Научная статья на тему 'Проблема активизации мотивации человека'

Проблема активизации мотивации человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
816
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема активизации мотивации человека»

5. Кулюткин 10. Н. Психология обучения взрослых. - М.: Просвещение, 1985.

6. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие/ Авт.-сост. Г. Д. Бухарова, Л. Н. Мазаева, М. В. Полякова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. псд. ун-та, 2004.

7. Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды / Отв. ред. А. В. Брушлинский, В. А. Кольцова, - М., 1996.

8. Смирнов И. П. Человек образование -- профессия - личность: Монография, - М.: УМПЦ «Граф-Пресс», 2002.

9. Шевандрин П. А. Социальная психология в образовании,-М.: Владос, 1995.

ПРОБЛЕМА АКТИВИЗАЦИИ МОТИВАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

Доктор пед. наук, профессор Г. Д. Бабушкин Омская академия МВД России, канд. пед. наук, доцент Е. Г. Бабушкин

Омский технический университет, С. Ю. Мочалов, аспирант

Тобольский государственный педагогический институт

Мотивация человека включает все виды побуждений: мотивы, потреб и ост, цели, интересы, стремления, влечения и т. п. В широком смысле мотивация иногда определяется как детерминация поведения человека вообще. Отечественные психологи при определении мотивации исходя т из положения о единстве динамической и содержательной сторон мотивации.

С. Л. Рубинштейн определяет мотивацию как опосредованную процессом отражения субъективную детерминацию поведения человека миром. Через мотивацию человек «вплетен» в контекст действительности(18).

В современной литературе мотивация понимается как психическое явление и трактуется по-разному: в одном случае -как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих поведение, в другом - как совокупность мотивов, в третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Мотивация рассматривается и как процесс психической регуляции конкретной деятельности (9; 13), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (10), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (5). Таким образом, разные авторы дают разные дефиниции мотивации. Неоднозначность понимания данной психологической категории затрудняет поиск и обоснование подходов к управлению мотивацией (формирования, сохранения, активизации). Рассмотрим ее на примере спортсмена.

Мотивация является ведущим элементом структуры личности, пронизывает все ее образования - направленность, характер, особенности, эмоции, психические процессы (4; 14; и др.) и характеризует личность как субъект деятельности, раскрывает нам истоки, сущность и содержание ее активности, регулятивные и организационные возможности (1; 12; 18). Мотивация отражает связь спортсмена с выполняемой деятельностью. В совокупности внешних и внутренних отношений между личностью и системой, составленных из различных объектов действительности, мотивация проявляется как системное свойство личности (15), как состояние личности (16).

Мотивация представляет собой функциональный орган психологической организации личности, ее индивидуальное субъективное проявление. Она зависит не только от внешних, но и от внутренних факторов (16).

Главная особенность адекватной мотивации - это осознание субъектом прямого «личностного смысла» собственной активности. Следует подчеркнуть, что оно характеризует

важный аспект мотивации любой деятельности, заинтересованность субъекта в предмете выполняемой им деятельности.

Процесс проявления мотивации можно представить следующим образом. Влияние внешних и внутренних факторов на человека вызывает возникновение мотивации. Далее идет процесс формирования мотивации при воздействии внешних воздействий и наличии внутренней основы (предпосылок). Следующий этап -сохранение мотивации при наличии планируемых результатов выполняемой деятельности. В дальнейшем возможны два пути развития мотивации: сохранение и ослабление. При этом характер проявления мотивации определяется воздействием внешних факторов и наличия внутренних предпосылок для ее сохранения.

Во многих видах деятельности (учебная, профессиональная, спортивная, искусство и др.) мотивация является важнейшим фактором достижения высоких результатов. Однако человек не всегда достигает поставленных целей по разным причинам, в результате чего мотивация может ослабевать, вплоть до угасания. В этой связи перед педагогами, руководителями различного уровня стоит важная задача активизации мотивации людей.

В настоящем исследовании предпринята попытка разработки и экспериментального обоснования методики активизации мотивации человека. Объектом исследования стала спортивная деятельность спортсменов высокой квалификации, предметом - методика активизации спортивной мотивации.

Важным условием формирования мотивации является предмет деятельности. Под ним обычно понимают то, на что направлена активность субъекта. Так, предмет спортивной деятельности - спортивный результат, на достижение которого направлена многолетняя спортивная тренировка. С другой стороны, в понятие «спортивный результат» входит и сам спортсмен с его психоморфофункциональными и другими характеристиками, а также соперники, в противоборстве с которыми атлет достигает победы.

