Научная статья на тему 'ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА И ОСНОВ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ'

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА И ОСНОВ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная деятельность / универсальные компетенции / стоматологическое отделение / образование / латинский язык / project activity / universal competences / dental department / education / Latin language

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.Н. Дмитриева

Профессионально-ориентированная дисциплина «Латинский язык» является одним из неотъемлемых элементов обучения студентов медицинского профиля. Изучение данной дисциплины формирует терминологически грамотного врача, а также повышает его профессиональную языковую культуру. Преподавание латинского языка в медицинских вузах в основном ведется с использованием традиционного метода обучения. Актуальным вопросом для преподавателей-латинистов является использование новых моделей образования и инновационных технологий, практики зарубежного опыта преподавания в вузах. Преподавателями секции латинского языка Северо-Восточного федерального университета активно используются разные педагогические технологии в рамках личностного и профессионального обучения, такие как индивидуальный подход при обучении, работа в сотрудничестве и использование проектной деятельности. В преподавании дисциплины «Латинский язык» по окончании разделов (анатомического, клинического, фармацевтического) автором предлагается использование проектной деятельности с использованием регионального компонента. Использование регионального компонента может повысить интерес студентов к предмету и сделает учебное занятие интересным. В этом заключается новизна работы. Цель данного исследования – выявить эффективность использования проектного метода на практических занятиях по латинскому языку как одного из средств мотивации студентов к учебе, активизации творческой деятельности и повышения интереса к предмету. Такой метод отличается от традиционного обучения и способствует всестороннему и многоплановому развитию личности обучающегося, вызывает познавательный интерес и активизирует творческие способности, а также развивает исследовательские умения, способность анализировать полученные результаты, выступать перед большой аудиторией. Практическую значимость работы мы видим в использовании полученных результатов в ходе практических занятиях по обучению латинскому языку и основам медицинской терминологии студентов медицинского профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О.Н. Дмитриева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT METHOD FOR STUDYING THE LATIN LANGUAGE AND THE BASICS OF MEDICAL TERMINOLOGY

Professionally oriented discipline “Latin Language” is one of the essential elements of teaching medical students. Mastering this discipline forms a terminologically competent doctor, as well as increases his professional language culture. The teaching of Latin in medical schools is mainly conducted using the traditional method of teaching. A topical issue for Latin teachers is the development of new models of education, the use of innovative technologies, and the practice of foreign experience in teaching at universities. Teachers of the Latin language section of NEFU actively use various pedagogical technologies in the framework of personal and professional training, such as an individual approach to training, working in collaboration and using project activities. All this knowledge serves as the basis for studying other special disciplines in medical schools. In teaching the discipline “Latin Language” at the end of the sections (anatomical, clinical, pharmaceutical), the author suggests the use of project activities using the regional component, which will increase students’ interest in the subject and make the training session interesting. This is the novelty of the work. This method differs from traditional training and contributes to the comprehensive and multifaceted development of the student’s personality, arouses cognitive interest and activates creative abilities, as well as develops research skills, analyze the results obtained, and speak to a large audience. It contains an analysis of the problem, determination of the goal, search for information, analysis of the received information, analysis of the received results, and conclusion. The practical significance of the work is shown in the use of the results of this work in practical classes on Latin and the basics of medical terminology for medical students. The task of the study is to identify the effectiveness of using the project method in practical classes in Latin as one of the means of motivating students to study, activating creative activity and increasing interest in the subject.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА И ОСНОВ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ»

Обе группы обучались дистанционно, на платформе Zoom. Контрольная группа обучалась по учебнику «Spotlight 5», а экспериментальная - по разработанному интерактивному тренажеру. Было проведено 12 уроков в рамках пяти модулей по темам «School» «I am from» "My home" «My family» «Animals» с использованием 20 интерактивных упражнений, целью которых является формирование лексико-грамматических навыков по теме.

В контрольной группе (5 «А») работа с упражнениями велась по учебнику дистанционно на платформе Zoom, в устной форме.

В экспериментальной группе (5 «Б») работа велась по другому варианту: учитель показывал демонстрацию экрана, ученики выполняли упражнения, перейдя по QR-коду с телефона.

После завершения экспериментального обучения подвели итоги. Целью итогового этапа является выявление эффективности использования средств ИКТ на формирование лексико-грамматических навыков. Для выявления результатов было проведено тестирование в контрольной и экспериментальной группах на знание лексического и грамматического материала, то есть контроль знаний и сформированности уровня лексико-грамматических навыков дистанционно с помощью теста.

