ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В УЧЕБНО -ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ 10 - 16 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ
ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ
Ситникова Н.С.
Классический приватный университет
Аннотация. В статье предложена программа коррекционных мероприятий в учебно-тренировочном процессе юных спортсменов 10 - 16 лет, систематически занимающихся легкой атлетикой Применение данной программы внесет свои коррективы в оптимизацию учебно-тренировочного процесса с целью достижения более высоких спортивных результатов и сохранения на должном уровне здоровья детей. Ключевые слова: коррекционные мероприятия, юные спортсмены, учебно-тренировочный процесс, работоспособность функциональное состояние, водный тренинг.
Анотація. Сітнікова Н.С. Застосування програми коректувальних заходів в учбово-тренувальному процесі юних спортсменів 10 - 16 років, які займаються легкою атлетикою. У статті запропонована програма коректувальних заходів в учбово-тренувальному процесі юних спортсменів 10 - 16 років, які систематично займаються легкою атлетикою Вживання даної програми внесе свої корективи в оптимізацію учбово-тренувального процесу з метою досягнення більш високих спортивних результатів та збереження на належному рівні здоров'я дітей.
Ключові слова: коректувальні заходи, юні спортсмени, учбово-тренувальний процес, працездатність, функціональний стан, водний тренінг.
Annotation. Sitnikova N. S. Application of the program of correction measures in the training process of young sportsmen 10 - 16 years, engaged in track-and-field. In a paper the program of correctional provisions in educational training process of juvenile sportsmen 10 - 16 years regularly engaged in track and field athletics is offered. Application of the given program will bring in the corrective amendments to optimization of educational training process with the purpose of reaching higher sports results and conservations up to the mark health of children.
Keywords: correctional provisions, juvenile sportsmen, educational training process, work capacity, functional state, water training.
Введение.
В современном детско-юношеском спорте проблема восстановления так же важна, как и сама тренировка, поскольку невозможно достичь высоких результатов только за счет увеличения объема работы и интенсивных нагрузок.
Современный темп спортивной жизни, низкий социально-экономический уровень обеспечения сложная психологическая обстановка чаще приводят к ухудшению физического состояния, снижению функциональных возможностей, плохой адаптации, росту неблагоприятных изменений в организме и появлению различных заболеваний. Эффективность подготовки юного спортсмена во многом зависит от правильного отношения тренера к восстановительным средствам, а также осознания им того, что использование многих восстановительных средств, в работе с юными спортсменами - совсем не безобидная мера, способная лишь ускорить протекание восстановительных процессов. Каждая восстановительная процедура - это сама по себе уже дополнительная нагрузка на организм, предъявляющая порой значительные требования к его функциональным системам. Таким образом, игнорирование этого может привести к тяжелому переутомлению Планируя использование восстановительных средств, в процессе подготовкиюного спортсмена, следует руководствоватьсяи тем, что применение наиболее мощных средств, приведет к раннему к ним привыканию, и они не окажутся эффективными на поздних этапах многолетнего совершенствования когда это действительно необходимо[1,2,3,6,7].
В последние годы значительное число диссертационных исследований посвящено изучению морфофункциональных изменений развивающегося организма при занятиях тем или иным видам спортивной деятельности, достигнуты успехи в организации тренировочного процесса юных спортсменов в различных видах спорта, есть работы, которые касаются индивидуального подхода, организации новых методов и т.д. Однако практически нигде не встречаются работы, которые посвящены особенностям контроля и коррекции процесса восстановления развивающегося организма между тренировочными занятиями в пределах микроциклов и мезоциклов. Основное внимание, восстановительным мероприятиям уделяется спортсменам высокого класса на уровне мастеров спорта международного класса, а вот именно детского организма, на этапе начальной подготовки, начальной специализации, таких работ, к сожалению нет.
Очевидно, что любой организм под воздействием физических нагрузок адаптируется к ним и требует определенного процесса восстановления, потому что эффективность тренировочных занятий в большей степени зависит от того на каком уровне организм приходит к следующему тренировочному занятию, т.е. на каком этапе восстановления. Тем более это касается детского организма, а наш возраст в работе 10 - 16 лет
- это еще дети и подростки, и юноши. Тут явное не завершенное развитие и игнорирование применение восстановительных мероприятий просто не допустимо.