Результаты нашего предварительного исследования показывают, что одной из причин ослабления спортивной мотивации у спортсменов высокой квалификации является певос-становление работоспособности после тренировочных занятии и соревнований. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на психоэмоциональное состояние спортсмена, на достижение планируемых спортивных результатов и на отношение к дальнейшим тренировкам и спорту в целом.

При обосновании методики активизации спортивной мотивации у спортсменов мы ориентировались на использование в работе со спортсменами таких психологических механизмов, как «снизу-вверх» и «сверху-вниз», описанные В. Г. Асеевым (4) и используемые нами при формировании профессиональной мотивации у студентов VI спортивной мотивации у спортсменов (5; 6). Сущность первого механизма («снизу-вверх») в нашем исследовании заключается в создании тренером, психологом условий в тренировочном процессе, которые способствуют ускорению восстановления после тренировочного занятия, способствуют оптимизации психического состояния, что приводит к сохранению и активизации спортивной мотивации. В качестве таких условий мы считаем проведение восстановительных мероприятий. Дополнением к первому механизму в исследовании использовался и второй психологический механизм «сверху-вниз», заключающийся в следующем. Спортсменам предъявлялись требуемые нормы поведения, идеалы, объяснялся смысл и необходимость активизации спортивной мотивации для дальнейшего спортивного совершенствования, приводились возможности их использования.

Разрабатывая методику сохранения и активизации мотивации спортивной деятельности, мы опирались на следующие данные: результаты собственных исследований; положения теорий деятельности и мотивации, основывающиеся на трудах известных психологов (4; 12; 16; 18; 20).

При выборе направлений, средств и методов сохранения спортивной мотивации у спортсменов высокой квалификации учитывалось следующее:

-главным источником активности личности является сам человек;

- влияние результатов деятельности на укрепление мотивации;

- мотивация спортивной деятельности имеет внутреннюю и внешнюю локализацию: внешние воздействия оказывают детерминирующее влияние посредством внутренних условий.

Поскольку в предварительном исследовании нами было показано, что ослабление спортивной мотивации спортсмены связывают (обосновывают) с наступлением утомления на тренировочных занятиях и невосстановлением к следующему занятию. В этой связи в дальнейшем исследовании мы исходили из предположения о том, что ускорение процессов восстановления работоспособности спортсменов после тренировочных занятий будет способствовать улучшению психоэмоционального состояния, сохранению и активизации спортивной мотивации к дальнейшему спортивному совершенствованию.

По окончании тренировочного занятия, соревнования в организме спортсмена конкурируют две системы: эрготроп-ная и трофотропная. В случае «конфликта» между этими системами (при преобладании эрготропной системы) продолжают расходоваться энергетические запасы организма, и процесс восстановления отодвигается во времени. При этом наблюдается проявление негативных психических состояний утомления, психического пресыщения, ухудшение самочувствия, настроения и др. Наша задача заключалась в снижении активности эрготропной системы и ускорении включения в работу трофотропной системы, способствующей ускорению восстановительных процессов и проявлению позитивных психических состояний и мотиваций. При этом важную роль играют процессы торможения, которые необходимы для устранения влияния помех на спортсмена. В качестве такой помехи после тренировки считается функционирование нежелательной для данной ситуации эрготропной системы. Устранить ее влияние можно при развитии процессов торможения и их включения в определенный момент (в данном случае после окончании тренировочного занятия). «Воспитать» торможение, по мнению Г1. К. Анохина (2), означает создать разветвленную систему возбуждений или побуждающих мотивов, которые по силе своих воздействий превосходили бы силу возбуждения нежелательной для данного времени деятельности. Мы полагаем, что «воспитать» такое торможение возможно при использовании психорсгулирующей тренировки (расслабление, успокоение) и восстановительного массажа.

Сущность методики активизации спортивной мотивации у высококвалифицированных спортсменов заключается в саморегуляции своей активности - снижении или повышении ее, в зависимости от задач тренировочного процесса.

При обосновании методики активизации спортивной мотивации мы исходили из того, что в основе саморегуляции лежат следующие психофизиологические механизмы (9; 17): 1) устранение инерционной и неактуальной для настоящего момента функциональной системы, ненужных эмоциональных переживаний и негативных психических состояний, характерных для тренировки; 2) оптимизация формирования требуемого уровня доминирования актуального для данной спортивной ситуации функциональной системы; 3) оптимизация закрепления в центральной нервной системе конкретных условно-рефлекторных временных связей и центрально-периферических отношений.