Таблица 1

Результаты контрольного теста

Экспериментальная группа Контрольная группа

Количество учащихся 12 12

Количество «5» 5 4

Количество «4» 6 3

Количество «3» 1 4

Количество «2» 0 1

Представленные результаты эксперимента доказывают эффективность интегрированного обучения с применением ИКТ средств в обучении лексике и

Библиографический список

грамматике английского языка. Как показало исследование, лексико-грамматиче-ские умения учащихся экспериментальной группы при использовании тренажера интерактивных упражнений в обучении стали выше.

На примере экспериментальной группы мы определили, что учащиеся овладели материалом на уровне навыка быстро и с интересом, познакомились со многими образовательными средствами ИКТ, узнали якутские пословицы, научились выполнять задания на компьютере и на телефоне, пользоваться QR-кодом и т.д.

Таким образом, интегрированный подход с применением средств ИКТ как созданный нами электронный комплекс упражнений, направленный на формирование лексико-грамматического навыка по модулям УМК «Английский в фокусе 5», показал эффективность формирования лексико-грамматического навыка у учащихся.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что интегрированный подход с применением средств ИКТ в якутских школах подходит для эффективного обучения иностранным языкам. Они могут быть использованы при формировании всех коммуникативных умений и навыков, в особенности лекси-ко-грамматической стороне речи.

Таким образом, интегрированный подход с приминением средств ИКТ позволяет обобщить, структурировать и систематизировать материал на иностранном языке. Также на интегрированных занятиях осуществляется развитие личности, ученики овладевают способами познания окружающего мира посредством анализа, синтеза и систематизации знаний, умений и навыков. Интеграция обучения дает возможность связать в единую систему все знания и умения, получаемые на уроках родного и английского языков, а также добыть новые знания в ходе осуществления этих связей.

Разработка интерактивных мультимедийных тренажеров с учетом принципа родного языка и индивидуальных особенностей учеников становится актуальной задачей. Использование информационных технологий в интегрированном подходе значительно повышает эффективность усвоения учащимися материала. Главным преимуществом предлагаемой методики является ее доступность и простота в использовании, что, возможно, будет оценено с расширением и внедрением авторами новых обучающих программ по данной методике.

1. Николашина Е.А. Интегрированный подход в обучении иностранному языку. Концепт. Научно-методический электронный журнал. 2017; № S16: 18 - 24. Available at: http://e-koncept.ru/2017/470197.htm

2. Азимов Э.Г, Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва: Издательство «Икар», 2009.

3. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. Москва: Педагогика,1988.

4. Информационные технологии при обучении иностранному языку. Available at: https://works.doklad.ru/view/dnatwZYA8jM.html

5. Бадалян А.Х. Формирование и развитие лексических навыков в процессе обучения иностранному языку. Available at: https://moluch.ru/archive/199/49000/

6. Биболетова М.З. Характеристика средней ступени обучения. Available at: https://studopedia.info/4-115579.html

References

1. Nikolashina E.A. Integrirovannyj podhod v obuchenii inostrannomu yazyku. Koncept. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal. 2017; № S16: 18 - 24. Available at: http://e-koncept.ru/2017/470197.htm

2. Azimov 'E.G., Schukin A.N. Novyjslovar'metodicheskih terminoviponyatij (teoriya ipraktika obucheniya yazykam). Moskva: Izdatel'stvo «Ikar», 2009.

3. Mashbic E.I. Psihologo-pedagogicheskieproblemy komp'yuterizaciiobucheniya. Moskva: Pedagogika,1988.

4. Informacionnye tehnologii pri obuchenii inostrannomu yazyku. Available at: https://works.doklad.ru/view/dnatwZYA8jM.html

5. Badalyan A.H. Formirovanie irazvitie leksicheskih navykov v processe obucheniya inostrannomu yazyku. Available at: https://moluch.ru/archive/199/49000/

6. Biboletova M.Z. Harakteristika srednej stupeniobucheniya. Available at: https://studopedia.info/4-115579.html

Статья поступила в редакцию 20.09.20

УДК 378.147

Dmitrieva O.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: oksanadm2006@mail.ru

