Научная статья на тему 'Применение психологических средств восстановления работоспособности в тренировке юных футболистов'

Применение психологических средств восстановления работоспособности в тренировке юных футболистов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2091
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ВОССТАНОВЛЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ТРЕНИРОВКА / ФУТБОЛИСТЫ / REGENERATION / PSYCHOLOGICAL MEANS / TRAINING / FOOTBALL PLAYERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коломиец Александр Петрович

В данной статье рассматриваются вопросы восстановления работоспособности юных футболистов с помощью разнообразных психологических средств, влияющих на повышение эффективности их тренировочного процесса. Summary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF PSYCHOLOGICAL MEANS FOR REGENERATION OF WORKING ABILITIES IN THE TRAINING OF YOUNG FOOTBALL PLAEERS

This article deals with questions of regeneration of working abilities of young football players with the help of different psychological means.

Текст научной работы на тему «Применение психологических средств восстановления работоспособности в тренировке юных футболистов»

УДК 159.9:796

ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ В ТРЕНИРОВКЕ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

Коломиец Александр Петрович, учитель физической культуры МБОУ- средней общеобразовательной школы № 50 г. Орла

APPLICATION OF PSYCHOLOGICAL MEANS FOR REGENERATION OF WORKING ABILITIES IN THE TRAINING OF YOUNG FOOTBALL PLAEERS

Kolomiets Alexandr Petrovich Physical Education teacher Secondary school №50, Orel

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы восстановления работоспособности юных футболистов с помощью разнообразных психологических средств, влияющих на повышение эффективности их тренировочного процесса.

Summary. This article deals with questions of regeneration of working abilities of young football players with the help of different psychological means.

Ключевые слова. Восстановление, психологические средства, тренировка, футболисты.

Keywords. Regeneration, psychological means, training, football players.

В современном тренировочном процессе проблема восстановления работоспособности юных футболистов так же важна, как и сама тренировка, поскольку невозможно достичь высоких результатов только за счет увеличения объема и интенсивности нагрузок.

Уровень подготовки футболистов предполагает дальнейший рост физических и психических нагрузок, что в свою очередь будет увеличивать и степень утомления. Способность преодолевать утомление, возникающее в процессе соревновательной деятельности, в значительной степени обуславливает достижение высоких спортивных результатов. Это требует интенсивного поиска средств восстановления в условиях оптимизации тренировок, а также при подготовке к соревнованиям и в период их проведения. Поэтому знание закономерностей протекания восстановительных процессов имеет важное теоретическое и практическое значение.

Значительные физические, нервно-психические и эмоциональные нагрузки представляют высокие требования к организму игроков. Это

вызывает необходимость шире применять в их подготовке педагогические, медико-биологические и психологические средства восстановления.

Результаты научных исследований показывают [2, 3, 4, 7], а практика подтверждает, что целенаправленное и систематическое применение средств восстановления позволяет футболистам укрепить здоровье, повысить работоспособность и на долгие годы сохранить высокое мастерство.

В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения, что восстановление - неотъемлемая часть тренировочного процесса, не менее важная, чем сама тренировка. Поэтому практическое использование различных средств восстановления в системе подготовки футболистов -самый важный резерв для дальнейшего повышения эффективности тренировки и достижения высокого уровня подготовленности.

Спецификация процессов утомления и восстановления в соревновательных и тренировочных условиях зависит от ряда факторов: вида спорта; количества и массы мышц, участвующих в движении; типа мышечного сокращения; характера и интенсивности выполняемой работы; возраста и пола.

В спортивной практике различают два аспекта восстановления:

1. Использование средств восстановления в период соревнования для направленного воздействия не только после выступления спортсмена, но и перед началом соревнований, и в процессе их проведения.

2. Использование средств восстановления в повседневном учебно-тренировочном процессе в целях эффективного развития двигательных качеств и повышения функционального состояния организма спортсмена. При этом следует помнить, что восстановительные средства сами по себе нередко служат дополнительной физической нагрузкой, усиливающей воздействие на организм.

