Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ПО ПРОФИЛЮ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»'

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ПО ПРОФИЛЮ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ / СТУДЕНТЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / НАВЫКИ / PROJECT METHOD / TECHNOLOGICAL FIELD / STUDENTS / EDUCATION / SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муллер О. Ю., Щербина Н. Ю.

В статье описываются особенности проектного метода в контексте преподавания учебного материала студентам технологического профиля. Анализируются результаты исследований, согласно которым проектное обучение техническим специальностям на примере компьютерного моделирования повышает качество образования. Отмечается связь между спецификой преподавания технических предметов и требованиями концепции проектного метода в плане влияния на обучение коммуникативных, личностных и других факторов. Отмечается слабая изученность взаимосвязи между эффективностью проектного метода и влиянием на него степени коллективного взаимодействия, личностных способностей и подобных аспектов. Проблема исследования - реализация проектного метода для студентов технологического профиля в контексте динамично меняющихся потребностей рынка труда и нестабильности отношений между учебными учреждениями и производством. Целью данного исследования являлось выявление фактов, которые позволяют лучше представить особенности реализации проектного метода для учебных заведений технологического профиля. Методы исследования - комплексный анализ российских и зарубежных научных статей и статистических данных опросов. Основные результаты исследования говорят о том, что существует значительная взаимосвязь между личностными аспектами в образовании и качеством освоения учебного материала и навыков. Имеющиеся данные говорят о том, что, с одной стороны, групповое обучение способствует более эффективному усвоению знаний по сравнению с традиционным способом, а с другой стороны, есть основания полагать, что для повышения эффективности образования требуется воздействовать на развитие у студентов творческого и критического мышления и способности к самостоятельному решению проблем. Практическая значимость исследования заключается в том, что оно позволило выявить данные о педагогической стороне вопроса проекта внедрения проектного обучения. Теоретическая значимость вопроса заключается в получении объективных статистических данных, служащих основой для дальнейших исследований в данном направлением педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING OF THE PROJECT METHOD IN ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS OF STUDENTS IN THE FIELD OF TECHNOLOGICAL EDUCATION

The features of the project method in context of delivery of the educational materials are demonstrated in the article. The results of the researches, under which project-based education of technical specialties on the example of computer modeling increases the quality of education, are being analyzed. The author highlights the connection between specificity of teaching of technical subjects and requirements of the project method's concept with regard to the influence on teaching of communicative, personal and other factors. There is little study of connection between effectiveness of the project method and the its influence of the collective engagement on it, personal skills and such aspects. The problem of the study is realization of project method for students of technological field in context of changing labor market needs and instability of relationship between educational institutions and manufacturing. The goal of this study is to identify the factors which allow to study implementations of the project method for educational institutions of technological field better. The research methods are comprehensive analysis of russian and foreign scientific articles and statistical data of surveys. The main results of the research show that there is a particular and important relationship between personal aspects in education and quality of educational material's learning and skills. The available data depict that, on the one hand, group learning contributes to more effective learning in comparison to traditional approaches, and on the other hand, there are reasons to believe that the impact on the development of creative and critical thinking is required for increasing the education's effectiveness, and skills of independent problem solving. The theoretical relevance of the question consists in receiving objective statistical data which serve as a basis for further research in this field of pedagogics.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ПО ПРОФИЛЮ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»»

ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

О. Ю. Муллер

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Сургутский государственный университет» E-mail: olga_megion@mail.ru

OlgaYu.Muller

PhD (Education), Senior Lecturer at the Chair of Professional and Further Education Pedagogy, Surgut State University, Russia

Н. Ю. Щербина

Магистрант, БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Сургутский государственный университет» E-mail: natalja.sherbina@ yandex.ru

Natalya Yu. Shcherbina

Undergraduate, Surgut State University, Russia

УДК 378.11 Б 01: 10.24411/2071-6427-2020-10050

Применение проектного метода

в организации учебного процесса студентов по профилю «Технологическое образование»

В статье описываются особенности проектного метода в контексте преподавания учебного материала студентам технологического профиля. Анализируются результаты исследований, согласно которым проектное обучение техническим специальностям на примере компьютерного моделирования повышает качество образования. Отмечается связь между спецификой преподавания технических предметов и требованиями концепции проектного метода в плане влияния на обучение коммуникативных, личностных и других факторов. Отмечается слабая изученность взаимосвязи между эффективностью проектного метода и влиянием на него степени коллективного взаимодействия, личностных способностей и подобных аспектов.