PROJECT METHOD FOR STUDYING THE LATIN LANGUAGE AND THE BASICS OF MEDICAL TERMINOLOGY. Professionally oriented discipline "Latin Language" is one of the essential elements of teaching medical students. Mastering this discipline forms a terminologically competent doctor, as well as increases his professional language culture. The teaching of Latin in medical schools is mainly conducted using the traditional method of teaching. A topical issue for Latin teachers is the development of new models of education, the use of innovative technologies, and the practice of foreign experience in teaching at universities. Teachers of the Latin language section of NEFU actively use various pedagogical technologies in the framework of personal and professional training, such as an individual approach to training, working in collaboration and using project activities. All this knowledge serves as the basis for studying other special disciplines in medical schools. In teaching the discipline "Latin Language" at the end of the sections (anatomical, clinical, pharmaceutical), the author suggests the use of project activities using the regional component, which will increase students' interest in the subject and make the training session interesting. This is the novelty of the work. This method differs from traditional training and contributes to the comprehensive and multifaceted development of the student's personality, arouses cognitive interest and activates creative abilities, as well as develops research skills, analyze the results obtained, and speak to a large audience. It contains an analysis of the problem, determination of the goal, search for information, analysis of the received information, analysis of the received results, and conclusion. The practical significance of the work is shown in the use of the results of this work in practical classes on Latin and the basics of medical terminology for medical students. The task of the study is to identify the effectiveness of using the project method in practical classes in Latin as one of the means of motivating students to study, activating creative activity and increasing interest in the subject.

Key words: project activity, universal competences, dental department, education, Latin language.

О.Н. Дмитриева, канд. филол. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

E-mail: oksanadm2006@mail.ru

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА И ОСНОВ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

Профессионально-ориентированная дисциплина «Латинский язык» является одним из неотъемлемых элементов обучения студентов медицинского профиля. Изучение данной дисциплины формирует терминологически грамотного врача, а также повышает его профессиональную языковую культуру. Преподавание латинского языка в медицинских вузах в основном ведется с использованием традиционного метода обучения. Актуальным вопросом для преподавателей-латинистов является использование новых моделей образования и инновационных технологий, практики зарубежного опыта преподавания в вузах. Преподавателями секции латинского языка Северо-Восточного федерального университета активно используются разные педагогические технологии в рамках личностного и профессионального обучения, такие как индивидуальный подход при обучении, работа в сотрудничестве и использование проектной деятельности. В преподавании дисциплины «Латинский язык» по окончании разделов (анатомического, клинического, фармацевтического) автором предлагается использование проектной деятельности с использованием регионального компонента. Использование регионального компонента может повысить интерес студентов к предмету и сделает учебное занятие интересным. В этом заключается новизна работы. Цель данного исследования - выявить эффективность использования проектного метода на практических занятиях по латинскому языку как одного из средств мотивации студентов к учебе, активизации творческой деятельности и повышения интереса к предмету. Такой метод отличается от традиционного обучения и способствует всестороннему и многоплановому развитию личности обучающегося, вызывает познавательный интерес и активизирует творческие способности, а также развивает исследовательские умения, способность анализировать полученные результаты, выступать перед большой аудиторией. Практическую значимость работы мы видим в использовании полученных результатов в ходе практических занятиях по обучению латинскому языку и основам медицинской терминологии студентов медицинского профиля.

Ключевые слова: проектная деятельность, универсальные компетенции, стоматологическое отделение, образование, латинский язык.

На занятиях по латинскому языку активно применяются разные технологии во время практических занятий, такие как индивидуальный подход при обучении, работа в сотрудничестве и использование проектной деятельности. В этой статье мы остановимся на последней технологии - проектной деятельности, которая применяется как итоговая работа при окончании анатомического, клинического или фармацевтического разделов курса латинского языка.

Цель данного исследования - выявить эффективность использования проектного метода на практических занятиях по латинскому языку как одного из средств мотивации студентов к учебе, активизации творческой деятельности и повышения интереса к предмету.

Метод проектов (от лат projectus - выступающий вперед, выдающийся) впервые возник в США и назывался методом проблем. Согласно Дж. Дьюи, успешное обучение строится на активной базе, т.е. путем использования активной деятельности обучающегося, которая исходит из его личных интересов [1]. По мнению Дж. Дьюи, в учениках нужно сформировать их заинтересованность в получаемых знаниях, которые потом могут пригодиться в жизни. Для этой цели проблема должна быть взята из их реальной жизни, знакома ученикам, и для решения ее решения им необходимо применить полученные знания. В настоящее время идея метода также осталась прежней.

