Современные средства восстановления работоспособности спортсмена
Третьяк А.Н.
Донецкий государственный институт здоровья, физического воспитания и спорта
Аннотации:
Проведен анализ научных материалов последних лет по проблеме восстановления работоспособности спортсменов с приоритетом на интеграцию различных областей научно-спортивных знаний в едином научно-технологическом пространстве. Отстаивается идея последовательной реализации индивидуальных стратегий и тактик спортивной подготовки, жестко сориентированных на эффективную актуализацию потенциальных возможностей спортсмена и минимизацию педагогических ошибок при определении режимов тренировочных нагрузок и восстановления его работоспособности.
Ключевые слова: тренировочный процесс, нагрузка, утомление, восстановление,
средства подготовки, комплексность, функциональное состояние, индивидуальный подход, работоспособность, адаптация.
Третяк А.М. Сучасні засоби відновлення працездатності легкоатлетів.
Проведений аналіз наукових матеріалів останніх років по проблемі відновлення працездатності спортсменів з пріоритетом на інтеграцію різних областей науково-спортивних знань в єдиному науково-технологічному просторі. Відстоюється ідея послідовної реалізації індивідуальних стратегій і тактик спортивної підготовки, жорстко зорієнтованих на ефективну актуалізацію потенційних можливостей спортсмена і мінімізацію педагогічних помилок при визначенні режимів тренувальних навантажень і відновлення його працездатності.
тренувальний процес, навантаження, стомлення, відновлення, засоби підготовки, комплексність, функціональний стан, індивідуальний підхід, працездатність, адаптація.
Tretyak A. Modern facilities of renewal of capacity of athletes. The analysis of scientific materials of the last years on the problem of renewal of capacity of sportsmen with priority on integration of different regions of scientific-sporting knowledges in single scientific-technological space is conducted. The idea of successive realization of individual strategies and tactician of sporting preparation is defended, hardly orientated on effective actualization potential possibilities of sportsman and minimization of pedagogical errors at determination of the modes of the training loading and renewal of his capacity.
training process, loading, fatigue, renewal, facilities of preparation, complexity, functional state, individual approach, capacity, adaptation.
Введение.
Уровень современной системы подготовки спортсменов предполагает дальнейший рост физических и психических нагрузок, что в свою очередь будет увеличивать и степень утомления. Способность преодолевать утомление, возникающее в процессе соревновательной деятельности, в значительной степени обуславливает достижение высоких спортивных результатов [3].
Значительные нагрузки, которые переносят спортсмены, требуют интенсивного поиска средств восстановления их работоспособности в условиях оптимизации тренировочного процесса, а также при подготовке к соревнованиям и в период их проведения. Поэтому знание закономерностей развития утомления и восстановления организма спортсмена имеет важное теоретическое и практическое значение [8].
Улучшение результатов в спорте обусловлено внедрением в подготовку спортсменов научно обоснованных средств управления тренировочным процессом и восстановления организма спортсменов. В первом случае речь идет о применении нагрузок со значительными объемами и интенсивностью, увеличении участия в подготовительных и основных соревнованиях в течение года. Во втором - о широком внедрении в систему подготовки комплекса восстановительных средств, в значительной степени улучшающих спортивную работоспособность за счет повышения возможностей ведущих систем организма переносить высокоинтенсивные тренировочные и соревновательные нагрузки, а также за счет снижения травматизма и заболеваний спортсменов [3].
Таким образом, без учета современных взглядов и подходов в подготовке спортсменов уже невозможно достичь высоких результатов на международной арене. Это требует поиска более эффективных путей ин-© Третьяк А.Н., 2009
тенсификации процессов подготовки без увеличения объемов и длительности тренировочных нагрузок. Важное значение, в этом случае, отводится выбору оптимальных форм восстановления у спортсменов высокой квалификации.
Вместе с тем, можно констатировать тот факт, что в публикациях еще не нашли должного отражения решение проблем интенсификации процесса восстановления у спортсменов высокой квалификации.
Работа выполнена по плану НИР Донецкого государственного института здоровья, физического воспитания и спорта.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель работы - исследование интенсификации процесса восстановления у спортсменов высокой квалификации.
Задачи работы: 1. Теоретически определить основу состояния процессов утомления и восстановления организма, а также рассмотреть методы и средства восстановления и повышения работоспособности.
2. Провести анализ проявления индивидуальных особенностей спортсменов к восстановлению.
3. Проанализировать применение принципа комплексности в тренировочном процессе при восстановлении.
Результаты исследования.
Развертывание и быстрота восстановительных процессов тесно связаны с тремя группами факторов:
- особенностями тренировочных нагрузок (направленность, объем, интенсивность, продолжительность, нервно-эмоциональная напряженность и др.);
- состоянием спортсмена (пол, возраст, уровень тренированности, индивидуальные особенности и пр.);
- экологическими факторами окружающей среды.