Проблема исследования — реализация проектного метода для студентов технологического профиля в контексте динамично меняющихся потребностей рынка труда и нестабильности отношений между учебными учреждениями и производством.

Целью данного исследования являлось выявление фактов, которые позволяют лучше представить особенности реализации проектного метода для учебных заведений технологического профиля.

Методы исследования — комплексный анализ

Как цитировать статью: Муллер О. Ю., Щербина Н. Ю. Применение проектного метода в организации учебного процесса студентов по профилю «Технологическое образование»// Ценности и смыслы. 2020. № 5 (69). С. 136-146.

российских и зарубежных научных статей и статистических данных опросов.

Основные результаты исследования говорят о том, что существует значительная взаимосвязь между личностными аспектами в образовании и качеством освоения учебного материала и навыков. Имеющиеся данные говорят о том, что, с одной стороны, групповое обучение способствует более эффективному усвоению знаний по сравнению с традиционным способом, а с другой стороны, есть основания полагать, что для повышения эффективности образования требуется воздействовать на развитие у студентов творческого и критического мышления и способности к самостоятельному решению проблем.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно позволило выявить данные о педагогической стороне вопроса проекта внедрения проектного обучения.

Теоретическая значимость вопроса заключается в получении объективных статистических данных, служащих основой для дальнейших исследований в данном направлением педагогики.

Ключевые слова: проектный метод, технологический профиль, студенты, образование, навыки.

Проектный метод считается эффективным методом организации учебного процесса, поскольку заранее учитывает требования современности, а структура метода позволяет легко интегрировать его в сложившуюся систему образования многих стран [10]. Российский исследователь Е. П. Алисиевич отмечает, что проектный метод способствует решению важной проблемы в российском образовании: несоответствия уровня профессиональных и личностных качеств выпускников современным требованиям производства [1].

Философскую концепцию проектного метода создал американский ученый Джон Дьюи в конце XIXвека; впоследствии метод дорабатывался Уильямом Хердом Килпатриком, который представил итоговую версию метода в 1918 году. Практически сразу в развитых странах метод был признан очень эффективным, поскольку предоставлял наглядные результаты [2]. В Российской Федерации метод был назван «проектным», в США и некоторых других странах используется понятие Project-Based Learning или Experiential Learning Method (eLM) [12].

Философско-концептуальное обоснование проектного метода обучения представляется через трактовку сущности понятия «проект». В данном случае проект означает нечто, что всегда направлено на дости-

жение практического результата через осмысление идеи как начала деятельности, ее интерпретацию и последующее практическое применение.

Влияние проектного метода на качество образования признается учеными всего мира [3; 4; 8; 9]. Например, в Технологическом институте Джорджии (США) в 2017 году проводилось целенаправленное исследование влияния метода проектов на качество усвоения студентами учебного материала [13]. Данное исследование показало, что эффективность проектного метода в технологическом вузе во многом зависит от самих инструментов его реализации, а также от характера и качества взаимодействия между студентами и образовательной средой (прежде всего, с преподавателем). Это подтверждает теорию о том, что проектный метод реализуется за счет комплексного развития навыков у обучающихся [5; 6; 7].

