 1989. М.: Наука, 1990. С. 238.

12 Андросов С.О. Гаспаре Сантини - дипломат и художественный агент в Риме //

Век Просвещения. Вып. I. Пространство европейской культуры в эпоху Екатерины II. М.: Наука РАН, 2006. С. 102-115.

13 О роде князей Юсуповых. СПб., 1867. Т. 2. С. 265.

14 Эрнст С. Юсуповская галерея. Французская школа. Л., 1924. С. 263.

15 Савинская ЛЮ. Из истории экспонирования произведений живописи в усадьбе

Архангельское // Художественная культура русской усадьбы. М.: НИИ теории и истории изобразит. искусств, 1995. С. 144.

16 Золотов Ю.К. Письма французских художников 18 века в советских архивах //

Вестник истории мировой художественной культуры. 1958. № 5. С. 152.

17 Савинская Л.Ю. Письма Я.Ф. Хаккерта князю Н.Б. Юсупову. С. 232-243.

18 Никулин Н.Н. Письма Я.Ф. Хаккерта Н.Б. Юсупову // Российская академия ху-

дожеств. Проблемы развития зарубежного и русского искусства. СПб.: Гос. Эрмитаж, 1995. С. 77-81.

19 РГАДА. Ф. 1290. Оп. 3. Ед. хр. 2276. Л. 7.

20 Подробно о картинах Я.Ф. Хаккерта для виллы Боргезе в Риме см.: Nordhoff Cl.

Jakob Philipp Hackerts. Bilderzyklus für die villa Borghese in Rom // Zeitschrift für Kunstgeschichte. 1998. № 4. S. 520-551.

21 Хаккерт Я.Ф. Итальянский пейзаж. Холст, масло. 347 х 210 см. ГМУ «Архан-

гельское». Инв. № Ж-48.

22 Galerie d'Archangelski. 1827. Т. 1. 2-eme Salon Robert. Р. 180-183.

23 См.: Angelika Kauffmann Retrospektive / Hrsg. und bearb. von B. Baumgärtel.

Ostfielden-Ruit, 1998. S. 446.

24 РГАДА. Ф. 1290. Оп. 2. Ед. хр. 204.

25 Memorandum of paintings by Angelica Kauffmann // Manners V., Williamson G.C.

Angelica Kauffmann. R.A. Her life and her works. London, 1924. Р. 146-149, 157.

26 РГАДА. Ф. 1290. Оп. 2. Ед. хр. 204. Л. 4-4об.

27 Там же. Ед. хр. 70. Л. 3об.

28 Ш. Реттген в монографии о А.Р. Менгсе воспроизводит гравюру Роберта Праде-

са 1799 г. с аналогичной композиции Менгса. Оригинал картины был создан для испанского короля Карла III и известен автору монографии только по гравюре. См.: Roettgen. Op. cit. Bd. 2. S. 243, Abb. IV-26.

29 Galerie du palace de Moscou. 1827. Л. 65. Galerie d'Archangelski. 1827. Vol. 1. Л. 22,

95, 109.

30 Antonov V. Clienti russi del Batoni // Antologia di Belli Arti. 1977, I. Р. 352.

31 См.: «Ученая прихоть»... Т. 1. С. 139.

32 Там же. С. 152-153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.