Комплексное использование педагогических, медико-биологических и психологических средств ускоряет восстановление, повышает общую работоспособность, позволяя выполнять большой суммарный объем тренировочной нагрузки, обеспечивает профилактику переутомления и улучшает процессы адаптации организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Применение средств восстановления строго индивидуально и обязательно должно учитывать цели, задачи и этапы учебно-тренировочного процесса, а также климатогеографические условия проживания спортсменов.

Наиболее результативными считаются педагогические и психологические средства восстановления. Какие бы эффективные медико-биологические средства ни применялись, они должны рассматриваться только как вспомогательные, содействующие ускорению восстановления и повышению спортивных результатов при рациональном построении тренировки.

Для достижения адекватного возможностям организма тренировочного эффекта необходимо:

^ рациональное планирование, то есть соответствие нагрузок функциональным возможностям организма; ^ рациональное сочетание общих и специальных средств; ^ оптимальное построение тренировочных и соревновательных микро-, макро- и мезоциклов;

^ широкое использование переключений деятельности спортсмена, введение восстановительных микроциклов; ^ рациональное построение общего режима жизни;

^ правильное построение отдельного тренировочного занятия - создание эмоционального фона;

^ индивидуально подобранная разминка и заключительная часть занятий, использование активного отдыха и расслабления [3,с.32-36].

Игра в футбол сопровождается внушительными психологическими напряжениями. Интенсификация тренировочного процесса способна вызвать срыв адаптации спортсмена к неизбежно нарастающим нагрузкам. Возникает необходимость нормализации его психического состояния, уменьшение отрицательных влияний чрезмерной напряженности и активизации восстановления [4, с128].

Методы психорегуляции принято разделять следующим образом: ^ по способу воздействия - методы гетерорегуляции (воздействие извне) и ауторегуляции (самовоздействие);

^ по содержанию - вербальные методы (использующие как основное средство воздействия слово) и невербальные (действующие через первую сигнальную систему); ^ по технике оснащения - аппаратурные и безаппаратурные; ^ по особенностям реализации - контактные и бесконтактные [6,с.128].

Внушение в состоянии бодрствования. Метод предусматривает, прежде всего, влияние слова психолога непосредственно на вторую сигнальную систему. В практике спорта внушение в состоянии бодрствования используется очень широко. Чаще всего его применяют опытные тренеры, хорошо знающие психологию своей команды. И хотя сами они не всегда понимают, что используют классический прием психотерапии, тем не менее, в большинстве случаев они достигают положительного и позитивного эффекта

Невербальные методы гетерорегуляции. Их разделяют на аппаратурные и безаппаратурные. Первые, в свою очередь, бывают контактные бесконтактные, то есть, предусматривающие и не предусматривающие непосредственный механический контакт с телом спортсмена. Безаппаратурные методы используется в основном как вспомогательные.

Плацебо-эффект и косвенное внушение. Для лиц, характеризующихся повышенной внушаемостью, может быть эффективным, так называемый,

плацебо-эффект. Плацебо - это нейтральное вещество, внешне напоминающее фармакологический препарат (таблетки, порошки, микстуры и т.п.). Врач команды предписывают футболисту употребление плацебо как активатора восстановительных процессов. Внушение эффективности препарата должно проводиться уверено, с разъяснением его восстановительного действия. Однако злоупотреблять назначением плацебо не следует, так как это может подорвать доверие к психологу.

Косвенное внушение лучше всего применять при засыпании или пробуждении, когда спортсмен находится в дремотном состоянии. В этих случаях достигается наибольший эффект. Косвенное внушение используется как средство, потенцирующее эффективность других психорегулирующих воздействий. Помещение должно быть оформлено преимущественно в нейтральные цвета, такие как зелёный или голубой. Так же можно использовать в небольших дозах универсальные дезодоранты в аэрозольной упаковке. Легкие, приятный аромат создает обстановку успокоения, расслабления.

Бесконтактные методы. Большое распространение получило локальное температурное воздействие на различные части тела с целью закрепить ощущение тепла в момент суггестии. Для этого используется всевозможные портативные излучатели тепла: лампы соллюкс, электрообогреватели, фены и т.п. [5, с.15].

