Научная статья на тему 'Два альбома «Путевых воспоминаний» 1876 г. Из собрания «Росфото»: экспертное исследование'

Два альбома «Путевых воспоминаний» 1876 г. Из собрания «Росфото»: экспертное исследование Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
314
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРТИЗА ФОТОДОКУМЕНТОВ / В.В. САБАНИН / ДЖАКОМО БРОДЖИ / ФРЕНСИС ФРИТ / ПОМПЕО ПОЦЦИ / ФРАНЧЕСКО ЧИАППЕИ / ДЖОРДЖИО ЗОММЕР / V.V. SABANIN / GIACOMO BROGI / FRANCIS FRITH / POMPEO POZZI / FRANCESCO CIAPPEI / GIORGIO SOMMER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шеин Григорий Михайлович

Статья носит методический характер и посвящена использованию методов технико-технологического исследования документов при экспертизе фотографии. В статье приводятся результаты экспертного исследования фотодокументов из альбомов «Путевых воспоминаний» В.В. Сабанина 1876 г., поступивших в собрание Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО. Для идентификации фотографов и локализации памятников, изображенных на снимках, автором была применена съемка в косопадающем свете, фотография в инфракрасных лучах и съемка с использованием цифрового микроскопа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Two 1876 Travel Memories albums from ROSPHOTO collection: expert examination

This methodological article is dedicated to the use of technical and technological examination of documents at the expertise of photographs. The article features results of expert examination of photographic documents from V.V. Sabanin's 1876 "Travel Memories" album acquired by the collection of ROSPHOTO State Museum and Exhibition Centre. The identification of photographers and localization of monuments in the images was made by the author of article with the use of infrared photography, digital microscope photography, photography at slanting light.

Текст научной работы на тему «Два альбома «Путевых воспоминаний» 1876 г. Из собрания «Росфото»: экспертное исследование»

Фотография. Изображение. Документ. Вып. 1 (1)

Г.М. Шеин

ДВА АЛЬБОМА «ПУТЕВЫХ ВОСПОМИНАНИЙ» 1876 г. ИЗ СОБРАНИЯ «РОСФОТО»: ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

В 2009 г. в Государственный музейно-выставочный центр «РОСФОТО» поступили два альбома фотографий, озаглавленные «Путевые воспоминания 1876 года»2. Этикетки, наклеенные на оборот верхней доски переплета, свидетельствуют о том, что первым их владельцем был Владимир Васильевич Сабанин (1853-1907). В.В. Сабанин окончил Императорский Санкт-Петербургский университет со степенью кандидата права. В 1876 г. поступил на службу в Сенат, в этом же году предпринял путешествие по Италии и Германии. Затем он перешел на службу в хозяйственный департамент Министерства внутренних дел, а позднее занял должность старшего чиновника уже в Министерстве иностранных дел, где занимался дешифровкой иностранных документов. Он в совершенстве владел французским и немецким языками, знал английский и итальянский - в рассматриваемых альбомах можно найти подписи на всех этих языках. С 1901 г. В.В. Сабанин был директором-распорядителем Российского телеграфного агентства и вышел в отставку в чине действительного статского советника. Его перу принадлежит ряд статей, посвященных пользе ручного труда, техническому образованию, кустарной промышленности, археологии и библиографии3. После смерти Сабанина альбомы перешли к его сыну Борису Владимировичу, на что указывает вторая этикетка на обороте переплета. В 1911 г. часть книжной коллекции Сабанина-старшего была передана в библиотеку Санкт-Петербургского университета4.

Перед нами встала задача провести атрибуцию фотографий, входящих в альбомы, идентификацию фотографов, выполнивших эти снимки, уточнить место и условия съемки, изучить историю бытования фотодокументов. Для выполнения этой задачи мы условно разделили информацию, которую содержит каждый фотодокумент, на графическую и экспертную (дающую представление о технологии создания и судьбе фотодокумента).

Графическая информация чаще всего исследуется для атрибуции фотодокумента - определения фотографируемого в портретной съемке, определения места съемки в архитектурной и пейзажной съемке и т.д. Экспертная информация используется, прежде всего, для идентификации фотографа или студии, а также владельцев фотодокумента.