Фазы восстановительного периода
В восстановительном периоде после тренировки различают три фазы:
- первая: в результате выполнения работы наступает утомление, работоспособность снижается, а затем постепенно возвращается к дорабочему состоянию;
- вторая: работоспособность продолжает возрастать до величин, превышающих уровень работоспособности. Наступает эффект сверхвосстановления (суперкомпенсации);
- третья: через некоторое время достигнутый уровень сверхисходного состояния работоспособности возвращается к исходному уровню до тренировки [6, 10].
Следует подчеркнуть, что в научных исследованиях установлено: процессы восстановления можно совершенствовать.
Скорость восстановления работоспособности после тренировочных нагрузок - один из основных критериев оценки тренированности человека. Спортсмены высокой квалификации отличаются от обычных людей не только высокой физической работоспособностью, но и быстрым восстановлением.
Средства восстановления в современной спортивной практике целесообразно применять в следующих основных направлениях:
1. В период соревнований для направленного воздействия на восстановительные процессы не только после выступления спортсменов, но и во время их проведения или перед началом соревнований.
2. Непосредственно в различных формах учебнотренировочного процесса для повышения уровня функциональных возможностей спортсменов, развития двигательных качеств и совершенствования технико-тактического мастерства.
В тренировочном процессе необходимо планировать восстановительные мероприятия на трех условных уровнях:
- основном;
- оперативном; \
- текущем.
Восстановительные мероприятия основного уровня направлены на нормализацию функционального состояния организма спортсменов в результате суммарной нагрузки отдельного микроцикла, а также на нормализацию процессов утомления от кумулятивного воздействия серии тренировочных нагрузок.
Оперативное восстановление функционального состояния спортсменов следует осуществлять в процессе каждого тренировочного занятия с учетом закономерностей развития и компенсации утомления в этом занятии.
Текущее восстановление направлено на обеспечение оптимального функционального состояния спортсменов в процессе или после нагрузки на отдельных занятиях в целях подготовки к очередной работе [6, 7, 8, 9].
Для повышения эффективности восстановительных мероприятий многие специалисты рекомендуют комплексное применение различных восстановительных средств. В современной системе восстановления спортсменов выделяют: педагогические, гигиенические, медико - биологические и психологические средства.
Основные направления применения педагогических средств восстановления.
- Рациональное планирование тренировочного процесса с учетом этапа подготовки, условий тренировок и соревнований, пола и возраста спортсменов, их функционального состояния, особенностей учебной и трудовой деятельности, бытовых и экологических условий.
- Оптимальная организация и программирование тренировок в макро-, мезо- и микроциклах, обеспечивающих рациональное соотношение различных видов, направленности и характера тренировочных нагрузок и их динамическое развитие.
- Правильное сочетание в тренировочном процессе общих и специальных средств подготовки.
- Рациональное сочетание тренировочных и соревновательных нагрузок с необходимыми восстановительными циклами после напряженных тренировок и соревнований.
- Рациональное сочетание в тренировочном процессе различных микроциклов: втягивающего, развивающего, ударного, восстановительного с умелым использованием облегченных микроциклов и тренировок.
- Систематическое применение тренировок в горных условиях в целях повышения спортивной работоспособности и ускорения восстановительных процессов.
- Оптимальное планирование тренировок в микроциклах с обеспечением необходимой вариативности тренировочных нагрузок, периодов пассивного и активного отдыха, применения эффективных восстановительных средств и методов.
- Обязательное использование после напряженных соревнований или соревновательного периода специальных восстановительных циклов с широким включением восстановительных средств, активного отдыха с переходом на другие виды физических упражнений и использованием благоприятных экологических факторов.
- Систематический педагогический, врачебный контроль и самоконтроль за функциональным состоянием, переносимостью тренировочных и соревновательных нагрузок и необходимая коррекция тренировочного процесса спортсменов с учетом этих данных.
