Key words: boxing, female students, specializations, sport, physical training. УДК 7.08
И.В. Склярова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СПОРТСМЕНОВ СБОРНОЙ КОМАНДЫ ВУЗа18
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, scl@mail.ru
Значительные нагрузки, как спортивные, так и учебные которые переносят спортсмены сборной команды ВУЗа, требуют поиска средств восстановления их работоспособности в условиях оптимизации тренировочного процесса, а также при подготовке к соревнованиям и в период их проведения. Поэтому знание закономерностей развития утомления и восстановления организма спортсмена имеет важное теоретическое и практическое значение.
Одним из наиболее распространенных в спортивной практике понятий является «работоспособность». Работоспособность человека можно определить, как способность выполнять работу с максимальной отдачей физических и духовных сил [1].
Определить работоспособность человека можно по отношению к любому виду деятельности (умственной, физической, сенсорной), к любому виду работы, однако для различных видов работы у одного и того же человека работоспособность будет разной. Поскольку к разным видам работы у людей имеются разные способности (потенциальные и актуализированные), один спортсмен может превосходить другого по работоспособности в одном виде деятельности и уступать ему в другом. Кроме того, у спортсмена в ходе деятельности работоспособность одной системы может снижаться, а другой -повышается. Это затрудняет оценку работоспособности в целом.
В повседневной жизни работоспособность используется не максимально, тогда как спортивная деятельность, особенно соревновательная, наоборот,
18 I.V.Sklyarova Pedagogical means of efficiency restoration athletes, members of the team of the university / St. Petersburg Polytechnic University Peter the Great, St. Petersburg
требует ее максимального проявления. Проявление работоспособности -степень мобилизации спортсменом своих возможностей - в значительной мере зависит от психологических факторов, в частности от мотивации спортсмена: чем сильнее потребность, тем сильнее формируемый на основе этой потребности мотив, тем большие усилия проявляет спортсмен для достижения поставленной цели. Однако для каждого мотива есть предельный уровень, выше которого он снижает свое стимулирующее воздействие. В спортивной деятельности это выражается в том, что очень большое желание спортсмена показать высокий результат часто не улучшает, а ухудшает результат. Спортивная практика дает многочисленные примеры тому, что чрезмерно высокая мотивация мешает проявить наиболее полно свои возможности. Не случайно отсутствует соответствие между значимостью соревнований и результатами, показываемыми на них спортсменами. Скорее наоборот: чем ответственнее соревнование, тем меньше шансов, что спортсмены покажут рекордные результаты. Во всяком случае, статистика утверждает, что 65-75% участников крупнейших международных соревнований не устанавливают на них свои личные результаты, а делают это при стартах меньшей значимости.[2] Уровень современной системы подготовки спортсменов предполагает дальнейший рост физических и психических нагрузок, что в свою очередь будет увеличивать и степень утомления. Способность преодолевать утомление, возникающее в процессе соревновательной деятельности, в значительной степени обуславливает достижение высоких спортивных результатов [2]. Значительные нагрузки, которые переносят спортсмены, требуют интенсивного поиска средств восстановления их работоспособности в условиях оптимизации тренировочного процесса, а также при подготовке к соревнованиям и в период их проведения. Улучшение результатов в спорте обусловлено внедрением в подготовку спортсменов научно обоснованных средств управления тренировочным процессом и восстановления организма спортсменов. В первом случае речь идет о применении нагрузок со значительными объемами и интенсивностью, увеличении участия в подготовительных и основных соревнованиях в течение года. Во втором - о широком внедрении в систему подготовки комплекса восстановительных средств, в значительной степени улучшающих спортивную работоспособность за счет повышения возможностей ведущих систем организма переносить высокоинтенсивные тренировочные и соревновательные нагрузки, а также за
счет снижения травматизма и заболеваний спортсменов [3].
Развертывание и быстрота восстановительных процессов тесно связаны с тремя группами факторов:
- особенностями тренировочных нагрузок (направленность, объем, интенсивность, продолжительность, нервно-эмоциональная напряженность и
др.);
- состоянием спортсмена (пол, возраст, уровень тренированности, индивидуальные особенности и пр.);
- экологическими факторами окружающей среды.
В восстановительном периоде после тренировки различают три фазы:
- первая: в результате выполнения работы наступает утомление, работоспособность снижается, а затем постепенно возвращается к «дорабочему» состоянию;
- вторая: работоспособность продолжает возрастать до величин, превышающих уровень работоспособности. Наступает эффект сверхвосстановления (суперкомпенсации);
- третья: через некоторое время достигнутый уровень сверх исходного состояния работоспособности возвращается к исходному уровню до тренировки [3].
Восстановительные процессы - важнейшее звено работоспособности спортсмена. Способность к восстановлению при мышечной деятельности является естественным свойством организма, существенно определяющим его тренируемость. Поэтому скорость и характер восстановления различных функций после физических нагрузок являются одним из критериев оценки функциональной подготовленности спортсменов [2].