Согласно полученным американскими учеными результатам, в вузе многое определяется образовательной средой, в частности ролью преподавателя, который должен выполнять функцию стимулирования деятельности студентов. Другая особенность реализации проектного метода среди студентов технологического профиля в вузе состоит в том, что сами технологии выполняют интегративную функцию в студенческой среде, поскольку после окончания занятий студенты, как правило, долгое время общаются между собой по поводу результатов своих занятий. Еще один аспект состоит в том, что преобладание в образовательной программе предметов технической направленности позволяет преподавателю осуществить индивидуальный подход к каждому студенту, что в рамках проектного метода значительно повышает результативность образования.

В Таблице 1 отображены наиболее эффективные технологии реализации проектного метода, выявленные согласно опросам, проведенным среди преподавателей Технологического института Джорджии.

Таблица 1

Эффективность проектных технологий в технологическом вузе по результатам опросов преподавателей

Проектная технология Высший балл Наименьший балл Средний балл

Взаимодействие студентов 0,85 0,82 0,84

Оценочная система 0,76 0,64 0,7

Организация готовой среды 0,65 0,73 0,69

Взаимодействие преподавателей 0,61 0,6 0,61

«Мозговой штурм» 0,59 0,43 0,51

Аналогичный опрос был проведен среди студентов данного вуза (Таблица 2).

Таблица 2

Эффективность проектных технологий в технологическом вузе по результатам опросов студентов

Проектная технология Высший балл Наименьший балл Средний балл Средний балл у преподавателей

Взаимодействие студентов 0,73 0,78 0,75 0,84

Организация готовой среды 0,62 0,68 0,65 0,69

Оценочная система 0,61 0,66 0,64 0,70

Взаимодействие преподавателей 0,50 0,71 0,60 0,61

Система планирования 0,54 0,60 0,57 0,44

Онлайн-библио-тека 0,45 0,60 0,53 0,43

«Мозговой штурм» 0,55 0,43 0,49 0,59

Важный результат предоставили опросы студентов на предмет выявления их предпочтений в типе контента, который используется в рамках проектного метода технологического вуза (Таблица 3).

Таблица 3

Наиболее предпочтительные для студентов технологического вуза типы контента в методе проектов

Тип контента «Полезный» «Интересный» Средний балл Средний балл у преподавателей

Работа с графикой 0,79 0,93 0,86 0,83

Работа с документами 0,90 0,70 0,80 0,91

Работа с БД 0,74 0,81 0,78 0,71

Презентация 0,76 0,65 0,71 0,71

Интерактивные тех- 0,64 0,70 0,67 0,81

нологии

Таймлайн 0,64 0,56 0,60 0,63

Блоги 0,47 0,70 0,59 0,67

СМИ 0,54 0,60 0,57 0,51

Фильмы 0,52 0,63 0,57 0,76

Подкасты 0,42 0,49 0,45 0,61

Коллажи 0,44 0,30 0,37 0,42

Таким образом, объединив результаты опросов студентов и преподавателей, можно получить объективную информацию по поводу того, какие инструменты реализации проектного метода наиболее эффективны в технологическом вузе (Диаграмма 1).

Диаграмма 1

Наиболее эффективные инструменты реализации проектного метода в технологическом вузе

Инструменты взаимодействия I Наличие контентной базы ■ Оценочная система Планирование

Еще одно исследование провели в 2010 году иранские и британские ученые. Они хотели выяснить, как у студентов технологической специа-

лизации, обучающихся по проектному методу, развиваются интегратив-ные навыки [13]. Эксперимент проводился с участием 72 обучающихся средней образовательной Северо-Западной школы Канзас-Сити (США). Данное исследование может представлять интерес и в контексте разработки проектных методов для студентов, обучающихся по профилю «Технологическое образование». Проект реализовывался с использованием программных средств компьютерного моделирования (STELLA) [11]. Результаты исследования позволяют лучше понять, как проектная деятельность в подобном направлении влияет на качество усвоения материала в подростковом возрасте. Авторами исследования результат эксперимента оценивается как положительный [11]. Установлено, что уровень понимания учебных предметов по профилю «Технологическое образование» был значительно выше у обучающихся, которые участвовали в нем, нежели у остальных обучающихся. В долгосрочной программе исследований обучающимся предстояло активно использовать аргументацию, объяснять свои решения, передавать придуманные идеи другим людям и использовать все свои коммуникативные особенности, способствующие целям обучения. Обучающиеся сопоставляли полученную в ходе выполнения эксперимента информацию об исследуемом объекте с уже имеющимися у них теоретическими знаниями, на базе чего затем формировали сеть из взаимосвязанных понятий из различных дисциплин. Организаторы данного эксперимента отмечают, что в плане проектного образования важно не столько использование педагогом высоких технологий, сколько наличие и характер целей их использования в конкретной дисциплине, которые определяются самим преподавателем. Первоочередной задачей эксперимента было изучение процессов мотивации и вовлечения обучающихся в данный проект (эксперимент).