Далее приведем примеры опыта использования метода проекта в зарубежных вузах, которые были отражены в работе А.П. Казуна [2]. Интересным является внедрение метода проектов в Финляндии. Например, в Университете Восточной Финляндии с 2000 г действует проект под названием «Социальная фармацевтика» [3]. В рамках этого проекта студенты-медики подготовили специальный веб-сайт, в котором размещалась информация об использовании лекарственных препаратов. Этот сайт был начальным этапом внедрения нового предмета в школах и далее обновлялся и поддерживался последующими студентами. Как отмечают авторы статьи Хен-Антила К. Саано, К. Вианио, с помощью этого проекта у студентов формировались и развились новые навыки не только самостоятельной, но и командной работы, а также социальной коммуникации [4]. Во Франции метод проектов называется «индустриальным проектным методом» [5]. В его развитии выделяют три этапа. На первом этапе в 1985 - 1991 годах в школах формировали классы с технической специализацией и подготовили учителей для этих классов. На втором этапе, в 1992 г во всех школах Франции было внедрено обучение с использованием нового «индустриального проектного метода». Это было решением министерства образования Франции. Третий этап внедрения метода проектов начинается с 1999 г С этого времени проекты стали длиться 2 и 3 года и обязательно должны были соответствовать потребностям конкретных компаний и оценивались степенью коммерциализации. Исследование, сделанное Ж. Гинестие в 2002 г, показывает, что существует разрыв между проектами и их результатами. По мнению автора, причина заключается в том, что при внедрении проекта не учитывается организация работы в компаниях и в учебных процессах. Автор советует совершенствовать практику внедрения проектов в компаниях с учетом организации работы. Таким образом, во Франции проек-тно-ориентированное обучение имеет большую связь с потребностями рынка [6]. О том, что в Китае применение метода проектов оценивается положительно и набирает популярность, отразили в своих работах Ксю Ю.Лю В., Ду Кс. Су Л., Лю Ж., Хопвуд Б., Меллор М., О Брайан Г, Жао К., Джанг Ж., Ду Кс. [7 - 10]. В школах метод проектов в связи со стремительным развитием промышленности выступает сегодня главной проблемой страны. Например, в 2008 году 60 магистрантов Пекинского педагогического университета (Beijing Normal University) совместно с Университетом Ольборка (Дания) стали участниками проектной деятельности по улучшению экологии в родном городе. Интеграционная задача заключается в овладении китайскими школьниками английским языком, необходимым в качестве средства международного общения. Знание английского языка позволит китайцам интегрироваться в мировую рыночную систему. Таким образом, в Ки-

тае метод проектов имеет масштабные цели со стороны правительства. В США проектный метод применяется давно. В американских вузах студенты занимаются проектами, решающими экологические проблемы. С помощью проектных методов внедряются инновационные технологии, устанавливается связь рынка с образовательной системой, развиваются социальные навыки у студентов [11].

В отечественной педагогической науке большой вклад в разработку метода проектов внес П.П. Блонский [12]. Он выделил следующие методические подходы в обучении подростков при создании проектов: 1) этическое развитие учащихся, сохранение культуры их духовного мира; 2) метод проектов - инструмент становления преобразователя окружающего мира; 3) появление навыков самостоятельного выполнения учебных проектов, обеспечение выпускников успешной профессиональной деятельностью в условиях индустриального общества, развития науки и техники; 4) проектный метод - основное средство познания и преобразования окружающей человека действительности, следовательно, этот метод должен внедряться в школу. Также метод проектов был рассмотрен такими отечественными педагогами, как В.Н. Шульгин, Е.Г. Кагаров, М.В. Крупенина, В.В. Игнатьев и др. Е.Г Кагаров определил проект как любое действие, которое совершается от сердца и с некоторой целью. По мнению автора, следует учитывать интерес обучающихся, их самостоятельность и творческие способности, а также обращать внимание на связь теории с практикой. Автор выделяет три этапа при выполнении проектов: план работы, выполнение проектной работы и подведение итогов и результатов проделанной работы [13]. В.В. Игнатьев и М.В. Крупенина отмечают при выполнении проектной работы самостоятельность детей, учет как возрастных, так и индивидуальных особенностей каждого обучающегося [14].