В Орловской области практика восстановительных мероприятий показала, что хорошо зарекомендовали себя различные акустические эффекты, особенно функциональная музыка. Хорошо расслабляет прослушивание записи шума морского прибоя, шелеста листвы, шума дождя и т. п. Музыка подбирается с мягкими ритмами, неторопливым развитием составляющих тему мотивов. Музыка существенно влияет на ритм дыхания. При спокойной мелодии дыхание обычно становится глубоким и размеренным; музыка, исполняемая в быстром темпе, вызывает учащение дыхания.

Исследования показали, что музыка влияет и на работу мышц. Мышечная деятельность усиливается, если нагрузке предшествует прослушивание музыкальных произведений. В большинстве случаев мажорный характер их усиливает работу мышц, а минорный - ослабляет. Картина меняется в том случае, когда человек утомлен.

В последние время для профилактики переутомления, перегрузок, снятия утомления широко применяется цветомузыка. В ней сочетается воздействие целебных звуков и лечебного цвета. Установку с цветомузыкой располагают в комнате отдыха, в массажной, в раздевалке. Восстановительный массаж дает больший эффект, если проводится в сопровождении цветомузыки. Когда спортсмены находятся в раздевалке перед матчем или в перерыве между таймами, цветомузыка помогает снять волнение, нормализует функциональное состояние, снимает утомление.

Особенно перспективно использование музыкотерапии как дополнение к другим методам профилактики и лечения. Ее можно сочетать с любыми средствами восстановительной терапии.

Аутосуггестивные методы психорегуляции. Объединяют средства активного самостоятельного управления психическим состоянием. В футболе умение сознательно управлять процессами, происходящими в организме, является одним из решающих факторов достижения высоких результатов.

Под аутогенной тренировкой (АТ) понимают активный метод саморегуляции психических процессов и психовегетативных функций. При восстановлении спортивной работоспособности выделяют две части АТ: успокаивающую и мобилизующую.

Применение психологических средств восстановления перед игрой и между таймами.

С целью восстановления работоспособности перед игрой можно использовать аутогенную психомышечную тренировку, которая проводится в позе «кучера»: спортсмен сидит на стуле, раздвинув колени, положив предплечье на бедра так, чтобы кисти рук свешивались, не касаясь друг друга. Туловище не должно сильно наклоняться вперед, спина не касается спинки стула. В этой позе спортсмен произносит мысленно (или шепотом): «Я расслабляюсь и успокаиваюсь. Мои руки расслабляются и теплеют. Мои руки полностью расслабленные, теплые, неподвижные. Мои ноги расслабляются и теплеют. Мое туловище расслабляется и теплеет. Моя шея полностью расслабленная, теплая, неподвижная. Мое лицо расслабляется и теплеет. Мое лицо полностью расслабленное, теплое, неподвижное. Состояние приятного (полного, глубокого) покоя».

Для снятия чувства тревоги, страха перед предстоящей игрой следует использовать формулу саморегуляции, направленную на расслабление скелетных мышц. Это задержит поступление в мозг импульсов тревоги. Формула саморегуляции должна быть следующей: «Отношение к соревнованиям спокойное... Полная уверенность в своих силах. Мое внимание полностью сосредоточено на предстоящей игре. Ничто постороннее меня не отвлекает. Любые трудности и разные помехи только мобилизуют на победу» [1, с.32].

В перерыве между таймами короткие (3-5 минут) упражнения на общую релаксацию (расслабление) помогают быстрее восстановиться. Проведенные исследования показали, в результате 4-минутного сеанса релаксации под музыку в перерыве футболисты ощущали полный отдых, чувствовали себя бодрее. Выражалось это в адекватной реакции на дозированную нагрузку, а главное в повышении устойчивости психических процессов. Игроки запоминали больше слов и чисел, чем при обычном отдыхе. А 8-минутная релаксация под легкую музыку через 10-15 минут после матча позволяло быстрее и полнее восстановиться (рис.1).