Вместе с тем, практически не изученным является вопрос относительно оптимизации двигательной подготовленности функционального состояния и адаптационных возможностей детей школьного возраста в
процессе их систематических занятий спортом с помощью коррекционных мероприятий. Актуальность и, несомненно, практическая значимость данной проблемы послужили предпосылками для настоящего исследования.
Работа выполнена по плану НИР Классического приватного университета
Формулирование целей работы
Целью исследования стало разработать и применить в учебно-тренировочный процесс юных легкоатлетов конкретную, систематическую программу коррекционных мероприятий и определить степень эффективности ее применения в оптимизации двигательной подготовленности и функционального состояния школьников10-16 лет, систематически занимающихся легкой атлетикой
Исходя из цели, в работе были поставлены следующие задачи:
1. Разработать программу коррекционных мероприятий для реализации ее в учебно-тренировочный процесс юных легкоатлетов 10 - 16 лет.
2. Отобрать экспериментальные группы для проведения данного исследования и определить степень эффективности разработанной нами программы коррекционных мероприятий для обследованного контингенташкольников 10-16 лет.
Организация и методы исследования. В соответствии с целью и задачами исследования нами была разработана и предложена программа коррекционных мероприятий, которую мы рекомендуем использовать в учебно-тренировочном процессе, как дополнительные занятия (Рис. 1). Разработанная нами программа включала следующие мероприятия: юным спортсменам 10 - 12 лет предлагается использовать раз в неделю водный тренинг, гидромассаж и ежедневно самомассаж; юным спортсмены 13-14 лет рекомендуется применять раз в неделю водный тренинг, гидромассаж, ежедневно самомассаж и второй раз в неделю добавить тепловые процедуры (баня с элементами аромотерапии (хвои и эвкалипта)); спортсмены 15 - 16 лет использовали теже средства с добавлением БАД (L-карнитин). Данный препарат выдавался врачом клуба по 1 таблетки 2 раза в сутки после еды в течение 30 дней.
Для проведения данного эксперимента было обследование 109 мальчиков в возрасте 10-16 лет, систематически занимающихся легкой атлетикой по традиционной программе. Все школьники были разделены на две группы контрольную (67 мальчиков) и экспериментальную (42 мальчика), представителям которой рекомендовалось пройти в течение всего исследования курс коррекционных мероприятий Исследование проводилось в период с сентября 2006 по апрель 2007 года.
В процессе начального обследования и для отбора детей в экспериментальные группы регистрировали, oPWC150 (кгм/мин/кг), оМПК (мл/мин/кг), уровень общей, скоростной скоростно-силовой выносливости, резервные возможности организма и общий уровень физической подготовленности с использованием компьютерной программы “ШВСМ», а также величины интегральных параметром системы кровообращения и внешнего дыхания. Все полученные в ходе исследования данные были обработаны с использованием статистического пакета Microsoft Excel.
Сравнительный анализ изученных в работе начальных параметров был проведен нами отдельно в рамках каждой возрастной группы.
Результаты исследо вания.
Тренировка юного спортсмена должна в целом обеспечивать эффективное течение процессов восстановления, но лишь при правильном построении и строгой индивидуализации. Поэтому, составляя данную программу для детей и подростками, мы применили лишь наиболее простые средства восстановления, которые могут использоваться в процессе подготовки юных спортсменов и способствовать естественным процессам восстановления повышать его эффективность
Рис.1. Схема проведения программы коррекционных мероприятий в экспериментальных группах юных
легкоатлетов 10 -16 лет.
К ним относятся: водный тренинг, гидромассаж, саммомассаж, тепловая процедура (баня с элементами аромотерапии) и биологически активные добавки, которые способствуют повышению работоспособности быстрому восстановлению, улучшают обменные процессы и укрепляют иммунную систему организма.
Водный тренинг способен улучшить и поддержать на должном уровне физическую подготовку, а также помочь развитию определенных навыков, повысить работоспособность спортсменов, а возможность сменить среду вносит разнообразие в тренировочный процесс. Занятия водным тренингом должны начинаться с разминки достаточной продолжительности и завершаться полноценными восстановительными упражнениями. Однако водная среда вносит свою специфику в структуру занятий.