В настоящее время большую лепту в развитие метода проектов внесли Е.С. Полат и М.Ю. Бухаркина [15; 16; 17]. По мнению авторов, данный метод позволяет решить проблему со всех сторон с применением междисциплинарного подхода, и результаты этих проектов можно реализовать в действительности. Как пишет Е.С. Полат, метод проектов позволяет ученикам получить результат интеллектуальной деятельности быстро, а педагоги в процессе планирования и подготовки проектов занимаются самосовершенствованием, обучаются новым информационным технологиям. В своем учебном пособии Е.С. Полат и М.Ю. Бухаркина делят проекты по доминирующему характеру, координации, контактам, количеству участников и по продолжительности. Данная классификация является в настоящее время наиболее полной. В процессе реализации исследовательского проекта требуется обоснование значимости исследуемой темы. По окончании проекта сдается реферат либо исследовательская работа. Итогом работы над творческим проектом являются видеофильмы, компьютерная программа, фотоальбом, гербарий, альманах. Игровые проекты представляют собой сюжетно-ролевой сценарий. Результат данного проекта -спектакль, конференция и пр. При выполнении информационного проекта готовится обобщенный информационно-аналитический материал об объекте или явлении, которые предназначены для широкого круга аудитории. Продуктом проекта является статистический анализ, результаты мониторинга и др. проекты. Практико-ориентированный проект содержит четко обозначенный итог и результат деятельности обучающихся, ориентированные на социальные запросы.

Таким образом, анализ зарубежной и отечественной литературы о методе проектов показывает, что он используется во всем мире в разных образовательных системах. Применение данного метода дает возможность обучающимся обработать информацию самостоятельно, в удобное для них время. Стоит отметить достоинства данного проекта, такие как междисциплинарность, коллективность, обучение с применением практики с теорией, проблемная ориентация и др. В нашей работе мы использовали классификацию Е.С. Полат и М.Ю. Бу-харкиной, которая может быть использована в обучении любой дисциплины и является наиболее полной.

Таблица 1

Анализ результатов опроса студентов при использовании метода проектов

Дисциплина Вопросы

Знаком с методом проектов Метод проектов интересен/ полезен Индивидуальная работа над проектом лучше Групповая работа над проектом лучше Изучение латинского языка необходимо для врача Интересен латинский язык, медицинская терминология Считаю полезным применение метода проектов

Латинский язык 100% 95% 16% 84% 100% 92% 100%

Методология работы состоит в анализе зарубежных и отечественных работ по методу проектов, анализ проектов, связанных с региональным компонентом, анализ результатов анкетирования для выявления эффективности использования метода проектов на занятиях по латинскому языку. В эксперименте участвовали студенты 1 курса стоматологического отделения медицинского института Северо-Восточного федерального университета. Внедрение проектной деятельности по дисциплине «Латинский язык» проводилось во время практических занятий в период с января по март 2020 года. В ходе задания студенты должны были выполнить все шаги алгоритма проектной деятельности и в конце защитить проект (коллективный анализ деятельности).

Для эксперимента с целью выявления эффективности использования проектного метода на практических занятиях по латинскому языку, как одного из средств мотивации студентов к учебе, активизации творческой деятельности и повышение интереса к предмету, были предложены проекты «Интересные факты о зубах у якутов и других народов» и «Народные названия болезней у якутов».

Проект «Интересные факты о зубах у якутов и других народов». Группа была разделена на несколько рабочих групп. Первая группа искала информацию о зубах у якутов. Вторая группа искала интересные факты о зубах у животных. Третья группа искала информацию у разных народов. В данном проекте участие приняли 17 студентов 1 курса стоматологического отделения медицинского института СВФУ. Для проекта было отведено 4 академических часа без учета СРС. Задачами проекта были: повтор лексики по анатомической терминологии для формирования лексического запаса по стоматологической специализации, а также поиск информации об интересных фактах не только у якутов, но и у всех народов. Как отмечают студенты, это было самым сложным заданием, так как информации об этом в Интернете совсем нет, и им пришлось обращаться не только к практикующим врачам, но и к родителям и жителям районов. В результате были сделаны презентации по предложенным темам и заслушаны во время практических занятий с привлечением всех студентов стоматологического отделения.