Следует подчеркнуть, что в научных исследованиях установлено: процессы восстановления можно совершенствовать [2,3]. Скорость восстановления работоспособности после тренировочных нагрузок - один из основных критериев оценки тренированности человека. Спортсмены высокой квалификации отличаются от обычных людей не только высокой физической работоспособностью, но и быстрым восстановлением.
Существует несколько классификаций восстановительных средств в спорте в зависимости от характеристики направленности и механизма их действия, времени применения и др. Но в практике работы тренера в целях правильного подбора средств и организации восстановительных мероприятий
средства восстановления принято делить на педагогические, психологические и медицинские. Педагогические средства - основные и наиболее естественные [2].
К ним относятся:
- Рациональное планирование тренировочного процесса с учетом этапа подготовки, условий тренировок и соревнований, пола и возраста спортсменов, их функционального состояния, особенностей учебной и трудовой деятельности, бытовых и экологических условий.
- Оптимальная организация и программирование тренировок в макро-, мезо- и микроциклах, обеспечивающих рациональное соотношение различных видов, направленности и характера тренировочных нагрузок и их динамическое развитие.
- Правильное сочетание в тренировочном процессе общих и специальных средств подготовки.
- Рациональное сочетание тренировочных и соревновательных нагрузок с необходимыми восстановительными циклами после напряженных тренировок и соревнований.
- Рациональное сочетание в тренировочном процессе различных микроциклов: втягивающего, развивающего, ударного, восстановительного с умелым использованием облегченных микроциклов и тренировок.
- Оптимальное планирование тренировок в микроциклах с обеспечением необходимой вариативности тренировочных нагрузок, периодов пассивного и активного отдыха, применения эффективных восстановительных средств и методов.
- Обязательное использование после напряженных соревнований или соревновательного периода специальных восстановительных циклов с широким включением восстановительных средств, активного отдыха с переходом на другие виды физических упражнений и использованием благоприятных экологических факторов.
- Систематический педагогический, врачебный контроль и самоконтроль за функциональным состоянием, переносимостью тренировочных и соревновательных нагрузок и необходимая коррекция тренировочного процесса спортсменов с учетом этих данных.
- Важным педагогическим средством стимуляции восстановительных процессов является правильное построение тренировочного занятия. При этом
следует соблюдать следующие основные положения:
- выполнение полноценной разминки перед тренировкой;
- выполнение упражнений для активного отдыха в интервалах между тренировочными нагрузками в одном занятии;
- использование пассивного отдыха в состоянии полного расслабления в оптимальной позе;
- выполнение упражнений в расслаблении в интервалах между тренировочными нагрузками и после занятий;
- применение упражнений и специальных средств с целью создания положительного эмоционального фона для последующего выполнения основной тренировочной работы на более высоком уровне;
- выполнение индивидуально подобранных упражнений для заключительной части тренировки (заминки);
- после тренировки обязательно выполняются восстановительные упражнения [2].
В процессе разработки комплексов средств восстановления и повышения работоспособности всегда следует учитывать индивидуальные особенности спортсменов, а также генетически заложенные в их организме способности к восстановлению. Для рационального планирования тренировочных нагрузок в рамках восстановительных мероприятий всегда нужно иметь информацию об особенностях развития процессов утомления и восстановления в организме спортсменов после отдельных тренировочных занятий, а также о кумулятивном эффекте нескольких различных по направленности, характеру и величине тренировочных нагрузок в недельном тренировочном микроцикле. Важно, чтобы принцип комплексности применения восстановительных средств постоянно осуществлялся во всех звеньях тренировочного процесса: макро-, мезо- и микроциклах, а также в процессе тренировочного дня.
Однако, несмотря на очевидную необходимость и логичность планомерного использования широко круга средств восстановления в подготовке квалифицированных спортсменов, на практике проблема рационального соотношения тренировочных нагрузок и восстановительных мероприятий требует дополнительных исследований.
Список литературы
1. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / Солодков А. С, Сологуб Е.Б. - Изд. 4-е, исп. и доп.. - М.: Советский спорт, 2010. - 620 с.:
ил.
2. Мирзоев О.М. Применение восстановительных средств в спорте. СПб., 2007. 160 с.
3. Пешков В.Ф. Физические и психологические средства восстановления работоспособности в процессе спортивной и учебной деятельности // Омск, 2009.
Резюме. И.В. Склярова Педагогические средства восстановления работоспособности спортсменов сборной команды ВУЗа.
На основе изучения литературы определены закономерности развития утомления в результате спортивной деятельности и пути восстановления организма спортсменов. Особое внимание уделено педагогическим средствам восстановления.
Ключевые слова: работоспособность, утомление, восстановительные процессы, педагогические средства восстановления.
Summary. I.V.Sklyarova Pedagogical means of efficiency restoration athletes, members of the team of the university.
On the basis of the literature identified patterns of fatigue due to sports activities and ways to restore the body athletes. Particular attention is paid to the pedagogical means of recovery.
Keywords: performance, fatigue, recovery processes, pedagogical tools restore functionality.