Важный аспект, который учитывался в данном эксперименте, тот, что проектное обучение сопровождается значительно более низким уровнем стресса, чем традиционное, что положительно сказывается на качестве образования. Среди трудностей в реализации метода отмечается, прежде всего, несоответствие образовательной среды (технического оснащения, нужных навыков у педагогов) требованиям, необходимым для реализации метода. Другая сложность — быстрое внедрение нововведений в образовательную среду.

В проведенном эксперименте ученые выявили четыре ключевых фактора, влияющих на эффективность метода проекта, реализуемого

посредством использования компьютерной техники:

- активное участие всех обучающихся;

- взаимодействие участников в группах;

- активное общение и обратная связь;

- наличие связи между результатами обучения и практическим контекстом.

В эксперименте STELLA изучалось также развитие обучающихся через работу с компьютерными программами трехмерного моделирования. Результаты анализа влияния компьютерных технологий трехмерного моделирования на комплексное усвоение навыков в рамках метода проектов, были следующими:

- наличие технологий трехмерного моделирования приводило к увеличению уровня взаимодействия между школьниками;

- для повышения качества усвоения материала требуется наличие некоторого опыта работы в трехмерной среде или присутствие преподавателя;

- при работе с трехмерным компьютерным моделированием происходит реорганизация психических процессов, что способствует улучшению качества усвоения нужного навыка и способствует решению текущей проблемы;

- реализуются комплексные умения обучающихся при решении проблем (социальных, личностных, технических, профессиональных), что в целом отвечает требованиям концепции проектного метода.

В данном случае проектный метод подразумевает использование трехмерного моделирование как основу для построения проектного образования. Здесь предлагается выбирать один из двух методов: в первом случае обучающиеся создают собственные модели, во втором случае они используют уже готовые модели. Авторами эксперимента отмечается, что в зависимости от выбора одного из двух методов обучающимися будут определяться различные когнитивные результаты в контексте развития комплексных навыков обучающихся [11].

В данном эксперименте использовался второй метод — изучение готовых моделей трехмерной симуляции реальной среды. В частности, изучалось, как именно такой подход к образованию влияет на заинтересованность обучающихся в совместной деятельности и в осмысленном обучении. Информация об участниках эксперимента отражена в Диаграмме 2.

Диаграмма 2

Данные об участниках эксперимента

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Как видно в Диаграмме 2, со средой трехмерного моделирования 8ТБЬЬЛсредиобучающихся практически никто ранее неработал(80%), нов тоже время 76%изнихимеютопытработы с аналогичнымипрограм-мамитрехмерногомоделирования. Результаты экспериментапоказали, чтовнедрениепроектного методазначительно увеличилоэффективность образованияпосравнениюс традиционным методом(ДиаграммаЗ).

Диаграмма 3

Качество усвоения навыков обучающимися по 10-бальной шкале в зависимости от метода обучения

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

Традиционное образование Проектный метод Проектно-исследовательский

метод

^^"Мальчики ^^™Девочки

1когда не работали со STELLA

Имеют опыт компьютерного моделирования

Используют компьютер дома

Никогда не использовали компьютер

80

76

60

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

Таким образом, исследования показывают, что применение проектного метода для организации учебного процесса студентов технологического профиля позволяет значительно повысить результаты образования. Трудности в данных исследованиях обусловлены недостаточно изученной связью между непрофильными аспектами проектного метода и эффективностью результата его реализации. Предметом будущих исследований может стать целенаправленное изучение взаимосвязей между аспектами коммуникации, личностными характеристиками обучающихся и структурой метода проектов технологического направления.