Проект «Народные названия болезней у якутов». В данном проекте участие приняли 13 студентов. Проект был завершающим этапом раздела по клинической терминологии дисциплины «Латинский язык». Проект также является подготовительной частью к международной интернет-олимпиаде по латинскому языку, которая ежегодно проводится преподавателями секции латинского языка Ульяновского государственного университета. Перед студентами были поставлены следующие задачи: поиск народных названий болезней у якутов, русских и их латинские названия, а также номинации на английском языке. Следует отметить, что народные названия болезней составляют большую группу в российской медицинской терминологии. Особое внимание вызвало у студентов происхождение этих терминов. Они также отметили, что название якутских болезней используется в районах, в основном у пожилых людей в быту, и знание этих терминов в будущем им пригодится на практике. Проект имел целью повтор и активизацию лексики по клинической терминологии и занял 3 академических часа. В конце проекта студенты подготовили презентацию с примерами болезней на якутском, русском, латинском, английском языках.

Библиографический список

Данные проекты были завершающим этапом анатомического и клинического разделов дисциплины «Латинский язык». В исследовании отдельным заданием идет повтор анатомической терминологии по стоматологии, а также клинических терминов.

После защиты проектов среди студентов было проведено анкетирование с целью выявления эффективности использования проектного метода на практических занятиях по латинскому языку. В опросе приняли участие 30 студентов, работавших над проектами. Анкета включала вопросы, касающиеся положительных и отрицательных моментов при использовании метода проектов, имеющихся проблем и путей их решения. В результате анкетирования были получены следующие результаты.

Как видно из табл. 1, все студенты знакомы с методом проектов. 95% студентов считают применение метода проектов полезным и интересным, при этом указывают, что наиболее предпочтительным является групповая работа над проектом (84%). Все студенты (100%) отмечают необходимость изучения латинского языка будущими врачами. По окончании фармацевтического раздела рекомендуем сделать проекты по следующим темам: «Мифологизмы в фармацевтической терминологии», «История происхождения фармацевтических терминов», «Лекарственные формы, утратившие свое значение» и др. В работе над проектом особую трудность составляет этап сбора информации, самым интересным считают этап защиты проекта. Они также отметили, что для полного сбора информации не хватило времени, и это следует учесть в будущем. Результаты опроса студентов показали, что метод проектов в изучении латинского языка и основ медицинской терминологии является интересным и полезным, повышает мотивацию и активизирует творческую деятельность.

В ходе проектной работы у студентов наблюдалась творческая заинтересованность, здоровая конкуренция, интерес к выполненным заданиям других групп, что подтверждалось многочисленными вопросами во время защиты проектов. Результаты первой группы студентов планируются к участию в студенческих научно-практических конференциях с дополнениями. Практика показывает, что проектная деятельность с большим успехом может использоваться как фрагмент во время практических занятий по латинскому языку. Такую технологию можно использовать во время контроля пройденных модулей, разделов. Такой метод способствует всестороннему и многоплановому развитию личности обучающегося, вызывает познавательный интерес и активизирует творческие способности.

В заключение нужно отметить, что с первых дней учебы студентов нужно приобщить к самостоятельной поисково-творческой работе, обучить умению размышлять, научить правильной организации самостоятельной работы. Темы проектных работ нужно выбирать согласно содержанию рабочей программы дисциплины. Опыт показывает, что проектная деятельность способствует формированию у студентов интереса к изучаемому предмету, помогает приобрести творческо-исследовательский опыт, навыки командной работы, учит правильному оформлению проектных работ и защите его перед аудиторией. Также нужно отметить, что проектная деятельность стимулирует студентов к самооценке, что очень важно на начальном этапе обучения.

1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учебное пособие для педагогических учебных заведений. Под редакцией А.И. Пискунова. Москва: ТЦ Сфера, 2001.

2. Казун А.П., Пастухова Л.С. Практики применения проектного метода обучения: опыт разных стран. Образование и наука. Екатеринбург: ФГАОУ ВО «РГППУ», 2018; Т. 20, № 2: 32 - 59.

3. Vahtikari K. Project based learning for master students - Case integrated interior wooden surfaces. World Conference on Timber Engineering. 2012: 315 - 322.

4. Heen-Anttila K., Saano S., Vainio K. Professional Competencies Learned Through Working on a Medication Education Project. American Journal of Pharmaceutical Education. 2010; Vol. 74, Issue 6: 1 - 8.

