Научная статья на тему 'Применение расширенного перечня механизмов регулирования в аграрной сфере ЕАЭС и третьих стран, присоединившихся в формате ЗСТ'

Применение расширенного перечня механизмов регулирования в аграрной сфере ЕАЭС и третьих стран, присоединившихся в формате ЗСТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION / ВЬЕТНАМ / VIETNAM / ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / FREE TRADE AREA / ТРИГГРЕНЫЙ МЕХАНИЗМ / TRIGGER MECHANISM / АГРАРНАЯ СФЕРА / AGRARIAN SPHERE / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / CUSTOMS DUTIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасов Владимир Иванович, Осинина Александра Юрьевна, Глотова Инна Сергеевна

В статье рассмотрены различные аспекты применения триггерного меха-низма для защиты аграрной сферы Евразийского экономического союза в рамках его соглашения о зоне свободной торговли с Вьетнамом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the various aspects of the trigger mechanism for the protection Eurasian Economic Union’s agrarian sector within the framework of its free trade area agreement with Vietnam.

Текст научной работы на тему «Применение расширенного перечня механизмов регулирования в аграрной сфере ЕАЭС и третьих стран, присоединившихся в формате ЗСТ»

ПРИМЕНЕНИЕ РАСШИРЕННОГО ПЕРЕЧНЯ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ ЕАЭС И ТРЕТЬИХ СТРАН, ПРИСОЕДИНИВШИХСЯ В ФОРМАТЕ ЗСТ

Тарасов Владимир Иванович

Действительный член Международной академии информатизации, руководитель Аграрного центра Евразийского экономического союза

при ВНИИЭСХ, г. Москва

Осинина Александра Юрьевна

м.н.с. Аграрного центра Евразийского экономического союза

при ВНИИЭСХ, г. Москва

Глотова Инна Сергеевна

к.э.н., с.н.с. Аграрного центра Евразийского экономического союза

при ВНИИЭСХ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены различные аспекты применения триггерного меха-низма для защиты аграрной сферы Евразийского экономического союза в рамках его соглашения о зоне свободной торговли с Вьетнамом.

ABSTRACT

The article deals with the various aspects of the trigger mechanism for the protection Eurasian Economic Union's agrarian sector within the framework of its free trade area agreement with Vietnam.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Вьетнам, зона свободной торговли, триггреный механизм, аграрная сфера, таможенные пошлины

Keywords: Eurasian Economic Union, Vietnam, free trade area, trigger mechanism, agrarian sphere, customs duties

В созданном 1 января 2015 года Евразийском экономическом союзе (далее - ЕАЭС) в целях повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов обеспечивается согласованная аграрная политика [1].

В настоящее время в каждом из пяти государств ЕАЭС реализуется собственный экономический механизм государственного регулирования аграрного рынка, в известной степени отличающийся у каждого из них, и включающий такие основные элементы, как: кредитование, субсидирование, таможенное и ценовое регулирование, страхование, налогообложение и др. Вместе с тем национальные инструменты государственного регулирования аграрного рынка оказывают влияние на динамику производства, цены и инвестиции а, следовательно, на условия конкуренции на общем аграрном рынке ЕАЭС и могут вступить в противоречие с инструментами и интересами субъектов хозяйствования интегрирующихся государств [2].

Однако в связи с формированием Евразийским экономическим союзом зон свободной торговли (далее - ЗСТ) с третьими государствами, расширение перечня механизмов регулирования в аграрной сфере ЕАЭС приобретает особую значимость. Как известно, 29 мая 2015 г. ЕАЭС подписал соглашение о ЗСТ с Вьетнамом, которое стало первым международным документом о ЗСТ между ЕАЭС и третьей стороной [3].

Зона свободной торговли — тип международной интеграции, при кото-ром в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения [4]. Члены зоны свободной торговли не имеют единого внешнего тарифа, то

есть они имеют различные квоты. Целью зоны свободной торговли является сокращение барьеров на пути обмена товарами или услугами, поэтому объемы торговли могут расти в результате специализации, разделения труда, а главное с помощью сравнительных преимуществ. Теория сравнительных преимуществ утверждает, что на неограниченном рынке (в равновесии) каждый источник производства будет, как правило, специализироваться в той деятельности, где у него есть сравнительное, а не абсолютное преимущество.

Можно выделить основные механизмы интеграции в формате ЗСТ:

1. интеграционный механизм (отмена таможенных пошлины, налогов и сборов, а также количественных ограничений во взаимной торговле);

2. защитный механизм (триггерный механизм, возможность приостановления режима ЗСТ, тарифная защита, квотирование, сертификация);

3. финансовые механизмы (механизм финансирования технологических платформ);

4. механизм регулирования взаимодействия;

5. механизм урегулирования споров.

Для защиты внутреннего рынка ЕАЭС и предупреждения реэкспорта через Вьетнам продукции из третьих стран предусматриваются такие меры, как тарифная защита на отдельные категории товаров, использование специального триггерного механизма, благодаря которому в случае угрозы для внутреннего рынка будут вводиться ставки пошлины в упрощенном порядке, а также предусмотрена возможность отзыва преференций по отдельным категориям товаров.