К сожалению, фотодокументы начали становиться предметом экспертного анализа и историко-документной экспертизы только в последнее время, и методика подобного исследования почти не разработана. Для решения поставленной задачи, поэтому, были применены методы, используемые в смежных областях знания, главным образом, в технико-технологическом исследовании произведений искусства и криминалистическом изучении документов. В настоящей статье мы хотим привести несколько примеров применения этих методик при исследовании фотодокументов.

Наибольшее внимание было уделено поиску следов, идентифицирующих фотографа или ателье, в котором был сделан снимок. Прежде всего, к таким следам относятся оттиски печатей и штампов. Зачастую, они не видны невооруженным глазом, поэтому их необходимо фиксировать при специальных условиях освещения.

Для прочтения слабо видимых следов тиснения была применена съемка при косопадающем свете. В исследовании памятников живописи этот метод применяется для анализа сохранности красочного слоя и фактуры полотна, в криминалистике - при изучении рельефных следов на объекте, в частности - следов давления на месте подписей. Съемка производилась с помощью фотоаппарата Nikon D200 при освещении двумя боковыми осветителями ОИ-19 с рассеивающим фильтром. После съемки контрастность снимков была увеличена в графическом редакторе Adobe Photoshop. Съемка при косопадающем свете помогла прочитать тисненые надписи на некоторых снимках и, таким образом, идентифицировать ряд фотографов второй половины XIX в., чьи снимки присутствуют в рассматриваемых альбомах: Джакомо Броджи, Френсиса Фрита, Помпео Поцци.

Джакомо Броджи (Giacomo Brogi, 1822-1881, илл. 1, 1а) стал фотографом в 1856 г. В 1860 г. он открыл во Флоренции (1, via Tornabuoni) собственную студию под названием Giacomo Brogi Fotografo 5, а уже на следующий год принял участие в международной выставке. В начале 1860-х гг. Броджи совершил путешествие по Святой Земле и издал Палестинский альбом, который позже преподнес королю Виктору Эммануилу, удостоившись звания королевского фотографа. Он занимался пересъемкой произведений искусства и в 1863 г. издал каталог Dei Soggetti artistici («Объекты искусства»). Джакомо Броджи открыл ряд магазинов в посещаемых туристами городах Италии -в Риме, Неаполе и Сиенне. По всей видимости, его первый каталог Firenze e Toscana catalogo вышел в свет в 1878 г.6 В Европе работы Броджи начали продаваться с 1880 г., благодаря парижскому магазину Адольфа Жиродона, располагавшемуся на рю Бонапарт напротив Высшей школы изящных искусств.

Джакомо Броджи первым совершил путешествие в Помпеи для съемки археологических памятников (в 1879 и 1880 гг.). В 1881 г. он устроил выставку этих фотографий в Милане. До этого он демонстрировал свои работы на нескольких выставках (Forli, 1871; Всемирная выставка в Вене, 1873), а также получил серебряную медаль и выиграл первый приз на выставке пейзажной и архитектурной фотографии в Мельбурне (1881).

Френсис Фрит (Francis Frith, 1822-1898, илл. 2, 2а, 3, 3а) был состоятельным и преуспевающим английским бизнесменом (начинал с торговли столовыми приборами, затем занимался трансатлантической торговлей бакалеей, а в 1850 г. основал небольшое издательство), но к 1855 г. он продал свое дело и посвятил оставшуюся жизнь фотографии. Впрочем, и здесь ему сопутствовал коммерческий успех. Более всего Фрит известен своими фотографиями, сделанными на Ближнем Востоке во время поездок 18561859 гг. Фрит стал одним из первых европейских фотографов, открывших Ближний Восток для западной публики, и, наверное, самым плодовитым из них.

По возвращении в Англию Фрит основал фирму для публикации материалов своих путешествий. Так, например, в 1862 г. он издал отдельной книгой серию из ста стереофотографий, к каждому экземпляру которой дополнительно продавался миниатюрный стереоскоп.

