Научная статья на тему 'Физическая культура как фактор развития эмоционально-волевых качеств личности студента вуза'

Физическая культура как фактор развития эмоционально-волевых качеств личности студента вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
885
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПСИХОРЕГУЛЯЦИЯ / DEVELOPMENT / EMOTIONALLY-STRONG-WILLED QUALITIES / PHYSICAL TRAINING / NONCONVENTIONAL KINDS OF PHYSICAL ACTIVITY / PSYCHIC REGULATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перевозкин В. М.

Проблема развития эмоционально-волевых качеств студенческой молодежи актуализируется в рамках обновленных задач социального развития молодого поколения. Компетентностная модернизация высшего образования предполагает максимальную реализацию личностно-развивающего потенциала учебных предметов и, в частности, физической культуры. Автор предлагает специальную систему психолого-педагогических воздействий на эмоционально-волевую сферу личности студента, основанных на традиционных ценностях физической культуры, нетрадиционных видах физкультурно-спортивной деятельности, включая элементы психофизического тренинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL TRAINING AS A FACTOR OF DEVELOPING EMOTIONALLY-STRONG-WILLED QUALITIES OF STUDENTS IN HIGH SCHOOL

The problem of development of emotional and strong-willed qualities of students in educational practice of high school is sharply staticized within the limits of social development of young generation. Low level of social and economic development of a society requires the introduction of a special system of psychological and pedagogical influence in educational practice of high school. The author offers using traditional values of physical training, nonconventional kinds of physical activity and elements of psychophysical training in this sphere.

Текст научной работы на тему «Физическая культура как фактор развития эмоционально-волевых качеств личности студента вуза»

раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ

УДК 37.037.1:159.947

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА

© В. М. Перевозкин

Оренбургский государственный университет Россия, 460013 г. Оренбург, пр. Победы, 13.

Тел.: +7 (3532) 59 36 04.

E-mail: vyldemar@yandex. ru

Проблема развития эмоционально-волевых качеств студенческой молодежи актуализируется в рамках обновленных задач социального развития молодого поколения. Компетентно-стная модернизация высшего образования предполагает максимальную реализацию личностно-развивающего потенциала учебных предметов и, в частности, физической культуры. Автор предлагает специальную систему психолого-педагогических воздействий на эмоционально-волевую сферу личности студента, основанных на традиционных ценностях физической культуры, нетрадиционных видах физкультурно-спортивной деятельности, включая элементы психофизического тренинга.

Ключевые слова: развитие, эмоционально-волевые качества, физическая культура, нетрадиционные виды физкультурно-спортивной деятельности, психорегуляция.

В рамках философского осмысления физическая культура представляет собой вид социальной культуры, в которой человек рассматривается как биосоциальное существо со сложной организацией сознания и психики, диалектически объединяющее духовные и телесные аспекты индивидуального бытия. Достигаемое в процессе жизнедеятельности единство биосоциальной природы человека является итогом социокультурного и образовательного разрешения противоречий телесно-духовной организации, формирования ряда психобиотических предпосылок для развития и совершенствования личности [1, с. 22].

Единство духовной и двигательной сторон в физкультурной деятельности тесным образом связано с телесным бытием и психофизическим состоянием человека, которое, в свою очередь, определяет ряд предпосылок для проявления эмоционально-волевых качеств личности.

В свою очередь, физическая культура в рамках образовательной практики вуза должна рассматриваться как область ценностно-ориентированного разрешения постоянно воспроизводимых телеснопсихобиотических противоречий личности студента, где эмоционально-волевая регуляция занимает приоритетное место в формировании доминирующих мотивов и установок в достижении личностно значимого результата [2-3].

Физическая культура образует фундаментальный слой культуры социума, особый вид человеческой культуры, содержащий огромный потенциал воспроизводства, формирования и развития эмоционально-волевого потенциала личности студента.

Вместе с тем специалистами отмечается проблема модернизации физкультурно-спортивной деятельности в образовательной практике вуза, необходимость поиска инновационных технологий психофизического воздействия на взрослеющего человека ценностями физической культуры, где

физические упражнения выступали бы средством воздействия на психику, сознание и поведение личности, способствуя комплексному формированию системы эмоционально-волевой регуляции.

В образовательной деятельности современ -ного вуза становится приоритетным внедрение и использование специальных психолого-

педагогических мероприятий, ориентированных на снятие чрезмерного нервно-психического напряжения , психической скованности физическими упражнениями, рекреацию и реабилитацию посредством двигательной активности, что в целом оптимизировало бы психику и эмоции личности студента [1, 4-6].