5. Ginestié J. The Industrial Project Method in French Industry and in French Schools. International Journal of Technology and Design Education. 2002; Vol. 12, Issue 2; 99 - 122.

6. Ginestié J. Technology Education in France. Strategien und Paradigmenwechselzur technischen Bildung. Berlin, 1997: 75 - 85.

7. Xu Y. Liu W. A project-based learning approach: a case study in China. Asia Pacific Education Review. 2010; Vol. 1, Issue 3: 363 - 370.

8. Du X. Su L., Liu J. Developing sustainability curricula using the PBL method in a Chinese context. Journal of Cleaner Production. 2013; Vol. 61: 80 - 88.

9. Hopwood B., Mellor M., O'Brien G. Sustainable development: mapping different approaches. Sustainable Development. 2005; Vol. 13, Issue 1: 38 - 52.

10. Zhao K., Zhang J., Du X. Chinese business students' changes in beliefs and strategy use in a constructively aligned PBL course. Teaching in Higher Education. 2017; Vol. 22, Issue 7: 785 - 804.

11. Ye C., Van Os J., Chapman D., Jacobson D. An Online Project-Based Competency Education Approach to Marketing Education. Journal of Marketing Education. 2017; Vol. 39, Issue 3: 162 - 175.

12. Пономарева Е.А. Метод проектов в истории отечественного образования: выпускная квалификационная работа. Екатеринбург, 2017.

13. Гилева Е.А. История развития метода проектов в российской школе. Наука и школа. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2007; № 4: 17 - 19.

14. Игнатьев Б.В., Крупенина М.В. На путях к методу проектов. Москва - Ленинград: Государственное издательство, 1930.

15. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева Е.С., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. Москва: Издательский центр «Академия», 1999.

16. Полат Е.С. и др. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для педагогических вузов. Москва: Академия, 2006.

17. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2010.

References

1. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya. Otzarozhdeniya vospitaniya v pervobytnom obschestve do konca XX v.: uchebnoe posobie dlya pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Pod redakciej A.I. Piskunova. Moskva: TC Sfera, 2001.

2. Kazun A.P., Pastuhova L.S. Praktiki primeneniya proektnogo metoda obucheniya: opyt raznyh stran. Obrazovanie i nauka. Ekaterinburg: FGAOU VO «RGPPU», 2018; T. 20, № 2: 32 - 59.

3. Vahtikari K. Project based learning for master students - Case integrated interior wooden surfaces. World Conference on Timber Engineering. 2012: 315 - 322.

4. Heen-Anttila K., Saano S., Vainio K. Professional Competencies Learned Through Working on a Medication Education Project. American Journal of Pharmaceutical Education. 2010; Vol. 74, Issue 6: 1 - 8.

5. Ginestie J. The Industrial Project Method in French Industry and in French Schools. International Journal of Technology and Design Education. 2002; Vol. 12, Issue 2; 99 - 122.

6. Ginestie J. Technology Education in France. Strategien und Paradigmenwechselzur technischen Bildung. Berlin, 1997: 75 - 85.

7. Xu Y. Liu W. A project-based learning approach: a case study in China. Asia Pacific Education Review. 2010; Vol. 1, Issue 3: 363 - 370.

8. Du X. Su L., Liu J. Developing sustainability curricula using the PBL method in a Chinese context. Journal of Cleaner Production. 2013; Vol. 61: 80 - 88.

9. Hopwood B., Mellor M., O'Brien G. Sustainable development: mapping different approaches. Sustainable Development. 2005; Vol. 13, Issue 1: 38 - 52.

10. Zhao K., Zhang J., Du X. Chinese business students' changes in beliefs and strategy use in a constructively aligned PBL course. Teaching in Higher Education. 2017; Vol. 22, Issue 7: 785 - 804.

11. Ye C., Van Os J., Chapman D., Jacobson D. An Online Project-Based Competency Education Approach to Marketing Education. Journal of Marketing Education. 2017; Vol. 39, Issue 3: 162 - 175.

12. Ponomareva E.A. Metod proektov v istorii otechestvennogo obrazovaniya: vypusknaya kvalifikacionnaya rabota. Ekaterinburg, 2017.

13. Gileva E.A. Istoriya razvitiya metoda proektov v rossijskoj shkole. Nauka i shkola. Moskva: Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet, 2007; № 4: 17 - 19.