© Г.М. Шеин

76

МЕТОДЫ И ТЕХНИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ДОКУМЕНТА

<< Илл.1. Турин. Вид на площадь Кастелло. Фотограф J. Brogi.

Илл.1а. Турин. Вид на площадь Кастелло. Фотограф J. Brogi. Фрагмент (левый нижнй угол). Съемка в косопадащющем свете.

<< Илл. 2. Рим. Интерьер собора святого Петра. Фотограф F. Frith.

Илл. 2а. Рим. Интерьер собора святого Петра. Фотограф F. Frith. Фрагмент (левый нижнй угол). Съемка в косопадащющем свете.

Вскоре после основания своей фирмы Фрит начал осуществлять видовую съемку городов и деревень Британии и континентальной Европы. В 1864 г. первыми появились книги The Gossiping Photographer at Hastings («Сплетничающий фотограф в Гастингсе»), The Gossiping Photographer on the Rhine («Сплетничающий фотограф на Рейне»).

Существует важное типологическое различие между его фотографиями Ближнего Востока и Европы. Покупая фотографии с видами Египта и Святой Земли, зритель получал возможность познакомиться с местами, где ему, скорее всего, побывать было не суждено (первые туры в Египет появились не ранее 1869 г.)7. В то же время, благодаря росту среднего класса, развивающейся сети железных дорог, путешествия по Англии и Европе были уже довольно распространенным явлением. В серии «Сплетничающего фотографа» много снимков отелей и больших туристических групп. Это были фотографии, которые турист покупал, чтобы поделиться увиденным. Таким образом, Фрит поменял роль просветителя, открывающего публике новые земли, на роль рекламного агента, своеобразного «сплетника».

Видовые фотографии, а также выпускаемые компанией «Фрит и К°» небольшие почтовые открытки быстро приобрели популярность у туристов викторианской эпохи. Открытки стали важной частью его бизнеса. Чтобы удовлетворить спрос и разнообразить ассортимент, Фрит нанял группу фотографов, вместе с которыми объездил всю Британию, а также совершил путешествия в Италию, Швейцарию, Скандинавию и долину Рейна.

Кроме того, Фрит приобретал права на публикацию удачных снимков других фотографов и издавал их от имени своей студии. Поэтому, если на ранних негативах Фрита часто выцарапывались его собственная подпись и дата, то на большинстве поздних снимков подпись отсутствует и имеется лишь печать фирмы.

К 1880-м гг. здоровье Френсиса Фрита ухудшилось, и он передал фирму своим сыновьям, Юстасу и Сирилу, которые продолжили дело отца. В настоящее время значительная часть стеклянных негативов компании находится в Городской библиотеке Бирмингема (Birmingham City Library).

О Помпео Поцци (Pompeo Pozzi, 1817-1880) нам известно немногое. Он начал активно фотографировать с 1850 г. В начале 1860-х гг. занимался пересъемкой картин из Пинакотеки Брера в Милане7. В 1864 г. издал альбом под названием «Лучшие картины Ломбардии. Фотографии, снятые с оригиналов» (I migliori dipinti di Lombardia. Fotografie eseguite sugli originali). Возможно, что один из снимков в альбоме Сабанина первоначально входил в этот альбом. Кроме того, Поцци сам был художником, рисовал миниатюрные пейзажи Ломбардии.

Таким образом, примененный нами осмотр рельефных следов штампов в косопадающем свете, наглядно доказал свою эффективность при идентификации фотографов. Для обозначения своего авторства фотографы ставили на снимках штампы, содержавшие их фамилию. Следовательно, чтобы с достаточной степенью вероятности говорить об авторской принадлежности снимка, необходимо прочитать надпись штампа.

77

Фотография. Изображение. Документ. Вып. 1 (1)

Илл. 3. Рим. Форум. Фотограф F. Frith.

Илл. 3а. Рим. Форум. Фотограф F. Frith. Фрагмент (левый нижний угол). Съемка в косопадащющем свете.