- Важным педагогическим средством стимуляции восстановительных процессов является правильное построение тренировочного занятия. При этом следует соблюдать следующие основные положения:
- выполнение полноценной разминки перед тренировкой;
- выполнение упражнений для активного отдыха в интервалах между тренировочными нагрузками в одном занятии;
- использование пассивного отдыха в состоянии полного расслабления в оптимальной позе;
- выполнение упражнений в расслаблении в интервалах между тренировочными нагрузками и после
занятий;
- применение упражнений и специальных средств с целью создания положительного эмоционального фона для последующего выполнения основной тренировочной работы на более высоком уровне;
- выполнение индивидуально подобранных упражнений для заключительной части тренировки (заминки);
- после тренировки обязательно выполняются восстановительные упражнения.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ
- оптимальные социально-гигиенические факторы микросреды, быта, учебы и трудовой деятельности спортсмена,
- рациональный суточный режим,
- личная гигиена,
- закаливание,
- специализированное питание,
- оптимальные условия проведения тренировок и соревнований,
- планирование подготовки с учетом биоритмов, психогигиены,
- отказ от вредных привычек,
- профилактика травм,
- специальные средства повышения работоспособности и восстановления,
- специализированные комплексы для быстрой адаптации в сложных условиях, реабилитационные мероприятия после травм и заболеваний.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
прежде всего, нужно отметить следующие:
- гидропроцедуры - теплый, горячий, контрастный души, различные виды ванн, восстановительное плавание;
- различные виды спортивного массажа - общий восстановительный, частный восстановительный, предварительный разминочный, гидромассаж, самомассаж;
- различные методики приема банных процедур -баня с паром, кратковременная баня, баня с контрастными водными процедурами;
- ультрафиолетовое облучение, аэроионизация и др.;
- «функциональная» цветомузыка и т.д.;
- средства общего воздействия (души, ванны, ультрафиолетовое облучение, аэроионизация и др.) оказывают немалый общеукрепляющий и восстанови тельный эффект;
- средства локального воздействия применяются при преимущественной нагрузке и утомлении определенных групп мышц [2, 3, 5].
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ
Медико-биологические средства восстановления и
повышения работоспособности включают в себя следующие основные группы:
- фармакологические средства восстановления;
- кислородотерапию;
- теплотерапию.
Фармакологические средства в спортивной медицине применяются в следующих целях:
- для улучшения восстановительных процессов;
- после больших тренировочных и соревновательных нагрузок;
- для повышения устойчивости и сопротивляемости организма;
- для профилактики перенапряжений;
- для лечения различных заболеваний.
Они способствуют улучшению многих психофизиологических функций организма, повышению иммунитета, совершенствованию нервной и эндокринной регуляции, активизации ферментативных систем организма.
Следует особо подчеркнуть, что только врач имеет право назначать лекарственные средства! Самостоятельное их применение спортсменами совершенно недопустимо.
В целях стимуляции восстановительных процессов и повышения спортивной работоспособности применяются следующие виды кислородотерапии.
Кислородные коктейли - витаминно-питательные напитки с растворенным в них кислородом.
Гипербарическая оксигенация - дыхание кислородом или кислородными смесями под давлением, превышающим атмосферное. Для проведения гипер-барической оксигенации используют специальные барокамеры.
Тепловые процедуры (соллюкс, парафиновые, грязевые и озокеритовые аппликации, местные ванны и другие процедуры) широко применяются для быстрейшего снятия локального утомления мышц и, особенно в случаях их значительного перенапряжения.
Электросон путем воздействия электрическим током на корковые процессы оказывает успокаивающее действие, нормализует регуляцию вегетативных функций. Рекомендуется применять при нарушениях сна, возникающих при значительном переутомлении спортсменов.
Электростимуляция способствует повышению работоспособности мышц, ускорению восстановительных процессов, улучшению реабилитации после травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата спортсменов. При электростимуляции воздействие электрических импульсов вызывает титанические сокращения мышечных волокон с последующим их расслаблением, что повышает сократительную способность мышц, улучшает условия лимфо и кровотока, воздействует обезболивающе.
Следует особо отметить, что в последнее время в подготовке спортсменов стали широко применять различные адаптогены - лекарственные средства растительного и животного происхождения или синтезированные химическим путем, повышающие неспецифическую устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды [2, 10, 12].
В систему психологической подготовки входят не только средства собственного воздействия на поведение и деятельность спортсмена, но и методы психодиагностики, включающие изучение:
- специальных способностей;
- анализ особенностей личности;
- психодинамического статуса спортсмена;
- контроль за его текущим состоянием;
- изучение социально-психологической структуры малой группы (команды).
Психологическая подготовка представляет собой или воздействие на спортсмена со стороны тренера, психолога, других специалистов (так называемая гетерорегуляция), или самостоятельные воздействия (ауторегуляция).
Среди средств психической регуляции наиболее эффективны следующие:
1. Психолого-педагогические, основанные на воздействии словом:
- Убеждение;
- Внушение;
- деактуализациия (занижение возможностей соперников);
- формирование «внутренних опор» (создание у спортсмена уверенности в своем преимуществе по отдельным разделам подготовки);
- рационализация (объяснение спортсмену реальных механизмов неблагоприятного состояния, из которого легко виден выход);
- сублимация (вытеснение направленности мыслей спортсмена о возможном исходе соревнований и замена их установкой на определенные техникотактические действия);
- десенсибилизация (моделирование наиболее неблагоприятных ситуаций предстоящего соревнования).