Значительные физические, нервно-психические и эмоциональные нагрузки предоставляют высокие требования к организму юных футболистов. Это вызывает необходимость применять в их подготовке различные средства восстановления.[7, с.150] На основании анализа литературных источников нами выявлены средства восстановления,

наиболее подходящие для юных футболистов: физические, педагогические, медико-биологические, питание, фармакологические, фототерапия.

Рис.1. Психологические средства восстановления

Игра в футбол сопровождается значительными психологическими напряжениями. Интенсификация тренировочного процесса способна вызвать срыв адаптации спортсмена к неизбежно нарастающим физическим нагрузкам. Возникает необходимость нормализации психического состояния юных футболистов, смягчения отрицательных влияний чрезмерной напряженности и активизации восстановления. Нами в процессе исследования определены психологические средства восстановления, наиболее подходящие для юных футболистов. Это психорегуляция, гипноз, внушение, музыка, невербальные методы, бесконтактные и контактные методы, психомышечная тренировка (рис.2).

Рис 2. Пример использования комплексов восстановительных средств у юных футболистов в предигровую неделю

Рис 3. Пример использования комплексов восстановительных средств у юных футболистов в игровую неделю

В результате применения психологических средств восстановления работоспособности у юных футболистов увеличились показатели выносливости. На основании проб Руфье можно сделать вывод: что у юных спортсменов, следовавших данному комплексу восстановительных средств, увеличилась работоспособность. Так же мышечные и психологические восстановительные процессы стали протекать быстрее, и увеличилось качество игровой и соревновательной деятельности.

Психологические средства восстановления были использованы в учебно-тренировочном процессе и соревновательной деятельности юных футболистов ДЮСШ № 3 г. Орла. Полученные данные свидетельствуют о том, восстановительный процесс и работоспособность юных спортсменов значительно повысилась. Из этого можно сделать вывод: что применение психологических средств восстановления необходимо для юных спортсменов.

п

Список литературы

1. Алексеев А. В. Себя преодолеть! / А. В. Алексеев. - Москва : Физкультура и спорт, 1982. - С. 32.

2. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта / Г. Л. Горбунов. - Москва, 1985. - С. 208.

3. Гоаевская Н. Д. Некоторые теоретические и практические аспекты проблемы восстановления в спорте / Н. Д.Граевская, Л. Л. Моффе /Теория и практика физической культуры. - 1973. - № 4. - С. 32-36.

4. Козин А. П. Психогигиена спортивной деятельности / А. П. Козин. -Киев : Здоровья, 1985. - С. 128.

5. Перепекин В. А. Влияние бани-сауны на восстановление силы мышц у футболистов после тренировочных нагрузок / В. А. Перепекин // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 2. - С. 15.

6. Филатов А. Т. Аутогенная тренировка / А. Т. Филатов. - Киев : Здоровья, 1987. - С. 128.

7. Шамардин А. И. Технология оптимизации функциональной подготовленности футболистов / А. И. Филатов. - Москва : ФиС, 2000. -С. 150.

о

X References

1. Alekseev A. V. Overcome yourself! / A. V. Alekseev. - Moscow : Physical Culture and Sports, 1982. - P. 32.

2. Gorbunov G. D. Psycho Sports / G. L. Gorbunov. - Moscow, 1985. - P.

208.

3. Grajewski N. D. Some theoretical and practical aspects of recovery problems in the sport / N. D. Graevskaya, L. L. Moffitt / Theory and Practice of Physical Culture. - 1973. - № 4. - P. 32-36.

4. Kozin A. P. Psychohygiene sports activities / A. P. Kozin. - Kiev : Health, 1985. - P. 128.

5. Perepekin V. A. Influence-sauna bath to restore muscle strength the players after training loads / V. A. Perepekin // Theory and Practice of Physical Culture. - 2002. - № 2. - P. 15.

6. Filatov A. T. Autogenous training / A. T. Filatov. - Kiev : Health, 1987. - P.

128.

7. Shamardin A. I. Technology to optimize the functional readiness of football players / AI Filatov. - Moscow: FIS, 2000. - P. 150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.