Задача подготовительной части является разогрев и акклиматизация к воде. Можно в этой части выделить три фазы. Первая - пассивный разогрев за счет приема теплого душа, что важно и с точки зрения гигиены. Вторая - активный разогрев на суше. Третья - активная разминка в воде. Продолжительность подготовительнойчасти составляет от 10 - 12% от всего времени занятий. Основная часть занимает около 80% времени от всего занятия. Занятие в основной части проводится как на мелкой воде, так и на глубокой!
В заключительной части рекомендуется использовать различного рода игры, упражнения на расслабления и свободное спокойное плавание [3,4,5].
Занятия необходимо проводить систематически, раз в неделю, начиная с более легких заданий и постепенно повышать нагрузку за счет увеличения количества повторений, изменения условий выполнения, использования игр, эстафет, увеличения длительности занятий. В зависимости от температуры воздуха и воды следует регулировать время нахождения детей в воде, чтобы не было переохлаждения. Перед началом работы на воде необходимо провести технику безопасности, проверить исправность инвентаря. Занятия для детей 10-12 лет проводятся на неглубокойводе, при температуре не ниже +25 градусов, до 30 минут. Для детей 13-16 - на мелкой и глубокойводе, до 45 минут при той же температуре воды [5].
Гидромассаж - следующая по интенсивности процедура Он обеспечивает термические нагрузки, является прекрасной тренировкой сосудов и способствует усилению циркуляции крови и лимфы. Кроме того, он выполняет гигиенические функции, улучшает кожное дыхание, оказывает массирующее воздействие на кожу и подкожные ткани. В своей программе мы предлагаем: дождевой и игольчатый
гидромассаж. Эти методы не требуют больших затрат времени, физиологически обоснованы и доступны Продолжительность процедуры в сочетании с последующим растиранием 3 - 4 минуты.
Каждого юного спортсмена и подростка надо научить основным приемам самомассажа и ежедневно делать его. Мы предлагаем такие приемы как: разминание, потряхивание, растирание, движение в суставах. Лучшее время для этого - после тренировки или незадолго до сна, продолжительность 15 - 20 минут.
Влияние банных процедур заключается в особом воздействии на организм температурных раздражителей горячего, насыщенного водяным паром воздуха. Воздействие этих процедур проявляется в прину дительномпрогревании организма, вызывающем изменения терморегу лирующейфункции человека и соответствующей реакции сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и других систем. Температура воздуха не должна превышать 40 - 55 градусов, влажность его до 85 - 95%, продолжительность пребывания от 5 до 20 минут. Большие возможности для восстановления сил и повышения работоспособности будут иметь бани с насыщенными ароматами хвои, эвкалипта, ромашки [4,6,7].
Тренировочная и соревновательная деятельность спортсменов, занимающихся легкой атлетикой, связана с различными энергозатратами. Использование, в нашей программе, биологически активной добавки, как Ь - карнитин, будет; способствует повышению физической работоспособности функционального состояния и увеличению адаптационных возможностей спортсменов систематически занимающихся спортивной деятельностью.
Для получения объективных данных относительно применения предложенной нами программы коррекционных мероприятий и изучения степени ее эффективности в оптимизации двигательной подготовленности и функционального состояния школьников 10-16 лет, систематически занимающихся легкой атлетикой, нами было проведено обследование мальчиков - легкоатлетов по изученным параметрам.
Расчет данных параметров производился с помощью компьютерныхпрограммы «ШВСМ» и «ШВСМ
- интеграл» (авторы - д.м.н., профессор Шаповалова В. А., д.б.н., профессор Маликов Н.В., к.п.н., доцент Сватьев А.В.).
Таблица 1.