2. Комплексные методы релаксации и мобилизации в форме аутогенной, психомышечной, психорегулирующей, психофизической, идеомоторной и ментальной тренировок.
3. Аппаратурные средства воздействия: использование ритмической музыки, цветомузыки, видеоизображения, фильмов со скрытыми титрами успокаивающего или мобилизирующего характера.
4. Психофизиологические воздействия: массаж, тонизирующие движения, произвольная регуляция ритма дыхания, воздействие холодом, фармпрепаратами естественного происхождения (например, элеутерококком), двигательные и мимические упражнения из группы «гимнастики чувств» [4, 10, 9, 11].
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ
Стратегия и тактика применения восстановительных средств в подготовке спортсменов зависят от следующих основных факторов:
- особенностей вида спорта;
- педагогических задач на данном этапе подготовки;
- пола, возраста, спортивного стажа, функционального состояния спортсменов;
- направленности, объема и интенсивности тренировочных нагрузок;
- состояния эмоциональной сферы и психического утомления спортсменов;
- условий для тренировок и быта;
- особенностей питания;
- климатического фактора и экологической обстановки.
Выводы.
1. Сочетание процессов утомления и восстановления - физиологическая основа постоянной и долговременной адаптации организма к физическим и спортивным нагрузкам. Поэтому применение различных восстановительных средств и методов после тренировочных и соревновательных нагрузок рассматривается как неотъемлемая составная часть подготовки спортсменов.
Среди факторов, оптимизирующих подготовку спортсменов, основное место занимают различные средства и методы восстановления и повышения спортивной работоспособности. В каждом случае в процессе выбора и разработки восстановительных мероприятий необходимо учитывать основные функциональные звенья, обеспечивающие работоспособность в данном виде спорта, и конкретные, лимитирующие работу звенья данного спортсмена.
При этом:
- с одной стороны, используемое средство должно быть достаточным для обеспечения восстановительных реакций и предупреждения срыва механизмов адаптации,
- а с другой - не должно снижать эффективность тренировки, ее воздействие на скорость течения естественных восстановительных процессов.
2. В процессе разработки комплексов средств восстановления и повышения работоспособности всегда следует учитывать индивидуальные особенности спортсменов, а также генетически заложенные в их организме способности к восстановлению.
Необходимо особо подчеркнуть, что для рационального планирования тренировочных нагрузок в рамках восстановительных мероприятий всегда нужно иметь информацию об особенностях развития процессов утомления и восстановления в организме спортсменов после отдельных тренировочных занятий, а также о кумулятивном эффекте нескольких различных по направленности, характеру и величине тренировочных нагрузок в недельном тренировочном микроцикле.
3. Важно, чтобы принцип комплексности применения восстановительных средств постоянно осуществлялся во всех звеньях тренировочного процесса: макро-, мезо- и микроциклах, а также в процессе тренировочного дня.
Перспективой дальнейших исследований может быть составление комплекса восстановительных мероприятий (на основе теоретических и практических ис-
следований) для спортсменов разной квалификации.
Список литературы
1. Бальсевич В.К. Перспектива развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания / В.К. Бальсевич // Теор. и практ. физ. культ. - 1999. - № 4. - С. 21 - 25.
2. Журавлева А.И. Спортивная медицина и лечебная физкультура / А.И. Журавлева, Н.Д. Граевская - М.: Медицина, 1999. - 266с.
3. Зотов В.П. Восстановление работоспособности в спорте / В.П. Зотов. - К.: Здоров’я, 1990. - 200с.: ил.
4. Кузин В.В. Система восстановления и повышения спортивной работоспособности / В.В. Кузин, А.П. Лаптев. - М.: РГАФК, 1999. - 31с.
5. Лаптев А.П. О системе гигиенического обеспечения спортивной подготовки / А.П. Лаптев // Теор. и практ. физ. культ. - 1975. - № 3. - С. 71 - 73.
6. Матвеев Л.П.Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 286с.
7. Матвеев Л.П. Общая теория спорта / Л.П. Матвеев. - М.: Воениз-
дат, 1997. - 305с.
8. Моногаров В.Д. Утомление в спорте / В.Д. Моногаров. - К.: Здоров’я, 1986. - 120с.
9. Платонов В.Н. Адаптация в спорте / В.Н. Платонов. - К.: Здоровье, 1988. - 216с.
10. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - К.: Олимпийская литература, 1997. - 186с.
11. Родионов А.В. Психолого - педагогические методы повышения эффективности спортивной деятельности в спорте: автореф. докт. дис./ А.В. Родионов. - М., 1990. - 44с.
12. Сейфулла Р.Д. Спортивная фармакология / Р.Д. Сейфулла. - М.: Московская правда, 1999. - 118с.
Поступила в редакцию 24.10.2009г.
Третьяк Андрей Николаевич;