Литература

1. АлисиевичЕ. П. Формирование проектных умений студентов средних специальных учебных заведений технического профиля: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Шуя: Шуйский государственный педагогический университет, 2009. 223 с.

2. Аничкин Е. С. Проектно-исследовательское обучение студентов: природа, особенности, преимущества // Экономика. Профессия. Бизнес. 2016. № 1. С. 71.

3. ДонгакН. А. Применение проектных технологий в высших учебных заведениях // Молодой ученый. 2019. № 38 (276). С. 151-153.

4. Иванова С. В., Пастухова Л. С. Возможности использования проектного метода в образовании и работе с молодежью на современном этапе // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 6. С. 29-49.

5. Рыбина И. Р., Попова И. Ю. Проектное обучение как элемент организации учебной деятельности в контексте современного образования // Ученые записки Орловского государственного университета. 2014. № 4 (60). С. 299-302.

6. Самохвалов А. В. Проблемы подготовки информатиков в вузе проектной деятельности // Вестник Тамбовского университета. 2009. Т. 14, № 5. С. 904-905.

7. Серова О. В. Применение проектного метода в организации учебного процесса студентов // Проблемы и перспективы развития образования: мат-лы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). В 2-х т. Т. 2. Пермь: Меркурий, 2011. С. 132-134.

8. Тетюкова Е. П., Белых Т. А. Проектное обучение — инновационный подход к организации учебного процесса в высших учебных заведениях РФ // Физика. Технологии. Инновации: сб. мат-лов VI Междунар. молод. науч. конф., посвящ. 70-летию основания Физ.-технол. института УрФУ (Екатеринбург, 20-24 мая 2019 г.). Екатеринбург: УрФУ, 2019. C. 349-358.

9. Трищенко Д. А. Опыт проектного обучения: попытка объективного анализа достижений и проблем // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 4. С. 132-152.

10. Шарипов Ф. В. Технология проектного обучения // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 2 (39). С. 87-93.

11. Eskrootchi R., Oskrochi R.A Study of the Efficacy of Project-based Learning Integrated with Computer-based Simulation — STELLA // Educational Technology & Society. 2010. No. 13(1). Р. 236-245.

12. Kraleva R., Sabani M., Kravlev V. An Analysis of Some Learning Management Systems // International Journal on Advanced Science Engineering Information Technology. 2019. Vol. 9, No. 4. P. 1190-1198 [Электронный ресурс]. D0I:10.18517/

ijaseit.9.4.9437.

13. Taylor J. Study on the Best Uses of Technology in Support of Project-Based Learning // Cornell University. ArXiv.org [Электронный ресурс]. URL: https://arxiv. org/ftp/arxiv/papers/1712/1712.06034.pdf (дата обращения: 19.08.2020).

USING OF THE PROJECT METHOD IN ORGANIZATION

OF EDUCATIONAL PROCESS OF STUDENTS IN THE FIELD OF TECHNOLOGICAL EDUCATION

The features of the project method in context of delivery of the educational materials are demonstrated in the article. The results of the researches, under which project-based education of technical specialties on the example of computer modeling increases the quality of education, are being analyzed. The author highlights the connection between specificity of teaching of technical subjects and requirements of the project method's concept with regard to the influence on teaching of communicative, personal and other factors. There is little study of connection between effectiveness of the project method and the its influence of the collective engagement on it, personal skills and such aspects.

The problem of the study is realization of project method for students of technological field in context of changing labor market needs and instability of relationship between educational institutions and manufacturing.

The goal of this study is to identify the factors which allow to study implementations of the project method for educational institutions of technological field better.