Как отмечают исследователи [2, 7-9], физические упражнения непосредственно влияют на психобиотическую природу личности студента и, тем самым, оказывают формирующее воздействие на развитие эмоционально-волевых качеств студенческой молодежи, в частности:

- повышают психическую активность, за счет стягивания очагов возбуждения, застойных психических напряжений, что оптимизирует эмоциональные процессы и повышает их мобилизационные свойства;

- способствуют развитию психических процессов (памяти, восприятия, ощущений, медитативный аспект упражнений в концентрации внимания и др.), что создает специфические предпосылки для качественного осмысления свойств внешних объектов и выработки определенного решения, основанного на волевой регуляции;

- предполагают выработку релаксационных, восстановительных механизмов, снижение уровня тревожности, повышение настроения, что в комплексе позволяет сформировать состояние уверенности личности, способность более качественно воздействовать на внешние объекты и собственное психофизическое развитие;

- положительно влияют на нервную регуляцию вегетативных процессов, что, в свою очередь, оптимизирует физиологические механизмы проявления воли и эмоций студентов;

- улучшают межмышечные координации запрограммированных природой биомеханических свойств опорно-двигательного аппарата, повышая функцию психомоторного контроля эффективной реализации системы саморегуляции;

- нормализуют нервную регуляцию сердечнососудистой деятельности и дыхательной системы, что создает функциональные предпосылки для оптимального проявления эмоционально-волевых качеств личности.

Таким образом, потенциал физических упражнений в развитии эмоционально-волевых качеств студентов огромен, однако важно соблюсти оптимальный подбор средств, методов, форм физической культуры, которые в полной мере отражали бы специфическую направленность психо-лого-педагогических воздействий на развитие эмоционально-волевой природы личности студента [4, с. 20; 5, с. 14].

В рамках разрабатываемого программно -содержательного обеспечения процесса формирования эмоционально-волевых качеств личности студентов в образовательной практике вуза важно обеспечить взаимосвязь, традиционных и нетрадиционных форм реализации ценностей физической культуры, а также сохранить междисциплинарную направленность психолого-педагогических воздействий, где могут широко использоваться нетрадиционные виды физкультурно-спортивной деятельности.

Касаясь традиционной системы физического воспитания, отметим, что она должна быть модернизирована с учетом возникающей социальной потребности целенаправленного воздействия на психику учащейся молодежи и необходимости совер-

шенствования ее эмоционально-волевой природы на фоне интенсификации учебной нагрузки, в том числе самостоятельной учебной деятельности в соответствии с образовательными стандартами третьего поколения.

Нетрадиционные виды физкультурно-спортивной деятельности должны вариативно включать следующие элементы эмоционально-волевой психорегуляции: дыхательные упражнения и лечебнотерапевтические движения; коммуникативные игры и упражнения; оздоровительную ходьбу и бег; упражнения на концентрацию внимания и релаксацию; внушения, элементы психорегуляции (самоанализ, эмоциональный настрой, приемы активизации и успокоения), специфические упражнения на развитие волевых качеств (включающие психомоторную сложность выполнения упражнений, элементы преодоления психоэмоциональной напряженности и т. п.).

Затрагивая вопрос о классификации методов психорегуляции, отметим, что один из ведущих специалистов психологии спорта Г. Д. Горбунов в классификации методов психорегуляции комбинирует по уровням воздействия на психофизические функции организма человека и по соответствующим средствам психофизических воздействий: гетеротренинг - сознание - подсознание - самовнушение, внушение; гипноз - подсознание - внушение; аутотренинг - сознание - подсознание - самовнушение и др. [8, с. 20-35].

В рамках спортивной психологии существует классификация методов психорегуляции (по большей мере методов восстановления) по уровням бодрствования человека: внушение в состоянии бодрствования (беседы, самоприказы и т.п.), гиносуггестия (гипноз, внушенный сон-отдых), аппаратурные (электроанальгезия, электронаркоз, элек-тропунктура, электромассаж).

Рис. Методы эмоционально-волевой психорегуляции в спорте.

Наиболее полномерной системой классификации методов эмоционально-волевой психорегуляции в спорте является классификация по специфическим признакам (рис.).