Чернильные оттиски печатей и штампов на исторических фотографиях сохраняются в целом гораздо хуже, чем следы тиснения. При осмотре они либо вовсе не видны, либо видны только их отдельные элементы. Прочитать же надписи на них достаточно сложно. В некоторых случаях атрибуцию можно провести, используя съемку в ближней ИК-области спектра. Этот метод исследования основан на более высокой проникающей способности инфракрасных лучей. Они проникают через поверхностное загрязнение и тонкие слои бумаги, но поглощаются тушью, типографской краской и графитом. Фотографирование в инфракрасных лучах применяют в криминалистическом исследовании в следующих целях: для выявления записей, залитых чернилами, установления признаков подделки подписей, оттисков печатей и штампов, дифференциации штрихов поддельных записей, восстановления подчищенных или плохо видимых записей, заклеенных тонкой бумагой и т.д.8 Соответственно, используя фотоаппарат с матрицей, чувствительной к ИК-области, можно получить снимки с четкими следами.

В альбоме есть снимки с наполовину стершимися следами печатей. Съемка этих следов в ИК-диапазоне дала следующие результаты.

1. Удалось установить, что эти следы - зеркально отраженные надписи «Ciappei» и «Genova» (илл. 4, 4а, 5, 5а).

2. Обнаружилось, что на некоторых снимках, кроме этих двух надписей присутствует еще одна.

3. После специальной съемки в ИК-диапазоне ряда отпечатков были выявлены следы печатей еще на нескольких снимках.

Наибольшую сложность вызвало прочтение третьей надписи. В ее центре также находится отраженная надпись «Genova». Можно заключить, что увиденный ранее след «Genova» - след той же печати, только менее контрастный. Сложнее оказалось прочитать надписи, располагающиеся на штампе выше и ниже данной. Нам не

Илл.4. Ангел и сова на капители. Фотограф F. Ciappei.

Илл. 4а. Ангел и сова на капители. Фотограф F Ciappei. Фрагмент (левый нижний угол). Съемка в ИК-лучах.

удалось найти ни одного снимка, на котором след этих надписей хорошо бы отображался целиком, поэтому пришлось сопоставить различные снимки этого следа. После увеличения контрастности изображения, удалось прочитать верхнюю надпись как «A. MA[N]GIA[...]», а нижнюю предположительно как «VIA NUOVISSIMA». После проведения балансировки контрастности изображения стало возможным прочитать надпись полностью: «A. MANGIA-GALLI. GENOVA. VIA NUOVISSIMA» (илл. 6).

В настоящее время в Генуе виа Нуовиссима нет - так раньше называлась находящаяся в центре города виа Кайроли (via Cairoli). Можно с большой долей вероят-

78

ности заключить, что эти снимки выполнил фотограф Франческо Чиаппеи (Francesco Ciappei), чей штамп на них также имеется. Большим количеством сведений о Чиаппеи мы не располагаем. Известно, что он занимался фотографией в 1857-1887 гг., в основном делал видовые снимки Венеции. Студия Чиаппеи располагалась в Генуе; он участвовал в фотографической выставке во Флоренции в 1887 г., на которой представил детские и миниатюрные портреты.

Недоумение вызывает зеркальное расположение его штампа на ряде фотографий. Наиболее вероятным объяснением этого факта является то, что из путешествия Сабанин вез фотографии одной пачкой, в результате чего они соприкасались друг с другом, и оттиск печати с оборотной стороны одной фотографии отпечатывался зеркально на эмульсионной стороне другой.

В таком случае, A. Mangiagalli - это, скорее всего, владелец магазина, где данные фотографии продавались.

Атрибуция фотодокумента с использованием «графической» информации, которую он содержит, является более доступной, поскольку не требует специальных средств анализа. Одним из методов атрибуции памятников, изображенных на фотографиях, является поиск и прочтение имеющихся на них надписей. Среди фотографий исследуемых альбомов нами был обнаружен снимок памятника, изображавшего богиню победы со щитом в руках (КП 044/9). После фиксации при сорокакратном увеличении мы смогли прочитать латинскую надпись на щите («29 августа 1813»), - которая дала основания для атрибуции снимка: на нем запечатлен памятник русским войскам, установленный в 1835 году в память битвы при Кульме (о нем, в частности, упоминал А.И. Тургенев в своем дневнике9). Памятник этот до сих пор стоит у города Престанов в Чехии. Такое же значение для идентификации могут иметь надписи на зданиях, вывески лавок и прочие детали, видимые при увеличении.