Широкое распространение во всем мире получила психорегулирующая тренировка. Под психорегуляцией понимается система мероприятий, направленная на изменение у спортсмена психического состояния, необходимого для успешного осуществления деятельности.

Назначение психорегуляции при подготовке спортсменов заключается в следующем (19):

1. Приобретение спортсменом оптимального, боевого состояния к соревнованию.

2. Обеспечение отдыха между соревновательными стартами.

3. Преодоление чувства усталости, страха и других неблагоприятных состояний.

4. Ускорение вхождения спортсмена в необходимое состояние.

5. Восстановление работоспособности спортсмена после тренировок и соревнований.

6. Мобилизация на проявление максимальных, волевых и физических усилий.

Психофизиологические механизмы оп тимизации психического состояния спортсмена заключаются в том, что доминирующей является только одна функциональная система, обеспечивающая успешное осуществление предстоящей деятельности. Такого состояния можно добиться с помощью специального внушения извне (гетерорегуляция) или самовнушения (ауторегуляция).

Внушение извне наиболее успешно протекает в тех случаях, когда в процессе афферентного синтеза «максимально устранена критика воспринимаемой информации». Человек выполняет все команды, не задумываясь об их содержании. При этом активно формируются необходимые представления и их эмоционально-чувственные переживания.

При внушении состояния покоя спортсмен должен активно переживать, вследствие этого формируется сноподобное состояние. Переход в такое состояние - это активный процесс, процесс доминирования особой функциональной системы. В ее основе лежат явления, связанные с активным расслаблением мышц, снятием нервного напряжения, повышением внимания к подаваемым сигналам. При таком состоянии, несмотря на внешнее бездействие и полный покой, спортсмен может активно усваивать внушаемую информацию, мысленно тренировать становление двигательного навыка, преодолевать страх, неуверенность. В состоянии полного покоя и расслабления нарастает активность восстановительной (трофотропной) системы, идет процесс накопления энерг ии, повышения психической и физической работоспособности.

В свете этого нами было предложено применение психорегулирующей тренировки во время сеанса восстановительного массажа. Кожа, с ее богатыми рецепторным аппаратом, воспринимает механическое раздражение во время массажа. Применяя гот или иной массажный прием с определенной силой и продолжительностью массажного воздействия, можно изменять функциональное состояние центральной нервной системы, снижать и повышать ее возбудимость, улучшать обменные процессы в тканях и т. д. На основании всего сказанного можно сделать вывод, что посредством массажа мы можем оказывать воздействие на психические процессы, происходящие в сознании, регулировать эмоционально-чувственные, волевые, мотивационные проявления человеческой психики.

Психорегулирующая тренировка, проводимая в сочетании с массажем, - достаточно сильное средство воздействия, которое может помочь оказать влияние на сохранение мотивации спортивной деятельности у спортсменов высокой квалификации. Методика активизации спортивной мотивации предусматривала восстановление работоспособности спортсменов после тренировочных занятий и заключалась в следующем. После занятия с каждым спортсменом в отдельности проводился сеанс в течение 40 минут. Во время сеанса восстановительного массажа спортсмен прослушивал формулы психорегулирующей тренировки (40 формул) - расслабление, успокоение по А. В. Алексееву (3), озвученные магнитофоном. Массажное воздействие оказывалось на наиболее крупные рефлексогенные зоны спины, пояснично-крестцовой области, мышцы рук, бедер и голеней. Методика массажа соответствовала классическому методу спортивного массажа. После прослушивания формул на расслабление (успокоение) спортсмен прослушивал мобилизующие формулы (20 формул). С каждым спортсменом было проведено 17.таких занятий.

Поскольку проведение сеансов восстановления работоспособности спортсменов предполагает наличие у них умений психической саморегуляции (внушения расслабления и мобилизации), то первоначальным моментом перед проведением сеансов восстановления специальной работоспособности спортсменов было краткосрочное (в течение 10 занятий) обучение их умениям психической саморегуляции с использованием психотехнических игр и психорегулирующей тренировки (19). И только после этого мы приступали к использованию психорегулирующей тренировки (расслабление, успокоение) в сочетании с массажем, что предусматривало ускорение процессов восстановления специальной работоспособности и оптимизации психического состояния спортсменов после тренировочных занятий. При сопряженном применении двух средств восстановления (массаж и психорегулирующая тренировка) мы предполагали более сильное их воздействие (одновременное), чем при раздельном применении. Это было подтверждено в исследованиях В. Н. Смоленцевой и Н. Н. Сетяевой (19).