Первоначально термин «триггер» (англ. trigger в значении существительного «собачка, защёлка»; в значении глагола «приводить в действие») в русском языке использовался в области радиосхем, позже электронной техники и обозначал пусковую схему или схему с несколькими устой-

чивыми состояниями. Другим значением английского термина являются условия, при наступлении которых должно происходить предписанное действие (в банковском деле или в программировании) [5].

В области международной торговли применяется понятие триггерного уровня цен или объема импорта (от англ. Trigger Price Level). Это такой уровень цен на импортный сельскохозяйственный товар или объем импорта товара, в отношении которого нетарифные меры были преобразованы в тарифные эквиваленты, при которых наступает возможность использования специальных защитных мер путем введения дополнительных импортных пошлин на этот товар. Статья 5 Соглашения по сельскому хозяйству ВТО содержит подробную методологию определения триггерного уровня цен и размера дополнительных пошлин, определяемых этим уровнем. Дополнительные пошлины могут быть введены, если объем импорта превысит триггерный уровень или если импортная цена окажется ниже триггерного уровня [6].

Чтобы пользоваться предусмотренными соглашением о ЗСТ с ЕАЭС преференциями, вьетнамские поставщики будут обязаны получить специальный сертификат происхождения экспортируемого товара, что должно исключить поставки товаров из других стран под видом вьетнамских [7].

В качестве исключительной меры реагирования на системные нарушения в области определения страны происхождения товаров соглашением предусмотрена возможность временно приостановить режим свободной торговли, то есть повысить ставки ввозных таможенных пошлин до общего уровня единого таможенного тарифа ЕАЭС.

С даты вступления в силу соглашения ответственный Департамент Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) проводит ежемесячный мониторинг объемов импорта товаров. Триггерная защитная мера может применяться в отношении импорта товара, происходящего из Вьетнама [8].

Согласно материалам ЕЭК, Вьетнам снизит для государств ЕАЭС пошлины на молочную продукцию и мясо птицы с 20% до 0%, а на мелассу, семена льна и алкогольную продукцию - с 10% до 0% [8].

За последнее время активность по поиску привилегированных форматов взаимодействия с ЕАЭС существенно возросла. Всего, по данным ЕЭК, в 2015 г. с предложением создать ЗСТ с ЕАЭС обратились более 30 стран и региональных объединений. В начале 2016 г. ЕЭК планирует начать формальные переговоры с Израилем и к 2018 г. подписать

В случае установленного факта превышения объема импорта над триг-герным уровнем ответственный Департамент вносит в повестку дня очередного заседания Консультативного комитета по торговле ЕЭК вопрос о введении триггерной защитной меры, в том числе о возможности продления срока действия триггерной защитной меры.

Триггерная защитная мера применяется по решению ЕЭК в форме ввозной таможенной пошлины в размере, эквивалентом ставке ввозной тамо-женной пошлины Единого таможенного тарифа ЕАЭС, применяемой на дату принятия решения о применении триггерной защитной меры. Срок действия триггерной защитной меры составляет 6 месяцев. Если по результатам мониторинга установлено, что объем импорта товара превысил триггерный уровень, то срок действия меры составляет 9 месяцев [8].

Эксперты ЕЭК уже подсчитали, что к 2020 году товарооборот между ЕАЭС и Вьетнамом увеличится до 10 млрд. долл с нынешних 4,2 млрд. долл [8].

Соглашение о зоне свободной торговле между государствами ЕАЭС и Вьетнамом закрепляет взаимные обязательства участников упростить доступ товаров на рынки стран-участниц данного договора. Таможенные пошлины будут снижены на 88% товаров взаимной торговли, из них на 59% ставки будут снижены сразу же, еще не 29% - постепенно через 5-10 лет. Средний арифметический уровень ввозных таможенных пошлин Вьетнама для товаров стран ЕАЭС будет снижен с 10 до 1% к 2025 году [9].

Перечень сельскохозяйственных товаров ЕАЭС, на которые снижаются таможенные пошлины со стороны Вьетнама, приведен в таблице 1. Также со-глашением предусмотрено предоставление Вьетнамом тарифных квот для государств ЕАЭС на яйца птицы: 8000 дюжин в год до 2018 г., с ежегодным увеличением квоты на 5%, а с 2018 г. - обнуление пошлин.

Таблица 1.

соглашение о создании ЗСТ [10]. Также ведется работа по изучению целесообразности заключения таких соглашений с Египтом, Ираном и Индией.

Список литературы:

1. Договор о Евразийском экономическом союзе от 01.01.2015. Электронный ресурс. Доступно на: https://docs. eaeunion.org/ru-ru/Pages/;

2. Глотова, И.С. Развитие экономической интеграции в аграрном секторе Евразийского экономического союза ав-

Изменение таможенных пошлин на сельскохозяйственные товары ЕАЭС со стороны Вьетнама

Период снижения ставки таможенной пошлины Наименование агропродовольственной продукции

Без переходного периода пшеница и меслин, семена льна и рапса, лук, молоко и молочная продукция, мясо КРС (свежее или охлажденное)

3 года переработанная мясная продукция, переработанная рыбная продукция, консервы, икра

5 лет мясо домашней птицы, фрукты и орехи консервированные (частично), рыба мороженая, кроме рыбного филе, шоколад (частично), кондитерские изделия из сахара (частично)

10 лет меласса, фрукты и орехи консервированные (частично), шо-колад и прочие готовые пищевые продукты (частично), кон-дитерские изделия из сахара (частично)

Источник: составлена авторами на основе данных ЕЭК [8].