- по природе воздействий: гетерорегуляции (из вне) и ауторегуляции (саморегуляции);- по содержанию: вербальные (словесные) и невербальные;

- по технике оснащения: аппаратурные и без-аппаратурные;

- по манере использования: контактные, бесконтактные.

Разделение данных методов по означенным признакам весьма условно, они могут носить вариативный и иерархичный характер.

Представленное содержание методов эмоционально-волевой психорегуляции в рамках нетрадиционных видов физкультурно-спортивной деятельности относится к «простейшим», входит в группу вербальных и невербальных методов ауторегуляции, может успешно сочетаться с аппаратурными-бесконтактными методами (звуки природы, инструментальная музыка и пр.).

Таким образом, все многообразие используемых методов эмоционально-волевой психорегуляции в спортивной деятельности обеспечивает разноуровневое воздействие на психическое состояние спортсменов и их поведение, при этом широко варьируются избираемые способы психофизических воздействий на личность с использованием как аппаратурных средств, так и простейших элементов соматотерапевтических упражнений и ментальных техник.

Из всего разнообразия психофизического воздействия на человека с целью развития его эмоционально-волевых качеств можно выделить два основных направления: первое основано на широком и вариативном использовании силы психики, т е. воздействия через психику на соматику (психосоматические воздействия в ауто- или гетерорежимах; в большей мере европейское направление); второе направление связано с механизмами воздействия через соматику на психику личности (сома-топсихические регуляции или соматотерапия; в основном американское течение) [7-8, 5, 9-10].

К первому направлению можно отнести такие методики, как аутогенная тренировка (основатель И. Шультс), психомышечная тренировка (основатель А. В. Алексеев), психорегулирующая тренировка, идеомоторная тренировка и другие методики, отличительной чертой которых является ориентация на вариативное использование силы психики.

Ко второму направлению можно отнести психотехники, учитывающие взаимосвязь тела с психикой человека: биоэнергетическая терапия

А. Лоуэна (различные типы глубокого дыхания с использованием трофотропных статических поз и упражнений для снятия мышечных зажимов); методика В. Райха (учитывается соматическая сторо-

на подавления психики личности); метод Александера (работа с позами, терапевтическими положениями, увеличивающими психотропный эффект), метод Фельденкрайса (упражнения на восстановление связей между участками коры головного мозга и мускулатурой) и др.

Данные направления не являются монополяр-ными, так как в психомышечной тренировке применяются упражнения на смену напряжения и расслабления мышц. В аутогенной тренировке также используются подготовительные упражнения на регуляцию мышечного тонуса, что способствует формированию уверенности человека и повышению его волевой активности [10, с. 49].

Как правило, методы и средства психофизического влияния на человека вариативно сочетаются друг с другом и образуют многопрофильные комплексы психолого-педагогических воздействий, которые можно успешно использовать в системе развития эмоционально-волевых качеств личности студентов.

Так, в методике К. В. Динейки используются достаточно вариативные формы психорегуляции, где в полной мере учитывается эмоциональноволевой аспект регуляции поведения человека. Наряду с дыхательными упражнениями, самомассажем, психотерапевтическими движениями используется психотехника эмоциональной регуляции, релаксации, мысленной регуляции и упражнений для развития и стимуляции психических процессов, волевых качеств личности.

В методике И. П. Волкова содержатся элементы коммуникативного тренинга, соматотерапии, внушений, аппаратурных бесконтактных методов [11, с. 16].

Названная совокупность используемых средств и методов психорегуляции, а также нетрадиционных видов физкультурно-спортивной деятельности в системе развития эмоциональноволевых качеств личности студентов должна быть ориентирована на базовые формы реализации ценностей физической культуры.

В этом отношении для реализации эмоционально-волевого психофизического тренинга в системе физического развития студента следует:

1. Наметить при выполнении физических упражнений систему препятствий и трудностей, преодоление которых требует проявления запланированного волевого умения (длительная физическая нагрузка и борьба с утомлением; риск и опасность, ограниченность времени на принятие и выполнение решений; повышенная ответственность за исполнение двигательных действий).

2. Предусмотреть благоприятные условия для выполнения физических упражнений, которые стимулировали бы активность по преодолению препятствий и трудностей (реализация помощи, страховки, соревновательного или игрового метода).