Отметим, что зачастую фотографа можно идентифицировать по подписям к фотографиям (мы не имеем в виду те случаи, когда снимки подписаны фамилией фотографа, речь о них шла выше). Приведем пример: в рассматриваемом нами альбоме есть снимок, подписанный «№1053. Tivoli. Grotta di Nettuno e tempio di Vesta» (КП 045/41). Достаточно ввести поисковый запрос «Tivoli Grotta di Nettuno» на Google.ru, чтобы увидеть - первым же результатом будет фотография с сайта Wikipedia. Отметим, что на нашем снимке и снимке из Интернета совпадает не только изображение, но и подпись (вплоть до номера). На данном сайте указано, что автором снимка является фотограф Эдмон Беле (Edmond Behles, 1841-1924)10. В начале своей карьеры фотографа (1859-1860) он работал фотографом в Риме вместе с Джорджио Зоммером (Giorgio Sommer). Нередко они продавали фотографии, не ставя подписи, или подписываясь обоими именами (что серьезно затрудняет атрибуцию ранних снимков). Во время своей совместной работы Беле и Зоммер путешествовали по всей Италии и приобрели известность, благодаря видовым фотографиям известных памятников, пейзажам большого формата и стереоскопическим снимкам. Когда Зоммер переехал в Неаполь, Беле остался в Риме. За самостоятельную работу Беле получил награды на выставках - в 1867 г. в Париже и в 1873 г. в Вене, активно занимался фотографией вплоть до 1890 г.

В рассматриваемых альбомах некоторое количество снимков имеет схожие по положению, шрифту и построению надписи, что также позволяет с достаточной степенью вероятности атрибутировать их тому же фотографу.

Приведем еще один пример использования современных поисковых систем для атрибуции фотографий.

Илл. 5. Генуя. Колумбарий. Фотограф F. Ciappei.

Илл.5а. Генуя. Колумбарий. Фрагмент (левый нижний угол). Съемка в ИК-лучах. Фотограф F. Ciappei.

Илл. 6. Оттиск печати, восстановленный из рис. 4а и 5а.

На одном из отпечатков в альбоме (КП 045/35) присутствует надпись, выцарапанная на негативе: «Interno di S.M. Maggiore». К сожалению, в этом случае не удалось с помощью поисковых систем определить автора снимков, но мы смогли обнаружить ряд фотографий с тождественной надписью. Например, отпечаток с нею есть в Стамбульской публичной библиотеке им. Ататюрка11. Еще один экземпляр продавался в магазине Krul Antiquarian Books в Нидерландах12. Целый ряд фотографий с этой надписью размещен на сайте www.annona.de13. Подобным же образом нами был атрибутирован снимок с записью на оборотной стороне: «Interno di S.Maria dei Frari. Mausoleo di Canova». Его автор итальянский фотограф швейцарского

79

Фотография. Изображение. Документ. Вып. 1 (1)

происхождения Карло Понти (Carlo Ponti). Этот снимок также входит в альбом «Венеция», который продавался в Тюбингене за 2000€14.

Часто возникает вопрос, как различить фотографии, на которых изображен один и тот же объект примерно под одним и тем же углом. Отметим, что это непростая задача, при этом ограничиться сопоставлением краев мы не можем, поскольку два отпечатка с одного и того же негатива могут быть обрезаны по-разному. Естественно, не можем мы опираться и на тон снимка, поскольку разный тон могут иметь отпечатки сделанные в разное время с одного негатива, а также хранившиеся в разных условиях.

Кроме ракурса следует обращать внимание и на другие детали. Например, в нашем распоряжении имеется фотография Форума Помпей, похожая на один из снимков уже упоминавшегося Джакомо Броджи. Однако, несмотря на то, что ракурсы почти совпадают, на снимках тени падают под разными углами, а, значит, фотографии были сняты в разное время.