тореф. дис.. ..к-та экон. наук: 08.00.14 / Глотова Инна Сергеевна // - М., 2015. - 26 с.

3. Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами с одной стороны и Социалистической Республикой Вьетнам с другой стороны. Электронный ресурс. Доступно на: http:// www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/sogl_torg/ Documents/

4. Тарасов, В.И. РИФЫ на пути ВТО / В.И. Тарасов // Москва: ООО «Угрешская типография», 2013. - 360 с.

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/

6. http ://www.vavt. ru/wto/wto/TriggerPriceLevel

7. Справка о порядке применения триггерного механизма в рамках Соглашения о зоне свободной торговли с Социалистической Республикой Вьетнам. Элек-

тронный ресурс. Доступно на: http://mineconom.gov.kg/ Docs/%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD/.pdf

8. Вопросы и ответы по Соглашению о свободной торговле между странами ЕАЭС и Вьетнамом ^Цр:// www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/sogl_torg/ Documents/Вопросы и ответы по Соглашению о свободной торговле между странами ЕАЭС и Вьетнамом.pdf)

9. Подписано соглашение о создании зоны свободной торговли между Вьетнамом и ЕАЭС. Электронный ресурс. Доступно на: http://www.ictsd.org/bridges-news/

10. Обзор Соглашения о свободной торговле между странами ЕАЭС и Вьетнамом. Электронный ресурс. Доступно на: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/ dotp/sogl_torg/Documents/Обзор Соглашения о свободной торговле между странами ЕАЭС и Вьетнамом.pdf.

ПРОИЗВОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ: БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ОТРАЖЕНИЕ В ОТЧЕТНОСТИ

Тарасова Юлия Александровна

Аспирант кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита

СПбГЭУ, г. Санкт - Петербург

АННОТАЦИЯ

Учет производных финансовых инструментов является одним из наиболее сложных аспектов бухгалтерского учета. Предложенные в статье рекомендации позволяют развить теоретико-методологические положения по учету производных финансовых инструментов и отражению их в отчетности.

ABSTRACT

Accounting for derivatives is one of the most difficult aspects of accounting. Presented in the scientific work recommendations allow developing theoretical and methodological guidelines of accounting for derivatives and their presentation in the financial statements.

Ключевые слова: производные финансовые инструменты, оценка, справедливая стоимость, бухгалтерский учет, МСФО

Keywords: derivatives, valuation, fair value, accounting, IFRS

В условиях развития рыночных механизмов в экономике России усиливается роль финансовых рынков в процессе перераспределения капиталов, и, как следствие, значительно увеличивается количество используемых финансовых инструментов на рынке ценных бумаг. Вместе с основными финансовыми инструментами фондового рынка, такими как векселя, акции, облигации, все большую популярность приобретают операции с производными финансовыми инструментами [1].

На практике использование производных финансовых инструментов позволяет существенно повысить эффективность и финансовую устойчивость организаций. Однако недостаточная методологическая разработанность и дис-куссионность многих вопросов, связанных с бухгалтерским учетом производных финансовых инструментов и отражением их в отчетности, затрудняет широкое применение данных инструментов.

Порядок бухгалтерского учета производных финансовых инструментов для целей составления отчетности в соответствии с международными стандартами регламентируется следующими нормативно-правовыми актами: МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление», МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации», МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» (далее - МСФО 13), МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» (далее - МСФО 39), а

также МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» (далее -МСФО 9) в рамках проекта по замещению МСФО 39.

В соответствии с положениями стандарта МСФО 9 производный финансовый инструмент - это финансовый инструмент или какой-либо иной договор, обладающий следующими характеристиками:

1) его стоимость меняется в результате изменения установленной процентной ставки, цены финансового инструмента, цены товара, обменного курса валют, индекса цен или ставок, кредитного рейтинга или кредитного индекса, или какой-либо другой переменной, при условии, что в случае с нефинансовой переменной она не является специфической для какой-либо из сторон по договору;

2) для него не требуется первоначальная чистая инвестиция либо требуется, но меньшая, чем та, которая была бы необходима для других видов договоров, которые, согласно ожиданиям, реагировали бы аналогичным образом на изменения рыночных факторов;

3) расчеты по нему осуществляются в будущем [2].

Итак, заключив договор, являющийся производным финансовым инструментом, организация принимает к учету приобретенный финансовый актив либо финансовое обязательство (согласно условиям договора). В учете финансовых инструментов, в том числе и производных, одним из ключевых вопросов является отнесение приобретенного по договору финансового актива (обязательства) в правильную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.