The research methods are comprehensive analysis of russian and foreign scientific articles and statistical data of surveys. The main results of the research show that there is a particular and important relationship between personal aspects in education and quality of educational material's learning and skills. The available data depict that, on the one hand, group learning contributes to more effective learning in comparison to traditional approaches, and on the other hand, there are reasons to believe that the impact on the development of creative and critical thinking is required for increasing the education's effectiveness, and skills of independent problem solving.

The theoretical relevance of the question consists in receiving objective statistical data which serve as a basis for further research in this field of pedagogics.

Keywords: project method, technological field, students, education, skills.

References

• Alisievich E. P. Formirovanie proektnyh umenij studentov srednih special'nyh uchebnyh zavedenij tekhnicheskogo profilya: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. Shuya: Shujskij gos-udarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2009. 223 s.[In Rus].

• Anichkin E. S. Proektno-issledovatel'skoe obuchenie studentov: priroda, osobennosti, preimushchestva // Ekonomika. Professiya. Biznes. 2016. № 1. S. 71. [In Rus].

• Dongak N. A. Primenenie proektnyh tekhnologij v vysshih uchebnyh zavedeniyah // Molodoj uchenyj. 2019. № 38 (276). S. 151-153. [In Rus].

• Eskrootchi R., Oskrochi R. A Study of the Efficacy of Project-based Learning Integrated with Computer-based Simulation — STELLA // Educational Technology & Society. 2010. No. 13 (1). P. 236-245.

• Ivanova S. V., Pastuhova L. S. Vozmozhnosti ispol'zovaniya proektnogo metoda v obra-zovanii i rabote s molodezh'yu na sovremennom etape // Obrazovanie i nauka. 2018. T. 20, № 6. S. 29-49. [In Rus].

• Kraleva R., Sabani M., Kravlev V. An Analysis of Some Learning Management Systems // International Journal on Advanced Science Engineering Information Technology. 2019. Vol. 9, No. 4. P. 1190-1198 [Elektronnyj resurs]. D0I:10.18517/ijaseit.9.4.9437.

• Rybina I. R., Popova I. Yu. Proektnoe obuchenie kak element organizacii uchebnoj deyatel'nosti v kontekste sovremennogo obrazovaniya // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 4 (60). S. 299-302. [In Rus].

• Samohvalov A. V. Problemy podgotovki informatikov v vuze proektnoj deyatel'nosti // Vestnik Tambovskogo universiteta. 2009. T. 14, № 5. S. 904-905. [In Rus].

• Serova O. V. Primenenie proektnogo metoda vorganizacii uchebnogo processa studentov // Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: mat-ly I Mezhdunar. nauch. konf. (g. Perm', aprel' 2011 g.). V 2-h t. T. 2. Perm': Merkurij, 2011. S. 132-134. [In Rus].

• Sharipov F. V. Tekhnologiya proektnogo obucheniya // Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2012. № 2 (39). S. 87-93. [In Rus].

• Taylor J. Study on the Best Uses of Technology in Support of Project-Based Learning // Cornell University. ArXiv.org [Elektronnyj resurs]. URL: https://arxiv.org/ftp/arxiv/ papers/1712/1712.06034.pdf (data obrashcheniya: 19.08.2020).

• Tetyukova E. P., Belyh T. A. Proektnoe obuchenie — innovacionnyj podhod k organiza-cii uchebnogo processa v vysshih uchebnyh zavedeniyah RF // Fizika. Tekhnologii. Innovacii: cb. mat-lov VI Mezhdunar. molod. nauch. konf., posvyashch. 70-letiyu os-novaniya Fiz.-tekhnol. instituta UrFU (Ekaterinburg, 20-24 maya 2019 g.). Ekaterinburg: UrFU, 2019. S. 349-358. [In Rus].

• Trishchenko D. A. Opyt proektnogo obucheniya: popytka ob"ektivnogo analiza dostizhenij i problem // Obrazovanie i nauka. 2018. T. 20, № 4. S. 132-152. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.