3. Отработать и начать использовать индивидуально приемлемые методы аутостимуляции волевых усилий, в частности:

а) мобилизующие приемы, логически обосновывающие необходимость выполнения намеченных действий (самоубеждение, обращение к чувству долга и др.), вызывающие стенические переживания (самоободрение, самопобуждение, игра на самолюбии и др.), принуждающие непосредственно к действиям (самоприказание, самозапрещение);

б) организующие приемы, связанные с отвлечением, переключением, распределением и сосредоточением внимания, идеомоторной подготовкой, регуляцией дыхания и др.

4. Установить обязательные для себя правила в воспитании целеустремленности (поставил цель -иди к ней твердо; выполнение плана - основа успеха; окончил день - подведи итоги), настойчивости и упорства (делай не то, что нравится, а то, что нужно; препятствия для того и существуют, чтобы их преодолевать), решительности (сначала пойми -потом решай; если решил - делай), выдержки и самообладания (научись владеть собой; делай все и всегда наилучшим образом), самостоятельности и инициативности (не полагайся только на преподавателя, пусть даже самого лучшего; не жди, когда тебе укажут, подскажут, дадут задание, - действуй по собственному почину; будь самым строгим судьей для самого себя).

5. Пополнить свои знания с целью наиболее квалифицированного решения поставленной задачи (изучение специальной литературы и опыта спортсменов, наблюдение, экспериментирование, консультации у специалистов и т. д.).

6. Оптимизировать занятия по физической культуре за счет использования игр и упражнений с повышенной психологической трудностью, коммуникативного тренинга, релаксационных мероприятий.

Тем не менее важно конкретизировать основ -ные разделы программно-содержательного обеспечения в развитии эмоционально-волевых качеств студентов в образовательной практике вуза. Такими разделами могут стать:

1. Базовая часть (аудиторные формы), отражающая стандартные образовательные программы и включающая некоторые элементы психофизического тренинга: теоретическая подготовка в сфере физической культуры и спорта с элементами эмоционально-волевой подготовки; легкая атлетика, спортивные игры с элементами эмоциональноволевой регуляции; гимнастика с элементами эмоционально-волевой регуляции.

2. Вариативная часть (внеаудиторные формы), включающая: атлетическую гимнастику с элементами эмоционально-волевой регуляции; шейпинг с элементами эмоционально-волевой регуляции; коллективный психологический тренинг.

3. Физическая культура в режиме дня - физкультминутки, физкультпаузы с элементами эмоционально-волевой регуляции.

Таким образом, в системе физического развития студентов можно вариативно сочетать традиционные ценности физической культуры с ценностями нетрадиционных видов физкультурноспортивной деятельности, где элементы психофизического тренинга составляют основу для целенаправленного развития эмоциональных и волевых качеств студентов и позволяют более комплексно воздействовать на психобиотическую природу личности с использованием как вербальных, «простейших» средств психорегуляции (дыхательные упражнения, смена напряжения и расслабления мышц и пр.), так и аппаратурных методов (преимущественно бесконтактных: инструментальная музыка, звуки природы).

ЛИТЕРАТУРА

1. Асарбаев А. К. Место физической культуры в народной педагогике и социальной сфере общества // Научнометодическое обеспечение физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры: сб. науч. тр. / под ред. А. И. Алферова, С. Б. Шармановой. Челябинск: УралГАФК, 2002. Вып. 5,

4. 1. С. 20-23.

2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии: нейроп-сихологический подход // Вопр. психологии. 2002. №4. С. 101-111.

3. Виленский М. Я. Физическая культура в профессиональноценностных ориентациях студентов и процесс их формирования // Теория и практика физической культуры. 1991. №11. С. 27-30.

4. Данилова Н. Н. Психофизиология: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 1998. 373 с.

5. Динейка К. В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Физкультура и спорт, 1986. 64 с.

6. Психология: учеб. для ин-тов физ. культуры / под ред. В. М. Мельникова. М.: Физкультура и спорт, 1987. 367 с.

7. Герела Н. Ф. Дыхание, движение, самомассаж. Методика самооздоровления на основе парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Л. : Петрополь, 1991. 35 с.

8. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. М.: Физкультура и спорт, 1986. 208 с.

9. Лоуэн А. Психология тела / пер. с англ. С. Коледа. М.: Ин-т общегуманит. исследований, 2002. 208 с.

10. Либин А. В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Смысл : Per Se, 2000. 549 с.

11. Практикум по спортивной психологии / под ред. И. П. Волкова. СПб.: Питер, 2002. 288 с.

Поступила в редакцию 02.06.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.