Серию фотографий из Помпей (КП 045/44, КП 045/46, КП 045/48), подписанную на негативах от руки, атрибутировать не удалось. Многие из них очень похожи на снимки Броджи или Джорджио Зоммера, но однозначный вывод об их авторстве сделать пока невозможно.

Один из немногих случаев, когда фотоотпечаток подписан именем авторов - снимок курортного города Бад-Райхенхалль (КП 044/1), выполненный Грегором Бальди и Карлом Фридрихом Вюртле (Gregor Baldi & Karl Friedrich Wurthle). Эти два мастера открыли студию в Зальцбурге в 1862 г. и получили известность, благодаря видовым снимкам города и его окрестностей. С 1874 г. они работают раздельно. С 1875 по 1880 г. Вюртле был единственным владельцем студии, которая все еще называлась Baldi & Wurthle. С 1881 по 1892 г. ателье называлось Wurthle & Spinnhirn, в этот период Вюртле работал со своим шурином, химиком Германом Шпиннхирном (Hermann Spinnhirn), а позже было вновь переименовано и стало называться «Вюртле и сын» (Wurthle & Sonn). Бальд и Вюртле были первыми и самыми известными профессиональными фотографами, работавшими в Зальцбурге и других западных областях Австро-Венгрии во второй половине XIX в. Вполне возможно, что целый ряд фотографий в рассматриваемом альбоме принадлежит этим авторам, однако проверить это представляется затруднительным15.

Таким образом, отметим, что идентификация различных фотографов с помощью технико-технологического исследования фотодокументов, позволяет значительно расширить наши знания о них, и поэтому представляет безусловный научный интерес.

7 BalzariniM.G., CassanelliR. Fare storia dell'arte: studi offerti a Liana Castelfranchi. Milano, 2000. P. 234.

8 Криминалистика: Учебник / под ред. И.Ф. Крылова, А.И. Бастырки-на. М., 2001. С. 190.

9 Тургенев А.И. Хроника русского. Дневники (1825-1826 гг.). М.-Л., 1964.

10 Edmond Behles (1841-1924) - «Tivoli - Grotta di Nettuno e Tempio di Vesta». Numero di catalogo: 1053. URL: http://commons.wikimedia.org/ wiki/File:Behles,_Edmond_(1841-1924)_-_n._1053_-_Tivoli_-_Grotta_di_ Nettuno_e_Tempio_di_Vesta.jpg (дата обращения - 20.11.2010).

11 istanbul Buyukjehir Belediyesi Ataturk Kitapligi на сайте библиотеки: URL: http://katalog.ibb.gov.tr/Yordam.htm, шифр [Alb_000119/009] (дата обращения - 12.10.2010).

12 Krul Antiquarian Books URL: http://www.biblio.com/used-book/inter-no-di-s-m-maggiore-roma~215c6~54295955 (дата обращения 8.12. 2010)

13 Album Rom 4 на сайте: http://www.annona.de/alben/Album%20 Rom%204/ (дата обращения - 16.11.2010).

14 Frankfurter Antiquariatsmesse URL: http://www.koelner-antiquari-atsmesse.com/TF07/deu/Kat/Italien.html (дата обращения - 5.10.2010).

15 Encyclopedia of Nineteenth-Century Photography / John Hannavy ed. NY, 2006. P. 107.

1 КП 045/1-55/ 4512-4566, КП 044/1-83/ 4429-4511.

2 Панькина Е.В. 120 лет филателистической организации Санкт Петербурга // История Петербурга. № 6 (16). 2003. С. 73.

3 Отчет о состоянии и деятельности Санкт-Петербургского университета за 1911 г. СПб., 1912. С. 53.

4 Encyclopedia of Nineteenth-Century Photography / John Hannavy ed. NY, 2006. P. 217.

5 Encyclopedia of Nineteenth-Century Photography / John Hannavy ed. NY, 2006. P. 217.

6 Encyclopedia of Nineteenth-Century Photography / John Hannavy ed. NY, 2006. P. 562.

80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.