14. Ignat'ev B.V., Krupenina M.V. Na putyah k metodu proektov. Moskva - Leningrad: Gosudarstvennoe izdatel'stvo, 1930.

15. Polat E.S., Buharkina M.Yu., Moiseeva E.S., Petrov A.E. Novye pedagogicheskie iinformacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 1999.

16. Polat E.S. i dr. Pedagogicheskie tehnologii distancionnogo obucheniya: uchebnoe posobie dlya pedagogicheskih vuzov. Moskva: Akademiya, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Polat E.S., Buharkina M.Yu. Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2010.

Статья поступила в редакцию 20.09.20

УДК 379.634:371.4

Levchenko A.A., senior teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: tspmvd@mail.ru

Maletin S.V., senior teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: info@buimvd.ru

Morozov V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia),

E-mail: info@buimvd.ru

FEATURES OF IMPLEMENTING THE CONTEXTUAL APPROACH IN TRAINING POLICE OFFICERS FOR PERSONAL SECURITY. The article discusses features of training police officers in personal security when performing official tasks in modern conditions. The analysis of the state of personal security is carried out, as well as the problematic issues of training police officers are highlighted. One of the most optimal approaches in training is the contextual approach, it allows the most effective implementation of the relationship between theory and practice, which contains a set of active and interactive training methods for the formation of professional competencies of police officers. As the main ways to implement the contextual approach, three forms of activity that can be effectively applied in the course of training in the discipline "Personal security of bodies of Internal Affairs" are considered: academic, quasi-professional and educational-professional activities.

Key words: personal security, police officer, contextual approach, police officers' readiness formation, cadets and students, educational organization, active teaching methods.

A.А. Левченко, ст. преп., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, Е-mail: tspmvd@mail.ru

С.В. Малетин, ст. преп., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, Е-mail: info@buimvd.ru

B.А. Морозов, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, Е-mail: info@buimvd.ru

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В статье рассматриваются особенности обучения сотрудников полиции личной безопасности при выполнении служебных задач в современных условиях. Проведен анализ состояния обеспечения личной безопасности, а также выделены проблемные вопросы обучения сотрудников полиции. Одним из наиболее оптимальных подходов в обучении предложен контекстный подход, позволяющий наиболее эффективно осуществить взаимосвязь теории и практики, содержащий в себе комплекс активных и интерактивных методов обучения при формировании профессиональных компетенций сотрудников полиции. В качестве основных путей реализации контекстного подхода рассмотрены три формы деятельности, которые можно эффективно применять в ходе обучения по дисциплине «Личная безопасность органов внутренних дел»: учебная деятельность академического типа, квазипрофессиональная и учебно-профессиональная деятельность.

Ключевые слова: личная безопасность, сотрудник полиции, контекстный подход, формирование готовности сотрудников полиции, курсанты и слушатели, образовательная организация, активные методы обучения.

Способность сотрудников полиции к обеспечению личной безопасности играет ключевую роль в успешном выполнении своих служебных обязанностей, а также в возможности сохранить жизнь и здоровье себе и своим коллегам. К сожалению, в наше время подготовке сотрудников полиции к обеспечению личной безопасности уделяется недостаточно внимания, что ведет к негативным последствиям. Только за 2018 год в Алтайском крае в ходе выполнения служебных обязанностей ста пятидесяти сотрудникам полиции был причинен вред здоровью различной степени тяжести, а в 2019 году количество пострадавших сотрудников составило сто пятьдесят три [1].

Исходя из этого, можно сделать вывод, что обеспечение личной безопасности сотрудников полиции в ходе выполнения служебных обязанностей является актуальной темой, а подготовка к обеспечению личной безопасности нуждается в

совершенствовании и определении наиболее эффективных подходов и методов обучения.

Формирование готовности сотрудников полиции к обеспечению личной безопасности осуществляется в период обучения в образовательных организациях МВД России и в ходе практического опыта, получаемого при выполнении своих служебных обязанностей. Умение реализовать теоретические знания на практике в первую очередь формируется при изучении дисциплины «Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел». В ходе обучения курсантов и слушателей преподаватель должен совместить знания, полученные при изучении огневой, физической, тактической, психологической, правовой, медицинской подготовки, в одно общее понимание и четкий алгоритм действий будущего сотрудника полиции. Только в этом случае сотрудник будет чувствовать себя защи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.