Мы предполагали, что сохранение спортивной мотивации и ее активизация возможны при наличии соответствия психофизиологических особенностей спортсмена специфике выбранного вида спортивной деятельности. Это было основано на имеющихся в специальной литературе данных (11; и др.).

При этом мы исходили из известного в спортивной психологии положения (11; и др.) о том, что определенному виду спортивной деятельности соответствует свой психокомплекс (сочетание свой нервной системы: силы, подвижности, уравновешенности нервных процессов). В этой связи мы полагаем, что сохранение спортивной мотивации и дальнейшее спортивное совершенствование у спортсменов высокой квалификации возможно при наличии такого сочетания. Исходя из этого при комплектовании контрольной и экспериментальной групп мы выявляли комплекс свойств нервных процессов у спортсменов и отбирали в группы тех, у кого наблюдалось такое сочетание. При комплектовании экспериментальной и контрольной групп в первом педагогическом эксперименте (фехтовальщики - рапира и шпага) мы отбирали спортсменов со следующим психокомплексом: малая сила процесса возбуждения, подвижность и уравновешенность нервных процессов. При комплектовании экспериментальной и контрольной групп во втором педагогическом эксперименте (биатлонисты) мы исходили из сочетания свойств нервных процессов, характерного для этого вида спорта: средняя и малая сила процесса возбуждения, подвижность и уравновешенность нервных процессов.

Проведение двух педагогических экспериментов показало достоверное повышение составляющих компонентов спортивной мотивации, что позволяет рекомендовать внедрение данной методики в практику.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М., 1991.

2. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М., 1975.

3. Алексеев А. В. Себя преодолеть. - М., 1985.

4. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976.

5. Бабушкин Г. Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. -Омск, 1998.

6. Бабушкин Г. Д., Бабушкин Е. Г. Формирование спортивной мотивации. - Омск, 2000.

7. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации. -М., 1990.

8. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 кн. - М., 1992.- Т. 1.

9. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. - М., 1986.

10. Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации, — М., 1974.

11. Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания. -М., 1980.

12. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М., 1971.

13. Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Авторсф. дис... канд. психол. наук. - М., 1987.

14. Орлов Ю. М. Мотивация поведения. - М., 1992.

15. Пешков А. Мотивация как системное качество личности. - М., 1988.

16. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. — М.. 1984.

1 7. Психорегуляция в подготовке спортсменов / Под ред. Н. А. Худадова и др. - М., 1985.

18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 2003.

19. Смоленцева В. Л. Психическая саморегуляция в процессе подготовки спортсменов, - Омск, 2003.

20 Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. - М., 1986. -Т. 1; Т. 2.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КРЕАТИВНОСТИ КАК КАЧЕСТВА ПИЧНОСТИ

Доктор психол. наук, профессор Л. Н. Антилогова

Омский государственный педагогический университет,

Л. Г. Пузеп, ст. преподаватель Тарский филиал Омского государственного педагогического

университета

Понятие «креативность» происходит от латинского creatura - творенье, созиданьс. В русском языке ему соответствует понятие «творчество». Проведенный нами анализ показал, что изучаемые понятия имеют как сходства, так и различия: если творчество понимается как процесс, имеющий определенную специфику и приводящий к созданию нового, то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека. Отсюда для обозначения сферы «субъектно значимой новизны» (т. е. субъектно-личностного феномена творчества) обычно считается целесообразным использовать понятие «креативность», которое уже достаточно прочно закрепилось в научной литературе по проблематике творчества, благодаря, отчасти, двойственности переводов с английского creativity и как «творчество», и как «креативность» для подчеркивания тех или иных оттенков понятия. В западной традиции креативность связывается в большинстве случаев с «производством» идей, новых и значимых именно для субъек та (1).

Основные различия между творчеством и креативностью можно свести к следующим:

- креативность - это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, тогда как творчество как автоматизированный навык включается во все виды деятельности поведения, общения, контакта со средой;

- творчество - процесс, который может включаться во все виды деятельности и вместе с тем отсутствовать в деятельности, требующей такого включения. Это относится ко всем профессиям творческого типа;

- креативность (на 95%) - качество, формируемое за счет влияния социальной среды, ее ценностной ориентации, требований, предъявляемых к человеку, организации информационного потока и целевой направленности всех видов деятельности, начиная с учебно!!. Творческие потенции заложены в мозгу каждого человека, поскольку мозг является тем органом, в котором продолжается творчество самой природы. Спонтанное проявление творческих способностей наблюдается у ограниченного числа людей (не более чем у 5-7%) и основывается на благоприятных природных задатках;

-при формировании креативности происходит слияние сознания и подсознания в некоторую новую форму - сверх-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.