Величины изученных функциональных показателей у мальчиков 10 - 16 лет занимающихся легкой атлетикой, контрольной и экспериментальной групп в начале исследования (М ± т)
Основные показатели 10 - 12 лет 13 - 14 лет 15 - 16 лет
Контрольная Эксперимент Контрольная Эксперимент Контрольная Эксперимент
группа группа группа группа группа группа
oPWC150 10,06 ± 0,18 9,93 ± 0,25 11,01 ± 0,19 11,18 ± 0,20 11,93 ± 0,36 11,75 ± 0,33
оМПК 47,28 ± 0,88 47,07 ± 1,37 42,18 ± 1,08 41,65 ± 0,76 41,35 ± 0,69 39,82 ± 0,68
УФП 29,93 ± 1,15 28,02 ± 1,59 27,07 ± 1,24 27,20 ± 0,94 28,66 ± 1,34 26,56 ± 1,36
ОВ 35,82 ± 1,00 34,37 ± 1,71 33,03 ± 1,34 33,10 ± 1,30 35,38 ± 1,81 33,14 ± 1,88
СВ 15,11 ± 0,99 13,83 ± 1,45 18,93 ± 1,08 20,13 ± 1,21 24,53 ± 2,12 23,29 ± 1,92
ССВ 25,39 ± 0,85 25,06 ± 1,07 30,17 ± 0,91 30,46 ± 0,79 33,23 ± 1,39 35,75 ± 1,30
ИНссс 89,28±25,64 82,66±13,37 78,79±37,38 41,33 ± 8,04 72,31±20,17 56,10±16,58
ПЭРС 93,34±17,64 91,10±10,10 94,61±16,41 49,47 ± 8,31 74,22±24,56 85,42±25,37
АП 2,20 ± 0,57 1,70 ± 0,45 3,37 ± 1,03 1,56 ± 0,35 1,62 ± 0,38 1,84 ± 0,41
УФСссс 65,35 ± 3,17 63,35 ± 2,65 76,01 ± 3,22 71,84 ± 3,32 67,13 ± 3,16 61,16 ± 3,66
УФСвд 66,47 ± 2,98 67,29 ± 2,11 71,33 ± 2,88 70,17 ± 3,64 69,27 ±3,18 67,29 ± 3,18
Как видно из результатов представленных в таблице 1, в начале исследования, у юных спортсменов контрольной и экспериментальной групп были зарегистрированы не очень высокие для данного вида спорта абсолютные значения практически всех функциональных показателей, характеризующих уровень их общей физической работоспособности аэробной выносливости и энергообеспечения мышечной деятельности. Необходимо отметить также отсутствие статистически достоверных различий между представителями обеих групп в отношении величин всех использованных в работе функциональных параметров. Очевидно, таким образом, что в начале исследования, выбранные нами группы юных спортсменов, были достаточно однородны Безусловно, данный факт имеет важное значение, для получения объективных данных относительно изучения степени влияния того или иного фактора.
Выводы.
Очевидно, что знание данных изменений является необходимой основой для создания эффективной системы контроля, за состоянием здоровья занимающихся и коррекции учебно-тренировочного процесса. Применение данной программы внесет свои коррективы в оптимизацию учебно-тренировочного процесса с целью достижения более высоких спортивных результатов и сохранения на должном уровне здоровья тех детей, которые занимаются спортом
Дальнейшее исследование будет направлено на изучение оптимизации двигательной подготовленности функционального состояния и адаптационных возможностей детей школьного возраста в процессе их систематических занятий спортом с помощью коррекционных мероприятий.
Литература.
1. Волков В.М. Избирательное применение средств восстановления // Средства восстановления в спорте. -Смоленск: Смядынь, 1994. - С. 94 - 104.
2. Волков Л.В. Спортивная подготовкадетей и подростков - К.: Вежа, 1998. - 190с.
3. ГруеваЛ.Г. Гигиенические средства восстановления спортивной работоспособности // Медицинские средства восстановления спортивной работоспособности - М.: Г оскомспортСССР, 1987. - С. 37 - 59.
4. Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт. Серия «Панацея», Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 320 с.
5. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аквааэробика. Учебное пособие / Федерация аэробики России. - Москва, 2001. - 36 с.
6. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 864 с.
7. Платонов В.Н., Сахновский К.П. Подготовкаюного спортсмена. - К.: Рад. шк., 1988. - 288 с.
Поступила в редакцию 29.02.2008г.